Что такое чайная церемония. Та как же проходит Гун Фу Ча? Особенности проведения чайной церемонии

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Юлия Верн 42 053 2

Китайская чайная церемония - Гунфу-Ча или, как ее часто называют в Китае, Кунг-Фу чая, одна из многих, исторически сложившихся, китайских традиций, зародившихся несколько тысяч лет назад в древнем Китае. Китайская Гунфу-Ча - родоначальница всех чайных традиций, распространившихся по всему миру, представляющая собой отдельный ритуал восхищения вкусом чайного напитка, берущий свое начало из китайских провинций Фуцзянь и Гуандун.

Приготовлению чая в Китае всегда уделялось высокое внимание, что является неотъемлемой частью традиционных китайских чаепитий, независимо от форм сухого чайного сырья. К концу XIV века, в эпоху династии Мин, излюбленным чайным напитком семьи императора был чай, приготовленный из цельных сухих листьев, в то время как народ попроще мог позволить себе только брикетированное и мелколистовое чайное сырье.

Со временем изменялась посуда, в которой заваривали и из которой наслаждались чайными напитками. Так, к середине XV века появляется специальная чашка - гайвань, которая служит и заварником и чашкой одновременно. Гайвань - одна из немногих представительниц чайной утвари, которая используется в традиционном китайском чаепитии и по сей день. Посуда напоминает собой обычную чашку, объем которой может колебаться от 100 до 350 мл, без ручки, но с обязательным присутствием крышки и блюдца. Еще одно обязательное условие - наличие идентичного расписного узора на всех трех элементах посуды, которым, в средние века обозначали принадлежность к определенному статусу при дворе, а в последующем и - к семейному очагу.

Гайвань — традиционная китайская чайная утварь

Классическая гайвань представляет собой модель мира, где блюдце - символизирует основу (землю), крышка - защиту (небо), а сама чашка - человека, уверенно стоящего на земле под защитой неба.

Крышка обязательно прилегает к чашке неплотно - образуя щель, через которую пьется чай или разливается по чашкам в кругу семьи.

Почти одновременно с гайванью появляется еще один представитель посудных китайских изысков - глиняный чайник исинь, получивший свое название благодаря китайскому городу Исин (иногда произносится Исинь), в пригороде которого - Диншучжэне на берегу озера Тай, находятся залежи фиолетовой глины с примесями песка, собственно из которого и изготовлен чайник.

Исинская фиолетовая глина обладает особыми качествами при обжиге - материал приобретает блеск и пористую жесткую структуру, которая обуславливает медленное остывание чайника и дает возможность «дышать» содержащемуся в нем чаю.

Требования к воде

Чаепитие Гунфу-Ча - процесс, который должен удовлетворять и насыщать душу человека и его разум, обладая, при этом богатым, насыщенным вкусом и ароматом, чего невозможно без правильно подобранной воды для заваривания, ее подготовки и непосредственного использования. Мастерство работы с водой передавалось китайскими чайными мастерами из тысячелетия в тысячелетие, постоянно совершенствуясь и оттачиваясь.

Процесс подготовки воды начинается с ее подбора. Вода с примесью посторонних запахов или обладающая плохим вкусом не подходит для использования в чаепитии. Слишком мягкая вода также отвергается - в ней слишком мало духа земли: природных минеральных солей, которые придают готовому напитку особую уверенность. Лучшей водой для приготовления чая считается родниковая вода, которые берет свои истоки из самого сердца земли, одухотворяя и оживляя чайный напиток.

Воду для заваривания хорошо кипятить в отдельном котле, такой емкости, которой будет достаточно для всех участников чаепития. Нагревание проводится единожды - от холодной родниковой до необходимой температуры. Не допускается остывание и повторный нагрев - это повышает мягкость воды и убивает ее живые свойства.

Только опытный чайный мастер может определить достаточный нагрев воды, а зависимости от сорта используемого чая, коих немного - для Гунфу-Ча используются всего два сорта чая: улун и пуэр. Для заваривания улуна температура воды должна достичь уровня 95 градусов, а для пуэра - 100.

Определить готовность нагретой воды можно и самостоятельно, если нет под рукой термометра. Вода температурой 75-85 градусов образует пузырьки, как их называют китайцы - «глаза краба», размером около 3 мм, создавая при этом громкий, резкий, шипящий звук.

При температуре 90-95 градусов, пузырьки размерами больше - около 8 мм, носят название «рыбьи глаза». Звуки кипения приглушенные, переливающейся тональности, звуки «шума ветра в соснах».

Необходимая утварь

Существуют некоторые различия между традициями Гунфу-Ча на территории материкового Китая и острове Тайвань, особенно это касается посуды, используемой в чаепитии. Поэтому набор приспособлений и посуды может несколько различаться, но это никак не отражается на качестве самого мероприятия.

Основная чайная утварь, без которой не обходится ни одна Гунфу-Ча в Китае:

  1. Чайник для заваривания исинь (Yixing) и комплект гайваней, которых должно равняться числу участников чаепития. Гайвани используются в материковой культуре чаепития;
  2. Чайный кувшин Ча-Хай - глиняная посуда, в которую сливается настоявшийся напиток, для согласования всех его разновидностей ароматов. Ча-Хай, в тайваньской культуре, служит основным источником розлива чая по чашкам;
  3. Котел с нагретой до необходимой температуры водой;
  4. Высокая узкая чашка Сян-Бэй и низкая широкая Пин-Бэй, которые неразлучно объединены в чайную пару и применяются только в тайваньской чайной культуре;
  5. Плоская фарфоровая подставка - Бэйнч-Жань, круглой или квадратной формы, которая визуально формирует единство чайной пары;
  6. Небольшой лоскут мягкой льняной материи темного цвета для вытирания пролившихся по посуде чайных капель;
  7. Чайная коробочка Ча-Хэ, в которую насыпают сухое чайное сырье и пускают по кругу участников с целью познакомить их с сортом, видом и ароматом будущего напитка;
  8. Фарфоровая ложка для очистки носика и краев посуды от мусора и плавающих чайных листков;
  9. Бамбуковая ложка для взвешивания и дозирования сухого чайного сырья;
  10. Фильтр-ситечко для носика исиня;
  11. Широкая деревянная доска - Ча-Пань - основная подставка под всю утварь;
  12. Широкие чайные щипцы для извлечения чайных листьев из исиня.

