n1.doc
речевая ситуацияЛит.: Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методологии психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1969; Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. - Т. 2. - М., 1982; Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М., 1978; Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М., 1969; Его же. Проблемы развития психики. - М., 1959; Его же. Речевая деятельность // ЛЭС. - М., 1990; Его же. Язык, речь и речевая деятельность. - М., 1969; Теория речевой деятельности.- М., 1968, 1971.
Последствия издевательства со стороны ваших сверстников и постоянное повторение учителем ошибок, совершаемых ребенком, - это углубление отступления и полное отказ от выступления вне класса и за его пределами. Учителя обычно признают, что ребенок не участвует в этой деятельности, тем самым подтверждая, что он или она менее склонны или не заинтересованы в своих предложениях. Мы имеем дело с механизмом самоисполняющегося пророчества. Учитель, считающий ребенка менее способным, менее прилежным или не желающим сотрудничать, может начать игнорировать его по-другому, чем остальные, предоставляя ему меньше возможностей приобретать новые навыки, чтобы он или она фактически не использовали все свои способности.
Л.Е. Тумина
РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ - 1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств. Основы учения о Р. с. закладываются в диалоге Платона «Федр»: «важно, кто говорит и откуда он»; необходимо учитывать «природные свойства своих будущих слушателей» («какими речами какого человека можно убедить»), «время, когда... удобнее говорить, а когда воздержаться»; все виды речей «применять вовремя и кстати». Далее эти основы развиваются Аристотелем: «Речь слагается из трех элементов - из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» («Риторика». Книга I). Выделенные Платоном и Аристотелем элементы мы найдем в любых описаниях структуры Р. с, предложенных с тех пор. Так, лингвист XX в. Дж. Серл считает, что Р. с. включает говорящего и слушающего, а также некие «определенные условия» (1969); Дж. Ферт, один из основателей «неолингвистики», в этот же период предлагает при описании ситуативного контекста увязывать следующие факторы: 1) релевантные признаки участников Р. с; 2) релевантные объекты; 3) результат речевой деятельности. Д. Хаймс (1972), используя методы этнографии, разрабатывает следующую систему признаков Р. с. для ее описания: 1) участники (адресант, адресат, аудитория), 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время, другие значимые условия), 4) канал общения (способ осуществления коммуникации) - используется ли устная или письменная речь, условные знаки и пр., 5) код (язык, диалект, стиль), 6) речевой жанр (например, проповедь), 7) событие (например, церковная служба, одной из ситуаций которой является ситуация проповеди), 8) оценка эффективности речи (тронула ли проповедь сердца), 9) цель - то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации. В подходе Хаймса ценна прежде всего идея о том, что описать и понять Р. с. можно только при анализе именно значимых ее при-
Трудность в разговоре, меньшая активность во время занятий, частые сбои и уход от взаимодействия со сверстниками или отказ от него могут в конечном итоге привести к серьезным трудностям в социальном и когнитивном развитии. Как предотвратить негативные последствия расстройств и задержки в развитии речи? Дети с нарушениями речи являются одними из сверстников в той же ситуации, что и любое меньшинство, где большинство членов имеют определенные стереотипы, ожидания и способы обращения. Поэтому будет полезно рассмотреть и изучить результаты отмены предрассудков и сокращения неравенства между учащимися разных рас и десегрегацией в школах в Соединенных Штатах.
речевое общение
Знаков, определяющих речь, а не всех бесчисленных особенностей той или иной ситуации действительности. Этот подход аналогичен принятому в фонетике, где фонему как совокупность нескольких дифференциальных признаков отличают от звука (конкретной реализации фонемы с многочисленными признаками).
Близко к этому понимание Р. с. в отечественной прагматике: при описании Р. с. отбираются те элементы ситуации речи, которые важны для членов данного речевого коллектива и могут определять выбор тех или иных лингвистических форм и значение последних. Среди этих элементов различают несколько групп: А- те, что в совокупности образуют «сцену действия»: 1) тип и жанр события (например, урок); 2) тема его (предмет речи);
По их мнению, можно уменьшить предрассудки большинства меньшинств и повысить самооценку меньшинств, но необходимо иметь контакт между представителями этих групп, соблюдая определенные условия. Он должен основываться на равных условиях и преследовать общую цель, приводя к общим интересам и сходству между членами обеих групп. Позитивные последствия таких контактов подкрепляются поддержкой со стороны институтов, закона, властей и атмосферы в сообществе, которые способствуют межгрупповому сотрудничеству.
Первое правило касается равенства позиций. Речь идет не о формальном равенстве, это касается учеников одного класса или, например, членов одного круга интересов. В такой ситуации положение ребенка с проблемами общения может не совпадать с положением коллег, у которых нет речевых проблем, например, в результате его или ее ожиданий для других учителей или сверстников или из-за различий в компетенциях, связанных с принадлежностью к меньшинствам. Коэн предлагает временно решить эту проблему, заменив «более компетентное» большинство и менее «компетентное» меньшинство.
функция (проверка знаний, сообщение информации и пр.);
обстановка (место, время и пр. - то, что важно); Б - призна
ки Р. с, относящиеся к участникам ее: 1) их социальные пози
ции (иерархия или равный статус и пр.), 2) социальные роли
(учитель - ученики), 3) правила и нормы, регулирующие от
ношения участников в данном социуме, социальной группе,
4) индивидуальные отношения между участниками (любимый
учитель или нет и пр. - то, что важно, и если это важно для
речевого поведения).
A.K. Михальская
Это может быть достигнуто путем создания ситуации, при которой каждый ребенок, независимо от того, что он дал ему, сможет научить других членов группы тому, что он компетентен. Тем не менее, все имеют или могут сами развивать знания, навыки или компетенции, которые будут переданы их сверстникам.
Другая проблема связана с обозначением общих целей и устремлений. В детском саду часто сравниваются с другими достижениями и соперничеством за похвалу и внимание учителя. В таких условиях предрассудки усиливаются, а другие легко воспринимаются как враги - дети вместо того, чтобы преследовать общие цели, конкурируют друг с другом. Основываясь на таких наблюдениях, которые были сделаны более 30 лет назад, но до сих пор актуальны, Аронсон и его коллеги создали новый, опрятный способ работать с детьми.
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ- это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, познавательную и т. п.).
В соответствии с этим группа делится на несколько команд, каждая из которых получает часть предоставленной информации за день и несет ответственность за передачу этой информации коллегам. В течение некоторого времени каждый является экспертом, каждый преследует общую цель, и в то же время они начинают видеть в своих коллегах компетентных людей, с которыми можно работать вместе. Исследования показывают, что чувство собственного достоинства членов группы увеличилось в классах, сочувствие коллегам из меньшинства и большинства увеличилось.
Р. о. осуществляется между многими, несколькими или двумя людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Р. о. обоюдно. Как всякая социальная активность человека, Р. о. социально и целенаправленно.
Формой проявления Р. о. является речевое поведение собеседников, а содержанием - их речевая деятельность.
В то же время разница между меньшинством и большинством была уменьшена, и все дети использовали метод. Подробнее читайте в Магдалене Ржитко и Адриани Сиберс «Поддержка развития речевой речи» в последнем издании «Воспитание детского сада». Говорящие задержки и языковые проблемы настолько часты, что можно сказать, что это не ребенок, которому не приходилось преодолевать трудности в этой категории в его детстве.
Ни один ребенок не похож на другой
До некоторой степени языковые трудности, в том числе задержки речи, абсолютно нормальны, и подавляющее большинство детей преодолевают их самостоятельно или с помощью до пяти или семи лет. Эти задержки на языке не являются признаком болезней и не являются причиной для подлинной озабоченности, но приговор должен исходить только от специалистов, после общих оценок и конкретных анализов. Родители беспокоились, что маленький человек очень молчал, когда его коллеги уже говорили, мы говорим им две вещи.
Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, людям и т. п.
речевое событие
Выделяются два вида поведения: вербальное (словесное) к реальное. Вербальное поведение - это система высказываний, мнений, суждений, доказательств и др., которые могут быть зафиксированы как явные признаки психических состояний. Реальное поведение - это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде.
Во-первых, ни один ребенок не похож на другой, и темпы развития специфичны для каждого из них. Вторая важная вещь заключается в том, что задержки речи можно говорить только в более широкой концепции, которая связана с трудностями в разговоре, трудностями в понимании, письме, чтении, имитации и социальном взаимодействии.
Наиболее распространенными языковыми проблемами детей являются те, которые относятся к категории расстройств произношения. Если гласные легко произнести, согласные, любой из них, могут вызвать проблемы у детей. Иногда маленькие испытывают трудности с одним согласным, иногда с несколькими. Настойчивость родителей правильно говорить, чрезмерное стимулирование и давление на ребенка, особенно если оно мало, может быть одной из причин, по которым у ребенка будут задержки в речи.
Существенным различительным признаком речевого поведения и речевой деятельности представляется уровень мотивации и соответствующая ему мера осознанности мотивов акта поведения (в рамках поведения) и речевого действия (в рамках деятельности). Поэтому, если речевая деятельность - это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность, то речевое поведение - это малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Как видим, в речевой деятельности «задействованы» глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление (а порой необходимость) к осознанию мотивов тех или иных поступков отсутствует.
Важно, чтобы родитель не заставлял своего ребенка вообще достигать стандартных порогов эволюции для своего возраста, потому что эффект может быть совершенно противоположным. Но могут возникнуть проблемы с развитием и задержки в развитии языка, необходимы советы и рекомендации врача. Кроме того, хорошо, что перед тем, как взять ребенка в логопед, исправить языковые проблемы или стимулировать язык, его следует рассматривать, анализировать и в конечном итоге расследовать врачом, чтобы устранить любую психологическую причину и соматические помехи, которые могут вызвать задержки речи.
Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.
Врач может определить возможные причины словесной задержки
Также известен тот факт, что существует множество заболеваний, начиная от анатомических аномалий и заканчивая аутизмом или другими психосоматическими поражениями, может иметь симптоматические трудности в языковых или языковых задержках. В зависимости от возраста ребенка задержки в языке или отсутствие сиреневых попыток - это знак, который должен отправить вас с маленьким на чек. Врач будет оценивать слуховую способность ребенка, уровень психологического и когнитивного развития и может идентифицировать или не органическую или психологическую причину, объясняющую задержку развития языка.
Следовательно, формирование социально-активной личности ребенка предполагает развитие Р. о. в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной компетентности», которая охватывает знания не только языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм Р. о., правил речевого поведения.
Определенно, ребенок с отставанием в языке, до трех лет, использует небольшое количество слов, делает их неправильными, не делает простых предложений, но имеет хороший слух и нормально развитые фоно-суставные органы. Условная отсталость характеризуется задержкой в развитии общей моторики низкой подвижности руки. Возникновение слов происходит позднее, через два с половиной года, словарь сокращается, накопление новых или отсутствующих слов. Ребенок не делает предложений, не знает множественного смысла слов и имеет недостаток прекрасного моторизма.
Лит.: Антон Э. Исследования проблемы речевого взаимодействия на уроке в некоторых зарубежных странах // Измерения в исследовании проблем воспитания. - Тарту, 1973. - С. 154-170; Леонтьев А.А. Психология речевого общения: Автореф. докт. дис. - М., 1975; Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции. - М., 1978; Роовет Э.И. Обучение речевому общению (теоретические основы). - Таллин, 1984.
Задержка с речью, как можно устранить проблему?
Описание является самым серьезным из словесного запаздывания и диагностируется как врач. Ранняя диагностика - это первый шаг, который может помочь в восстановлении. Вербальная отсталость не означает, но побуждает ее неспособность ребенка интегрироваться в колледж детей того же возраста с ним, а выздоровление зависит от причин, вызвавших ситуацию, и включает в себя комбинированную двигательную, психологическую и логопедическую терапию. Терапевтическая стратегия индивидуализирована и нуждается в мониторинге, чтобы соответствовать реальным потребностям ребенка.
ОМ. Казарцева
РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ - основная единица речевого общения
(речевой коммуникации). Еще Аристотель замечал, что «речь сла-
речевой акт
Гается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» (Риторика. Книга 1). Развитие этих идей находим в современном понимании Р. с, его структуры и элементов. Среди последних различают несколько групп. В первую относят те элементы, которые в совокупности образуют «сцену действия», или так называемый «внеличностный контекст» события. Их четыре: 1) тип события или его «жанр» (например, урок); 2) тема события (урока); 3) функция (сообщение информации, проверка знаний, выработка навыков и пр.); 4) обстановка (место и время). Вторую группу элементов Р. с. образуют существенные признаки участников: их социальный статус, ролевые отношения (в нашем примере - учитель и ученики; их роли в общении неравнозначны - учитель ведет общение, направляет его ход, организует его; соответственно он обладает особым «правом на речь» и правом предоставлять это право по своему выбору ученикам). Р. с. характеризуется также определенной последовательностью речевых актов, закономерным следованием высказываний участников (так, в обучении основной единицей структуры дискурса является чередование следующих элементов: вопрос - ответ - оценка). Р. с. включает также и те правила, которые регулируют взаимодействие между его участниками, те нормы, в соответствии с которыми интерпретируется сообщаемое и происходящее (например, если, получив ответ на заданный вопрос, учитель в ходе опроса словесно не оценивает ответ, а сразу же «идет дальше», ученики, как правило, интерпретируют это как положительную оценку ответа).
Открытое сотрудничество между терапевтами и родителями является обязательным и необходимым. Трудности в разговоре, от замедленного до столкновения или трудности произнесения согласных - общие проблемы. Большинство из этих трудностей решены! Доказательством является то, что мы, взрослые, практически не встречаем людей с реальными трудностями речи.
Родители должны знать, что давление на ребенка имеет прямо противоположное тому, что преследуется. Дети не должны быть принуждены, но их нужно исправить! Стимулирующее движение руки и ловкость необходимы для стимуляции речи, участки коры, которые контролируют пальцы и язык, частично накладываются друг на друга. Один из способов, которым логопед стимулирует и исправляет речь, увеличивает ловкость, побуждая ребенка выполнять тонкую работу руками.
Лит.: Бела Р. Социолингвистика. - М., 1980; Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социолингвистические исследования. - М., 1976; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М, 1996; Saville-Troike M. The Ethnography of Communication: An Introduction.- Oxford, 1982; The Ethnography of Communication, ed. by J. Gumperz and D. Hymes. - N.-Y., 1972.
A.K. Михальская
РЕЧЕВОЙ АКТ (РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ, РЕЧЕВОЙ ПОСТУПОК) - элементарная, минимальная (далее неделимая) единица речевого поведения. Р. а., объединенные в единицы более высоких уровней (речевой шаг, цикл, взаимодействие), образуют дискурс. Теория Р. а. возникла в русле лингвистической философии и восходит к работе Дж. Остина «Как совершать поступки с помощью слов» (1960). Остин, опираясь на известное античное изречение («Слово есть вид дела» - Солон), замечает, что произнесение некоторых высказываний в определенных условиях равнозначно совершению
Лучшее восстановление достигается в возрасте четырех лет, когда фиксируется значительная часть навыков общения. В этом возрасте восстановление важных языковых проблем намного сложнее. Кроме того, родители должны побуждать его смотреть и слушать внимательно, пока они говорят. Полезно не позволять ему говорить, если он не понимает, что он говорит, помогая ему с простыми вопросами, которые приведут к упрощенным ответам. Повторите в правильной форме, но не повторяйте ее и не заставляйте. Не спорьте, не ошибается ли он и не хвалит его, когда он говорит хорошо, но скажите ему, что он правильно говорил, когда он преуспевает.
