Масляная рыба название рыбы. Масляная рыба: последствия употребления продукта. Рыба холодного копчения

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Преподобный Макарий Оптинский, скитоначальник Оптиной пустыни, после кончины преподобного Льва стал главным старцем в обители. Преподобный Макарий получал множество писем. С 1834 го 1841 год он писал ответы от имени своего духовного отца и сотаинника преподобного Леонида, а после кончины старца Леонида в продолжение девятнадцати лет своей жизни, будучи главным старцем обители, продолжал писать уже от своего имени или диктовал ответы своим ученикам.

Письма преподобного Макария заключают в себе полное наставление к шествию по пути спасения, утешение в скорбях и решение недоумений на самые разнообразные духовные вопросы. «Письма его могут быть названы часами, по которым и во тро, и в полдень, и нощию можно проверять жизнь, - писал оптинской братии игумен Антоний (Бочков). - И юный, и зрелый, и старый может прибегать во всякое время к этому указателю, который сам шествовал неуклонно по пути Солнца правды».

Как уверовать в то, что Господь все устраивает для нас

Сердечно сожалею о вас, что вы так сильно огорчились посещением Божиим побиением нив ваших с гречею, на которые вы полагали надежду и, может быть, делали расчет в уме своим доходам; но, как увидели надежду свою исчезнувшею, опечалилось сердце ваше о том, что не можете сделать того или другого, по вашему предположению.

Где ж искать христианину утешение в находящих ему искушениях и скорбях, как не в вере в Бога?

Но вера не просто есть только веровать, что Он наш Создатель: но веровать, что Он и промышляет о нас всесильною Своею десницею, и все устрояет для нас на пользу, хотя мы сего и не можем разуметь по дебелости нашего разума, помраченного мглою страстей наших, от нашего произволения нами действуемых, а водимые страстьми, и скорбь сильнее ощущаем.

Премилосердный же Господь, любя нас и хотя нас спасти и избавить от заблуждения и порабощения страстей, посылает различные скорби, лишения и болезни, дабы мы, познав суету свою и не находя утешения, обратились к Нему, «желаний наших краю».

Сердце наше, поражаясь нечаянными приключениями и печальми, невольно умирает миру, то есть страстям, и ищет утешения в лучшем. Не тогда только мы можем назваться верным, когда получаем благодеяния Божии, но когда принимаем с благодарением и наказания от руки Его, - тут-то и вера наша искушается: истинно ли мы веруем в Его промысл; мы, так как христиане, должны иметь для себя руководством в жизни и укреплением святое евангельское учение, которое нас уверяет, что и влас главы наше не погибнет без воли Божией, и птица не падает без оной. Когда уже нечувственный волос и малое создание - птичка - находится под промыслом Божиим, то что можем о себе сказать?

Мы, по нашему неразумию, полагаем себя тогда счастливыми и на верху блаженства, когда приобретаем богатство, честь, славу и уважение. Но Бог знает больше нас; когда Он видит, что с умножением оных повреждается душевное наше устроение, отъемлет от нас сии блага, подобно благоразумному отцу, не дающему сыну своему вместо полезных вредящих его вещей; и так как самые блага мира сего служат нам не пользою, но вредом, ввергают нас или в роскошь, или в гордость, если на них полагаем надежду нашего успокоения, то отъемлет оные от нас Господь, милосердствуя, да не погибнем душами; почему и должны благодарить Бога за Его посещения.

Мы, скудоумные, думая устроить свое состояние, печалимся, суетимся, лишаем себя покоя, оставляем исполнение долга веры за суетами, для того, дабы оставить детям хорошее имение; но знаем ли мы - послужит ли оное им пользою? Не видим ли детей, оставшихся с богатством, - но глупому сыну не в помощь богатство, - и оное только послужило им поводом к худой нравственности.

Надобно пещися оставить детям добрый пример своей жизни и воспитать их в страхе Божием и в заповедях Его: это главное богатство; когда будем искать Царствия Божия и правды Его, то сие - здешнее и нужная все приложатся вам (Мф. 6: 33).

Вы скажете: нельзя этого сделать, ныне свет требует не этого, но другого! Хорошо, но вы родители детей для света ли только? А не для будущей жизни?

Утешайте себя словом Божиим: аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде (Ин. 15: 18), а мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется, ниже бо может (Рим. 8:7). Не желайте быть детям вашим от славных мира, но чтоб были добрые люди, покорные дети, а когда Бог устроит, - верные супруги, нежные родители, попечительные о подвластных, любовные ко всем и ко врагам снисходительные.

Ежели вы оставите им имения и меньше того, как предполагаете, не скорбите за сие; они будут и тем довольны. Рассудите, сколько живущих на свете людей; но большая часть из них не только умеренного состояния, но еще и в бедности находится, которая удобнее к получению спасения. Что же значат пространная и широкая врата? Роскошная жизнь, в богатстве, чести и славе провождаемая; в таковой жизни удобно можно уклониться от заповедей Божиих; как оный евангельский богач провождал изнь свою, веселяся на всяк день светло и облачашеся в порфиру и виссон, то есть в богатую одежду; по смерти же какое получил место? - находясь в муках, просил одной капли воды устудить язык его, страждущий в пламени; но услышал вместо утешения: чадо, помяни, яко восприял еси благая твоя в животе твоем (Лк. 16: 25).

Напротив же, тесные врата и прискорбный путь вводят в живот вечный, то есть пожившие благочестно и претерпевшие или добровольные, или невольные, посланные от Бога, скорби и болезни, или бедность, близкую к смирению.

Не в том дело состоит, чтоб не чувствовать скорби, но благодарно оную переносить.

Обратитесь к благодарению Божию за сие посещение, говоря с Иовом: Господь даде, Господь и отъят, якоже изволися Господеви, тако и бысть, буди имя Господне благословенно (Иов. 1: 21, 22).

В сих чувствах получите утешение; не всегда желайте того, как вам хочется, но как есть воля Божия, то и успокойтесь.

Почему нам необходимо смирение

Жить по заповедям Христовым обязаны все православные христиане, и ничем не можем оправдаться пред Богом за неисполнение их, кроме как Его предражайшими заслугами и истинным сознанием и покаянием в наших преступлениях.

Надобно же знать, что христианская жизнь есть духовная война, как пишет святой апостол Павел. Несть наша брань к крови и плоти, и прочее (Еф. 6: 12), а святой апостол Петр пишет: супостат наш диавол ходит, яко лев рыкая, иский кого поглотити (1 Пет. 5: 8). Всезлобный враг всеми мерами старается восставать против христиан, прельщая их суетою мира, и гордостью житейскою, и похотию плотскою.

Еще более вооружается на тех, кои желают приблизить себя к Богу. Он их борет десными шуими; ежели не может увлечь в порочную жизнь, то мнением о своих добродетелях вводит в высокоумие и, прельщая, помрачает их разум и отводит от Бога так, что скорее может порочный, от пороков обратившись, покаянием примириться Богу, нежели прельщенный своею святостию. Потому-то я вас и предостерегал, чтобы не мнеть того, что вы имеете любовь Божию; она есть верх совершенства, то как мы осмелимся мечтать о стяжании ее?

Хотя вы и ощущаете иногда утешительные чувства и слезы, но на них не должно полагаться и не считать за велико; но паче смиряться, полагая себя недостойну бытии таковых дарований. Святые отцы чем выше были жизнию, тем более себя уничижали и смиряли; а смирение еще более привлекало к ним Божию благодать и дарования. Смирение есть одно непреоборимое оружие против всех козней вражиих, но достижение до оного не безтрудно, а паче в мире живущим и непостижно. Вы же хотя и укоряете себя словами, но оным нельзя дать веры, когда не стяжете истинного сердечного смирения.

Правило молитвенное исполняйте по силе и по возможности своей, более с чувством мытаря, а не фарисея. Святой Исаак пишет: «Кто не помышляет себе быти грешна, молитва его несть благоприятна пред Богом» (сл. 55, стр. 289). За высокое делание и за большое правило не беритесь; тот же святой Исаак поучает, что: умеренному деланию цены несть. Но храните совесть свою. Воздаяния же здесь не ищите в утешении, оставьте это на волю Божию: Он знает, когда дать.

Пока сего для вас довольно, а ежели воззовет вас Господь пойти вслед Его и вселиться во святую обитель, тогда и путь жития откроется вам практикою, а не теориею.

Приготовляя детей ваших для светской жизни, попеклись ли вы насадить в сердцах их веру и страх Божий, которые бы были руководителями их к будущей жизни? Молитесь Господу, да сохранит Он сердца их от плевел, насеваемых супостатом посреде пшеницы. Испрашиваю на вас и на них Божие благословение.

Зачем нам нужны скорби

Вы просите от меня утешения душевного и телесного, советов и наставления, полагаете, что мне известны грехи ваши и за оные посещения Божии.

