Постные блюда на поминки 1 год. Чем угощают в сороковины. Постные блины и пироги

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Поминки - это обычай провожать умерших трапезой. Христианство не вытеснило этот обычай, хотя священники стараются в нем не участвовать. Приходить на поминки без приглашения считается неприличным. Поминальные дни 2013 года можно увидеть . Рецепты постных блюд поминального стола читайте в другом разделе.

Обычно семья умершего заказывает поминки в кафе или ресторане, либо устраивает поминки дома. После кладбища близкие родственники и друзья едут на поминки.

Тризны - это древний обычай совершать трапезу на могиле умершего. Они стали прообразом современных христианских поминок.

Приметы на похороны и поминки

Придя в дом нужно обязательно «очиститься» после похорон - желательно сменить верхнюю одежду, вымыть руки и вытереть их полотенцем. На Руси часто в этот день топили баню, так как прикосновение к печи также считалось очистительным ритуалом. Огонь - очищает во многих культах и религиях.

В то время, пока процессия двигается в сторону кладбища, необходимо тщательно убраться в доме, вымыть пол. Особое внимание уделить углам в комнатах, дверным ручкам, порогу. Затем можно помещение окурить ладаном или можжевельником.

Православные поминки являются как бы продолжением богослужения через принятие пищи. А со стороны семьи умершего устройство поминок считается христианской милостыней.

Также поминки устраиваются на 9 дней, 40 дней, полгода, год и в день рождения близкого человека. Тройные поминки символизируют путешествие души в потусторонний мир. считается, что на третий день душа перестает скитаться около дома и возносится на небо, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце.

Православные поминки требуют того, чтобы в начале кто-нибудь прочитал 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Перед началом трапезы читают «Отче наш…».

В Древней Руси на поминки подавали определенные блюда: канун (сыта), кутью (коливо), блины, кисель. Современные хозяйки стараются поминальный стол накрыть обильно и разнообразно. Обязательно подаются холодные и горячие рыбные и мясные блюда, пироги. Если поминки приходятся на постный день, стоит придерживаться требований поста. Ниже приведены постные и скоромные блюда, которые можно приготовить на поминки. Желательно, чтобы на столе оказалось четное количество блюд.

Современный поминальный обед и церковные традиции

Канун (сыта) - это сладкое блюдо из бобов с сахаром или медом. Кутья (коливо) - вареные зерновые с изюмом, политые медом. Традиционно поминальный обед начинается с этих блюд. Что касается спиртного на поминальном обеде, то православные каноны против этого, потому что проводы души - не место для веселья. Однако современный стол редко обходится без спиртного. Для семьи умершего это повод снять стресс. А потому можно часто увидеть водку, коньяк, красные вина. Обычно во время поминального обеда не пользуются ножами и вилками, а только ложками.

Если поминки приходятся на время Великого поста, то они переносятся ближайшую следующую субботу или воскресенье. Все поминальные дни Пасхальной недели и следующего понедельника справляют в Радоницу (вторник второй Пасхальной недели).

Для умершего на одном конце стола ставится прибор и рюмку водки с куском черного хлеба. Иногда этот набор оставляют до 40 дней.

В конце поминального обеда хозяева раздавали остатки еды гостям. Часто принято отдавать выпечку, хлеб, пироги, чтобы «помянуть» умершего дома с теми, кто не присутствовал на поминальном обеде.

Далее мы приводим примерное меню для поминок. Если день поминального обеда выпадает на пост, следует выбрать блюда для постных поминок.
Меню на поминки. Кутья
500 г риса, 200 г изюма, 200 г кураги, 3 ст. ложки меда, соль.
Курагу порезать, замочить вместе с рисом на полчаса. Рис сварить в 1л вод, добавить изюм и курагу, мед, размешать. Есть ложкой. Каждый присутствующий должен съесть 3 ложки кутьи.

Меню на поминки. Лапша по-домашнему
4 окорочка или целая курица, морковь, соль, перец, укроп, лавровый лист.

Сделать домашнюю лапшу из 0,5 кг муки и 3 яиц. Раскатать тонко тесто, дать подсохнуть и нарезать. Курицу отварить, бульон процедить, мясо нарезать некрупно. Морковь нарезать, положить обратно в бульон. Перед началом застолья лапшу следует опустить в куриный бульон. Добавить соль и специи.

Меню на поминки. Постный борщ
Готовится как обычный борщ, но бульон готовится без мяса.

Сварите фасоль, добавьте нарезанный картофель, капусту. Сделайте зажарку из моркови, лука, свеклы, томатной пасты. Добавьте в бульон. Варите 10-15 минут, добавьте специи, перец, соль, чеснок.

Борщу надо дать настояться. Потому готовить его нужно заранее до начала поминального обеда.

Меню на поминки. Блины скоромные

Обязательное присутствие блинов в поминальном обеде сохранилось со времен язычества, где они символизировали солнце, то есть идею о вечной жизни.

4 яйца, 3 стакана муки, 1 литр молока, сахар, соль, немного соды, растительное масло для жарки.

Все ингредиенты перемешать, дать тесту постоять 15-20 минут. Растительное масло можно добавить в тесто, чтобы не смазывать сковородку. Испечь тонкие блинчики, смазать сливочным маслом.

Меню поминального обеда. Блины постные
Сделать жидкое тесто из 2 стаканов муки, теплой воды, сухих или свежих дрожжей, добавить соль и сахар, растительное масло, чтобы не смазывать сковородку перед каждым новым блином.