речевой акт
Некоторого действия, поступка. Высказывания, обладающие такими свойствами, были названы Остином перформативами. В дальнейшем возникло предположение, что некое действие (поступок) совершается говорящим при произнесении любого высказывания.
X. Грайс (1975) предложил следующее (общепринятое теперь) описание структуры Р. а. При осуществлении Р. а. говорящий, произнося в некоторой ситуации общения (речевой ситуации) некоторое высказывание, выражающее его намерения (или интенции), производит действия четырех различных типов: 1) действие собственно произнесения - произносит звуки, 2) пропозициональное действие (осуществляет референцию и предикацию, связывая используемые знаки с действительностью и субъект высказывания с предикатом, т. е. осуществляет пропозицию), 3) иллокутивное действие - выражает определенное намерение, направленное на адресата (похвалу, просьбу, обещание и пр.), 4) перлокутивное действие - осуществляет воздействие на адресата, приводящее к изменению поведения последнего или его картины мира. Все эти четыре действия в совокупности составляют Р. а., его структуру. Например, произнося: Нельзя ли погромче? - в классе, на уроке, говорящий (учитель) осуществляет Р. а. следующей структуры: 1) произносит соответствующий комплекс звуков с определенной интонацией, в нужной тональности; 2) выражает соответствующую пропозицию; 3) осуществляет иллокутивный акт в соответствии со своим намерением - приказ (в зависимости от ситуации, возможно, просьбу); 4) добивается в результате изменения поведения ученика (громкости ответа или чтения) (перлокутивное действие). В данном примере имеем косвенный Р, а. - его перлокутив-ный эффект (действие ученика - увеличение громкости чтения в ответ на приказ) не совпадает с грамматической формой высказывания (вопрос). Различают и прямые Р а., в которых это соответствие имеется.
Использование - когда вы говорите с ним, простые короткие предложения, не подавляйте его длинными объяснениями и фразами, выражайте себя соответствующим жестом и мимикой. Используйте поэзию, говорите редко и не используйте уменьшителей, и покажите ему, что вас интересует то, что он говорит вам, и следить за ним, пока вы говорите. Визуальный контакт стимулирует диалог.
За это время дети уже дошкольные, и вы можете рассчитывать на более сложные и интересные беседы с ними. Их словарный запас обогащается каждый день, и теперь они начинают понимать простые правила грамматики. Кроме того, ожидайте много интересных историй от маленького.
Попыток классифицировать и типологизировать Р. а. предпринято множество. Одним из наиболее распространенных оснований классификаций Р а. служит то намерение говорящего, которое реализуется с помощью Р. а., так как именно целенаправленность есть одна из основных черт этой единицы поведения: одно намерение - один речевой акт. Так, различают, например, Р. а.-просьбы, Р. а.-прика-зы, Р. а.-обещания и пр. Приведем типологию Р. а. по Дж. Серлу (1969 и след.): 1) репрезентативы (представляющие положение дел, описывающие действительность); высказывания, реализующие такие Р. а., могут оцениваться как истинные и неистинные; 2) директивы (служащие побуждениями к совершению некоторого поступка): приказ, просьба и пр.; 3) комиссивы (возлагающие на говорящего определенные обязательства): обещание и пр.; 4) экспрессивы (эмоти-
речевой аппарат
Вы) - служащие для выражения оценок и эмоций, описания субъективной картины мира говорящего: Маяковский - лучший поэт XX века; Ах, как хорошо! Милый!; 5) декларативы - «институциональные», нередко ритуализованные Р. а. (назначение на должность, объявление войны и пр.). Есть и специальный тип Р. а., используемых в целях регуляции дискурса, оповещения участников общения о его ходе, а также о том, какова цель говорящего в данном фрагменте дискурса (какой именно иллокутивный акт он совершает): Я не про шу, а требую! и пр. (информативы, по Серлу).
Реальное речевое общение, однако, сложнее, чем оно выглядит в работах англо-американских лингвистов-философов 60-70-х гг., и однозначного соответствия Р. а. и намерения говорящего нет. Тем не менее для понимания основ связности дискурса и взаимопонимания коммуникантов категория Р. а. необходима. Так, последовательность высказываний: Звонит телефон! Я в ванной!- казалось бы, бессвязна. Интерпретируя же ее как последовательность косвенных Р. а.-вопроса (Ты подойдешь к телефону?) и Р. а.-ответа (Нет, не могу!), можно понять, что происходит. Значительную роль в речевой компетенции играет именно способность верно идентифицировать высказывания как определенные Р. а. в соответствии с принятыми в данной речевой среде традициями: Р. а. конвенциональны (условны), т. е. отражают сложившиеся в данной культуре речевые условности и обычаи. Так, знание о том, что высказывания: 1) Сначала подними руку! 2) Не хочешь ли ты сначала поднять руку? 3) У нас принято сначала поднимать руку. 4) Я не слышу тебя! (потому что рука не поднята) - могут быть реализациями одного и того же Р. а.-директива, они совершенно необходимы ученику уже при первых его шагах в школе.
Лит.: Арутюнова Н.Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь. - М, 1990; Безменова Н.А., Герасимов В.И. Некоторые проблемы теории речевых актов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. - М., 1984; Теория речевых актов // НЗЛ. - Вып. 17. - М., 1986; Grice H.P. Logic in conversation // Syntax and semantics, 3: Speech acts. - N.-Y., 1975; Searle J. D. Speech Acts. - Oxford, 1969.
A.K. Михальская
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ - система дыхательных и жевательных органов, приспособившихся в процессе эволюции человека для речепроизводства. В систему Р. а. входят: диафрагма, легкие с межреберными мышцами, бронхи, трахея, гортань с голосовыми складками, глотка, язык, нижняя челюсть, мягкое нёбо с маленьким язычком, нос с носовыми пазухами, твердое нёбо, зубы и губы, а также слухоречедвигательный анализатор мозга (см. органы речи).
Термин Р. а., в отличие от термина «органы речи», обозначает
речевой шаг
Функциональное единство отдельных органов и подсистем (дыхательной, голосообразующей, резонаторной). Термином же «органы речи» пользуются в тех случаях, когда необходимо обозначить участие какого-либо органа или совокупности органов в речеобразовании.
Лит.: Зиндер Л.Р. Общая фонетика. - М., 1979; Сорокин В.Н. Теория речеобразования. - М., 1985.
А.А. Князьков
РЕЧЕВОЙ КОЛЛЕКТИВ - совокупность социально взаимодействующих индивидов, отличающихся от других не набором языковых единиц и не системными связями между ними, а лишь употреблением этих единиц в речи («Украинско-русское двуязычие»), т. е. это коллектив говорящих на одном языке, но обладающих рядом специфических черт, проявляющихся в речевом поведении его членов и отличающихся от другого речевого коллектива произношением каких-то звуков, акцентологическими, лексическими, грамматическими особенностями. Часто эти различия носят не качественный, а количественный характер. Например, по данным социолингвистического исследования русской речи городских жителей Украины, фонема [ж"] реализуется преимущественно в звуке [ж]: 54% опрошенных произнесли слова дрожжи, вожжи как [дро-жы], [вожы], 10% в этих словах произнесли звук [ж"], 34% допускают колебания («Украинско-русское двуязычие»). (См. также язы ковой коллектив.)
