Смотреть что такое "Сегунат Токугава" в других словарях

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

XVII-XIX вв. в Япо-нии на-зы-ва-ют пе-ри-о-дом Эдо, по на-зва-нию сто-ли-цы Япо-нии дан-но-го пе-ри-о-да - го-ро-да Эдо (со-вре-мен-ный Токио). В это время стра-ной фак-ти-че-ски пра-ви-ли пред-ста-ви-те-ли рода То-ку-га-ва.

Предыс-то-рия

В XVI в. в Япо-нии бо-ро-лись за власть мо-гу-ще-ствен-ные кланы са-му-ра-ев - во-ен-но-го со-сло-вия. В самом конце сто-ле-тия борь-ба за-вер-ши-лась по-бе-дой рода То-ку-га-ва, удер-жи-вав-ше-го власть более 250 лет, в те-че-ние всего пе-ри-о-да Эдо.

Таким образом, высокопоставленные слуги клана Сагара решили искать замену, которую они могли отправить на площадь Акинага. В конце концов они взяли на руки 12-летнего мальчика, сына киотского дворянина, который был дальним родственником Сагары. Этот молодой мальчик покинул свой дом, чтобы стать буддийским священником, но в то время по той или иной причине он вернулся домой. Его звали Вахино-о Изомару. Затем Исомару тайно отправили из Киото в Эдо и заняли место Сагары Акинага. Другими словами, Акинага никогда официально не умер.

Нет необходимости указывать, что официальные архивы правительства Токугавы не упоминают об этом инциденте. Обман можно было обнаружить только благодаря изучению внутренних документов области Сагары. С другой стороны, нет никаких доказательств того, что Изомару был сыном дворянина Киото, по той причине, что никто из меня не знал его, пока он не стал преемником Акинаги. Вполне возможно, что он был кем-то другим.

Со-бы-тия

Осо-бен-но-сти пе-ри-о-да

В эпоху Эдо Япо-ния пред-став-ля-ла собой кон-фе-де-ра-цию более чем 200 кня-жеств, ко-то-ры-ми управ-ля-ли кня-зья-вас-са-лы. Ре-аль-ной вла-стью об-ла-дал сёгун . Он кон-тро-ли-ро-вал им-пе-ра-то-ра и его двор. Им-пе-ра-тор в этот пе-ри-од не имел ни во-ен-ной вла-сти, ни ма-те-ри-аль-ных ре-сур-сов, но об-ла-дал вы-со-ким ри-ту-аль-ным и це-ре-мо-ни-аль-ным ста-ту-сом. Им-пе-ра-тор счи-тал-ся сыном Неба. От его уча-стия в ри-ту-а-лах, счи-та-ли япон-цы, за-ви-сит бла-го-по-лу-чие стра-ны.

Очень немногие умерли до этого рокового дня рождения. Это не следует рассматривать как результат чудесного падения младенческой смертности в классе дайми, но скорее тот факт, что многие дайми, начиная с середины периода Токугавы, они утверждали, что были. Мы не знаем, кто они, и мы, вероятно, никогда не узнаем.

Мы можем только подвергать опасности гипотезы на эту тему. С другой стороны, одно кажется определенным: эта социальная система предлагает нам размышлять о значении эго, личности и личности. В своем вступительном заявлении он попытался объяснить цели и характеристики Конституции, в которой он только что составил проект.

Ос-нов-ная от-расль сель-ско-го хо-зяй-ства - ри-со-се-я-ние.

Все на-се-ле-ние Япо-нии в это время де-ли-лось на че-ты-ре со-сло-вия:
. са-му-раи (наи-бо-лее при-ви-ле-ги-ро-ван-ное со-сло-вие),
. кре-стьяне,
. ре-мес-лен-ни-ки,
. купцы.

Был невоз-мо-жен не толь-ко пе-ре-ход из од-но-го со-сло-вия в дру-гое, но и браки между пред-ста-ви-те-ля-ми раз-ных со-сло-вий. Су-ще-ство-ва-ла де-таль-ная ре-гла-мен-та-ция жизни каж-до-го со-сло-вия. Пред-пи-са-ния ка-са-лись одеж-ды, при-чес-ки, еды, раз-ме-ра жи-ли-ща, формы пуб-лич-но-го по-ве-де-ния (по-кло-ны, при-вет-ствия и т.п.). Сфера де-я-тель-но-сти тоже была на-след-ствен-ной (пред-пи-сан-ной от рож-де-ния).

Следовательно, люди привыкли к этому. Но в нашей стране религии слишком слабы, и никто из них не может претендовать на руководящий принцип государства. Буддизм когда-то процветал до степени интеграции умов богатых и бедных, но сегодня он ослаблен. В нашей стране единственной вещью, которая может стать руководящим принципом государства, является Императорский дом. Именно по этой причине этот грубый проект касается этого вопроса, а не для ограничения власти императора, а для лучшего уважения к нему.

Он думал, что что-то вроде христианства необходимо в нации с парламентом, состоящим из представителей народа, и что без этой «оси» страна погрузится в анархию. Поскольку он думал, как и многие японские интеллектуалы того времени, эта религия процветала в цивилизованных странах Северной Америки и Европы, включая Францию, где секуляризация представляла собой серьезные политические проблемы. Однако интеллектуалы позднего Токугавы и раннего периода Мэйдзи твердо верили в противоположную теорию. Напротив, они имели тенденцию навязывать свои законы буддийским храмам и местам преданности Синто.

