Старинные русские напитки. Национальные напитки: что пили на Руси

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

После еды у русских людей принято пить чай, кофе, квас, кисель, морс.
Ароматные, утоляющие жажду в зной или согревающие в холод, лечебные, бодрящие - русская кухня насчитывает огромное количество вкуснейших напитков, чем и отличается от других кухонь мира. Среди их числа также компоты, мёды, водицы, взвары, сбитни, сыворотки.

Морс

Морс - летний освежающий и невероятно полезный напиток, который готовится преимущественно из ягод. Традиционно для этого напитка используют клюкву или бруснику, смесь черной смородины, черники и малины, калины и вишни. Ягоды отвариваются в кипящей воде, отжимаются, а в полученный морс добавляется сахар по вкусу.



Кисель

Сладкий десертный желеобразный напиток, приготовленный путём варки из свежих и сушёных фруктов и ягод, фруктово-ягодных соков, сиропов, варенья, молока с добавлением картофельного или кукурузного крахмала или зерновой закваски.



Компот

Старинный традиционный десертный напиток из фруктов или ягод (ревеня, яблок, груш, чернослива, изюма, слив, шиповника и т. д.), либо отвар фруктов в сиропе, а также смесь сухофруктов или сушёных ягод и фруктов, с добавлением сахара. Невероятно полезен и питателен, подаётся в большинстве кафе и столовых.



Сбитень

На Руси одним из самых популярных напитков был сбитень, или перевар, а немного позднее — взвар. Его пили по несколько раз в день, подавали в трактирах, готовили в деревнях и продавали в городах. В его основе лежат мед и вода. Для придания аромата и вкуса в сбитень добавляли разнообразные травяные сборы и пряности, такие как имбирь, шалфей, зверобой, лавровый лист и стручковый перец. Часто его делали с хмелем. Горячий сбитень пили зимой, а холодным утоляли жажду в бане или в знойное время года. До появления чая сбитень оставался основным горячим напитком русских.


Медовуха

Алкогольный напиток, приготавливаемый путём брожения или варки из воды, мёда и дрожжей с различными вкусовыми добавками. В современном виде напиток появился в XVIII веке в Великом Новгороде. Ранее медовуха являлась сладким напитком, состоящим из разведённого в воде мёда. В России принято считать медовуху таким же оригинальным национальным напитком, как виски в Шотландии, сакэ в Японии или текила в Мексике. Многие отдают должное его мягкости и медовому аромату.


Квас

Еще один древнейший национальный кислый напиток русской кухни. Это исконно русский продукт, который готовился методом брожения из ячменного или ржаного солода и муки или сухого ржаного хлеба. В него добавляли ароматные травы, мед, ягоды и фрукты. В старину на праздниках и свадьбах квас был основным хмельным напитком. Сейчас употребляется как прохладительный напиток, а также, для приготовления холодных супов (окрошка).

Кисломолочные напитки (кефир, ряженка, простокваша, сыворотка)

Молочные продукты из цельного коровьего молока, молока коз, овец, кобыл и других животных. Готовится путём сквашивания, введения в молоко молочнокислых бактерий или дрожжей. Важная составляющая здорового питания и правильного пищеварения. В России ни один день не обходится без стакана кефира или ряженки.
Кефир - кисломолочный напиток из перебродившего коровьего молока, заквашенного особым грибком. Бесценный оздоравливающий элексир, восстанавливающий микрофлору кишечника и придающий бодрость.
Ряженка - кисломолочный напиток, получаемый из коровьего топлёного молока путём брожения. Фактически является одной из разновидностей йогурта без вкусовых добавок. Отлично усваивается и богата витаминами и минералами.
Простокваша - ценный диетический продукт, который очень хорошо усваивается нашим организмом. Готовится она из цельного молока, методом скисания в тёплом месте.
Сыворотка - напиток молодости и стройности. Содержит особый сахар - лактозу, полезный углевод, который борется с отложением жира. А также, особый белок, способствующий обновлению клеток. На Руси, зная о лечебных свойствах сыворотки, её не только употребляли в качестве напитка, но и использовали для умывания лица, мытья волос, лечения травм.


