Кредитная экспансия и кредитная рестрикция: отечественный опыт денежно-кредитного регулирования. Кредитная экспансия

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

В период с 1991 года по начало 1995 года Центральный банк Российской Федерации проводил политику кредитной рестрикции. Ставка рефинансирования была увеличена с 20 % по состоянию на 1.01.91 года до 210 % по состоянию на 15.10.93 года. В период с 29.04.94 года по 24.08.94 года осуществлялось плавное снижение ставки – до 130 %, - однако уже с 12.10.94 года Банк России вновь повышает ее до 170 %, а вскоре до 180 % и 200 % годовых (по состоянию на 17.11.94 и на 6.01.95 года соответственно). В указанный период (1991 – начало 1995 года) Банк России увеличивал норматив обязательных резервов. Так, по состоянию на 1.06.91 года норматив обязательных резервов составлял 2 %. Постепенно повышая указанный норматив, Банк России с 1.02.95 года вводит дифференциацию норм обязательных резервов в зависимости от сроков и валюты обязательств коммерческих банков: по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней – 22 %, по срочным обязательствам банков от 30 дней до 90 дней – 15 %, по срочным обязательствам свыше 90 дней – 10 %, по текущим счетам в иностранной валюте – 2 %.
В результате указанных жестких мероприятий главного банка по денежно-кредитному регулированию экономики были достигнуты следующие результаты:

Кроме того, они решили не переходить от долларов к колонам больших кредитов корпораций. Крупные бизнес-сектора обычно требуют долларов, но некоторые крупные корпорации говорят о колонизации долгов, поэтому мы будем говорить о том, чтобы не пройти процесс колонизации крупных долгов, и это еще один важный тормоз, - объяснил Альфаро.

В этом году ЦБ прогнозирует увеличение на 11, 2% в кредит частному сектору в национальной валюте и 3, 4% в иностранной валюте. Национальный банк является крупнейшим по кредитам в финансовой системе. Тем не менее, Альфаро пояснил, что индекс покрытия ликвидности в колонах, который использует Суджф для измерения ликвидности банков, является нормальным в Национальном банке.

Таблица 1.4.1

в течение 1991 – 1995 годов

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о значительном превышении ежегодного значения показателя индекса потребительских цен над соответствующим значением показателя прироста денежной массы, что свидетельствует о проведении денежно-кредитной политики, направленной на сжатие объема денежной массы. Мероприятия по денежно-кредитному регулированию, осуществляемые с целью сдерживания инфляции, поставленную перед ними цель реализовали, о чем свидетельствует динамика индекса потребительских цен.
С весны 1995 года Центральный Банк Российской Федерации реализует политику кредитной экспансии. Ставка рефинансирования была снижена со 195 % по состоянию на 16.05.95 года до 21 % по состоянию на 6.10.97 года. В этот же период изменяются нормативы обязательных резервов, о чем свидетельствуют данные таблицы: Таблица 1.4.2
Изменение нормативов обязательных резервов с 1.05.95 до 1.05.97 г.

Проконсультировавшись по этому вопросу, Габриэль Альпизар, управляющий казначейством Банка Коста-Рики, пояснил, что, несмотря на меньшую ликвидность, по-прежнему имеются достаточные ресурсы для кредитов. Несмотря на повышение ставок, мы не ощущаем жесткости ликвидности, мы этого не дышим. В долларах, даже достаточно, обменный курс нормализовался, и в последние дни Центральный банк прекратил вмешиваться. немного меньше ликвидности в колонах, но не сказать: «нет колонов», темпы выше, но есть колоны, - сказал Альпизар.

Это свидетельствует о явном замедлении темпов расширения кредитования, поскольку в июне рост в годовом исчислении составил 22, 6%. Ставки межбанковского звонка - процентные ставки, взимаемые между банками, - составляли 9% и составляли 35%, а ставки, взимаемые Письмами денежного регулирования, составляли около 14% из-за сильного спроса на песо. Это препятствовало банкам предоставлять кредиты компаниям и семьям.