Процесс церемонии

Церемония китайского чаепития должна проходить в помещении, освещенном рассеянным солнечным светом, без доступа прямых солнечных лучей, чтобы ни одна мелочь, включая яркий луч света, не помешала пропитаться духом чайного напитка.

Цветовая гамма в помещении предпочтительно пастельных тонов с преобладанием светло-зеленых или светло-коричневых оттенков. Обязательно наличие легкого движения воздуха, вольного духа ветра, который приносит дух Гунфу-Ча в каждый уголок самой закрытой души.

В воздухе витают легкие, ненавязчивые ароматы жасмина или лаванды, слышны пение птиц и легки звуки традиционной китайской музыки. Все окружение должно быть мирным, спокойным, способствовать расслаблению души и тела - дух чая не терпит суеты.

Стол, за которым проводится чаепитие, должен быть достаточно вместительным, чтобы не допускать перегруженности посудой и соответствующие неудобства вследствие этого.

Подготовка

Первый этап - Вэнь Ху Тан Бей - согревание исиня. Посуду аккуратно расставляют на Ча-Пани и заливают кипятком, примерно на одну третью емкости, с целью прогрева стенок и стерилизации. Через 1,5-2 минуты, волнообразными движениями кистей, ополаскивают стенки и сливают воду прочь;

Второй этап - Жань Шань Цзя Мин - оценивание превосходного чая. Некоторое количество сухого чайного сырья, бамбуковой ложкой помещают в Ча-Хэ и отдают участнику, сидящему слева от себя, который, открывая, крышку Ча-Хэ, вдыхает непревзойденный аромат чая, оценивая его достоинства, закрывает крышку и передает следующему участнику. Так, поочередно, все участники чайной церемонии знакомятся с будущим напитком, проникаясь его духом и силой, пока Ча-Хэ не вернется к первому участнику;

Третий этап - Ву Лон Ру Лонг («Черный Дракон Входит Во Дворец», название этапа характерно для использования в церемонии чая улун) - отсыпание необходимого объема чайного сырья в исинь. Стандартный объем чая составляет 15 г (три бамбуковых ложки с небольшой горкой) на 150 мл воды - половина объема классического исиня. Однако, в зависимости от количества участников, может быть использован исинь большего объема, но соотношение чая и воды всегда одинаково.

Четвертый этап - Суан Ху Гао Чонг - «промывание высокой струей». Процесс первого знакомства чайного листа с водой - один из самых важных моментов китайского традиционного чаепития, требующий особого спокойствия души. Исинь заполняют водой, нагретой до необходимой температуры, тонкой журчащей струей с высоты 50-70 см, наполняя до краев;

Пятый этап - Чун Фэн Фу Миан - «весенний ветер очищает поверхность». Фарфоровой ложкой снимают образовавшиеся на поверхности пузырьки и всплывшие чайные листья, закрывают исинь крышкой на 1-2 минуты, давая настояться первому чаю, который сливают в отдельную посуду и не употребляют;

Шестой этап - Зай Чжу Цин Куан - «прямой поток чистой весны». На этом этапе заваривают чай непосредственно для употребления, причем, теперь чайные листья заливают струей воды с более низкой высоты - не более 10-15 см. Заполняют исинь также до краев. Важно отметить, что четвертый и шестой этапы в китайской чайной традиции входят в ритуал Гао Чонг Ди Джень, когда высокая струя используется именно для первого промывания чайных листьев, а низкая - для непосредственного заваривания. Низкий, а значит - близкий к чаю поток воды, способствует лучшему, более медленному настаиванию;

Седьмой этап - Гуа Мом Лин Гай - поверхность воды вновь очищается от воздушных пузырьков, исинь закрывается. Обслуживание участников церемонии можно начинать спустя 20-50 секунд после закрытия крышки иссиня. Более точное время зависит от сорта и количества чая.

Обслуживание участников чаепития

В материковых культурах чай из исиня разливают непосредственно в гайвани. Что касается тайваньских обычаев, то напиток предварительно сливается в Ча-Хай и уже после разливается по чашкам гостей.

Разливание чая по чашкам проводится только хозяином дома, где проводится чаепитие. Исинь или Ча-Хай всегда должен находиться в правой руке. Левая рука придерживает исинь тканью, которой после каждого наливания обтирается носик (и стенка под ним) от стекающих капель чая.

Свои самые лучшие качества улун отдает в течение 4-8 завариваний подряд, более жесткий пуэр не теряет своих достоинств до 16 заварок.

Благодарность аромату и чаепитие

Высший уровень тайваньской чайной культуры заключается не столько в употреблении напитка, сколько в наслаждении и понимании его аромата, для чего существует отдельный ритуал и специальная посуда - чайная пара Сян-Бэй и Пин-Бэй на подставке Бэйнч-Жань.

Ритуал Оу Бей Му Лин «купание небес в аромате» - это чай из Ча-Хай разливается в высокую чашку Сян-Бэй примерно до половины ее объема, накрывается питьевой чашкой Пин-Бэй и переворачивается. Процесс закрытия носит ритуальное посвящение Лонг Фэн Чэн Сян - «дракон и птица Феникс вступают в благоприятный союз», которое воспринимается участниками как молитва во имя процветания, благополучия и счастья всех присутствующих.