Молоко и томленое молоко

Наверное, главный после воды напиток для России. Традиционный для русской, белорусской, украинской кухонь. Молоко входит в состав многих продуктов и блюд. Наиболее широко используется коровье молоко, а также козье, овечье и других животных. Топлёное, или томлёное, молоко производится из цельного молока путём его кипячения. Используется так же как самостоятельный напиток, или же для приготовления ряженки и выпечки печенья, пирогов, кремов.


Чай черный

Популярный сегодня чай появился в России в XVII веке, но широкое распространение этот напиток получил только в XIX веке. Чёрный или красный чай - традиционно наиболее популярный вид чая в России. Бывает байховым, гранулированным и пакетированным. Может быть ароматизирован, например, бергамотовым маслом (чай "Эрл Грей"). Вкус чёрного чая лишён горечи, а сам чай обладает одновременно тонизирующим и успокаивающим действием. Подаётся обычно без добавок или с сахаром, лимоном, молоком или сливками, часто сопровождает десерт.


Чай зеленый

И зелёный, и чёрный чай получают из листьев одного и того же чайного куста, однако зелёный чай подвергается гораздо меньшей ферментации (окислению). Обладает оздоравливающим эффектом, любимый чай многих долгожителей. Обладает сильным ароматом и горьковато вяжущим вкусом.



Чай с травами

Вместо кофе для поднятия тонуса и бодрости и вместо снотворного для крепкого сна, на Руси издавна готовили чай на травах и различные травяные отвары. Русские леса богаты душистыми травами, обладающими лекарственными и оздоравливающими свойствами. Русскому народу известны самые разнообразные виды травяного чая: охлаждающий и согревающий, витаминный и лечебный, тонизирующий и успокаивающий. Для приготовления целебных напитков используют мелиссу и мяту, акацию и мёд, ягоды шиповника и ромашку, и многие другие плоды и травы.


Пиво

Слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением солодового сусла (чаще всего на основе ячменя) с помощью пивных дрожжей, обычно с добавлением хмеля. Пивоварение на Руси имеет давние традиции. Упоминания о переваре - достаточно крепком напитке, который готовили русичи из пива и мёда, встречаются уже в древних летописях. Любимый прохладительный напиток во время летних праздников и гуляний. Для пива идеальной закуской послужат вяленая и сушёная рыба.


Водка

Из крепких спиртных напитков для русских главным остается водка, которая, впрочем, появилась в России только в XVI веке. Производится путём смешивания этилового спирта с исправленной водой. Идеальной закуской к водке считается икра, а также маринованные огурцы и помидоры. Теперь водка - это популярный напиток, который может стать прекрасным сувениром для иностранных туристов.

В период между IX и XIV веками в Древней Руси существовали следующие термины для обозначения напитков: сыта, вино, мед, квас, сикера, пиво, ол, березовица. Большая часть этих напитков была алкогольными, охмеляющими. Безалкогольными являлись лишь первые два, то есть вода и сыта, в то время как третий - березовица - уже не был полностью безалкогольным, поскольку различали березовицу простую и березовицу пьяную. То же самое относилось и к квасу. Таким образом, грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма подвижной.

Даже сыта, то есть смесь воды и меда, также легко могла забродить и тем самым превратиться в слабоалкогольный напиток, сохраняющий то же самое название, что и безалкогольный. Если же вспомнить, что и вино, то есть виноградное вино, привозимое из Византии и Крыма, точно так же разбавлялось по древнему греческому обычаю водой, то станет понятным, почему вода оказалась тесно связанной с алкогольными напитками как постоянный компонент при их употреблении и почему вода входила в число именно напитков, а не была просто жидкостью для разных целей, какой она является в наши дни.

Это отличие в восприятии воды древним человеком и нашими современниками, этот древнерусский взгляд на воду как основу многих или даже всех напитков и, конечно, всех алкогольных напитков надо иметь в виду, когда мы будем говорить о том, почему один из самых крепких алкогольных напитков русского народа - водка - был назван по имени столь безобидного питья, как вода.

Нет сомнения, что к моменту появления водки древнее значение термина «живая вода» хотя и не употреблялось в быту, но все же воспринималось сознанием и потому на Руси новый спиртной напиток не получил названия «воды жизни» и «живой воды», как это было всюду на Западе и у западных славян, испытавших латинское влияние. Именно в Западной Европе первые «водки», то есть винный спирт, содержащий половину или менее половины объема воды, получил латинское название «аквавита» (aqua vitae) (вода жизни), откуда произошли французское «одеви» (eau-de-vie), английское «виски» (whisky), польское «оковита» (okowita), являвшиеся простой калькой латинского названия или его переводом на тот или иной национальный язык.

В русском языке этого не произошло, ибо практика производства водки имела не латинский, не западноевропейский, а иной источник - отчасти византийский и отчасти отечественный. Вот почему в терминологии русских спиртных напитков ни до XIII века, ни после него аквавита не нашла никакого отражения. А сам термин «живая вода» на русском языке относился только к питьевой воде.

Вино

Под этим термином в IX-ХIII веках понималось только виноградное вино, если оно употреблялось без других прилагательных. Вино стало известно на Руси с IX века, еще до принятия христианства, а после его принятия, в конце Х века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Привозилось вино из Византии и Малой Азии и называлось греческим и сирским (сурьским), то есть сирийским. До середины XII века оно употреблялось только разбавленным водой, так же как его традиционно пили и Греции и Византии. Источник указывает: «Месят воду в вино», то есть воду доливать следует в вино, а не наоборот, не вино подливать в чашу с водой. Это имело глубокий смысл, ибо всегда более тяжелые по удельному весу жидкости следует наливать в легкие. Так, чай надо наливать в молоко, а не наоборот. Сам термин «вино» был воспринят при переводе Евангелия на старославянский язык от латинского слова «винум» (vinum), а не от греческого «ойнос».

С середины XII века под вином подразумевают уже чистое виноградное вино, не разбавленное водой. В связи с этим, чтобы не делать ошибок, в старой и новой терминологии стали обязательно оговаривать все случаи, когда имелось в виду не чистое вино. «Еко же вкуси архитриклин (т. е. распорядитель пира) вина, бывшего от воды». А чтобы избежать длинных оговорок, стали все чаще употреблять прилагательные для уточнения, какое вино имеется в виду. Так появились термины «оцьтьно вино», то есть вино кислое, сухое; «вино осмрьнено», то есть вино виноградное сладкое, с пряностями: «вино церковное», то есть вино виноградное красное, высшего качества, десертное или сладкое, не разбавленное водой. Наконец, в конце XIII века, под 1273 годом, впервые в письменных источниках появляется термин «вино твореное».

Отметим, что он возникает спустя почти 400 лет после появления вина виноградного и спустя 200-250 лет после письменного закрепления разных эпитетов за разными видами виноградного вина. Уже одно это обстоятельство говорит о том, что мы имеем дело не с виноградным, не с естественным вином, а с вином, полученным каким-то иным, искусственным, производственным путем, вином, сделанным, сотворенным самим человеком, а не природой.

Таким образом, термин «твореное вино» не относится уже к собственно вину, как его понимали до XIII века.

Вторым по значению спиртным напитком Древней Руси был мёд. Он известен уже в глубокой древности и как сладость (лат. - mel), и как алкогольный напиток (лат. - mulsum). Мёд не был, как подчас думают, исключительно алкогольным напитком русских. Он служил основным парадным напитком большинства европейских народов средней полосы - между 40° и 60° с. ш. и встречался у древних германцев (Meth), у скандинавов (Mjod), где считался напитком богов, и особенно у древних литовцев (medus).

Основа слова «мёд» вовсе не русская, а индоевропейская. В греческом языке слово «мэду» означало «хмельной напиток», то есть общее понятие алкоголя, а иногда употреблялось в значении «чистое вино», то есть слишком крепкое, слишком опьяняющее, не питьевое по греческим традициям и представлениям. Слово же «мэдэе» означало по-гречески «пьянство». Все это говорит о том, что крепость меда как алкогольного напитка была во много раз больше, чем крепость виноградного вина и поэтому древние греки и византийцы считали, что употребление столь сильных напитков свойственно варварам.

В Древней Руси, насколько это можно судить по фольклорным данным, мёд был самым распространенным напитком из числа алкогольных, в то время как вино в фольклоре почти не упоминается. Между тем документальные памятники говорят как будто о другом. Из них известно об употреблении привозного вина с IX века, но мед впервые встречается на Руси, да и то в значении сладости, лишь под 1008 годом, а в Македонии - под 902 годом; в значении алкогольного напитка в Литве и Полоцке - в XI веке, в Болгарии - в XII веке, в Киевской Руси - только в XIII веке (1233 г.), Чехии и в Польше - с XVI века. Только в летописи Нестора под 996 годом упоминается, что Владимир Великий велел сварить 300 проварь меду. Да еще Ибн-Даст (Ибн-Рустам) - арабский путешественник в начале Х века (921 г.) - упоминает, что руссы имеют медовый хмельной напиток, и что древляне в 946 г. дают Ольге дань не пчелиным, а «питным» медом.

Вместе с тем из ряда косвенных византийских сообщений известно, что еще в конце IX века, во времена язычества, отдельные славянские племена, особенно древляне и поляне, умели забраживать мед и по закисании превращали его из mel в rnelsum, а также выдерживали его подобно вину и использовали для улучшения его качества переливы (т. е. неоднократное переливание из одного сосуда в другой - новый и чистый).

Все это дает возможность прийти к следующим выводам: мед как алкогольный напиток был вначале более всего распространен в самой лесистой части Древней Руси, на территории нынешней Белоруссии, в Полоцком княжестве, где процветало бортничество, то есть добыча меда от диких пчел. Отсюда мед по Припяти и Днепру поступал в Киевскую Русь. В X-XI веках мед в Киеве употребляли в исключительных, чрезвычайных случаях и при этом изготовляли его сами из запасов медового сырья: мед варили. Вареный мёд как напиток был более низкого качества по сравнению с мёдом ставленым.

Последний выдерживали по 10-15 лет и более, и он представлял собой результат естественного (холодного) брожения пчелиного меда с соком ягод (брусники, малины). Известны случаи, когда в XIV веке на княжеских пирах подавался мёд 35-летней выдержки. Поскольку широкое употребление мёдов (вареных и ставленых) приходится на XIII-XV века, то представление о том, что в древности основным напитком был мёд, нашло отражение прежде всего в фольклоре, произведения которого создавались именно в это сравнительно позднее время, когда началось формирование национальной русской культуры.

Кроме того, расцвет медоварения в XIII-XV веках был связан не с его возникновением в это время (ибо оно возникло в X-XI вв.), а с сокращением привоза греческого вина вследствие сначала монголо-татарского нашествия (XIII в.), а затем упадка и крушения Византийской империи (XV в.). Таким образом, историческая обстановка, включая не только изменения в системе международных отношений и международной торговли, но и изменения чисто географического характера (перемещение территории Русского государства на северо-восток, перенесение столицы из Киева во Владимир, а затем в Москву), приводила к изменению характера потребляемых спиртных напитков. Все это удаляло Русь от источников виноградного вина и заставляло изыскивать местное сырье и местные способы для производства алкогольных напитков.

Мёд, хотя и был древним напитком, но в XIII-XV веках он как продукт местного сырья выдвигается на первый план главным образом в обиходе знати, зажиточных слоев. Длительность производства хорошего, настоящего ставленого мёда ограничивала круг его потребителей, несомненно, удорожала товар. Для массовых сборищ даже при дворе великого князя употребляли более дешевый, более быстро приготавливаемый и более пьянящий - вареный мёд. Тем самым XIII век является рубежом, знаменующим переход к напиткам, во-первых, из местного сырья и, во-вторых, к напиткам значительно более крепким, чем в предыдущие пять столетий.

Нет сомнений, что привычка к употреблению более крепких, более охмеляющих напитков в XIII-XV веках подготовила почву и для появления водки.

В то же время развитое, широкое медоварение было просто невозможно без наличия винного спирта как компонента дешевых, но крепких медов. Уже в XV веке запасы мёда сильно сокращаются, он удорожается в цене и потому становится предметом экспорта за счет сокращения внутреннего потребления, ибо находит спрос в Западной Европе. Для местного же употребления приходится и изыскивать более дешевое и более распространенное сырье. Таким сырьем оказывается ржаное зерно, уже с древнейших времен используемое для производства такого напитка, как квас.

Квас

Слово это встречается в древнерусских памятниках одновременно с упоминанием о вине и даже раньше мёда. Значение его, однако, не вполне соответствует современному. Под 1056 годом мы находим явное упоминание кваса как алкогольного напитка, поскольку на языке того времени слово «квасник» употреблялось в значении «пьяница».

В XI веке квас варили, как и мёд, а это означает, что по своему характеру он был ближе всего к пиву в современном понимании этого слова, но только был гуще и действовал более охмеляюще.

Позднее, в XII веке, стали различать квас как кислый слабоалкогольный напиток и квас как сильно опьяняющий напиток. Оба они, однако, носили одинаковые названия, и только по контексту иногда можно догадаться, о каком виде кваса идет речь. По-видимому, во второй половине XII века или в самом конце XII века сильно опьяняющий квас стали называть твореным квасом, то есть сваренным, специально сделанным, а не произвольно закисшим, как обычный квас.

Этот твореный квас считался таким же крепким алкогольным напитком, как чистое вино, их приравнивали по крепости. «Вина и творена кваса не имать пити», говорится в одном из церковных предписаний. «Горе квас гонящим», - читаем в другом источнике, и это ясно указывает на то, что речь идет не о безобидном напитке. Из всех разновидностей твореного кваса самым опьяняющим, самым «крепким», дурманящим был «квас неисполненный», который весьма часто сопровождается эпитетом «погибельный». На старославянском языке слово «неисплънены» означало незавершенный, не полностью готовый, не доведенный до конца, плохого качества (противоположный латинскому - perfect).

Таким образом, речь вероятно, шла о недоброженном или плохо перегнанном продукте, который содержал значительную долю сивушных масел. По-видимому, к этому роду «кваса» относилось и редко встречающееся в источниках слово «кисера» как сильно одуряющий напиток. Если учесть, что слово «квас» означало «кислое» и его иногда именовали квасина, кислина, кисель, то слово «кисера» можно рассматривать как пренебрежительную форму от кваса неисполненного, незавершенного, испорченного, плохого. Но есть указания и на то, что кисера - искажение слова «сикера», также означающего один из древних алкогольных напитков.

Сикера

Слово это вышло из употребления в русском языке, причем из активного бытового языка, как раз в XIV-XV веках,на том самом рубеже, когда произошла смена и в терминологии, и в существе производства русских алкогольных напитков. Поскольку слово это исчезло из языка совершенно бесследно, не оставив никакой замены, аналога или иного лексического рудимента, то мы постараемся как можно тщательнее выяснить его значение и первоначальный смысл, ибо оно проливает свет на историю русских спиртных напитков. Слово «сикера» вошло в древнерусский язык из Библии и Евангелия, где оно упоминалось без перевода, так как переводчики в конце IX века затруднялись подыскать ему эквивалент в славянских языках, в том числе и в древнерусском языке.

Оно было употреблено и понималось как первое общее обозначение алкогольных напитков вообще, но в то же время четко отделялось от виноградного вина. В греческом языке, с которого переводилось Евангелие, «сикера» также означала искусственный «хмельной напиток» вообще, причем любой пьянящий напиток, кроме естественного вина. Однако источником этого слова послужили слова на древнееврейском и арамейском языках - «шекар» («шехар») и «шикра».

Шикра (sikra) на арамейском означало род пива, это слово и дало «сикеру». Шекар (Schekar) на древнееврейском - «всякий пьяный напиток, кроме лозного вина». Это слово дало в русском «сикер». Поэтому в одних источниках встречается «сикера», в других - «сихер». Совпадение обоих этих слов по звучанию и очень близких по значению привело к тому, что даже лингвисты считали их за вариации одного и того же слова. Однако это были не только разные слова, но они означали и разные понятия с технологической точки зрения.

Дело в том, что в Палестине и у греков «сикер» изготовлялся из плодов финиковой пальмы и был, по сути дела, финиковой водкой. Арамейское же понятие «сикера» означало хмельной, опьяняющий напиток, по технологии близкий к медо- или пивоварению, без гонки.

Нет сомнения, что в древнерусских монастырях ученые монахи доискивались до подлинного значения упоминаемых в Библии и Евангелии греческих, арамейских и древнееврейских слов и тем самым получали полное представление о технологических процессах и их отличиях.

Пиво

Помимо перечисленных выше алкогольных напитков - вина, меда, кваса и сикеры - в источниках XI-XIII веков весьма часто упоминается и пиво. Однако из текстов того времени видно, что пиво первоначально означало всякое питье, напиток вообще, а вовсе не рассматривалось как алкогольный напиток определенного вида в современном нашем понимании. «Благослави пищу нашу и пиво», - читаем в памятнике XI века. Позднее, однако, появляется термин «твореное пиво», то есть напиток, питье, специально сваренное, сотворенное, как вино.

Твореным пивом, как видно из источников, называли очень часто сикеру, а иногда и другой напиток - ол. Таким образом, термин «пиво» сохранил свой широкий смысл и для XII-XIII веков. Если в X-XI веках так назывался всякий напиток, всякое питье, то в XII-XIII веках так стали называть всякий алкогольный напиток: сикеру, квас, ол, твореное вино - все это было в целом твореное пиво или искусственно созданное самим человеком алкогольное питье. Пиво в современном понимании имело другой термин, другое обозначение - ол.

В середине XIII века впервые появляется новый термин для обозначения еще одного алкогольного напитка «ол», или «олус». Есть также данные, что в XII веке зафиксировано название «олуй», что, по всей видимости, означало то же самое, что и «ол». Судя по скупому описанию источников, под олом понимали напиток, подобный современному пиву, но только приготавливалось это пиво-ол не просто из ячменя, а с добавлением хмеля и полыни, то есть трав, зелий. Поэтому иногда ол называли зелием, зельем.

Имеются также указания на то, что ол варили (а не гнали, как сикеру или квас), и это еще более подтверждает, что ол был напитком, напоминающим современное пиво, но только сдобренное травами. Его наименование напоминает английский эль, также приготавливаемый из ячменя с травами (например, с добавлением цветов вереска). То, что позднее ол стали отождествлять с корчажным пивом, еще более подтверждает, что олом в XII-XIII веках называли напиток, подобный пивному в современном понимании этого слова.

Вместе с тем ясно, что термин «ол» давался весьма высококачественному и довольно крепкому и благородному напитку, ибо и конце XIII века в «Номоканоне» указывается, что ол может быть принесен в храм «в вина место», то есть может быть полноценной заменой церковного, виноградного вина. Ни один из других видов напитков того времени не пользовался этой привилегией - заменять собой вино.

Березовица пьяная

Этот термин отсутствует и письменных памятниках старославянского языка, но из сообщений арабского путешественника Ибн-Фадлана, посетившего Русь в 921 году, известно, что славяне употребляли березовицу пьяную, то есть самопроизвольно забродивший сок березы, сохраняемый долгое время в открытых бочках и действующий после забраживания опьяняюще.

Первое упоминание алкогольных напитков или их терминов в Древней Руси IX-XIV веков (Хронологическая таблица)

Традиционный русский напиток - не водка, как принято считать во всём мире. . В XVII-XVIII веке «огненную воду» позволяли себе только богатые и влиятельные господа. А что пили простые люди, в том числе и до знакомства с европейской водкой?

Рецепты настоящих русских алкогольных напитков незатейливы: сбраживается всё, что может бродить. Иногда в ход шли привычные продукты, например, вишня или хлеб. Однако, русские умели делать алкоголь даже из берёзовой коры.

Ол - напиток в пивном стиле

Древнерусский ол считается прапрадедом современного пива. Технологии изготовления совпадают. Так же как и современное крафтовое пиво, ол не подвергался дистилляции. Однако были в составе ола уникальные ингредиенты: травы с сильным запахом. В напиток часто добавляли полынь. Растение не только придавало приятный привкус, но и усиливало алкогольный эффект хмеля.

Кстати, Россию и пиво связывает многовековая история. Так, в XX веке любовь советского человека к пиву достигла апогея: .

Полугар - вино из хлеба

Полугар не производится уже более 120 лет. Исчезновение напитка из русского рациона связано с широким распространением водки. В СССР полугар считался эталоном крепости, с ним сравнивали крепость водочных напитков для определения их категории. Полугар обладает ярко выраженным вкусом ржаного хлеба. Сегодня напиток и его аналоги не продаются в магазинах. Как правило, попробовать полугар можно в ресторанах русской кухни. Простой хлебный древнерусский напиток стоит недешёшево: от 5 тысяч рублей за бутылку.

