План лекции:
9.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению.
9.2. Мотивационная готовность к обучению в школе.
9.3. Умственная и эмоционально-волевая готовность.
9.4. Проблемы обучения шестилетних детей.
Основные понятия: новообразования дошкольного детства; психологическая готовность к школьному обучению; компоненты готовности; мотивационная готовность; умственная готовность; эмоционально-волевая готовность; проблемы шестилетних детей.
Понятие психологической готовности к школьному обучению
По погоней в подготовке ребенка к школе часто забывают о том, не заменишь знаниями, - о психологической готовности к обучению в школе. Если говорить образно, то знания - это как туфли. Родители стараются, чтобы они были качественными, из хорошего материала. А психологическая готовность в этом случае - это размер ноги. Даже если туфли безупречны, невозможно чувствовать себя в них хорошо, если они тебе велики...
Психологическая готовность к школе - это зрелость психики.
Итогом развития ребенка в дошкольном детстве предпосылки того, чтобы ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематическому обучению.
Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленной, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут выдвинуты ребенку во время обучения, и важно, чтобы она была способна с ними справиться.
Важнейшим следствием психического развития ребенка дошкольного возраста является формирование психологической готовности к школьному обучению. По сути, ее становления свидетельствует о завершении периода дошкольного детства.
Психологи разделяют готовность к школе на три вида: личностная готовность. волевая готовность и интеллектуальная готовность.
1. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с одноклассниками и учителями. Ведь дети, даже не ходили в детский сад и оставались на время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости - качества, которые обеспечивают ей безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе. Поэтому необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам.
2. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От нее потребуется делать не только то, что ей хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа. Укрепить волевое знание о себе может помочь игра.
3. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе была умственно развитой. Но достигает она этой способности только тогда, когда с ребенком занимаются.
И хотя в последние несколько десятилетий психологи, педагоги, гигиенисты, педиатры и т.д. активно занимаются этой проблемой, до сих пор нет четкого понятия "школьная зрелость" и не определены конечные критерии готовности ребенка к систематическому обучению и усвоению знаний.
Психологи определяют школьную готовность как "достижение такой степени развития, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении" (И. Шванцара), или "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками" (А. Анастази).
Как компоненты готовности к школьному обучению И. Шванцара выделяет умственное, социальное и эмоциональное компоненты. Л.И. Божович указывает, что она состоит из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей деятельности и готовности к социальной позиции школьника.
В любом случае подчеркивается, что психологическая готовность заключается не в сформированности у ребенка "школьных качеств", а в том, что она овладевает предпосылками к Их дальнейшего усвоения.
Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и сколько). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в "зону ближайшего развития" ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого она этого выполнить пока еще не может.
Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя такие параметры психического развития:
1) мотивационная готовность к обучению в школе, или наличие учебной мотивации;
2) определенный уровень развития произвольного поведения, что позволяет ученику выполнять требования учителя;
3) определенный уровень интеллектуального развития, предполагает владение ребенком простыми операциями обобщения;
4) хорошее развитие фонематического слуха.
В сложном комплексе качеств, из которых складывается такая готовность, можно выделить мотивационную, умственную и эмоционально-волевую компоненты, о чем мы сказали в начале.
Егорова Татьяна Анатольевна
Психологическая готовность детей к обучению в школе
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимость и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе школьников . Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве с взрослым.
Л. С. Выготский указывал на то, что обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.
Понятие «психологическая готовность к обучению » имеет смысл только в условиях массового обучения в школе , поскольку именно в этом случае учитель вынужден ориентироваться на некий средний уровень актуального развития детей и среднюю «зону ближайшего развития» .
Таким образом, – это необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.
Если уровень психического развития ребенка такой, что его «зона ближайшего развития» ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в школе , то ребенок считается психологически не готовым к школьному обучению , так как из-за несоответствия его «зоны ближайшего развития» требуемой он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих учеников.
О «психологической готовности » судят по уровню развития следующих психических сфер : эффективно – потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Каким же должен быть уровень развития указанных выше сфер, чтобы можно было говорить о наличии психологической готовности к школьному обучению ? Для лучшего понимания вопроса необходимо обратиться к теоретической проработке проблемы психологической готовности к школе в трудах психологов (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.) .
Так, Л. И. Божович выделила несколько параметров психического развития ребенка , наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе . Среди них – определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Самым важным в психологической готовности Л . И. Божович считала мотивационный план. Были выделены две группы мотивов :
1) Широкие социальные «мотивы учения» , или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;
2) Мотивы, связанные «непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей , потребность в интеллектуальной активности ив овладении новыми умениями, навыками и знаниями».