Слишком много приписываете вы моей худости; напротив, я ничего об вас не знаю и удивляюсь, почему вы так о мне предполагаете; имея честь в первый раз знать об вас, только из письма вашего, и то весьма кратко, ни о звании вашем, ни об образе жизни, ни об обязанностях и связях не имея никакого понятия, как могу знать и судить здраво?

Дара же прозорливости я отнюдь не имею и считаю себя того недостойным.

Сколько могу понять из письма вашего, что вы проходите бурную жизнь и трудную, признаете себя имеющею грехи и за оные посещение Божие, карающее вас; разумею, что сие состоит из какого-либо рода скорбей, в коих ищете от меня облегчения и утешения. Заключая из всего этого, что вы принадлежите к числу людей образованных и просвещенных века сего, я же не учен мудрости мира сего, то не знаю, могу ли вам подать какой совет согласно с вашим положением? Но, видя, что вы с верою ищете от моей худости утешения, я возложил упование на Бога, могущего для пользы вашей подать слово к вашему назиданию, не смею отказать вам в прошении ответа.

При науках и образовании вашем вы, верно, надеялись чрез них найтить счастье и благоденствие в жизни своей и искали оных в светских приличиях, удовольствиях и забавах, но не знаю, представляли ли себе о могущих случиться искушениях и скорбях в жизни, которых, кажется, никто из смертных не избегает? И где искать в них укрепления и утешения?

Святая наша вера научает нас, сколько нужны для нас скорби к снисканию будущей блаженной вечности. Она же доставляет нам и утешение; не сомневаюсь, что вы в жизни совей испытали разного рода увеселения, приятности, почитаемые людьми благополучием; но прочны ли они? Прошедшее - как сон; дело идет о настоящем; будущее неизвестно! Вы теперь скорбите и принимаете скорби ваши посещением Божиим за грехи, то чувство христианское; и вы можете найтить в сем облегчение и утешение, - то есть в сознании себя пред Богом виновною, - раскаянием, сожалением, удалением от грехов и в покорности Его воле принять наказание для вечной вашей пользы. Не ослабевайте, но умножайте веру вашу и утешайтесь надеждою на милосердие Божие! Верою ищите укрепления в слове Божием; оно есть пища души и целительный бальзам душевных наших язв, в скорби сладкое утешение; оно научает нас, что егоже бо любит Господь наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. (Евр. 12: 6).

Слово Божие говорит, что пространный путь и широкая врата вводят в пагубу, прискорбный путь и узкая врата в живот вечный, и паки: горе вам, насыщенным, яко взалчете, горе вам, смеющимся, яко возрыдаете, а напротив, ублажает тех, кои здесь нищи духом, плачут, коих поносят и изгоняют без правды (см.: Лк. 6: 20-26); потом притчею о богаче и убогом Лазаре показывает, что здешнее наслаждение и благоденствие лишает будущих благ, а скорби и страдание подобно Лазарю приобретают оные (блага) и еще то, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14: 22).

Видите, что вы не оставлены Богом, но, по любви Его, наказуетесь; и ежели находились на пространном пути, то Он невольно вас сводит на прискорбный, ведущий в жизнь вечную.

Принимайте сие с верою и надеждою и приносите Господу благодарение за неизреченное Его к вам милосердие; от чего получите в несении ваших скорбей облегчение и утешение; а ежели будет воля Господня, то и совершенное от них освобождение.

С чего начинать духовный путь

Вы пишете, что, приуготовляясь к причастию святых Таин Христовых, вы могли молиться с чувством, иногда и со слезами, с начала недели; но потом приезд родных и прочая рассеянность лишили вас сих чувств; и по приезде домой, в пятницу, вы не могли уже собрать оных умилительных чувств; и хотя при исповеди и были слезы, но потом к таинству причащения приступали с каким-то охлаждением, несмотря на усилия возвратить чувства умиления, и испросить слезы раскаяния и любви; и хотя вы получили спокойствие и терпение при раздражении, но нет еще той смиренной, совершенной преданности к Спасителю, той горячей любви, которые производили иногда слезы и радость сердечную.

Это точные ваши слова; из оных замечаю, как вы высоко парите и мечтаете скоро достигнуть на такую высоту, или верх добродетелей в любовь Божию. Это похоже на то, как бы малого отрока начать учению грамоте, - и он, затвердив азбуку, мечтал бы о себе, что достиг уже всей премудрости; или кто, записавшись на службу, вдруг хотел бы быть генералом; или кто, вступая на первую ступень лестницы, думал, что он достиг уже верха; и потому я нахожу нужным мало о сем с вами побеседовать, Господу вразумляющу и слово подающу скудному моему уму, для вашей пользы, не от себя же, но приводя на память отеческие писания.

Ежели считать такие чувства, о коих вы пишете, горячею любовию Божиею, то можно обольститься сим и пострадать большой вред, как видим из историй и в наши времена бывших случаев, так что трудно и исцелиться от такой прелести; может быть, вы и сами читывали, как обольстился преподобный Исаакий Печерский и многие другие, древние и новейшие подвижники, проходившие путь духовной жизни. Оно похоже и на то, как бы кто, увидя на древе начинающий расцветать цвет и думая, что это плод, сорвал бы его: то уже никогда не получить плода.

Любовь Божия состоит в исполнении заповедей Божиих, по слову Его: любяй Мя заповеди Моя соблюдает (Ин. 14: 21), сколько же мы далеко находимся от сего соблюдения заповедей Божиих, а следовательно и от любви Его, всяк, испытав себя, может видеть, ибо оные простираются даже и до любви врагов и учат глубокому смирению: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17: 10), и паки: блажени нищи духом (Мф. 5: 3), то как же можно одно мимолетное чувство умиления, или слез, считать уже любовию Божиею? Ум тайно увлекается сим и стяживает высокоумие и гордость, и всего оного лишается, а смирения тут и не бывало.

Бог показал вам, что есть благодать Его с нами, но и отъял, да не превозносимся; впрочем, не лишил совершенно, но сокрыл от нас, чтобы мы смиренно к Нему припадали.

Ему угодно иногда попускать на нас протяженную тьму и мрак духовный, холодность и окаменение, чтобы мы считали себя последнейшими и худшими всех и не искали бы духовных утешений, считая себя оных недостойными; в этом-то состоит и совершенная, смиренная преданность Спасителю. Он шел скорбным путем и даже в молитве Своей к Отцу Своему небесному произнес: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26: 38), но предавался воле Его и нам повелел идти путем креста, а не отрады. Вы, думая найти в утешительных чувствах любовь Божию, ищете не Бога, а себя, то есть своего утешения, а прискорбного пути уклоняетесь, считая себя будто погибшим, - не имея духовных утешений; напротив, лишение оных нас смиряет, а не возвышает.

При духовном утешении и мнимой любви Божией, пока еще не достигли мы смирения, тайно молимся фарисейски, не замечая сего, но мытарево чувство тут далече отстоит от нас. Он, проникнут быв совею нищетою, в духе смирения возопил ко Господу: Боже, милостив буди мне грешному (Лк. 18: 13), не ища отнудь утешения, а прося только помилования, и не ошибся, - получил оправдание.

Так бы подобало и нам зрети своя согрешения, познавать свою нищету, а паче видеть, сколь мы далеки от стяжания любви Божией; и в смиренном чувстве покаяния хоть малую крупинку мытарева злата приобрести себе, а не мечтать высоко о любви Божией; когда еще риза души нашей осквернена, то как посмеем входить в чертог небесного Жениха и возлегать на вечери Его? Надобно опасаться, что извергнут оттуда.

Святой Иоанн Лествичник пишет, что Господь, за священные подвиги рабов Своих, награждает некоторых при начатии оных, иных во время прохождения, других по окончании, а некоторых при самой смерти, по мере смирения каждого; то видите, что и до смерти не надобно отчаиваться, не имея каких-либо духовных дарований, а смиренно почитать себя того недостойным; но не оставлять делания заповедей Божиих и трудов духовных. Святой же Исаак Сирин во 2м слове пишет: кто второю частию - видением (умозрением), а не первою - деянием (деланием), терпением досады креста, хощет взыти на крест, на того находит грев Божий (как выше сказано - прелесть), а яже Божие само о себе приходит, тебе неощущающу, но аще место будет чисто, а не скверно; аще же зеница души твоей несть чиста, то да не посмееши воззрети на округ солнца, да не погубиши и тоя самыя малыя зари, яже есть простая вера, и малыя дела, яже твориши… и прочее.

По всем сим представленным вам истинам об опасности увлекаться в высоту и искать утешительных чувств старайтесь себя успокоить, что Господь к вам милостив и принятием святых Его Таин даровал вам спокойствие: и во смирении приносите Ему ваши молитвы и старайтесь об исполнении заповедей Его, а об утешительных чувствах предоставьте Его воле, когда вам оные даровать или нет, дабы не послужили вам во вред; и не думайте, при оных, что уже любовь Божию имеете, это опасное обольщение, - высокая мечта!

