Фауст на русском читать. Книга фауст читать онлайн

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Введение

Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гёте (Johann Wolfgang Goethe, 1749–1832) писал трагедию «Фауст» в течение всей своей творческой жизни: начатая в 1774 году, она была завершена им за полтора года до смерти.

Гёте родился во Франкфурте-на-Майне, в обеспеченной семье доктора права. Шестнадцати лет он поступил в Лейпцигский университет, но не закончил курса наук из-за болезни. В 1770 году, оправившись от недуга, он переехал в Страсбург, где два года проучился в Страсбургском университете, на факультете права. В 1771 году Гёте вернулся во Франкфурт, где и прожил вплоть до приглашения в Веймар в 1775 году. С этого времени и до самой смерти Гёте – советник, а затем – министр при дворе Карла Августа, герцога саксен-веймарского.

Фауст остается просвещенным деспотом, который использует все насильственные средства для принуждения своего народа к свободе: «Плати, обманывай, сжимай!» Так говорит последний приказ, который он дал Мефисто. Его надежда «быть на открытой земле со свободными людьми» разоблачена Гете как простая иллюзия.

Во время утопической эйфории видения своей собственной смерти Фауст ничего не подозревает об этом. Мефисто ошибается, полагая, что выиграл ставку. Именно в этих словах выясняется, что Фауст в настоящий момент никогда не сможет найти удовлетворения. Таким образом, после великого зрелища «Захоронения», в котором дьявол обманут, тайна искупления может начаться на сцене «Овраги на горе».

В конце XVIII – первой половине XIX века Германия была страной полуфеодальной реакции. Передовые немецкие писатели того времени выступали против уродливой современности и исповедовали идеалы, вдохновившие французскую революцию. Молодые поэты объединились в группу, получившую название «Буря и натиск». Гёте принял участие в бунтарском движении штюрмеров (так называли в Германии членов этой группы).

Здесь, используя «четко определенные христианско-церковные персонажи и идеи», Гете уточняет свои убеждения относительно непрестанного влияния важного человека после его смерти. В возвышении Фауста в трансцендентных регионах иерархически упорядоченное искупление выражается как отрыв материала, темный и как его распад в духовном, светящемся: как подход к божественному. Фауст может быть очищен только от последних остатков материала через «вечную женственность», раскрытую только в славных матрах и кающихся женщинах, из которых «один называется Маргарита».

Гёте был одним из самых образованных, одаренных и разносторонних людей своего времени, личностью в полном смысле слова многогранной: прозаиком, драматургом, поэтом, политическим деятелем, философом, филологом, естествоиспытателем. Его творческое наследие велико и разнообразно. В мировую литературу он вошел не только как создатель бессмертного «Фауста», но и как непревзойденный поэт-лирик, как автор пьес «Гёц фон Берлихинген» (1771) и «Эгмонт» (1787), сатирической поэмы «Рейнеке-Лис» (1794), романов «Страдания юного Вертера» (1774), «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796), «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1827) и других произведений.

В последующем мистическом хоре кардинальная идея гетезийской идиосинкразии суммируется формально-формально: мир в качестве притчи, которая исходит от Бога и возвращается к нему. Версия и заметки Хосе Марии Вальверде. Дитер Борхмайер: «Покойный Гете: Фауст - театр о театре и работа Гете в мифе о Фаусте».

Автор: Иоганн Вольфганг фон Гёте. Поэт, писатель, драматург и немецкий ученый и одна из ведущих фигур в немецкой литературе. Поэзия Гете выражает новую концепцию отношений человечества с природой, историей и обществом; его драмы и романы отражают глубокое знание человеческой индивидуальности. Важность работы Гёте можно судить по тому влиянию, которое его критические сочинения, его широкая переписка, его поэзия, его драмы и его романы оказывались на писателей того времени и на литературных движениях, которые он открыл, и которые он основной фигурой.

Трагедия в стихах «Фауст» (часть I – 1806, часть II – 1831) – самое великое творение Гёте. «Никогда и нигде – и не только в творчестве Гёте, но и во всей немецкой и мировой литературе той эпохи – великая вера в жизнь и борьбу за человеческое счастье на земле не нашла такого гениального художественного выражения, как в “Фаусте”… Всю исполинскую мощь своего гения, всю мудрость и глубину своего познания жизни Гёте с наибольшей поэтической силой и драматическим совершенством воплощает в “Фаусте”. “Фауст” Гёте – философская поэма, раскрывающая гигантские горизонты, ставящая и разрешающая основные вопросы человеческого бытия. В чем смысл жизни, в чем ее назначение? На эти важнейшие вопросы… Гёте отвечает в своей поэме», – писал советский литературовед Я. М. Металлов.

