Интересные факты про картофель. НОД «Беседа о картофеле

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Татьяна Горбунова
НОД «Беседа о картофеле»

Тема :«Беседа о картофеле » .

Образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Виды деятельности :

Познавательно-исследовательская

Коммуникативная

Двигательная

Игровая

Цель :

Дать детям представление о происхождении картофеля .

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и дополнить знания детей о картофеле как продукте питания, закреплять представления где растет картофель .

Развивающие :

Развивать связную речь, логическое мышление, продолжать учить рассказывать о предмете по схеме.

Активизировать и обогащать словарный запас детей мореплаватель, клубни, крахмал).

Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному, использовать предлоги (над, под, в, на) .

Воспитательные :

Воспитывать интерес к экспериментам.

Предварительная работа :

- Чтение : Л. Толстой, «Мужик и медведь» , сказка «Дело было в огороде» .

Рассматривание блюд из картофеля .

Обыгрывание сказки «Мужик и медведь» .

Заучивание загадок об овощах.

Дидактические игры «Узнай по силуэту» , «Узнай на ощупь» , «Вершки и корешки» . «Что растет на грядке» .

Мало подвижная игра «Горячий картофель » .

Словесная игра «Здравствуй» .

Демонстрационный материал :

Волшебный мешочек.

Ковер самолет.

Клубни картофеля .

- Картофельный крахмал .

Проектор и экран.

Мнемотаблица «Раскажи-ка»

Стакан с водой.

Натертый картофель .

План-конспект

Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг.

Воспитатель :

Ребята, посмотрите какие гости к нам пришли, давайте поздороваемся

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй,легкий ветерок

Здравствуй, солнечный денек

Здравствуй, утро

Здравствуй, день нам здороваться не лень.

Вводная часть

Воспитатель :

Ребята, я получила очень загадочное письмо. Вот послушайте :

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому приглашаю вас к себе в лабораторию и кое-что расскажу интересное. О чём? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре самолёте.

Ваш профессор ОГОРОД»

Интересно, о чём хочет нам рассказать профессор? Полетим к нему в гости?

Дети : Да, полетим. (звучит спокойная музыка) .

Воспитатель :

Садитесь на волшебный ковёр, закройте глаза и представьте, что мы летим над лесами, над полями, над реками»

(Воспитатель в это время одевает на себя белый халат, очки и превращается в профессора ОГОРОД).

Основная часть

Профессор : Ой, какие долгожданные гости ко мне прилетели? Здравствуйте!

Дети : Здравствуйте!

Профессор : Я профессор Огород, а это моя лаборатория. Я сегодня проводил опыты с одним овощем. Угадайте, что это за овощ?

И зелён, и густ

На огороде вырос куст.

Покопай немножко – под кустом… /картошка/

Профессор : Правильно! (достает из мешочка и показывает детям клубень картофеля )

Дети, я сегодня хочу вам рассказать откуда у нас появился картофель ? Хотите узнать? Я знаю интересную историю, садитесь и внимательно слушайте.

(дети садятся на стульчики, включить презентацию)

Рассказ с использованием презентации

А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, занимайте места за столом, только тихо. В моей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без моего разрешения.

(дети рассаживаются за столом, на котором лежат лупы и клубни картофеля по количеству детей )

Ребята, посмотрите какой урожай картофеля . Картошины называютсяКЛУБНЯМИ – это мясистое уплотнение корня.

Как называются картошины ? (дети повторяютКлубни) .

Возьмите клубень картофеля и рассмотрите , погладьте, понюхайте его.

(дети рассматривают клубень, а Профессор в это время читает стих

Неказиста, шишковата

А придет на стол она

Скажут весело ребята :

«Ну рассыпчата, вкусна» .

Рассмотрели, понюхали, погладили?- А теперь давайте расскажем о клубне картофеля по таблице (на мольберте мнемотаблица «Расскажи-ка» , дети по желанию выходят и рассказывают).

Молодцы, хорошие рассказы у вас получились. А теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть в иргу, которая называется «Горячая картошка » , (объясняю правила игры, у кого из детей оказался мяч, задаю вопрос) .

Пюре приготовленное из клубней картофеля какое ? - Картофельное

Суп приготовленный из клубней картофеля какой ? - Картофельный

Котлета приготовленная из картофеля какая ? - Картофельная

Мы любим ватрушку с начинкой из картофеля какую ? - Картофельную

Профессор :

А сейчас мы опять с вами поиграем в игру «Где?»

Присаживайтесь перед экраном и начнем :

(На слайде картинка картофельного куста с выраженными его частями)

Сначала я назову части куста картофеля , а потом вы будете называть где эта часть находиться. Договорились…

Корень (корень находится под землёй, в земле)

Стебель (стебель находится над землёй)

Лист (лист находится на ветке)

Клубень (клубень находится под землёй, в земле)

Цветок (цветок находится на ветке)

Профессор :Вы умные ребята, давайте пройдем опять ко мне в лабораторию, займите свои места. Посмотрите у меня есть вареный картофель , он очень рассыпчатый, а знаете почему?Потому что в нем содержится крахмал, (Дети повторяют : крахмал) . Чем больше крахмала, тем он рассыпчатей, а значит и вкуснее.