Лит.: Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. - М, 1978; Швейцер АД. Вопросы социологии языка в современной американской лингвистике. - Л., 1971; Украинско-русское двуязычие. - Киев, 1988.
Н.П. Шумарова
РЕЧЕВОЙ ШАГ - функциональная единица устного дискур са (процесса реального речевого общения), служащая для осуществления речевого намерения (интенции) говорящего. В потоке устной диалогической речи границы Р. ш. совпадают обычно с границами интонационной группы (фразы). Однако Р. ш. - единица не фонетической и не синтаксической природы. Это единица речевого поведения, т. е. единица уровня дискурса. Могут совпадать также границы Р. ш. и границы высказывания, если Р. ш. короткий. Но чаще в один Р. ш. входят несколько высказываний. Аналогично тому, как слово является минимальной свободной и вместе с тем основной единицей языка, включающей в себя единицы низших уровней (морфемы) и включенной, в свою очередь, в единицы более высоких уровней (предложения), Р. ш., с
речевой шаг
Одной стороны, включает в себя речевые акты - как единицы более мелкие и функционирующие только в составе Р. ш., а с другой - входит как составной элемент в более крупные единицы дискурса - речевые циклы и пр. В педагогическом дискурсе, например, встречаются чаще всего обучающие речевые циклы, состоящие из трех Р. ш.
Учитель: Кто скажет, чем звук отличается от буквы?Ну! Ско
рее, Петя, вспомнил? Это Р. ш. «инициирующий», или «начальный»,
т. е. открывающий цикл. В нашем примере состоит из следующих
Р. а.: 1) «вызов» (вопрос, требующий речевого ответа); 2) «уско
ритель», или Р. ш., усиливающий темп речевого взаимодействия
(Ну! Скорее!), и 3) «называние», предоставление права речи (для
ответа) конкретному ученику.
Ученик: Букву мы пишем и читаем, а звук слышим и произносим.
Это второй элемент цикла - Р. ш. «ответ», т. е. речевой ответ на
вызов.
Учитель: Так. Хорошо. Молодец, Летя. Это Р. ш. «обратная связь».
На нем данный речевой цикл заканчивается. Элементы «обратной свя
зи»: речевой акт «прием» (Так и кивок головы показывают, что ответ
услышан) и речевой акт «оценка» (Хорошо. Молодец) и т. д.
Лит.: Michaels S., Collins J. Oral Discourse Styles: Classroom Interaction and the Aqusition of Literacy // Coherence in Spoken and Written Discourse. - Vol. 12. - 1984 / Series «Advances in Discourse Processes». Ed. by R. O. Freedle, New Jersey; Sinclair J., CoulthardR. Towards in Analysis of Discourse. - L., 1975.
A.K. Михальская 198
речевой этикет
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ - система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). Коммуникативная функция языка реализуется в Р. э. через ряд специализированных функций. Контактоустанавливающая (социативная, контактная, фактическая) функция проявляется в таких речевых актах, когда говорящий обращает на себя внимание собеседника, готовит его к сообщению информации. Контактоустанавливающая функция конкретизируется в таких подфункциях, как апеллятивная и вокатив-ная, осуществляющая призыв, привлечение внимания собеседника. Когда мы говорим: Гражданин! "Или: Простите, пожалуйста, как пройти?- у нас нет иной цели, как привлечь внимание собеседника, призвать его для дальнейшего разговора; функция ориентации на адресата (конативная) связана с проявлением в обществе обхождения друг с другом членов коллектива. Поэтому функция ориентации на адресата связана с подфункцией вежливости. Одному человеку мы можем сказать: Уважаемый Николай Иванович, другому (или в других условиях): Коленька, а третьему (или в иных условиях): Колюня. И все это будет зависеть от того, кто и кому, в какой обстановке и при каких взаимных отношениях говорит. Регулирующая (регулятивная) функция регулирует характер отношений адресанта и адресата. Например, выбор обращения Даш! Дарья! Дарья Николаевна! Уважаемая Дарья Николаевна! "и т. п. определяет тональность последующего сообщения. Воздействие на адресата осуществляется с помощью подфункций волеизъявления (от я) и воздействия (к ты). Особенно ярко эти подфункции проявляются в тематических группах «просьба», «совет», «приглашение», «предложение», «требование», «приказ», «мольба», «упрашивание»; эмоционально-модальная (эмотивная) функция связана с выражением эмоций, чувств, отношений человека. Есть особенно яркие единицы, снабженные дополнительными эмоционально-экспрессивными элементами: Нет слов выразить благодарность! Как я рад вас видеть! я т. п.
Говоря о Р. э., принято рассматривать область применения Р. э. (вербализованный этикет поведения), сферу использования его единиц (сумму типизированных ситуативных тематических групп), функциональное поле (совокупность специализированных функций Р. э.), семантическое поле (систему синонимичных, тематически связанных единиц в каждой из типизированных ситуативных тематических групп).
Формулы Р. э., реализуясь в определенной ситуации, типизи-рованно отражают эту ситуацию, ее компоненты, что находит воплощение в семантической и грамматической структуре единиц, а
речемыслительныи процесс
Также в стилистических коннотациях. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику" и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т. д. Ситуации Р. э. не замкнуты, они открыты в более широкую область «стереотипов общения». Каждая ситуация обслуживается в русском языке группой формул и выражений, которые образуют синонимичные ряды. Например, в ситуации прощания: До свидания; До встречи; До завтра; До вечера; Прощай(те); Позвольте (с вами) попрощаться; Всего; Пока; в ситуации благодарности: Спасибо; Благо дарю; Очень вам (тебе) благодарен(рна); Очень вам (тебе) признате- лен(льна); Я хотел бы поблагодарить вас. В синонимическом ряду есть формула наиболее употребительная, стилистически нейтральная (т. е. доминанта синонимического ряда), например: До свида ния; Спасибо; есть формулы с оттенками значения: До завтра; Про щайте; с модальными оттенками: Я хотел бы поблагодарить вас; со стилистическими оттенками: Позвольте попрощаться (высок.); По ка (сниж.).
Таким образом, Р. э. позволяет устанавливать нужный контакт с собеседником в определенной тональности, в различной обстановке общения, отражает разный характер взаимоотношений общающихся и т. п. Выбор той или иной единицы синонимического ряда предопределен экстралингвистическими обстоятельствами.
Лит.: Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1989; Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»- М, 1989; Ее же. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989; Ее же. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. - М., 1987.
Л.Е. Тумина
РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫИ ПРОЦЕСС - ход мысли, последовательная смена интеллектуально-речевых действий, побуждаемых теми или иными мотивами и соотнесенных с целью. Применительно к конструированию текстов это наиболее эффективная последовательность речемыслительных действий и операций, реализация которых приводит к ожидаемому результату. Если ход мысли планируется, то говорят о деятельностной программе.
В.Н. Мещеряков
РЕЧЬ - сложный объект. Она изучается не только лингвистами (психолингвистами, социолингвистами, нейролингвиста-ми, фонетистами, специалистами по стилистике), ее изучают психологи, физиологи, логопеды, специалисты по теории коммуникации и информатике (интеракционным системам), по высшей нервной деятельности, по акустике. Проблемы Р. нахо-
речь
Дятся в фокусе внимания философов, логиков, социологов, литературоведов.
В данном словаре-справочнике Р. рассматривается прежде всего с точки зрения теории речевой деятельности.
