Виноделие ссср рецепт. Товарный словарь. Ты моя религия

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

25 лет назад, 14 августа 1992 года, началась война в Абхазии. Конфликт вспыхнул после того, как Верховный совет Абхазской АССР, восстановив Конституцию Абхазии 1925 года, провозгласил независимость республики. Госсовет Грузии отменил это постановление и принял решение о вводе в Абхазию сил Национальной гвардии.

Восстановлению исторической конституции Абхазии предшествовало аналогичное решение принятое по поводу основного закона Грузии. Еще в апреле 1991 года Верховный совет Грузии под председательством Звиада Гамсахурдия принял акт о государственной независимости, в котором было заявлено о юридической силе Конституции Грузинской Демократической Республики 1921 года. Это решение стало одной из предпосылок войны в Абхазии, ведь конституцией 1921 года статус Абхазии в составе Грузии зафиксирован не был.

Активные боевые действия продолжались в Абхазии немногим больше года – до конца сентября 1993 года. Ожесточенные бои шли за Сухуми, Гагры, Ткварчели и в окрестностях Очамчира. Участники конфликта неоднократно нарушали международные гуманитарные нормы - проявили жестокость и бесчеловечность, в том числе и в отношении мирного населения . В частности, стороны прибегали к вытеснению населения из стратегически важных районов по этническому принципу .


Тяжелые для просмотра кадры грузинской видеохроники. Гибнущее мирное население и люди, вынужденные покинуть свои дома.

Противостояние в Абхазии разворачивалось на фоне гражданской войны в Грузии, вспыхнувшей между сторонниками свергнутого в январе 1992 года президента Звиада Гамсахурдия и силами, подчинявшимися Госсовету Грузии во главе с Эдуардом Шеварднадзе .

Острая фаза конфликта началась в середине августа, когда под предлогом защиты железнодорожного сообщения на территорию Абхазии вошли части грузинской Национальной гвардии и начали продвигаться в сторону Сухуми. Одновременно в Гагрском районе в поселке Гантиади высадился грузинский десант, который взял под контроль абхазо-российскую границу.

18 августа силы сепаратистов и правительство республики покинули Сухуми, перебазировавшись в Гудаутский район. Столица республики перешла под контроль грузинских военных .

В период с 18 по 21 августа, после перекрытия абхазо-российской границы грузинскими войсками, силы МЧС России и Черноморского флота эвакуировали из Абхазии 15 тыс. человек – в основном из числа отдыхающих в курортной зоне .

В октябре 1992 года абхазские силы, используя захваченное на российской военной базе ракетно-зенитного полка в Гудауте оружие , перешли в наступление и захватили Гагры.

Подборка видеохроники 1992-1993 годов, в том числе боев за Гагры и Сухуми.

3 сентября 1992 года в Москве в ходе встречи президента России Бориса Ельцина, главы Госсовета Грузии Эдуарда Шеварднадзе и главы сепаратистской Абхазии Владислава Ардзинба был подписан документ, предусматривающий прекращение огня и вывод грузинских войск из Абхазии, однако выполнено это соглашение не было. Бои на территории республики продолжались.

Помимо абхазских ополченцев, в боевых действиях на стороне сепаратистов принимали участие наемники и добровольцы с Северного Кавказа, которыми, в частности, командовали чеченские полевые командиры Шамиль Басаев , Руслан Гелаев и Хамзат Ханкаров. Кроме того, на стороне Абхазии воевали представители донского и кубанского казачества, а также добровольцы из Приднестровья.

27 июля 1993 года Абхазия подписала с Грузией очередное соглашение о временном прекращении огня. Роль гаранта выполнения договоренностей взяло на себя российское правительство. Однако уже 16 сентября перемирие было нарушено абхазской стороной. Силы сепаратистов восстановили свой контроль почти над всей территорией Абхазии и заняли Сухуми .

Видеохроника последних дней войны. Продвижение сепаратистов к границе Абхазии на реке Ингури через населенный преимущественно грузинами город Гали.

14 мая 1994 года Грузия и Абхазия подписали в Москве соглашение о прекращении огня и разъединении сил. В зоне конфликта были размещены Коллективные силы по поддержанию мира в СНГ, полностью состоявшие из российских военнослужащих, и миссия военных наблюдателей ООН.

Война в Абхазии унесла более 8 тыс. жизней. Около 18 тыс. человек получили ранения. Сильно пострадали от разрушений Сухуми, Гагры и другие города. Около 200 тысяч грузин – почти половина довоенного населения Абхазии - были вынуждены покинуть свои дома .

Примечания

  1. Абхазия: хроника необъявленной войны. Ч.1. (14 августа – 14 сентября 1992 г.) М., 1992; Ковалев В.В., Мирошин О.Н. Грузино-абхазский вооруженный конфликт 1992 – 1993 гг.: генезис противостояния сторон и миротворческие усилия России и ООН // Военно-исторический журнал. 2008. № 7. С. 31.
  2. 17 лет прошло с момента проведения первой операции по оказанию гуманитарной помощи мирному населению в зоне грузино-абхазского конфликта // МЧС России, 24.08.2009.
  3. Гуров В.А. Историческая обусловленность грузино-абхазского вооруженного конфликта (1989-1993) // Вектор науки ТГУ. 1(15), 2011, С. 332.
  4. Соколов А.В. Миротворческая активность и миротворческие силы России в СНГ [из книги «Restructuring the global military sector (Vol. 1)»] // Мемориал.
  5. Georgia/Abkhazia: Violations of the Laws of War and Russia"s Role in the Conflict // HRW, March 1995, P. 17-44.

