Учение о цветах гете скачать. Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

- Цвет в архитектуре

Идеи Гёте о воздействии цвета на человека и гармонии цветов.

­(Иоганн Вольфганг Гёте, 1749-1832 гг.- гениальный немецкий поэт, гуманист и ученый, автор известного труда «Учение о цвете».)

«Учение о цвете» Гёте (1810 г.) принадлежит к наиболее интересным, но вызывавшим даже в прошлом много споров работам. Гёте рассматривает все явления, связанные с цветом, исклю­чительно с позиций воздействия цвета на человека. При этом он разли­чает воздействие цвета на организм человека (физиологическое воздей­ствие) и воздействие на внутренний мир (психологическое воздействие).

Иоганн Вольфганг Гёте и его учение о цвете

Известность в его родной стране к тому времени, когда он был в возрасте 20 лет, он был важной фигурой в расцвете немецкой литературы 18-го века, известной как художественные произведения, такие как Фауст. Но Гете исследовал разнообразные творческие пути.

В дополнение к романам и пьесам он писал эпические стихотворения, писал научные труды по широкому кругу вопросов, а также рисовал и рисовал. К этому времени люди были знакомы с цветовыми теориями сэра Исаака Ньютона, английского ученого и математика. В нем он заявил, что цвет исходил от света и был результатом физики.

Главное место в его учении занимает рассмотрение «эмоционально-нравственного воздействия цвета». Гёте называл цвет «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции». Он правильно считал, что свет – цвет - эмоция являются звеньями одной цепи, находящимися в при­чинной связи. Он внимательно изучал воздействие различных цветовых впечатлений на психику человека и первым изложил их в виде четкой системы.

Большинство людей приняли эту идею - кроме Гете. Он опроверг идею о том, что цвет определяется только светом и цветовым спектром, вместо этого утверждая, что цвет был сформирован как восприятием, так и элементами света и тьмы. В этих аргументах Гете стал одним из первых людей, которые систематически изучали цветовую и цветную теорию, изучали, как воспринимаются цвета и как они взаимодействуют с другими цветами. В отличие от Ньютона, Гете утверждал, что цвет нуждается в темноте, а некоторые цвета были сделаны с элементами тьмы.

С научной точки зрения Ньютон был прав. Но теории Гёте были более искусством и философией, чем чистой наукой. И если вы думаете об этом, есть различия между тем, как цвет создается через видимый спектр по сравнению с пигментами. В некотором роде это были пигменты или цвета в краске, что привело к цветным экспериментам Гёте, поэтому неудивительно, что его идеи отличаются от идей Ньютона.

При рассмотрении предмета через призму Гёте пришел к выводу, который стал основой его теории и системы. Он заметил цветные поло­сы на границе областей светлого и темного. Великолепие спектральных цветов проявлялось, следовательно (по мнению Гёте), исключительно при противопоставлении света и тьмы. Наличие двух противоположных полюсов - это существенная характеристика цветов в самых различ­ных их проявлениях. Желтый цвет и граничащие с ним области род­ственны свету. Синий и соседние с ним цвета Гёте относил к «царству тьмы».

Цветное колесо Гете и вид на цвета

Гете создал свою версию цветного колеса и уложил цвета в соответствии с тем, что он назвал своим естественным порядком. Он также исследовал влияние цветов на эмоции и приписывал разные качества определенным цветам. Каждое слово соответствует разделу на колесе. В теории Гёте желтый, как цвет, ближайший к свету, был ярким и захватывающим. Красный стоял за гравитацию, достоинство и привлекательность или красоту.

Синий, с другой стороны, был мощным, но слегка отрицательным образом - созданием холодное впечатление. Никто не оспаривал науку Ньютона, но Гёте был очень уверен в своей работе. Хотя он никогда не менял никаких научных взглядов, он нашел место среди художников и дизайнеров. Он повлиял на художников девятнадцатого века, таких как британский художник Дж. Тернер, известный его драматические и капризные морские пейзажи и художники двадцатого века, такие как русский Василий Кандинский, один из первых чемпионов абстрактного искусства, который использовал цветную символику в своей работе.

Здесь взгляды Гёте перекликаются с древнегреческими теориями возникновения цвета. Желтый и синий он считал первичными цветами, возникшими из противоположности «светло - темно». При удалении призмы от рассматриваемого предмета желтая полоса расширяется, и становится заметным деление ее на желтую и крас­ную полоски. Синяя полоса распадается на синюю и фиолетовую. Поэтому красный цвет Гёте считал усилением желтого, а фиолетовый - синего. Эти взгляды подкреплялись наблюдениями над природой. В пасмурную погоду он замечал, как цвет заходящего солнца переходит от желтого к красному. Эти два цвета Гёте называл солнечными, теплыми, активными.