Переворот чашек - Ли Ю Фан Шен («переворот карпа») - заключительный ритуал, после которого нужно, в первую очередь, насладиться ароматом чая из Сян-Бэй, оценить цвет чая в Пин-Бэй, а затем только приступать к употреблению напитка.

Хороший китайский этикет подразумевает делать не менее трех глотков за одно поднесение чашки к губам: первый глоток небольшой, второй - основной, а третий - завершающий, который формирует послевкусие.

На завершающем этапе чайной церемонии чайные листья аккуратно извлекаются в Ча-Хэ и вновь передаются по часовой стрелке между участниками, которые могут передать чувства благодарности чаю за отличный отдых души и тела, а хозяину - комплимент за такой замечательный выбор сырья для напитка.

Очистка посуды

Остатки напитка и чайных листьев ни в коем случае не должны задерживаться в исине. После извлечения всех чайных листьев, исинь ополаскивают остатками чая, а затем - кипятком. Нельзя использовать никакие моющие средства и некипяченую воду для ополаскивания чайника и остальной посуды. После промывания исинь должен высохнуть естественным путем, затем его полируют качественной льняной тканью.

Остальную посуду аналогично стерилизуют только кипящей водой и дают высохнуть на Ча-Пани.

Китайские традиции чаепития

Как известно, чай в Китае - традиционный напиток для ежедневного употребления, который входит в семерку вещей, без которых не может обойтись ни один китаец: дрова, рис, масло, соль, соевый соус и уксус.

Естественно, для утоления жажды чайная церемония каждый день не проводится. Но хорошим признаком воспитанности и соответствия китайским традициям будет, если для нее найдется время, хотя бы один раз в неделю. Кроме того, в Китае принято проводить чайные церемонии по особым случаям:


Чай является любимым напитком народов разных стран. Он почитаем в туманной Великобритании, его любят на Востоке, без чая трудно представить себе Россию. Каждый народ создал свою традицию чаепития, чайные церемонии многих стран представляют собой красивые ритуалы. Для приготовления используется особая посуда, соблюдаются правила потребления чая.


Чайная церемония Китая

Китайцы верят в целительные силы чая, поэтому в этой стране к нему относятся с особым почтением. Китайская чайная церемония носит название Гунфу Ча. На протяжении многих столетий она была доступна только знати. Но постепенно ее стали применять повсеместно. Во время церемонии используется специальный комплект посуды, включающий гайвань, чачуань, чабань, ча люй, ча хай, ча хэ и чайные пары.

Процесс заваривания чайных листьев превращается в настоящее искусство, которым владеют только истинные мастера. Для заваривания берут лишь высокогорные улуны. Большое внимание уделяется качеству чая и воде. Прием чая в Китае - дело неспешное, во время чаепития идет неторопливая беседа. Китайцы считают, что чай должен прояснить сознание, привести в порядок мысли. При помощи чайной церемонии выражается уважение к семейным ценностям, пожилым людям и дорогим гостям.

Чайная церемония Японии

В Японии чайная церемония продумана до мелочей, она включает около 100 различных правил. Есть не только специальная посуда для заваривания и пития чая, но и специальная одежда для мастера и участвующих в чаепитии. Проводят ритуал в чайном домике, его двери устроены таким образом, чтобы каждый, кто входит в него преклонил голову. Это делается для того, чтобы показать, плохие мысли остались за порогом, а в дом вы вошли с благими помыслами. Хотя сам ритуал начинается еще по пути к чайному домику, который проходит по камням, уложенным специальным образом. Обувь при входе обязательно снимается.

Чай, растертый в порошок, помещают в керамическую емкость и заливают кипятком. Содержимое взбивают до состояния пены бамбуковой палочкой. Первым напиток получает самый почетный гость, он делает первый глоток, а затем передает сосуд с чаем следующему участнику чаепития. Иногда первым пробует напиток сам Мастер чая. В общей пиале подается крепкий чай, затем уже в отдельных пиалах для каждого подается «жидкий чай». К нему приносят подносы с пирожными. Чтобы освоить японскую церемонию, нужно не один год. Есть ночной чай, с восходом солнца, послеобеденный чай. Для каждого из них существует своя специфика.

Чайная церемония в Узбекистане

В Узбекистане выстроены специальные заведения, где пьют чай. Их называют «чайхана». Для заваривания используется керамический сосуд, который ополаскивают сначала крутым кипятком, чтобы прогреть. Затем в него добавляют листья чая, заваривают кипятком. Сосуд аккуратно прокручивают, чтобы обеспечить полное раскрытие чайного листа. Напиток разливают не сразу, нужно трижды перелить чай в пиалу и обратно, тогда вкус станет ярче. Каждому гостю вручается пиала, в которую хозяин наливает чай на три глотка. Хозяин будет следить, чтобы пиала не пустела, постоянно подливая напиток.

Особенности чаепития в Киргизии

Киргизы очень любят чай, поэтому любое застолье и начинается чаепитием, и заканчивается им. Чай пьют из пиал, которые ставятся на стол по количеству гостей. Завариванием чая, а также обслуживанием гостей занимается только глава семьи, подчеркивая свое уважение. Пиалы наполняются наполовину.


Куурма-чай считается национальным киргизским напитком. Он готовится из обжаренной на масле муки, перца, молока и соли. Особый чай заваривается в праздничные дни. В него добавляются гвоздика, корица, сахар, сок апельсина и лимона. Чай подается теплым, что способствует утолению жажды и усвоению жирной пищи. Любимый чай - зеленый. В него добавляют лимон, а иногда молоко.