Меню поминального обеда. Постная булочка
Из предложенного набора продуктов получится около полусотни булочек. 2 кг муки, 1,1 л воды, пачка дрожжей, 300 г сахара, 1,5 чайные ложки соли, 50 мл растительного масла.

В теплой воде развести сахар и дрожжи, дать немного подойти, добавить соль и муку, влить растительное масло. Подождать, пока тесто увеличится в 2 раза, сформировать небольшие булочки и уложить их на противень на расстоянии друг от друга и оставить еще на полчаса. После этого выпекать в духовке при температуре 220 С около 20 минут. Готовые булочки можно смазать сахарным сиропом. Из этого же теста можно печь пирожки с вареньем или ягодами.

Блюда на поминальный обед готовятся простые: котлеты, жареная рыба, курица, мясо. В качестве гарниров можно выбрать пюре или гречневую, рисовую кашу. В конце трапезы принято подавать кисель или компот из сухофруктов.

Как испечь традиционные «лесенки» на поминки, читайте .

Уход близкого человека — это всегда горе. Готовясь проводить покойного в последний путь, родные часто задаются вопросом о том, что готовят на поминки? Традиции поминальной трапезы православной семьи лаконичны и сдержанны.

Три кита православного поминального меню

Каноны православной веры предполагают несколько обязательных блюд на поминальном столе.

Каждое такое кушанье имеет ритуальное значение и подается в определенной последовательности. Думая, что приготовить на поминки, обязательно включите в меню следующие блюда:

  1. Кутья (сочиво, коливо или канун) — изначально каша из цельных зерен пшеницы, сдобренная медом, маком, орехами и изюмом. В современной жизни ее чаще варят из риса. Это блюдо практически неизменным дошло до нас из традиций поминовения усопших Византийских времен. Подают его первым. Принято каждому сидящему за столом перед началом трапезы в ладонь положить пригоршню кутьи. Есть ее надо с руки без помощи столовых приборов. Зерна кутьи символизируют воскрешение к вечной жизни, а мед и изюм — сладость духовного умиротворения пребывающих в царствии небесном.
  2. Блины перекочевали на православный поминальный стол из язычества. Они — олицетворение Солнца как символа возрождения.
  3. Кисель (овсяный, ржаной или пшеничный, непременно с молоком) — это аналогия молочных рек и кисельных берегов из потустороннего мира. Варят его густым и режут ножом. Подают кисель последним. Он завершает поминальный обед.

Традиционные поминальные блюда

В день погребения, после отпевания и кладбищенских обрядов, умершего принято поминать не только в храме, но и за общим столом, провожая его душу. Именно на 3-й день после преставления человека она впервые возносится к небесному престолу.

Кутья и кисель — главные блюда поминального стола

Священнослужители с пониманием относятся к стремлению близких за семейным столом помянуть новопреставленного. Но всегда подчеркивают, что поминальная трапеза должна обходиться без спиртного. Похороны — ритуал скорбный, душе умершего лучшей помощью является молитва, а не вино и водка.

Не важно, где планируется после похорон собрать родных и друзей усопшего, дома или в кафе.

Главное, чтобы яства на поминки были разнообразны, но лаконичны. Поминовение — не пиршество, а скорбное мероприятие.

Не стоит готовить то, что нужно есть руками — птицу, мясо на кости. Мясным блюдом могут стать котлеты или отбивные. Их подают каждому гостю индивидуально.

Рыбное блюдо может быть общим, его ставят на стол сервированным.

На поминках не принято объедаться. Поэтому порции должны быть скромными, а закуски разнообразными, но порционными. Мясное и рыбное ассорти лучше заменить канапе и бутербродами. Салаты можно сервировать в корзиночки из теста.

Напитки для поминального стола

Современный способ помянуть алкоголем церковью не приветствуется. Но отказ от спиртного на поминках в день похорон встречается крайне редко.

Если без выпивки можно обойтись, на стол ее лучше не ставить. А если поставили, то пусть ее не будет чрезмерно много.

Помимо вина и водки существует множество безалкогольных напитков, более уместных на православных поминовениях. Купленные в магазине соки и вода — лишь один из возможных вариантов.

Приготовьте домашний лимонад. Например, лимонно-имбирный. Вам понадобится 15 минут, 2 л воды, 4 лимона и по 50 г сахара и имбиря.

Закипятите воду с натертым имбирем и сахаром. Добавьте сок 4 лимонов и дайте лимонаду настояться.

Альтернативой лимонаду могут стать ягодный морс или сбитень. Последний напиток часто сравнивают с глинтвейном, но русский не содержит алкоголя. Для его приготовления достаточно 1 л воды, 100 г сахара, щепотки корицы, 5 сухих гвоздик, 5 г имбиря и 200 г меда.

Закипятите мед, воду, сахар и пряности в течение 15 минут, оставьте настояться. Подавайте теплым.

Покупной сок можно заменить домашним компотом, сваренным из яблок или сухофруктов.

Поминки в постные дни

Смерть не выбирает будни или выходные. Люди покидают мир и в праздники, и в Великий пост. Долг близких — проводить усопшего достойно, в соответствии с традициями православной духовной культуры.

Меню на состоит из нескоромных угощений. И кутью, и блины можно приготовить постными, как и остальные ритуальные кушанья.

Постные блюда

Блины пекут на воде без яиц. Кутью варят без добавления молока, как и кисель.

Постные основные блюда могут быть не только в виде привычных мяса или рыбы и гарнира.

В православных традициях правильным для поминовения считается постный борщ — исконно русская еда.