Ньютон заявил, что цвет был результатом света. Гёте не согласился и утверждал, что цвет был сформирован как восприятием, так и светом и тьмой. В то время как с научной точки зрения Ньютон был прав относительно света и цветового спектра, Гете был одним из первых людей, изучающих теорию цвета, или как цвета соотносятся друг с другом и как они меняются.

Он создал свою версию цветного колеса и присвоил качества определенным цветам, например, красивый для красного и хорош для желтого. Теория цвета Гете - один из наименее доступных документов в истории современных интерпретаций природы. Писатель считал это своей главной работой и завещанием. В то же время он сравнивал себя с шахматистом, который просто сделал свои вступительные шаги. Он знал, что пройдет много лет, прежде чем широкая публика поймет его отдаленную цель. С горькой иронией он заявил, что его теория покоится в состоянии покоя до года.

Синий и фиолетовый он определял как холодные, пассивные цвета ночи. Зеленый цвет, по его мнению, получается путем простого смешения дополнительных цветов - желтого и синего.

Дальнейшее усиление красного (желто-красный) и фиолетового, якобы, дает пурпурный цвет.

Гёте также заметил, что после длительного восприятия какого-либо одного цвета в нашем глазу вызывается дополнительный цвет в виде последовательного образа. В отличие от своих современников, которые видели в этом болезненное отклонение зрения, он объяснял последовательный образ естественной реакцией организма на полученное раздражение. Вывод, сделанный Гёте из этого явления, не вызывает никаких возраже­ний: если в поле зрения будет находиться дополнительный цвет, то по­стоянно будет происходить разрядка и глаз будет отдыхать. Таким образом, создается равновесие, гармония. Поскольку это равновесие достигалось при помощи дополнительных цветов, Гёте называет его гармоничным. Гете располагает цвета по кругу согласно своей гипотезе о возникновении цветов.

Учение о цвете. Теория познания

Возрождение Теории цвета Гете не произошло, но многие выдающиеся ученые сочли необходимым заняться им. Из самых высоких, наиболее ответственных академических кругов было заявлено, что метод Гете использует семена для нового подхода к природе и что этот подход более востребован, чем естественный научный подход, который мы имеем сегодня. Они добавляют, что наука Гете является еще далекой, будущей возможностью и что человечество должно сначала следовать своему нынешнему курсу до конца.

Одно можно сказать наверняка: с образовательной точки зрения Теория цвета Гете является важным и весьма актуальным документом. Очевидно, что никогда нельзя научить его так, как есть. Это было бы недоразумением, одна из причин заключалась в том, что его фактическое представление было ограничено имеющимися в то время знаниями и его конфликтом с Ньютоном, который был всего лишь локальным, историческим интересом. Один аспект теории, о которой мы можем многому научиться, заключается в том, что цвета рассматриваются как объективные реалии в природе.

­Мы находим у него также указания на эстетическое воздействие различных цветовых сочетаний, вытекающих из принятого им цветового круга.

Он называет сочетание противоположных в круге (расположенных друг против друга) цветов гармоничным, сочетание чужеродных (отда­ленных соседних цветов) - характерным и, наконец, сочетание родст­венных (соседних) цветов - негармоничным.

Символика цвета в различных культурах

Не является традиционной границей между так называемыми субъективными и объективными сенсорными качествами. Мы можем лучше понять затронутые вопросы, если мы рассмотрим на мгновение «оригинальные явления» Гете в теории цвета, в которых утверждается, что желтые и синие являются первыми цветами; они являются качествами «частично прозрачной среды» в ее отношении к свету и тьме. Через атмосферу Вселенная тонирует к нам в синем цвете и, по толщине воздуха, берет на себя все оттенки синего, пока он не перейдет на черную фиалку на высоких горных вершинах.

Критика Гёте закономерностей, открытых Ньютоном, лишена всякой научной доказательности. Она базируется на ошибочном предположении, что смешение спектральных цветов должно давать такие же результаты, как и смешение пигментов.