В пе-ри-од Эдо пра-ви-тель-ство про-во-ди-ло осо-знан-ную по-ли-ти-ку кон-сер-ва-ции япон-ско-го об-ще-ства, от-ка-за от тех-но-ло-ги-че-ских и куль-тур-ных но-во-вве-де-ний. Япо-ния изо-ли-ру-ет-ся от внеш-не-го мира. В те-че-ние несколь-ких сто-ле-тий стра-на прак-ти-че-ски не ме-ня-лась.

1635 г. - указ, за-пре-ща-ю-щий япон-цам по-ки-дать пре-де-лы стра-ны.

Не было политически правильным быть горячим верующим, поклоняться одному или нескольким божествам, особенно для самурая. Если бы интеллектуалы эпохи Мэйдзи смогли охватить доктрины христианства, религии «цивилизованных» стран, проблема была бы легко решена. Но им было трудно поверить, что всемогущий бог родился от девы, был казнен людьми и через три дня был воскрешен, чтобы подняться на небеса.

Не на секунду они думали, что это потому, что западная религия была «настоящей» религией: для их рационального и фундаментально конфуцианского духа это было просто глупо. Куме пишет в своем официальном сообщении правительству Мэйдзи. В Европе люди высшего общества связаны с появлением уважающей религии.

1637-1638 гг. - кре-стьян-ское вос-ста-ние в Си-ма-ба-ра, ко-то-рое воз-гла-ви-ли япон-ские хри-сти-ане. От-ныне хри-сти-ан-ство сё-гу-ны вос-при-ни-ма-ют, как ре-ли-гию, ко-то-рая учит непо-ви-но-ве-нию вла-сти. Хри-сти-ан в Япо-нии XVII в. пре-сле-до-ва-ли и даже каз-ни-ли.

1639 г. - сё-гун-ские указы, за-пре-ща-ю-щие на-хо-дит-ся в стране хри-сти-ан-ским мис-си-о-не-рам и ев-ро-пей-ским куп-цам. Вы-са-жи-вать-ся на бе-ре-гах Япо-нии за-пре-ща-лось даже по-слам. Осо-бым пра-вом об-ла-да-ли гол-ланд-цы. Кон-так-ты с ев-ро-пей-ца-ми были огра-ни-че-ны двумя гол-ланд-ски-ми су-да-ми в год.

Лидеры эпохи Мэйдзи не могли поверить в христианство, и они не могли заставить себя поверить в то, что в этом верили лидеры и ученые Европы и Соединенных Штатов. Последний должен обязательно притворяться, что верит в это, чтобы воспитывать и интегрировать людей. Для многих интеллектуалов и политических лидеров раннего периода Мэйдзи это было единственным разумным объяснением успеха в «цивилизованных» странах этой явно глупой религии.

Поскольку в христианстве было много сект, необходимо было выбрать лучшее и последнее христианство, а также наиболее совместимое с цивилизацией. Эти речи могут казаться очень циничными, и христиане и горячие мусульмане могут по праву обижаться, что их религия рассматривается как средство для светских целей. Но, с точки зрения этих интеллектуалов, они не были циничными. У них был фундаментально конфуцианский образ мышления. Для конфуцианского духа обучение означает, конечно, преподавание этики или морали, то есть Путь, этот универсальный путь людей, основанный на их общей человеческой природе: поскольку мы люди, мы должны жить как люди, а не как звери; Чтобы следовать этому пути, нам нужны уроки; Путь является высшим, и учения являются проводниками и помощниками, чтобы следовать Пути.

На данном уроке речь пойдет о развитии Японии в эпоху правления династии Токугава.

XVII-XIX вв. в истории Японии принято называть периодом Эдо. Название этого периода дала столица государства в это время - город Эдо (рис. 1) (современный Токио). XVII-XIX века - это эпоха, когда Японией управляла феодальная военная верхушка, возглавляемая династией Токугава . В 1603 году представитель династии Иэясу Токугава смог победить своих оппонентов и принять титул сёгуна . Сегун - это военный и политический лидер страны, руководитель. Однако при сегунах сохранялся и титул императора. Императоры в это время являлись скорее первосвященниками, нежели реальными правителями Японии. Несмотря на это династия Токугава смогла продержаться у власти вплоть до 1868 года.

Следовательно, для конфуцианства характер помощи или принятого руководства является очень второстепенным вопросом, который зависит прежде всего от ситуации и характера каждого из них. Но если кто-то думает в рамках Кио, о преподавании, то Шукё является лишь средством достижения нравственности. Период Эдо Период Эдо относится к той фазе истории Японии, где семья Токугава провела через бакуфу самую большую политическую и военную мощь в стране.

Исторические предметы Период Эдо начинался с триумфа Иэясу Токугавы в битве при Секигахаре, в битве с сорока тысячами сломанных вражеских голов, что позволяло этому устранить любую оппозицию. Бакуфу поселился в городе Эдо, а император остался в Киото, и таким образом пришел к созданию своего рода диархии, характеризующейся течением времени, от подавляющей силы сёгуната до ущерба имперскому. лет правительства Иэясу продвигало ряд важных общественных работ для нового правительственного учреждения, которое должно быть расширено и украшено, а также связано с крупнейшими городами Японии.