ГРУЗИНО-АБХАЗСКИЙ ВОЕННЫЙ КОНФЛИКТ 1992-1993 ГГ.:

ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Н.Е. Каменская

14 августа 1992 года один из самых острых межэтнических конфликтов на территории Кавказа - грузино-абхазский - вылился в полномасштабную, продолжавшуюся 14 месяцев войну. Формально эта война закончилась осенью 1993 года. В 2005 году в Абхазии праздновалось двенадцатилетие со дня победы в «Великой Отечественной войне абхазского народа». Да, именно так это событие трактуется сегодня в непризнанной республике. Но и после возвращения Сухуми под абхазскую юрисдикцию и военной победы над грузинскими регулярными частями и разного рода партизанскими соединениями стало очевидно, что точка в войне, начавшейся двенадцать лет назад, станет многоточием...

Грузино-абхазская проблема сегодня далека от принципиального разрешения. Не определен правовой статус Абхазии, не решена проблема возвращения беженцев. Правительство Грузии по-прежнему четко выражает свою проамериканскую позицию, а часть грузинского руководства мечтает о помощи со стороны заокеанского союзника в деле «принуждения к миру» строптивых абхазов. В марте 2002 года председатель комитета по обороне и безопасности Парламента Грузии Георгий Барамидзе заявил: «Сегодня главным приоритетом для Вашингтона в Грузии является Панкиси, завтра будет Абхазия, послезавтра - Самачабло (Южная Осетия)»1. Это значит, что сегодня для России чрезвычайно актуальной задачей является поиск нетривиальных решений в треугольнике, не менее сложном, чем пресловутый Бермудский - Москва-Тбилиси-Сухуми. Иначе бывшая всесоюзная здравница может превратиться в новый «плацдарм войны».

В 1993 году абхазы добились военного успеха. Расчеты грузинского руководства на блицкриг и консолидацию нации на основе борьбы с врагом провалились. Строительство Грузии на основе принципа «одна нация - одно государство» потерпело крах. Но военная победа не принесла процветания и Абхазии. Не будучи признанной мировым сообществом, республика оказалась в экономической изоляции. Фактическое отсутствие системы социальной защиты и элементарных финансовых возможностей для развития местной экономики, максимальный объем пенсионного обеспечения по старости, равный 30-50 рублям, и фактическое господство натурального хозяйства вызвали колоссальную миграцию, что, в свою очередь, привело к серьезному демографическому кризису. Добавим сюда и тот факт, что во время войны абхазы потеряли около трех тысяч человек (по переписи 1989 г. абхазов в республике было 93267 чел.).2 Очевидно, что подобные социально-экономические условия отнюдь не способствуют социальной стабильности и снижению межэтнической напряженности.

Какие аргументы может противопоставить Грузия стремлениям Абхазии к самостоятельности? 250-летнее пребывание в едином «царстве картлов и абхазов» и 60 лет совместного сосуществования в рамках советской союзной республики. И что может предложить Грузия Абхазии сегодня, спустя 12 лет де-факто независимого существования последней? Пожалуй, только широкую автономию в составе единого грузинского государства со всеми вытекающими отсюда привлекательными, с точки зрения Тбилиси, последствиями: региональным самоуправлением, участием в управлении государством, сохранением национальной культуры, языка, социальными и прочими гарантиями. Но для Абхазии столь «широкий» жест - пустой звук: не далее как в прошлом году Тбилиси, вопреки обещаниям, лишил «поглощенную» Аджарию практически всех автономных прав.

независимым государством, надеется и в то же время сомневается, что состояние де-факто в конечном итоге без больших потерь трансформируется в состояние де-юре. Сухуми считает, что для таких надежд у него достаточно оснований. В частности, абхазы утверждают, что они проживают на своей территории несколько тысяч лет, государственность Абхазии насчитывает более 1200 лет (имеется в виду - с момента образования абхазского царства), а также и то, что Грузия и Абхазия в Российскую империю входили по отдельности. Кроме того, уверены в Сухуми, абхазы и грузины вообще принадлежат к разным этносам.

В современной истории Абхазия как автономная республика вошла в состав Грузии в 1931 году по решению Сталина и против воли абхазского народа. Правда, уже тогда грузин в Абхазии было гораздо больше, чем абхазов, но это объясняется как результат массового заселения Абхазии грузинами в XX веке.

Все эти аргументы были бы малоубедительными, если бы не ошибки руководства советской и потом уже независимой Грузии. Для достижения независимости Грузия пошла по пути восстановления исторической преемственности и национальной государственности. В марте 1990 года Верховный Совет Грузинской ССР принял постановление «О гарантиях защиты государственного суверенитета Грузии» и дал политико-правовую оценку ввода в 1921 году частей Красной Армии в страну, квалифицировав его как «оккупацию и аннексию». Летом того же года Верховный Совет Грузии признал незаконными все договоры и правовые акты, заключенные после оккупации страны в 1921 году, а в 1991 году был принят «Акт о восстановлении государственной независимости Грузии». Таким образом, новая Грузия признала себя правопреемницей Грузинской Демократической Республики 1918-1921 годов.