Р. - деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мысли, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Под Р. понимают как сам процесс (речевая деятельность), так и его результат (речевые тексты, устные или письменные). Р. есть реализация языка, который обнаруживает себя только в Р. Она материальна, состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами. Р. конкретна, связана с объектами действительности, может оцениваться с точки зрения истинности, она преднамеренна и устремлена к определенной цели, ситуативно обусловлена, динамична, развивается во времени и пространстве, она субъективна и индивидуальна.
Индивидуальный характер - важнейший признак Р. «Каждый индивид употребляет язык для выражения именно своей неповторимой самобытности» (В. фон Гумбольдт). Субъективность Р. проявляется в том, что Р. имеет автора, передающего в ней свои мысли и чувства, для выражения которых он выбирает слова и структуры предложений; он относит языковые номинации к определенным объектам действительности, придавая им речевое значение. Говорящий (или пишущий) отдает предпочтение тому или иному стилю общения и сообщения (фамильярному, официальному и т.п.), использует высказывание с нужным для своих целей коммуникативным заданием. «Только в речи индивида язык достигает своей окончательной определенности» (В. фон Гумбольдт). Речевое поведение составляет существенную характеристику личности.
Различают Р. внутреннюю (см. внутренняя речь) и внешнюю. Внешняя подразделяется на устную (см. устная речь) и письменную (см. письменная речь), на монолог и диалог, а также по стилям и жанрам.
При помощи Р. происходит общение между людьми, следующее определенным социальным конвенциям. Общение создает коммуникативный контекст, в котором реализуются речевые акты (см. общение, речевой акт). В речевом общении может быть выделен ряд аспектов, соответствующих поставленной говорящими задаче: информативный, прескриптивный (воздействие на адресата), экспрессивный (выражение эмоций, оценок), межличностный (регулирование отношений между собеседниками), игровой (апелляция к эстетическому восприятию, воображению, чувству юмора) и др. Эти аспекты, часто соприсутствующие в Р., могут обособляться,
ритм
Создавая самостоятельные формы общения - речевые жанры, различные не только по целям, но и по распределению ролей и коммуникативных интересов собеседников, речевой тактике, условиям успешности, предпочтительным синтаксическим структурам, принципам установления связности реплик и др.
Р. как один из видов социальной активности человека переплетается с другими формами деятельности, в том числе трудовой, в процессе осуществления которой она и возникла. Р. полифункциональна и с этой точки зрения исследуется лингвистической прагма тикой. Подход к Р. как форме деятельности характерен для социо- и психолингвистических исследований, изучающих процессы и механизмы речеобразования, возникновение речевых ошибок и нарушений Р. (нейролингвистика), отношение речевых действий к другим видам социальной активности человека (работы Н.И. Жин-кина, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева и др.), роль Р. в формировании сознания и проявлениях подсознательного, внутреннюю речь, процессы развития детской речи и др.
Р. рассматривается как вид сознательной и целенаправленной деятельности также в концепции лингвистической философии.
В рамках лингвистической философии сформировалась теория речевых актов в ее современной версии (работы Дж. Остина, Дж. Р. Серла и др.).
Лит.: Выготский Л. С. Мышление и речь // Избр. психол. исследования. - М., 1956; Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М., 1958; Леонтьев А.А. Речь и общение // Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1976; Чистович Л.А. и др. Речь: Артикуляция и восприятие. - М.; Л., 1965.
Л.Е. Тумина
РИТМ (греч. rhytmos - соразмерность, стройность) - 1) чередование каких-либо элементов (звуков, изображений или предметов), происходящее с определенной последовательностью; 2) упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием. Р. представляет собой внутреннюю организацию образов, воспринимаемых человеком и служащих основой его действий. Чувство Р. в основе своей имеет моторную (двигательную) природу. Нельзя просто «слышать Р.». Слушатель только тогда переживает Р., когда «сопроиз-водит» его.
Р. часто отождествляют с ритмичностью - более узким понятием по отношению к Р., т. е. с периодической повторяемостью, цикличностью движения, линий, цветовых сочетаний, предметов и изображений. Но ритмичность не всегда возможна, тогда как Р. возникает всякий раз при структурном объединении нашим созна-
риторика
Нием ряда звуков (или звуковых акцентов) во времени или нескольких предметов (изображений) в пространстве.
Строгая ритмическая организация характерна для стихов. Однако не следует отождествлять Р. и метр (стихотворный размер), который задает лишь закономерность чередования ударных и безударных слогов, но не определяет их длительности. Что касается Р., то он может следовать размерности стиха (как, например, в детских считалках, некоторых частушках, прибаутках), но гораздо чаще формируется как бы параллельно, подчиняясь эмоционально-волевым движениям исполнения стихотворения. Точки пересечения метра и Р. возникают обычно там, где этого требуют законы языка. Коренное отличие Р. стиха от его размера в том, что размер зафиксирован в словах, составляющих стихотворение (в тексте), а Р. рождается при чтении стиха и обусловлен как стихотворным размером, так и индивидуальными особенностями читающего, а также ситуацией, в которой происходит превращение написанного текста в звучащий.
Наиболее сложен Р. прозаической речи. Мы с трудом улавливаем Р. обычной нестихотворной речи, но легко обнаруживаем его нарушение, например заикание, неожиданные остановки и само-перебивы в речи. Очевидно, психика человека устроена так, что ей требуется постоянное ощущение равномерной пульсации, пусть неявной и накапливающейся на каком-то временном интервале из разрозненных сегментов речи (в этом случае происходит «интегрирование», суммирование пульсаций).
Замечено, что психофизиологические функции, связанные с положительными эмоциями, предполагают высокую степень ритмичности. В то же время боль, страдание, страх - вообще отрицательные эмоции - вызывают нарушение ритмики организма. Имеется и обратная зависимость: ритмичность сама по себе дает известное удовлетворение, а ритмическая дезорганизация приводит к отрицательным эмоциям. Вероятно, именно эта психофизиологическая закономерность лежит в основе интуитивного выбора того или иного Р. устного высказывания.
Лит.: Леей В. Вопросы психологии музыки // Дирижерское исполнительство. - М., 1975; Моисеева Н.И. Восприятие времени человеческим сознанием // Хронобиология и хрономедицина. - М., 1989; ЛЭС. - М., 1990; Черемисина Н.В. Вопросы эстетики русской художественной речи. - Киев, 1981.
А.А. Князьков
РИТОРИКА (греч. rhetorike techne от rhetor - оратор) - теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей,
риторика
Гармонизирующей речи. Теория Р., возникшая еще в античности (середина I тыс. до н. э.), синкретически заключала в себе все основные дисциплины гуманитарного круга; к середине XIX в. завершается их выделение и специализация, и Р. утрачивает статус теоретической области знаний. Развитие гуманитарной культуры с середины XX в. отмечено так называемым «риторическим Ренессансом» или «возрождением Р.». Это касается, в первую очередь, теории Р.: лингвистика и литературоведение вновь обращаются к классическому риторическому наследию, переосмысливая его на новом уровне; за рубежом возникает современная новая Р. (неориторика), начинающая претендовать даже на роль общей методологии гуманитарного знания (основания для этого находят в том, что многие наиболее общие теоретические концепты гуманитарных наук возникли именно в классической риторической теории). Неориторика родственна
ИНСТИТУТ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
контрольная
работа
на
тему:
Правила
речевого поведения
.
Выполнил студент
______
Рослова ___________
__
_______Мария______________
(фамилия, имя, отчество, подпись)
_________Заочная
______________
(форма обучения)
__менеджмент
организации___
(специальности)
__________616_________________ ____
(группа)
Проверил:
______________________________ ________
______________________________ ___
(ученое звание, должность, фамилия,
имя, отчество, подпись)
Оценка________________________ ___
Москва 2011 г
Содержание
- Теоретическая
часть
- 14
вариант. Правила
речевого поведения
.