Закономерности, открытые ученым-физиком в результате тщатель­ных измерений, глубокого знания предмета и многочисленных опы­тов, были недоступны пониманию Гёте. Он многое объяснял, основы­ваясь на своих философских воззрениях, а не рассматривая цвет гла­зами физика. Этим объясняется то, что некоторые позиции его учения о цвете находятся в противоречии с наукой. Правильные положения, касающиеся психологического воздействия цвета на человека, уживают­ся в его учении с неверными представлениями о физической природе цвета. Гёте прав, когда утверждает, что белый цвет воспринимается как единое целое. Однако его утверждения, что белый свет неразложим, неверно.

С другой стороны, солнце представляет свет, оно тонируется желтым цветом и, по толщине воздуха, приобретает желто-красные значения. В пасмурный осенний день солнце рубиново-красное. Мы знаем «оригинальные явления» Гете от других отношений, например, дыма. С ньютоновской точки зрения «оригинальные явления» объясняются различными волнами, которые поглощаются и распространяются в различной степени в атмосфере. Он говорит о «частично прозрачной среде», позволяя «медиа» быть носителем цвета так же, как тоны переносятся воздухом.

Гете поставил те же объективные интересы в цветах, что и Пифагор, наложенные на звуковые отношения монохорда. Звук также может быть уменьшен до вибраций в среде, а именно в воздухе. Но для Гете и Пифагора звук и цвет были качествами соответствующей среды, а именно воздуха и «частично прозрачной среды». Качество звука и цвета можно определить так же, как мы иначе определяем качества веса и движения. Каждый может исследовать физические качества качеств Гёте и Пифагора. Пифагор нашел их в физических размерах монохорда; Гете нашел их в отношениях между светом и тьмой.


Эти ошибки и послужили главным образом причиной того, что неко­торые известные исследователи природы цвета (например, Оствальд) впоследствии считали учение Гёте о цвете слишком эмоциональным и отвергали его из-за «поэтично примитивной формы». Но, несмотря на это, идеи Гёте о воздействии цвета и гармонии цветов служили в прош­лом исходными позициями для художника.

Образовательная ценность теории цвета Гёте заключается в том, что она открывает качественный подход к оптическим явлениям. Давайте подробнее изучим теорию цвета Гете и посмотрим, каковы ее ценные аспекты помимо чисто образовательных. Как свет представлен в Теории цвета Гёте? Гете сказал, что «цвета - это деяния света», и этот свет невидим. Свет также является качеством, согласно Гете, но является качеством высшего порядка. Свет активен в природе так же, как художник говорит о свете в своих картинах.

Опыт Гёте природы близок к художнику. Для художника цвет - это качество, и его практическая проблема - показать качество. Качество всегда является выражением его собственной деятельности, определенного упрямства, которое вы могли бы сказать. Художественные цвета - это не мертвые материалы, а активные материалы.

[Предыдущая лекция ] [Оглавление ] [Следующая лекция ] .

Известно, что сам Гете ценил свою работу по цвету выше своего поэтического творчества. Великий поэт был не согласен с теорией света и цвета Ньютона и в противовес создал свою собственную. Интерес Гете к цвету отмечается с детства. Как отмечают В. Фойгт и У.Зуккер (1983) чувственно-наглядный метод Гете был причиной того, что современниками концепция Гете была встречена «в штыки». Гете обвиняли в дилетантизме и советовали заниматься своим прямым делом. На холодное отношение современников к своей теории Гете жалуется в одном из писем к Шиллеру. Нас, прежде всего, интересует та часть учения Гете, которую он называет «Чувственно-нравственным действием цветов».

Глазом художника Гете наблюдал природу. В принципе он видел то же, что и его коллега Ньютон. Он даже проводил многие из тех же экспериментов, что и Ньютон, но их методы созерцания и их общие цели были совершенно разными. Ньютон разрешил все свои эксперименты на количественные, физически измеримые результаты, и поэтому у нас есть спектральные цвета. Эксперименты Гёте были для качественных аспектов, для процесса, и поэтому у нас есть шестиугольник цвета и изучение контрастов, таких как свет и тьма.

В природе одни и те же действия происходят в соответствии с строгими и вечными законами, поскольку они происходят в каждом созданном искусстве. Для искусства Гёте была более высокая природа. Художник позволяет более высокой тотальности говорить через качественные полярности. Таким образом Гете наблюдал в природе главный принцип, который он определял как «полярность и возвышение». Каждый естественный процесс или событие - это качественное изменение, метаморфоза. Когда мы говорим, что изменение является «естественным», мы имеем в виду, что оно не случайно, а следует характерной, типичной схеме.

Гете считал, что цвет «независимо от строения и формы материала (которому он принадлежит - прим. автора) оказывает известное воздействие... на душевное настроение» (#758). Тем самым, впечатление, вызываемое цветом, определяется, прежде всего, им самим, а не его предметными ассоциациями. «Отдельные красочные впечатления... должны действовать специфически и... вызывать специфические состояния» (#761). И далее, в #762: «отдельные цвета вызывают особые душевные состояния». Согласно этим положениям, Гете ставит в соответствие определенным цветам определенные психологические состояния человека. Подобное свойство цвета Гете иллюстрирует описанием тех изменений в «душевном состоянии», которые происходят при достаточно длительном воздействии цвета на человека, например, посредством цветных стекол.

В метаморфозе всегда появляется изменение между противоположными качествами. Гете назвал эту идею или представление «оригинальным явлением». По своей природе художник делает то же, что и природа. Но в то время как цикл природы ограничен, его представление вечно и неизменно, художник в отличие от него творческий, он приносит что-то новое, чего никто не видел, хотя его материалы такие же, как и у природы.

Давайте посмотрим, как гетеанские принципы природы появляются в его «Теории цвета». Оригинальные цвета, основные аспекты среды, являются желтыми и синими. Возникает изменение между желтым и синим, метаморфоза или возвышение, как мы определили выше. Возвышение желтого и синего происходит через все варианты желто-красного, оранжевого и киновари с одной стороны и сине-красного, фиолетового, красного фиалка на другой стороне. Но на разрыве между красновато-желтыми и красновато-синими цветами сидит цвет, в котором Гете был очень заинтересован.

Опираясь на эти основные положения психологического раздела своего учения, Гете разделяет цвета на «положительные» - желтый, красно-желтый (оранжевый) и желто-красный (сурик, киноварь) и «отрицательные» - синий, красно-синий и сине-красный. Цвета первой группы создают бодрое, живое, деятельное настроение, а второй - неспокойное, мягкое и тоскливое. Зеленый Гете относил к «нейтральным». Остановимся более подробно на психологической характеристике цветов, даваемой Гете.

Это фиолетовый, ярко-красный цвет, который устраняет полярность между желтым и синим. Слова едва могут описать фиолетовый. Его часто называют «цветем цветков персика». Вопрос заключается в том, реализуется ли фиолетовый в природе и как цвет пигмента, или это тема, на которую играет природа, цель, к которой она стремится. Фиолетовый - это зенит мира цветов Гёте.

Но есть другой переход от желтого до синего, а именно зеленый. Это не создается возвышением, а скорее сокращением, поскольку мы можем говорить о двух компонентах: желтом и синем, а их взаимное доминирование в зеленом цвете. Согласно Гете, разнообразие цвета можно суммировать в символической геометрической схеме, его шестиугольник цвета. Оранжевые, фиолетовые и зеленые являются представителями трех переходов в королевстве цвета, а желтый, синий и красный представляют основные качества. Любопытно, что Ньютон, благодаря своему методу созерцания, сосредоточился на переходных цветах.

Желтый. Если смотреть сквозь желтое стекло, то «глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее, кажется, что... веет теплом» (#769). Чисто желтый - приятен. Однако при его загрязнении, сдвижке в сторону холодных тонов (цвет серы) или нанесении на «неблагородную» поверхность, желтый приобретает негативное звучание и отрицательный символический смысл. Как сообщает Гете, такой желтый символизирует должников, рогоносцев и принадлежность к еврейской нации.

Оранжевый. То, что сказано (положительного) о желтом верно и для оранжевого, но в более высокой степени. Оранжевый «энергичнее» чисто желтого. Может быть, поэтому, этот цвет, по Гете, больше предпочитается французами, чем англичанами и немцами.

Желто-красный. Приятное и веселое чувство, вызываемое оранжевым, вырастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном (#774). Активная сторона в этом цвете достигает своей высшей энергии. В результате этого, как считает Гете, энергичные, здоровые, суровые люди особенно «радуются» (предпочитают) эту краску. Этот цвет привлекает дикарей и детей. Вызывает чувство потрясения.

Синий. «Как цвет это - энергия: однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто» (#779). Гете тонко чувствует «мистицизм» синего и пишет о нем, как о создающем странное, невыразимое воздействие. Синий как бы влечет за собой, «уходит» от человека. Синий как идея темного связан с ощущением холода. Комнаты с преобладанием синего цвета кажутся просторными, но пустыми и холодными. Если смотреть на мир через синее стекло, то он предстает в печальном виде.

Красно-синий (сиреневый). Этот цвет вызывает ощущение беспокойства. Цвет живой, но безрадостный.