Как показывает время, это был крайне недальновидный, поспешный и почти тупиковый шаг, поскольку в 1918-1921 годах юрисдикция независимой Грузии на Абхазию не распространялась, и, соответственно, в тогдашней конституции Грузии статус Абхазии как автономной республики зафиксирован не был. Абхазия, которая никак не могла смириться со своим зависимым статусом в составе Советской Грузии, воспользовалась юридической неграмотностью центра и приняла Декларацию о государственном суверенитете Абхазии и Постановление о правовых гарантиях защиты государственности.

Таким образом, с правовой точки зрения Абхазия и Грузия уже не могли рассматриваться как единое государство. Грузия вышла из состава СССР, Абхазия в нем осталась, причем совершенно легитимно, имея в виду соответствующее советское законодательство, гласящее: автономные республики в случае выхода союзной республики из СССР обладают правом самостоятельно решать вопрос о пребывании в Союзе ССР и своем государственно-правовом статусе.

В 30-40-е годы XX в. абхазская элита без энтузиазма восприняла организованное Лаврентием Берия (мингрелом, но уроженцем Абхазии) великое переселение грузинского народа в Абхазию. И как только «земляк» покинул политический пьедестал, накопившееся недовольство стало прорываться. Несколько национальных школ, перевод абхазской письменности с грузинской на кириллическую основу, национальные телестудия и университет - вот и все победы абхазского общества в этой борьбе. А потом стало ясно, что Советский Союз вполне рушим и национальные республики действительно могут стать свободными. В Грузии идея независимости довольно быстро трансформировалась в формулу «Грузия для грузин». Две трети населения Абхазии стали потенциальными изгоями. Русских, например, вынуждали продавать дома за бесценок, причем - только грузинам. В противном случае можно было ожидать неприятностей.

Лидеры грузинского национального движения в Абхазии организовали серию митингов с требованием упразднить автономию и перевести делопроизводство на грузинский язык. Весьма своевременно была подведена научная и идеологическая база: зад-

ним числом были написаны якобы неизвестные доселе капитальные труды давно почивших грузинских ученых, из этих трудов следовало, что в свое время дикие абхазские племена спустились с гор и просто разогнали гостеприимных грузин. В 1988 году в Абхазии собрался многотысячный сход абхазского народа, на котором была предпринята отчаянная попытка сесть в уходящий поезд общей с Россией государственности: было подписано обращение к руководству СССР с просьбой о вхождении Абхазской АССР в РСФСР. Ответа не последовало. И уже год спустя на сухумских улицах начались стычки.

Говорят, что в войнах новейшей истории победителей не бывает. Но в Абхазии так не считают. Здесь отмечают два Дня Победы. Это 9 мая и еще 30 сентября - день, когда абхазские соединения вышли на границу с Грузией. В Тбилиси же поминают 27 сентября - день падения Сухуми. Эти два сентябрьских дня и стали стеной, разделившей некогда единое общество. Непредсказуемую реакцию на улице Сухуми может вызвать даже случайно оброненное грузинское слово.

До официального и полного распада Советского Союза Абхазия оставалась его субъектом, и ко времени принятия Грузии в Организацию Объединенных Наций уже не имела к Тбилиси никакого юридического отношения. Однако ООН это обстоятельство проигнорировала: Грузия до сих пор является членом этой организации в рамках границ Грузинской Советской Социалистической Республики.

Деятели абхазского движения не раз декларировали лозунги о полном или частичном вхождении своей республики в состав России. В своем обращении к руководству России абхазский лидер Владислав Ардзинба констатировал: «Народ Абхазии считает Россию единственным гарантом безопасности и стабильности в регионе. Именно благодаря российским миротворцам и твердой позиции руководства России удается избегать новой полномасштабной войны. Руководство Абхазии пользуется полной поддержкой народа Абхазии в вопросе установления самых тесных отношений с Россией. И Абхазия имеет на это право. В этой связи я обращаюсь к вам с просьбой рассмотреть вопрос об установлении ассоциированных отношений с Абхазией». 3 Для абхазских же историков и политологов Абхазия и вовсе видится форпостом российского влияния на Большом Кавказе. Можно сколько угодно критиковать Россию за поддержку абхазского сепаратизма, но пророссийские настроения подавляющего большинства абхазской общины и их нежелание видеть в роли миротворца никого, кроме российских военных, - факт, который нельзя просто игнорировать.