Кругла, рассыпчата, бела

На стол она с полей пришла

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда, вкусная….

Профессор :Что содержится в картофеле ?

Дети : Крахмал.

Профессор :(Показывает крахмал, а какой крахмал на ощупь? Потрогайте, (крахмал как бы скрипит) .

Профессор : Чтобы доказать, что в картофеле содержится крахмал , проведем эксперимент : давайте попробуем получить крахмал из картофеля . Берем заранее натертый картофель , видите он уже посинел от нетерпения. Опускаем его в стакан с водой.

Обратите внимание на осадок в стакане – это и есть крахмал. Картофель вынимают , воду осторожно сливают, осадок сушат. И получается крахмал.

Профессор :А крахмал, ребята нам нужен чтоб варить вкусные кисель, накрахмаливать салфетки и скатерти для красоты. Понравился вам опыт у меня в лаборатории. Мы сегодня много узнал о картофеле . Расскажите все своему воспитателю, о чем узнали у меня, договорились?

К сожалению, ребята, у меня закончилось время и мне надо идти проводить другие опыты. Ждите следующего приглашения ко мне в гости. Садитесь на ковер самолет и отправляйтесь к себе в детский сад. Закрывайте глазки, вот вы летите над лесом, над полями, над реками.

(В это время профессор снимает халат, очки и превращается в воспитателя) .

Воспитатель :Ну вот, ребята, вы и вернулись в свой детский сад.

Где вы были?

Вам понравилось у профессора в гостях?

О чем вам рассказывал профессор?

А может кто то запомнил где родился картофель ? (Южной Америке)

А кто такой Христофор Колумб? (Мореплаватель)

А что содержится в картофеле ? (крахмал)

Для чего нужен крахмал? (варить кисель,накрахмаливать салфетки и скатерти для красоты)

Как называют картошины (клубнями) .

Воспитатель :Вы большие молодцы, нам пора прощаться с гостями и отправляться к себе в группу.

В мире существует несколько музеев картофеля . Один из них находится в Бельгии. Среди его экспонатов — тысячи предметов, рассказывающих об истории картофеля — от почтовых марок с его изображением до знаменитых картин на ту же тему («Едоки картофеля» Ван Гога). Второй музей картофеля расположен в США (Блэквуд, штат Айдахо, признанный картофельный регион). Каждый купивший билет в музей получает вдобавок ящик картофеля, который можно увезти с собой. В самом музее на макетах, видео-презентациях и интерактивных моделях рассказана история превращения домохозяйств в огромные картофельные фабрики. Любопытствующие могут узнать о том, что картошка-фри начала свое гордое шествие по США с Белого Дома, где ее однажды представил своим гостям третий президент страны, Томас Джефферсон. Или о том, что,к примеру, средний житель США съедает в год 60 кг картофеля, в то время как немец - около 120 кг.

На некоторых тропических островах картофель использовали как эквивалент денег .

В современной Исландии популярна водка, сделанная из картофеля .

Существует два редких сорта, у которых цвет кожуры и мякоти остается синим и после варки: Linzer Blaue и Französische Trüffel-Kartoffel.

Один из самых распространённых сортов с синеватой кожурой, выращиваемых на российских огородах — «синеглазка». Однако мало кто знает, что по-научному она называется «Ганнибал», в честь прадеда Александра Пушкина Абрама Ганнибала, который первым провёл опыты по селекции и хранению картофеля в России

В городе Минске в 2000-х годах открыт памятник картофелю .

Food and Agriculture Organization (FAO) ООН объявила 2008 год «Международным годом картофеля».

Один из рецептов приготовления традиционного русского блюда — блинов — подразумевал использование картофеля вместо муки.

«La Bonnotte» — самый дорогой в мире картофель. Предприимчивые крестьяне, которые живут на островке Нуармутье (франц.), каждый год собирают не более 100 тонн этого сорта в год. Так как божественный клубень (а по легенде, именно этот сорт вывел верховный бог инков) исключительно нежен, собирать его можно только вручную. Картофель «La Bonnotte» обойдется самым изысканным гурманам примерно в 500 евро за килограмм.

В календаре Инков существовал один из двух способов определения дневного времени: измерением времени служило время, затрачиваемое на варку картофеля — что приблизительно равнялось одному часу. То есть, в Перу говорили: прошло столько времени, сколько ушло бы на приготовление блюда из картофеля.

Шутливое подтрунивание над Белоруссией как страной, населенной большими любителями картофеля, статистически обосновано: Белоруссия прочно удерживает первую позицию в мире по производству картофеля на душу населения!

