Сообщение на тему чайная церемония в японии. Как проходит традиционная японская чайная церемония

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Японское чаепитие – это не просто традиция, это целый ритуал , который люди постигают многие годы в специальных школах. Смысл японского чаепития заключается, главным образом, не в дегустации напитка — это больше похоже на медитацию и попытку обрести гармонию не только в себе, но и с другими людьми. Сегодня рядовой японец может назвать следующие сорт чая: гекуро (наивысший сорт зеленого чая), сэнтя (высший сорт зеленого чая), бантя – зеленый чай более низкого качества, кукитя – низший сорт зеленого чая, который пьют только холодным, котя – все многообразие видов черного чая, и наконец, матя – стертый в порошок гекуро, который используется, как правило, в чайной церемонии.

Японская чайная церемония уходит своими истоками в VIII век, когда китайский чай был впервые привезен в страну восходящего солнца. Позже, в XIII веке чаепитие начало приобретать церемониальные черты благодаря активно распространявшемуся в то время дзен буддизму, пока двумя столетиями позже монах Сюко не оформил эти черты в особые принципы. По его мнению, чайная церемония должна была быть максимально естественной и простой, то же касалось убранства дома и использованной утвари, а отношения между хозяином и гостем должны быть сведены к взаимному пониманию без слов.

Он оставил после себя основные правила чайной философии:

  • гармония, единение человека с миром, ничто не должно нарушать атмосферу чайной церемонии, нет здесь ни одного лишнего предмета или цвета.
  • Почтительность, взаимоуважение, преодолевание в себе чувства превосходства над другими
  • Чистота в чувствах и мыслях,
  • Спокойствие, уравновешенность, безмятежность в душе и на лице.

Церемония по сути является формальной встречей мастера и его гостей не только для распития чая, но и светской беседы и отдыха. Церемонию нельзя проводить в обычном доме – действо должно разворачиваться в особом домике для чаепития, который называется тясицу. Тясицу воплощает в себе основу чайной церемонии - естественность и простоту, поэтому эти домики состоят обычно из одной комнаты с несколькими окнами, простыми глиняными стенами и бронзовым очагом. Посуда, используемая во время ритуала, также отличается простотой: простые керамические чаши, потемневший медный чайник, ящик для заварки, бамбуковые ложки.

Сама церемония чаепития проходит в несколько этапов: сначала гости собираются и готовятся к ритуалу, проходя по каменной дорожке через чайный сад к чайному домику. На пути к тясицу гости созерцают причудливые камни и растения и настраиваются на особый лад. После этого гости умываются и переступают через порог тясицу, предварительно сняв обувь. Хозяин, проследовав за гостями, угощает своих посетителей легкими и красивыми закусками, после чего гости снова покидают домик, чтобы немножко погулять и подготовиться к самому важному элементу церемонии. По возвращении всех начинается заваривание зеленого чая. После долгого ритуального приготовления гости наконец начинают пить чай, беседуя с хозяином о прекрасном: о красоте цветочной композиции, изречении, написанном на специальном свитке, о чаше с чаем и, наконец, о самом чае. Весь этот ритуал как ничто другое отражает японский характер и отношение к жизни. Поэтому, будучи в Японии, обязательно посетите традиционную чайную церемонию и прочувствуйте дзен на себе.

Япония - страна удивительных традиций, кулинарных шедевров, восхищающих туристов всего мира. Одной из самых зачаровывающих особенностей этой культуры является японская чайная церемония. Это настоящее искусство приготовления и питья чая, красивый ритуал, который нужно обязательно увидеть хотя бы раз в жизни. Чайная церемония в Японии стала частью жизни, традицией, заложенной еще в давние времена, но сохранившейся до наших дней. Поэтому она привлекает тех, кто желает прикоснуться к одному из самых ценных ритуалов этой страны.

Немного истории

История чайной церемонии берет свое начала в средних веках. Чай появился в Японии в VIII веке. Считается, что привезли его буддийские монахи или путешественники. Чай выращивали на территории монастыря и преподносили Будде. Его использовали во время медитаций и религиозных мероприятий. Именно буддийские священники зародили традиции чайной церемонии в Японии.