Заявление МИД Грузии от 11 июня 2002 года с протестом по поводу «беспрецедентной кампании по принятию жителей данного региона Грузии (Абхазия - Н.К.) в гражданство Российской Федерации»4 логично и понятно с позиции обеспечения территориальной целостности грузинского государства. Однако столь же очевидно, что выдача российских паспортов жителям Абхазии не есть демонстрация административного ресурса, а реальное волеизъявление несостоявшихся грузинских граждан. Лидеры абхазского движения смогли наладить конструктивное взаимодействие с армянской, русской и греческой общинами Абхазии. Достаточно сказать, что вице-спикером парламента непризнанной Абхазии (и одним из видных идеологов абхазского суверенитета) был лидер русской общины историк Юрий Воронов, а в составе абхазских вооруженных формирований сражался армянский батальон имени генерала И.Х. Баграмяна. Таким образом, грузино-абхазский конфликт был в этническом плане мозаичен. И этот факт всячески подчеркивается в публикациях и заявлениях абхазских политиков и политологов. По словам абхазского историка Станислава Лакобы, «оккупанты (имеются в виду войска Госсовета Грузии - Н. К.) расстреливали мирных граждан, подвергали их пыткам и насилиям, сжигали дома и села, чинили расправу не только над абхазским, но и над армянским, русским, греческим населением». 5

Увы, на сегодняшний день рецептов, устраивающих обе стороны конфликта, никем не предложено. Абхазы и слышать не хотят о любой форме грузинского суверенитета (даже предполагающего самую широкую форму автономии), но готовы играть роль российского форпоста в регионе. Грузинские же власти главным условием считают возвращение беженцев в мятежную республику. В результате войны 1992-1993 гг. грузинское население республики, бывшее в Абхазии самой большой по численности этнической группой (согласно Всесоюзной переписи населения 1989 г. - 239 872 чел., что составляло около 45% населения республики), превратилось в беженцев.6 И проблема не только в количественных характеристиках. Абхазские грузины в течение долгих лет (с середины 1930-х гг.) занимали ключевые позиции в управленческих, политических и теневых (что чрезвычайно важно для Закавказья) структурах «мятежной республики». При этом нынешнее руководство Грузии в немалой степени лукавит. Значительное количество грузинских беженцев осело не столько на родине, сколько на российском побережье Черного моря от Адлера до Туапсе. По разным оценкам, в России оказалось около 107 тыс. грузинских беженцев из Абхазии.7

Оба описанных выше сценария урегулирования конфликта в силу разных причин нереализуемы. Признание Абхазии Россией (даже не включение в свой состав, а просто факт признания) станет толчком к признанию Ичкерии. И даже если последнюю признает только Грузия, наши позиции на Кавказе это никоим образом не укрепит и выполнению главной задачи российской политики - достижению стабильности - не будет ни в коей мере способствовать. Возвращение же беженцев в Абхазию невозможно не только потому, что они коренным образом изменят нынешнюю этнодемографическую ситуацию и превратят абхазов в этническое меньшинство. Именно эта категория населения занимает наиболее радикальную позицию в отношении даже полуавтономной Абхазии, а значит, их возвращение лишь переведет стрелки часов на двенадцать лет назад. Возвращение беженцев будет не просто возвращением больных пенсионеров и малых детей, но и экс-директоров пансионатов, гостиниц, глав администраций, завга-ров и криминальных авторитетов. Следствием такого возврата будет не наступление долгожданного мира, а масштабный передел собственности и сфер влияния в бывшей всесоюзной здравнице.

Очевидно, что предложение абхазской стороны принять беженцев при условии их проверки для выяснения факта участия (неучастия) в войне 1992-1993 гг. не может по понятным причинам быть принято грузинской стороной. В этом случае возвращаться будет практически некому. Не будет принято и «компромиссное» предложение грузинских интеллектуалов-националистов - разделить Грузию и Абхазию по границе реки Гумиста (сейчас фактическая граница проходит по реке Ингури). В данном случае (если беженцы все же возвращаются) нерешенной остается проблема анклавов (абхазского в Ткварчели и грузинского в Гагре и Леселидзе).

В данном конфликте роль России не должна сводиться к констатирующей. Значительная часть населения Абхазии приняла российское гражданство, а своих граждан государство должно защищать вне зависимости от территории их проживания. Не стоит сбрасывать со счетов, что по официальным грузинским данным около 650 тыс. граждан Грузии работают в России, а по подсчетам российских экспертов почти 1/3 населения республики живет за счет средств своих соотечественников, зарабатывающих на жизнь в России или имеющих здесь свое дело.8 Это обстоятельство делает Россию вовлеченной и в чем-то решающей стороной. Однако, повторюсь, решение проблемы видится отнюдь не в признании Москвой суверенитета Абхазии (которое создало бы весьма опасный прецедент и не способствовало бы стабильности на Большом Кавказе), а в развитии грузинской концепции государственности.

Грузинской стороне необходимо четко представлять, что Грузия - это не страна для этнических грузин. Населяющие ее этнические меньшинства заинтересованы в

полноценном российском присутствии в Грузии, а в российских миротворцах видят залог мирного существования и политической стабильности. В свою очередь, ни США, ни НАТО они не готовы вручить ответственность за мирное разрешение конфликта. Этот факт, на наш взгляд, требует наращивания российского присутствия в Грузии, но не в виде односторонней поддержки сепаратистов, а посредством активизации миротворчества. Более того, российские миротворческие усилия могут быть дополнены кооперацией и с США, и со странами Евросоюза. Вопрос о форматах такой кооперации, конечно, необходимо серьезно прорабатывать с учетом российских интересов. Очевидно, что голое отрицание сотрудничества с международными организациями в достижении стабильности и безопасности в Грузии не является продуктивным шагом.

