Веселие руси есть пити. «Руси веселие есть пити…

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Веселие Руси есть пити

Веселие Руси есть пити
Из летописи «Повесть временных лет» древнерусского летописца Нестора (вторая пол. XI - нач. XII в.), где повествуется о том, как киевский князь Владимир Святославович, или Владимир Святой (ум. 1015) выбирал веру для Руси. От принятия мусульманства, которое запрещало употребление вина, он отказался: Руси есть веселие пити, не можем без того быти. И потому князь Владимир предпочел православие, поскольку Православная церковь употребление вина не запрещает и даже использует последнее в обряде причастия.
Известно как «историческое» самооправдание всех любителей «выпить и закусить» (шутл.-ирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Веселие Руси есть пити" в других словарях:

    Книжн. Устар. О взгляде русских на хмельные напитки как на нечто веселящее душу. /i>

    Руси веселіе есть пити. Ср. Чепуха все это, что «Руси есть веселіе пити», вздоръ! На Руси пьютъ только съ горя, или отъ невѣжества, то есть, опять таки съ горя. Такихъ питуховъ, чтобы пили для одного удовольствія или радости, у насъ мало, иль ни… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. Чепуха все это, что Руси есть веселие пити, вздор! На Руси пьют только с горя или от невежества, то есть опять таки с горя. Таких питухов, чтобы пили для одного удовольствия или радости, у нас мало иль ничуть не больше, чем у других народов …

    Руси есть веселие пити, не может без него быти. См. РУСЬ РОДИНА …

    Веселие на Руси есть пити. Книжн. Устар. О взгляде русских на хмельные напитки как на нечто веселящее душу. /i> Слова князя Владимира по Начальной летописи Нестора. БМС 1998, 77 … Большой словарь русских поговорок

    Ср. Водка для нашего брата пользительна... И сколько ей одних названий: и соколик, и пташечка, и канареечка, и маленькая, и на дорожку, и с дорожки, и посошок, и сиволдай, и сиводрала... Стало быть, разлюбезное дело эта рюмочка, коли всякий ее по … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    ЧВАННЫЙ, ЧВАНИТЬСЯ А. Л. Дювернуа в работе «Об историческом наслоении в сл авянском словообразовании» (1867) считал русское слово чванный заимствованным югославянизмом. Оно «...вошло в Россию вместе с югославянской цивилизацией)» и здесь уже… … История слов

    Чу! здесь русским духом пахнет. Древний Новгород и Псков господа (а Новгород был даже господин, государь). Сердце в Волхове (в Новгороде), душа на Великой (древний Псков). Новгород, Новгород, а постарше старого. Новгородская честь. Новгородская… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    веселиѥ - ВЕСЕЛИ|Ѥ (242), ˫А с. 1.Радость, веселье: Медъ въ веселиѥ дано бысть б҃гъмь. а не на пи˫аньство сътворено бысть. Изб 1076, 268 об.; христа бо възлюбиста. вьсѩко веселиѥ мирьскоѥ попьраста. Стих 1156 1163, 74; и призъвавъ митрополита съка||заше… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)


Михаил Щипанов


Все последние пятьсот лет в стране идёт как бы перетягивание психологического каната. Борьба между страстью к лёгкой алкогольной наживе и заботой о здоровье нации. В ближайшие годы в Таможенном союзе будет введён единый акциз на спирт – 23 евро (примерно 900 рублей) за литр. То есть бутылка классической водки может стоить более четырёхсот рублей. Понятно, что, как всегда, мнения насчёт такой меры разделятся. Немало критиков будут предвещать рост потребления суррогатов и расцвет самогоноварения. Но то, что водка не может оставаться товаром первейшей доступности, понятно всем.

Геополитика князя Владимира

Члены общества трезвости. Начало XX века.

Так уж сложилось, что важнейший исторический выбор крестителя Руси летописец связал с алкогольной темой. Кто не слышал истории о том, как Красное Солнышко отверг предложение влить Русь в лоно исламского мира, мотивировав свой отказ запретом пророка на употребление алкоголя. «Веселие на Руси есть пити», - столетиями радостно цитировали князя выпивохи, словно бы кто-то вёл протокол встреч Владимира Святославовича с заезжими проповедниками. Понятно, что легенда о выборе православия - чистой воды сказка, коими полна история любой древней страны. Русь просто нуждалась в поддержке сильного геополитического союзника - православной Византии. Но видно, что уже в XI-XII веках, когда писались и переписывались анналы, тема виночерпия была не последней по значению в представлении русичей той эпохи.

Считается, что впервые виноградный спирт под названием «аквавита» - вода жизни - появился в России уже после Куликовской битвы. Где-то в конце восьмидесятых - начале девяностых годов XIV века. Оно и понятно. Знаменитая битва не позволила «мамаевцам» перекрыть торговые пути из Крыма, и генуэзские купцы, чувствительные к новым тенденциям в экономике, рискнули завезти новый товар в Москву. Правда, судя по всему, на наших предков, привыкших к медовухам, чача не произвела особого впечатления.

Правда, во второй половине века пятнадцатого у нас создаётся собственное винокуренное производство. Причём за неимением винограда спирт стали гнать из зёрен ржи. Так что марка «Ржаная» может считаться самым древним российским водочным брендом. И вот что характерно: фактически сразу спиртовое производство становится государственной монополией. Более того, в девяностых годах пятнадцатого века Иван Третий лишает даже монастыри права на возгонку алкоголя. А в 1553 году в столице появляется первый «царёв кабак». Торговля водкой полностью сосредотачивается в руках государства. Более того, наместники самых отдалённых областей получают строжайшее предписание пресекать всякую частную торговлю водкой в корчмах. Наливали исключительно в царских кружечных дворах.

С одной стороны, это было исключительно правильное решение, поскольку вводился единый стандарт алкоголя, усиливался контроль над его производством и самой технологией. Но, с другой стороны, у государственных мужей Руси усиливался соблазн как можно полнее пополнять казну деньгами, отдающими спиртом.

Собор о кабаках

Лотерейный билет «Книга вместо водки». 1930 год.