Для того, чтобы уменьшить время запекания картофеля, можно вставить в него гвоздь (этим вы сэкономите 15 минут) или отварить его в соленой воде в течение 10 минут перед закладкой в разогретую духовку.

Если приготовить картофель в мундире, это позволит сохранить большую питательную ценность. Перед подачей кожуру лучше счистить - есть ее не рекомендуется: полезных веществ в ней немного, зато токсины и пестициды, если им было откуда взяться, переживут и мытье, и термообработку.

Вопреки распространенному мнению, картофель не очень калориен , в одной порции содержится 110 калорий, зато одна столовая ложка сливочного масла удвоит калорийность картофеля, поэтому следите за тем, что и в каких количествах вы добавляете в картофельные блюда.

Помимо высокого содержания витамина C - 45 процентов от дневной нормы в одном среднем клубне - картофель также весьма богат калием (21% дневной нормы) и клетчаткой (12% дневной нормы). А ирландцы, большие любители картофеля, к тому же утверждают, что этот корнеплод - отличный афродизиак.

(c) Кулинарные заметки Алексея Онегина

Картофель - родственник помидора и табака.

Картофель стал первым овощем, испытавшем на себе невесомость - его вырастили на космическом корабле «Колумбия» в октябре 1995 года.

Как говорится в Книге рекордов Гиннеса, самая большая картофелина в мире весила более 8 кг.

Трудно найти человека, который не любил бы картошку. Даже те, кто не ест её ради сохранения стройности, говорят об этом как о подвиге. Не удивительно, что сам овощ прозвали «вторым хлебом»: он одинаково уместен на праздничном столе, в рабочей столовой и в дальнем туристическом походе. Даже не верится, что ещё лет триста назад большая часть населения Европы даже не догадывалась о существовании картошки. История появления картофеля в Европе и России достойна приключенческого романа.

В XVI веке Испания завоевала обширные земли в Южной Америке. Конкистадоры и пришедшие вместе с ними учёные монахи оставили интереснейшие сведения о быте и образе жизни коренных жителей Перу и Новой Гранады, включавшей в себя территорию нынешней Колумбии, Эквадора, Панамы и Венесуэлы.

Основу рациона южноамериканских индейцев составляли маис, фасоль и странные клубни, которые называли «папа». Гонсало Хименес де Кесада, завоеватель и первый губернатор Новой Гранады, описывал «папу» как нечто среднее между трюфелями и репой.

Дикий картофель рос почти на всей территории Перу и Новой Гранады. Но клубни его были слишком мелкими и горьковатыми на вкус. Более чем за тысячу лет до прихода конкистадоров инки научились возделывать эту культуру и вывели несколько сортов. Индейцы настолько ценили картофель, что даже поклонялись ему как божеству. А единицей измерения времени служил интервал, необходимый для варки картошки (примерно один час).


Индейцы перу поклонялись картошке, они измеряли время длительностью её приготовления

В пищу картошку употребляли вареной «в мундирах». В предгорьях Анд климат суровее, чем на побережье. Из-за частых заморозков хранить «папу» (картофель) было сложно. Поэтому индейцы научились заготавливать впрок «чуньо» – сушёную картошку. Для этого клубни специально подмораживали, чтобы из них ушла горечь. После оттаивания «папу» топтали ногами, чтобы отделить мякоть от кожуры. Очищенные клубни либо сразу сушили на солнце, либо сперва в течение двух недель вымачивали в проточной воде, а затем раскладывали для просушки.

Чуньо мог храниться в течение нескольких лет, его было удобно брать с собой в далёкую дорогу. Это преимущество оценили испанцы, отправлявшиеся с территории Новой Гранады на поиски легендарного Эльдорадо. Дешёвый, сытный и хорошо сохранявшийся чуньо был основной пищей рабов на перуанских серебряных рудниках.

В странах Южной Америки на основе чуньо до сих пор готовят множество блюд: от основных до десертов.

Приключения картофеля в Европе

Уже в первой половине XVI века, вместе с золотом и серебром из заморских колоний, клубни картофеля попали в Испанию. Здесь их называли так же, как и на родине: «папа».

Испанцы оценили не только вкус, но и красоту заморского гостя, а потому зачастую картофель рос на клумбах, где радовал глаз своими цветками. Лекари широко использовали его мочегонные и ранозаживляющие свойства. К тому же, он оказался очень действенным лекарством от цинги, которая в те времена была настоящим бичом моряков. Известен даже случай, когда император Карл V преподнёс картошку в дар заболевшему Папе Римскому.


Сначала испанцы полюбили картошку за красивое цветение, вкус понравился им позже

Очень популярной картошка стала во Фландрии, бывшей тогда колонией Испании. В конце XVI века повар епископа Льежского включил в свой кулинарный трактат несколько рецептов её приготовления.

В Италии и Швейцарии также быстро оценили преимущества картофеля. Кстати, именно итальянцам мы и обязаны этим названием: корнеплод, похожий на трюфель, они называли «тартуффоли».