Стали проводиться турниры по угадыванию лучших сортов этого напитка. Среди простых людей проводились чайные собрания, на которых пытались познать эстетику этого процесса. Сама чайная церемония была придумана Муратом Дзюко. Он добавил к этому искусству философию и язык жестов. Это были попытки уйти от мирской суеты к умиротворению и тишине.

Особенности ритуала

Японская чайная церемония - это не просто технология приготовления и употребления чая. Это множество составляющих, которые должны сопровождать этот ритуал. Чайный домик для проведения церемонии, по замыслу основателей, должен был представлять собой маленькую крестьянскую хижину с соломенной крышей. Позднее он был усовершенствован последователями учения. Искусство чайной церемонии в Японии предполагает использование специальной керамической посуды, изготовленной местными мастерами.

Вокруг чайного домика расположен сад, созданный по определенным принципам. Также был разработан этикет для участников церемонии, темы и характер бесед, которые должны быть непринужденными и создавать атмосферу умиротворения и отрешенности. К чайному домику ведет каменная дорожка. Вокруг расположено множество камней, поросших мхом, и фонари. В саду преобладают кипарисы, вечнозеленые кустарники, сосны и бамбук. Все должно навевать мысли об отрешенности и спокойствии.

Чайный домик

Это один из важных элементов церемонии. Домик состоял из одной маленькой комнаты. Дверь представляла собой узкий вход не более 60 сантиметров в высоту и ширину. Один из принципов ритуала предполагает равенство всех входящих, и каждый должен при входе согнуться, независимо от положения. Такой вход не давал пронести в домик оружие, и все мечи оставались снаружи. Внутри нет места мирской суете, здесь все прекрасно.

Главной составляющей сооружения является ниша, где находится свиток с живописью, курильница с благовониями и букет цветов. Эта ниша расположена напротив входа и сразу привлекает внимание. Несколько окон разных размеров позволяют проникать свету ровно настолько, чтобы обеспечить оптимальное освещение. Сквозь них можно любоваться красотами сада.

Развитие ритуала

С каждым годом последовательность действий и манеры поведения становились усовершенствованными. Входя в пределы чайного сада, гости погружались в атмосферу тишины и спокойствия, оставляя все проблемы за воротами. Перед входом в домик принято снимать обувь и оставлять ее у порога. В полном молчании все входят внутрь и рассаживаются, проникаясь тишиной и красотой атрибутов. Через некоторое время выходит хозяин церемонии и, поклонившись гостям, усаживается напротив, возле очага.

Атрибуты чаепития

Чайная церемония в Японии - это неспешный ритуал, помогающий расслабиться и предаться медитации. Для ее проведения используют особые предметы - настоящие произведения искусства. Главными аксессуарами являются: шкатулка с чаем, деревянная ложка и чашка. Над огнем висит котелок с водой. Каждый предмет имеет определенное эстетическое и философское значение. Это не просто ритуал - это принципы, постижение великого смысла жизни. Поэтому все атрибуты имеют большое значение.

Чайная церемония

Хозяин церемонии должен насыпать в чашку зеленый чай и залить его кипятком. Все жесты должны быть неторопливыми, без суеты. Затем четкими движениями масса взбивается при помощи бамбукового веничка. Чайный порошок должен полностью раствориться и превратиться в пену. Все это время гости наблюдают за процессом и вслушиваются в ритмичные движения. Далее чаша передается самому почетному гостю, и тот делает первый глоток, отпивая чай. Все делается медленно, без нарушения общего спокойствия.

Затем чаша отдается обратно хозяину церемонии. После этого она передается из рук в руки, чтобы каждый участник мог ощутить структуру и теплоту глиняной поверхности. Далее начиналась неторопливая беседа. Говорить следовало о красоте свитка и букета, расположенных в нише, о свойствах чаши для чаепития. Проблемы и повседневные дела остаются за пределами чайного домика и сада. Вся церемония проходит в три этапа. Первый - это прием пищи. Далее следует питье густого чая, то есть ритуал, описанный выше. Затем идет питье жидкого чая.

Принципы церемонии

Чайная церемония в Японии имеет четыре основных принципа. Их сформулировал основатель, Мурат Дзюко. Первый принцип - это гармония («ва»). Она должна присутствовать в движениях и мыслях. Второе - это почтительность («кэй»), которая сопровождает всю церемонию.