Этикет и речь_________________ ______________________________ _____4
Речевое поведение_____________________ ___________________________6
Правила диалога_______________________ ___________________________7
Ораторская речь_______________ ______________________________ ____10
Правила говорящего и слушающего ______________________________ __13
О речевой ситуации______________ ______________________________ __17
Застольная речь_______________ ______________________________ ____18
Культура речи в национальном общении_______________________ _____19
Заключение____________________ ______________________________ ___ 20
2. Практическая часть. Вариант 14____________________________ ___ 22
Список использованной литературы____________________ ____________ 24
Введение
Мы живем
в знаменательное время, когда особенно
остро человек осознает свое место
в мире, осознает Землю как единый
дом для всего на ней живущего.
Происходит глобальное понимание связей
всего со всем, взаимозависимостей
и взаимовлияний, о которых не
думали еще совсем недавно. Широко развивается
наука экология, обсуждаются последствия
вмешательства человека в природу.
Пишут много и широко и об экологии
человека, изучающей процессы взаимопроникновения
природы и общества, и об экологии
культуры - о защите памятников
старины и других многочисленных
явлений культуры, пишут и об экологии
слова.
Отсюда
вытекает актуальность темы моей контрольной
работы - «Правила ведения речи».
Сегодня
особенно актуальны как речевое
поведение в целом, так и правила
ведения диалогов.
Новизна
и специфичность современных, чисто
российских, аспектов правила ведения
речи заключаются в том, что формирование
таких новых структур происходит
на фоне общества.
Вне культуры
общения расстраивается взаимодействие
людей, их производственная деятельность,
их повседневный быт. "Сейчас в стране
идет прекрасный, долгожданный, но для
некоторых мучительно трудный процесс
демократизации нашего общества. Мы учимся
жить в условиях демократии. А демократия
- это еще и интеллигентность,
взаимоуважение. Это должно проявляться
во всем: в спорах, в отстаивании
собственного мнения, в умении внимательно
выслушать оппонента, постараться
понять его, ибо, не поняв, как ты сможешь
ответить ему спокойно и по существу?
А умеем ли мы вообще слушать друг
друга?».
Целью
данной работы являются правила ведения
речи, их анализ и разработка рекомендаций.
Для достижения
этой цели предполагается решить следующие
задачи:
Выяснить,
какая связь между речью и
этикетом.
Для чего
нужны в обществе правила речи.
Этикет и речь
При слове
этикет в нашем воображении возникают
некие придворные церемонии, о которых
мы когда-то читали. Конечно, первоначально
этикет возник как церемония демонстрации
иерархической власти. Э.В. Арова
в книге "Будьте добры" рассказывает,
что древнейшие сведения об этикете
содержатся уже в "Поучениях Кагемни
фараону Снофри", которым около
пяти тысяч лет. Само же слово этикет
возникло во Франции и употребляется
со времен Людовика XIV.
В каждом
обществе этикет постепенно развивался
как система правил поведения, система
разрешений и запретов, организующих
в целом морально-нравственные нормы:
оберегай младших, заботься о жене,
уважай старших, будь добрым к окружающим,
не обижай, не оскорбляй зависящих
от тебя, будь трудолюбивым, совестливым
- и т.д. и т.п.
Этикетных
знаков великое множество в каждом
сообществе. Они бывают общенациональными,
бывают знаками социальной среды, или
социальной группы, или узкого круга
- и при этом всегда несут важную
информацию: свой - чужой (не принадлежащий
к среде, кругу), вышестоящий -
нижестоящий, далекий - близкий,
знакомый - незнакомый, желанный -
нежеланный и т.д.
Естественно,
что этикет и речь связаны теснейше.
Об этом прекрасная книга В.Е. Гольдина
"Речь и этикет". Манера речи, стиль,
разрешение или запрет говорить одно
и не говорить другое, выбор языковых
средств как помета своей принадлежности
к среде - все это заметно
в наших повседневных речевых
проявлениях.
Попробуем
сделать вывод относительно того,
что такое этикет. Это самые
разнообразные словесные и несловесные
(или, вербальные и невербальные) знаки,
оповещающие окружающих о принадлежности
человека к той или иной, более
широкой или более узкой, среде,
группе. Знаки этикета составляют
некоторую систему правил, обязательных
для исполнения в данном обществе.
Не исполняющий этикетных правил
выпадает из этой среды. А поскольку
порядок поведения в обществе
воспитывается с детства в
каждом его члене семьей и школой, всей
средой, то этикет становится частью моральных
правил, изучаемых наукой этикой.
"Словарь
по этике" определяет это
понятие так: "Этикет (французское
etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность
правил поведения, касающихся
внешнего проявления отношения
к людям (обхождение с окружающими,
формы обращения и приветствий,
поведение в общественных местах,
манеры и одежда)". Как видим,
здесь общие правила поведения
и правила речевого поведения
объединены. Если этикет как установившийся
в обществе свод правил регулирует
наше поведение в соответствии
с социальными требованиями, то
речевой этикет можно определить
как регулирующие правила речевого
поведения. Это широкая зона
единиц языка и речи, которая
словесно выражает этикет поведения,
дает нам в руки те языковые
богатства, которые накопились
в каждом обществе для выражения
неконфликтного, "нормального"
отношения к людям, а это
значит - отношения доброжелательного.
С другой стороны, этикет регулирует
сложный выбор наиболее подходящего,
наиболее уместного средства
именно данным человеком, для
его конкретного адресата, в данном
конкретном случае, в данной ситуации
и обстановке общения. В одном
случае получается текст: Тань,
а Тань, сбегаем в кино!, а в
другом: Уважаемая Татьяна Сергеевна,
разрешите пригласить вас на
новый фильм. Мы каждый день
и по много раз употребляем
выражения речевого этикета: обращаемся
к людям, приветствуем их, прощаемся,
благодарим, извиняемся, поздравляем
с праздником, сочувствуем и соболезнуем,
одобряем и делаем комплимент,
мы что-то советуем, о чем-то
просим - и все это так,
что учитываем и официальную
или неофициальную обстановку
общения, и свои собственные
роли относительно ролей собеседника,
и конкретную ситуацию общения,
и национальные привычки и
обычаи. И все это привычно, автоматически,
потому что "так надо".
В силу
тысячекратного повторения в типичных
ситуациях речевой этикет воплотился
в стереотипах, в устойчивых выражениях,
формулах общения, которые мы не строим
заново каждый раз, когда нам надо
их употребить, а используем готовые,
отложившиеся в нашем языковом сознании.
Но впрочем, и здесь все же строим
новое. В целом речевой этикет
- это зона устойчивых, стереотипных
коммуникативных единиц языка, хотя
каждый конкретный выбор в каждом
конкретном речевом акте, как и
всякий выбор, дело творческое.