А вот дальше по Европе картошка распространялась в буквальном смысле огнём и мечом. В немецких княжествах крестьяне не доверяли властям и отказывались сажать новый овощ. Беда в том, что ягоды картофеля ядовиты, и поначалу люди, не знавшие, что в пищу следует употреблять корнеплод, попросту травились.

За дело взялся «популяризатор» картофеля Фридрих Вильгельм I Прусский. В 1651 году король издал указ, согласно которому тем, кто отказывался сажать картошку, следовало рубить носы и уши. Поскольку у августейшего ботаника слова никогда не расходились с делом, уже во второй половине XVII века картофелем были засажены значительные площади в Пруссии.

Галантная Франция

Во Франции издавна считалось, что корнеплоды – пища низших классов. Знать отдавала предпочтение зеленным овощам. Картофель в этой стране не выращивали вплоть до второй половины XVIII века: крестьяне не желали никаких новшеств, а господ заморский корнеплод не интересовал.

История картофеля во Франции связана с именем фармацевта Антуана-Огюста Пармантье. Редко случается, чтобы в одном человеке соединялись бескорыстная любовь к людям, острый ум, недюжинная практическая сметка и авантюрная жилка.

Свою карьеру Пармантье начал в качестве военного лекаря. Во время Семилетней войны он попал в плен к немцам, где и попробовал картофель. Будучи человеком образованным, месье Пармантье сразу понял, что картофель способен избавить крестьян от голода, который был неизбежен в случае неурожая пшеницы. Оставалось лишь убедить в этом тех, кого мэтр собирался спасти.

Задачу Пармантье принялся решать поэтапно. Поскольку фармацевт был вхож во дворец, он уговорил короля Людовика XVI отправиться на бал, приколов букет цветов картошки к парадному мундиру. Королева Мария Антуанетта, бывшая законодательницей мод, вплела те же цветы в свою причёску.

Не прошло и года, как каждое уважающее себя дворянское семейство обзавелось собственной клумбой картошки, где росли любимые цветы королевы. Вот только клумба – не грядка. Для того чтобы пересадить картофель на французские грядки, Пармантье применил ещё более оригинальный приём. Он устроил обед, на который пригласил самых известных учёных своего времени (многие из них считали картофель, по меньшей мере, несъедобным).
Королевский фармацевт попотчевал своих гостей прекрасным обедом, а затем объявил, что блюда были приготовлены из того самого сомнительного корнеплода.

Но всех французских крестьян на обед не пригласишь. В 1787 году Пармантье попросил у короля участок пахотной земли в окрестностях Парижа и роту солдат, чтобы охранять посадки картофеля. Заодно мэтр объявил, что всякого, кто похитит ценное растение, ждёт казнь.

Целыми днями солдаты охраняли картофельное поле, а ночью уходили в казарму. Надо ли говорить, что весь картофель был выкопан и похищен в кратчайшие сроки?

Пармантье вошёл в историю как автор книги о пользе картофеля. Во Франции мэтру Пармантье воздвигли два памятника: в Мондидье (на родине учёного) и под Парижем, на месте первого картофельного поля. На постаменте памятника в Мондидье высечено: «Благодетелю человечества».

Памятник Пармантье в Мондидье

Пиратская добыча

В XVI веке Англия ещё только оспаривала у дряхлеющей, но всё ещё мощной Испании корону «Владычицы морей». Знаменитый корсар королевы Елизаветы I, сэр Френсис Дрейк, прославился не только кругосветным путешествием, но и налётами на испанские серебряные рудники в Новом Свете. В 1585 году, возвращаясь из одного такого рейда, он взял на борт англичан, безуспешно пытавшихся основать колонию на территории современной Северной Каролины. С собой они привезли клубни «папа», или «потейтос».

Френсис Дрейк — пират, благодаря которому о картошке узнали в Англии

Территория Британских островов мала, и плодородной земли здесь немного, а потому голод был частым гостем в домах фермеров и горожан. Ещё хуже обстояло дело в Ирландии, которую английские хозяева немилосердно грабили.

Картошка стала настоящим спасением для простого люда в Англии и Ирландии. В Ирландии она и сейчас – одна из основных культур. У местных жителей даже есть пословица: «Любовь и картошка – две вещи, с которыми не шутят».

История картофеля в России

Император Пётр I, побывав в Голландии, привёз оттуда мешок картошки. Царь был твёрдо убеждён, что у этого корнеплода в России – большое будущее. Заморский овощ высадили на Аптекарском огороде, но дальше дело не пошло: царю было не до ботанических занятий, а крестьяне в России по складу ума и характера мало чем отличались от иностранных.

После смерти Петра I правителям державы было не до популяризации картофеля. Хотя известно, что уже при Елизавете картошка была частым гостем и на царском столе, и на столах вельмож. В своих поместьях выращивали картофель Воронцов, Ганнибал, Брюс.