Используя свои связи, Россия могла бы выступить гарантом непередела собственности и власти в Абхазии. И вопрос о беженцах в данном случае не является проблемой первого плана. Очевидно, что, только получив гарантии сохранения завоеванных ресурсов (и административных рент), нынешняя абхазская элита, ставшая таковой благодаря военной победе в 1993 году, будет готова к диалогу о статусе Абхазии. На наш взгляд, достижение этого результата при последующем признании в той или иной форме суверенитета Грузии над «мятежной республикой» можно было бы рассматривать как промежуточный результат абхазского урегулирования.

В октябре 2005 года Апостольский нунций Ватикана в странах Южного Кавказа Клаудио Гугеротти впервые посетил Абхазию. «Мы строим независимое демократическое государство со всеми надлежащими государственными институтами. Мы заинтересованы в развитии взаимовыгодных, дружеских отношений с Россией, но это не оз-

начает, что мы отвергаем так называемые европейские ценности», - сказал спикер парламента Абхазии Нугзар Ашуба на встрече с Гугеротти 20 октября 2005 г.

Спикер рассказал католическим священникам о межконфессиональной стабильности в республике, о древних христианских традициях, о российско-абхазских взаимоотношениях, истории грузино-абхазского конфликта и современном состоянии переговорного процесса.

Спикер категорически не согласен с мнением о том, что «руководство России диктует Абхазии». Он заявил, что Абхазия как независимое государство не ведет речи о вхождении в Россию. По его словам, «у Абхазии сегодня одна проблема - добиться признания международным сообществом независимости».

Нунций сообщил спикеру, что Папа Римский Бенедикт VI желает мирного урегулирования грузино-абхазского конфликта и продолжения диалога.

Разрешение грузино-абхазского конфликта зависит исключительно от доброй воли России, заявил в ноябре 2005 г. в эксклюзивном интервью радиостанции «Эхо Москвы» бывший президент Грузии, бывший министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе. По его мнению, «если Россия захочет, Абхазия вернется в пределы Грузии». «При этом пусть в Абхазии останется парламент, останется правительство, - отметил Э.Шеварднадзе. - Самое главное - признать границу, а потом жизнь покажет, что хорошо, а что плохо».10

Ситуация вокруг Абхазии постепенно начала обостряться в 2001 году. Произошла утечка информации о возможном применении Грузией «силового варианта разрешения абхазской проблемы». В Абхазии была объявлена частичная мобилизация, местное телевидение говорило о начале боевых действий. В сентябре 2001 г. в район Кодорского ущелья, которое контролируется грузинской стороной, проникли более 400 чеченских боевиков (утверждалось, что они приехали на грузовиках грузинской армии в сопровождении грузинской полиции). Произошли столкновения, после чего в Кодори были введены регулярные войска Грузии. Это является нарушением Московского соглашения 1994 года. ООН выступает против их присутствия там, потому что это еще один фактор нестабильности в регионе, а Абхазия отказывается от любых переговоров по

урегулированию, требуя безусловного вывода грузинских вооруженных формирований. В настоящее время в Абхазии размещены российские миротворцы и наблюдатели ООН, но обе группы вынуждены ограничивать свою деятельность из-за опасения подорваться на минах или попасть под обстрел партизан. Всего в зоне конфликта находятся 107 военных наблюдателей из 23 стран, которые вместе с миротворцами СНГ пытаются обеспечивать безопасность в Абхазии.

Источники и литература

1 Дамения О. Абхазо-грузинский конфликт: проблемы и перспективы урегулирования. // Аспекты грузино-абхазского конфликта. Сухум. 2002. №8. С.34.

2 Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1999. С.74.

3 Крылов А.Б. Грузино-абхазский конфликт. // Центральная Азия и Кавказ. 2001. №4. С.204.

4 Этингер Я. Межнациональные конфликты в СНГ и международный опыт. // Свободная мысль. 2003. №3. С.86.

5 Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1999. С.201.

6 Тания Л. Коллективная безопасность и урегулирование конфликтов на Кавказе. // Эхо Абхазии. 1998. №13. С.63.

Вооруженные силы Абхазии рано утром во вторник начали операцию по вытеснению грузинских вооруженных формирований из зоны Кодорского ущелья, сообщает круглосуточный телеканал "Вести 24" .

Абхазское царство возникло в VIII веке. Во второй половине IX века вошло в состав Грузии. В XIII веке Абхазия была завоевана монголо‑татарами, с XVI века находилась в зависимости от Турции, в 1810 году вошла в состав России. После распада Российской империи советская Россия признала территорию независимой Грузии в пределах до реки Псоу, то есть фактически ‑ Абхазию в составе вновь образованной Демократической Республики Грузия.

Это было закреплено в российско‑грузинском договоре от 7 мая 1920 года, где записано, что "государственная граница между Грузией и Россией проходит от Черного моря по реке Псоу до горы Ахахча" (абхазский участок современной российско‑грузинской границы).

25 февраля 1921 года в Грузии произошел большевистский переворот, и 4 марта 1921 года в Абхазии установилась советская власть.

С 16 декабря 1921 года Абхазская Советская Социалистическая Республика входит в состав Грузинской ССР (с февраля 1931 года ‑ на правах автономной республики; с декабря 1990 года ‑ Абхазская Автономная Республика). И тогда, и в период существования Закавказской Федерации (объединение советских республик Азербайджана, Армении и Грузии в 1922‑1936 годах), и в пределах СССР Абхазия рассматривалась как часть Грузии. Независимость Абхазии не подтверждена Конституциями ни Закавказской Федерации, ни СССР.