Третий принцип - это чистота («сэй») действий и мыслей. Последнее - это тишина и покой («сэки»). Чайная церемония в Японии проводится в тишине, спокойной обстановке, где ничто не нарушает размеренного течения жизни. Тишина и покой подразумевают и просветленное одиночество.

Принцип гармонии

Самой главной целью любой чайной церемонии является достижение гармонии. Участники должны отрешиться от земных проблем, забот и мыслей. Во время церемонии нет различий между людьми и их происхождением. Все объединяется, и достигается гармония. Это основа и всей культуры этой страны. Гармония помыслов, не связанных с житейскими трудностями. Участники ведут беседу о красоте, вещах, касающихся самой церемонии, и достигают единства в своих желаниях, действиях и мыслях. Это и есть цель и смысл проведения таких мероприятий.

Принцип почитания

Этот принцип основан на проявлении терпимости и уважения по отношению к старшему поколению или к другим участникам церемонии. Он лежит и в основе воспитания, которое прививают японцам с детских лет. Поэтому в этой стране уровень почитания пожилых людей, старших по званию и по возрасту самый высокий. Участники ритуала должны контролировать свои ощущения и чувства и быть тактичными по отношению к другим людям, сидящим в чайном домике.

Принцип чистоты

Этот принцип подразумевает душевную и физическую чистоту. Намерения каждого участника должны быть самыми светлыми. Не должно быть никаких злых или корыстных намерений. Участники обязаны быть чисты как духом, так и телом. Согласно поверьям, такие люди будут иметь хорошее здоровье и множество благ.

Принцип покоя и тишины

Последний принцип подразумевает полное спокойствие духа и умиротворение. Каждый гость должен спокойно воспринимать всю церемонию, сдержанно и без раздражения. Чайная церемония, фото о которой оставят самые лучшие воспоминания, создана, чтобы объединить людей и привести их к покою и умиротворению. Во время ритуала сохраняется дружественная обстановка, вежливое и тактичное отношение между всеми участниками.

Выбор гостей

Хозяин церемонии занимается выбором гостей. Самое главное для него - это определение самого почетного участника. Этот человек должен знать традиции чайной церемонии и все правила ее проведения. Главный гость является примером для остальных участников.

Его извещают о проведении церемонии как минимум за неделю. После этого он дает свое согласие или отказывается участвовать в этом действии. Главный гость вместе с хозяином занимается подбором остальных участников. Устроитель церемонии присылает ему список, из которого надо отобрать пять человек, или обсуждает этот вопрос при личной встрече. Когда участники церемонии отобраны, всем рассылаются приглашения. Сегодня для этих целей используют телефон. Раньше все было намного сложнее и более изысканно. В ответ каждый гость был обязан лично посетить устроителя праздника или прислать ему письмо с благодарностью.

Одежда для чайной церемонии

Одежда для этого ритуала подбирается в зависимости от типа события. Для формального торжества мужчины надевают кимоно из шелка. Поверх него идет черная накидка с нарисованным белым знаком. Также надевают широкие штаны (хакаму) и белый пояс (таби). Требования к женской одежде более строгие. Главным из них является скромность одежды. Она не должна быть ярких и вызывающих цветов. Обычно участники церемонии приносят с собой салфетки. Их необходимо положить за отворот кимоно. Также у них должен быть маленький и большой платок и заостренная деревянная палочка. Это необходимые для проведения аксессуары.

Разновидности чайной церемонии

Чайная церемония, фото которой можно увидеть в данной статье, подразделяется на шесть типов. Церемония, совершаемая при луне, заканчивается не позднее четырех часов утра. Порошковый чай заваривают в ходе самого чаепития. Он должен быть очень крепким. Ритуал, проводимый на восходе солнца, заканчивается не позже шести часов утра. Существует утренняя чайная церемония в Японии. Кратко - это чаепитие после шести утра.

Послеобеденный ритуал проводят после часа дня. Из еды здесь подают только пирожные. В шесть часов вечера начинают вечернюю церемонию. Существует еще и специальная церемония, которую проводят по особым случаям. Например, в честь какого-то памятного события. Самая распространенная - это послеобеденная церемония. У каждого ритуала есть свои особенности. Они не заметны для обычного обывателя, но знатоки чувствуют тонкие нюансы различных церемоний.