В качестве закусок можно приготовить блюда, не содержащие мяса и рыбы:

  • овощной салат;
  • салат из свеклы;
  • салат из жареной картофельной соломки, смешанной с сырой морковью и вареной свеклой;
  • рулетики из кабачков, нашпигованные чесноком и морковью.

Заправкой для салатов выбирайте растительное масло.

К гарниру из картошки или гречки можно подать:

  • постные голубцы;
  • овсяные котлеты;
  • картофельные, морковные, свекольные биточки;
  • постное грибное или овощное рагу.

Постный капустный пирог, пирожки с картофелем или фруктами отлично подойдут, чтобы помянуть усопшего.

Скорбный стол на 9 дней

Спустя 9 суток после кончины тела душа все еще пребывает между землей и небом в поисках дороги в царствие небесное. С 3 по 9 день душа гостит в раю. На 9-й день она предстает перед богом и до 40 дней спускается на экскурсию в ад.

Сакральный смысл числа 9 скрыт в Евангелии. Чинов ангелов тоже 9. И девятый день после смерти — это почитание памяти усопшего и ангелов, которые будут его заступниками на высшем суде.

На 9 день принято готовить щи

На 9 дней никого не зовут. Поминки называются незваными. Близкие и друзья приходят без приглашения. И блюда должны быть такими, чтобы можно было угостить нежданного гостя.

Трапеза начинается с молитвы и кутьи, накануне освященной в храме или хотя бы окропленной святой водой. Прочие яства должны отличаться скромностью. В этот день главной духовной пищей души является молитва близких о ее спасении.

Основным блюдом на 9 дней обычно является домашняя лапша или щи. Второго можно не готовить, ограничиваясь закусками. Правила их приготовления те же, что и к блюдам в день похорон. Если пост, то и блюда постные.

Еда должна быть такой, чтобы по окончании трапезы можно было раздать ее собравшимся с собой или отнести нуждающимся, чтобы те помянули молитвой душу усопшего.

Чем угощают в сороковины

На 40 день мытарства души заканчиваются, и она предстает на суде. Поэтому важно поминать человека добрыми словами, моля бога о прощении души умершего. В этот день она в последний раз спускается на землю, прощаясь с бренным миром.

Как и в день похорон, на девятины первой гостям подают кутью. Как зерна прорастают, попадая в землю, так и душа стремится к воскрешению.

Первым блюдом подают кутью

Сороковины справляют традиционно дома у умершего. На стол среди прочих угощений можно поставить рыбный или мясной студень, рыбу, жареную в тесте, салаты, бутерброды.

Алкоголь неуместен, но уж если вы ставите его гостям, проследите, чтобы траурная трапеза не превратилась в шумное застолье. На 40 дней это неуместно.

Поминки — от слова поминание. Это не званый ужин, а православный обряд, направленный на помощь мятущейся душе в обретении лучшего мира.

Скромный стол — не порок и демонстрация бедности. Это показатель того, что главная помощь умершему — это не плотный обед его родственников, а их совместная молитва о его упокоении.

По окончании поминального ужина принято раздавать вещи умершего. Друзья и родственники могут оставить себе самые памятные предметы. Остальное лучше отнести в приют или храм.

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста - дни всеобщего поминовения усопших.

В субботу утром — служится основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида.

Ниже читайте, как правильно соблюсти поминание умерших в церкви.

Вот завтра снова великопостная Родительская суббота. Не первый раз пойду я на это богослужение, чтобы почтить память моих дорогих ушедших и, конечно, знаю, что значат эти дни особых поминаний в Великом посту — Родительские субботы. А вот все ли знают, как важны и нужны для наших дорогих ушедших наши соборные молитвы о них именно в эти дни?

Вторая, третья и четвертая субботы Великого поста - дни всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе. По слову Иисуса Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о усопших проявляется самая величайшая, совершенно бескорыстная и сокровенная наша любовь. И эта любовь очень дорога умершим, потому что мы приносим им, беспомощным, помощь.

В дни Великого поста обязанностью каждого истинно верующего человека является благотворительность и милосердие. Через них мы показываем Господу, что тоже достойны Его милосердия и благотворения. Одним из таких деяний, наиболее важным для нас, является поминовение умерших. Испрашивая у Бога прощения за прегрешения наших близких, друзей, родственников во время их земной жизни, мы сами получаем надежду на прощение наших собственных грехов после смерти.

Другая причина основания родительских суббот есть та, что в эти дни Великого поста кроме суббот и воскресений, нет литургий, и умершие как бы лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому, в замене литургии, Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели. Прочие же субботы Великого Поста, посвященные особенным воспоминаниям, не имеют уже и названия Родительских и в них поминовение умерших производится по обыкновенному порядку.

Именно в эти три Великопостные субботы благочестивые люди, приходя в храм, с особым усердием молятся о своих умерших родных и близких, ставят свечи за их упокоение, служат панихиды, подают милостыню за отпущение их грехов, проявляя тем самым любовь к своим ближним.

Каждому из нас необходимо понимать всю значимость поминовения умерших. Грешный человек, попадая в загробный мир, и не достойный Царствия Божия, уже более не может молится Господу за себя и за других. Такую возможность получают лишь святые угодники и особенно благочестивые люди. Если здесь, на земле, он может исповедать свои грехи и получить их прощение, то там он лишен этой возможности.