Речевое поведение
Психолингвисты
определяют речевую деятельность как
мотивированное, определяемое целями
сознательное речевое проявление, а
речевое поведение - как лишенное
осознанной мотивировки автоматизированное,
стереотипное речевое проявление. Речевое
поведение человека - сложное
явление, оно связано с особенностями
его воспитания, местом рождения и
обучения, со средой, в которой он
привычно общается, со всеми свойственными
ему как личности и как представителю
социальной группы, а также и национальной
общности особенностями. Речевое поведение
стереотипно, привычно, поэтому оно
выражается в стереотипных высказываниях,
речевых клише, с одной стороны,
и в каких-то сугубо индивидуальных
речевых проявлениях данной личности
- с другой. К этому надо добавить
и неречевые (невербальные) средства
коммуникации - жесты, мимику, тональные
и фонационные особенности. Иначе
говоря, в речевом поведении проявляется
языковая личность, принадлежащая данному
времени, данной стране, данному региону,
данной социальной (в том числе
и профессиональной) группе, данной
семье. Здесь много общего и много
особенного. Человек, профессионально
связанный с речевой деятельностью
и привыкший к публичным выступлениям
(например, лектор, журналист, диктор),
свободно чувствует себя в общении,
его речевое поведение выдает
в нем человека, владеющего речью,
жестом, могущего концентрировать внимание
слушателей. Напротив, не связанный
с "речевой" профессией, оказавшись
перед микрофоном, ведет себя скованно,
мимика его неестественна, он не знает,
куда девать руки, мучительно ищет слова...
А бывает и не так. Самобытная личность
нередко находит способ интересно
сообщить о себе и своих делах,
не затрудняясь манерой речи и
обнаруживая в своем поведении
раскованность и смелость.
Речевое
поведение впрямую связано и
с ролевым поведением, с присущими
каждому из нас постоянными и
переменными ролевыми признаками. Каждый
человек находится во множестве
ролевых и речевых ситуаций, постоянно
ориентируется в обстановке общения,
и в своем партнере, и в присутствующих
третьих лицах и постоянно
выбирает ту или иную речевую манеру,
то или иное поведение. Владение переключением
речевого кода при том или ином
ролевом речевом поведении -
составная часть наших речевых
умений и нашей культуры вообще. Чем культурнее
человек, тем выше его культура общения
и тем совершеннее его способность переключаться.
Но переключение не безгранично! Оно зависит
от присущих человеку постоянных социальных
признаков, его собственных привычек,
его излюбленных речевых приемов.
Есть
речевое поведение, присущее горожанам
и жителям деревни, высокообразованным
и малообразованным людям, молодым
и старым и т.д. и т.п. А есть
речевое поведение, которое присуще
только Ивану Ивановичу или Анне
Кузьминичне.
Можно
сделать вывод, что языковая личность
очень сложна в своих проявлениях.
Она несет в себе опыт языкового
развития поколений, в том числе
и опыт мастеров слова, опыт страны,
среды, а также и свой собственный
неповторимый опыт и облик. Общаясь,
мы всегда обнаруживаем себя как личность
и всегда находимся в рамках заданного
многообразными условиями речевого
поведения. Следовательно, речевое
поведение человека будем рассматривать
как разновидность и составную
часть его социального поведения.
Правила ведения диалога
Слово подразделяется
на внутреннее и внешнее. Внутреннее
слово организует мысль, которую
предстоит выразить. Слово внешнее
есть непосредственное выражение мысли
в устной или письменной форме. Правила
и рекомендации, которые приводятся
ниже, относятся к внешнему слову,
то есть к основным видам общения
- монологу и диалогу. Эти правила
обобщают опыт организации речевых
отношений.
I. Правила для
говорящего и слушающего
1. Ритор всегда
готов вести диалог.
2. В диалоге
положение слушающего более благоприятно,
чем положение говорящего.
3. Обращение
с речью предполагает, что слушающий
прерывает любое дело или собственную
речь, чтобы выслушать сообщение.
4. Следовательно,
говорящий несет ответственность
за актуальность, значимость, уместность
сообщения.
5. Если обращенная
речь бессодержательна или не
вызывает ответной мысли у
слушающего, диалог может быть
прерван, а дело может не
состояться, за что ответственность
несет говорящий.
II. Условия продолжения
диалога.
1. Слушающий
должен внимательно выслушать
обращенное к нему высказывание.
2. Слушающий
может ответить на вопрос либо
сообщением, либо действием.
3. Слушающий
может ответить на повествование
либо новым сообщением, либо пересказом
(третьему лицу), либо умолчанием.
4. Слушающий
может ответить на побуждение
либо действием, либо новым
сообщением.
5. Слушающий
может пересказать полученное
сообщение другому лицу, если
он не получил от говорящего
специального запрета на пересказ.
6. Слушающий
может ответить на сообщение
действием, если оно специально
не запрещено.
III. Правила защиты
говорящего от слушающего и
слушающего от говорящего
Правила для
говорящего:
1. Говорящий
должен тщательно отсеивать сообщаемую
информацию: имеет преимущество
тот, кто владеет информацией.
2. Последствия
каждого высказывания должны
быть обдуманы.
3. Каждое высказывание
должно быть целесообразным: его
создание говорящим исходит из
замысла, а не из психологической
реакции на обстоятельства.
4. Содержание
и смысл высказывания определяются
тоном, которым оно произнесено.
5. Сообщение
должно быть уместным.
6. Сообщение
не должно быть противоречивым.
7. Сообщение
должно содержать новую информацию.
8. Сообщение
не должно быть многословным.
Правила для
слушающего:
1. Слушающему
следует сопоставить сообщение
говорящего с сообщениями на
ту же тему, полученными от
разных лиц.
2. Слушающий
должен выделить истинные и
ложные, правдоподобные и неправдоподобные
высказывания.
3. Слушающий
должен выделить приемлемые и
неприемлемые для него высказывания.
4. Сопоставив
высказывания на ту же тему
различных лиц, разделив истинные
и ложные, приемлемые и неприемлемые
сообщения, слушающий отделяет
интересы говорящего от содержания
его высказывания.
5. Слушающий
оценивает высказывание и интерес
говорящего применительно к ситуации
речи и на этом основании
отделяет интересы говорящего
от его намерений, так как
интересы могут не совпадать
с намерениями.
6. Выделив интересы
и намерения говорящего, слушающий
сопоставляет данное высказывание
с другими высказываниями того
же лица и определяет искренность,
то есть добросовестность намерений
говорящего.
7. С должным
вниманием слушающий относится
к суждениям говорящего о других
лицах и о том, что они
говорят: если ваш собеседник
не в состоянии хранить секреты
других, то он не в состоянии
хранить и ваши секреты; если
он недоброжелательно относится
к другим, то, очевидно, он недоброжелательно
относится и к вам.
8. Не меньшее
внимание слушающий уделяет логическим
и содержательным ошибкам говорящего:
по этим ошибкам оценивается
разум собеседника как способность
понимания и суждения.
9. Ошибки в
содержании речи слушающий связывает
с отношением говорящего к
собственным высказываниям (модальностью
речи): говорящий может быть скромным,
смиренным человеком, но может
шутить, испытывать слушающего, намеренно
вводить его в заблуждение
относительно своих умственных
способностей или информированности.
10. Из содержания
речи собеседника следует отобрать
положительную и пригодную информацию,
которая будет основой ответного
суждения.
Ораторская речь
Для
речи оратора свойственны
свои правила
1. Речь, которая
произносится публично, должна быть
подготовлена и предварительно
продумана.
2. Только очень
опытный оратор может позволить
себе импровизированную публичную
речь, которая на самом деле
подготовлена опытом многочисленных
выступлений.
3. Перед тем
как приступить к публичной
речи, вспомните и продумайте
Заповеди Моисеевы: каждая из
них обращена непосредственно
к вам, к вашей речи и к
вашей аудитории.
4. Если вы
ограничены регламентом, сократите
содержание вашей речи: лучше
сказать мало, чем сказать
5. В каждой
речи должны быть начало, середина
и конец; при этом конец речи
- самое важное, поэтому всегда
помните о конце вашей речи.
6. Составьте
план речи, в особенности, если
вы ограничены регламентом.
7. План речи
размещается на одной стороне
листа бумаги; его не следует
писать на нескольких листах.