Дата изменения

Резервные требования в зависимости от сроков обязательств коммерческих банков, %

норматива обязательных резервов

До востребования и до 30 дней

30-90 дней

Свыше 90 дней

По текущим счетам в иностранной валюте

1.05.95

20

14

10

1,5

1.05.96

18

14

10

1,25

1.06.96

20

16

12

2,5

1.08.96

18

14

10

5

1.11.96

16

13

10

5

1.05.97

14

11

8

6


Как свидетельствуют данные таблицы, нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций в рублях в анализируемом периоде несколько снижаются, но по счетам в иностранной валюте значительно – в 4 раза – повышаются.
В результате реализации указанных мероприятий были достигнуты следующие показатели:

Таблица 1.4.3
Динамика индекса потребительских цен и темпы ежегодного прироста денежной массы по агрегату М2 в течение 1996 – 1997 годов

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод об изменении соотношения динамики индекса потребительских цен и темпов прироста денежной массы по агрегату М2: темпы прироста денежной массы превышали темпы инфляции по анализируемому показателю. В целом в течение 1996-1997 годов продолжается положительная тенденция снижения темпов инфляции. Ситуация изменяется в 1998 году в результате августовского кризиса. Стараясь предотвратить кризис, Банк России, как орган денежно-кредитного регулирования, повышает ставку рефинансирования. Первоначально ставка увеличена до 28 % по состоянию на 11.11.97 года, затем до 42 % по состоянию на 2.02.98 года, после чего происходит хаотичное изменение ставки рефинансирования: в период с 11.07.97 года по 1.08.98 года ставка изменяется 10 раз, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения. В этот же период увеличиваются резервные требования по привлекаемым банками средствам в иностранной валюте: до 9 % по состоянию на 11.11.97 года и до 11 % по состоянию на 1.02.98 года. Несмотря на предпринятые меры, кризис предотвратить не удалось. Для снижения отрицательного влияния последствий кризиса 24.08.98 года Банк России вводит единый норматив по привлеченным кредитными организациями средствам в рублях и иностранной валюте в размере 10 %. Для Сбербанка России норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях снижен до 7 %, после чего уже через неделю – 1.09.98 года – резервные требования по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте для Сбербанка России и кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО-ОФЗ) в работающих активах составляет 40 % и более, снижается до 5 %; для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги в работающих активах составляет 20-40 %, резервные требования по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте установлены в размере 7,5 %.
Несмотря на реализацию указанных мер, Банку России не удалось предотвратить инфляционного скачка, при этом индекс потребительских цен за 1998 год составил 84,4 %, темпы прироста денежной массы по агрегату М2 – 20,9 %.
В посткризисный период Банк России продолжает реализовывать политику кредитной экспансии, постепенно снижая ставку рефинансирования. Однако при этом главный банк страны повышает резервные требования, вследствие чего одновременно действуют два инструмента денежно-кредитного регулирования различной направленности, что привело к следующим результатам: Таблица 1.4.4.
Динамика индекса потребительских цен и темпы
ежегодного прироста денежной массы по агрегату М2
в течение 1999 – 10 месяцев 2001 года

Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы: темпы прироста денежной массы превышают темпы инфляции по индексу потребительских цен. При значительном увеличении денежной массы (на 55,6 % за 1999 год и на 62,5 % за 2000 год) цены на потребительские товары увеличились на 36,5 % и 20,2 % соответственно. Положительная динамика снижения темпов инфляции отмечается и в 2001 году. Следовательно, произошедшее увеличение совокупного объема денежной массы не привело к развитию инфляционных процессов, в чем также проявляется регулирующая роль главного банка страны.

С другой стороны, обменный курс в рассматриваемый период увеличился на 5%, что по «финансовому эффекту» уменьшает оценку кредитов в национальной валюте, выраженную в долларах. В июне доллар упал на 6% в годовом исчислении. Учитывая первые девять месяцев года, рост кредитного портфеля составил 3, 4% для всей системы, и половина учреждений сократила свои кредиты в этот период. В этот период обменный курс увеличился на 14%, что может объяснить часть низкого роста долларового измерения.

Самые низкие суммы соответствуют Национальному и Банковскому наследию. Самый высокий рост среди частных был в Наследии, за которым следуют Банды. За первые девять месяцев года общесистемные депозиты выросли на 6, 5%. Структура банковского сектора и недавний цикл расширения кредитования: роль федеральных государственных банков.