Рис. 1. Город Эдо - столица Японии ()

Для периода Эдо характерно четкое деление общества на классы. Классовая система того времени представляла собой 4 сословия (сословие - это социальная группа людей, наделенная определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству): самураи, крестьяне, ремесленники и купцы . Для каждого из этих сословий четко определялось положение, возможности, каждая часть жизни японца этого периода была законодательно прописана.

Сёгуны Токугавы должны были сначала остановить подавляющую власть некоторых даймё, по этой причине Бакуфу издал закон, обязывающий всех даймё иметь две резиденции: одну для Эдо и другую в Хань-натии, после чего они были вынуждены покидать жен и детей в городе тратят год с ними, а другой на нееврейских территориях, и когда даймё должен был двигаться, он должен был взять с собой весь суд, тратя так много денег. Император, который инициировал восстановление Мэйдзи. Если периоду Эдо предшествовали ожесточенные бои, то установленная военная мощь характеризовалась строго бюрократическим режимом репрессий.

Ведущим сословием было сословие самураев (так в Японии называли воинов) (рис. 2). Самураи обладали огромным количеством привилегий. Только они имели возможность носить с собой в мирное время 2 меча: длинный и короткий (рис. 3). Это показывало, что самураи имеют право карать по своему усмотрению. Если кто-то из представителей нижних сословий вел себя неподобающе в присутствии самурая, то он имел право казнить провинившегося. Самураи составляли 10-ю часть населения Японии и представляли собой грозную силу. Когда заканчиваются кровопролитные войны, самураям оказывается нечего делать. Самураи - воины и к мирной жизни они не приспособлены, ведь делать ничего мирного они не умеют. Встал вопрос: чем же заниматься самураям в условиях мира? Часть самураев становилась наемниками. Другие открывали школы боевых искусств и становились мастерами своего дела, например фехтования (рис. 4). Часть самураев стала чиновниками, а некоторая пыталась перевернуть ход развития государства и вновь призывала к войнам. Не раз сёгунам приходилось подавлять самурайские восстания.

Нация, сформированная на основе конфуцианских моделей, закрыла свои двери для контактов с иностранцами и первоначально приняла характеристики, характерные для феодального общества. Именно во время долгого господства Токугавы лежали основы современной социальной структуры Востока, в которой каждый человек принимает определенную социальную роль и должен выполнять свою миссию посредством работы. Сёгунат стал важнейшим политическим авторитетом, а даймисты сохранили роль местных губернаторов, подчиненных центральной власти, но с большей автономией в управлении своими территориями.


Рис. 2. Японские самураи ()


Рис. 3. Самурайские мечи ()

Рис. 4. Японские самураи ()

Самурай, представляя только пять процентов всего населения, сохранил доминирующее социальное положение, будучи привилегированным, неся два меча, фамилию и право убивать и уходить, особенно слушая бюрократические и административные обвинения. Китайская модель не сформировала культурную элиту грамотного, и этот факт привел простых людей, особенно торговцев и ремесленников, к описанию их окружения, мира, правил и их этико-морального кодекса. с течением времени сформировался сильный и богатый класс торговцев, способный достичь, хотя и медленно и утомительно, привилегированного положения в экономическом и финансовом контроле страны, чему способствовало открытие порта Нагасаки для торговли с китайцами и Протестантские торговцы, тем самым влияя на культуру и социальные аспекты того времени.

Положение купцов (рис. 5) и ремесленников (рис. 6) было еще хуже. Большинство городов принадлежало либо сёгунам, либо князьям. В таких городах самоуправство чиновников-самураев не имело никаких ограничений. Больших сёгунских городов, где положение купцов и ремесленников было сносным, было немного, например Осака, Хаката, Киото.

Вокруг замков были жилища граждан, иногда, как и у торговцев, также вдохновленные стильным стилем. Комплекс оказался смесью храма Синто, буддиста и гробницы-ступы, единственная оригинальность которой заключалась в Стиль, стоящий за шёей, был сукия, что подтверждается его исключительной простотой в формах, структурах и заводе императорской виллы Кацуры в Киото.

Скульптура. Что касается скульптуры, то период Эдо означал медленный художественный упадок, поскольку раньше работы были преимущественно буддистами, а после преобразования буддизма в ритуализм несколько скульпторов продолжали выражать спиритуализм, содержащийся в мысли о великая восточная философия.

Рис. 5. Японский купец (справа) ()


Рис. 6. Японские ремесленники ()

Но самым худшим было положение крестьянства (рис. 7) , ведь крестьянин не имел никаких прав. Они являлись основной частью налогоплательщиков, и феодалы-самураи обращались с ними, как им хотелось.

Живопись Благодаря социальным мутациям, традиционные традиционные потоки, Ямато-е и Кара-е жили во многих школах, среди которых Кано, пропитанный конфуцианским духом, стал официальным в то время, и Кано Танью, его лучший представитель. Другими значительными школами были Сотацу-Корин, основанный художниками Таварая Сотацу и Огата Корин, и школа Тоса очень близко к суду. В средние века Эдо распространял школу Нанга или Нансо-га, отличающуюся индивидуальностью техники Сакаки Хиакузена. Через несколько десятилетий Маруяма Окио основал школу, которая была названа в его честь, и он приблизился к более реализму и материализму буржуа.