В 1931 году конституционный статус Абхазии стал соответствовать ее фактическому правовому состоянию и определился как "автономная республика в составе Грузии". В соответствии с положениями Конституций как 1936 года, так и 1977 года автономные образования являлись неотъемлемыми частями союзных республик и, естественно, не имели права выхода из состава союзной республики, тем более из СССР.

Напряженность в отношениях между грузинским правительством и абхазской автономией проявлялась периодически еще в советский период. Миграционная политика, начавшаяся еще под эгидой Лаврентия Берии, снизила удельный вес абхазов от общей численности населения республики (к началу 1990‑х годов он составлял всего 17 %). Формировалась миграция грузин на территорию Абхазии (1937‑1954 годы) путем подселения в абхазские села, а также заселения грузинами греческих сел, освободившихся после депортации греков из Абхазии в 1949 году. Абхазский язык (вплоть до 1950 года) был исключен из программы средней школы и заменен обязательным изучением грузинского языка, абхазская письменность была переведена на грузинскую графическую основу (в 1954 году переведена на русскую основу).

Массовые выступления и волнения среди абхазского населения с требованием вывода Абхазии из состава Грузинской ССР вспыхивали в апреле 1957 года, в апреле 1967 года и ‑ самые крупные ‑ в мае и сентябре 1978 года.

Обострение отношений между Грузией и Абхазией началось 18 марта 1989 года. В этот день в деревне Лыхны (древней столице абхазских князей) состоялся 30‑тысячный Сход абхазского народа, который выдвинул предложение о выходе Абхазии из состава Грузии и восстановлении ее в статусе союзной республики.

15‑16 июля 1989 года в Сухуми произошли кровавые столкновения между грузинами и абхазами (16 погибших). Руководство республики тогда сумело урегулировать конфликт и произошедшее осталось без серьезных последствий. Позднее стабилизировали ситуацию и значительные уступки требованиям абхазского руководства, сделанные в период пребывания у власти в Тбилиси Звиада Гамсахурдия.

Новое обострение обстановки в Абхазии произошло в связи с объявлением грузинскими властями об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года и восстановлении действия конституции Грузинской Демократической Республики 1918 года, которая провозглашала Грузию унитарным государством и исключала существование территориальных автономий. В Абхазии это было воспринято как начало курса на полную ассимиляцию немногочисленного абхазского этноса, который к этому времени составлял меньшинство населения Абхазской АССР.

25 августа 1990 года Верховный Совет Абхазии принял Декларацию о суверенитете Абхазской АССР, что привело к расколу между депутатами‑абхазами и грузинской фракцией ВС, выступившей против Декларации.

31 марта 1991 года в Грузии, в том числе и в Абхазии, был проведен референдум о восстановлении государственного суверенитета. В Абхазской АССР в референдуме приняли участие 61,27% избирателей, 97,73% из которых проголосовали за государственный суверенитет Грузии, что составляло 59,84% от общего числа избирателей Абхазии. Лишь 1,42% от принявших участие в голосовании, то есть 1,37% от общего числа избирателей, проголосовали против. По всей Грузии в референдуме приняло участие 90,79% избирателей, 99,08% из которых проголосовали за восстановление государственного суверенитета Грузии. На основании итогов референдума Верховный совет Грузии 9 апреля 1991 года провозгласил Декларацию о восстановлении государственного суверенитета Республики Грузия.

После 9 апреля 1991 года ВС Абхазии принимал нормативные акты в соответствии с правовым полем Грузии, а также внес изменения в Конституцию Абхазской АССР, в Основной закон автономии, который признает Абхазию автономной единицей в составе Грузии, и положение о нахождении в составе Грузии не было изменено.

25 сентября 1991 года состоялись выборы в ВС Абхазии, был сформирован депутатский корпус на квотной основе: 28 мест у абхазов, 26 у грузин, 11 у представителей других этнических групп.

В начале февраля 1992 года политическая напряженность в Абхазии обострилась в связи с тем, что под предлогом борьбы со сторонниками свергнутого президента Звиада Гамсахурдиа в Абхазию вошли подразделения Национальной гвардии Грузии. Наивысшей своей точки нараставшие противоречия между абхазской и грузинской фракциями ВС достигла 5 мая 1992 года, когда грузинская фракция покинула заседание. В полном составе этот парламент больше не собирался.

С июня 1992 года в Абхазии начался процесс создания вооруженных формирований: полка внутренних войск Абхазии и местных грузинских подразделений.

23 июля 1992 года ВС Абхазии принял постановление о прекращении действия конституции Абхазии 1978 года и введении в действие конституции 1925 года, фиксировавшей доавтономный статус Абхазии. Это не было признано центральным руководством Грузии.

14 августа 1992 года между Грузией и Абхазией начались военные действия, переросшие в настоящую войну с применением авиации, артиллерии и других видов оружия. Начало военной фазе грузино‑абхазского конфликта положил ввод в Абхазию грузинских войск под предлогом освобождения захваченного звиадистами и удерживавшегося на территории Абхазии вице‑премьера Грузии А.Кавсадзе, охраны коммуникаций, в т.ч. железной дороги, и других важных объектов. Этот шаг вызвал ожесточенное сопротивление абхазов, а также других этнических общин Абхазии.