Лампопо - древнерусский коктейль

Лампопо не имеет ничего общего с Лимпопо и экзотическими странами. Напиток придумали на Руси. Название - анаграмма от слова «пополам». Напиток действительно состоял из двух главных ингредиентов: пива и рома. Сегодня сложно представить, что эти напитки можно смешивать. Пиво и ром настаивали на кисло-сладком хлебе. Нетрудно догадаться, что простые люди лампопо не пили, так как ром могли себе позволить только зажиточные граждане. В напиток иногда добавляли сахар и лимонный сок для улучшения вкусовых качеств. Получался настоящий коктейль.

Берёзовица - дешёво и сердито

Берёзовицу начали употреблять на Руси в X веке. Изобрели напиток случайно. Однажды собранный берёзовый сок долго простоял в бочках. Как известно, в берёзовом соке много сахара, а это значит, что сок может забродить. Изобретатели попробовали напиток, который получился, и были приятно удивлены: берёзовый сок обрёл опьяняющий эффект. Из-за доступности сырья и простоты производства берёзовица пьяная была распространённым алкогольным напитком Древней Руси.

Медовуха - сладкий спирт

Мёд в России использовали во всех сферах жизни. Из него готовили прохладительные напитки, десерты, косметику и лекарства. Впервые сделать алкоголь из мёда догадались бортники, которые разоряли улья диких пчёл. Для того чтобы густая липкая масса стала жидкостью, её долго варили. После этого получался некрепкий алкоголь. Хорошую медовуху ещё и настаивали. Благодаря холодному брожению градус напитка существенно повышался. Нередко в медовуху добавляли сок диких ягод или фруктов.

Вишняк - не вино и не медовуха

Ещё одним напитком, который требовал холодного брожения, был вишняк. Готовили его из вишни, которую собирали, перемалывали, заливали мёдом и настаивали. Крепкая настойка долго готовилась, зато и хранилась годами. На выходе получалось что-то среднее между крепкой медовухой и слабоалкогольным вином.

Традиционные русские напитки – уникальные напитки русской кухни, которые используются в пищу на протяжении многих лет.

Краткая история

В русском языке понятие «напиток» возникло только в начале прошлого века. Слово образовано от глагола «напитать», и что немаловажно, имеет исконно русские корни. Изначально напитками в России называли лишь питательные и сытные жидкости, которые не содержат в своем составе алкоголь . Позднее смысл этого слова значительно расширился.

Задолго до того, как на Руси появились кофе , зеленый и черный чай, славяне употребляли традиционно русские напитки, которые по вкусовым качествам и целебной силе не уступали зарубежным. Можно сказать, что практически все исконно русские напитки уникальны и оригинальны, их нельзя встретить в кухнях других стран. К таковым относят: квасы, киселя, сбитни, морсы , сыворотки на изюме, уваренный капустный сок , меды и травяные настои.

Многие из вышеперечисленных традиционных русских напитков ныне не готовят, а несколько сотен лет назад они использовались не только в повседневном рационе, но и на праздничных застольях. А подавали их к блюдам из мяса, дичи, рыбы, круп или в качестве самостоятельного кушанья. В настоящие дни по-прежнему актуальны на российских столах квасы, киселя и травяные чаи или настои, причем их любят не только взрослые, но и дети.

Квас

Всенародной любовью русских людей на протяжении многих веков пользуется квас . Квас – это традиционный русский напиток, приготовленный на основе муки и солода (ячменного, пшеничного) или сухого ржаного хлеба путем брожения. Как и в настоящие дни, квас и раньше служил основой холодных похлебок. Квас являлся неотъемлемой частью русского праздничного стола, особенно на свадебных пирах и царских застольях.

Когда-то существовало несколько сотен рецептур приготовления кваса, которые с течением времени были утеряны. Нередко в качестве вкусовых добавок в квас добавляли фруктовые и ягодные соки, например, малиновый, смородиновый, яблочный, вишневый, брусничный и грушевый. Считалось, что внесение этих ингредиентов не только улучшает вкусовые качества готового продукта, но и многократно увеличивает его целебные свойства. Сложно представить, но на Руси профессия квасника была очень популярной. Каждый из них изучал особенности определенного кваса, были квасники грушевые, ячневые, яблочные и т.д. При этом свою продукцию квасники могли продавать только в своем районе, за нарушение их жестоко наказывали.