8. Оратор должен
продумать первую фразу и заключение
речи; все остальное можно импровизировать
9. Могут читаться:
лекции, доклады, официальные документы,
чужие тексты; все остальные виды
речей произносятся. Не следует
писать тексты публичных речей,
кроме указанных их видов. Написанный
текст речи затрудняет ее произнесение:
неопытный оратор боится упустить
что-нибудь из написанного, поэтому
сбивается и делает ошибки.
10. Оратор, который
выступает перед публичной аудиторией,
должен быть физически собранным,
бодрым, оптимистичным, спокойным,
уверенным в себе; он должен
иметь опрятный и привлекательный
вид.
11. Многие, в том
числе и опытные, ораторы сильно
волнуются перед публичным выступлением.
Волнение естественно и полезно.
12. Слишком сильное
волнение вредно. Чтобы избавиться
от него, постарайтесь непосредственно
перед выступлением отвлечься
от его содержания, не воображайте
себе аудиторию с ее реакцией,
подумайте о чем-нибудь хорошем.
13. Не пейте
воду непосредственно перед выступлением
и во время выступления - вода
дает ненужную нагрузку на
сердце и сбивает голос. Не
разговаривайте непосредственно
перед выступлением.
14. Когда придет
время выступать, соберитесь внутренне
и уверенным шагом подойдите
к месту, с которого предстоит
говорить.
15. Стойте прямо,
развернув плечи. Голову держите,
немного приподняв подбородок. Ноги
должны быть примерно на ширине
плеч. Не прижимайте руки к
животу, не заламывайте руки, не
сцепляйте пальцы рук, не закладывайте
руки за спину, не держите
руки в карманах, не заплетайте
ногу за ногу.
16. Жестикуляция
оратора должна быть умеренной.
17. Когда вы
говорите, не забывайте раскрывать
рот. Дышите диафрагмой. Размеряйте
громкость голоса по объему
помещения и по величине аудитории.
Никогда не пытайтесь перекричать
аудиторию.
18. Голос пускайте
не вниз и не вверх, но
прямо перед собой несколько
над головами аудитории.
19. Не пользуйтесь
микрофоном без крайней необходимости:
микрофон затрудняет непосредственный
контакт с аудиторией.
20. Встав перед
аудиторией, первым делом улыбнитесь
и посмотрите на людей, которые
вас слушают, - вы увидите, что
они внимательны к вам и
настроены в целом доброжелательно.
21. Сделайте небольшую
начальную паузу. Если шумят,
сделайте паузу больше и окиньте
взглядом аудиторию.
22. Плавно вступайте
в речь. Не начинайте слишком
энергично, иначе вам не хватит
сил завершить речь, а слушающим
- вытерпеть ее до конца.
23. Произнося
речь, помните, что вы обращаетесь
к людям, которые согласились
выслушать вас, а не к бумажке,
на которой написан ваш конспект.
24. Говорите спокойно
и уверенно, и вас будут слушать.
25.Говорите громко,
отчетливо, сохраняя размеренный
темп речи.
26. Во время
речи смотрите на аудиторию,
последовательно фиксируя взглядом
группы находящихся перед вами
людей.
27. Помните, что
в устной публичной речи один
сильнее многих.
28. Не бойтесь
больших аудиторий, но бойтесь
малых аудиторий. Чем больше
аудитория, тем легче ее убедить.
29. Не говорите
лишнего.
30. Будьте человеколюбивы
- говорите по возможности кратко.
31. Используйте
только литературные слова и
выражения. Старайтесь употреблять
как можно меньше иностранных
слов.
32. Не усваивайте
себе дурную манеру некоторых
лекторов повторять дважды одно
и то же слово.
33. Произносите
речь не словами, а фразами.
34. Речь есть
чередование слов и пауз.
35. Публичная
речь интонирована.
36. Оратор должен
видеть все, что происходит
в аудитории во время речи,
и своевременно реагировать на
поведение аудитории.
37. Если в аудитории
начался шум, не повышайте,
но понизьте голос, или сделайте
паузу и внимательно посмотрите
на аудиторию.
38. Не бойтесь
реплик из зала.
39. Отвечая на
реплики и вопросы во время
речи или после нее, помните,
что ответы либо должны быть
дельными, ясными и краткими, либо
их не должно быть вовсе.
40. Завершение
всякой речи должно быть энергичным
и оптимистичным.
Правила говорящего и слушающего
Для разных видов
речевой деятельности общество выдвигает
определенные правила их осуществления.
Каждый понимает, что не следует
в библиотеке, читальном зале читать
громко или даже бормотать, так как
это мешает другим, не следует говорить
своему другу что-либо слишком громко
в общественном месте, так как
сообщение не предназначено для
чужих ушей, и т.д. Наверное, важнее
всего выделить правила для говорящего
и слушающего, так как в устном
контактном непосредственном общении
текст рождается спонтанно, т.е. неподготовленно,
к нему нельзя вернуться, его нельзя
исправить. Поэтому надо быть особенно
внимательным к соблюдению таких
правил и постараться ввести их в
привычку. Итак,
правила для говорящего. Живой голос, как
говорится, производит гораздо больше
впечатления. Пусть то, что ты читаешь,
будет сильнее, но в душе глубже засядет
то, что запечатлевают в ней манера говорить,
лицо, облик, даже жест говорящего.
1. Говорящему
предписывается доброжелательное
отношение к собеседнику. Запрещается
своей речью наносить адресату
разного рода оскорбления. Следует
избегать прямых негативных оценок
личности собеседника.
2. Говорящему
предписывается, осуществляя доброжелательность,
проявлять уместную, но не преувеличенную
в данной ситуации общения
вежливость. Это значит, что необходимо
учесть возраст, пол, служебное
или общественное положение адресата
и другие его социальные позиции
и роли и соразмерить свои
собственные социальные признаки
с этими показателями партнера.
Необходимо стараться смягчать
свою речь, снимая излишнюю категоричность.
Надо не забыть поблагодарить
и извиниться, поздравить в нужный
момент и одобрить.
3. Говорящему
не рекомендуется ставить в
центр внимания собственное я,
предписывается быть скромным
в самооценках, не навязывать
собеседнику, упорно и категорично,
собственных мнений и оценок,
уметь встать на точку зрения
партнера.
4. Говорящему
предписывается поставить в центр
внимания слушающего, учитывая его
социальные роли, его личность
и осведомленность в теме, предмете
речи, степени его заинтересованности.
Следует не скупиться на языковые
средства адресации, постоянно
поддерживая контакт внимания, интереса.
В разговоре с другим надо
немного приглушать собственное
я.
5. Говорящему
необходимо уметь выбрать тему
для разговора, уместную в данной
ситуации, интересную, понятную партнеру.
Есть и такой аспект, как национальная
специфика типичной в ситуациях
общения тематики. В Англии, например,
часто беседуют о погоде, а
в странах с устойчивым, благоприятным
климатом такая тематика не
принята. Разговоры о семейных
отношениях не ведут малознакомые
люди, а в странах Ближнего
Востока вопрос другу о здоровье
его жены считается неприличным.
Разговоры в гостях наполнены
пустой болтовней, а в Японии
даже деловой разговор должен
предваряться ничего не значащим,
пустым разговором о погоде, здоровье
и т.п. Всё это установка
на контакт, принятое проявление
внимания к собеседнику
6. Говорящий
должен следовать логике развертывания
текста, следить за тем, чтобы
вывод не противоречил предпосылке,
чтобы следствия вытекали из
причин. Композиция текста, следование
одного за другим, разбиение текста
на смысловые куски особенно важны в публичной,
научной и ораторской речи.
и т.д.................