Погоня за пьяным бюджетом всегда выходила России боком. Чья-то «мудрая» голова допустила появление алкогольных откупов. Это когда кабатчик заранее вносит в казну оговоренную сумму, а потом, говоря современным языком, начинает с лихвой отбивать затраты. Появляются и так называемые «кабацкие головы», целовальники. Их выбирают общины. Так вот, держатели таких питейных должностей отчитываются об алкогольном обороте перед наместниками, финансовыми приказами. Причём кабацкие головы были обязаны ежегодно повышать государственную прибыль от виноторговли. Понятно, все эти непродуманные шаги привели к скачку коррупции и злоупотреблений. Уже тогда появилась палёная водка.

Столкнувшись с прямой угрозой стабильности в русском царстве, государство впервые в своей истории спохватилось. Алексей Михайлович Тишайший предпочёл вынести алкогольную тему на самое широкое обсуждение, прибегнув, пожалуй, к самой демократической процедуре в тогдашней Европе - созыву Собора. Этот форум так и вошёл в историю, как Собор о кабаках. Вопрос встал о реформировании всей алкогольной политики. В результате покончили с откупами, явлением явно негативным. Запретили продавать водку в кредит, что приводило к закабалению выпивох. Наконец, было принято решение окончательно закрыть частные кабаки. Отцы церкви выступили с серией проповедей против пьянства, заменив собою нынешнее санитарное просвещение.

Но, как часто бывало на Руси, хорошие законы, их строгость компенсировались их же неисполнением. Через некоторое время опять были введены в некоторых регионах откупа, а дворяне получили право на производство водки, хоть и по фиксированным ценам.

Водочное дело Павла Петровича

На протяжении последующих двух веков отношение государства и зелёного змия больше всего напоминало волновую теорию. Государство то отпускало вожжи, то вновь пыталось взять бразды алкогольного рынка в свои твёрдые руки. И опять всё повторялось.

С одной стороны, казна всегда была пустовата. Особенно во время войн. С другой - все видели огромный ущерб от пьянства, в которое погружались целые сословия. Собственно, эти две тенденции до сих пор и характерны для нашей северной страны, в которой алкоголь входит в необходимый пищевой набор, помогая расщеплять жирную пищу, без которой в морозы пришлось бы крайне трудно.

Вот и Пётр Первый сначала расширяет практику откупов - Северная война высасывала все соки из страны, - а затем обкладывает все винокуренные производства специальной пошлиной, которую высчитывали с каждого перегонного куба, с уже готовой продукции. При Екатерине водочные привилегии, дарованные дворянству, которое повсеместно устраивает винокурни в своих имениях, постепенно приводят к тому, что водка частная начинает на рынке вытеснять казённую. Нечто подобное случилось в правление Егора Гайдара. Пьянство перестало пополнять даже государственный бюджет: частный бизнес продолжал обогащаться, а государству оставалось платить только за разбитые всеобщей алкоголизацией черепки.

Павел Петрович, вступив на престол, в отличие от своей матушки, с дворянством ссориться не боялся и начал жёстко восстанавливать государственную монополию. Не исключено, что одним из мотивов его устранения было и недовольство шляхты, терявшей огромные доходы.

Александр вынес свой урок из обстоятельств убийства своего батюшки, а потому долгое время в водочные проблемы не вникал и не вмешивался. И откупами, и возгонкой спирта уже стали открыто заниматься не только дворяне, но и купечество, увидевшее надёжный источник необременительной наживы.

И только в 1819 году правительство Александра Первого вводит строгую госмоноплию (в который уже раз!). В новых условиях государство брало на себя всё производство водки и её оптовую продажу. А вот розница оставалась в руках частных торговцев. И, видимо, впервые вводилась единая для всей империи цена «воды жизни» - семь рублей за ведро. Так в стране попытались пресечь любую алкогольную спекуляцию.

Революция на трезвую голову

Советский антиалкогольный плакат. Вторая половина 1950-х годов.

О введении первого российского сухого закона написаны целые библиотеки. И до сих пор не утихают споры «за» и «против» таких радикальных мер. Между тем, втягиваться в масштабную войну в стране решили исключительно на трезвую голову. С 19 июня 1914 года вводится сухой закон на время мобилизации. А с августа, когда грянули первые раскаты Первой мировой, и до конца военных действий.

Крепкий (подчеркнём) алкоголь можно было приобрести только в ресторанах. Как результат, его потребление на душу населения упало более чем в десять раз. Причём то решение царского правительства имело долговременный эффект, поскольку только в 1960 году подушевое потребление алкоголя вышло на уровень 1913 года, с показателями которого так любили сравнивать свои достижения коммунистические руководители.

Но самое примечательное, на мой взгляд, заключается в том, что во многом так называемый сухой закон не был навязан сверху. Существует постановление кабинета министров от 27 сентября 1914 года, которое фактически делегировало право на введение запрета на торговлю алкоголем в разных регионах городским думам и сельским общинам. Таким образом, вытеснение водки из российской повседневности стало как бы общим делом, построенным на чисто демократических началах. И такой поворот для меня куда более важен, чем показатели официальной статистики, зафиксировавший снижение преступности на 70 процентов, уполовинивание числа самоубийств на почве алкогольных расстройств и т.д.

Более того, ряд депутатов Государственной думы внесли на рассмотрение коллег законопроект «Об утверждении на вечные времена в Российском государстве трезвости». Конечно, вечного ничего не бывает. Но депутаты уловили тренд эпохи.

Надо сказать, что опытом царского правительства долгое время не пренебрегали и комиссары. Поскольку Совнарком запретил уже в декабре 1917 продажу и производство водки в стране. Конечно, параллельно процветало самогоноварение, с которым власти боролись с переменным успехом. Достаточно сказать, что в начале двадцатых годов власти решили напрямую стимулировать милиционеров, пообещав пятьсот рублей за каждый изъятый самогонный аппарат. И счёт конфискованных кубов пошел на десятки тысяч.

Но надолго сопротивляться преимуществам пьяного бюджета воли у новых властей не хватило. И 26 августа 1923 был дан зелёный свет возобновлению казённой возгонки. Появилась та самая, по выражению Михаила Булгакова, новоблагословенная, прозванная в честь главы Совета народных комиссаров «Рыковкой».

Игра минерального секретаря

Так начиналась антиалкогольная кампания времён Горбачёва. 1985 год.