Целью грузинского правительства было установление контроля над частью своей территории и сохранение ее целостности. Целью абхазских властей ‑ расширение прав автономии и в конечном счете получение независимости.

Со стороны центрального правительства выступали Национальная Гвардия, парамилитарные формирования и отдельные добровольцы, со стороны абхазского руководства — вооруженные формирования негрузинского населения автономии и добровольцы (прибывшие с Северного Кавказа, а так же российские казаки).

3 сентября 1992 года в Москве в ходе встречи Бориса Ельцина и Эдуарда Шеварднадзе (занимавших в то время посты Президента РФ и Председателя Госсовета Грузии) был подписан документ, предусматривающий прекращение огня, вывод грузинских войск из Абхазии, возвращение беженцев. Поскольку конфликтующие стороны не выполнили ни одного пункта соглашения, военные действия продолжились.

К концу 1992 года война приобрела позиционный характер, где ни одна из сторон не могла одержать победу. 15 декабря 1992 года Грузия и Абхазия подписали несколько документов о прекращении военных действий и выводе всех тяжелых вооружений и войск из региона военных действий. Наступил период относительного затишья, но в начале 1993 года военные действия возобновились после абхазского наступления на Сухуми, занятого грузинскими войсками.

В конце сентября 1993 года Сухуми перешел под контроль абхазских войск. Грузинские войска были вынуждены полностью покинуть Абхазию.

Согласно официальным данным, во время военных действий погибли примерно 16 тысяч человек, из них 4 тысячи абхазов, 10 тысяч грузин и 2 тысячи добровольцев из различных республик Северного Кавказа и Южной Осетии.

Из 537 тыс. населения довоенной Абхазии (по состоянию на 1 января 1990 года), из которых 44% были грузины, 17% абхазы, 16% русские и 15% армяне, 200‑250 тыс. чел. (преимущественно грузинской национальности) стали беженцами. Был нанесен огромный экономический ущерб хозяйству Абхазии. Ущерб, нанесенный Абхазии войной и последующими событиями, оценивается в 10,7 млрд долл.

14 мая 1994 года в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 года размещены Коллективные силы по поддержанию мира СНГ, в задачу которых входит поддержание режима невозобновления огня.

Коллективные миротворческие силы, полностью укомплектованные российскими военнослужащими, контролируют 30‑километровую зону безопасности в зоне грузино‑абхазского конфликта. В зоне конфликта постоянно находятся около трех тысяч миротворцев. Мандат срока действия российских миротворцев определен в шесть месяцев. По истечении этого срока Совет глав государств СНГ принимает решение о продлении срока их мандата.

В 1997 году под эгидой ООН в рамках Женевского переговорного процесса был создан грузино‑абхазский Координационный Совет по урегулированию конфликта, в состав которого входят по три представителя от грузинской и абхазской сторон. В работе совета также участвуют представители ООН и Российской Федерации в качестве содействующей стороны. В 2001 году его работа была приостановлена в связи с обострением грузино‑абхазских отношений. 15 мая 2006 года Координационный совет грузинской и абхазской сторон возобновил свою работу.

2 апреля 2002 года был подписан грузино‑абхазский протокол, согласно которому патрулирование верхней части Кодорского ущелья (территория Абхазии, контролируемая Грузией) было поручено российским миротворцам и военным наблюдателям ООН. Однако в июне 2003 года там были похищены нескольких сотрудников миссии ООН, после чего патрулирование было приостановлено вплоть до начала 2006 года.

Обстановка вокруг Кодорского ущелья обострилась 23 июля 2006 года после антиправительственных заявлений бывшего уполномоченного президента Грузии в ущелье Эмзара Квициани, который до 2005 года возглавлял военизированный отряд "Охотник", сформированный из местных жителей для охраны грузино‑абхазской границы. Квициани потребовал увольнения силовых министров Грузии, которые, по его словам, занимаются произволом, и пригрозил официальному Тбилиси акциями гражданского неповиновения, а в крайнем случае ‑ и вооруженного сопротивления.

25 июля 2006 года началась силовая операция в Кодорском ущелье, которую официальный Тбилиси назвал «полицейской спецоперацией». 27 июля власти сообщили, что Эмзар Квициани вместе с несколькими десятками своих сторонников блокированы в горах. Военные и полиция Грузии перешли к масштабным зачисткам в селах Кодори. Кроме тех сторонников Эмзара Квициани, которые были захвачены грузинскими военными (по некоторым данным, порядка 80 человек), большая часть мятежников добровольно сдалась властям.

27 июля 2006 года президент Грузии Михаил Саакашвили по национальному телевидению сообщил о размещении в Кодорском ущелье абхазского правительства в изгнании, которое должно будет осуществлять там юрисдикцию центральных властей Грузии. «Это правительство Абхазии, изгнанное из Сухуми в сентябре 1993 года и с тех пор работавшее в Тбилиси, отныне объявляется временным административным легитимным органом Абхазии», ‑ заявил Саакашвили.

Абхазские власти в Сухуми не признают «правительство в изгнании» и категорически против его присутствия в Кодорском ущелье.

3 августа 2006 года Министерство иностранных дел Грузии заявило о "завершении активной фазы антикриминальной полицейской спецоперации в верхней части Кодорского ущелья".