Готовый к школе ребенок хочет учиться, что позволяет ему занять определенную позицию в обществе людей, открывающий доступ в мир взрослых, и к тому же у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.
Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отно-шения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника » .
Этому новообразованию Л. И. Божович придавала очень большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника » может служить критерием готовности к школьному обучению .
Новообразование «внутренняя позиция школьника » (возникающая на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов ) в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности или произвольном поведении ученика.
Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения в психической готовности к школе . Но в какой степени должна быть развита произвольность к началу обучения в школе – вопрос , весьма слабо изучен и проработан в литературе. Трудность заключается в том, что, с одной стороны, произвольное поведение считается новообразованием младшего школьного возраста , развивающимся внутри учебной деятельности этого возраста, а с другой – слабое развитие произвольности – мешает началу обучения в школе .
Обсуждая проблему готовности к школе , Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности, основные из них :
Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;
Умение ориентироваться на заданную систему требований;
Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания в установленной форме;
Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному воспринимаемому образцу.
Фактически это параметры развития произвольности, на которые опирается в первом классе.
При изучении интеллектуального компонента акцент делается не на сумму усвоенных ребенком знаний, хотя, это тоже важно, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Так, Л. И. Божович писала : «…усвоение любого учебного предмета предполагает наличие у ребенка способности выделить и сделать предметом своего сознания те явления действительности, знания о которых он должен усвоить. А это обязательно требует определенного уровня общения».
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе выделяется и развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.
Анализ учебной программы и требований школы , предъявляемых к ученику, подтверждают общепринятые положения, что готовность к школе проявляется в мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сферах.
В практической деятельности психологов имеется ряд диагностических программ по определению психологической готовности детей 6 лет к школьному обучению .
Эти программы состоят из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития аффективно - потребностей (мотивационной, произвольной, интеллектуальной и речевой сфер.
Шестилетние дети по уровню своего развития – дошкольники . Они не могут полностью развиваться в условиях системы школьного обучения . Включение детей 6 лет в учебную деятельность требует особых условий – «дошкольного » режима, игровых методов обучения и др .
Вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе .
Основные параметры психологического развития ребенка , наиболее влияющие на успешное обучение в школе , это следующие :
Личностная готовность к школе , включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника , занимающего иное по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе , учителям и учебной деятельности;
Мотивационная готовность . Ребенок, готовый к школе , хочет учиться, у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, позицию открывающую доступ в мир взрослости, у него познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома;
Интеллектуальная готовность . Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, мышления, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию;
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно тру-диться, делая то, что от него требует учеба и режим школьной жизни .
Следовательно, психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Отставание в развитие одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту .
Традиционно под психологической готовностью к школьному обучению понимается уровень психического развития ребёнка, необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников .
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребёнка.
Социально-психологическая готовность – наличие у ребенка навыков социального общения , умений устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умения войти в детское общество, уступать и защищаться. Ребенок должен уметь согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия на основе усвоения общественных норм поведения.
Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка , в частности его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и др.
Для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю , сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.
Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми . Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Личностная готовность детей к обучению предполагает наличие у ребенка выраженного интереса к учению , к приобретению знаний, умений и навыков, к получению новой информации об окружающем мире. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешними атрибутами, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника должна быть адекватной и дифференцированной . Формирование предпосылок учебной деятельности, когда ребенок принимает учебную задачу, понимает ее условность и условность правил, по которым она решается; регулирует собственную деятельность на основе самоконтроля и самооценки; осознает способы выполнения задания и проявляет умение учиться у взрослого. Для того чтобы научиться решать учебные задачи, ребенок должен обращать внимание на способы выполнения действий. Он должен понимать, что приобретает знания для использования в будущей деятельности, «впрок».
Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует иметь в виду потребность в достижении успехов , соответствующие самооценку и уровень притязаний . Потребность достижения успехов у ребенка должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности . Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.
Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции . Л.И.Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. Внутреннюю позицию школьника можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность.
Становление внутренней позиции школьника проходит в два этапа.
На первом появляется положительное отношение к школе, но ориентация на содержательные моменты школьно-учебной деятельности отсутствует.
А на следующем этапе возникает ориентация на социальные, хотя и не учебные аспекты деятельности. Условия школьного обучения требуют от ребенка определенного уровня произвольности действий , умения организовать свою двигательную активность, действовать в соответствии с указаниями взрослого.