Страница 1

Денежно-кредитная политика государства - это совокупность действий, предпринимаемых государством в области регулирования денежного обращения и кредита.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

Операции на открытом рынке, т. е. сделки с государственными облигациями (покупка их у банков и населения - приводит к росту денег в обращении; продажа банкам и населению - снижает объем денежной массы);

Особо следует отметить антициклическую роль государственных банков на кредитном рынке в дополнение к их важности в разработке некоторых долгосрочных финансовых линий, таких как финансирование инвестиций, кредитование сельского хозяйства и жилищный кредит.

В этом документе подчеркивается антициклическая роль таких банков на бразильском рынке, а также их решающая роль в развитии долгосрочного финансирования в бразильской экономике. За последние 15 лет бразильский банковский сектор претерпел глубокие изменения. С окончанием высокой инфляции, после успешной реализации Реального плана, индустрия испытала процесс консолидации, в котором благодаря слияниям и поглощениям было видно не только увеличение концентрации, но и снижение важности государственных банков как с точки зрения количества учреждений, так и с точки зрения доли рынка.

Изменения резервных норм коммерческих банков (увеличение резервных норм ведет к уменьшению количества денег в обращении; уменьшение обязательных резервов увеличивает количество денег);

Изменения учетной ставки (учетная, или дисконтная политика), т. е. процентной ставки, по которой центральные банки взыскивают платежи по кредитам коммерческим банкам (повышение ставки ограничивает предложение денег; уменьшение - сокращает).

Иными словами, в рассматриваемый период наблюдалась инволюция финансового развития бразильской экономики, отчасти связанная с макроэкономической нестабильностью этого периода. Что касается структуры сектора, то процесс сокращения участия государства в финансовом секторе отменяется с увеличением участия государственных банков в общем объеме кредитов, предоставленных бразильской банковской системой.

Этот последний период представляет особый интерес для анализа, проведенного в этой статье. Основное внимание в исследовании уделяется постиндустриальному периоду, особенно в недавнем после кредитном буме. Для этого эта статья структурирована в пяти разделах, включая это введение. В разделе 2 кратко анализируется эволюция бразильского пост-реального банковского сектора с акцентом на меры по реструктуризации банков, принятые правительством. В третьем разделе представлена ​​нынешняя структура бразильского банковского сектора с точки зрения состава капитала, а также анализ вопросов, связанных с экономией масштаба и банковской концентрацией.

Кроме этого применяется прямое регулирование государством величины процентной ставки и установление для коммерческих банков лимитов кредитования.

Денежно-кредитная политика является основным инструментом регулирования государства, по мнению экономистов монетаристской школы. Данное направление сформировалось в качестве своеобразного протеста против кейнсианства, ибо в качестве основного инструмента воздействия на экономику монетаристы считают деньги, которые практически не присутствуют в многочисленных кейнсианских моделях. Идейные источники монетаризма необходимо искать «в количественной теории денег, на которой основывалась классическая денежная теория»1.

Раздел 4 посвящен анализу детерминант и характеристик недавних кредитных событий в Бразилии, в которых особое внимание уделяется, в частности, крупным федеральным государственным банкам в недавнем кредитном цикле. В пятом разделе приведены выводы, сделанные в этой статье.

Бразильский банковский сектор является крупнейшим и наиболее сложным в Латинской Америке. Одна из причин этой сложности связана с развитием Бразильской платежной системы, вызванной высокой инфляцией. Первый этап, начатый после создания Реального плана, был отмечен дискреционным использованием Центрального банка Бразилии во вмешательстве финансовой системы и ликвидацией институтов, что привело к сокращению числа финансовых учреждений и последующей банковской концентрации. В результате вмешательства агенты значительно увеличили свое предпочтение ликвидности, что привело к «объединению ликвидности» на межбанковском рынке и увеличение стоимости краткосрочных кредитов.

По мнению лидера монетаристов М. Фридмена, денежно-кредитное регулирование оказывает существенное воздействие на цикличность экономических процессов, причем это воздействие проявляется с некоторым временным лагом. Так, колебания денежной массы приводят и к «пикам» цикла, опаздывающим на 16 месяцев, и к кризисам, опоздание которых равняется одному году.

Второй этап характеризовался модернизацией и адаптацией бразильских банков к международным предписаниям, установленным Базельскими соглашениями. В дополнение к правилам мониторинга и контроля рисков финансовых учреждений был создан Центр кредитных рисков, целью которого было определить потенциал каждого учреждения для риска.