Чайная церемония в Англии

Ни один англичанин не сможет отказаться от чашечки чая. Традиция появилась в 19 веке, тогда стало принято пить чай во второй половине дня. Ее завела герцогиня Бедфорд - Анна. В 5 часов вечера за столом собиралась небольшая компания, чтобы выпить чашечку чая, перекусить легкими сэндвичами. Традиция сохранилась и до сих пор. Большое значение в английской церемонии уделяется сервировке. На стол обязательно стелется скатерть, ставится ваза с живыми цветами. Для чаепития нужен фарфоровый сервиз. Англичане любят сервизы бело-синего цвета. Обязателен молочник, сахарница, заварочный чайник.

Особенностью заваривания является наличие молока. И чай обязательно наливается в подогретое молоко, а не наоборот. Англичане пьют чай в строго отведенные часы: за завтраком, в час дня - во время второго завтрака и в 5 часов вечера. Больше любят в этой стране черный чай, на втором месте - зеленый. Особого спроса на белый, желтый и красный чаи нет. Пьют чай не спеша, чинно разговаривая, наслаждаясь напитком и закусками.

Чайная традиция в России

Чай на Руси появился в 16 веке, до этого чайный напиток готовили из различных кореньев, трав, плодов. Широко использовался иван-чай, листья вишни, смородины, липы. После того, как заморский напиток пришелся ко двору, появилась традиция заваривать чай в самоваре. Самовар собирал за столом по вечерам всю семью. Он олицетворял домашний уют и тепло семейного очага. На стол обязательно ставили сахар, только не песок, а кусковой, который глава дома колол специальными щипчиками. Чай пили с бубликами, баранками, пряниками. Широко использовался мед.

Сейчас в России можно приобрести любые сорта чая: цейлонский, краснодарский, индийский, китайский. Любят и зеленый, и черный чай в равной мере. Особенностью заваривания чая по-русски является то, что чай заваривается сильной концентрации, чтобы потом разбавлять его кипятком. Иногда чай заваривается повторно. Каждому гостю предлагается чай, но в отличие от стран Востока, в России принято наливать полную кружку. Это показывает, что хозяин рад гостю.

Чайная церемония в Индии

В Индии очень любят и ценят чай. Церемония длится дольше, чем в Англии. Она солидная и торжественная. В чаепитии используют одноразовые глиняные стаканчики - куллархи. Часто для приготовления используют различные специи, молоко, сахар. Самый известный индийский напиток - масала. Его варят на молоке с добавлением большого количества специй. К чаю подают индийские сладости: фарсан, пакора, нашта.

В Индии много чайных лавочек, где чайвалы предлагают отведать индийский чай. Чай заваривают и хранят в специальных емкостях, чем-то напоминающих русские самовары. В них чай долго остается горячим. Особенностью заваривания является насыщенность чая. Он обязательно должен быть крепким, подаваться с сахаром и молоком.

Гунфу Ча (Кунг Фу) является одной из национальных традиций, зародившихся в древнем Китае. Ее можно назвать родоначальницей чайного ритуала, который потом распространился по всему миру. Эта церемония представляет собой высшее мастерство приготовления чая и чаепития. Смысл древнего ритуала - оценить глубину вкуса, богатство аромата чайного напитка, насладиться им, почувствовать тонкости послевкусия.


История возникновения Гунфу Ча

Впервые упоминания о встречаются в 1-2 веках до нашей эры. Буддийские монахи использовали для заваривания и пития чая особую церемонию. Позже народы Чаочжоу и Миньнань возродили традицию, определили главные правила заваривания чая. Появилась посуда, которая стала неотъемлемой частью ритуала.

Во времена правления династии Мин, в 14 веке, чайная церемония Гунфу Ча полностью сформировалась. Были разработаны важные аспекты: процесс церемонии, содержание, речь, пространство. Неоценимый вклад в развитие искусства чаепития внес чайный мастер Фэн Янь. При императоре Цянь Лун чаепития стали ежедневными, поскольку он считал, что государь ни дня не может обойтись без чая. Изысканные чайные церемония устраивали для важных гостей, послов, так о Гунфу Ча узнали в других странах мира.

Посуда для чайной церемонии

Настоящие ценители чая знают, что посуда играет очень важную роль в культуре чаепития. Каждому предмету отведена своя, особая роль.

  • Чайник или гайвань. Лучше всего использовать керамический чайник, изготовленный из исинской глины. Он долго сохраняет тепло, которое крайне необходимо для заваривания всех видов улунов и полного раскрытия аромата чая. Гайвань для этой церемонии тоже подходит.
  • Ча Хэ. Это небольшая чаша, которая используется для знакомства с чаем.
  • Чайные пары Пин Мин Бэй и Вян Сян Бэй. Первая чаша - низкая, она используется для чаепития. Вторая - высокая, из нее нужно вдыхать аромат свежезаваренного улуна, наслаждаясь им. Объединяет чайные пары специальная подставка - Ча Тоу.
  • Гундаобэй или Ча Хай. Чаши предназначены для переливания чая из чайника, чтобы крепость настоя распределилась равномерно. Название «гундаобэй» в переводе означает «чаша справедливости».
  • Ча Люй. Небольшое ситечко, его используют для процеживания, чтобы не допустить попадания мелких чаинок в напиток.
  • Чайные инструменты Ча Цзюй. Их используют только настоящие мастера из Китая. Для пересыпания чая в чайник используется воронка Часяньло. Для чистки носика чайника - специальная игла Чацзань. Есть еще чайный совок Чачи.
  • Чачуань или Чачи. Так называют сосуд для питания чайника или гайвани горячей водой.
  • Чайная кисточка Ян Ху Би.
  • Чабань. Китайский поднос-столик, который необходим для размещения на нем посуды и утвари для заваривания чая.
  • Термос с горячей водой.