Чай для церемонии

Отдельно следует сказать о чае, который используют для проведения чайных мероприятий. Кроме посуды, обстановки, участников, главным составляющим всего ритуала является чай. Изначально он доставлялся из Китая. Со временем японцы научились культивировать и выращивать свои сорта чая. Их отличие от напитка китайского, индийского или цейлонского происхождения очень существенное. Поэтому для проведения настоящей церемонии следует выбирать только чай, выращенный в этой стране. Вот так проходит чайная церемония в Японии, фото которой вызывают желание посетить это действо. Но лучше всего увидеть этот ритуал наяву и прочувствовать всю его красоту и гармонию.

Японцы пьют в основном зеленый чай, реже - желтый. Желтые чаи заваривают по-китайски, в гайвани, настаивая не более 2 минут. Зеленые чаи пьют и в обычном, листовом виде, и в виде порошка. Во втором случае чайные листья перед завариванием перетираются в фарфоровой ступке. Нормальным количеством заварки на 200 г воды считается 1 чайная ложка порошка (или 1,5-2 ложки листового чая). Чай заваривают в фарфоровых шаровидных чайниках, нередко, по китайскому обычаю, с ситечками для заварки. Температура воды для заваривания чая не превышает 60°C, время заваривания не превышает 4 минут. В таких условиях чай не может полностью экстрактироваться, но зато в напитке сохраняется максимум аромата, который более всего и ценят в нем японцы. Чай имеет слабый, бледно-зеленый цвет. Японские чашки обычно не имеют ручек и очень малы - их объем не превышает 50 мл. Чай из них пьют очень медленно, маленькими глотками, без сахара или иных добавок.

Чай в Японии сопровождает каждый прием пищи. Его пьют перед едой и после еды, обычно им запивают рис. Кроме повседневного чаепития, чай пьют во время японской чайной церемонии. В таких случаях готовится особый, церемониальный чай. Листья растираются в мельчайший порошок, который заваривается из расчета приблизительно 100 г чая на 500 мл воды. Полученный напиток имеет консистенцию жидкой сметаны, он очень терпкий и чрезвычайно ароматный.

В отличие от китайцев, считающих, что чай можно пить только горячим, японцы охотно пьют также холодный зеленый чай.

Японская чайная церемония

Чайная церемония(яп. - тя-но ю) - специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

История

По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII-VIII векам нашей эры. Чай был завезен в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком - его пили во время медитаций и подносили Будде. По мере того, как дзен-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать все большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая. В XII веке монах Эйсай способствовал введению питья чая при дворе, представив сегуну Минамото но Санэтомо книгу «Кисса Едзеки» о сохранении здоровья с помощью чая. К XIII веку питье чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем из монастырей в аристократическую среду проникла практика «чайных турниров» - собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. В простом народе, среди крестьян и горожан также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, и представляло собой просто собрание для совместного употребления напитка за неторопливой беседой.

По образцу китайской сунской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Первоначальная форма ритуала была разработана и введена монахом Дае (1236-1308). У Дае обучились первые чайные мастера - также монахи. Веком позже священник Иккю Содзюн (1394-1481), настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко). Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил ее проведению сегуна Асикага Есимицу, дав, таким образом, традиции «путевку в жизнь» - как и в большинстве стран, в Японии все, что принималось в обычай у правителя, тут же входило в моду у подданных.

Мурата следовал положенной в основе церемонии идее «ваби» - стремлению к простоте и естественности, отчасти, в противоположность пышности и роскоши самурайских «чайных турниров». Он объединил четыре основных принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»). Дальнейшее развитие чайной церемонии обеспечил Дзео Такэно (1502-1555). Он начал использовать для церемонии специальное строение - чайный домик (тясицу), которому, в соответствии с принципом «ваби», был придан вид крестьянского дома с соломенной крышей. Он же ввел в употребление в церемонии керамическую посуду грубой работы.