Сине-красный. Впечатление беспокойства значительно возрастает. Гете считал, что выдержать этот цвет длительное время очень трудно, если он не разбавлен.

Чисто красный Гете рассматривает как гармоничное соединение полюсов желтого и синего и поэтому глаз находит в этом цвете «идеальное удовлетворение» (#794). Красный (кармин) производит впечатление серьезности, достоинства или прелести и благоволения. Более темный символизирует старость, а светлый - юность.

Говоря о пурпуре, Гете указывает, что он - любимый цвет правителей и выражает серьезность и величие. Но если рассматривать окружающий пейзаж через пурпурное стекло, то он предстает в ужасающем виде, как в день «страшного суда» (#798).

Зеленый. Если желтый и синий находятся в равновесной смеси, возникает зеленый. Глаз, по выражению Гете, находит в нем действительное удовлетворение, душа «отдыхает». Не хочется и нельзя идти дальше (#802).

Воздействие отдельных цветов, вызывая определенные впечатления и состояния у человека, тем самым, в терминологии Гете, «ограничивает» душу, которая стремится к цельности. Здесь Гете проводит параллель между цветовой гармонией и гармонией психики. Как только глаз видит какой-нибудь цвет, то приходит в деятельное состояние. Его природе свойственно породить другой цвет, который вместе с данным содержит цельность цветового круга (#805). Так и душа человека стремится к цельности и всеобщности. Эти положения Гете, во многом предвосхищают результаты экспериментальных исследований С.В. Кравкова связей между цветовым восприятием и деятельностью вегетативной нервной системы (ВНС) человека. Гете выделяет следующие гармоничные цветовые сочетания: желтый - красно-синий; синий - красно-желтый; пурпур - зеленый.

Исходя из учения Гете о цветовой гармонии и цельности, можно сделать вывод, что психологическое воздействие, скажем, желтого цвета, требует для своего уравновешивания воздействия красно-синего (фиолетового). Между гармонической цветовой парой существуют отношения взаимодополнения. Указанные шесть цветов составляют «цветовой круг» Гете, где гармоничные сочетания располагаются друг напротив друга по диагонали.

Кроме гармоничных цветовых сочетаний (приводящих к цельности), Гете выделяет «характерные» и «нехарактерные». Эти цветовые сочетания также вызывают определенные душевные впечатления, но в отличие от гармоничных, они не приводят к состоянию психологического равновесия.

«Характерными» Гете называет такие цветовые сочетания, которые составляют цвета, разделенные в цветовом круге одной краской.

Желтый и синий. По выражению Гете - скудное, бледное сочетание, которому не хватает (для цельности) красного. Впечатление, которое оно создает, Гете называет «обыденным» (#819).

Сочетание желтого и пурпура также одностороннее, но веселое и великолепное (#820).

Желто-красный в сочетании с сине-красным вызывает возбуждение, впечатление яркого (#822).

Смешивание цветов характерной пары порождает цвет, находящийся (в цветовом круге) между ними.

«Нехарактерными» Гете называет сочетания двух рядом расположенных цветов своего круга. Их близость приводит к невыгодному впечатлению. Так желтый с зеленым Гете называет «пошло веселым», а синий с зеленым - «пошло-противным» (#829).

Важную роль в формировании психологического воздействия цвета на человека Гете отводит светлотным характеристикам цветов. «Активная» сторона (положительные цвета) при сочетании с черным выигрывает в силе впечатления, а «пассивная» (отрицательные цвета) - проигрывает. И, наоборот, при сочетании с белым, больше выигрывает пассивная сторона, становясь более «веселой» и «жизнерадостной» (#831).

Затрагивает Гете и межкультурные различия в цветовой символике и психологическом воздействии цвета. Любовь к яркому и пестрому он считает характерным для дикарей, «некультурных» народов и детей. У образованных людей, напротив, существует некоторое «отвращение» к цветам, особенно ярким. Цвет одежды Гете связывает как с характером нации, в целом, так и отдельного человека. Живые, бойкие нации, считает Гете, больше любят усиленные цвета активной стороны. Умеренные - соломенный и красно-желтый, с которыми они носят темно-синий. Нации, стремящиеся показать свое достоинство - красный с уклонением в пассивную сторону. Молодые женщины предпочитают светлые оттенки - розовый и голубой. Старики - лиловый и темно-зеленый (#838-848).

Значение «Учения о цвете» для психологии цвета очень велико. То, что ставилось Гете в вину, - художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора «светоносной души человека» получила в работе Гете убедительное подтверждение. Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»