Специфика чайной церемонии

Чайная церемония Гунфу Ча подходит для заваривания высокогорных улунов, редко - пуэра. Можно использовать такие виды улунов, как Дун Дин, Те Гуань Инь, Фэн Хуан Дань Цун, Да Хун Пао и другие. Главное требование - отсутствие добавок и ароматизаторов. Для тех, кто решит провести чайную церемонию самостоятельно, нужно позаботиться о том, чтобы чай был самым лучшим. Чем выше сорт чая, тем он полезнее. Сырье для элитных сортов чая выращивается высоко в горах, оно собирается и заготавливается вручную профессиональными сборщиками.

Особые требования китайцы предъявляют к воде. Мастерство подбора воды передавалось мастерами из поколения в поколение. Вода должна быть без посторонних запахов, чтобы не испортить вкус удивительного напитка. Мягкая вода не подходит для церемонии, в ней мало духа земли, как считают китайцы. Родниковая вода - идеальный вариант, она добывается из самого сердца земли, поэтому способна оживить и одухотворить чайный напиток.

Воду можно кипятить только один раз, при повторном нагреве все полезные свойства убиваются. Определить достаточный нагрев воды может только опытный мастер. При заваривании улуна температура воды должна быть 95°С, для пуэра - 100°С. Китайцы не используют термометр, определяя температуру визуально. Считается, что если вода образовывает пузырьки размером 3 мм, температура достигла 75-85°. Это состояние воды называется «глаза краба». Если пузырьки стали больше (до 8 мм) и появились приглушенные звуки кипения (шум ветра в соснах), температура поднялась до состояния «рыбьи глаза», то есть до 90-95°С.


Процесс церемонии Гунфу Ча

Церемония проходит в несколько этапов, каждый из которых очень важен. Соблюдение всех правил позволит получить божественный напиток.

Приготовление

Необходимо подготовить всю необходимую для ритуала посуду. Вскипятить воду и перелить в хорошо прогретый термос. Объем воды должен соответствовать количеству участников чаепития. Всю посуду нужно прогреть, налив в нее кипяток и оставив на 15 секунд.

Заваривание

Чайный мастер, который проводит церемонию, демонстрирует чайные листья гостям, затем засыпает их в чайник или гайвань, закрывает и встряхивает. После этого можно открыть крышку, чтобы почувствовать тонкий аромат увлажненных листьев. После этого наливается кипяток, и чайник снова закрывается. Это делается для промывки листьев. Вода будет стекать в поддон чабани или в специальный сосуд. Удаляется пыль и мелкие примеси, чаинки омываются и слегка набухают.

Для дополнительного обогрева чайника на него сливается горячая вода из пиал. После того, как чаинки промылись, нужно сразу же заварить чай снова. Это не занимает много времени, через 30 секунд заваренный настой сливается в Вян Сян Бэй и накрывается Пин Мин Бэй. Обе чашки переворачиваются и ставятся на Ча Тоу. Насладившись ароматом чая из высокой чашки, можно испить маленькими глотками напиток из низкой чаши. При правильной заварке и использовании качественного чая во рту должно остаться глубокое обволакивающее послевкусие.

Завершение

Мастер, открыв чайник, позволяет гостям почувствовать аромат чайных листьев. Достаточно понюхать крышечку, которая впитала в себя нежный сладковатый аромат улуна. Таким образом, подтверждается качество чая. Процесс заваривания можно продолжить, увеличивая с каждым разом время настаивания. Китайский улун выдерживает до 8 заварок, каждый раз раскрываясь новым вкусом и ароматом. В конце чайной церемонии мастер достает чайные листья из чайника, демонстрируя присутствующим величину раскрывшихся листьев, их аромат. Это еще и своеобразная дань уважения самому чаю и чайному мастеру. Посуда тщательно промывается, сушится до следующей церемонии.

Китайская чайная церемония проходит в неспешной обстановке, она помогает забыть о повседневной суете, расслабиться, найти гармонию. Регулярные чаепития, проходящие в кругу людей разного возраста, способствуют сохранению традиций, составляющих великое китайское наследие.

В жизни китайцев чай имеет особое значение, а чаепитие представляет церемонию, при которой соблюдается определенная последовательность в заваривании чая. Главная цель чайной церемонии – это более полно раскрыть аромат и вкус напитка. Непременным условием церемонии является спокойное состояние духа. Особую атмосферу церемонии создают витиеватые предметы чайной утвари, маленькая изысканная посуда, спокойная тихая музыка. Большинство китайцев предпочитают пить чай в любое время года: и в холод, и в жару. Этот напиток отлично утоляет жажду, укрепляет иммунитет.

Китайская чайная культура подразумевает способы приготовления чая, посуду и приборы, используемые при этом; и события, которые служат поводом для чаепития.

Значение чая в китайской культуре

В Китае чай относится к «семи вещам, потребным ежедневно»: рис, соль, масло, уксус, соевый соус и дрова. Китайская чайная культура имеет некоторые отличия от японской, европейской и британской поводами для чаепития, способами приготовления, а также питья. В Китае принято пить чай и в повседневных ситуациях, и во время ритуалов, официальных мероприятий. Чай – не просто напиток, он занимает важное место в китайской кухне, в традиционной китайской медицине и буддизме.

Традиции выращивания и употребления чая, указанные как «китайские», более правильно было бы называть «чайной культурой Центральных равнин Китая». Кроме этого, существуют во многом оригинальные чайные традиции Юго-Западного Китая, заведенный порядок которых распространен в провинциях Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань. Эти области, где с давних времен выращивали чай, в современности гораздо меньше подверглись влиянию извне, поэтому сохранили множество старых чайных традиций, уже давно забытых в районах Центрального Китая.

Также безмерно самобытна чайная культура Тибета. Как считают многие, сложилась она в эпоху династии Тан в середине 700-х годов. В Тибете принято употреблять масляный и молочный чай, что совершенно нехарактерно для остальных районов Китая.

В Южных районах Китая существует ямча («чаепитие») – такая разновидность чайной культуры. В Макао, Гуандуне, Гонконге принято по утрам, перед началом рабочего дня пить чай. При этом напиток пьют вприкуску с различными закусками – димсамами.

В древности жители Южного Китая для чаепития уединялись в чаевнях. Сейчас популярны оживленные димсамовые ресторанчики. Ритуал «ямча» особенно тщательно соблюдают пенсионеры. Часто чаепитию предшествует тайцзицюань (китайское махание кулаками) – разновидность ушу.

Традициям гонконгского чаепития характерны некоторые условности. Если посетитель хочет официанту дать знак, что в чайнике закончилась заварка, то необходимо снять его крышку и положить рядом с чайником на скатерть.

Обычаи чаепития

Чай – традиционный напиток в Китае, употребляемый каждый день. Однако среди юного поколения китайцев замечено снижение интереса к чаепитию и увлечение западными сладкими газированными напитками. Некоторые китайские ученые расценивают это как тревожный симптом.

В настоящее время семейное чаепитие становится данью традиции и возможностью ознаменовать единение семьи по поводу какого-либо торжества. Для этого принято зеленый чай заваривать в большом чайнике (фаянсовом, фарфоровом, глиняном) на всю семью, после чего разливают по пиалам или чашкам, из которых и пьют.

Китайцы выделяют несколько видов особенных обстоятельств для того, чтобы приготовить и совместно пить чай.

«Знак уважения». Предложить чашку чаю – так принято в китайском обществе выражать почтение старшим. А одним из традиционных времяпровождений по выходным дням в Китае является приглашение в ресторан старших родственников на чашку чая, оплатив чаепитие. В прошлом этот напиток всегда подавали люди, которые занимали самую низкую ступень в социальной иерархии. В связи с либерализацией общества в современном Китае бывают случаи, когда родители предлагают детям чай, и даже начальник наливает чай подчиненным. Но на официальном мероприятии никогда более высокопоставленный участник не преподнесет чай подчиненному.

«Извинение». В китайской культуре существует обычай наливать чай человеку, у которого просят прощение или перед которым извиняются. Это – признак чистосердечного раскаяния и покорности.

«Семейная встреча». Уехав в дальние края на учебу или работу, обзаведясь собственными семьями, дети реже навещают родителей; бабушки и дедушки нечасто встречаются с внуками. Поэтому особо значимой частью семейных встреч считаются совместные чаепития в ресторанчиках. По воскресеньям китайские «чайные дома» полны посетителями, особенно много в праздничные дни. Это еще раз подтверждает значимость семейных ценностей в КНР.

«Выражение благодарности старшим в день свадьбы». Жених и невеста на традиционной китайской свадебной церемонии должны, опустившись на колени перед родителями, в знак уважения преподнести им чай. При этом молодожены говорят: «Благодарим вас за то, что вырастили нас. Мы перед вами в вечном долгу!». Родители пьют чай, затем новобрачным дарят красный конверт, как символ удачи.

«Сплочение большой семьи в день свадьбы». Свадебная чайная церемония – это также способ знакомства семей невесты и жениха. Так как зачастую китайские семьи многочисленны, бывает, что не всем членам семьи удается познакомиться на свадьбе. Такое случалось в древние времена, если отец семейства имел несколько жен, и, как правило, отношения между отдельными членами семьи были натянутыми. В течение свадебной чайной церемонии принято было, чтобы молодожены подносили чай каждому члену семьи, при этом называя его имя и официальный титул. Совместное чаепитие служило символом приема в семью новых членов. Отказаться от чая значило «потерять лицо» т. е. воспротивиться браку. После того, как старших родственников представили на церемонии, они вручали новобрачным красные конверты, а молодожены отдавали красные конверты юным неженатым членам семейства.

«Поддержание традиции». Существует традиция в чаошаньской культуре собираться в чайной комнате с родственниками и друзьями на церемонию Гунфу Ча. На протяжении церемонии старшие участники делятся с младшими об обрядах и правилах, передавая им древние традиции.

Благодарность за чай (Коутоу пальцами)

Гость, которому налили чай, чтобы продемонстрировать свою благодарность, может постучать три раза по столу, согнув в фалангах указательный и средний палец. Этот обычай называется «коутоу пальцами » и широко распространен в Южном Китае (Гонконге, Гуандуне, Макао); в остальных районах страны таких привычек обычно не придерживаются.

Рассказывают, что такая традиция возникла в период династии Цин. Император Цяньлун инкогнито путешествовал по Поднебесной, ему очень хотелось узнать, что народ думает о правительстве. Однажды император в трактире подсел к двум людям, распивающим чай, и завел с ними беседу. Мужчинам сразу стало понятно, что с ними разговаривает не простой житель. Они хотели перед ним упасть на колени, но поняли, если всем станет известно, что это – император, их могут казнить. Молодые люди беседовали с императором, как с равным, а такой правитель считался величественным и неприкасаемым.

Закончив чаепитие, мужчины встали и один из них сделал жест пальцами: указательный и средний положил на край стола, затем повторил тот же жест, но уже с согнутыми пальцами. Властитель не понял жесты и попросил объяснить. На что молодой мужчина ответил: «Мы знаем – перед нами Ваше величество. За разговор с Вами нас теперь казнят. Но мне очень хочется выразить Вам от нас, от всего народа огромную благодарность. Эти жесты означают, что Ваш народ перед Вами преклоняется!» После этих слов мужчины ушли. Император был очень удивлен и рад тому, что думает народ. С той поры принято подобным жестом показывать уважение человеку за чаепитие.