Волевая готовность волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков , на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника . Развитие воли в этом возрасте тесно связано с соподчинением мотивов .
Интеллектуальная готовность – наличие у ребенка кругозора , запаса конкретных знаний , необходимого уровня развития познавательных процессов . Интеллектуальная готовность предполагает также соответствующее речевое развитие , формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности , в частности, умение выделить учебную задачу.
Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.
Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью.
Для того чтобы ребенок мог хорошо усваивать школьную программу, необходимо, чтобы его память стала произвольной, чтобы ребенок располагал различными эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения учебного материала.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. При поступлении в школу мышление должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.
Речевая готовность детей к обучению проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средства общения и предпосылки к усвоению письма . Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, они продолжают активно развиваться в процессе учения. Существенным фактором является наличие необходимых задатков к развитию нужных способностей. Однако есть один вид способностей, от которых прямо зависит учение и на развитие которых следует обратить особое внимание в дошкольном возрасте. Это - двигательные способности. Психологическая готовность к школе – целостное образование. Психологическая готовность к обучению в школе:
Новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;
В познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;
В личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
В сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.
Салаты с курицей очень популярны. Во-первых, куриное мясо делает блюдо более сытным, во-вторых, оно сочетается со многими продуктами. Я предлагаю Вам попробовать салат с курицей и зеленым горошком . Входящий в состав чеснок придаст салатику неповторимый вкус и аромат. Это доступное и вкусное блюдо станет отличным дополнением к семейному обеду или ужину и непременно понравится вашим домочадцем.
Ингредиенты
Для приготовления салата с курицей и зеленым горошком нам понадобится:
куриная грудка - 300 г;
сыр - 150-200 г;
консервированный горошек - 0,5 банки;
яйца - 3 шт.;
чеснок - 1-2 зубчика;
соль - по вкусу;
зелень - небольшой пучок.
Для заправки:
майонез или сметана.
Этапы приготовления
Для приготовления салата подготовить все необходимые продукты. Куриную грудку вымыть, залить холодной водой, довести до кипения, затем уменьшить огонь, посолить и варить на среднем огне до готовности (примерно 20-25 минут). Отварное куриное мясо остудить и нарезать небольшими брусочками или порвать на волокна.Яйца, сваренные вкрутую, остудить и нарезать средними кубиками.
Зелень вымыть, обсушить и мелко порубить. В глубокой миске соединить нарезанные яйца, куриное мясо, зелень, натертый сыр и горошек (с горошка необходимо предварительно слить жидкость).
Чеснок очистить и пропустить через пресс, добавить в салат из курицы, горошка, яиц и сыра. Все хорошо перемешать, при необходимости посолить и заправить майонезом.
Легкий в приготовлении и в тоже время вкусный салат с курицей и зеленым горошком готов.
Приятного аппетита!
Салат из копченой грудки – удачное решение для праздничного стола, семейного ужина или встречи гостей. Это блюдо готовится очень просто и не занимает много времени, так как не нужно тратить время на варку мяса.
Вкусный салат с копченой куриной грудкой и ананасами
Время приготовления
калорийность на 100 грамм
Приготовление:
Салат с куриной грудкой и морковью по-корейски
Закуску делают из небольшого количества ингредиентов, но получается очень вкусной. Копченая курица и морковь по-корейски удачно сочетаются, а дополняют этот тандем маринованный огурец и твердый сыр. Салат отлично подойдет для любого праздника.
ИНГРЕДИЕНТЫ | КОЛИЧЕСТВО |
---|---|
корнишоны средних размеров | 5 шт. |
сыр | 115 г |
грудка | 270 г |
корейская морковь | 180 г |
яйца | 4 шт. |
майонез | 1 упаковка |
петрушка | 2-3 веточки |
Время приготовления: полчаса
Калорийность (на 100 г): 346 ккал
Приготовление:
- Вареные яйца натереть. Выложить в глубокий салатник, промазать слоем майонеза;
- Грудку некрупно нарезать, выложить вторым слоем, смазать майонезом;
- Огурцы порезать кусочками, выложить поверх мяса. Этот слой можно не смазывать;
- Корейскую морковку порезать пополам, выложить на огурцы, промазать майонезом;
- Сыр натереть, посыпать им морковь;
- Украсить блюдо зеленью.
Вкусный салат с копченой куриной грудкой и горошком
Еще одно вкусное и сытное блюдо из копченой курицы, в состав которого также входят яйца, консервированный горошек и свежий огурец. За счет последнего салат получается свежим и сочным.