Антиалкогольная кампания Михаила Горбачёва во многом стала камнем преткновения в оценке его государственной деятельности. Мало кто сомневался в том, что тревожные звонки, которые власть получала от учёных-социологов и врачей - побуждали её к решительным действиям. По оценкам академика Фёдора Углова, подушное потребление алкоголя достигла уже той черты, за которой фактически начинается вырождение нации.

Новый генсек понимал, что его антиалкогольная политика встретит поддержку населения, а это для него было архиважно, учитывая, что в политбюро в 1985 году оставались его тайные противники. «В утверждении норм трезвости, - заявил Горбачёв в своей речи в Тюмени, - никакого отклонения не будет. Задачу эту мы решим твёрдо и неукоснительно».

Проблема только свелась к известному изречению - хотели как лучше…

Как вспоминал будущий гэкачепист Валерий Болдин, который в те времена работал помощником генсека, Горбачёв дал указание ответить на многочисленные обращения в ЦК по поводу пьяного угара, охватившего все этажи общества сверху донизу. Изначально предполагалось снизить производство дешёвых плодово-ягодных вин и постепенно сокращать производство водки. На коньяки, сухое вино и шампанское жёсткие ограничительные меры не должны были распространяться. Предполагалась вполне логичная, но отнюдь не зубодробительная антиалкогольная кампания. Но во время обсуждения проекта постановления на заседании политбюро вожди, заводя друг друга, стали предлагать все более жёсткие поправки. Последовательность мер была заменена «кавалерийской атакой». По словам Болдина, самые яростные борцы с зелёным змием на заседаниях в кулуарах говорили, что навязанные темпы реформы ни к чему хорошему не приведут. Таков парадокс нашей кухонной политики.

Проявившиеся вскоре перегибы не только лишили бюджет десятков миллиардов, - а казна и так пустела по причине резкого падения цен на нефть, 8 долларов стоил тогда пресловутый баррель, - но и нанесли удар по экономике соцстран, поставлявших в СССР вина, пиво и крепкий алкоголь. Их, как водится, не удосужились предупредить о новых ограничениях. В отношениях с братьями по классу появились новые трещины. Забавно, что на первом октябрьском правительственном приёме 1985 года резко сократилось число гостей. А потому на последующих на столы вернули вино и коньяки. Большая политика не выдержала такого испытания.

В целом же на первых порах было зафиксировано значительное снижение производственного травматизма, бытовой, подпитываемой алкогольными парами преступности. Однако излишний радикализм ограничительных мер неизбежно привёл к фантастическому росту самогоноварения, потреблению суррогатов, скачку экономической преступности. К концу восьмидесятых начался отход от изначальных драконовских методов изничтожения зелёного змия. По престижу команды Горбачёва был нанесен фатальный удар.

Послесловие

Почтовая «антиалкогольная» марка. 1985 год.

Последствия гайдаровских реформ, особенно в сфере производства алкоголя, когда государство фактически лишили многовековой монополии, сказываются до сих пор, аукаясь контрафактом. И если Чехия буквально «на уши встала» от гибели двух десятков отравившихся, то у нас от алкогольных отравлений и принципиального алкоголизма на тот свет ежегодно уходит население среднего города. Нет, в последние годы государство наше не оставалось сторонним наблюдателем. Сначала водку изгнали из киосков. Затем с продуктовых оптовых рынков. Ввели строгие параметры для магазинов, имеющих право на торговлю алкоголем. Наконец, были установлены минимальные цены на водку, коньяк и разного рода наливки. Есть предложение по примеру скандинавских стран продавать крепкий алкоголь только в государственных специализированных магазинах, число которых будет невелико.

Но главный вывод, который делают эксперты, во многом сводится к тому, что по мере роста уровня жизни меняются и людские пристрастия, включая и алкогольные. А это уже выход на решение общей стратегической задачи, которую сейчас обдумывают общество и власти. Надеемся, решение это будет полезным для всех.

Алкогольные летописи.
Тема выпивки появилась в нашей истории уже на первых страницах "Повести временных лет".
И с тех пор не просыхает на листах книг и протоколов.

"Руси веселие есть пити" - эта фраза князя Владимира из летописи стала крылатой. Её помнят даже те, кто вообще ничего не читал, кроме этикеток на бутылках. Так и вижу, как это было. Князь Владимир слушает скучные прения муллы, раввина и попа о вере, начинает засыпать от обещаний посмертных райских удовольствий, и вдруг его осеняет внезапное озарение. Князь берёт в руку чарку. Хлобысь! Бодрый звук булькающей жидкости в глотке, как в водостоке. Смачное кряканье. Хорошо! Никакого рая не надо. Тем более что рай нельзя повторить, а чарочку можно.


Напиться и забыться. Тоже выход. Но выйдя из этого состояния, все равно вернешься в реальность.
Но что пили наши предки во времена Владимира? Вот вопрос важнее гамлетовского! Как изтно, самый знаменитый русский напиток - водка. По-украински - горилка. Но скажу вам сразу: водка - это не русское изобретение. И не украинское. И, возможно, князь Владимир просто разорвал бы на части того, кто впервые завёз это адское изобретение на Русь. Ведь последствия водочного алкоголизма ужасны. Ничего в них весёлого нет. Кто видел пьяную женщину с синим лицом или не менее часто встречающегося синюшного мужика, вряд ли станет спорить со мной.

Но водочный алкоголизм возник сравнительно недавно, только когда появился избыток ржаного и пшеничного зерна - сырья для производства как хлеба, так и водки. Еще 100 лет назад наш пращур стоял перед выбором: есть или пить? На то и на другое одновременно у него просто не хватало средств.

И хотя корчма была обычным явлением в каждом селе (она располагалась прямо на въезде в него), но на постоянное пьянство просто не хватало денег. Многодетная семья и высокие темпы тогдашней рождаемости доказывают, что пили не так уж много. Алкоголик был исключением, а не правилом. А нынешних бомжей, слоняющихся с бутылкой по улица, в старом селе просто невозможно было представить.
Но если быть точным, то первым славянским словом, подаренным мировой цивилизации, было название хмельного напитка. Не "спутник". И не "матрешка". А "мед" - "медос", как записал его по латыни византийский дипломат Приск Панийский. Приск отправился в середине V века послом к знаменитому гунну Атилле. По дороге он встретил симпатичных туземцев. Туземцы покатали его на лодке-долблёнке, предложили красивых женщин "для соития" и угостили чудным хмельным пойлом. От соития осторожный византиец отказался, а название напитка запомнил навсегда. И даже передал его потомкам.