А подумайте, все ли люди отходят в мир иной полностью очистившись, все ли свои грехи они исповедуют священнику, у каждого ли вообще есть возможность исповедаться перед смертью? А если кто то, согрешив в малом, забыл это и на исповеди не покаялся? Или, из ложной стыдливости, утаил свой грех? А потом умер внезапной смертью? Получается, что нет ни какой гарантии, что человек обретет покой на том свете. Ведь даже самое малое прегрешение может не допустить его до рая и обречет на вечные муки.

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение.

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Если мы на деле а не на словах любим своих родственников; если мы действительно являемся христианами, законом которых является любовь к ближнему, мы должны молиться за души наших родных и близких, подавать милостыню для их спасения. Только в наших силах смыть с них оставшиеся грехи и открыть им дорогу в Рай. И их поминовение - наша прямая и непосредственная обязанность.

Церковное поминовение усопших в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение. В поминальную субботу, совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду — ваше присутствие на Литургии и панихиде необходимо. Тем более, что наши умершие являются явными свидетелями того, присутствовали ли мы на богослужение, молились ли за них или просто отписались записочками и откупились свечами.

Для церковного поминовения на литургию, прихожане готовя т записки с поминовением усопших . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»).

При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. О том, правильно написать записку читайте здесь.

В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый «канун». Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников.

С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших.

В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка… Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. «Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут»(Мф.5,7).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии. Не положено приносить мясные продукты.

Задумывались ли вы когда-нибудь во время обедни, смотря на так называемый канунный столик, на котором теплят свечи за упокой отшедших людей? Тихо тающий воск, чуть дрожащие огоньки как-то особенно тепло и трогательно говорят о людях, отлетевших с земли, которых не забыли, о которых молятся, за которых предстательствуют оставшиеся без них и любившие их люди. Но что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о них проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Люди, знающие обряды всех религий, единогласно утверждают, что ничто не может сравниться с православными молениями о загробной участи отошедших к Богу православных. Действительно, скорбь Православной Церкви об ушедшем чаде проникнута необыкновенной теплотой и непоколебимой надеждой. Православная Церковь не только не отступается от своего умершего члена, но проявляет о нем особую заботливость. Самое высшее добро, какое оказывает Церковь умершему, - это есть поминание его на проскомидии. Та часть, которая вынимается из просфоры с произнесением имени живого или умершего лица, знаменует собою душу этого человека. В конце литургии, после приобщения верных, все эти частицы ссыпаются в чашу и проникаются, таким образом, животворящею Кровью Христовой. Над ними произносятся священником слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною». При этом видимом соприкасании частей просфор с Кровью Христовой происходит невидимое соприкасание души поминаемого человека с существом Божиим. Души светлые ощущают при этом особую радость - одинаково, будут ли они находиться в теле или, по окончании земной жизни, вне тела; души злые - некоторую тревогу от соприкосновения с высочайшей сферой, от которой они так далеки; но все же - ощутительную пользу. (Е. Поселянин)

Мы должны быть горячими, должны быть сильными православными, так чтобы не только, может быть, себе помочь, но и тем, кто рядом с нами, и по ту сторону жизни. Мы не должны быть теми, кто просто время от времени заходит в церковь, ставит свечку, крестится, постится, а вроде и не постится; когда молится, а когда и не молится – ну, не получается. Нет, мои дорогие, жизнь слишком серьезная, чтобы быть хладными, чтобы быть теплыми, еле теплыми.

Перед началом Великого Поста, перед тем, как мы сделаем первый шаг навстречу Пасхе, звучит под сводами храмов слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!”. Это — молитва обо всех, ибо, по замечательному слову Цветаевой, “тут только есть верующие и неверующие. Там — все верующие”. Теперь они все видят то, во что мы только веруем, видят то, во что когда-то они же запрещали веровать нам. И, значит, для всех них наше молитвенное воздыхание будет драгоценным даром.

«Наступила неделя о Страшном суде. Накануне поминали в церкви усопших сродников. Дома готовили кутью из зерен - в знак веры в воскресение из мертвых. В этот день церковь поминала всех “от Адама до днесь усопших в благочестии и вере” и особенное моление воссылала за тех, “коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых, молнией попаленных, зверьми и гадами умерщвленных, от мороза замерзших…” И за тех “яже уби меч, конь совосхити, яже удави камень, или перст посыпа; яже убиша чаровныя напоения, отравы, удавления…”» (В. Никифоров-Волгин.)

И мы придем, обязательно придем, несмотря ни на какие заботы сегодняшнего дня. Как же еще мы можем выразить свою любовь к нашим близким, ушедшим в мир иной. Как же не припасть в молитве ко Господу за них, приклонив колена сердец наших, когда диакон пропоет «Вечная память!». Как же не постараться использовать все возможное для спасения их душ, когда мы их так любим?! И не говорите, что те, «коих вода покрыла, от брани, пожара и землетрясения погибших, убийцами убитых…» не наши близкие. Все мы едины. Все мы связаны между собой. Задумывались ли вы когда-нибудь во время обедни, смотря на так называемый канунный столик, на котором теплят свечи за упокой отшедших людей? Тихо тающий воск, чуть дрожащие огоньки как-то особенно тепло и трогательно говорят о людях, отлетевших с земли, которых не забыли, о которых молятся, за которых предстательствуют оставшиеся без них и любившие их люди. Но что побуждает нас молиться за умерших? По слову Христа, мы должны любить ближних, как самих себя, и в молитвенной памяти о них проявляется наша любовь как совершенно бескорыстная и сокровенная, самая величайшая. И как эта любовь дорога, принося им, беспомощным, помощь! И, наоборот, как мы безжалостны бываем, когда забываем о них!