Рис. 7. Японские крестьяне ()

Как и другим народам Тихоокеанского региона, в XVII - XIX вв. японцам пришлось столкнуться с возросшей активностью европейцев в данном регионе. Первый сёгун, Иэясу Токугава (рис. 8), относился к иностранцам с подозрением, но все же позволял торговать и селиться на территории японских островов. Но с течением времени отношения между японцами и европейцами стали ухудшаться. Причиной этому является во многом то, что восстания, которые поднимались против сёгунов Токугава, часто имели именно христианский характер . В 1612 году вышел указ, который запрещал подданным Токугава принимать христианство . Сёгуны потребовали, чтобы все их подданные отреклись от этой религии. Вскоре начались репрессии против христиан на островах. Торговля с западными державами начала резко сокращаться.

Еще одной школой, представляющей вкус торговцев, была Укиё-е, основанная Хишикавой Моронобу, первоначально написанная, а затем переделанная в монохромную и полихромную технологию печати. ​​Любимыми темами были пейзажи, женские рисунки и сцены В конце восемнадцатого века впечатляющий вкус распространился. Керамика. Характеристики эпохи Эдо - распространение керамики обычным людям и децентрализация производственных центров.

Культура В эпоху Эдо, несмотря на закрытие внешнего мира, в Японии изучалась наука и техника Запада. В углубленные дисциплины включались география, медицина, естественные науки, астрономия, язык, физические науки, электричество и механика. Помимо этих двух фракций многие другие пытались в хаосе Бакумацу набирать вес. Первый имел в виду тех джентльменов, которые сражались против сил Токугавы в битве при Секигахаре и с этого момента были окончательно исключены из всех позиций власти в сёгунате, вторая была выражена в выражении сына или «возрождении императора, изгнании варваров».

Рис. 8. Японский сёгун Иэясу Токугава ()

В 1635 году вышел указ, запрещавший японцам покидать территорию государства. Тем японцам, которые на момент издания указа находились за пределами страны, возвращение было запрещено.

Во второй половине XVII века закономерным итогом данной политики стал запрет под страхом смертной казни иностранцам бывать на территории Японии. Страна была полностью изолирована от возможности контакта с западным миром . Подобная политика привела к противоречивым результатам. С одной стороны, Япония смогла успешно защищаться от европейского влияния. Доминирующими религиозными направлениями в стране были буддизм и синтоизм . С другой стороны, Япония не могла таким образом познавать те научные достижения, которые принесла Европа на территорию Азии. В исторической науке есть разные оценки «закрытия Японии», однако фактом остается то, что Япония смогла выйти из периода XVII-XIX вв. страной со своей традицией, культурой и своим видением внешней политики.

Особенной популярностью времен Токугава пользовались те религиозные направления и учения, которые поддерживали власть сёгуна. Так, известно было учение Чжу Си (рис. 9) . Это учение отстаивало идеалы подчинения младших старшим, незыблемость традиций. Подобные учения способствовали нарастанию националистической атмосферы в стране. Японцы провозглашались ведущей нацией и считали, что именно их путь наиболее верный и правильный во всем мире.

Династия Токугава продержалась у власти достаточно долго, около 250 лет. Однако со временем, а именно в XIX веке, произошла знаменитая революция Мэйдзи, в ходе которой власть в Японии вернулась в руки императоров. Император Японии Муцухито (рис. 10) сделал много важных нововведений, например открыл Японию для внешней торговли , при нем в Японии снова стали появляться иностранцы, он повел Японию по пути модернизации. Именно при императоре Муцухито Япония вновь вышла на мировую арену.

Рис. 10. Император Японии Муцухито ()

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.

2. Данн Ч. Традиционная Япония. Быт, религия, культура. - М.: Центрполиграф, 2006.

3. Китагава Дж. М. Религия в истории Японии. - СПб.: Наука, 2005.

4. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. - 2-е изд. - М.: Крафт+, 2010.

5. Масе Ф., Масе М. Япония эпохи Эдо. - М.: Вече, 2013.

6. Толстогузов С.А. Сёгунат Токугава в первой половине XIX века и реформы годов Тэмпо. - М., 1999.

7. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. - М.: «Просвещение», 2012.

Домашнее задание

1. Какие четыре сословия существовали в эпоху династии Токугава в Японии?

2. Почему в японской истории XVII-XIX вв. называются периодом Эдо?

3. Почему Япония закрыла свои границы для Европы?

4. С какого времени начинается «открытие Японии»?

Иванов А.А.

Формирование феодальноленной системы. Сёгунат

Для VII—VIII вв. были характерны попытки императоров усилить центральную власть при увеличении могущества земельных феодалов, которые брали под свое покровительство (коммендацию) разорившихся крестьян, мелких провинциальных чиновников. Со временем назначение уездных должностных лиц стало прерогативой губернатора и крупных местных феодалов. На местный уровень перешли налоги, распределение земли, организация воинской службы, прежде всего для собственной безопасности. Возникло особое сословие самураев, свою жизнь посвящавших единственно служению господину (Кодекс бусидо, «Путь воина»). Впоследствии самураи стали надежной опорой сёгуната .