Мёд - традиционный слабоалкогольный напиток древних славян. Приготавливали его из мёда диких пчёл путем естественного брожения в деревянной кадке. Для ускорения брожения и увеличения объёма пойла, в мёд добавляли ягодный сок малины или брусники. Готовый продукт получался лет эдак через десятъ-пятнадцать выдержки. Полученный таким путем мёд назывался ставленым. Сами понимаете, что при такой технологии (сахар появится в наших краях аж в XVIII веке, а перегонный куб - прообраз самогонного аппарата - где-то в конце ХV-го!) много не выпьешь и голову не отяжелишь.

Пока славян было мало, мёда для ритуального зимнего пьянства хватало на всех. Но для мёда нужны пчёлы. А славяне плодились куда быстрее, чем бедные пчёлы, у которых они отбирали мед. И тут кто-то принес с юга весть, что греки и римляне давно уже охмеляются виноградным вином. Банды славянских богатырей тут же ринулись на завоевание стратегически важных объектов - винных погребов цивилизованных стран. Балканский полуостров упал им в лапы, как перезревшая гроздь. Все вплоть до Альп затопила жаждущая пития славянская рать. Это был наш славянский вклад в эпоху Великого переселения народов.


Встреча с Бахусом. Кто видел пьяную женщину (кто её не видел?), знает, что это за счастье.
Это событие, случившееся в VI веке нашей эры, следует считать эпохальным. Древние славяне впервые разделились на разные группы. Причем основой их разделения стало отношение к спиртным напиткам. Из единого этнического массива выделилась группа южнославянских народов. От собратьев, оставшихся на севере, их отличает важный философский элемент мировоззрения - всем прочим спиртным напиткам южные славяне предпочитают сухое виноградное вино.

То, что именно вино интересовало славян на юге, доказывает поход папы князя Владимира - киевского князя Святослава в Болгарию 400 лет спустя. На новом историческом витке он попытался повторить подвиг пращуров и перенести свою столицу Руси поближе к источникам хмельного веселья.
"Не любо мне сидеть в Киеве, - сказал Святослав, - хочу жить на Дунае. Там середина земли моей. Туда стекаются все блага. Из Руси - мёд, а из Греческой земли - вина".
Зато после оттока эмигрантов на юг в северных лесах наступило временное равновесие. Сокращение народонаселения помогло восстановиться пчёлам. Мёда снова стало хватать на всех. Гульба пошла пуще прежнего. "Русы пьют днём и ночью, - упоминал арабский путешественник Ибн Фадлан, а иногда даже умирают с кубками в руках".

В это же время в технологии приготовления мёда произошло важное усовершенствование. Пращуры заметили: если пчелиный мёд, смешанный с ягодным соком, подогреть на огне, процесс брожения пойдет быстрее. Ждать 10 лет уже не надо. Варить мёд нужно быстро, как пиво, и тут же употреблять.
Как утверждает "Повесть временных лет", князь Владимир, отразив в городе Василеве нашествие печенегов, приказал сварить 300 перевар пива:
"Собрал он своих бояр и посадников и старейшин со всех городов. И праздновал князь Владимир тут восемь дней и вернулся в Киев. И тут снова праздник справлял, созвав неисчислимое множество народу".
Отзвуком этого Золотого века навсегда осталось слово "пир", которое произошло от "пити".

То, что в таких условиях мы должны были превратиться в христиан, было предопределено свыше. Расспрашивая мусульман об их вере, Владимир, по словам летописи, долго и с удовольствием слушал о рае, где каждого будут ублажать 70 прекрасных дев - "ибо сам любил многоблудие". Но как только дело дошло до запрета пить, тут же изрек то самое, хрестоматийное: "Руси есть веселие пити - не можем без сего быти". И тут же принял христианство.


Европа тоже под столом. Картина художника Жозе Мальоа из жизни евроалкоголиков.
Уже в княжеские времена установилась иерархия спиртных напитков. Простой народ пил пиво - сваренный из зерна слабоалкогольный напиток. Верхушка общества предпочитала ставленые выдержанные меды. Верхом же изыска считалось заморское вино. Его привозили из далекой Греции. Пиры князя Владимира остались в памяти, потому что для Руси это было время побед. Золотой век. Мёд и вино буквально текли рекой.

Почему сами вино не делали? А не было у них такой возможности. На территории Киевской Руси виноград не рос. Ведь южная граница пролегала всего на 100 километров южнее Киева - по речке Рось, контролировали византийцы. Одесскую, Херсонскую, Николаевскую, Запорожскую и Донецкую области населяли кочевники - печенеги и половцы. А большую часть Руси вообще занимали земли Великого Новгорода - очень северные края. Где тут брать сырьё для вина? Первое собственно русское вино появилось только в XIX веке, когда на Дону завели виноградники и стали производить знаменитое цимлянское вино, а князь Голицын заложил основы крымского виноделия. Но для этого было нужно, чтобы Екатерина Вторая завоевала южные степи и Крым.
Так что не напрасно восстановили в Одессе памятник Екатерине Второй. Благодаря этой великой женщине и её не менее славным "екатерининским орлам" - Потёмкину и Суворову, наш народ получил возможность пить благородное вино - сухое. Вклад в это дело запорожских казаков, воевавших в составе армии императрицы с турками, тоже, естественно, не следует забывать. У победы ведь много отцов, в отличие от поражения.
А где-то посредине между этими двумя величайшими взлетами Православной цивилизации - между Владимиром Святым и Екатериной Великой - произошло величайшее падение Руси.

Какие-то сволочи завезли в наши края водку. И убедили нас, что это наш национальный напиток.