Поминки возникли как обычай употреблением пищи провожать после похорон умерших родственников. Также в поминальной трапезе заключается идея объединения всех родных, помогая им справляться с общим горем вместе. Если случается так, что поминальный день выпадает в пост, следует приготовить поминальный обед из постных блюд. Что может входить в него и какие блюда разрешается ставить на стол в этом случае?

Общие принципы

Безусловно, состав кушаний во многом будет зависеть от достатка семьи, кулинарных традиций, распространенных в данной местности и от количества людей, которые предположительно придут на поминки. Если есть возможность приготовить все дома силами своей семьи, стоит предложить пришедшим простой обед, не тратя времени и сил на составление сложного меню и реализацию его на практике.

В поминальной традиции существуют и свои обязательные блюда. Это, прежде всего, ритуальная кутья - каша, сваренная из цельных зерен и сдобренная медом и изюмом. Сам же поминальный обед должен оставаться строгим и простым, поддерживать душевные и физические силы, способствовать сохранению атмосферы, приличествующей данному моменту. Желательно, чтобы блюд было четное количество, употреблять которые нужно в определенной последовательности.

Первые блюда

На первое принято подавать на стол супы, щи или борщи. Но так как зачастую они готовятся с мясом, в случае с поминальным обедом, проходящим в дни поста, мясо следует исключить. Кроме мясного, существует несколько видов борщей, например, можно приготовить зеленый борщ, обычный с добавлением фасоли, или постный с томатной рыбной консервой.
Альтернативой борщам могут стать различные супы, например, суп-пюре с грибами. Если в дополнение к нему приготовить хрустящие гренки, должно получиться еще более сытно и вкусно.

Вторые блюда

Самое простое традиционное второе блюдо - картофель-пюре. К нему можно добавить жареную рыбу или те же грибы в подливке. Кроме картофеля, можно приготовить различные каши: рис, гречку или любые крупы, которые будут сочетаться с другими продуктами на столе. Соленую рыбу и маринованные грибы можно поставить на стол отдельно. Винегрет и любые овощные салаты, редиска помогут разнообразить меню. Отдельно можно подать перец, фаршированный, само собой разумеется, не мясом и рисом, а овощной начинкой, например, той же жаренной в томате капустой.

Капустные или морковные котлеты, соевые отбивные, предварительно обваленные и зажаренные в сухарях на растительном масле могут достойно заменить свои мясные прототипы. Как закуску можно использовать свекольный салат с чесноком, огуречно-помидорный или огуречно-капустный салат, брынзу с помидорами, капусту в свежем или квашеном виде, баклажанную или кабачковую икру. Или использовать любые имеющиеся заготовки. Вполне уместны на поминальной трапезе будут моченые и соленые помидоры и огурцы, кабачки, все то, что летом можно вырастить на своем огороде.

Изделия из теста

Заканчивать трапезу принято десертом. Здесь тоже можно приготовить большое разнообразие блюд. Обязательными считаются поминальные блины. Если картофель, грибы и капуста уже присутствуют на столе, разнообразят меню сладкие пирожки из дрожжевого постного теста, начиненные яблоками и ягодами, курагой, сухофруктами. Дополнят их пряники и любые конфеты. В качестве напитков на поминках подаются на выбор ягодные компоты и кисели, обычный или яблочный квас, напитки с медом и лимоном, чай.

Хозяевам рекомендуется приготовить выпечки и десерта побольше, поскольку в конце обеда их принято раздавать гостям в дорогу, чтобы они смогли помянуть ушедшего дома со всеми теми, кто не смог присутствовать на поминках. Заканчивать трапезу по православным канонам следует выражением поддержки и сочувствия родным умершего и пожеланием им благополучия.

Общепринятую традицию поминовения усопших в народной культуре, берущую своё начало чуть ли не во временах древнеславянских тризн, можно условно разделить на четыре вида:

  1. поминки на третий день по смерти (т.н. «третины»).
  2. на девятый день (девятины).
  3. на сороковой.
  4. на годовщину и ежегодные поминки в день кончины человека.

Все эти поминки принято относить к «частным», посвященным конкретным людям – в отличие от календарных, посвящённых всем умершим. По своей сути они представляют собой продолжение обряда похорон и в языческой традиции рассматривались как последовательный переход души из мира живых в мир мёртвых. Христианство не только восприняло эту точку зрения, но и адаптировало её к своей концепции, наполнив каждый случай частного поминовения сакральным смыслом. С этой позиции наиболее важным в её традиции являются поминки на сороковой день.

Сороковины и их значение в культуре

Однако было бы неправильным говорить, что какое-либо сакральное значение сороковины приобрели лишь с христианизацией славян. Ещё в дохристианскую эпоху они являлись главной датой частного поминовения и его завершающим этапом, после которого следовало лишь поминовение усопшего в первый год по смерти и затем ежегодно, что символизировало его присоединение ко всем умершим. Тем самым у большинства славянских народов он лишался индивидуального поминовения. И хотя, например, сербы могли устраивать частные поминки вплоть до седьмой годовщины со дня кончины, а болгары – до девятой, это было скорее по желанию, нежели по традиции.