Бурный рост городов, ремесел и торговли в XI—XII вв. привел к возникновению цеховой системы, пронизывающей только деловые отношения, но и общественную и личную жизнь своих членов.

Могущество клана Фудзивара было беспредельным (он находился у власти более 300 лет). Из этого рода императоры брали жен, только его представители получали титулы принцев-регентов при императоре и первого министра. Они контролировали весь государственный аппарат . Власть секкэнов еще больше усиливалась за счет возникшей традиции, согласно которой императоры в молодом возрасте отрекались от престола в пользу своих сыновей, младших братьев либо племянников, удалялись в монастырь, а на трон всходил малолетний император во всем послушный всесильному регенту. К началу XI в. такой порядок утвердился окончательно. Хотя власть императора была номинальной, все государственные акты шли от его имени, поэтому борьба между кланами шла за влияние на престол. Она сопровождалась многочисленными заговорами, безуспешными попытками некоторых императоров сломать систему зависимости от семейных кланов («правление императоров-иноков», 1086—1156 гг.).

К концу XII в. глава рода Минамото получил титул сёгуна («великий полководец, покоряющий варваров»). Вся власть в стране сосредоточилась в его полевой ставке (бакуфу), а полномочия государственной администрации сузились до масштабов дворца и императорского религиозного ритуала. Этот порядок правления получил название сёгуната . Власть сёгуна опиралась на сословие самураев, ставших вассалами сёгуна.

Бакуфу превратилось в центральный орган управления , без согласия которого не мог взойти на престол даже законный наследник. Сёгуны создали свою администрацию, где основными представителями на местах были сюго (исполняли полицейские полномочия) и дзито (в их ведении были налоги и вотчинные дела). В целях поддержания стабильности и порядка был учрежден специальный совет для надзора за местной знатью.

В 1338 г. к власти пришел второй сёгунат — из дома Муромати (1305—1358), при котором происходит фактический распад страны на 250 княжеств, возглавляемых своими даймё (владетельные князья) с самыми широкими полномочиями в пределах своих владений. Это привело к бесконечным феодальным войнам. В этот период произошли первые контакты с португальскими и голландскими купцами и монахами-иезуитами (1542), которые познакомили японцев с христианством и огнестрельным оружием .

Кушнир И.В.

Сегунат (XII-XIX вв.)

Начало второго периода развития феодального государства в Японии совпадает с возникновением в XII в. своеобразной политической формы японского феодального государства - сегуната , при котором вся политическая власть сосредоточивается в руках одного из крупнейших феодальных домов. Сегунат - военно-феодальная диктатура сильнейшего в экономическом, военном и политическом отношении феодального рода, опиравшаяся на самураев - военно-служилое дворянство. Императорский двор со времени образования первого сегуната стал центром феодальной оппозиции. Формально власть императора сохранилась - ему отводились все причитавшиеся его рангу почести, но он не играл какой-либо существенной роли в политической жизни страны В XIII в. сегун присвоил себе право утверждать императора, определять порядок престолонаследия, назначать регентов и других высших придворных советников. Центральный государственный аппарат (бакуфу) состоял из главной административной палаты, ведавшей законодательством, главной военной палаты и главной судебной палаты. Во все провинции назначались военные губернаторы или протекторы (сюго). Ослаблению центральной власти в значительной мере способствовало то, что еще в начале XIV в. сегуны признали свою вассальную зависимость от самого могущественного в это время государства в Азии - Китая, к которому и перешло право утверждения японских императоров. Ослабляло силу бакуфу и возросшее значение в XV-XVI вв. буддийской церкви, которая стала претендовать на независимость в государстве.

С конца XVI в. в Японии начался процесс централизации страны. XVI в. был временем непрерывных антифеодальных восстаний, крайнего обострения социальных противоречий, что побуждало наиболее дальновидных представителей господствующего класса к созданию сильной центральной власти, направленной на укрепление феодальных порядков. В XVI в. в Японию проникают первые европейцы угроза потери политической независимости страны также диктовала необходимость объединения страны.

Центральная власть вплоть до середины XIX в. не решалась посягнуть на сам принцип существования феодальных княжеств. Во главе государства стоял сегун-полководец. При бакуфу был создан разветвленный бюрократический полицейский аппарат. В стране существовал особый слой самураев-хатомото, из которых комплектовался учетный, налоговый и административный аппарат сегуна, находившийся в его непосредственном подчинении. В ведении высших правительственных чиновников - родзю, составлявших правительство сегуна, находился императорский двор, государственные финансы и другие органы государства . Япония во времена правления династии сегунов Токугава была полицейским государством , в котором жестоко преследовались любые проявления антиправительственных настроений. Значительные изменения произошли и в принципе формирования армии. Указом 1891 г. крестьянам запрещалось становиться воинами, а самураям - крестьянами и горожанами.

Кушнир И.В.. История государства и права зарубежных стран. 2010

Омельченко О.А.