Время приготовления: 20 минут
Калорийность (на 100 г): 240 ккал
Приготовление:
- Грудку нарезать небольшими кубиками, выложить в салатник;
- Огурец также нарезать кубиками, добавить к курице;
- С горошка слить жидкость, выложить к остальным ингредиентам;
- Яйца отварить вкрутую, охладить. Два желтка отложить, остальные желтки и белки натереть, выложить в салатник;
- Лук нарезать мелкими колечками, добавить в салат;
- Все ингредиенты перемешать, добавить немного соли, заправить майонезом;
- Оставшиеся желтки размять вилкой, украсить ими готовое блюдо.
Салат с курицей, фасолью и сухариками
Время приготовления: 15 минут
Калорийность (на 100 г): 320 ккал
Приготовление:
- Курицу нарезать в произвольной форме (можно кубиками или брусочками);
- С фасоли слить жидкость;
- Корейскую морковь порезать пополам;
- Соединить все продукты, добавить майонез;
- Перед подачей добавить в салатник сухарики или выложить их порционно в каждую тарелку.
Оригинальный рецепт простого и в то же время очень вкусного салата из копченой грудки. Основной ингредиент здесь – курица, а дополняют ее свежие помидоры, сыр и грецкие орехи.
Время приготовления: 10 минут
Калорийность (на 100 г): 290 ккал
Приготовление:
- Курицу разобрать на волокна;
- Томаты вымыть, порезать кубиками;
- Сыр натереть или перемолоть в блендере;
- Грецкие орехи порубить, немного обжарить на сухой сковороде;
- Выложить курицу, сыр, помидоры и орехи в салатник, перемешать, заправить сметаной по вкусу;
- Украсить блюдо маком.
Добавим в салат кукурузу
Консервированная кукуруза прекрасно дополняет курицу, так как в салате из грудки обязательно должен быть какой-нибудь сочный компонент. Для этого салата также потребуется свежая морковь и зелень. В качестве заправки лучше всего использовать майонез.
Время приготовления: 35 минут
Калорийность (на 100 г): 315 ккал
Приготовление:
- Морковь вымыть, почистить, натереть. На сковороде разогреть масло, обжарить морковь до золотистого цвета;
- Курицу нарезать кубиками или разобрать руками на волокна;
- С кукурузы слить воду;
- Выложить мясо, кукурузу и остывшую морковь в глубокую посуду;
- Петрушку порубить. Всыпать к остальным продуктам или украсить ею готовое блюдо;
- Все ингредиенты перемешать, подсолить по вкусу, заправить майонезом;
- Перед подачей добавить в салат сухарики (лучше с «мясным» вкусом).
Оригинальный салат с курицей и гранатом
Эта закуска станет настоящим украшением праздничного стола, если уделить приготовлению некоторое время. «Фишка» заключается в особом оформлении: готовое блюдо выглядит, как «гранатовый браслет».
Время приготовления: один час
Калорийность (на 100 г): 395 ккал
Приготовление:
- Сварить картофель, морковь и свеклу в разных кастрюлях, чтобы свекла не окрасила остальные продукты. Остывшие и очищенные овощи натереть;
- Яйца отварить, натереть;
- Мясо нарезать тонкими брусочками;
- Луковицу почистить, нашинковать. Окатить через сито кипятком, чтобы сошла горечь. При желании лук можно обжарить на сковороде;
- Орехи порубить, подсушить на сковороде без масла;
- Томаты вымыть, нарезать кубиками;
- Зелень порубить;
- Гранат очистить, зерна вытащить;
- Подготовить широкое блюдо и стакан. Выложить слои вокруг стакана в следующей последовательности: картофель, морковь, грецкие орехи, грудка, лук, яйца, зелень, томаты, свекла. Каждый слой нужно промазать майонезом. Когда все слои будут готовы, вытащить стакан – получится конструкция в виде «браслета»;
- Посыпать блюдо зернами граната, поместить в холодильник на несколько часов пропитываться.
В процессе приготовления можно обратить внимание на ряд тонкостей:
- те, кто следит за фигурой, могут вместо обычно майонеза брать низкокалорийный 15% майонезный соус или нежирную сметану;
- для салата, в состав которого входят маринады, подойдет такая заправка: смесь оливкового масла, рубленой зелени и лимонного сока;
- если в салах входят сухарики, добавлять их нужно за несколько минут до подачи. В противном случае они раскиснут и превратят блюдо в «кашу»;
- вместо грудки можно использовать окорок. С него нужно предварительно снять кожицу.