Частота частных поминок у различных славянских племён (славяне могли отмечать и двенадцатый день, и двадцатый, и три недели) была связана с тем, что, по тогдашним представлениям, до сорокового дня душа умершего находится на земле. Она может вернуться в дом и во двор, откуда ушла на третий и девятый день (третины и девятины соответственно), витает возле могилы, ходит там, где бывал покойный при жизни. Вся обрядовость этого периода и была связана с этапами ухода души, её проводами и своеобразным предотвращением возвращения покойника, чтобы он не вернулся и не стал каким-либо образом досаждать живым. В этом смысле сороковины являлись чем-то вроде окончательной точкой: если на третий день душа умершего покидала дом, а на девятый – двор, то на сороковой она окончательно оставляла землю. Если всё было сделано правильно и по традиции, так, что душа оставалась довольной своими проводами, то живые могли быть спокойны: умерший становился их защитником и более не беспокоил их.


Христианство поддержало эту традицию, однако не только лишь потому, что его распространители ставили своей целью приобщить язычников к новой религии различными путями. В христианской традиции было своё значение сорокового дня, во многом сформировавшееся под влиянием погребальных обычаев ближневосточных племён. Например, согласно Библии, сороковой день – это:

  1. день вознесения Иисуса Христа.
  2. день третьего преставления души перед Богом, который наконец определяет её загробную участь и место, где она будет пребывать до Страшного Суда.
  3. последний день оплакивания праотца Иакова и пророка Моисея.
  4. последний день поста, по истечении которого Моисей получил от Бога скрижали Завета с десятью заповедями.
  5. день, когда пророк Илия достиг горы Хорив (Синай).

Нетрудно увидеть некоторые весьма значимые пересечения между христианскими и языческими славянскими представлениями о сороковом дне, благодаря чему в своё время и произошла относительно лёгкая адаптация одной культуры к другой в этом отношении.

Порядок поминовения

Народные традиции поминовения усопшего на сороковины, которые в разных местностях назывались по-разному, уже настолько сплелись с церковными, что практически невозможно отделить их друг от друга. Очень часто старики, живущие в деревнях и рассказывающие об обычаях сорокового дня, называют церковными те традиции, которые по своей сути являются исконно языческими. Возможно, в этом проявился адаптационный момент христианства к языческому сознанию, когда священники в тех или иных местностях были вынуждены на многие обычаи закрывать глаза, а то и участвовать в их соблюдении, тем самым невольно освящая своим авторитетом ту или иную традицию. Общепринятым для всех областей явлением было ставить на окно возле красного угла или на стол «помин» для покойного и предков, которые в этот день могли наведаться его помянуть. Помин представлял собой хлеб или блин и стакан с водой (со временем изощрённо превратившийся в стакан с водкой), которую ежедневно меняли, выливая старую за окно. На Смоленщине к этому помину прилагалась незажжённая свеча.

Помимо этого, во многих областях придерживались таких обычаев:

  1. стелить постель покойному на той лавке/кровати, где он спал. После сороковин её относили в церковь или раздавали нищим. Кроме того, снимался запрет живым ложиться на это место или ещё каким-либо образом его занимать.
  2. вешать у окна в доме или на улице полотенце, чтобы душа могла утереться. После сороковин с ним делали то же самое, что и с постелью.
  3. вешать снаружи еловую лапу, чтобы покойник мог узнать свой дом, а идущие мимо чтобы его помянули, и полотенце/ленту/шнурок, которым на похоронах перевязывали руки и ноги умершего человека. После поминок их относили на погост или сжигали.
  4. посещать кладбище и устраивать поминки прямо там, приглашая тех, кто в день похорон рыл могилу (Смоленщина).

В канун сороковин в некоторых местностях было принято:

  1. топить баню (на Заонежье), а также идти на кладбище, снимать венки с могилы и сжигать их, тем самым символизируя последний день горя по умершему. С ним же было связано особо истовое причитание во время поминок на сороковой день.
  2. высыпать пшено, где все сорок дней стояла свеча, на могилу или за задние ворота «для птичек» вместе с чтением молитвы, стоя лицом в сторону заката (Владимирщина).
  3. устраивать ночные бдения с чтением молитв и духовных стихов и поминальный ужин, который потом превращался в поминки на кладбище и в поминальную трапезу дома (Смоленщина).
  4. печь печенье в виде «лестницы» с семью ступеньками-перемычками, по которым душа поднимается в небо, и после обеда идти на кладбище, провожая душу (некоторые южнорусские области).
  5. угощать возле ворот киселём и сытою (разведённым водой мёдом) всех жителей деревни (Рязанщина).
  6. трижды поклонившись, есть и раздавать на перекрёстках драчены, блины, канун (северо-западные области, возможно, Рязанщина).
  7. открывать ворота и кланяться с причитаниями на все стороны света, начиная с востока (Тамбовщина).

Кроме того, как мы уже упоминали, снимались многие запреты траура, который было принято соблюдать вплоть до сорокового дня (собственно, и сам траур по большому счёту считался завершённым). Например, после сороковин разрешалось:

  1. трогать и оформлять могилу.
  2. оставлять дом пустым и запирать его.
  3. трогать одежду умершего.
  4. гасить свет (в некоторых местностях).
  5. ложиться/на кровать/лавку, которую при жизни занимал покойный (и уж тем более спать на ней).
  6. убирать траурные украшения из дома, снимать занавеси с зеркал и отражающих предметов.
  7. раздавать или даже сжигать одежду умершего.

Официальная церковь, конечно же, неодобрительно относилась к таким обычаям, считая их пережитками язычества и указывая на то, что единственное, чем нужно заниматься на сороковой день помимо поминок – это молитвами, чтобы загладить с их помощью грехи покойного и облегчить его загробную участь. Однако она же не запрещала эти проявления скорби, предпочитая разъяснять своим прихожанам особенности поминовения на сороковой день по христианским канонам. Особенно указывалось на:

  1. скромность и сдержанность в приготовлении и оформлении поминальной трапезы.
  2. недопущение спиртного.
  3. нежелательность поедания поминального обеда на кладбище.
  4. избегание по возможности излишней скорби по покойному, в особенности – её внешних проявлений.