Феодально-ленная система. Сёгунат

Новой социальной опорой формирующейся власти феодальных магнатов стало сословие воинов - самураев. За счет богатеющего крестьянства, путем наделения землей младшего чиновничества, сыновей аристократии низших рангов с Х в. сложилось довольно многочисленное сословие феодально обязанных воинов, несущих службу за рисовый «паек» и поместье. Самураи объединялись в отряды и в более крупные группы, нередко по родственному признаку. Такая традиционность формирования сословия в соединении с особенностями синтоистской религии, национальной культуры, а также с жизненной бесперспективностью при потере сюзеренитета воспитала в самурайском сословии особую привязанность к феодальным морально-правовым ценностям - кодекс бусидо («путь воина»). Культивируемая бусидо жертвенность вассалов стала важнейшим инструментом в развернувшейся политической борьбе магнатов.

В XI-XII вв. возникло большинство средневековых японских городов. Их население стало еще одним фактором в развернувшейся борьбе за сословные привилегии. С XI в. известны первые ремесленные и торговые объединения - цехи (дза). Тогда же определилось в сословном отношении духовенство. Буддийские монастыри стали крупными феодалами, содержателями значительных вассальных дружин, отрядов самураев.

Формирование феодально-сословного строя сопровождалось резким падением политической значимости императорской власти. С конца VII в. императорский престол находился под контролем одного из крупнейших аристократических кланов - Фудзивара. С VIII в. клан обязал императора брать жен только из их дома. В IX в. захватил в свои руки посты принца-регента и первого министра (с общим титулом секкэна), поставив под контроль государственную администрацию . Государственное управление приобрело вид неофициальной диктатуры секкэнов. Положение императорской власти свелось до религиозно-придворного главенства. С конца Х в. под нажимом регентов императоры стали регулярно отказываться от престола в пользу малолетних детей, с тем чтобы реальные полномочия власти удерживались секкэнами. Сложился своеобразный институт экс-императоров (или «монашествующих императоров», поскольку правители удалялись в монастырь). Случалось, некоторые императоры правили сами, без Фудзивара. Однако к XI в. нити государственного управления прочно были захвачены новой системой регентского правления.

Окончательное утверждение нового своеобразного двоевластия произошло к концу XII в. После длительного соперничества нескольких знатных феодальных домов (и семейных кланов), среди которых выделялись дома Тайра и Минамото, победу одержали Минамото (1185). Глава рода был пожалован императором в ранг «великого полководца, покоряющего варваров» (сейи-тайсегун), сёгуна. Реально в руки полевой ставки полководца-сегуна бакуфу перешли основные рычаги управления государством. Прежняя раннефеодальная центральная администрация практически распалась, сохранились только ведомства и советы, связанные с придворными делами и священно-религиозными правами императора. Такая новая государственно-политическая организация получила название сёгуната . Опорой режима сегуната стала военно-служилая феодальная иерархия, прежде всего сословие самураев, превратившихся в прямых (гокенины) или опосредованных вассалов сегуна.

В период Камакурского сегуната (1192-1333) императорский престол был поставлен под прямой контроль сегунов. Даже престолонаследие императорского дома требовало согласия и своеобразного утверждения в бакуфу. Вводилась особая должность советника сегуна при дворе (1221), которому подчинялась особая дружина и в обязанности которого вошло «политическое покровительство» императора. В XIII в. правители нового клана Ходзе инициировали раздел дома Фудзивара на 5 ветвей, которым по очереди давались звания секкэнов. Тогда же и сам императорский дом был поделен на южную и северную ветви, с правом поочередного наследования престола. Гарантом этой разветвленной системы монархии выступали сегуны. Таким образом установилась реальная военно-политическая диктатура новой власти.

Управление в рамках сегуната стало осуществляться через новую систему местных представителей: сюго, которым поручались полицейские и военно-вассальные дела (с 1190), и дзито, земельных представителей по контролю за налогами, в том числе и в вотчинах-сеэнах (с 1185 г.). Со временем сюго стали как бы военно-полицейскими губернаторами в провинциях, обладая в том числе и судебными правами. Сегун считался «главой сюго и дзито», тем самым сосредоточивая у себя военную и полицейско-судебную власть. Центральное управление страной осуществляло бакуфу, в которой выделилось несколько ведомств: Административное (мандокоро). Судебное (монтюдзе), Военное (самурайдокоро). Ведомства были одновременно и судебными инстанциями по искам вассалов (гокенинов). Для надзора за знатью был создан специальный совет из 10 высших вассалов сегуна.

В конце XIII в. военная диктатура сегунов обрела более открытый вид. От Государственного совета правители Ходзе перешли просто к домашним совещаниям клана. Реальное положение секкэнов упало, был ликвидирован государственный секретариат. Росту значения военной организации способствовала длительная борьба с нашествием монгольского флота, разгромленного в том числе благодаря «священной помощи» тайфуна (камикадзее), разметавшего вражеские корабли.

Система управления Камакурского сегуната усугубила стремления разных кланов, и теперь уже территорий, к сепаратизму. После мощных мятежей, реставрации временной власти императоров в стране установился режим сегуната дома Асикага. Этот второй сегунат Муромати (1335-1573) способствовал общей децентрализации страны. В Японии сформировалось до 250 княжеств, подчиненных своим даймё, которые были не только самыми богатыми феодалами, но и располагали особым сословным статусом, исключительными судебными и административными правами. На протяжении XV в. страну раздирали постоянные междуусобные войны, крестьянские восстания. Государственная власть и управление ограничивались пределами феодальной группировки, в той или другой период собиравшейся вокруг сегунов.