Фауст - это работа, которая занимала долгую жизнь Гёте. Это один из шедевров немецкой и универсальной литературы. Это не только переработка легенды средневекового ученого Иоганна Фауста, но и аллегория человеческой жизни во всех ее проявлениях. Эта работа делится на две части, которые имеют очень мало общего, поэтому необходимо разделить их друг с другом, но не теряя из виду двух центральных персонажей работы: доктора Фауста и Мефистофеля.

Игра начинается со сцены на небесах, в которой Бог и Мефистофель делают ставку, в которой говорится, что Мефистофель сможет отвлечь доктора Фауста от пути, который Бог не считает возможным. Доктор Фаусто думает о своей комнате, и его ученик Вагнер приходит, чтобы найти его, чтобы он напомнил ему, что скоро будут праздничные дни, и выражает свои намерения выйти и пообщаться с другими людьми. Фаусто и Вагнер выходят в деревню, а во время прогулки Фаусто сидит на скале и видит черную собаку, которая, кажется, потеряна, и это постепенно приближается к нему.

«Фауст» – вдохновенный гимн человеческому дерзанию, человеческой мудрости. Любовь к человечеству, стремление к познанию и желание помочь людям движут героем трагедии. Назвать философскую поэму Гёте трагедией можно с полным правом не только потому, что она написана в драматической форме, но в первую очередь потому, что путь человека к истине, к идеалу всегда сопряжен с трагическими ошибками, безысходными утратами, с отказом от милых, успокоительных иллюзий.

Когда собака прибывает в место, где были Фауст и Вагнер, Фаусто борется с собакой и находит его безвредным, решает отвезти его домой. Фаусто и Мефистофель говорят с большей уверенностью, и они приходят к завету: Фаусто соглашается отдать свою душу дьяволу, если он способен обеспечить ему самые сильные удовольствия человеческой жизни и оговаривает, что, когда приходит удовольствие интенсивность, в которой Фауст не выдерживает этого и решает остановиться и жить в этот момент вечно, сможет умереть.

Таким образом, Фауст и Мефистофель занимаются своим делом, и они идут, чтобы найти старого волшебника-слуги Мефистофеля и попросить его дать Фаусту зелье. Во время своего пребывания в доме ведьмы Фаусто видит в зеркале образ женщины, которой она очень впечатлена, из-за ее красоты, и требует от Мефистофеля частичного лечения, которое позволяет ей узнать ее.


Легенда о докторе Фаусте


Подобно многим классическим произведениям, «Фауст» зародился в народном творчестве. Художественное сознание народных масс давно уже занимал образ героя, готового продать свою душу черным силам ада во имя расширения границ человеческого познания. Прототипом народного Фауста явился живой, конкретный, исторически действительно существовавший в первой половине XVI века маг и чернокнижник по имени Фауст – прообраз целой плеяды литературных Фаустов.

Они выходят из пещеры в город, где происходит большая часть первого фрагмента истории, и именно здесь Фаусто видит Маргариту и предлагает ему компанию, но она отвергает его предложение и глубоко потрясена появлением Фауста. Фаусто, глубоко влюбленный, просит Мефистофеля помочь в завоевании такой красивой молодой леди, но этот ответ отрицательно и оправдан в том, что Маргарита - это человек, свободный от греха, и у него нет власти над ней; взамен он предлагает пойти в свою комнату, чтобы иметь возможность наслаждаться на мгновение своего пространства.

История развития образа Фауста могла бы послужить интереснейшей и поучительной иллюстрацией к истории развития человеческой культуры и человеческого общества.

Впервые легенда о Фаусте возникла в конце XV – начале XVI века, на переломе от средневековья к новому времени. Народная легенда рисует Фауста то волшебником, то поэтом и гуманистом.

Уже в комнате Маргариты Фаусто отправляет Мефистофеля в поисках сундука, наполненного драгоценными камнями и впечатляющими драгоценными камнями, чтобы отдать его возлюбленному и, таким образом, сможет заплатить почву за будущее. Они выходят из комнаты, и Маргарита приходит, и когда она находит сундук с драгоценностями, она глубоко удивлена ​​и благодарна, она рассказывает своей матери; и она видит что-то в этом странном событии и решает рассказать об этом своему духовнику, и он рекомендует ему передать эти драгоценности церкви, поскольку в них должно было быть что-то дьявольское.