Как в Китае заваривают чай

В Поднебесной существует много разных способов заварить чай в зависимости от предлога и обстоятельств чаепития, разновидности завариваемого чая, достатка участников. Так, зеленый чай нежнее, чем черный чай или улун, и для заварки используют не очень горячую воду.

В чашке чаоу (гайвань) заваривают любой чай, но лучше всего этот способ применим для слабоферментированных видов.

Гайвань – нынешнее название сосуда, дословно переводится «чаша с крышкой», или ещё по-другому называют гай бей – «чашка с крышкой», или цзю чжун – «сосуд для запирания жара». Способ позаимствован у народа Чаошан, которые этот сосуд называли «чаоу».

Чаоу – это набор, включающий чашку, крышку, блюдце. Его используют как сам по себе, также и в сочетании с чайными чашками. Если надо попробовать чай, применяют заваривание в чаоу. Здесь важно почувствовать нейтральный вкус чая, увидеть заваривающиеся чайные листья и понюхать их. Такой способ заваривания используют для повседневного чаепития, хотя допускается примнение в отдельных формальных ситуациях.

Особой популярностью пользуется способ заваривания в чайнике . В этом случае, заваривают чай в большом (чтобы объема достаточно было для всех собравшихся) чайнике из фарфора, глины или фаянса. Особенность китайского чайника состоит в том, что заварку засыпают в маленький, дырчатый, вставляемый во внутрь стаканчик-ситечко, сделанный из такого же материала, как и чайник.

Ситечко при заваривании заполняют наполовину – на две трети сухим чаем, т. е. оно выполняет роль дозатора заварки. В чайник горячую воду заливают через стаканчик-ситечко, «промывая» заварку. Когда чайник наполнен, а заварка размокла, ее дополнительно можно немного отжать ложкой для более насыщенной экстракции. Существует мнение, что чай лучше промывается в ситечке и более полно отдает содержащиеся в нем вещества. Высшие сорта зеленого чая и улуны можно заваривать несколько раз. Температура воды и время настаивания зависят от сортов чая.

Чайная церемония Гунфу Ча своей популярностью обязана традициям народов Чаочжоу или Чаошань и Миньнань. При этом способе используют маленький чайник емкостью около 150 мл, изготовленный из исинской глины (цзыша). Чайничек служит не только украшением церемонии, но и способствует «округлению» вкуса чая. Способ заваривания в исинском чайнике используется и для индивидуального чаепития, и для угощения гостей.

Способ заваривания, применяемый только для улунов, считается в Китае искусством. Воду нагревают приблизительно до 95 градусов. Чтобы не испортить воду и чай, кипятить ее нельзя. Прогревают посуду; для этого воду наливают в чайник и чашки. Обязательно надо познакомиться с чаем: рассмотреть и подышать чайным листом. Количество заварки насыпают в чайник в соответствии с его объемом. Затем надо «выхлопать чай», т. е. убрать чайную пыль. Воду в чайник наливают с большой высоты, и сразу выливают: первая заварка не пьется. Вновь налитая вода настаивается в зависимости от сорта чая. Хорошие улунские чаи заваривают от пяти-семи до десяти раз. Во время церемонии душа и тело должны быть спокойны, так как это очень ответственное мероприятие. Для такого чаепития желательно иметь чайник из исинской глины, набор чайных инструментов, чайную доску, чахай, чахэ, чайную пару, чайник на живом огне для воды.

Национальный музей чая

Весной 1991 года в городе Ханчжоу (провинция Чжэцзян) – в чайной столице Китая открылся Китайский национальный музей чая , раскрывающий различные аспекты китайской чайной культуры. Музейные экспозиции, расположенные на 3,7 га, со всех сторон окружают чайные плантации. Музей предоставляет возможность не только посмотреть на чайники, чашки и другие принадлежности чайных церемоний двухтысячелетней давности, но и принять участие в чайной церемонии.

Сейчас в Китае каждый год потребляют более 500 тысяч тонн чая. Чайная культура превратилась в драгоценное достояние китайской нации и на материальном, и на духовном уровнях.

Чайная церемония в глазах европейца - это экзотический ритуал, красивое приготовление чая или духовная практика. В китайской чайной церемонии все это есть, но на первый план выступает наслаждение вкусом, ароматом и чем-то неуловимым в ощущениях. Путь к чайной церемонии в ее современной форме был долог. Все началось около 3000 лет назад, когда китайцы обнаружили лечебные свойства растения Camellia Sinensis и стали варить чай и добавлять чайные листья в пищу. Такой способ приготовления был хорош для грубых сортов чая, полезные свойства которых невозможно раскрыть путем настаивания. Вместе с появлением новых изысканных сортов чая совершенствовались и способы приготовления напитка.

Искусство приготовления чая (гунфу ча) распространялось буддийскими монахами, которые первыми обнаружили бодрящие и лекарственные свойства чая. На протяжении двух тысяч лет для приготовления чая использовались различные техники и инструменты. Со временем сформировался необходимый набор посуды и инструментов для чайной церемонии, и выработались правила приготовления различных сортов и видов чая.