Сёгунат Токугава

Иванов А.А.

Особенности японского государства при сёгунате Токугава

В середине XVI в. один из удачливых даймё (Хидэёси) все же сумел объединить страну, установил жесткий порядок, конфисковал оружие у крестьян, запретил самураям заниматься сельским хозяйством и переселил их в города. Было закреплено новое сословное деление населения страны — на самураев, крестьян и горожан. Были ликвидированы внутренние таможни, введена единая система мер и весов, проведена денежная реформа. Правитель под страхом смерти запретил японцам менять веру, казнил 26 францисканцев. В своем стремлении захватить Китай, он первоначально напал на Корею, но потерпел поражение от китайской армии.

После него в 1598 г. власть захватил Токугава Иэясу, входивший в Совет регентов при малолетнем наследнике Хидэёси. Он стал родоначальником третьего сёгуната — Токугавы, правившего страной в течение двух с половиной веков.

В результате реформ сословная система совершенно преобразилась: на ее вершине находились самураи, затем шли крестьяне, ремесленники и торговцы. Вне этой системы стояли представители пятого сословия, которые занимались грязной и непрестижной работой. Сословная структура была замкнутой, переход из одной группы в другую запрещался. Аристократия стояла особняком: придворные чины, владетельные князья и родовое дворянство.

Для ослабления сепаратизма даймё Токугава провел массовые конфискации их земель и переназначения. Для своей безопасности он ввел институт заложников, при котором даймё были обязаны отправлять к императорскому дому своих близких. Коренная «перетряска» общества вызвала появление многочисленной группы самураев, не только оставшихся без господ, которым обязаны были служить, но и лишенных собственности и обладавших только оружием и сакральным правом его применения.

При Токугаве была создана эффективная система управления , возглавляемая правительством из пяти министров с ежемесячными замещениями в установленном порядке. Непосредственное управление государством находилось в руках 60 начальников специальных ведомств бакуфу. Надзор за даймё в их владениях с 1632 г. производили специальные полицейские инспекторы.

Сёгунат стал наследственной формой правления , а император, за которым остались только некоторые религиозные функции, должен был предоставлять своего наследника сёгуну как заложника. Специальными правилами 1615 г. роль императора сводилась к изучению древней истории, стихосложения, церемоний и традиций.

Такая система просуществовала почти 250 лет. Однако с появлением капиталистических способов производства в конце XVIII — первой половине XIX в., с расширением внешних связей политика самоизоляции, проводимая сёгунатом, ставила Японию, население которой уже превышало 25 млн человек , во все более кризисную ситуацию.

Иванов А.А.. История государства и права зарубежных стран. 2012

Омельченко О.А.

Централизация страны. Сегунат Токугава

В последней четверти XVI в. крупнейшие феодалы Центральной Японии повели борьбу за политическое объединение страны. В этой борьбе они опирались на возросшее недовольство феодальными раздорами крестьян и горожан, а также на менявшееся сословие самураев. Война против режима прежнего сегуната приобрела характер политической реконструкции страны под руководством лидера оппозиционных групп феодалов и самурайства Тоэтоми Хидееси (1536-1598). Военные успехи оппозиции были дополнены рядом централизаторских реформ. В ходе земельной реформы была осуществлена податная перепись на новых принципах, в число подпадающих под налогообложение было включено большинство крестьянского населения, само обложение упорядочено и унифицировано. Сословной реформой в стране устанавливалось новое сословное подразделение на три сословия: самураев, крестьян и горожан, для каждого закреплялись свои предписанные занятия и связанные с этим обязанности и привилегии. Крестьянству запрещалось владеть холодным оружием . Согласно указу 1588 г. началась т. н. «охота за мечами» в стране, которые, по изъятии, должны были пойти на гвозди и заклепки для постройки статуи Будды. Была запрещена миссионерская деятельность христианских проповедников (начавших проникать в Японию с сер. XVI в., после ее «открытия» португальцами). В целях создания единого финансово-экономического пространства страны ликвидировались внутренние таможни, вводились единые меры и весы, начата денежная реформа.

Для обеспечения преемства власти в своей семье и предотвращения новой межфеодальной войны Хидееси образовал особый Совет регентов (1598) из пяти главных министров-князей (тайро), которые должны были править до совершеннолетия сына Хидееси. Однако в 1600 г. наиболее влиятельный и богатый из князей-регентов Токугава Иеясу разрушил установленную систему, разгромил оппозицию других князей и стал единоличным военным правителем страны. К 1603 г. император даровал Иеясу титул и полномочия сёгуна. Тем самым в стране установился новый режим сегуната , охвативший всю централизованную страну. Окончательно новый политический и административный режим упрочился в сер. XVII в., при третьем сегуне династии, после целого ряда правовых и административных преобразований.