Квас, приготовленный по технологии, не только утоляет жажду, но и нормализует пищеварение, устраняет дисбактериоз. Полезен квас при гастритах, колитах и даже ожирении . В царской России квас использовали как лекарственное средство против авитаминоза и цинги, им залечивали раны и нередко применяли в банях.

Кисель

Кисель – сладкий десертный желеобразный напиток, приготовленный из сушеных или свежих фруктов и ягод , сиропов, соков и варенья с добавлением кукурузного или картофельного крахмала или зерновой закваски. Кисель также является исконно русским напитком. Несколько сотен лет назад в русских домах готовили овсяные, пшеничные и ржаные кисели, а с появлением картофельного крахмала – фруктово-ягодные. Нынешний кисель, конечно, в значительной мере отличается от тех, что употребляли в пищу наши предки. Они имели непривлекательный вид, поскольку готовились из ржаных, овсяных и пшеничных отваров. Кроме, того такие кисели по консистенции были схожи со студнем и обладали кислым вкусом. С течением времени кисель превратился в настоящий десерт , который подавали после обеда или во время полдника. Изначально вместо сахара при приготовлении киселя применяли варенье, сиропы или мед . Сегодня кисель считается неотъемлемым блюдом детского стола, его часто подают в детских садах, школах и санаториях.

Сбитень

Подробности Категория: Русские напитки

Многие представляют себе брагу как полупродукт получения самогона. Частично они правы - частично потому, что брага часто может выступать в качестве самостоятельного алкогольного напитка (до изобретения процесса дистилляции так и было!). На Руси брага имела широкое распространение (несложно вспомнить упоминание ее в устной и письменной народной литературе).

Опять-таки не следует уподобляться сизоносым алкоголикам и пить любое перебродившее пойло - будем называть брагой (в качестве самостоятельного напитка) только таковую, полученную при помощи сбраживания ячменного и (или) ржаного солода. Процесс приготовления браги во многом схож с процессом приготовления пива.

Квас - освежающий напиток брожения, изготавливаемый на основе ячменного и ржаного солода, ржаной муки (иногда ржаных сухарей) и сахара. Данные составляющие после спиртового и молочнокислого брожения в воде образуют квас. Это - принципиальный рецепт, но конечно же, для напитка, известного еще в Киевской Руси, существует громадное количество различных рецептов приготовления.

Квас - исконно русский напиток с минимальным содержанием алкоголя. Он хорош и для утоления жажды и для приготовления блюд (окрошка летом - лучшая еда!). Рекомендуется детям, больным желудочно-кишечными заболеваниями. Хорош с похмелья.

Мед - Традиционно русский напиток, иногда называемый еще медовухой. Рецепты его известны на Руси незапамятных времен. Ни один праздник не обходился без меда. Вспомните конец любой русской сказки: "И я там был, мед-пиво пил..."
Мед - хмельной напиток, полученный сбраживанием некоторых пищевых продуктов, основным из которых является именно мед. Если Вы знаете технологию приготовления кваса или вина, я думаю, Вы легко сможете освоить и процесс приготовления меда.
Крепость этого напитка, как продукта свободной ферментации, не превышает 10 - 11 градусов, но обычно составляет не более 5, так как при изготовлении процесс прекращают до того, как перебродил весь сахар: мед - сладкий напиток.

Наливки - алкогольные напитки, приготавливаемые настаиванием в течение длительного времени спирта или водки на ягодах или фруктах. Отличие наливок от вин состоит в том, что первые изготавливают без брожения. От настоек, в свою очередь, наливки отличаются меньшим содержанием спирта (обычно ~ 20%). Плоды, используемые для изготовления наливок, нередко подвергают длительной или кратковременной тепловой обработке, что сокращает время процесса настаивания.

Настойки представляют собой водно-спиртовую или спиртовую вытяжку, основанную на растительных материалах. Важным фактом приготовления является то, что вытяжка всегда осуществляется без нагревания. Настойки, в основном, делятся на горькие и сладкие. Первые, по своей сути, близки к водкам, вторые представляют собой, в сущности, наливки.

О вредности пива или об его полезности можно спорить очень долго. Как я уже писал в пивной манжетке , было бы здорово, кабы научились удалять алкоголь из пива, абсолютно не нарушая его вкусовых и полезных качеств. Пока же, я считаю, что пиво становится вредным, если его употреблять сверх нормы. Причём нормативы у каждого - свои.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»