Русь не знала водочного алкоголизма. Она пила ставленые меды и изредка импортные вина.
Как ни странно, первыми спирт изобрели арабы. То есть те самые мусульмане, которым Коран запрещает пить. Само слово "алкоголь" арабского происхождения. Оно означает "дух" или "дурман". А ещё "тончайшая сущность всех вещей". В общем, богатое слово! Арабский врач и алхимик Рабез, работавший в знаменитом Багдадском госпитале, получил из старого вина нечто спиртоподобное ещё в 860 году. На Руси тогда правил ещё прадедушка Владимира - легендарный князь Хельги. Он же - Олег.
Чтобы получить спирт, Рабезу был нужен перегонный куб. Этот прибор принципиально ничем не отличался от набора юного химика. Его во времена нашего детства продавали в специализированных магазинах, которые тоже назывались "Юный химик".

Вопрос в другом: почему арабы, которые изобрели спирт, его не пили - ни в чистом виде, ни в разбавленном? Табу на употребление крепких спиртных напитков в арабском мире связано с невероятно жарким климатом тех мест, где возник ислам. Действительно, попробуйте выпить пол-литра на солнцепеке в Аравийской пустыне! Сразу окочуритесь!
Поэтому арабские первооткрыватели спирта использовали его только как закрепитель ароматов при производстве духов. Ведь лучшие духи во времена Средневековья производили не в Париже, а в Аравии - на родине пророка Мохаммеда. Выражение "аравийские благовония" знали все тогдашние европейские дамы.
Западные купцы вывезли эту технологию с Востока. А слово "алкоголь" буквально перевели с арабского на латынь. Спирт - он же "ершив" - тоже означает "дух".
Но вскоре выяснилось, что если в спирт вместо благовоний добавить обычную воду, то этот "дух" можно запустить прямо внутрь себя. Новый напиток содержал страшную энергию. Попав в человека, он действовал, как атомная бомба. Ноги сами пускались в пляс. Языки развязывались. Кровь разгоняла даже жестокий мороз.
А в XV-XVII веках зимой было куда холоднее, чем сегодня. Шел так называемый Малый ледниковый период. В Лондоне замерзала Темза, в Амстердаме - каналы, а на Руси просто зуб на зуб не попадал от холода.

А дальше умные, коммерчески одарённые западные торговые людишки подумали: а почему бы не продавать эту штуку славянам, раз уж они так любят пить? В 1386 году генуэзское посольство завезло спирт в Великое княжество Литовское, под власть которого попала западная часть Киевской Руси. Появление в наших краях "огненной воды" привело к чудовищному падению нравов.
Это в "Тарасе Бульбе" приятно читать, как лежит посреди дороги, раскинув ноги, в шароварах пьяный казак. А представьте, сколько ему нужно было выпить, чтобы так лечь - точнее, ПАСТЬ? И кому ушли его денежки, пропитые до остатка? Конечно же, шинкарю, для описания которого у Гоголя не нашлось таких ярких красок, как для запорожца.
В той части Руси, где образовалось Московское царство, новую разновидность "зеленого змия" быстро взяли под государственный контроль, а иностранных торговцев спиртным выгнали в три шеи. Уже во времена Ивана Грозного там существовали государевы кабаки. Каждый алкоголик не просто пил, а укреплял государственный бюджет, на который обновлялись крепостные стены и возводились каменные палаты.

А по-украински водка недаром называется "горілка". То есть "огненная вода". Кстати, по-польски "горілка" - "гор-залка". Эта часть Руси подпала под власть Польши. И водка тут проявила себя куда горячее! Воистину пронеслась "огнём и мечём" по городам и селам. А также - еврейским местечкам.
И было это совсем не весело. Примерно, как сейчас в зоне АТО. В Украине питейные заведения - корчмы - во времена Речи Посполитой принадлежали преимущественно польской шляхте. Это была её привилегия. Но сами магнаты и шляхтичи не хотели заниматься хлопотной экономической деятельностью, предпочитая ей попойки и охоту. Свои "наливайки" они сдавали в аренду. Большинство этих арендаторов происходили из еврейских общин, переселившихся в Украину из Германии. Это вызвало в Украине чудовищный взрыв алкогольно-национальных противоречий!

Вот что писал по этому поводу известный еврейский историк Дубнов в книге "Краткая история евреев":
"В Польше выше всех стоял класс землевладельцев (шляхта), а ниже всех - класс земледельцев-крестьян; между ними евреи занимали среднее место, как торгово-промышленный класс... Евреи часто держали в аренде шляхетские поместья и, таким образом, приобретали ту власть над крестьянами, которую имели паны. Сталкиваясь чаще с арендатором-евреем, чем с польским паном, русский крестьянин считал первого главным виновником своих бедствий и стремился отомстить ему. Долго накоплявшееся недовольство привело, наконец, к страшному восстанию казаков и русских крестьян в последний год царствования Владислава IV. Во главе восставших украинцев стоял казацкий сотник из Чигирина Богдан Хмельницкий".


Смерды, получившие потом именование "крестьяне", пили брагу. Древнее праславянское её название - браванда, это слово есть в словаре Даля, это слово имеет арийскую форму.
У самих арьев засвидетельствовано изготовление и использование "сомы", так напиток называли в Ведах и "хаомы" - так называли его в Авесте. Чередование "С" у индийских ариев и "Х" у ариев иранских закономерно. Например название страны "Индия" возникло из персидского его названия Хинду. Сами древниеиндийские арии называли себя Синду.
Из истории известно что некоторых ариев, саков, даже именовали по варке хаомы, их племена называли "хаомаварга", т.е. "варганящие хаому", варящие её.
Оказывается слово "варганить" очень древнее, досталось нам от наших очень дальних генетических и языковых предков - ариев.
Вот так народ из тысячелетия в тысячелетие и варил себе питьё. Тысячелетия минули, а народ вот он, остался и традиции все сохранил. Рецептов полно.
А вино, что ж, вино хорошая штука. Вот только греки пили его разведённым водой
(просто ужас, смерть вкусу и аромату) и упрекали скифов (это греки так этот народ называли, сами себя они называли сколоты или споры) в том что те пили вино чистым, неразбавленным.
А кто такие скифы, как не предки славян?
Из ПВЛ знаем что часть славян пришла на Русскую равнину с Дуная. Является ли Придунавье винодельческой областью? Конечно! Все любят токайское? Женщины - наверняка любят. Уж не кочевые скотоводы ли венгры - мигранты из Приуралья научили всех местных славян его делать?
Какой вывод напрашивается? А простой, с глубокой древности наши предки арии, скифы, славяне знали вино, умели его делать и правильно употреблять - неразбавленным.
А греки? А что греки? Это ж другая гаплогруппа, неарийская, у них обмен веществ иной, многие даже молоко натуральное употреблять не могли из-за непереносимости лактозы, вот и пошли у них кисломолочные продукты и сычужный сыр.
Славяне и их предки молоко и алкоголь переносят гораздо лучше чем другие народы, лактозу переваривают наура, а потому сычужный сыр появился у них лишь в 19 веке, своего свежайшего творожка всегда хватало. Кстати русское слово "творог" очень древнее и сакральное. У украинцев наш творог называется "сыр". Вот таким сыр был на Руси всегда, свежим продуктом, а не ферментированным, сброженным, солёным и высушенным.
Интересно?


Когда в 986 году к киевскому князю Владимиру пришли «болгары магометанской веры», чтобы уговорить его принять ислам, он слушал с их интересом, но когда оказалось, что эта вера исключает употребление алкоголя, сказал: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

Эта древнерусская фраза из «Повести временных лет» - самая известная цитата из летописи написанной, как принято считать, монахом Нестором. В восточнославянских странах алкоголь много веков был исключительно сильно связан с политикой, хотя изначально это была совсем не водка, а, скорее, вино или мед. Настоящий всплеск алкоголизма произошел, когда до Руси, вероятнее всего из Италии, добралась идея дистиллированных алкогольных напитков. Государство взяло их под свой полный контроль, водка стала основным источником доходов, а государственные институты были привлеченные к спаиванию населения.

Марк Лоренс Шред (Mark Lawrence Schrad) в изданной недавно издательством Ягеллонского университета книге «Империя водки. Алкоголь, власть и политика в царской России» приводит данные, из которых следует, что в рекордные годы середины XIX века доходы от продажи водки составляли почти 50% всех доходов бюджета. Зависимый от алкоголя народ - это зависимое государство, ведь если что-то обеспечивает половину бюджетных поступлений, сложно вообразить размер катастрофы при внезапном исчезновении этого дохода. Именно поэтому тезис о том, что введенный Николаем II в начале Первой мировой войны сухой закон привел к падению царизма, выглядит справедливым.

Царь, возможно никогда не решился бы его ввести, если бы не чиновники, обманывавшие царя (и самих себя) заверениями, что если у народа забрать крепкое спиртное, произойдет резкий рост предпринимательства и производительности, и Россию ожидает экономический бум, а не крах, усиленный к тому же расходами на войну.

Предыдущие правители понимали роль алкоголя в наполнении казны. И когда в католических и протестантских районах империи, в Польше, Финляндии или Литве, начали появляться религиозные движения трезвенников, борьба с ними велась, как с самыми опасными диверсантами. В Литве Охранка конфисковала петиции с призывом к трезвости, крестьян-трезвенников пытались переубедить просьбами, угрозами, битьем и даже подкупом, предлагая ведро водки на человека. «Трезвенников заставляли пить под плетьми, а самым упорным вливали алкоголь в горло через воронку», - цитирует Шред одного британского журналиста тех лет. С другой стороны, бывали случаи, когда за мелкие преступления суды приговаривали крестьян к… покупке нескольких ведер водки для самих судей.

Благодаря откупной системе сбора налога на водку (мы бы назвали это сейчас аутсорсингом) Россия могла финансировать армию. С другой стороны, пьяная армия не раз показывала себя на поле битвы не лучшим образом. Как полагает Шред, поражения России в Крымской войне 1853-1856 годов или в столкновении с Японией в 1904-1905, остающиеся до сих пор в России поводом для стыда, были отчасти связаны именно с вызванной алкоголем неспособностью, собственно, трезво подойти к делу. Характерным примером было Альминское сражение, где командующий левым флангом генерал Василий Кирьяков вместо того чтобы командовать солдатам устроил во время битвы прием с шампанским.

Обычаи царского двора зачастую не отличались от привычек низов российского общества. Как при дворе Ивана Грозного, так и в Кремле времен Иосифа Сталина регулярно устраивались попойки, на которых властители заставляли своих подчиненных пить до потери сознания. И не только пить. Сталин принуждал своих соратников танцевать. Например, первому секретарю ЦК компартии Украины Никите Хрущеву приходилось плясать болезненный при его комплекции гопак - национальный украинский танец. Больше всего подробностей о кремлевских развлечениях мы знаем именно благодаря мемуарам Хрущева.

О возлияниях со Сталиным с ужасом вспоминали югославский коммунист Милован Джилас, глава немецкой дипломатии Иоахим фон Риббентроп и даже британский премьер Уинстон Черчилль, который сам довольно регулярно и в значительных количествах употреблял крепкие напитки. Хрущев пытался уклониться от выпивки, жалуясь на больные почки, но это оправдание перестало работать, когда глава госбезопасности Лаврентий Берия однажды заявил, что у него тоже проблемы с почками, но он все равно пьет.

В сталинские времена Кремль был полон алкоголиков. Эту традицию продолжал первый президент России Борис Ельцин. Друживший с ним Билл Клинтон вспоминал, как во время визита в США агенты Secret Service остановили Ельцина у вашингтонской резиденции для гостей американских президентов, Blair House, когда он в одном белье пытался поймать такси, чтобы, как он говорил, съездить за пиццей. В другой раз, как вспоминал крымский вице-премьер Лентун Безазиев, совершенно пьяный Ельцин устроил барабаны из голов президентов Казахстана и Узбекистана, отбивая по ним ритм двумя чайными ложками.

Россиянам надоело бесконечное пьянство президента, и поэтому, когда его сменил молодой и спортивный Владимир Путин, одной из причин его популярности стало то, что он не напивался. «Такого как Путин полного сил. Такого как Путин чтобы не пил» - пели о муже мечты девушки из группы «Поющие вместе». Хотя официальная версия гласит, что российский президент трезвенник, некоторые источники это опровергают. Немецкий канал ZDF даже сообщал, что во времена, когда будущий президент, находясь на службе в КГБ, работал в ГДР, он пил очень много. Сейчас он якобы предпочитает, скорее, пиво и вино, при этом в умеренных количествах.

Отрицательное отношение к алкоголю любит демонстрировать лидер Белоруссии. После вина у него, как он говорит, болит голова, а пиво ему не нравится. «Я не говорю, что я не пью. Как президент может не пить? Представьте ситуацию: сидят президенты за одним столом, они не просто пьют, они умеют пить, особенно выходцы из Советского Союза», - рассказывал Александр Лукашенко. Ему тоже не удалось избежать компании Ельцина. «Кстати, раньше я выпивал только с Ельциным. А он мне всегда: «Уважаешь - не уважаешь?» «Науважаешься» иногда так, что отходишь потом десять дней», - рассказывал он.

В свою очередь, Виктор Янукович не мог много пить из-за диабета. Однако в президентской резиденции в Межигорье после его бегства обнаружилась помимо прочего внушительная коллекция дорогого алкоголя. Некоторые бутылки с портретом «царя» выпускались специально для него, другие Янукович получил от коллег по должности. В его баре нашлось, например, место для водки от президента Азербайджана и саке от премьера Японии. Умеренно пил и предшественник Януковича Виктор Ющенко. Ему приходилось следить за здоровьем после того, как в ходе президентской кампании 2004 года его пытались отравить диоксином.

Зато Леонид Кучма в спиртном себе не отказывал. «В выходные, иногда чаще, я выпиваю 150 грамм. Успокаиваешься, снимаешь напряжение и всю неделю можешь дальше бороться. И никаких проблем», - рассказывал он в 2003 году на пресс-конференции. Но украинские политики говорят, что 150 граммами Кучма ограничивался не всегда. «В 1997 году меня пригласили на дачу президента Украины. Я приехал, смотрю: стол, женщины. Президент напился и все время кричал «кандыба», значит, «все в порядке», «мы договорились». И он так напился, что потом мне с его сотрудником пришлось его взять за руки и за ноги, чтобы уложить на диван», - вспоминал недавно бывший депутат Михаил Бродский.

Восточнославянские государства до сих пор входят в число мировых лидеров по употреблению алкоголя. Белорусы выпивают 17,5 чистого этанола на человека в год, россияне - 15,1, украинцы - 13,9. При этом половина приходится на водку и другие крепкие напитки. В Польше, по данным той же статистики ВОЗ за 2010 год, эта цифра составляет 12,5 литров, при этом на водку приходится треть потребления. В результате многовековой, зачастую подкрепляемой государством, любви к алкоголю развилась лексическая база русского языка. В нем можно «остограммиться» или «уйти в запой», одним из последствий которого станет «перегар» (запах непереработанного организмом алкоголя в выдыхаемом воздухе).

Россиянам не давали шанса избавиться от пагубной привычки. Не продлившийся долго сухой закон Ленина Сталин, внедривший много новаций в моральной сфере, заменил «алкогольной прибавкой». Фронтовые сто грамм, которые выдавались солдатам на фронтах Великой Отечественной войны, закрепили алкогольные привычки царских времен. Как и обыкновение «выпивать на троих». Поскольку значительный отрезок времени в период существования Советского Союза пол-литра водки стоили три рубля, было достаточно, чтобы трое случайных знакомых скинулись по рублю, а потом распили бутылку у дверей магазина. Операцию упрощала этикетка, края которой разделяли напиток на три части: можно было не отмерять.

Памятник русскому употреблению алкоголя воздвиг при раннем Брежневе Венедикт Ерофеев в повести «Москва - Петушки». Это история, рассказанная с перспективы пассажира электрички, курсирующей по вынесенному в заглавие маршруту, которого выгнали с работы за алкоголизм и создание системы учета алкоголя, употребляемого работниками до работы и в ее ходе. Хотя (особенно в больших российских городах) со времен Ерофеева нравы изменились, всю большую популярность приобретает сейчас пиво, потребление водки снижается, алкоголь становится дополнением, а не целью дружеских посиделок, прекрасным поводом уйти в запой до сих пор остаются праздничные дни.

Праздники продолжаются с Нового года вплоть до Рождества, которое отмечают 7 января. В этот период закрыты госучреждения, не выходят газеты, не работает большинство компаний. За неделю россияне выпивают миллиард бутылок различных спиртных напитков. Согласно данным компании «ФБК», праздничный отдых обходится в 1,6% ВВП. Это в том числе наследие предыдущих веков, когда Церковь, как пишет Шред, особенно склоняла крестьян пить в праздники, называя это безопасным и полезным для здоровья делом. Однако в результате, как пишет журнал «Наркология», из-за алкоголя происходит полмиллиона преждевременных смертей в год.

Россия старается бороться с алкоголизмом, но делает это не очень активно. 1 января 2010 года на водку ввели минимальную цену - 89 рублей, позднее ценовой барьер несколько раз повышался и дошел до 220 рублей. Была ограничена также продажа алкоголя ночью. Раньше случалось, что некоторая водка стоила дешевле пива, что не способствовало возникновению моды на более легкие напитки и их безопасному употреблению. В феврале, чтобы смягчить последствия кризиса, власть снизила порог на 35 рублей: сейчас пол-литра водки можно легального приобрести за 185 рублей.

Back in the USSR. Веселие пити … ЧАСТЬ 1

«И с полей доносится: Налей…»

(Исполняет Лев Лещенко )

«Веселие Руси есть пити, не можем без того быти …»

Как видим, более тысячи лет назад почитаемый ныне святым многоженец и владелец тысяч наложниц, которому теперь в Москве ставят памятник, выбирая для нас «духовные скрепы », включил в их число употребление алкогольных напитков.

Пили, правда, в его годы слабоалкогольные медовухи и пиво, водка появилась значительно позже, но сумела стать одной из ведущих «сакральных ценностей » и «духовных скреп ».

Виноградный спирт под названием « Aqua vitae » («Живая вода») впервые завезли в Москву ко двору Дмитрия Донского генуэзские купцы в 1386 году. Считается, что метод получения спирта путем перегонки возник в Персии, затем через арабов попал в Европу. Поскольку на Руси для производства использовали не виноград, а рожь, то и получил напиток название хлебное вино.