Я даже полагаю, что Господь смотрительно попустил вам в это время уклониться в рассеянность, чтобы вящим увлечением в чувства утешительные не вознеслись и не пострадали большего вреда. Будьте смиренны - и Господь спасет вас. Чего усердно вам желаю, недостойный ваш богомолец, многогрешный И.М.

Как приблизить себя к Богу

Достопочтеннейшая о Господе N.N.

Из действий ваших вижу, что вы имеете желание приблизить себя к Богу и получить спасение. В этом состоит весь долг каждого христианина; но сие совершается чрез исполнение заповедей Божиих, которые состоят все в любви к Богу и ближнему и простираются до влюбления врагов. Читайте Евангелие, там найдете путь, истину и живот; сохраняйте православную веру и уставы святой Церкви, поучайтесь в писаниях церковных пастырей, и учителей и соображайте жизнь свою по их учениям; но одни правила молитвенные не могут нам принести пользы.

Я не осуждаю ваших правил, о которых вы пишете, и предоставляю на волю вашу продолжать оные, но советую стараться сколько можно обращать внимание ваше на дела любви к ближним: в отношении к матушке вашей, супругу и детям; пещись о воспитании их в православной вере и доброй нравственности, - к подчиненным вам людям и ко всем ближним. Святой апостол Павел, исчисляя разные виды добродетелей и подвигов самоотвержения, говорит: аще сотворю сие и сие, люве же не имам, ни кая польза ми есть (см.: 1 Кор).

Я заметил, что вы в правиле молитвенном ищете духовных услаждений; они хотя и приятны, но весьма опасны и обольстительны. Человек, находясь в сем положении, думает, что он упоен любовию Божиею, - и токмо увлекается мнением; и когда оное со временем умножится, тогда вместо утешения лишается спокойствия, ибо в том только и полагает найти спасение, когда имеет утешения, а при лишении оных смущается и не имеет покоя; а надобно молиться смиренно, не ища утешений, чувствуя свою греховность и опасаясь обольщения. Хотя бы и сухость случалась, не отступать от молитвы, считая себя недостойным утешения, по слову святых отцов: кто не помышляет себе грешна, молитва его несть благоприятна пред Богом, а Он, видя и при сухости усердие и смирение в молитве, примет оное. Когда же послать кому утешение, то есть кому оно будет безвредно, это состоит в Его святой воле и всеведении, ибо это есть дарование Божие, а не наше тщание.

Многие, получившие сей дар, вместо смирения пришли в высокоумие, думая, что они уже обогатились, и после доходили до бедственного душевного положения, лишаясь спокойствия; потому Господь и не дает сего чувства, пока человек не смирит себя совершенно.

Смиренный уже не падает высокоумием и хранит дар смирением.

Итак, советую вам, ни в посещении утешением не возвышаться, но обращать мысль на грехи свои; ни в сухости не смущаться, но веровать, что Господь примет ваше усердие.

Однако ж не одна молитва нужна для нашего спасения, но и дела любви, как и выше написал, о чем и надобно просить Господа, да подаст нам Свою помощь, а в случае неисправления приносить покаяние; да хотя бы и все повеленное сотворили, должны считать себя неключимыми рабами, по заповеди Господней (см.: Лк. 17: 10). Постановление Церкви касательно постов и законоположений мы обязаны исполнять, по заповеди Господней: аще кто преслушает Церковь, да будет тебе, яко язычник и мытарь (Мф. 18: 17). И по учению святого апостола: Церковь есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3: 15). И паки, по заповеди Господней апостолам, - а в них и преемникам их, пастырям церковным: слушаяй вас, Мене слушает, и отметаяйся вас, Мене отметается, отметаяйся же Мене, отметается пославшаго Мя (Лк. 10: 18).

Многие, хотя и знают сию истину, но боятся мира, что за исполнение сего осудит их и посмеется; но и против сего есть заповедь Господня: иже бо аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его пред аггелы Своими (Лк. 9: 26).

В случае же предлежащей какой-либо необходимой нужды к нарушению в чем-либо церковных постановлений, от немощи или от чего другого, то с сокрушением сердца и болезнованием о сем надобно приносить покаяние пред Господом и смиряться, а не думать, что это ничего не значит; ибо это есть сугубый грех.

А о том, что вы налагали на себя пост, хлеб и воду, и не исполнили, советую не смущаться, ибо оное обещание ваше не имело рассуждения и выше силы вашей было предпринято, а Бог выше меры от нас не требует.

Как уверовать в промысел Божий

Достопочтеннейший о Господе N.N.

Недоумение и смущение, безпокоящее вас, касаются вас и детей ваших не только во временной жизни, но простираются и до вечности. Вы же, хотя избавиться неудобств в жизни, прибегаете к средствам материальным и просите Бога о ниспослании вам оных; не получая же скоро, доходите до уныния и отчаяния. Я предлагаю вам то, что и вам самим известно: судьбы Божии неисповедимы! Судеб Твоих бездна многа (Пс. 35: 7), и судьбы Твои, Господи, по всей земли (Пс. 104: 7). И апостол Павел восклицает: о глубина богатства и премудрости и разума Божия! кто испыта ум Господень, или кто советник Ему бысть (Рим. 11: 33)?

Из сего можно заключить, что промысл Божий есть над всеми нами, и даже птица не падает без Его воли и влас главы нашей не погибнет (см.: Лк. 21: 18).

И ваше настоящее положение не состоит ли в воле Божией? Веруйте твердо, что Бог промышляет о вас; не давайте места сомнению, да не сбудется и на вас слово Писания: отъемлются судьбы твои от лица его (Пс. 9: 26).

Но вы просите и не получаете, что вас еще более смущает.

А как вам известно, из истории жизни человеческой и из примеров, пред глазами нашими бывающих, какими несчастными случаями люди бывают поражаемы: семейство лишается иногда отца, муж - жены, жена - любимого мужа, родители - единородного сына - всей их надежды и радости; дети остаются сиротами, без призрения; иной лишается всего богатства, делается нищим, другой терпит различные несчастия, скорби болезни, лишается чести и прочее.

Кто же всем этим распоряжает, как не промысл Всевышнего, попускающий каждому скорби, по его мере, силе и устроению для того, чтобы наказать его, или испытать и укрепить его веру, или предохранить от грехопадений?

Постигнутые несчастием верно просили избавления и облегчения скорбей, но не получали скоро; а почему? Это знает Един Всемогущий Творец и Промыслитель всех. Нам известно, что Он весть ихже требуем, прежде прошения нашего (Мф. 6:8) и что Он дает нам блага, каких мы и не ожидаем от Него; что Он всегда есть благовременный помощник в скорбях.

Предавайтесь же вы Его святой воле и изливайте скорбь вашу пред Ним, со псаломником: пролию пред Ним моление мое: печаль мою пред Ним возвещу. Внегда исчезати от мене духу моему и Ты познал еси стези моя (Пс 141: 4). Внегда уны сердце мое, от конец земли воззвах (Пс. 60: 3). Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело (Пс. 45:2).

И ожидайте от всещедрой и милосердной десницы Его помощи в скорбях ваших; но ежели вы долго не получаете желаемого и просимого, то укрепляйте себя вышеизложенным рассуждением; - и веруйте, что и должно быть так, а не иначе.

Может быть, сим испытуется ваша вера и любовь к Богу или просимое вами место могло бы быть вам не полезно в нравственном или физическом отношении. Силен Господь утешить вас и другим, Ему Единому сведомым образом.

Скорбь ваша, конечно, не забыта пред Богом, испытующим сердца и утробы. Ежели это и наказание, то Священное Писание говорит нам: егоже любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет (Притч. 3: 12). И в самых скорбях является милость Божия и даруется духовное утешение. Возверзите на Господа печаль вашу, и Той вас препитает (Пс. 54: 23).

Вы думаете, что сыну вашему полезнее всегда быть при вас, но кто это знает? И при вас, если Бог попустит, он может испортиться, и на чужих руках - сохраниться без вреда.

Но, где бы ни были дети ваши, с вами ли или в каком-либо заведении, внушайте им христианские правила и поручайте их Богу и заступлению Божией Матери. Не знаю, почему дочь ваша живет у пастора; конечно, должно бы, чтобы она была наставлена в православном учении Церкви, но, впрочем, милостив Господь, Он видит вашу возможность и ваши средства и не оставит детей, порученных Его попечению. Не могу входить в подробности касательно вашего содержания; но советую вам стараться издерживать то, что Бог посылает. Иной обходится не многим, а другому и десяти тысяч недостает.

Во всяком случае, надобно благодарить Бога за Его дары, нам ниспосылаемые, и веровать, слову Господню: ищите прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам.

Как достичь спокойствия и душевного мира

Достопочтеннейший о Господе N.N.

Вы спрашиваете: принимает ли Бог искреннее желание человека исправиться и жить по Его воле? Поможет ли тому, кто ищет царствия Его и все рад сделать, только бы не прогневать Его?