Подобная позиция православных священнослужителей сохранилась и по сей день, и надо отметить, что с ней (особенно с её последним пунктом) согласны многие экстрасенсы. По их мнению, покойному бывает очень неуютно, когда родственники слишком сильно их оплакивают. Иногда покойник даже может приходить к ним во сне с просьбой «отпустить его» и не скорбеть по нему так сильно, потому что ему «мокро лежать». Можно по-разному относиться к мнению экстрасенсов, однако в любом случае это, на наш взгляд, хороший повод для того, чтобы задуматься о допустимой для живых степени горя по ушедшему.

Меню сороковин

Что же касается вопроса о том, каким должно быть поминальное угощение на сороковой день, то ответ на него крайне прост: за образец берётся поминальный стол, который делается родственниками умершего в день похорон. Его обязательными элементами должно быть следующее:

  1. кутья с мёдом – каша из зёрен пшеницы, перловой крупы или ячменя, которые со временем были заменены на рис. При её приготовлении допускается использовать также мак, изюм, орехи, молоко, варенье, иногда – черёмуха. Кутья на поминальном столе – это символ воскресения и круговорота жизни, и поедая её, человек как бы приобщается этого круговорота и становится его частью. Каждый её элемент не только символизирует что-то своё, но и является чем-то вроде пожелания достатка, сладости, удовольствия и высокого урожая. Разрешается готовить как богатую кутью, включающую в себя все вышеперечисленные компоненты, так и бедную. Единого рецепта кутьи не существует, все рецепты похожи друг на друга, но вместе с тем и отличаются в зависимости от регионов.
  2. мясной бульон с фрикадельками, суп-лапша или борщ – опять-таки, в зависимости от местности проживания.
  3. сдобные (или постные) блины. Принципиальная разница между ними в том, что постные блины делаются не на молоке, а на воде.
  4. картошка с мясом, обычно тушеная или в виде пюре, подающаяся как гарнир. При желании это блюдо можно заменить гречневой кашей.
  5. котлеты или курица.
  6. какое-нибудь рыбное блюдо, обычно – жареная рыба.
  7. компот из сухофруктов или кисель.

Необязательными элементами меню сорокового дня, которые можно готовить по желанию и по возможности, являются:

  1. пироги с рисом, грибами или творогом или пирожки с картошкой и со сметаной (в последнее время этот элемент становится регулярным).
  2. нарезанный сыр или колбаса (за исключением поста, когда эти продукты под запретом).
  3. один-два салата из свежих овощей.
  4. любимое блюдо покойного. Однако если оно слишком сложно в приготовлении или экзотическое – например, фуа-гра под белым вином, – то лучше его не готовить. Народная традиция призывает к скромности, и православная церковь вполне с ней в этом согласна.
  5. винегрет.
  6. оливье.
  7. различные закуски и салаты.
  8. различные соленья.

Также готовят специальные поминальные кулёчки со сладостями (конфетами и печеньем), которые после окончания трапезы каждому уходящему гостю. Следуя народной традиции, надо обязательно следить за тем, чтобы конфет и печенья в этих пакетиках было чётное количество. Можно дополнить этот сладкий поминальный набор постной булочкой.

Обычно на сороковины приглашаются родственники и ближайшие друзья умершего, а в идеале – все, кто к нему хорошо относился. Вместе с тем не мешает подойти к организации поминок рационально и прикинуть, сколько человек можно угостить поминальным обедом без излишнего обременения семейного бюджета (увы, но суровую реальность не отменял никто, даже представители Бога на грешной земле). Это же касается не только количества гостей, но и формирования меню: не стоит поражать воображение гостей обилием и разнообразием угощений. Если поминки выпадают на дни поста, то само собой разумеется, что в поминальном меню не должно быть никаких мясных блюд. Борщ в этом случае можно варить постный, заменив мясо фасолью или грибами, а картошку пюре уместно будет заменить гречневой кашей, о чём мы уже упоминали. То же самое касается и блинов: с учётом обязательности этого символического блюда на поминальном столе священниками рекомендуется делать их не скоромными, а постными. Также желательно не устраивать поминки в будние дни поста, а переносить их вперёд на ближайшие выходные дни. Если же сороковой день выпал на Пасху или на любой день пасхальной недели, то его лучше всего перенести вообще на неделю вперёд, на начало Радоницы. Это же рекомендуется сделать и в том случае, если этот день попадёт на Рождество: перенести его на неделю вперёд, предварительно проконсультировавшись со священником.

Некоторые рецепты поминального стола

Конечно, каждой хозяйке хочется разнообразить строгую поминальную трапезу чем-нибудь особенным, чтобы, с одной стороны, угодить душе покойного (особенно если он при жизни любил вкусно поесть), а с другой стороны – угодить родственникам и приглашённым на поминки гостям. Однако вовсе необязательно превращать поминальный обед в застолье наподобие той же древнеславянской тризны, вкладывая в него чуть ли не все свои сбережения. Вполне достаточным будет прибавить к блюдам из обязательного и общепринятого меню одно-два угощения из необязательного. А чтобы облегчить приготовление этих блюд, мы с удовольствием поделимся рецептами приготовления некоторых, которые наверняка разнообразят ваш стол.