Эти программы призваны обеспечить большую защиту интересов вкладчиков в финансовых учреждениях и разрешить передачу контрольного пакета акций проблемным банкам. По сути, Союз призвал государства сократить свои акции через контролируемые банки, при этом 100% стоимости корректировки во всех случаях. В случае приватизации полученные доходы должны использоваться для амортизации федерального финансирования. При условии простой санитарии, в свою очередь, это значение ограничивалось 50% потребностей в ресурсах.

М. Фридмен рекомендует совсем отказаться от последовательной денежно-кредитной политики, все равно приводящей к циклическим колебаниям и придерживаться тактики постоянного наращивания денежной массы, причем эмпирически американский ученый пришел к выводу, что оптимальный прирост денег в экономике должен равняться 4 % в год.

В результате в рамках программы было осуществлено восемь слияний и поглощений, окончательный результат которых изменил конфигурацию бразильского банковского сектора. Четвертый этап связан с вхождением в систему иностранных финансовых институтов, что вызвало значительные изменения в банковской системе, что привело к более эффективному поиску эффективности и стимулированию банковской конкуренции. Для этого он подчеркнул, что приток иностранного капитала является важным вектором для стимулирования операционной эффективности в результате увеличения финансового потенциала иностранных банков, что положительно сказывается на стоимости услуг, предлагаемых населению.

Чтобы это правило действовало, считает М. Фридмен, требуется:

) определить запас денег, к которому оно относится;

) установить, как должна определяться норма прироста;

) установить, какие допущения необходимо сделать для внутригодовых или сезонных изменений.

Одной из причин кризиса в казахстанской экономике начала 90-х гг. многие авторы считают попытки импорта на казахстанскую почву некоторых монетаристских построений, например, жесткой денежно-кредитной политики, направленной на борьбу с инфляцией и бюджетным дефицитом. Однако сторонники реализации данной модели в Казахстане не учли отсутствие конгруэнтности западной и национальной экономики с ее специфическими региональными, отраслевыми и технологическими особенностями.

Резолюция № 212 устранила требование о том, чтобы минимальный капитал иностранного банка был в два раза больше, чем требуется национальному банку, соответствуя требованиям к капиталу, и размер капитала, скорректированный с учетом степени риска структуры активов.

3_Страница бразильского банковского сектора. Это снижение было в основном двумя моментами. 2_ Вопрос о концентрации банков в Бразилии и роли государственных банков. Важной особенностью банковской отрасли во всем мире является тот факт, что банковская деятельность сконцентрирована. Этот результат обусловлен наличием эффекта масштаба и масштаба, что позволяет банкам сократить свои издержки на единицу продукции. Наличие эффекта масштаба означает, что крупные банки имеют более низкие предельные издержки производства, чем небольшие банки.

Основными типами денежно-кредитной политики выступают:

) кредитная экспансия (политика дешевых денег) - политика, направленная на стимулирование кредитных отношений в стране и денежной эмиссии;

) кредитная рестрикция (политика дорогих денег) - ограничение эмиссии и кредитования.

Политика дешевых денег используется в условиях циклического уменьшения объемов производства и растущей безработицы. Центральный банк прибегает к приобретению ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) у населения и коммерческих банков, понижает резервную норму и понижает учетную ставку процента (или ставка рефинансирования, т. е. ставка, по которой государственный банк взыскивает платежи по кредитам, выданным коммерческим банкам).

Сфера экономики, в свою очередь, подразумевает, что несколько банков с разными продуктами более эффективны, чем «финансовые бутики». В частности, с учетом бразильского банковского рынка Сильва и Хорхе Нето, основанные на выборке из 59 крупных банков, проанализировали возникновение доходности шкалы за этот период. Найденные оценки показывают, что эффект масштаба зависит от размера банка.

Даже с учетом того, что у бразильского банковского сектора есть место для сокращения издержек и увеличения производства, наличие эффекта масштаба является важной переменной для объяснения концентрации банков, а также дает хорошие объяснения относительно текущего слияния и приобретение в бразильском банковском секторе. С одной стороны, слияния и поглощения делают банки менее уязвимыми для изолированных потрясений или позволяют банковской системе стать более защищенными от необычных потрясений, поскольку крупные банковские конгломераты, как правило, более разнообразны, с другой стороны, они повышают риск кризисов системные расстройства.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»