В китайской чайной церемонии используется только высококачественный полуферментированный чай - улун. (Иногда встречается написание «оолонг», появившееся из ошибочной транскрипции английского слова «oolong», которое на самом деле читается как «улун».) Улуны - это совершенно особая группа чаев, названная «чаем черного дракона» и «императором чайного мира». Китайцы классифицируют улун как бирюзовый чай. (Иероглиф, означающий «бирюзовый», также означает молодость и свежую зелень.) Для приготовления улунов используются молодые чайные листья и почки, выращенные высоко в горах, и собранные, высушенные и скрученные по особой технологии. Говоря простым языком, улун не такой крепкий, чтобы называться черным чаем (или красным, если следовать китайской классификации), но более концентрированный и богатый, чем зеленый чай.

Естественно, что чай, на производство которого затрачено столько труда, требует особого внимания при приготовлении. Улуны - это праздничные чаи. Они не подойдут для поспешного завтрака или офисного чаепития. Китайская чайная церемония- единственный способ раскрыть все тонкости «черного дракона», но этот способ требует мастерства и опыта, специальной посуды и несколько часов свободного времени. Чайная церемония никогда не проводится «на десерт», после приема пищи должно пройти 2-3 часа. Чтобы ничего не отвлекало от восприятия вкусов и ароматов, за несколько часов до церемонии не следует есть острые, кислые или сладкие блюда, курить, пить алкоголь и пользоваться духами. Однако, большое количество чая на голодный желудок может вызвать неприятные ощущения. На протяжении чайной церемонии гостю может быть предложено до 20 чашек чая. Когда каждая последующая заварка отличается от предыдущей, количество впечатлений, полученных за несколько часов церемонии, превысит впечатления от всего чая, выпитого до этого. Единственное участие в гунфу ча может перевернуть представление человека о чае.

Первое условие китайской чайной церемонии - хороший улун. Высококачественные улуны производятся только в Китае. Существует четыре вида улунов: южнофуцзяньские, северофуцзяньские, гуандунские (кантонские), и тайваньские. Самым известным сортом улунов считается южнофуцзяньский Тегуаньинь из уезда Аньси - чай железной бодхисатвы. Тегуаньинь обычно используется для ознакомления новичков с чайной церемонией, так как его насыщенный и долгий вкус и постепенно меняющийся аромат понятен всем. Тайваньские улуны слабой ферментации также подходят для знакомства с церемонией. Они обладают свежим ароматом, насыщенным цветом настоя и сладким вкусом. Многие материковые улуны настолько нежны, что без специальной подготовки сложно прочувствовать их прелесть. Опытный мастер поможет подобрать сорт улуна в зависимости от опыта и вкусов гостей.

Гунфу ча проводится только с неароматизированными улунами. Нет смысла проводить чайную церемонию ради наслаждения «ароматизаторами, идентичными…». Исключение составляют улуны с естественной ароматизацией лепестками цветов или крошкой женьшеня и молочный улун (Най Сян Цзинь Сюань), имеющий натуральный легкий молочно-сливочный аромат. Однако, настоящие любители чая признают только чистый улун без примесей. К сожалению, в супермаркетах невозможно найти чай для чайной церемонии. В лучшем случае, удастся купить хороший повседневный чай.

Улуны для чайной церемонии продаются в специализированных магазинах и чайных клубах. Свежий и качественный улун не может быть дешев, но цена - не единственный ориентир при выборе чая. Многие специализированные магазины и чайные клубы предлагают дегустацию чая и дают рекомендации по приготовлению понравившегося сорта. Чем выше сорт чая, тем больше полезных веществ он содержит, так как сырье для таких чаев выращивается высоко в горах, где нет вредного воздействия цивилизации. При приготовлении высокосортных улунов используется в основном ручной труд профессиональных сборщиков.

Следует учитывать, что при исследованиях полезных свойств чая, ученые часто не видят разницы между зеленым чаем и улуном и не принимают во внимание способ его приготовления. Высококачественный улун, приготовленный во время чайной церемонии, содержит множество витаминов, органических кислот, минералов, белков и прочих полезных веществ. После гунфу ча многие чувствуют легкость и прилив сил, что можно объяснить как угодно: мистическими свойствами чая или очищением крови от шлаков.

В чайной церемонии на втором месте по важности после чая находится вода. Китайские мастера использовали (и продолжают использовать) воду из горных источников. В средней полосе России тоже есть немало родников с вкусной водой, но чтобы использовать родниковую воду для приготовления чая нужна абсолютная уверенность в чистоте источника. Вода из колодцев не в почете у китайских мастеров гунфу ча, но в современных условиях колодезная вода бывает лучше водопроводной. Многие фильтры для очистки воды делают ее безжизненной, что также нехорошо для чайной церемонии. Чайные клубы обычно используют мягкую бутилированную воду.

Настоящий мастер способен приготовить улун даже в походных условиях, но для того, чтобы гости насладились не только вкусом и ароматом чая, но и демонстрацией чайного действа с точно рассчитанными движениями рук мастера, для гунфу ча требуется специальная посуда: сосуд для хранения чая, чайная доска с поддоном для сбора воды, спиртовка или горелка, чайник для подогрева воды, сосуд для знакомства с чайными листьями, заварочный чайник, ситечко, сосуд для разливания чая, чайные пары (пиала + высокая чашка), инструменты (ложка, игла, щипцы, воронка и кисточка), полотенце.

Во время китайской чайной церемонии от гостя требуется только вдыхать аромат и наслаждаться вкусом. Мастер будет рад ответить на интересующие вопросы, разделить эмоции и поддержать мысли, рожденные чаем. Японская чайная церемония намного сложнее, так как требует особого настроя и сосредоточения не только от мастера, но и от всех гостей. Во время японской церемонии чай размалывается в мелкий порошок, который взбивается в пену. Японская чайная церемония - это эстетизм примитивной простоты, однако для приготовления чая по-японски используется намного больше инструментов, чем в китайской традиции. Цель японской чайной церемонии - концентрация, очищение и стремление к внутренней гармонии.

Ольга Бородина

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»