В 1587 году во Франкфурте-на-Майне вышла первая литературная редакция легенды о Фаусте, изданная Иоганном Шписом. Самое заглавие книги, звучащее в настоящее время более чем юмористично, в ту пору заключало в себе суровую религиозно-морализирующую сентенцию: «История о докторе Иоганне Фаусте, всемирно известном колдуне и чернокнижнике, как он заключил на определенный срок с дьяволом условие, какие были с ним за это время редкостные приключения, пока он наконец не воспринял заслуженного им возмездия. Составлена большей частью по его собственным, оставшимся после него сочинениям, в страшное поучение, ужасающий пример и доброжелательное предостережение всем высокомерным, суемудрым и безбожным людям». Религиозный автор обвиняет Фауста в том, что он в гордыне своей «привязал себе орлиные крылья и стремился исследовать и небо и землю – все до основания». В повествовании Шписа Мефистофель по истечении договора, скрепленного кровью, безжалостно уничтожает Фауста.

Это событие не препятствует Фаусту и решает повторить ту же стратегию, но на этот раз сундук гораздо богаче в драгоценностях и драгоценных камнях, чем у Мефистофеля. Маргарита, удивленная, рассказывает своей подруге Марте, которая советует ей не рассказывать матери, поскольку история предыдущего сундука, вероятно, повторится. В этот момент прибывает Мефистофель, основание которого обманывает тайную встречу между Маргаритой, Фаусто и Мартой. В этой встрече Фаусто заявляет о своей любви к Маргарите, и это соответствует ему с величайшим чувством вины, поскольку это было плохо видно обществу того времени.

Последующие немецкие литературные варианты легенды о Фаусте XV–XVII веков не поднимаются над уровнем «Фауста» Шписа.

Иную интерпретацию легенды дал видный драматург английского Возрождения XVI века, предшественник В. Шекспира – Кристофер Марло. Смелый и страстный вольнодумец, достойный представитель Ренессанса, Марло в своей трагедии «Жизнь и смерть доктора Фауста» создал титанический образ Фауста-богоборца, обратившегося к магии и стремившегося раскрепостить личность от косных законов мироздания.

Эти встречи повторялись несколько раз, и в одной из них Маргарита выражает Фаусто свое недовольство Мефистофелем, так как он считает его злокачественным и вредным. Несколько ночей спустя Фауст и Мефистофель ссорились с Валентином, братом Маргариты, и они убили его. Они убегают, но Валентин не совсем мертв. Маргарита приходит ему на помощь, и со своими последними силами Валентин проклинает Маргариту и предрекает плохое будущее.

В соборе стояла Маргарита и глубоко мучилась злым духом, который проклинает ее и заставляет ее видеть, насколько она грешна. В то время как это происходило, Фауст и Мефистофель отправляются в ночь Вальпургиса, запутанную часть работы, в которой Фауст и Мефистофель говорят о Маргарет, и после ужасных событий Фауст спешит в поисках Маргарет, которая находится в тюрьме.

В XVIII веке, накануне французской революции 1789 года, образ Фауста, ученого-протестанта, становится особенно популярным. Крупнейший из немецких просветителей – Лессинг в своих набросках драмы «Фауст» с явной симпатией рисует ученого, одержимого всепожирающей жаждой знания. И показательно, что уже в лессинговском варианте «Фауста» попытка сатаны погубить Фауста заранее обрекается на неудачу.

Они приходят в тюрьму и находят печальный факт, что Маргарита будет казнена на следующее утро, и они решат уйти, но Маргарита не идет с Фаусто, потому что этого сопровождал Мефистофель, и это казалось ему невыносимым. Фауст и Мефистофель уходят, оставляя Маргарет в ее судьбе; и это конец первой части.

Вторая часть разворачивается в средневековой атмосфере, полной фантастических и мифологических элементов. Фауст и Мефистофель начинают обманывать неуклюжего молодого императора, изображающего как колдуна и шутника соответственно. Империя находится в экономическом кризисе, и Фауст с Мефистофелем предлагает эффективное решение императору, и, чтобы реализовать его, это было довольно продуктивно.

Представители движения «Буря и натиск», с их культом бурного гения, не признающего над собой никаких законов, не могли но увлечься заманчивой фигурой Фауста, не останавливающегося в своей борьбе с миропорядком перед союзом с дьяволом. На протяжении одного-двух десятков лет драматурги «Бури и натиска» один за другим создают новые варианты «Фауста». В 1778 году появляется «Жизнь Фауста» Фридриха Мюллера. В 1791 году возникает замечательный «Фауст, его жизнь, деяния и низвержение в ад» Клингера. Клингер отождествляет Фауста с одним из первых мастеров книгопечатания в XV веке, типографом Фаустом. Герой Клингера – гений, рвущийся к познанию, счастью и свободе. Книгопечатание вызывает лишь ликование сатаны, видящего в этом изобретении лишний повод к насаждению лжеучений и усилению вражды среди людей. Договор Фауста с дьяволом приводит к тому, что Фауст, познакомившись с ужасающими порядками в разных странах, приходит к мысли о порочности человеческой натуры и в отчаянии сам предает себя власти сатаны.