В этом нет никакого сомнения, что Бог приемлет наши благие намерения к исполнению воли Его и помогает нам в сем по нашему произволению; надобно иметь искус от противных случаев, чтобы при исполнении заповедей Божиих мы потерпели и скорбь какую-либо, ибо диавол, ненавидяй добра, старается противиться нам и не допускает до сего, - или сам собою чрез помыслы всякого рода, или чрез людей. А мы, понуждая себя и прося помощи Божией, бываем искуснее в делании и, познавая свои немощи, смиряемся; смирение же укрепляет наши добрые дела и творит их богоугодными.

Святой Исаак Сирин пишет, что добродетели не могут быть не сопряжены с печалями и путь Божий есть крест повседневный. Прочтите в книге святого Исаака слова 34, 35, 36 и 37. Вы увидите в оных сию истину и еще, что при исполнении заповедей Божиих нужно иметь смирение, и если сила заповедей в нас оскудеет, то смирение о нас ходатайствует.

А когда будем делать добродетели и хотим удостовериться, что мы уже спасаемся, и просто как бы видеть на ладони свое спасение, то очень ошибаемся. Надобно делать добродетели, но не видеть сего, а приписывать исправления свои Богу и Его помощи и смиряться истинно, а не ложно. Заповедь Божия повелевает: аще и сотворите все повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: , еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17: 10). Фарисей видел свои добрые дела и благодарил Бога, но не оправдывался так, как смиренный мытарь, сознавший свою греховность и просивший от Бога милостиву ему бытии.

Как можно более опасайтесь увлекаться мнением о своем исправлении. За это бываем оставляемы помощию Божиею, потому-то и падаем при нашествии искушений со стороны ближних, делающих нам неприятности; и помните, что это бывает смотрением Божиим к познанию нашей немощи, - дабы мы смирились.

Если же нет неприятностей от людей, то внутреннее смущение и неустроение духа служит нам показанием в нас гордости и побуждением к смирению. Когда человек смирится, то благодать окружает его, пишет святой Исаак.

Вы желаете спокойствия и мира душевного, но никак не можете его достигнуть. О! Это великий дар Божий, и Сам Господь указал нам, где искать оного: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11: 29).

А к достижению сего необходимо нужны искушения и скорби, как и Сам Господь прежде крестной смерти Своей много пострадал и претерпел: был укоряем, досаждаем, уничижаем и нам оставил Собою образ, да последуем стопам Его. Читайте в книге святого Исаака слова 78 и 79, - увидите, что и искушения нужны, и за что оные попускаются, и чем от них освободиться. Там более о духовных внутренних искуплениях упоминается, и вы примените к себе; если некоторые из оных находите в себе, то не смущайтесь, а смиритесь и успокойтесь.

Еще скажу вам: мир и спокойствие есть великая награда, но как воины получают награду за подвиги и пролитие крови, так и мы - духовные воины - должны прежде претерпеть многие искушения и скорби со смирением, обвинять себя, а не других и, умалив (таким образом) страсти наши, то есть победив их, а паче гордость и возношение, гнев и ярость и прочее, тогда и сего дара удостоимся - мира душевного.

Надо ли просить прощения у тех, кому ты причинил неприятность

Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, коим опасаешься подвергнуться. Надобно иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобою и знаешь, что он с любовию примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобою. Но сего невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, коих ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкою, то и не нужно пред ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения: тем надобно и успокаиваться.

Как предаваться воле Божией

Будущее для нас неизвестно, посему надобно предавать все воле Божией и молиться о сем: «Да будет воля Твоя, Господи, о нас и о детях наших».

Вера имеет силу даровать тебе успокоение; за веру и Авраам похваляется; по стольких обетованиях о семени его повелевает Господь принести Исаака в жертву Ему, - каково это было отеческому сердцу, и имея только одного сына! Но вера превозмогла любовь к сыну покорностию воле Божией, а какой конец, - всем ведомо.

Да даст Господь найти успокоение в вере и покорности воле Божией.

Почему не надо смущаться во время приготовления к таинству причастия

Христос воскресе!

Ты готовилась в Великую седмицу к приобщению пречистых Христовых Таин, и полагаю, что удостоилась принятия оных, и с семейством вашим, в день воспоминания Тайной вечери в Великий четверток, и усердно всех вас с сим даром поздравляю. Но замечаю, что ты во время приготовления к таинству, то есть во время говения, находилась в смущении о том, что дурно приготовлялась, мало молилась, рассеянно говела и смеешь ли, так дурно приготовившись, приступать к страшному таинству? Ты не принесла ни одной усердной молитвы, ни одного доброго дела, и покаяние твое так холодно и небрежно, и прочее.

Ты не видишь, что смущение это происходит от сопротивного, и с оным ты никогда не можешь быть мирна. Ты думала, что как хорошо приготовишься, то уже и достойно можешь приступить? Но это ошибочно; как бы мы ни приготовлялись, а все не можем достойно приступать. Только сознание нашего недостоинства, сердце сокрушенно и смиренно приемлет Бог, и по неизреченной Своей благости и милосердию удостаивает сего великого таинства.

Я уверен, что ты истинно желала приготовить себя к оному, но тут вмешивалось и самонадеяние; и, не видя себя в силах исполнить то или другое, не смирилась в своей немощи: то враг и нападал на тебя смущением, а в оном нет и покаяния, ни смирения, ни спокойствия.

Когда мы читаем не устами токмо, а в чувстве сердца: беззаконие мое аз знаю и грех мой предо мною есмь выну, то и плод сего будет: сердце сокрушенно и смиренно, которого Бог не уничижит.

Но если бы и сего не ощущали в себе, а, напротив, сухость и холодность, то и тут не надобно смущаться, а смиряться, которое и невольно должны ощущать: а когда смущаемся, то никакой пользы не получаем; и от молитвы Иисусовой, которую ты имела, при разговорах с другими отстала. Явно, что незаметно тебе как возмечтала о сем, то, к пользе твоей, и показана тебе твоя немощь, да смиришься.

Кто употребляет сей меч духовных, надобно, чтобы был смирен, ибо тогда только оным поражаются враги, а без того многие попадают в неисцельную прелесть. Советую тебе не простираться на такую высоту. Но при свободе, при страстных движениях, при немощи призвать Бога сего молитвою со смирением.

Как привлечь к себе Божие милосердие

Вникните в действие сердца вашего и ума: нет ли в оных и о себе высоких мнений как в духовных, так и в светских делах: не уничижает ли мысль ваша других? Ежели ощутите оные, старайтесь скорее изгонять из сердца своего и не давать им места, а вкравшимся им, к наказанию за их дружество, бывает и попущение Божие к падению в какие-нибудь грехи, укоряющие совесть. Имейте сострадание к ближним, требующим вашей помощи; к бедным, сирым и убогим, по силе своей, обращайте внимание. Все сие привлечет к вам Божие милосердие.

Почему нельзя роптать на неприятности и скорби

Почтенные сестры…

Доставили мне ваше писание, от 24 ноября писанное; вижу ваши скорби и верю тягости оных: но что ж нам делать? Когда Отец наш небесный простирает жезл Свой к наказанию чад Своих, не да оскорбит их, но да спасет в вечной жизни. В 51м слове Исаака Ирина прочтите о сем; там найдете: когда помянем грехи наши и неправды, то скоро избавляемся; а когда ропщем и обвиняем других, то более скорби увеличиваются. Вы и сами знаете, что ропщущего не терпит Бог; надобно же себя от сего удерживать, для своей же пользы.

Окиньте взором нынешнее время, кто похвалится благоденствием? Торговля повсеместно тиха, а расходы велики - покупать не за что; благословение Божие изобилием хлеба не утешает, потому что мало денег за оный получают: и едва могут уплачивать за давно уже истраченные деньги проценты, а жить нечем. Кажется, все это наказательный промысл Божий печется о спасении душ, удерживая от гибельной роскоши.

Но милосердный Господь не пошлет выше меры искушения; а со оным сотворит и избытие; да не ослабеваем наказуемии от Него, ибо Он, егоже любит, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр. 12: 6). Прискорбный случай для вас чрез доверие ближнему силен Господь восполнить с другой стороны поданием Своей помощи. Вы доверяли в простоте сердца, и, конечно, ежели бы коса смерти не пресекла дней вашего должника, он мог бы иметь оборот. О! житейское море, воздвизаемое напастей бурею, когда ты укротишься? Когда будем притекать к тихому пристанищу Божественного хотения и вопиять к Нему: от тли, Божя, мя возведи?

Все минет, все пройдет, и скорбное и радостное, в сем мире, когда вступим в будущий век; а там праведнейший и милосердный Господь воздаст комуждо по делом его… Будем терпеливо нести крест в жизни сей, чтобы скорбным путем внити в живот вечный; опаснее гораздо пространный путь, вводящий в пагубу, коим мнози суть ходящии; однако ж Господь, по милосердию Своему, невольно с оного сводит и поставляет на путь, ведущий в живот вечный; слава и благодарение человеколюбивому нашему Владыке!

Об искушениях ваших никому не рассказывайте, кроме вашего духовного отца.