Простой народ, однако, любовью к картофелю не воспылал. Как и в Германии, ходили слухи о ядовитости овоща. К тому же, по-немецки «крафт тойфель» означает «чёртова сила». В православной стране корнеплод с таким названием вызывал неприязнь.

Особый вклад в дело селекции и распространения картофеля внёс знаменитый ботаник и селекционер А.Т. Болотов. На своём опытном участке он получал рекордные даже по нынешним временам урожаи. А.Т. Болотов написал несколько работ о свойствах картофеля, причём первую из своих статей он опубликовал в 1770 году, намного раньше, чем Пармантье.

В 1839 году, во времена правления Николая I, в стране случился сильный недород, за ним последовал голод. Правительство приняло решительные меры по недопущению впредь подобных случаев. Как водится, к счастью народ гнали дубиной. Император повелел, чтобы картофель сажали во всех губерниях.

В Московской губернии государственным крестьянам было велено вырастить картошки из расчёта 4 меры (105 л) на человека, причём работать надо было бесплатно. В Красноярской губернии тех, кто не желал сажать картошку, высылали на каторжные работы по возведению Бобруйской крепости. В стране вспыхнули «картофельные бунты», которые были жестоко подавлены. Тем не менее, с тех пор картофель и вправду стал «вторым хлебом».


Крестьяне сопротивлялись новому овощу как могли, картофельные бунты были привычным делом

В средине XIX века селекцией картофеля занимались многие русские учёные, в частности, Е.А.Грачёв. Именно ему мы должны быть благодарны за известный большинству огородников сорт «Ранняя роза» («Американка»).

В 20-х годах ХХ века историей происхождения картофеля заинтересовался академик Н.И.Вавилов. Правительство государства, ещё не отошедшего от ужасов Гражданской войны, нашло средства, чтобы послать экспедицию в Перу, на поиски дикого картофеля. В результате были найдены совершенно новые виды этого растения, а советские селекционеры сумели вывести очень урожайные и устойчивые к болезням сорта. Так, знаменитый селекционер А.Г.Лорх создал сорт «Лорх», урожайность которого при соблюдении определённой технологии выращивания составляет более тонны с сотки.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Горбатов

Конспект интегрированного

занятия по экологии

«Беседа о картофеле»

(для детей старшей группы)

Подготовила:

воспитатель

Феклина Е. М.

2014г

Задачи

1.Дать детям представление о происхождении картофеля, приемах его возделывания.

Уточнить и дополнить знания детей о картофеле как продукте питания и как о лекарственном продукте.

Дать представление о картофеле как о живом организме.

Дать конкретные представления о труде человека по выращиванию картофеля.

2. Научить согласовывать свои действия с действиями других, развивать любознательность.

3. Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая), развивать связную речь, логическое мышление.

4. Воспитывать интерес к длительным экспериментам.

Дидактический материал

Глобус, портрет Христофора Колумба, письмо от профессора, открытки с изображением блюд из картофеля, картофель сырой (проращенный, не проращенный), вареный, терка, 2 салфетки (одна накрахмалена), крахмал, мука (емкость для них), поделки из картофеля, халат, схема описания картофеля, модели: роста, условия роста, живого организма, банка с водой, горячая вода в термосе, для аппликации: лист бумаги с изображением ботвы овощей, картонные листы для вырезания картофеля.

Предварительная работа

Заучивание загадок об овощах.

Дидактические игры «Узнай по силуэту», «Узнай на ощупь», «Вершки и корешки».

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, я получила очень загадочное письмо. Вот послушайте:

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому приглашаю вас к себе в лабораторию и кое-что расскажу интересное. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолете. Ваш профессор Огород »

Интересно, о чем нам хочет рассказать профессор? Полетим к нему в гости?

Дети: Да, полетим.

Воспитатель: Садитесь на волшебный ковер, закройте глаза и представьте, что мы летим над лесом, озером, лугом.

Дети выполняют. Воспитатель надевает белый халат, очки, берет в руки папку – превращается в профессора. Детям предлагается открыть глаза.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Профессор: Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Профессор: Ребята, вы откуда? А вы знаете, куда прилетели? (ответы детей ). Правильно, в лабораторию к профессору Огороду. Профессор – это я. Я сегодня проводил опыты с одним овощем. Угадайте, что это за овощ?

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко –

Под кустом …

Дети: Картошка.

Профессор: Правильно! (показывает детям клубень картофеля ) Дети, вы знаете, откуда у нас появился картофель? Хотите узнать? Я знаю очень интересную историю о нем. Садитесь и слушайте. (Дети рассаживаются на стульчики)

Давно это было! 500 лет назад вернулись из дальнего плавания корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба (показывает портрет путешественника). Прибыли они издалека, из Южной Америки, переплыли океан. И самым ценным грузом, который они привезли, были семена картофеля. В Южной Америке жили индейцы, и их основной пищей был картофель. В его честь устраивали даже праздники. Женщины наряжали крупные клубни как кукол, шили юбочки из разноцветных кусочков ткани (показывает поделки из картофеля ). Мужчины танцевали, поставив на голову мешок с клубнями. А когда его привезли из Южной Америки в другие страны, то дарили картофель как драгоценность богатым людям. Когда же картофель перестал быть редкостью, то появился и у простого народа. Теперь картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему?

Дети: Картофель очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут.

Профессор: Какие блюда можно приготовить из картофеля?

Воспитатель вместе с детьми перечисляет, что можно приготовить, и показывает детям открытки с изображением блюд из картофеля.

Профессор: Картофель нужен людями не только для еды. Он – хорошее лекарство. Может быть, вы знаете, как лечится картошкой?

Дети: Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет.

Профессор: А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой это удивительный овощ! Кто знает загадки о картофеле?

М.К.: Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная картошка.

М.Ш.: Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну рассыпчата вкусна!»

Д.В.: Под землей птица гнездо свила,

Яиц нанесла.

Профессор: Много труда надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел, и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель?

Дети: Сначала надо вскопать землю, затем посадить картошку, потом окучить грядки, надо поливать, а осенью выкопать.

Профессор: Для того, чтобы картофель и другие овощи, начал расти, необходимы определенные условия. Какие это условия?

Дети рассказывают.

Профессор: Вот мы посадили картофель, создали необходимые условия, клубень картофеля превращается в растение. Какие части растений вы знаете? Выберите необходимую модель. (Дети выбирают модель: корень, стебель, лист, цветок, плоды). Давайте проверим (показывает прорастающий в стеклянной банке клубень картофеля: есть корень, стебель, лист). Можно сказать, что картофель живое существо?

Дети: Да

Профессор: Почему?

Дети: Он растет, питается, погибает, если за ним не ухаживать.

Педагог предлагает рассмотреть модель роста растений: движение, дыхание, рост, питание, размножение.

Игра «Собери урожай» (психологическая минутка)

Профессор: Встаньте свободно. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель. Делаем наклоны вперед.

Лето наступило, солнышко сияет,

И картофель наш быстро вырастает.

Дети поднимают руки, тянутся вверх.

Ветер сильный дует,

Качают вытянутыми руками в стороны.

И грохочет гром,

Топают ногами.

А картофелю всё это ни по чем.

Снова в синем небе

Солнышко сияет,

И картофель снова

Быстро вырастает.

Тянутся руками вверх.

Картофель вырос, пора урожай собирать.

Делают наклоны.

Профессор: Молодцы! А теперь занимайте свои места за столом, только тихо. В моей лаборатории не шумят, ничего руками не трогают без моего разрешения. Ребята, вот какой мы собрали урожай картофеля! Картошины называют клубнями – это мясистое утолщение корня. Повторите. (Дети повторяют .) А теперь возьмите по клубню в руки и рассмотрите его, расскажите всё, что вы о нем знаете.

Дети высказываются с опорой на схему: где растет, какого цвета, формы, что внутри.

Профессор: Возьмите картофель и рассмотрите: что есть у картофеля? Да, выемки-глазки – будущие ростки. А теперь возьмите в руки проращенный картофель. Обратите внимание на белые ростки, которые есть на каждом клубне. Они появились на месте глазков. Ростки сначала белые, а потом зеленые – это начало роста картофеля. Весной проращенные клубни сажают в теплую землю, и через некоторое время появляются зеленые ростки. Они становятся все больше и больше, вскоре можно увидеть стебель, множество листьев и даже небольшие цветочки (показывает на картинке). В земле это зеленое растение удерживается с помощью корня, на котором созревает множество клубней – молодых картофелин. Десять дней назад я посадил клубень картофеля, у него появились корни, ростки в стебли превратились, выросли листья. Как вы думаете, каким он будет еще через десять дней? (Профессор выслушивает высказывания детей и предлагает все зарисовать).

Через десять дней мы увидим, насколько вы правы. Какие еще овощи растут в земле? На земле?

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Профессор: Молодцы! Много овощей знаете. А скажите, почему сваренный картофель (показывает вареный картофель ) рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нем содержится крахмал или картофельная мука. Чем больше крахмала в картофеле, тем он рассыпчатей, а значит – и вкуснее.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь правда, вкусная …

Дети: Картошка

Профессор: Что содержится в картофеле? (показывает крахмал)

Дети: Крахмал.

Профессор: Да, его вырабатывают из картофеля и продают в магазинах.