Ученик Дзео Такэно, выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591), доработал чайный домик и ввел в практику создание сада (тянива) и каменной дорожки (родзи), ведущей через сад к домику. Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии, последовательность действий участников и даже определил, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создавать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте. Нововведения, сделанные Рикю, придали новое значение «саби» - принципу изысканности и красоты, также воплощенному в чайной церемонии. Обстановка церемонии направлялась на то, чтобы показать не явную, яркую, бросающуюся в глаза, а скрытую красоту, таящуюся в простых вещах, неярких красках и тихих звуках. Таким образом, к XVI веку чайная церемония из простого коллективного чаепития превратилась в мини-спектакль, который в целом рассматривался как одна из форм духовной практики и в котором каждая деталь, каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония - искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

Судьба Сэн-но Рикю сложилась трагически: его эстетические принципы входили в противоречие с вкусами Тоетоми Хидэеси, предпочитавшего пышные, богатые приемы и драгоценную чайную утварь (для него в 1585 году была даже построена огон тясицу - чайная комната, покрытая золотой фольгой, все чайные принадлежности в которой были из чистого золота), и в 1591 году чайный мастер был вынужден по приказу повелителя совершить ритуальное самоубийство. Тем не менее, чайная церемония развивалась в русле принципов, выработанных Сэн-но Рикю, и ведущей школой чайной церемонии стала основанная им школа Сэнкэ. Большую роль в укреплении позиций школы сыграл внук Рикю, Сэн Сотан (1578-1658), ставший третьим по счету иэмото школы. Сыновья Сэна Сотана возглавили три ветви школы Сэнкэ: Омотэ Сэнкэ, Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ.

Чайная церемония распространилась во всех слоях японского общества. К началу XVIII века в Японии сформировалась целая система чайных школ, впрочем, все они были ответвлениями школы Сэнкэ. Во главе каждой школы стоял иэмото - руководитель и старший из чайных мастеров, который управлял школой и аттестовал мастеров, прошедших в ней обучение. Главной задачей иэмото считалось поддержание неизменности канонизированной традиции чайной церемонии. В школах был разработан необходимый комплекс упражнений, предназначенный для выработки навыков чайного мастера. Естественно, там обучались всему, что связано с организацией и оформлением церемонии, с приготовлением чая, с поддержанием подобающей беседы и созданием нужного настроения.

Страна Восходящего Солнца славится своими необыкновенными традициями и обычаями. Чайная церемония в Японии по праву считается культурным достоянием и уникальной , которая имеет богатые корни и характерные особенности. Наверно, ни в оной другой стране так трепетно не относятся к чаю, как это делают в Японии.

Первоначально чайная церемония представляла собой одну из наиболее распространенных форм медитации у монахов-буддистов. С течением времени она стала неотъемлемой частью японской культуры. По своей сути чайная церемония представляет собой встречу чайного мастера и его гостей для теплой беседы и совместного времяпрепровождения, сопровождающегося чаепитием. Конечно же, данный обычай проводится с использованием соответствующей атрибутики в специальном чайном домике (тясицу). Располагается он, как правило, в уютном уголке специально созданного сада.

Искусство чайной церемонии

Искусство чайной церемонии в Японии проникнуто философией буддизма и предназначено для обретения душевного спокойствия. Как и большинство других элементов японской культуры и религии, искусство чаепития отражает японский колорит и их образ жизни. Соответствующие предметы и атрибутика, жесты и поведения людей-участников церемонии, а также символика чайной церемонии в Японии – все это передается из поколения в поколение.

Посреди комнаты в чайном домике квадратная выемка, в которой на специальном поддоне тлеет древесный уголь. Сверху стоит котелок с горячей водой. Гости рассаживаются по обе стороны на специальных подушках (дзабутонах). Во время традиционного чаепития имеет значение каждая деталь. Так, например, ни в коем случае нельзя сидеть, скрестив ноги – это считается признаком дурного тона и проявлением неуважения к мастеру чайной церемонии. Правильно – сидеть на собственных пятках, подложив под колени дзабутон.

Особенности проведения чайной церемонии

Хозяйка чайного дома или мастер с поклоном подает гостям пиалы с ароматным чаем. Она наливает кипяток в фарфоровую посуду специальным деревянным черпаком, после чего ополаскивает пиалу и вытирает салфеткой. Затем в чайную посуду кладется маленькая щепотка церемониального зеленого чая «Тен-ча», которая впоследствии заливается кипятком. Для правильного заваривания японского чая используется специальная бамбуковая кисточка, при помощи которой взбивается непосредственно вся смесь до консистенции густой сметаны. При этом, пена должна подняться до самых краёв фарфоровой пиалы.

Интересные факты о чайной церемонии в Японии:

  • В церемонии принимает участие не более пяти человек, и общество подбирается с особой щепетильностью.
  • Для участия в церемониальном чаепитии все гости должны надеть специальную одежду.
  • Перед самым началом все присутствующие собираются у входа в чайный домик для того, чтобы настроиться на возвышенный лад и отбросить в сторону суетливые мысли и будничный настрой.
  • Японская чайная церемония может продолжаться несколько часов.

Традиционная техника, символика и атрибутика, философия чайной церемонии – все это передается из поколения в поколение. Более того, в Японии существуют специальные учебные заведения, в которых можно пройти курс обучения этому искусству.

Современная чайная церемония в Японии

На сегодняшний день существует шесть разновидностей чайной церемонии: в ночное время, на восходе солнца, рано утром, после обеда, вечерняя и специализированная.

Отдельного внимания заслуживает специальная чайная церемония, которая является единственной в своем роде. Она проводится исключительно по особо важным случаям, накануне важного мероприятия или во время подготовки к неординарным событиям, то есть тогда, когда всем участникам необходимо полноценно расслабиться, упорядочить свои мысли и обрести умиротворение. Так, например, несколько столетий назад специальная чайная церемония являлась неотъемлемой частью подготовки к ритуальному самоубийству. Безусловно, в этом случае мастер должен быть человеком с сильными внутренними качествами – ведь ему предстояло укрепить в своем госте намерение совершить такой мужественный поступок.

На сегодняшний день искусство чайной церемонии в Японии представляет собой метод достижения смысла в жизни. Обстановка в чайном домике и за его пределами, специализированная одежда и жесты, фарфоровые пиалы и даже ковшик для японской чайной церемонии – все это подчинено единому смыслу и несет в себе философские взгляды на жизнь.

Принять участие в чайной церемонии – значит проникнуться культурой Японии и ее непревзойденным колоритом. С помощью такой, на первый взгляд, нехитрой процедуры можно по-настоящему расслабиться, отвлечься от повседневных забот и по-настоящему насладиться умиротворением и спокойствием. Чайная церемония в Японии – это буддистская философия в своем истинном проявлении.

Пожалуй, одной из самых захватывающих и известных церемоний, связанных с Японией является тя но ю (chanoyu, 茶の湯), чайная церемония, которую также иногда называют садо («путь чая», sado, 茶道). Существует не так много церемоний, которые были бы настолько отточены и выверены. Сложная и в то же время предельно простая, одновременно незамысловатая и преисполненная глубокого смысла, чайная церемония может служить метафорой не только самурайскому идеалу, но и всей Японии.


Краткая история

Чай приобрел популярность в Японии в период Камакура благодаря стараниям монаха Эйсая (1141-1215). Примерно пятидесятью года ми позднее буддийский монах Даё (1236-1308) вернулся из путешествия в Китай и привез с собой знания о китайской чайной церемонии в той форме, в которой она практиковалась в буддийских монастырях. Искусство проведения церемонии практиковалось и оттачивалось монахами, пока священник Сюко (1422-1502) не продемонстрировал его сёгуну Асикаге Ёсимасе. Почитавший различные искусства Ёсимаса одобрил церемонию, и с этого момента она стала распространяться за пределами храмов.


Неудивительно, что в начале чайная церемония являлась времяпрепровождением знати, так как чай в то время в основном употреблялся высшими слоями общества. Изменения начались с появлением мастера Сен-но Рикю(1522-1591). Рикю изучал чайные традиции с ранних лет и впоследствии оказал большое влияние на дальнейшее развитие эстетики японской чайной церемонии. Стиль церемоний Асикага был приспособлен для знати, в нем использовались искусная китайская посуда, а сама церемония проводилась таким образом, чтобы не оскорбить никого из важных гостей. В своем видении церемонии Рикю стремился к минимализму: заменил дорогую утварь на более практичную, а вычурные и зачастую безвкусные чайные домики знати - на маленькие и простые, называемые Sôan. Единственным путем внутрь такого домика была маленькая дверь нидзиригути. Любой желавший пройти в неё должен был наклониться, независимо от своего статуса, что способствовало созданию духа равенства. Также дверь служила символическим рубежом, отделяющим пространство спокойствия и тишины чайного домика от суеты внешнего мира. Рикю видел чайную церемонию как мероприятие вне социальных и политических событий.