Пишете, что вы приобщаетесь святых Таин чрез каждые шесть недель. Ежели так благословил вам отец ваш духовный, то продолжайте по его назначению: ежели же вы сами себе так назначили, то советую вам лучше приобщаться святых Таин в посты: в Великий - дважды, в Петров и Успенский по одному разу, в Рождественский, смотря по вашим обстоятельствам, раз, можно и дважды. Так приобщаться приличнее, чтобы ваша особенность не бросалась в глаза другим и вы не увлекались бы такою гордостию.

Вы обязаны учить семейство ваше страху Божию и благочестивой жизни; из других же, не подлежащих вашей власти, никого не учите, а иначе вы будете разорять собственное дело; тем более ни с кем не спорьте. Другим вы этим не принесете пользы, а себе легко можете повредить.

Ведение, для благочестия потребное, старайтесь приобретать чтением приличных вашему положению книг и вопрошением опытных людей. На дела сомнительные, без свидетельства учения евангельского и апостольского и святых отцов и вопрошения опытных, не решайтесь; избирайте же всегда известное и приличное мере вашего духовного возраста, а не высокое в духовной жизни. И в мирских делах есть постепенность; не прямо вы заняли настоящую вашу должность.

В конце письма вы пишете, что теперь совершенно предали волю свою Богу, и не только волю, но и мысли, и сердце, и душу, и тело и ощущаете в себе несказанное чувство сострадания к ближнему; другие же описываемые вами обстоятельства сему противоречат.

Сказано вами прежде, что вы к некоторым людям имеете брань ненависти, и особенно в обращении с подчиненными весьма суровы, и, при взыскании за их неисправности, обуреваетесь гневом, и даже выразились вы так, что будто и нельзя иначе обращаться с ними. Этому противоречит, как сами можете видеть, евангельское учение, по которому управляют жизнь свою предавшие свою волю Богу в отношении души и тела, ежели оную истинно и совершенно Ему предали. Иное есть взыскать с подчиненного за неисправность его в духе кротости, и иное самому побеждаться гневом по какой бы то ни было причине, что показывает немощь душевную и обличает вас в несправедливости вашего мнения, что будто вы предали Богу и душу, и тело, и сердце, и волю. Прямее сказать, и тут утаивается вид тонкой прелести, прикрывающейся неядением мяса в мирском быту, подаянием милостыни сверх возможности до впадения в долги, приобщением святых Таин чрез каждые шесть недель в отличие от других, прохождением сердечной и умной молитвы выше вашей меры, выше душевного вашего устроения и вопреки ваших обстоятельств внешних.

Поэтому, аще угодно будет принять мой совет, советую вам лучше сознать свою немощь душевную, и смириться, и вместо высокого и опасного пути - избрать путь спасения известный и прочный и вашему положению приличный, о котором уже несколько раз было упомянуто выше. Глаголет бо Господь в Евангелии: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19: 17). Согласно с сим учат и все святые отцы. Так, например, преподобные Каллист и Игнатий в «Добротолюбии», в главе 73, говорят: «В незаблудней стези спасения многи суть пути, ведущии к животу, и многи к смерти. Имаши един путь, ведущий к животу, соблюдение заповедей Христовых: в сих заповедях обрящеши всяк добродетели вид, изряднее же три сия: смирение, любовь и милость: без сих никтоже узрит Господа: сия три суть непобедимая оружия на диавола, яже Святая Троица нам дарова, на няже ниже противо воззрети может все бесов множество. Сими прочее оружии вооружимся, яже обносяй не ять бывает супостаты»

Милость, о которой говорят преподобные Каллист и Игнатий, не заключается в одной внешней милостыне, несовершенство которой показал тот же апостол в том же Послании и той же главе, говоря: аще раздам вся имения моя, и аще предам тело мое, во еже сжещи е, любве же не имам, никая польза ми есть. Но по слову преподобного Нила Сорского, милость новоначальным состоит в претерпевании , обиды и укорения от братии (то есть от всякого ближнего). «И сий есть душевная милостыня, и толико есть выше телесной, елико душа выше есть тела».

О смирении, любви и милости преподобные Каллист и Игнатий, в той же 73й главе, говорят так: «Сию треплетную вервь, иже Святая Троица истка и сплете, зрим и три сущо и едино: три убо имены, едино же силою и действом».

Еще скажу вам, касательно желаний мнимо-благих. Вам кажется, что хладные и мрачные и злые бесы не могут подвигнуть в человеке желания мнимо-благого и крайне-сильного, но в учении святых отцов видно противное вашему мнению. Святой Исаак Сирин говорит в 33м слове: «Не всякое желание, доброе от Бога, впадает в сердце (человека), но только пользующее его (то есть сообразное с обстоятельствами его внешними и внутренними и потому возможное к исполнению, хотя и не без труда); впадает бо и от диавола подобное сему некое желание, - продолжает тот же святой, - но не пользующее человека». Потому что диавол, если по видимому и благое что влагает человеку, то всегда несообразное с его обстоятельствами или прежде времени и выше меры его, чтобы человек, не находя возможности исполнить это желание, безрассудно томился и смущался, что составляет существенный вред душевный; а иногда чрез мнимо-благое, желание диавол устрояет сеть глубокой прелести».

Преподобный Григорий Синаит в «Добротолюбии», в главе 7, такое желание прямо называет сатаниным, а преподобный Иоанн Лествичник в 26-й степени называет оное презоривым. Потому что человек, по самомнению и самочинию увлекшись таким желание, часто презирает основательные и полезные советы опытных, которые всегда стараются утвержить новоначальных на прочной стезе спасения, остерегая их от опасных крайностей; ибо, по свидетельству святых отцов, и безмерие и оскудение, то есть и безвременное стремление к высокому пути, и совершенное нерадение о благочестивой жизни, происходят от диавольского подущения.

После всего, сказанного мною, грешным, в ответ на ваше письмо, нахожу нужным еще прибавить, что нам, по слову святого Исаака Сирина, всегда необходимо покаяние, в котором имеют нужду до самой смерти и грешные и праведные, ибо совершенства на земле нет.

Главные же признаки искреннего покаяния суть: неосуждение других и обуздание гнева.

Святой Иоанн Лествичник говорит в 8-й степени, что покаяние требует многого смирения, грев же есть признак великой гордости. А кто осуждает других, того Господь называет во Евангелии лицемером, не чующим бревна своих грехов и недостатков и блазнящимся сучком ближнего.

И покаяние, и исполнение заповедей Божиих начинаются с терпения находящих скорбей, как говорит преподобный Петр Дамаскин, и Сам Господь глаголет в Евангелии: в терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21: 19). Терпения же сего нельзя приобрести без смирения и самоукорения, то есть во всяком случае обвинения себя, а не других.

Не поскорбите на меня, если я, в заключение моей беседы с вами, скажу, что, видя в вас смирение ко всему, угодному Богу, в то же время признаю вас и сильно недугующим душою. А душевные болезни, равно как и телесные, врачуются сообразно с их началом и свойствами.

Выше упомянул я сказанное преподобным Григорием Синаитом, что человек предается на поругание бесам за гордость и жизнь, противную заповедям Божиим. Почему и врачевство от сего самое приличное есть смирение и жизнь по заповедям Божиим, а не что-либо высокое, могущее ввергнуть вас в крайнюю прелесть до повреждения ума.

В чем состоит истинное смирение, того словами изобразить нельзя. Впрочем, известным признаком оного поставляют святые отцы то, что смиренный, исполняя все заповеди и совершая все добродетели, при всем этом почитает себя, в чувстве души, худшим всех и грешнейшим всех. И вы старайтесь, по возможности, приблизиться к смирению, поминая свои грехи, и никак не позволяйте гнездиться в себе той мысли, что вы хороший христианин и лучше других.

Великую силу смирения объявил Сам Господь преподобному Антонию Великому, когда сей, увидя разнообразные сети вражии, всюду распростертые, со вздохом возопил ко Господу: кто может миновать оные? И услышал Божественный ответ: смирение минует их, и ниже прикасаются ему (см. в книге аввы Дорофея, слово о смиренномудрии).

И преподобный Исаак Сирин в слове 46 говорит: «Смирение и кроме дел (то есть и без дел) многи прощает согрешения; сия же (то есть дела), напротив, без него безполезна суть; но и многа зла сотворяют нам. Прочее смирением, якоже рех, беззакония твоя прости. И сие, аще стяжем, вторит нас сыны Божия и, кроме дел благих, представляет нас Богови, за неже без него вся дела наши суетны суть, и вся добродетели, и вся делания».

Сам премилосердный Господь наш, Сказавший: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 19: 23), да даст вам разум во всем и да наставит вас на незаблудный путь спасения. Молю о сем Его благость и с почтением моим остаюсь, желающий вам здравия и спасения, недостойный богомолец ваш, многогрешный, И.М.

Можно ли есть скоромное во время поста

Вы находитесь в недоумении относительно поста; бывши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, боитесь подать повод, что вы ставите себя выше других и себя превозносите. Спрашиваете, - что в таком случае делать?

Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви, - чем же возвышаться? Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам. А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают; а вы будете в этом виноваты сугубо - за себя и за других. Что вам до того, что будут о вас говорить? - не внимайте тому и будьте покойны. Если родные ваши кушают по болезни, то сие извинительное, но, конечно, и они должны в этом каяться. А если так употреблять, только опасаясь переговоров, то это неловко. Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви? Работая вещь для Церкви, кажется бы, не должно оставлять существенных своих обязанностей, дело не на срок, - можете исполнять и то и другое.

Вы считали всегда себя терпеливою, и конечно, этим вы утешались, но это не полезно. А теперь открылась ваша немощь, случаи вас трогают, безпокоят, и вы познаете свое нетерпение и немощь. Надобно смириться.

Почему не надо бояться насмешек, накладывая крестное знамение

Пишешь о крестном знамении, что нынче не принято в свете креститься. Например, когда трогается поезд по железной дороге, хочешь перекреститься, но боишься насмешек, и сама же решаешь это обстоятельство словами Спасителя: а кто постыдится Мене и Моих словес, того постыдится и Он, и далее… Довольно бы было и этого к небоязненному действию в правилах религиозных; но есть и еще много учения христианского, приличного к неподражанию миру и его обычаям: не можете двум господам работать, миру и Богу, и аще кто хощет друг бытии миру враг Божий бывает. Миру, то есть обычаям мирским, несогласным с религиозными. К сожалению и скорби, нынче, как говорится, «это не принято в свете». Что же это? Спасительная печать креста и имени Христова, - видишь, как враг достигает своей всегубительной цели, налагая печать сопротивного на челе и на десной руке. Вот что пишет о сем святой Ефрем Сирин: и будет полагать свою печать сей скверный, не на каком бы ни было члене тела, но, чтобы не затруднялись сим, будет полагать ее на правой руке человека; а также и на челе положит нечестивое начертание, чтобы человек не имел возможности правою рукою напечатлевать на себе знамение Христа Спасителя нашего и также не мог назнаменовать у себя на челе, без сомнения, страшное и святое имя Господнее и славный и страшный крест Спасителев. Ибо знает сей злочестный, что крест Господень, если будет на ком напечатлен, разрушит всю его силу. И потому будет класть печать на правой руке человека, так как она запечатлевает крестом все члены наши; а подобным образом и чело на верхе своем носит Спасителево знамение, как священник носит на себе светильник света.

Как же это враг налагает печать на челе и на правой руке? Не иначе как вводит в обычаи света постепенно свои ухищрения; да еще лукаво скрывает себя с своими действиями - внушает людям, что нет диавола.

Ты спрашиваешь, как вести себя в сем случае? По моему мнению, согласно с Священным Писанием, не подражать в этом свету, так как ты и во многом отстала от него, и не бояться насмешек.

Случается тебе иногда, начиная канон или акафист: не успеешь прочитать от усталости или отрывают, - спрашиваешь, можно ли, заметив стих, после дочитать? Можно и так сделать, можно и оставить, довершив недостаток смирением, без смущения в том, что не исполнила по какому-либо случаю. Я, кажется, писал тебе, чтобы не смущаться за неисполнение, а смиряться за долг.

Что делать, если нет много времени для молитвы

Когда не имеешь время много на молитву, довольствуйся тем, сколько имеешь, а Бог примет твое произволение; помни, что мытарево чувство бывает приятно Богу в молитве, и опасайся давать цену своей молитве: это дело Божие, а не наше.

Можно ли верить снам

Снам не должно верить и чрез них смущаться, враг делает многие козни, чтобы только навести смущение. Если что случается с нами, то не от снов, а что так надо быть по недоведомым нам судьбам Божиим. Господь да сохранит N.N., тебя и детей ваших во здравии душевном и телесном.

Советы об исповеди и молитве

Спрашиваешь о исповеди, должно ли говорить на исповеди прежде исповеданный грех, если спросит о сем духовник?

Когда после исповеди не было греха того же, то не должно повторять, а, когда спросят, сказать: после исповеди не было, и если тот же духовник, то ему уже известна твоя вся исповедь.

В общественной молитве не надобно отличаться от прочих поклонами или на коленях молиться, а когда положены по уставу поклоны, то надобно класть в приличное время.

Внутренние чувства не надобно при всех выражать: а если придет чувство умиления, то надобно иметь оное сокровенно: Бог зрит на сердце. Когда особо молимся, то можно и наружно выражать, только смиренно. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Когда бываешь где-нибудь, то сама познаешь свое неустроение и видишь свою немощь; но смущаться за это не должно; во время неустроения духа лучше бы молчать, но, по принятому в свете обычаю, это покажется странным, а совершенно удалиться общества невозможно; то уже нечего делать, при увлечении в какой-нибудь осудительный разговор или неполезный, надобно приносить покаяние. Яже в сердцах ваших глаголите, на ложах ваших умилитеся (Пс. 4: 5), говорит святой царь и пророк Давид.

Надо ли страховать имущество от пожара

Вас устрашает помысл опасности от пожаров, и потому в ограждение сего располагаете дом ваш застраховать. И веруете, что без воли Божией не может ничто же случиться, но покрываете веру сию неверием, сомневаясь, что при несчастном случае останется у вас на совести, почему не застраховал. В недоумении просите моего рассуждения на сие ваше предприятие.

Я не противоглаголю закону правительства, но оно не положило законом непременно всякому застраховать свои дома, а дозволило обществам сим быть для желающих; а кто не желает застраховать, с тех не взыскивают и не понуждают.

Когда вы веруете в промысл Божий, и, что ни случится с вами, все бывает по Его мановению, то излишне будет страховое общество; сильно ли оно предотвратить беду, которою угодно Богу посетить человека? Оно платит деньги за сгоревшие дома, но сколько же? Может ли вознаградить то, чего, сохрани Господи, кто лишится? Не один дом, но и достояние гибнет в таких случаях: а они и кирпич и железо все в цену полагают и доплачивают; а при важнейших случаях, как случилось в Гамбурге, и совсем отказалось от платежа; сколько вы должны платить в страховое общество? Рублей 300 или более, а все страха не избежите; кто застраховал вашу лавку во время пожара? Не Бог ли покрыл Своею милостию?

Есть (страховое) общество, которое имеет силу не только здесь сохранить, но может ввести нас и в вечные кровы, и чрез них внити можем в царство, уготованное от сложения мира (см.: Мф. 25: 34). Будьте знакомы с сим обществом, уделяйте хотя третию часть из того, что платили бы вы страховому обществу от огня: дело будет гораздо лучше, вы успокоитесь о доме вашем.

Положим, что страховое общество и вознаградит, хотя несовершенно, но сколько-нибудь, но разве не может быть других случаев, вредящих достоянию, по торговым и другим оборотам? Может очень быть, а паче за неверие, а, напротив, по вере, ежели кого Бог и посетит, в одном случае несчастием, в другом вознаграждает сугубо Своею милостию. А кто пребывает без наказания, то святой апостол говорит: убо прелюбодейчищи есте, а не сынове (Евр. 12: 8)

Вот вам мое рассуждение на ваш вопрос и недоумение; кажется, предаться воле Божией лучше и постараться прежде искать Царствия Божия и правды Его, то и сия (временное) вся вам приложатся.

Читайте духовные книжечки, познавайте свои немощи и смиряйтесь; а Бог силен даровать вам силу к исполнению заповедей Его, при вашем произволении и тщании о сем. Помните, что Бог на смиренные призирает, приемлет смиренных молитву и не уничижает моления их: а, напротив, гордым противляется; того (смирения) поищем всеусердно, а сей (гордости) удаляемся всемерно.

Все зло от гордости происходит, а вся блага смирением приобретаются. Велика сия добродетель - смирение! И, как драгоценный камень, редко обретается, а паче в нынешнее бедственное время.

Вы пишете: «Торгую худо, долги платят худо; по дому тягостно» и прочее. Подложите смиренно свою выю под руку Божию и усматривайте везде перст Божий, и милующий и карающий; с Давидом вопийте: благо мне, яко смирил мя еси (Пс. 118: 71). Не возноситесь и не упадайте духом; и Бог мира будет с вами.

20 сентября мы празднуем день памяти великого Макария. Жизнь преподобного глубоко назидательна для нас, современных людей. Какие же уроки мы могли бы вынести из жития старца?

Родные его были людьми духовными: прадед - инок в монастыре, известный строгой жизнью подвижника. Дед и бабушка отличались благочестием и делами милосердия. Бабушка каждую субботу посещала заключённых в тюрьме, своими руками стряпая для них пироги. Эта добродетель позднее спасла им с дедом жизнь: зимой на их повозку напала шайка разбойников, и один из разбойников уговорил главаря пощадить путников, узнав женщину, из рук которой в тюрьме он так часто принимал милостыню. Отец и мать будущего старца жили недалеко от Оптиной Пустыни, рядом с Лаврентиевым монастырём, часто посещали монастырские службы и окормлялись у монастырского духовника, архимандрита Феофана.