Название wodka впервые зафиксировано в Польше в 1405 году, на Руси первый письменный источник с упоминанием водки датирован 1533 годом. В СССР ГОСТ на водку был принят в 1936 году. Международным термином слово vodka стало в пятидесятые годы двадцатого века.

На Руси напиток прижился. В статье «О пьянстве » я писал, что в Европе, имевшей тысячелетние традиции употребления виноградного вина и пива, у населения, вероятно, успели выработаться соответствующие ферменты, которых абсолютно нет у северных народностей или американских индейцев. У славян, видимо, устойчивость тоже оказалась пониже.

И природные особенности Северо-Восточной Руси , о которых и Ключевский, и многие другие. Короткие летние месяцы, работа на рывок, а потом долгие месяцы безделья. Ну, как тут не запить…

«…как тянет нас к постоянному хмелю, к запою, как скучны нам будни и планомерный труд!"

(Иван Бунин)

И прижившаяся на Руси «монголо-татарская » модель общественных отношений: «Я начальник- ты дурак ». То есть. В Европе никогда и нигде не было столь абсолютного рабства, как на Руси, полного делегирования ответственности «в Кремль» или барину («Вот приедет барин …» ©). А если твоё личное благополучие «от Кремля» и барина зависит больше, чем от тебя самого, остается только пить…

Хотя до середины тринадцатого века Киевская Русь была частью Европы , активно развивала матримониальные и прочие связи. Затем обрубило. «Святой и равноапостольный », выбирая между цивилизацией и восточным варварством, предпочел второе. За что заслужил одобрение православной церкви.

И несколько веков Северо-Восточная Русь, оторвавшись даже от Византии, от которой заимствовала религию (но не заимствовала, например, римское право), варилась в собственном соку, вырабатывая эксклюзивный вариант христианства и общественного устройства, именуемого «третьим путем », если упрощать, заключающимся в заимствовании технических достижений у цивилизованного Запада, а общественных отношений у варварского Востока.

Когда же через шестьдесят один год после открытия Колумбом Америки английский мореход Ченслор в поисках северного пути в Индию (южный блокировали Испания с Португалией) бросил якорь в устье Северной Двины , обнаружил там огромное по размерам, хотя и малонаселенное государство.

Мал-по-малу народ с Европы с разными целями потянулся в Россию, многие из путешественников оставили на сей счет заметки. Поскольку статья про выпивку, об этом и буду:

«Несчастные работники и ремесленники часто тратят в кабаках все, что должны были бы принести своим женам и детям; часто можно видеть, как они пропивают даже одежду и остаются абсолютно голыми».

(англичанин Флетчер, 16 век)

Кабак- слово татарское. Иоанн Васильевич Четвертый Грозный, «добровольно присоединив» за год до прибытия Ченслора к Московскому княжеству Казань, обнаружил там казенные заведения, где народ кормили и поили. Русский царь систему усовершенствовал, распорядившись только поить. Без закуски…

«…россияне преданы пьянству более всякого другого народа в мире. Когда они не в меру напьются, то, как необузданные звери, неистово предаются всему, к чему побуждают их страстные желания. Порок пьянства одинаково распространен у русского народа во всех сословиях, между мужчинами и женщинами, старыми и маленькими, духовными и светскими, выше и ниже, до такой степени, что вид пьяного человека, который валяется в луже — здесь явление обычное»

(Адам Олеарий, саксонец, 17 век)

«Нигде на свете, кроме одной русской державы, не видно такого гнусного пьянства: по улицам в грязи валяются мужчины и женщины. Миряне и духовные, и многие от пьянства умирают»

(Юрий Крижанич, сербский, православный, однако, священник, 17 век)

«… тому, кто не пьет без остановки, не место среди россиян. Поэтому они и говорят о тех, кто не ест и не пьет на праздновании: ты не пьешь, не ешь, значит, ты не хочешь сделать мне честь ", и россияне сильно не довольны теми, кто пьет меньше, чем им бы хотелось. Зато если человек пьет столько, сколько ему наливают, они принимают его радушно и относятся, как к лучшему другу»

(Петр де Ерлезунда, шведский посланник, 17 век)

«Наибольшее удовольствие этому народу доставляет пьянство, иначе говоря — забвение. Бедные люди! Им нужно мечтать, чтобы познать счастье»

(Астольф де Кюстин, 1839 год)

Давайте же всё же каждое написанное кем-то слово делить на восемнадцать, ибо среди писаний иностранцев о России можно обнаружить и такие перлы:

«Реки России кишат бегемотами, клыки которых жители употребляют для своих самострелов».

(Коммодор Р. Перри, начало XVIII века)
«Под развесистой клюквой сидел царь Иван Грозный, за жестокость прозванный Васильевичем». (Дюма-отец, 1840-е годы)
«Зимой жители Сибири впадают в спячку и просыпаются только весной, если она наступает». (Дюма-сын, 1870-е годы)

А вот из книги русского писателя девятнадцатого века Василия Селиванова (1813-1875), много писавшего о быте крестьянства:

"Чтобы встретить и прилично провести праздник, как подобает всякому православному, дней за пять или еще за неделю во всех дворах прихода начинают варить брагу. Так как принято исстари престольные праздники праздновать по три дня…»

Заметим, что Селиванов также, как Святой Владимир , связывает употребление алкогольных напитков с господствующей религией…

В качестве иллюстрации картина Василия Перова «Крестный ход на пасху». Лицо батюшки доставляет…

А вот что Чехов писал:

«Русский человек - большая свинья. Если спросить, почему он не ест мяса и рыбы, то он оправдывается отсутствием привоза, путей сообщения и т. п., а водка между тем есть даже в самых глухих деревнях и в количестве, каком угодно. А между тем, казалось бы, достать мясо и рыбу гораздо легче, чем водку, которая и дороже и везти ее труднее... Нет, должно быть, пить водку гораздо интереснее, чем трудиться ловить рыбу в Байкале или разводить скот".

Потом «сухой закон» 1914 года, имеет хождение версия, внесший немалый вклад в переворот 1917 года. Озверели от трезвого образа жизни. И пили, что ни попадя. В 1915 году по разным регионам России производство лаков и политуры выросло от 500 до 2300%. Аналогично лосьоны и болеутоляющие средства в аптеках.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»