В ходе социально-правовых реформ была упрочена и частично преобразована прежняя сословная структура общества . Она получила название си-но-ко-се. Высшее сословие было представлено самурайством (си), среднее - крестьянством (но), ремесленниками (ко) и торговцами (се). Дворянство также не представляло единой категории. Высший слой составила придворная аристократия (кугэ), связанная только с императорской семьей и лишенная реальных богатств и влияния. Главную и значимую часть дворянства образовывали военные дома (букэ), среди которых выделялись владетельные князья - дайме, и рядовое дворянство. Сохранив владения и влияние дайме, Токугава преобразовал сословие по составу. Были проведены значительные конфискации владений и переселение князей (до 1/2 всех земель страны поменяли владельцев). Перераспределялись земли, также учитывая внутренние категории дайме: родственников сегуна, его прямых вассалов (приверженцев), опальных и враждебных. Только из первых двух категорий формировались государственные органы , заполнялись вакансии наместников в провинции. Для удержания дайме в повиновении была введена практика заложничества (1635), когда князья предоставляли сегуну своих родственников в обеспечение верности. Вместе с тем князья остались единственными, кроме государства , земельными собственниками; в остальном поместья-сеэн были ликвидированы. Самурайское сословие получало условные земельные владения, разные по статусу для тех, кто относился к личным вассалам сегуна, вассалам других князей. Особенно многочисленную прослойку составили деклассированные самураи - ронины, практически единственными правами которых оставались ношение оружия и свобода незамедлительно расправиться с обидчиком, не прибегая к суду.

К середине XVII в. сложилась новая центральная администрация, сохранившаяся без существенных изменений в течение всей эпохи Токугава. Основной орган составляло правительство (родзю) из нескольких высших министров (обычно пяти). В их ведении находились практически все государственные дела, включая надзор за императорским двором, финансы, отношения с князьями (кроме военных). Назначали их из высших феодалов, приверженцев сегуна, и правили они по месяцу, сменяя друг друга. Следующий круг правительственной бюрократии составляли начальники ведомств ставки-бакуфу, градоначальники и др. (буге). Трое буге считались важнейшими: финансов, храмов и монастырей столицы Эдо. Всего же ведомств центральной администрации насчитывалось до 60 в столице (Эдо) и в других городах до 40 (в т. ч. занимавшиеся вооружением, чеканкой монеты, флотом и т. д.). Члены родзю, родственники сегуна, члены регентского совета образовывали также нерегулярный совещательный орган - гоебэя (названный так по залу, где проходили заседания).

Каждое княжество представляло собой самостоятельную административную единицу, в которой было свое малое правительство (киро). Как правило, в княжествах было до 4-х основных ведомств, занятых финансами, религией, судом и полицией. Надзор за деятельностью князей-дайме осуществляли полицейские инспекторы (мэцке) сегуна во главе со старшими полицейскими. Об их должностях и деятельности был даже принят специальный закон (1632). По-особому строилось управление в домене сегуна: здесь основными фигурами были управляющие (дайкины) и старосты волостей. В городах ставились специальные правители из самураев. Кроме того, образовывались городские советы из торговцев и богатых ремесленников (участие в таком совете давало право на ношение меча). Как органы внутригородского самоуправления, они занимались водоснабжением, чистотой улиц, сбором налогов и т. п.

Сегунат не облагал княжества налогами. Но существовала практика принесения правителю «даров» пропорционально богатству провинций, количеству городов и, соответственно, уровню вассальных отношений.

Военно-полицейское управление сегуната составляло главную, но не единственную сторону японской государственности. Сохранялась система традиционной монархии с собственной системой управления и собственными полномочиями.

Император был номинальным главой страны. Его полномочия ограничивались собственным двором и религиозными делами. Согласно особому «Завещанию Иеясу» все реальные государственные полномочия передавались сегуну, власть его признавалась наследственной в собственном роде. Император был обязан предоставлять сегуну своего сына в заложники. При императоре находился особый представитель сегуна - сесидай (с 1600 г.), считавшийся одновременно наместником столицы Киото. Без его участия не приводились в исполнение приказы императора, выходившие за пределы его двора. В 1615 г. были установлены специальные правила для императорского двора, согласно которым обязанности императора направлялись на изучение древней истории, стихосложение, изучение церемоний и соблюдение традиций.

Несмотря на то что в течение двух с половиной веков сегуны даже не были в столице (чтобы не выказывать «унижающего» почтения к императору), влияние их на дела императорского двора было огромным. Даже выбор наследника престола подлежал согласованию с бакуфу. Императоры могли вступать в брак лишь с невестами из пяти традиционных домов высшей знати. В финансовом отношении зависимость была также значительной: императорскому двору выделялся рисовый паек и никаких собственных доходов иметь не полагалось. Императорский домен представлял автономное от бакуфу хозяйство, но также находящееся под его верховным надзором.

Императорский двор располагал собственной административной организацией. В составе императорского (бывшего Государственного) совета были должности первого министра, левого и правого министров, других высших сановников, традиционно пополнявшиеся только из семей высших аристократов (кугэ). Однако их роль ограничивалась дворцовыми церемониями, религиозными и научно-образовательными делами в столице.

Исторически сформировавшееся двоевластие - императора и сегуна - составляло наиболее своеобразную черту феодальной монархии Японии. Режим сегуната поддерживался в главном средневековым сословным строем, влиянием служилого слоя самураев. Как только исторически старая сословная система стала распадаться, наступил и государственно-политический кризис власти.

Омельченко О.А.. Всеобщая история государства и права. 1999

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»