Эксперимент «Картофельный крахмал»

Профессор: Чтобы доказать, что в картофеле содержится крахмал, проведем эксперимент: давайте вместе попробуем получить крахмал из картофеля. Берем заранее натертый картофель. Он уже посинел от нетерпения. Опускаем его в стакан с водой. Обратите внимание на осадок в стакане – это и есть крахмал. Картофель вынимают, воду осторожно сливают, осадок сушат. Получается крахмал. Как вы думаете, почему крахмал называют еще картофельной мукой? (Ответы детей). Ребята, а вы сможете отличить крахмал от муки? У вас на столе стоят два блюдца: в одном – мука, в другом – крахмал. Посмотрите на них, потрогайте, понюхайте, только не сильно наклоняйтесь и вдыхайте (дети выполняют). А теперь скажите и покажите, в каком блюдце мука, а в каком крахмал? Правильно. Крахмал светлее, чем мука. На ощупь крахмал как бы скрипит. Чем они похожи (Ответы детей). А как вы думаете, для чего нужен крахмал?

Дети: Крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.

Профессор: правильно. Вот сравните две салфетки6 одна накрахмаленная а другая – нет. Заметили разницу? А еще мы пользуемся крахмалом в детском саду во время занятий аппликацией. Если заварить крахмал кипятком, то получим клей – клейстер (показывает). Мы и сегодня используем его на нашем занятии. Понравилось вам проводить опыты, как настоящим ученым? К сожалению, ребята, у меня закончилось время и мне надо идти проводить другие опыты. Ждите следующего приглашения ко мне в гости. Понравилось вам быть у меня в гостях? Садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь в группу. Не забудьте взять с собой клейстер, он пригодится вам. Закрыли глаза, вот вы летите над лесом, озером. Вдалеке показался детский сад.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель снимает халат, очки, убирает папку и ручку, пока дети сидят с закрытыми глазами.

Воспитатель: Открываем глаза. Ребята, где же вы были? Что вы там узнали?

Дети делятся своими впечатлениями. Воспитатель с интересом выслушивает каждого ребенка.

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! Теперь я тоже буду знать о картофеле: родился он в Южной Америке, привез его Христофор Колумб. В нем содержится крахмал, который отличается от муки. Картофель надо поливать, окучивать. Будем ждать приглашения от профессора и обязательно навестим его еще раз… А что это в баночке у вас?

Дети: Это клейстер, он сварен из крахмала.

Воспитатель: Вот как хорошо: мы используем наш клейстер для изготовления аппликации «Наклей овощ к ботве» .


Дорогие ребята! Вы, конечно, знаете, как выглядит картофелина. Она не очень крупная, округлой или продолговатой формы. Снаружи покрыта плотной кожурой коричневатого или розоватого цвета. Если картошку разрезать ножом, то внутри она окажется белой, но на воздухе быстро потемнеет, поэтому очищенный картофель хранят в холодной воде.

Сейчас картофель — один из самых распространенных и важнейших продуктов питания жителей европейских стран. Но появился он в Европе сравнительно недавно — примерно 400 лет назад. Родина картофеля — Южная Америка. Уже 14 тысяч лет назад индейцы употребляли картофель в пищу. В 1565 году испанские моряки привезли первые картофельные клубни в Европу. Картофель тогда называли «земляным орехом».

Слово «картофель» происходит от итальянского «тар- туфель», что означает «трюфель». Трюфели — грибы, растущие под землей. Итальянцы увидели сходство между этими грибами и клубнями картофеля, которые тоже растут под землей. Итальянское слово «тартуфель» постепенно превратилось в «картофель».

Послушайте сказку про картофель.

Вкусный картофель

Нежными голубыми, розоватыми и сиреневыми цветами любила украшать свою прическу одна модница-принцесса. Однажды она прогуливалась в парке и заметила на клумбе изящные цветочки. Принцесса сорвала голубой цветок и приколола его к своим пышным волосам. Получилось очень красиво!

Скоро многие придворные дамы последовали ее примеру. Никому из них и в голову не приходило, что это цветы обыкновенного картофеля.

Однажды принцессу увидел старик-волшебник и спросил ее, знает ли она, что это за цветок.

Принцесса не знала. Тогда волшебник присел на корточки, порылся в мягкой и влажной земле и вытащил клубень картошки.

— Ваше величество! — вежливо обратился он к принцессе. — Это картофель. У него не только красивые цветы, но и очень приятный вкус клубня.

— Приятный вкус? — удивилась принцесса. — Но на вид он такой невзрачный, серый, грязноватый.

— Если Вы позволите, к ужину принесу Вам блюдо из картофеля.

— Что ж, хорошо! Подождем до ужина, — ответила девушка.

Волшебник еще порылся в земле и выкопал с десяток клубней. Он аккуратно завернул их в платок и отправился домой.

Дома старик тщательно вымыл клубни, очистил кожуру острым ножом, вымыл клубни еще раз, порезал на тонкие ломтики, а потом поджарил с маслом на сковороде. Скоро ломтики зарумянились и стали выглядеть очень аппетитными. Волшебник слегка посолил готовое блюдо и понес во дворец, выложив его на серебряную тарелку.

Когда принцесса увидела жареный картофель, она очень удивилась. Попробовала один ломтик, потом другой. Картофель понравился ей на вкус.

— Это просто прелесть! — воскликнула она. — А что еще можно приготовить из картофеля?