Преподобный Макарий, в миру Михаил Николаевич Иванов, будучи ребёнком и отроком, был тих и кроток, предпочитал чтение и молитву, игру на скрипке - шумным играм и увеселениям. Когда ему было всего 5 лет, умерла любимая мать, и ребёнок ещё больше отдалился от шумных забав сверстников.

Его чистая душа искала духовного подвига, и будущий старец начал иноческую жизнь, когда ему было всего 22 года, оставшись во время паломнической поездки в монастыре, в Площанской Пустыни.

В Оптину Пустынь преподобный Макарий приехал в 1834 году, 46-ти лет от роду, будучи уже духовно опытным подвижником: ему не было и сорока, когда он был назначен духовником одной из женских обителей. В Оптиной наставник многочисленных чад, которые пользовались его духовными советами, сотаинник великого Оптинского старца Льва, он явил на деле черты истинного смирения и кротости. Преподобный Макарий ничего не делал без благословения преподобного Льва, успехи и добрые плоды всех своих начинаний приписывал молитвам и советам духовного отца, и возрастал духовно с каждым днём.

Должность скитоначальника, к исполнению которой старец приступил с 1839 года, нимало не изменила его кроткий и смиренный нрав. Когда преподобный Лев подвергал своего младшего духовного друга выговорам и замечаниям, не упуская случая доставить ему венцы смирения и терпения, преподобный Макарий принимал все замечания с кротостью и любовью и духовно преуспевал.

Вот один из многих примеров: когда отец настоятель просил преподобного Макария принять от мантии готовившихся к пострижению братий, отец Макарий смиренно согласился. Когда же он пришёл к старцу Льву и коротко поведал о просьбе настоятеля, тот, имея в виду духовную пользу отца Макария и окружающих иноков (одному доставить венец смирения, прочим же научиться у него смирению, терпению и кротости), строго спросил:

Что ж, ты и согласился?

Да почти согласился, или, лучше сказать, не смел отказываться…

Преподобный Лев принял вид разгневанного и укорил:

Да, это свойственно твоей гордости…

Все присутствующие замерли, с благоговейным удивлением наблюдая за кротостью и смирением отца Макария, которого они почитали наравне с преподобным Львом. А преподобный Макарий стоял с поникшей головой, смиренно кланяясь и повторяя только:

Виноват, простите Бога ради, батюшка!

Когда же старец Лев умолк, отец Макарий, кланяясь в ноги, спросил:

Простите, батюшка, благословите отказаться?

Как отказаться? Сам напросился - да и отказаться? Нет, теперь уж нельзя отказываться: дело сделано… - ответил старец, достигнувший своей цели.

Семь лет старцы трудились рука об руку, вместе они духовно взрастили . После смерти отца Льва в 1841 году вся тяжесть духовного руководства легла на отца Макария. Он продолжал отдавать все свои силы внешнему и внутреннему благоустройству скита, духовному окормлению многочисленных чад. Двери его кельи и его сердца были открыты для приходящих и нуждающихся во всякое время, келейник старца свидетельствовал, что за 20 лет он ни разу не видел, чтобы старец прогневался на кого-либо из братии за несвоевременный приход, включая даже краткий час отдыха после трапезы.

Преподобный Макарий возглавил группу ученых и литераторов (монахов и мирских лиц), которые переводили, обрабатывали и перекладывали на литературный язык писания величайших аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника (в основном в переводах старца Паисия Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада - супруги Киреевские. Под влиянием преподобного Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия.

Архимандрит Леонид (Кавелин) описывал старца в эти годы так:

«Среднего роста, весь седой, одет летом в мухояровую поношенную ряску и башмаки, зимой - в весьма поношенную, крытую темно-зеленым драдедамом шубку, с костылем в одной и четками в другой руке.

Лицо - ничем не поражающее с первого взгляда, вовсе не красивое (по обыкновенным понятиям о физической красоте), даже несколько неправильное, с печалью постоянного углубления в себя, следовательно, на вид более строгое, нежели ласковое; но такова сила благодати, что лицо это, служа зеркалом чистой любвеобильной и смиренной души, сияло какой-то неземной красотой, отражая в себе то или другое из свойств внутреннего человека, плодов Духа, исчисленных Апостолом. Вообще в нём было редкое соединение простоты, тихости и , делавшее его доступным всем и каждому».

Чада запомнили преподобного Макария таким:

«Старец был огромного роста, с лицом некрасивым, со следами оспы, но белым, светлым, взгляд был тих и полон смирения. Нрав его был чрезвычайно живой и подвижный. Память прекрасная: после первой исповеди на всю жизнь запоминал он человека. Но косноязычие и нехватка дыхания при разговоре - смущало его всю жизнь. Одет был всегда бедно. Зато был прозорлив: первый раз видя человека, называл его иногда по имени, прежде чем тот представлялся. Отвечал иногда на письменные вопросы, прежде их получения, так что писавший получал ответ на письмо, час тому назад посланное».

Многочисленные письма старца к монашествующим и мирянам заключают в себе руководство на пути к спасению, утешение в скорбях и решение недоумений в самых разнообразных духовных вопросах. Письма эти и в наше время читаются с большой духовной пользой. Старец наставлял:

«Вера не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его промысл, управляющий тварями Своими и вся на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти (Деян. 1, 7), и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего, и что без воли Его ни птица не падет, ни влас главы нашей не погибнет (Лк. 12, 6. 21, 18)».

«Каждому из нас предлежит испытание веры, но не всем в одно время, и не в одних и тех же вещах; один испытывается бедностью, обременен семейством, не имея дневного пропитания; другие лишением чести, бесславием, иной из богатства переходом к нищете, иной чрез несогласность партии, недобрым поведением детей, снедается сердечной печалью или скорбит, не имея детей —надежды и подпоры старости его, иной лишением супруги, друга, брата, детей, родителей и родственников и прочими многими пестровидными скорбными приключениями отягощаются, но всё сие происходит по всепремудрым и недоведомым судьбам Божиим».

Преподобный разъяснял духовный закон, согласно которому Господь смиряет нас по мере гордости, а по мере смирения награждает и утешает:

«По мере смирения нашего награждает и утешает, а по мере гордости смиряет. Здешнее все кратко и скоропреходяще, а вечность нескончаема; здешними скорбями Господь ведёт к вечному блаженству, хотя и невольными.

А нам нужно попещися о своём устроении и о своей душе. Мы полны страстей, а мечтаем высоко, всегда читаем и говорим о смирении, а дойдет дело - и слова, и взгляда не понесём».

Старец учил:

«Будь уверена, что Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать. Великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оныя».

Известны многочисленные случаи духовной помощи и исцелений по молитвам преподобного Макария. Вот только несколько из них:

«Монахиня Татиана Иванова рассказывала о старце следующую историю: “Однажды бешеный волк в нашей местности искусал несколько человек крестьян, в том числе и двух мужиков моей барыни. Как раз в это время приехал к нам батюшка. Искусанных крестьян отправляли в больницу; а крестьян моей барыни старец не благословил туда отвозить. Их позвали к батюшке. Он их благословил, окропил их раны святою водой и утешил надеждою на милосердие Божие, так как они очень скучали и боялись взбеситься. Затем велел им полагать по три поклона, молиться Царице Небесной и святителю Николаю Чудотворцу и пить по утрам богоявленскую воду. Они так делали и остались живы и здоровы; а все прочие, отправленные в больницу, умерли”».

Вот рассказ об исцелении больного ребёнка:

«Пятилетняя Даша страдала в монастыре сильною лихорадкою и расстройством желудка. Часто с нею случалась рвота, в особенности после того, как иногда, бывало, покушает жареной рыбы. Вот приехал однажды к нам в монастырь батюшка отец Макарий и посетил нашу келью. Ему доложили про лихорадку Даши. “А вот мы её увезем”, - сказал он и посадил больную девочку с собою обедать. Ему заметили было хозяева: “Зачем, батюшка, сажаете с собою девчонку?”

Но он настоял на своем и приказал девочке кушать уху из одной с ним тарелки. Потом подали жареного карася. Старец разрезал его вдоль пополам и одну половину отложил себе, а другую приказал есть девочке. Та кушает и плачет, будучи уверена, что после этого удовольствия у нее откроется сильная рвота. Старец же, несмотря на её слезы, понудил её сесть всю отложенную ей половину карася. Девочка послушалась. Затем батюшка, распростившись с нами, отправился восвояси, а Даша оказалась совершенно здоровою. Ни лихорадка, ни рвота с нею больше уже не повторялись».