О том, как готовить ту же картошку пюре с мясом или салат оливье, нет нужды много распространяться. А вот, например, рецепт приготовления такой закуски, как рулеты из ветчины:

  1. тонко нарезать 300 гр. ветчины (в том случае, если вы её приобрели в целом виде).
  2. приготовить начинку: отварить вкрутую 3 яйца, отделить желтки от белков и натереть их в разные миски (белки – на крупной тёрке, желтки – на мелкой); на той же крупной тёрке натереть 2 плавленых сырка или 200 гр. твёрдого сыра; вымыть, высушить и мелко порезать зелень; очистить и выдавить через чесноковыжималку 2 зубчика чеснока.
  3. соединить все компоненты начинки (кроме желтков), добавить майонез и хорошо её перемешать.
  4. разложить ветчину, выложить на край каждого ломтика по 1 ст./дес. ложке начинки и свернуть в виде рулета.
  5. каждый рулет обмакнуть в майонез и обвалять в тёртых желтках.
  6. выложить на блюдо листики салата, на них разместить рулеты и украсить зеленью.

Или – не менее простой закуски под названием «помидоры с рыбным салатом»:

  1. вымыть 5-6 помидоров, срезать у них верхушки и аккуратно вынуть мякоть с помощью чайной ложечки.
  2. отварить и натереть на крупной тёрке (или порезать) 5 яиц, смешав их с мякотью помидоров.
  3. размять вилкой содержимое 1 банки консервов в масле, заправить его майонезом и по желанию добавить немного тёртого на мелкой тёрке сыра, затем посолить, поперчить и добавить зелень.
  4. соединить и перемешать тёртые яйца и консервы.
  5. посолить помидоры внутри и заполнить их начинкой, затем выложить на тарелку и украсить зеленью, при желании – горстками тёртого сыра или зелёным горошком.

Наконец, вот рецепт уже упомянутого нами печенья «лесенки»:

  1. сделать закваску: размешать 1 пакет сухих дрожжей с 5 ст. л. сахара, добавить в смесь 300 мл. подогретого молока, 3 яйца и 50 гр. сливочного масла, затем всыпать 3 ст. л. муки, перемешать и поставить в тёплое место на 30 мин.
  2. засыпать сахаром по вкусу полкилограмма свежих или мороженых ягод (можно использовать любой сорт). При желании можно немного подержать их на медленном огне.
  3. оставшуюся муку (всего по рецепту нужно полкилограмма муки) просеять, всыпать в ёмкость, сделать посередине углубление и постепенно добавлять закваску.
  4. всё вымешать, притрусить сверху мукой, чтобы тесто не пересохло, и поставить в тёплое непродуваемое место ещё на 2-3 часа, обмяв ещё два раза в течение этого времени.
  5. когда тесто будет готово, обвалять его в муке, смешанной с ароматными приправами, затем разделить на две части. Из одной сделать лепёшку, а из второй – лесенку.
  6. выложить ягоды на лепёшку, сверху накрыть лесенкой, украсить её ягодами и изюмом, смазать желтком или молоком, оставить на 15-20 мин. и затем поместить в духовку при температуре +200 на 20 мин.

С этим печеньем связан один очень интересный обычай гадания, который, пожалуй, очень ярко показывает, насколько народные традиции смешались с религиозными представлениями. В старину его бросали с колокольни и по количеству кусков, на которые оно разлеталось, гадали о будущей судьбе души умершего человека. Если от лесенки отпадало несколько кусочков, то душе был уготован рай, поскольку считалось, что покойный вёл праведный образ жизни; если же лесенка разлеталась на мелкие кусочки, то умерший был грешником и его родным предстояли долгие дни молитв для облегчения загробной участи его души.

Заключение

Без сомнения, каждому знакомы боль и горе, связанные с утратой близких ему людей. Обычно в таких ситуациях любые слова кажутся банальными и ненужными, но без них было бы намного хуже переживать подобные трагедии. Смерть человека создаёт такое странное состояние, когда хочется побыть одному и в то же время стремишься к другим близким людям, чтобы они разделили это горе. С этой точки зрения поминки по усопшему можно рассматривать не только как дань традиции, но и как некое психотерапевтическое мероприятие.

Принято считать, что поминки нужны больше живым, чем мёртвым. Отчасти это так и есть: мёртвые живы в памяти и будут живы до тех пор, пока о них помнят. С другой же стороны, для верующих людей нет никаких сомнений в том, что их духовная помощь умершим людям в виде поминок и молитв действительно помогает их душам по смерти обрести заслуженное место в раю. Поминки – это прежде всего возможность собраться за одним столом всем его близким людям вспомнить умершего добрым словом (например, о добрых делах, сделанных им, о хороших чертах характера), помолиться за него и порадоваться за то, что его душа наконец-то обрела покой. Поэтому церковь и призывает:

  1. не превращать поминальные обеды в любой день – на девятый ли или на сороковой – в праздники живота.
  2. не вести за столом в этот день разговоры на бытовые или отвлечённые темы и не допускать, чтобы поминки переросли в обмен сплетнями или в ссору.
  3. вести себя скромно, степенно и сдержанно.
  4. дать возможность всем, кто хочет, произнести поминальную речь (на практике она превращается в поминальный тост).
  5. обязательно помолиться перед началом трапезы и в самом её конце. Кроме того, если покойный был крещён, вовсе не будет лишним в этот день подать в церковь записку «Об упокоении».

И наконец, перед началом обеда желательно сбрызнуть кутью святой водой.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»