— О, много разнообразных блюд! — ответил старик- волшебник. — Завтра я устрою званый обед и буду счастлив, если Вы и Ваша свита пожалует ко мне во дворец.

Разодетые в пух и прах дамы, украшенные цветами картофеля, пришли во дворец волшебника. Он с радостью угощал их отварным, жареным картофелем и картофельными биточками, пирожками с картофелем, постным пюре с зеленью и помидорами и другими яствами. Стол украшал букет цветов картофеля.

Всем очень понравилось угощение старика.

Через несколько лет он написал книгу о пользе картофеля, где давал рецепты полезных и вкусных блюд.

Принцесса приказала поставить памятник замечательному волшебнику. А картофель стал любимой едой многих людей.

Ответьте на вопросы

Какими цветами украшала принцесса свою прическу?

Кто рассказал ей, что картофель — съедобный овощ?

Кого пригласил старый волшебник в свой дворец?

Чем он угостил придворных?

Понравился ли людям картофель?

Что приказала принцесса поставить в память о волшебнике?

В России картофель появился в конце XVII века. Первый мешок картофеля прислал из Голландии в столицу царь Петр I. Но посадки картофеля распространялись очень медленно, потому что крестьяне не привыкли к этому овощу и не знали, что можно из него приготовить. В XIX веке в России даже вспыхивали «картофельные бунты». И крестьян насильно заставляли сажать картофель.

Но постепенно картофель «обрусел». Из него стали готовить много замечательных блюд. Картофель отваривают и жарят, из него делают запеканки, пюре и клецки, пекут оладьи, его кладут в супы или салаты, д обавляют в начинку для пирожков. Недаром картошку называют «вторым хлебом»!

Послушайте стихотворение.

Из картошки много блюд

Приготовить можно

И простых и сложных:

Ее варят, жарят, трут,

На костре ее пекут.

Что вкуснее в целом мире,

Чем картошечка в мундире?

Наверное, вы, ребята, пробовали картошку, запеченную на костре?

Послушайте стихотворение.

Печеная картошка

Головешки догорают,

Дотлевают угольки.

Словно змейки, пробегают

По поленьям огоньки.

Подождем еще немножко,

Чтобы огонек погас.

Испечем в углях картошку

Да достанем хлебный квас.

Как картошка ароматна,

Как рассыпчата, вкусна!

Получился ужин знатный —

Посидим здесь дотемна.

Какие полезные вещества содержатся в картофеле?

В нем есть витамины, а также микроэлементы, например калий, который помогает нормальной работе сердца. Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, глюкозу и фруктовый сахар, использующийся в кондитерской промышленности, а картофельная ботва идет на корм скоту.

Картофель в огороде сажают в мае, когда зацветает черемуха. На вспаханной и удобренной земле делают глубокие борозды, а в них — лунки глубиной 3—5 см. В лунку кладут приготовленную для посева картофелину и слегка присыпают ее землей. Это делают для того, чтобы на стеблях, обсыпанных землей, образовались веточки с округлыми клубнями. Ведь клубень — утолщенный стебель, покрытый почками и наполненный питательными веществами. Поэтому овощеводы называют клубень картофеля клубнеплодом.

У картофеля есть опасный враг — колорадский жук. Личинки жуков объедают листья — растение начинает болеть и плохо растет.

На больших полях колорадских жуков уничтожают с помощью ядохимикатов. Есть несколько способов победить прожорливые личинки жуков. Можно посадить между кустами картофеля бобы: запах этого растения отпугивает колорадских жуков. Можно завести цесарок: эти домашние птицы с удовольствием склевывают жуков, разгуливая между картофельными бороздами.

Послушайте стихотворение.

Чок-чок-чок-чок!

Прилетел к нам жучок,

На картофель сел,

Все листочки съел.

Позову цесарку:

— Не гуляй по парку,

Поспеши к нам в огород —

Тебя вкусный завтрак ждет.

Поскорее приходи

И жучков проглоти!

Наконец, есть еще один способ борьбы с колорадскими жуками. Надо собрать вредителей вручную со стеблей и уничтожить.

Ну вот и пришло время убирать урожай. Огородники выкапывают картошку в сентябре. Недаром говорится: «Всяк корешок в своей поре».

Клубни подсушивают, перебирают, укладывают в мешки и убирают в подпол. В сухом и прохладном помещении картофель может храниться долго.

Ответьте на вопросы

Как выглядит картофель?

Что такое клубень картофеля? Почему его называют клубнеплодом?

Откуда родом картофель?

От какого итальянского слова происходит название «картофель»? Что оно означает?

Как использовали картофель во Франции в XVII веке?

Кто первым понял цену картофеля как пищевого продукта?

Какие блюда готовят из картофеля?

Почему картофель называют «вторым хлебом»?

Какие полезные вещества содержатся в клубнях картофеля?

Как овощеводы борются с врагом картофеля — колорадским жуком?

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»