В 1579 году Сэн-но Рикю стал мастером чайной церемонии у Оды Нобунаги, который с большим интересом изучал чайные традиции и коллекционировал дорогие и редкие предметы для чайных церемоний. После смерти Нобунаги тремя годами позднее, он стал проводить церемонии у Тоётоми Хидэёси и достиг статуса наиболее авторитетного мастера в области чайных церемоний. Хидэёси высоко ценил мастерство Рикю, однако Рикю не одобрял цели, для которых Хидэёси использовал церемонию - в качестве форума для обсуждения государственных дел. Рикю считал, что такой подход нарушает, если не уничтожает полностью гармонию церемонии. Так или иначе, по причинам, неизвестным доподлинно, Хидэёси приказал Рикю совершить сепукку, однако искусство проведения чайных церемоний продолжило развиваться в соответствии с принципами, сформулированными Рикю.

Краткое описание

Обычно чайную церемонию проводят в специальной чайной комнате, тясицу. Гости входят через нидзиригути. Чайная комната планируется таким образом, чтобы первым, что видит входящий, был свиток какэмоно в нише токонома. Как правило, на свитке каллиграфически выводится какое-либо высказывание. Свиток тщательно подбирается в зависимости от настроения или времени года, и гости ненадолго задерживаются перед ним, прежде чем занять место у очага в центре комнаты.


После гостей входит хозяин, обменивается с гостями поклоном и садится напротив них. Пока вода закипает, гостям подается кайсеки - легкая еда, которая должна не только быть вкусной, но и красиво выглядеть. Эта еда не предназначена для насыщения, её главная роль в процессе - эстетическая. Подается немного саке и сладостей вагаси. После этого гости ненадолго выходят, а хозяин совершает необходимые приготовления и меняет свиток на тябана - композицию цветов или веток. Когда все готово, гости возвращаются, и церемония переходит к самой важной части.

Вначале посуда символически очищается, и хозяин приступает к приготовлению густого зеленого чая. Гости в молчании внимательно наблюдают за его действиями. Разговоры во время церемонии не приветствуются и считаются невежливыми. Чай засыпается в чашу с небольшим количеством воды и размешивается до образования однородной массы. Затем в чашу добавляется ещё кипяток, чтобы довести чай до нужной консистенции. Хозяин передает чашу гостям, и те по очереди отпивают из нее, что символизирует единение присутствующих. Затем хозяин вновь передает чашу гостям, но уже пустую, чтобы они могли внимательно её рассмотреть.

После этого хозяин готовит чай в чашках для каждого гостя. На этом этапе гости начинают беседу, предметом которой может быть свиток с изречением, тябана, чай, посуда или что-либо другое, обязательно связанное с церемонией. Когда церемония завершается, хозяин выходи первым, чтобы гости могли еще раз оценить комнату и все предметы в ней. Пока гости выходят, хозяин стоит снаружи и кланяется уходящим. После этого он возвращается в чайную комнату, восстанавливая в памяти прошедшую церемонию, а затем убирает все предметы, чтобы комната приняла в точности такой же вид, как и до начала церемонии.

В чайной церемонии обычно используется два вида чая: койтя, более густой, немного горьковатый, он считается более «формальным» напитком, и усутя, более легкий и «неформальный». Койтя подается первым, его гости понемногу отпивают из общей чаши. Усутя используется в следующей части церемонии, его гости пьют из индивидуальных чашек. Чашки могут иметь самый разный вид и нередко подбираются в зависимости от времени года. Зимние чашки более глубокие, чтобы дольше сохраняли тепло, а летние мельче и шире, чтобы чай быстрее остывал.

На протяжении всей церемонии хозяину и гостям следует стремиться к состоянию спокойствия и безмятежности. Как сказал священник Такуан, когда писал о чайной церемонии: «делайте всё с мыслью о том, что в этой комнате мы можем насладиться потоками воды и камнями также, как мы наслаждаемся природными реками и горами, оценить различные настроения и чувства, вызываемые снегом, луной, деревьями и цветами, когда они проходят через метаморфозы времен года, появляются и исчезают, расцветают и увядают. Когда гостей встретили с должным почтением, мы тихо слушаем кипение воды в чайнике, которое звучит как ветер в сосновых иголках, и забываем о мирских печалях и заботах…»

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»