Особенно часто были исцеления бесноватых. Архимандрит отец Леонид (Кавелин) писал:

«Многие из нас помнят одну бесноватую женщину, которая, сидя на дорожке, ведущей из монастыря в скит, поносила старца, говоря между прочим: “Скоро ли умрёт этот Макарий? Он измутил весь мир. Ох! Горе мне!” Привлечённая к старцу по вере её мужа, женщина эта, несколько лет страдавшая беснованием, после употребления данного ей старцем освящённого елея выздоровела совершенно. Впоследствии она разрешилась от бремени ребёнком, который кричал без умолку непрестанно. Когда же принесли его к старцу, который осенил его во имя Божие благословением, младенец успокоился, и денно-ночные, ужасавшие его родителей вопли, с тех пор, по милости Божией, прекратились».

Алексей Васильевич Говоров, сын помещика Ливенского уезда Орловской губернии, рассказывал о себе следующее: «Издавна я подвержен был пьянству в сильнейшей степени. Бывало, как придет время запить, никакая сила не в состоянии удержать меня от этой слабости. Этим я совершенно расстроил и своё состояние, и семейство. Люди советовали жене моей обратиться к некоторым лицам в надежде получить от них исцеление недуга моего; но дело почему-то не ладилось. Посоветовали мне, наконец, побывать в Оптиной у отца Макария. Вот мы с женой и отправились.

По приезде же, когда мы объяснили старцу о моей немощи, он только шутя ударил слегка три раза по моей голове рукою; и затем велел готовиться к причащению Святых Таин. Но когда я стал подходить к Святым Тайнам, меня всего так начало ломать, что я сам не в силах был подойти. Самого ломает и трясет; а злой помысл-то и твердит: “Зачем идёшь? Что, тебе поможет причащение? Все это пустяки. Оставь! Ступай прочь!” И какая-то невидимая сила как будто отталкивала меня. Однако жена уговорами и силою помогла мне подойти к Святым Дарам. Тотчас же после причащения почувствовал я облегчение, которое по времени всё более и более усиливалось во мне.

Когда же, наконец, я совсем успокоился, во мне родилось такое отвращение ко всем спиртным напиткам, что я и запаха их не мог терпеть. И вот уже шесть лет я ни мёду, ни пива, ни шампанского не могу даже отведать… По кончине отца Макария, при вести о сем, мы очень восскорбели, и в особенности жена моя. Ночью он и является ей во сне, точь-в-точь как она видала его живым, в той же одежде, только видом гораздо светлее, и говорит: “Не скорби! Продолжайте ездить в Оптину. Вы и от праха моего получите то же, что получали от меня живого. Я всё тот же!” Когда же мы недоумевали, ехать ли и как ехать, старец опять явился во сне и говорит: “Что же вы не едете в Оптину? Я сказал, что я тот же; и вы получите такую же пользу от праха моего, как и от меня живого”. И мы более не смели сомневаться».

Преподобне отче Макарие, моли Бога о нас, грешных!

Даже не имеющий совершенно никакого отношения к религии, а именно – православию, человек вряд ли не слышал хотя бы раз в жизни об Оптиной пустыни. Этот мужской монастырь расположен в Калужской области, близ города Козельска. Возраст обители насчитывает более шести столетий. Введенская Оптина пустынь была основана в конце XIV-го века преподобным Макарием, в прошлом – разбойником, раскаявшимся в своих грехах. Однако история обители связана также и с другим человеком, носившем такое же имя – преподобным Макарием Оптинским. Церковь вспоминает его ежегодно 20 сентября, и именно ему посвящена данная статья.


Детство и юность преподобного

Святой Макарий родился в семье орловских дворян 20 ноября 1788 года. Мирское имя его звучало как Михаил Николаевич Иванов. Происходил преподобный из рода не только благородного, но и благочестивого. Прадед его Иоанн был монахом. Бабушка всю жизнь занималась благотворительностью. Отец подвижника служил коллежским ассесором. Семья преподобного отличалась хорошим достатком, но не кичилась этим.


Михаил был старшим сыном у своих родителей. Его нарекли в честь святого Михаила, князя Тверского. С ранних лет мальчик отличался тихим, спокойным характером, добротой сердца. Будучи еще совсем ребенком, он вместе с родителями часто посещал монастырь, находившийся неподалеку от родового имения Ивановых. Семья дружила с архимандритом Феофаном, настоятелем обители.

В десятилетнем возрасте Михаил потерял мать – она скончалась от туберкулеза. После случившегося отец семейства вместе с детьми переселился в свое имение в селе Щепятино, а еще через некоторое время – город Карачев, к родной сестре своей Дарье Передельской. Женщина эта приняла участие в жизни племянников-сирот.


Для получения образования Михаила отец отдал в городское приходское училище. После юноша поступил на работу бухгалтером в Льговское уездное казначейство. Ему тогда было всего 14 лет, но уже тогда отрок проявлял массу прекрасных качеств: кротость, усердие, набожность, целомудрие. Вместо игр предпочитал он занятия рукоделием и чтение книг.

Спустя несколько лет Михаил получил должность начальника стола счетной экспедиции в Курске. Руководителем его оказался Николай Михайлович Ленивцев, который быстро расположился к прилежному работнику. Благодаря этому человеку Михаил, часто посещавший дом начальника, получил возможность продолжить свои творческие занятия, которые в то время составляли в основном литература и музыка.

Через год умер отец Михаила, и родовое имение в результате семейного совета перешло в управление к старшему сыну. Будущий подвижник ушел в отставку и переехал в деревню. Однако управляющего из Михаила не вышло: будучи человеком кротким и скромным по натуре, он не умел пресечь воровство работников и наказать провинившихся за халатность. Зато соседи любили молодого барина за его доброту.

Так пролетело два года. Все больше Михаила стали интересовать вопросы, касающиеся спасения души. Родные попытались устроить его семейную жизнь, но когда нашли подходящую невесту, та стала медлить с ответом, что помогло Михаилу принять окончательное решение посвятить себя служению Господу.

Монашеская жизнь


В 1810 году будущий подвижник отправился на богомолье в Площанскую пустынь. Там он познакомился с учеником Паисия Величковского - старцем Афанасием. Последний впоследствии стал духовным наставником Михаила. Главным занятием старца являлось осуществление переводов и изучение святоотеческих трудов. К этому делу Афанасий приобщил своего ученика.

В 1834 году преподобный Макарий ушел в Оптину пустынь. Но и там он продолжил дело, объединявшее его со своим духовным отцом. Правда, здесь подвижник обрел нового наставника в лице преподобного Льва. Он доверял старцу этому беззаветно и на любое дело просил благословения. В Оптиной пустыни преподобный Макарий организовал школу издателей и переводчиков духовной литературы. В числе первых им были изданы переводы преподобного старца Паисия и рукописи, собранные в самой Оптиной пустыни. Большую поддержку в указанном деле Макарию оказывали его духовные чуда – супружеская пара Киреевских. Сильная духовная связь установилась между преподобным и представителями русской интеллигенции. Есть исторические данные, подтверждающие тот факт, что к святому Макарию приезжали на исповедь такие известные отечественные писатели, как Н.В. Гоголь, А.К. Толстой и другие.

Преподобные Лев и ученик его Макарий руководили совместно духовной жизнью братии монастыря, послушников и паломников в течение семи долгих лет. За эти годы благочестие и добрые черты натуры подвижника только укреплялись и возрастали. Никому из приходящих преподобный не отказывал в помощи. Он лечил словом духовным, наставлением, обращал на путь истинный заблудившихся и в веру христианскую безмерно далеких от Бога людей. Макарий беспрестанно творил Иисусову молитву, отчего лицо его светилось как бы изнутри неисчерпаемой любовью к ближнему, духовной радостью и добросердечием. На всех и каждого находил он время. Часто Макарий помогал бедным, но не выставлял напоказ собственную благотворительность, поскольку занимался этим по зову души, искреннее. Преподобный исправно посещал все богослужения, творимые в храме монастыря, однако сам служб не совершал, так как не владел достаточно хорошей дикцией от природы. Согласно воспоминаниям очевидцев, старец в церкви стоял в боковом приходе и весь уходил в молитву.


Преподобный Макарий слыл весьма подвижным, живым человеком. Эту свою особенность он сохранил до конца земной жизни. Проявлялась она буквально во всем: в разговоре, чтении книг, совершении пути, сборах в дорогу. В связи с этим же старец не любил, когда другие проявляли медлительность.

Кончина святого

За два года до собственной смерти подвижник принял великую схиму. До конца своих дней Макарий принимал нуждающихся людей, духовных чад, помогал им советом, наставлениями, утешал и благословлял. На исходе лета преподобный сильно занемог, и понял, что скоро отойдет в Царство Небесное. Он начал прощаться с братией монастыря. Со второй половины сентября самочувствие старца стало еще более ухудшаться. В день своей кончины преподобный Макарий причастился лежа в постели, поскольку из-за слабости не мог подняться. Однако находился старец в здравом уме, притом испытывал боговдохновенное чувство умиления. После причастия святой воздел к небу руки и трижды произнес: «Слава Тебе, Боже наш!». Спустя час, во время прочтения канона на разлучение души от тела он отошел ко Господу. Было 7 сентября (20 сентября по новому стилю) 1860 года. Всех населяющих монастырь охватила глубокая скорбь.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»