26 сентября 2006 года Президент Грузии Михаил Саакашвили объявил, что этот регион Абхазии, контролируемый ныне грузинским правительством, будет именоваться Верхняя Абхазия и что с 27 сентября там начнет функционировать правительство Абхазской автономии, до этого работавшее в Тбилиси. Эта дата выбрана не случайно — 27 сентября, день падения Сухуми, в Тбилиси отмечают как трагедию, в Сухуми — как праздник. После изгнания в августе из Кодорского ущелья мятежного полевого командира Эмзара Квициани власти Грузии объявили о полном восстановлении своей юрисдикции над ущельем и намерении расположить там структуры Абхазской автономии. Реакция «Нижней Абхазии» на это намерение оказалась болезненной и жесткой. Сухуми предупредил Тбилиси, что сделает все, чтобы не допустить в Кодорское ущелье тбилисских чиновников.

13 октября 2006 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 1716, в которой содержится «призыв к обеим сторонам воздерживаться от любых действий, которые могут воспрепятствовать мирному процессу», а также Совбез ООН «выражает свою озабоченность в связи с действиями грузинской стороны в Кодорском ущелье в июле 2006 года в связи со всеми нарушениями Московского соглашения о прекращении огня и разъединении сия от 14 мая 1994 года, а также других грузино‑абхазских договоренностей в отношении Кодорского ущелья».

18 октября 2006 года Народное собрание Абхазии обратилось к российскому руководству с просьбой признать независимость республики и установить между двумя государствами ассоциированные отношения.

11 марта 2007 года абхазское правительство в изгнании обвинило российских миротворцев в том, что они совместно с вооруженными формированиями Абхазии минируют переходы из Гальского района Абхазии в Зугдидский район Грузии.

В ночь на 12 марта верхняя часть Кодорского ущелья ‑ села Чхалта, Ажара и Генцвиши ‑ подверглись обстрелу. Грузинская сторона выступила с утверждениями, что обстрел велся двумя вертолетами МИ‑24, прилетевшими из России, и одновременно - из артиллерии и минометов с территории, контролируемой абхазской стороной. Расследование инцидента не выявило виновных.

В марте - апреле 2007 года, в период избирательной кампании в парламент Абхазии, было совершено несколько похищений абхазских руководителей местного уровня. Грузинские студенты организовали серию антироссийских митингов у наблюдательных постов КСПМ СНГ. В прямой близости от линии прекращения огня был открыт грузинский молодежный военно‑патриотический лагерь "Патриот".

20 сентября 2007 года отряд грузинского спецназа, проникший в приграничную зону Абхазии на территории Ткварчельского района, совершил нападение на группу абхазских военнослужащих, проходивших подготовку на базе антитеррористического центра МВД Абхазии. В результате 2 члена группы (российские офицеры, ранее служившие в КСПМ СНГ) были убиты, 1 ранен, 7 человек уведены в плен. По словам грузинской стороны, речь шла о бое с абхазскими диверсантами, вторгшимися на грузинскую территорию. Однако обнародованный в январе 2008 года официальный доклад Группы МООННГ по установлению фактов подтвердил, что инцидент имел место на контролируемой Сухуми территории (в 300 метрах от административной границы с Грузией), а оба погибших были убиты выстрелами в упор.

30 октября 2007 года в зоне грузино‑абхазского конфликта (в районе н.п. Ганмухури) разоруживший нескольких агрессивно настроенных грузинских полицейских патруль КСПМ СНГ был окружен крупными силами спецназа Грузии, а срочно прилетевший на место происшествия президент М.Саакашвили потребовал от миротворцев "освободить территорию Грузии" и объявил командующего КСПМ СНГ генерал‑майора С.Чабана "персоной нон‑грата".

С начала весны 2008 года подразделениями вооруженных сил Грузии был проведен ряд тактических учений, в том числе, в районах, примыкающих к Зоне безопасности. На полигоне Орполо проведены учебные стрельбы подразделениями артиллерийской бригады из Гори и артиллерийскими дивизионами пехотных бригад. В апреле проведены учебные и разведывательные полеты самолетов‑штурмовиков Су‑25 в непосредственной близости грузино‑абхазской административной границы.

18 марта и 20 апреля в зоне безопасности были сбиты беспилотные летательные самолеты‑разведчики, принадлежащие грузинской стороне.

30 апреля Россия увеличила численность миротворческого контингента в Абхазии с двух до трех тысяч человек. Это - предельная численность миротворцев, предусмотренная Московским соглашением о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года.

4 апреля власти Абхазии сообщили, что силы ПВО непризнанной республики сбили два грузинских беспилотных самолета‑разведчика. МИД Грузии назвал эти сообщения "абсурдом и дезинформацией". В то же время грузинское внешнеполитическое ведомство заявило, что Грузия продолжит полеты своих беспилотников над Абхазией для сбора данных о "военной интервенции" России.

16 мая 2008 года Генеральная Ассамблеи ООН по инициативе Грузии приняла резолюцию о возвращении беженцев в Абхазию. В соответствии с текстом резолюции, Генассамблея "подчеркивает срочную необходимость скорейшей разработки графика для обеспечения незамедлительного добровольного возвращения всех беженцев и внутренне перемещенных лиц в их дома в Абхазии (Грузия)".
Подавляющее большинство членов Евросоюза, а также Япония, