Что пили на руси до появления чая. Из истории чаепития на руси

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Но, самое главное, новое, что пришло с Востока вместе с чаем как заваркой - это особое ритуальное действие, своего рода праздник. Причина популярности чая отчасти была именно в самой церемонии, правда, адаптированной к психологии русского человека.
Какое же оно настоящее русское чаепитие?
Восточная чайная церемония в своей основе направлена на само углубление человека, общение со своим внутренним миром. Она как бы вырывает его из будничной суеты. Способы самой заварки чая и его подачи на стол - это подготовка почвы для отстранения от всего суетного.
Русская же церемония чаепития направлена на получение абсолютно противоположного эффекта - объединения духовного мира людей, собранных за столом, раскрытия каждой отдельной души перед обществом, семьей, друзьями, получение новых знаний. Чаепитие создает условия для задушевного разговора.
За чашкой чая решались все семейные дела, заключались торговые сделки, велись дружеские беседы, возникали новые знакомства. Сердечность и простота - характерная черта русского чаепития. Атмосфера русского чайного действа была душевной и приятной.
Было замечено долгим жизненным опытом, что чай приводит человека в мирное, благодушное настроение. После чая человек делается как-то мягче, добрее. За чаем, при успокоительном шипении самовара, разные жизненные невзгоды представлялись менее обостренными, в более мягком свете, многие ссоры иногда совсем прекращались после нескольких стаканов чая.
Чай, а точнее способ его приготовления, идеально вписался в нашу ментальность: доброта, теплота и близость, - все это создало свою национальную традицию чаепития.
Душистый полезный чай с медом, молоком, сладостями смешивался с терпкими ароматами весеннего вечера и располагал к долгим задушевным беседам и решению - в том числе и деловых - вопросов.
В отличие от традиций Китая и Японии, в России ценилось не только качество приготовляемого напитка, но и выпечка и сладости, подаваемые к чаю. Бисквит, сухари "аглицкие", бриоши, булочки, калачи и к ним варенье клубничное, земляничное или малиновое. Мёд, колотый сахар, ватрушки, баранки, пряники, пироги, фрукты и ягоды были непременными атрибутами русского чаепития.
Чаепитие стало в России особой национальной традицией. Чай пили несколько раз в день. Именно с него день и начинался, будь то дворец в Царском Селе или провинциальная усадьба с ее размеренным и неторопливым бытом.
Москва в скором времени стала "чайной столицей" России, где с утра до вечера "гоняли чаи". Чай стал истинно московским напитком. Настоящий чай по мнению москвичей, должен быть очень горячим, хорошего сорта и обязательно крепким, густым, он должен "бежать по чашке тёмною струей". И лучше пить чай не внакладку, а вприкуску, чтобы не перебивать сахаром его настоящего вкуса.
По приказу Петра Первого в Москве на западный манер учредили аустерии - ресторации, где чаем с кренделями угощали даром. Но лишь тех посетителей, кто читал приносимую сюда первую русскую газету "Ведомости". В стране открываются чайные, вырабатывается чайный этикет, появляется особый вид приглашения в гости "на чай".
Долгое время чай оставался "городским напитком", причем, преимущественно московским. Даже в Петербург, где был открыт только один специализированный магазин, чай привозили из Москвы, где их было уже около ста.
А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой были ценителями и любителям чая и считали его напитком не только для тела, но и для души.
Чай широко используется в русских национальных праздниках, потребление чая остается отличительной русской чертой. И.Г.Коль пишет, что "чай является утренним и вечерним напитком русских, так же, как “Господи, помилуй! их утренней и вечерней молитвой". К. фон Шенкенберг упоминает в своем путеводителе чай как "повсеместно употребляемый и желанный напиток".

Чай является одним из любимых напитков большей половины земного шара. Чай утоляет жажду, бодрит, а иногда даже и лечит. Однако для России чаепитие стало настоящей традицией. О чаепитие сложили множество пословиц и поговорок, песен и стихов. Даже гостей в России зовут именно «на чай». Так чем же интересна культура отечественного чаепития?

История чаепития на Руси


Принято считать, что чай на Руси появился в 17 веке. Доподлинно известно, что прибыл он из Китая. Чай бодрил и помогал бороться с сонливостью, поэтому изначально у нас его применяли за лекарственное средство. Но позже, напиток настолько полюбился русским, что в том же веке между Россией и Китаем был подписан договор на поставку чая.

Особенно желанным напитком чай стал при правлении Екатерины II. Напиток очень уж полюбила знать. Чаепитие стало целой церемонией. За чаем и домашняя беседа шла хорошо, да и дела государственные лучше решались. Распространиться по стране чаю помогли смежные производства. Появились самовары, фарфоровая посуда, которая считалась исключительно «чайной».

Чайные традиции и обычаи


Так как чай изначально был доступен только высокому сословию, то и многие чайные традиции на Руси пошли от них.

  1. Торжественность момента. К моменту чаепития по обычаю на Руси тщательно готовились. Стелили светлую скатерть, ставили блестящий самовар и пекли сладкую и несладкую выпечку.
  2. Богатое убранство стола традиционно для чаепития на Руси. Чай пили с молоком или мёдом. А также запивали им выпечку и сладости.
  3. Чаепитие обычно длилось долго. Сейчас время этого процесса сильно сократилось. А раньше можно было выпить от 5 до 20 чашек чая.

Чай для всех

На Руси существовал далеко не один сорт чая. Потому как позже чай начали поставлять не только из Китая, но и из Индии, а также морскими путями. Появились сорта с добавками. В Петербурге очень любили пить китайский чай с жасмином. Однако из-за дороговизны напитка часто случались подделки. Под видом китайского чая могли продать обычные травяные сборы. Такие «чаи» изготавливались из душицы, иван-чая, коры и листьев деревьев, а также измельчённых фруктов и ягод.


  1. Пить чай из блюдца считалось вульгарным среди аристократии.
  2. Для того чтобы чай поскорее заварился использовали специальную «бабу» на чайник – грелку, которая помогала надолго сохранить тепло напитка.
  3. Романс (музыкальный жанр) появился именно во время чаепитий. Так как многие темы обсуждались именно за столом, а наложить «жизненные» стихи на музыку было несложно.

Трапеза за чайным столом была необходимым компонентом русского праздника всех сословий. Чай впервые был привезен из Монголии в Россию в 1638 году в дар царю Федору Михайловичу, но широкое распространение получил только в последней трети XIX века. С этого времени чай у самовара становится стойким элементом русского национального бытового уклада.

Чаепитие

Чаепитие — застолье с чаем. Трапеза за чайным столом была одним из необходимых компонентов праздничного препровождения времени. Чай в праздники пили в интеллигентных городских семьях, в купеческих домах, в избах крестьян.

Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано четыре пуда чайного листа с инструкцией по заварке. Напиток понравился и чайные дары монгольских и китайских правителей стали приниматься с большим удовольствием, а с 1679 года, т.е. после заключения договора с Китаем о поставка в Россию чая, его питье стало модным среди высшей знати, дворян, богатых купцов. Правда, вплоть до конца ХУ111 в. его пили преимущественно мужчины. Женщины отказывались пить чай, считая его слишком крепким и горьким напитком.

В те годы он заваривался иначе, чем сейчас: на одну средних размеров чашку приходилось около 50 гр. чайного листа. Чайный лист закладывался в медный чайник и там разваривался. Для людей среднего достатка, а тем более крестьян чай был недоступен из-за своей дороговизны. Высокая стоимость чайного листа была обусловлена большими расходами по его транспортировке из Китая в Россию. Он поступал в Петербург и Москву сухопутным путем через Монголию, Сибирь, Урал, Север Европейской России.

СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ Х1Х В. ЧАЕПИТИЯ СТАЛИ УСТРАИВАТЬСЯ И В ДОМАХ НЕБОГАТЫХ ГОРОЖАН, Т.К. ЧАЙНЫЙ ЛИСТ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПОДЕШЕВЕЛ В СВЯЗИ С ЕГО ПЕРЕВОЗКОЙ МОРСКИМ ПУТЕМ ИЗ КАНТОНА В ОДЕССУ.

Наибольшее же распространение этот напиток получил в России в последней трети Х1Х в., особенно после строительства Сибирской железной магистрали, значительно удешевившей транспортировку чая. С этого времени чаепития у самовара стали рассматриваться как элемент национального бытового уклада: «Вся Русь «от финских хладных скал до пламенной Колхиды», все от мала до велика, миллионер и поденщик, великорус и сын юга, белорус и калмык, пьют чай, кто ординарный, кто кирпичный с солью, маслом и молоком, кто душистый ма-б-кон, кто букетный лян-син, иные даже диковинный жемчужный или златовидный ханский» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445).

Русские люди пили чай как в праздничной, так и будничной обстановке, в домашних условиях, в чайных, трактирах, в дороге на постоялых дворах. Его пили после бани, » с холоду» » с устатку», » с дороги»: «Пьет его подмосковный крестьянин, с радости, что выгодно сбыл два воза дров, и пьет «до седьмого яруса пота»; пьет в складчину артель мастеровых, которых узнаете по немилосердному истреблению табаку: чаем запивает магарыч компания ямщиков; чаем подкрепляет свои силы усталый пешеход» (Кокорев И.Т. 1986. С. 448). Чай, считалось, веселил человека в грустную минуту, успокаивал после бурных событий жизни, утешал в беде: «Чашка за чашкой, и вот мало-помалу во всем существе, по всем жилкам и суставчикам, разливается неизъяснимое самодовольствие; тепло становится жить на свете, легче и веселее на сердце; ни забота, ни печаль не смеют подступиться к тебе в эти блаженные минуты» (Кокарев И.Т. 1986. С. 492).

Особенной популярностью этот напиток пользовался в городах, прежде всего в Москве, Ярославле, Владимире, Суздале, Архангельске, Вологде: «Кто знает Москву не понаслышке, не по беглой наглядке, тот согласится, что чай — пятая стихия ее жителей и что, не будь этой земной амврозии, в быте москвичей произошел бы коренной переворот! Хлебосольное гостеприимство, эта прадедовская добродетель, неизменно хранимая нами, рушилась бы в конец» (Кокорев И.Т. 1986.С. 445). В деревнях он был распространен не столь широко, как в городах.

Чай пили, в основном, только крестьяне северных, северо-западных и центральных губерний Европейской России, а также Сибири. Кроме того в России были и люди, считавшие чай «поганым зельем», а чаепитие — отступлением от истиной христианской веры. Среди старообрядцев было даже распространено мнение, что человек, пьющий чай, не войдет после смерти в царствие небесное.

Чаепития в России, как праздничные, так и будничные, проходили по определенном правилам, утвержденным традицией.

Чай в России, вероятно, с начала Х1Х в. пили, используя для кипячения воды самовар, а для заварки — фарфоровый или фаянсовый чайник. В самоваре вода находилась всегда в кипящем состоянии благодаря специальной жаровне с горячими углями, располагавшейся внутри него. Заварочный чайник ставился сверху самовара на самоварную конфорку, что предохраняло заварку от остывания во время долгого чаепития. Русские люди любили пить чай очень горячим, когда: «он проникает во все поры тела и понемногу погружает нервы в сладостное онемение» (Кокорев И.Т. 1986.С. 447).

В домашних условиях самовар с заварочным чайником ставился на подносе на общий стол или на специальный круглый столик, приставленный к нему. Рядом расставлялись чашки на блюдечках с обязательными чайными ложечками, положенными на блюдце черенком к ручке чашки. К чаю подавался сахар, мед, варенье, пироги, булочки, пышки, колобки, шанежки и т.п.

По обычаю чай полагалось разливать хозяйке дома или старшей дочери. В чашки наливалась крепкая заварка, разбавлявшаяся кипятком из самовара. Количество заварки определялось гостем, которому предназначалась чашка. На носике заварочного чайника всегда висело ситечко, предохранявшее от попадания в чашку чаинок.

В крестьянских семьях чашка наполнялась чаем с краями, чтобы «жизнь была полная», и чтобы гости не вздумали положить в чай сахар. В дворянских и купеческих домах, где к чаю подавались сливки и много сахара, чашку принято было заполнять не полностью. Обычно русские пили чай из блюдечка, придерживая его в поднятых вверх и слегка раздвинутых пальцах правой руки. Это было обусловлено привычкой пить чай из самовара, где вода всегда держалась на уровне кипения. Перелитый из чашки в блюдце чай был менее обжигающим.

Чай пили с сахаром, вареньем, медом. В городских семьях сахар подавался на стол колотым или пиленым. Хозяева и гости пили чай в накладку, опуская кусочки сахара в чашку или в прикуску, раскалывая его на мелкие кусочки щипчиками. Купцы, крестьяне старались покупать сахар головками, т.е. в виде конусов разных размеров. Стоящая на столе головка сахара наглядно демонстрировала пришедшим гостям достаток и благополучие дома. Колол сахар обычно мужчина. Он брал головку левой рукой за ее верхнюю часть, а правой рукой с зажатым в нее тупым ножом ударял по свободному концу.

Головка разваливалась на две части, которые потом раскалывались с помощью сахарных щипчиков. Крошки от сахара ссыпали в блюдечко. Чай с сахаром крестьяне пили всегда в прикуску, питье в накладку считалось большим расточительством. Гостя полагалось потчевать чаем, убеждая его выпить еще одну чашечку и еще одну, оказать тем самым честь и уважение хозяевам. При каждой новой просьбе чая чашку полагалось ополаскивать кипятком, чтобы напиток, налитый в нее сразу не остывал. Известный исследователь середины Х1Х в. А.В. Терещенко очень ярко описал деревенское чаепитие: «На севере России чай заменяет приятное препровождение времени: там, сидя за чаем, разговаривают и пьют в прикуску с таким искусством, что небольшой кусочек сахара достаёт для полдюжины стаканов. С мужика льёт пот градом, он пьёт не переводя духу; оботрётся полой и снова за чашечку» (Терещенко А.В.1848. С.). Знаком для хозяйки, что гость закончил чаепитие являлась чашка, перевернутая вверх дном или поставленная боком на блюдце.

Чаепитие в деревнях долгое время считалось уделом только праздничных дней. Для будней этот напиток считался дорогим удовольствием: «Где нам дуракам в будни чай пить», — говорили русские крестьяне. Пить чай садились к концу пиршеству, когда гости уже устали от еды, хмельных напитков, шума, веселья, пения и плясок. Совместное питье чая успокаивало разгулявшихся мужчин и женщин, придавало своего рода благопристойность пиршеству, снимало напряжение праздника. Однако со временем, когда чай подешевел, он стал употребляться и в будние дни.

В купеческих домах чай могли пить в любое время дня: самовар постоянно кипел, приглашая к столу всех желающих. В интеллигентных обеспеченных семьях, в барских усадьбах чай подавался каждый день утром и вечером. А.С. Пушкин в «Евгении Онегине» описывает чаепитие в помещичьем доме так:

«Смеркалось; на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам темною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал».

Оно могло устраиваться и в воскресные дни, когда заходили на чай хорошие соседи:

«Под вечер иногда сходились
Соседей добрая семья,
Нецеремонные друзья
И потужить и позлословить,
И посмеяться кой о чем…
Проходит время; между тем
Прикажут Ольге чай готовить…»
(А.С. Пушкин).

В праздничные дни, когда в дом собирались гости, чаепитие проводилось обычно после обеда перед танцами:

«… Но чай несут: девицы чинно
Едва за блюдечки взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались…»
(А.С. Пушкин).

Чаепития проводились и в чайных, трактирах, которых было по словам И.Т. Кокорева, » не меньше, чем в Японии чайных домов» (Кокорев И.Т. 1986.С.446). Эти общественные заведения были местами отдыха для одиноких и бедных людей, там заключались торговые сделки, туда заходил поразвлечься и выпить чайку крестьянин, приехавший в город по делам. Сельские трактиры и чайные были полны народу во время ярмарок. В русской литературе сохранилось множество описаний трактирных чаепитий: «Войдемте в знаменитый Троицкий или в не менее славный Московский (трактир — И.Ш.). Ловкая прислуга, все чистые ярославцы, мигом снимет с нас шубы, учтиво укажет, где удобнее сесть, если мы, среди множества гостей, затруднимся выбором места, расстелет салфетку на красной ярославской скатерти, покрывающей стол, и произнесет обычное: «Что прикажете?» — Разумеется чаю.

Полюбуемся ловкостью, с которой половой несет в одной руке поднос, уставленный посудою, а в другой два чайника… Везде слышите почти исключительное требование чаю, звон чашек; видите как взад и вперед снует народ, как одни посетители сменяются другими, жаждущими, подобно им, чаепития, и как половые едва успевают удовлетворять их требованиям: словом, здесь без чаю «нет спасенья» (Кокорев И.Т. 1986.С. 448).

Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создает атмосферу уюта, благополучия и счастья: «вот и самовар заводит обычную свою песню на разные голоса. То затянет ее дребезжащим голоском подгулявшего старика, то хватит пронзительного дисканта, то возьмет мягкого тенора, из него возвысится до громкого basso — cantante и вдруг спустится в певучее mezzo-soprano, замолкнет на минуту, как-будто раздумывая о чем-то, и зальется опять звонкой песней, то радостой, то заунывной. Какой же смысл таится в ней?» (Кокорев И.Т. 1986.С. 493).


Шангина Изабелла Иосифовна

Чай так крепко вошел в нашу жизнь, что кажется он был с нами всегда и иначе быть не может. Чай действительно появился на Руси очень давно, еще до того, как его отведали Англичане, а точнее в 1567 году при Иване Грозном. О вкуснейшем напитке впервые узнали в Китае, там побывали атаманы и рассказали о «китайской траве» у себя на родине. Но только в 1618 г. Несколько сундуков с чаем прибыли к первому царю из династии Романовых, в подарок от китайского посла. Вскоре о странном напитке забыли.

Через 20 лет монгольский хан Алтан Кучкун обменивался дарами с русским послом, среди мехов и атласов были и забытые чайные листья. Сушеная трава у посла Старкова доверия не вызывала, и он просил заменить ее, но хан был непреклонен. Так чай добрался до царя вновь.

Царь Михаил Федорович велел боярам испробовать сушеной травы, присланной в подарок. Конечно никто не знал, что с ней делать и стали пробовать в чистом виде, горько и твердо. От обиды на хана спасла мысль царя спросить у посла, что тот знает о заморской траве. Посол и рассказал, что ее варят в воде, так и сделали. Приготовили новый напиток и полюбился он всем своим ароматом и чудным вкусом. Однако чай закончился и снова был забыт.

Лечебный напиток

Вернулся чай в 1665г. при правлении Алексея Михайловича. Из Китая вновь прибыл странный напиток, который со страхом был испробован придворным лекарем. После дегустации чай был подан царю в качестве лекарства для желудка. И вновь приятно удивил своим эффектом. Такое событие быстро разнесли по городу, выяснилось, что новый напиток бодрит и освежает, очищает кровь и помогает от похмелья. Вскоре чай стал неотъемлемой частью любого застолья, чем остается и по сей день.

Чайный путь

Чай в страну привозился из Северного Китая по «Великому чайному пути», который был частью Сибирского тракта. Путь занимал 16 месяцев. В России напиток получил такое название потому что в Северном Китае его называли «ча-э». А в Южных провинциях, откуда его завезли в Европу, он назывался «те-е», сейчас в большинстве тех языков название звучит похоже. В Европу чай везли по морю, Дюма считал что это портит вкус напитка, потому говорил что лучший чай можно отведать только в России, сюда и только сюда он поступал по суше прямо с плантаций. В Китае русским купцам предлагались только самые качественные элитные сорта чая, которые стоили в разы дороже европейских. Этот напиток высоко ценили за его вкусовые и лечебные качества.

Напиток для всех

Простолюдины пили отвары трав, квас и мед, чай оставался для них недоступной роскошью, доступный лишь дворянам и купцам. Вплоть до 19 века был один путь поставки чая из Китая, пока не стали привозить индийский и цейлонский чай, который был дешевле и доступней. Затем пошли поставки из Грузии и Краснодара. Появился дешевый и менее качественный чай в общем доступе. Через 10 лет каждый мог позволить себе пить чай каждый день, появилось большое разнообразие сортов, чай распространился во все уголки Империи и стал национальным напитком.

Но суть чая не в его вкусовых или лечебных свойствах, все дело в атмосфере. Чаепитие сближает людей, разрешает многие проблемы, делает мир ярче, а невзгоды отодвигает на второй план. Люди меняются после чашки горячего напитка, души раскрываются и разговор получается глубоким и душевным. Чай сплачивает семью и друзей, греет сердце и дарит надежду, все становится проще, главное, чтобы был чай хороший собеседник.

Для 3 класса

Популярные доклады

  • Доклад Солнечное и лунное затмение

    Еще 4000 лет тому назад появились первые записи о солнечном затмении. В это время китайцы верили, что на небе появляется большой дракон, который всеми способами пытается проглотить Солнце. Астрономы, жившие во дворе императора,

  • Доклад Тридцатилетняя война кратко 7 класс сообщение

    Тридцатилетняя война - первый, общеевропейский вооруженный конфликт, который произошел в 1618-1448 годах, на религиозной почве между католиками и протестантами. В союз, который поддерживал католическую церковь, входили такие государства:

  • Доклад Ложки музыкальный инструмент 3 класс сообщение

    Ложки являются одним из самых известных и самых древних ударных инструментов, принадлежащих славянам. На первый взгляд, они мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, и их использование в качестве музыкального

Русская чайная культура насчитывает столетия. В России всегда было и будет холодно, и потому ни для кого не секрет, что чай целыми караванами привозили к нам из Китая.
Этот напиток любили вкушать и цари, и дворяне, и крестьяне - уж очень он полюбился русским. А
Ошибочно считать, что чай появился на Руси исключительно по воле «западнического» реформатора Петра I как очередное новшество. Очень вероятно, что русские познакомились с чаем еще во времена Золотой Орды. Но можно с уверенностью сказать, что история русского чая начинается с Михаила Федоровича Романова. Царь в качестве дипломатического подарка получил некие чудодейственные и целебные травы от Алтын-хана. Дело в том, что Алтын-хан, наследник династии Чингизидов и владыка монгольского государства, которое смутно напоминало ту огромную империю Чингисхана, не знал, чем одарить московских послов, и потому он вручил гостям свертки с травой из Китая. А чай прочно вошел в монгольскую кухню еще с XII века, когда кочевники воевали с китайской династией Сун. Травы из Монголии попали в Томск, а оттуда в 1639 году уже в Москву. Так напиток оказался в наших краях и стал неотделим от русского быта. Его пили как лекарственное и тонизирующее средство. Например, Алексей Михайлович лечился с помощью него от простуды. Вскоре травы чая попали в аптеки Москвы. Собственно, вся российская чайная культура распространялась с этого города, ибо московские купцы полностью контролировали торговлю этим товаром. С 1689 года Китай начал стабильно поставлять чай в Россию в обмен на пушнину. И если вновь вернуться к Петру I, то мы обнаружим, что к 1725 году в страну ввозилось около трех тысяч пудов чая, а это примерно сорок восемь тонн, каждый год.

Чайный караван из Китая

Чай появился в России при Михаиле Федоровиче Романове

Пекин и Москву разделяют огромные расстояния. Но между ними стоит Кяхта - китайский городок на границе, откуда в Россию шли огромные караваны с чайным листом. Сейчас Кяхта - не более, чем небольшой населенный пункт в Бурятии, а раньше это была настоящая «чайная столица». Здесь товар тщательно упаковывался в корзины и водружался на верблюдов. Доставка груза по Сибири была возможна только зимой, а дорога по маршруту Москва - Казань - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Томск - Иркутск занимала от семидесяти дней, в лучшем случае, до полугода. Торговец чая за одну поездку мог заработать 50 рублей. При этом российская таможня тоже неплохо получала с ввозных пошлин. К 1854 году здесь торговало 58 купеческих домов с общим оборотом в 10 миллионов рублей серебром. К слову, в этом же году через Кяхту удалось перевезти аж пять тысяч тонн чайных трав. А пик импорта выпал на 1907 год, когда в Российскую империю завезли более 90 тысяч тонн.

Цены на чай в дореволюционной России
Такой рост импорта можно объяснить «чайным бумом», который прогремел, если не заварился, на всю империю в XIX веке. Несмотря на высокую цену, китайские травы полюбились всем сословиям без исключения: от самого императора до бедных крестьян. В 1821 году вышел так называемый указ Александра I, позволявший «производить продажу чая в трактирных разного рода заведениях с 7 часов утра до 12 часов пополудни и держать в ресторациях чай». По всей Москве открывались чайные магазины и трактиры, где целыми партиями варили чай.
В течение века количество потребляемого в России чая выросло как минимум в двадцать раз. Вот такими впечатлениями делится посетивший Россию во время царствования Николая I Астольф де Кюстюн: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… Деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нем пьют».

Склад в чайной столице Кяхта

Иван-чай был искусственным заменителем китайского

И действительно, Астольф де Кюстюн прав. Чай даже вошел в обязательный рацион солдата во время русско-турецкой войны 1877−1878 годов. Повсеместное развитие чайной индустрии толкало и производство самоваров. В Туле выпускалось по 120 тысяч штук в год. А когда по чайному тракту из Кяхты в Москву провели железную дорогу, то цена товара резко упала, потому что транспортные издержки значительно сократились, да и травяного напитка как такового стало больше. Вместе с этим открылся и морской путь через Одессу, но только чай был уже из Индии и Цейлона. Впрочем, китайские поставщики не проиграли в конкуренции и сохранили за собой львиную долю импорта всего чая.
Не удивительно, что к началу двадцатого века Россия стала лидером по потреблению чая в мире после Китая. В нашей стране сложилась своя культура чаепития. Напиток готовился в самоваре, его любили распивать в блюдцах, больше ценились черные сорта, нежели зеленые или серые. Он заменял спиртное, потому что тоже обладал тонизирующими свойствами. Нередко вместо китайской травы подсовывали свой - «импортзамещенный». Таким стал Иван-чай или кипрей, чьи высушенные листья бурого цвета очень напоминали настоящие. Отвар из Иван-чая давно употреблялся на Руси, его окрестили как «легальный суррогат». Кипрей даже вывозился за границу как контрабандный товар и нередко примешивался к настоящему чаю, что было строго запрещено. Впрочем, торговой полиции не удалось полностью избавиться от Иван-чая.


Сухопутные маршруты поставок китайского чая проходили через всю Сибирь
Идея вырастить собственный чай давно жила в России. По-настоящему за это дело принялись большевики, когда была поставлена масштабная задача ослабить зависимость от импорта заграничных товаров, в том числе и чая. Для этого даже была принята специальная программа, основан научно-исследовательский институт чая и чайной промышленности. Существовала организация «Центрочай», которая занималась перераспределением конфискованного товара.
В СССР выращивали свой чай в Грузии, Азербайджане и Краснодарском крае
В Краснодарском крае, в Грузии и Азербайджане строились чайные фабрики и плантации - благо позволяли климатические условия. Их продукция попала на прилавки магазинов уже в тридцатые годы, и даже уверенно шла на экспорт. А пик производства чая пришелся на семидесятые, когда площадь плантаций достигла 97 тысяч гектаров. Ясно дело, что перестройка и дальнейший раскол СССР сократили выпуск отечественного чая. Но и по сей день этот напиток остается неотъемлемой частью нашей жизни.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»