Император, в срочном порядке, просит Фауста принести Елену, красоту среди красавиц и Париж, мифологического героя. Это было большим усилием со стороны Фауста, но с помощью Мефистофеля мне удалось. В следующем акте работы Елена появляется перед дворцом Менелао, его отцом. Но он получен Форкьясом, и он сообщает ему, что вход в дворец будет исполнен его отцом и что его единственным спасением является бегство. Елена уходит и прибывает во дворец Фауста, где Фауст получает роскошь.

Сцена изменилась на глубокие леса, Форкьяс прибывает во дворец Фауста и говорит ему, что Менелай находится рядом с его дворцом и что он идет на войну. Затем, после запутанных сцен, Елена исчезает, а Фаусто возвышается над эфирной областью по одежде Елены.

В начале 70-х годов XVIII века к написанию «Фауста» приступает и Иоганн Вольфганг Гёте. Гёте еще в детстве в кукольных театрах узнал народного «Фауста». Вступив в движение «Буря и натиск», Гёте увлекся титаническим образом Фауста и в 1774–1775 годах создал свой первый вариант «Фауста», так называемый «Прафауст». В соответствии с общим духом «Бури и натиска» Фауст «Прафауста» – бунтарь, рвущийся к познанию тайн природы, но неизбежно обреченный на поражение. Только в окончательной редакции «Фауста» Гёте возник образ Фауста побеждающего.

Он изящно падает из облака и встречает Мефистофеля на вершине горы. Слушая барабаны и музыку войны, они ищут 3 ожесточенных воинов, чтобы помочь им в их кампании против врага и спуститься, чтобы подчиниться приказу императора. Ожесточенная битва развязалась, и Мефистофель использует всю свою магию, чтобы победить врага, и с этим они обретают благосклонность императора.

Император уступает Фаусту обширному феодалу на побережье империи, но архиепископ предупреждает его, что он вмешивается в самого Дьявола и просит его предоставить ему все налоги и роялти этого феодала в церковь. Чтение осложняются в том смысле, что это не очень последовательно во многих частях книги, такие как Вальпургиеву ночь, в которой хронология истории теряются, или в антракте. Еще одна сложная часть всего второй фрагмент, поскольку он не имеет много общего с первым, и спутал изменения сцены и плохо определенный график.

Мифология, представленная в «Классической Вальпургиевой ночи», заимствована Гете из фундаментального труда по мифологии Беньямина Гедерихса, долгие годы бывшего его настольной книгой, а также из весьма обстоятельных «Мифологических писем» поэта Иоганна Генриха Фосса. Несмотря на античные мотивы, эта сцена написана обычными для «Фауста» размерами, за исключением вступительного монолога Эрихто, выдержанного в античных триметрах - стихотворном размере, широко применявшемся в античной драме. Персонажами сцены являются низшие стихийные духи греческой мифологии. Эти духи символизируют темные стихийные силы, породившие тот гармонический мир, вершиной которого является совершенный образ Елены. Стихийные силы эти показаны здесь в трех фазах своего развития на пути к совершенствованию. Низшую из них представляют чудовищные порождения природы, ее первые, мощные, но грубые создания - колоссальные муравьи, грифы, сфинксы, сирены. Вторая, более высокая фаза раскрывается в образах полубогов, нимф, кентавров и т. д. В третьей фазе уже соприсутствует человек и человеческая мысль, пытающаяся проникнуть в историю становления мира (философы Фалес и Анаксагор). Путь к совершенной красоте, к искомой форме пролегает через этот еще не совершенный мир темных сил и творческих порывов. Вот почему не выведены в нем «старшие боги»; вот почему их функции переданы низшим представителям тех сил, наивысшим воплощением которых, согласно греческой мифологии, являются «старшие боги» (так, Сейсмос заступает здесь место Плутона, Галатея и Эрос - Афродиты, Перей - Посейдона и т. д.). Только побывав в этом преддверии совершенной античной красоты, Фауст удостоивается встречи с Еленой. С появлением Елены вступает в силу привычный мир эллинских мифологических представлений, знакомых нам по Гомеру и афинским трагикам.

Листы больших сомнений в читателе. Настроения прекрасно работает на каждом из персонажей. Сказка начинается сразу таинственным образом: нам представлены три области: река, мир тела, души и духа, а также путь человека в сверхъестественный мир мир духа, поток, астральный мир, мир желания. Теософия говорит о жизни души в физическом мире, с другой стороны, то от девачана, в котором душа переживает себя после смерти, но также, когда через оккультное развитие она уже освободилась от личного мира в физическом мире, тогда она может взойти в будущее, в царство прекрасного Лили, а затем находит путь к другому берегу, где человек постоянно стремится, путь к дому своей души и его духу, поток между ними, астральный мир, поток желаний Страсти, которые отделяют человека от духовного мира, должны быть преодолены.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»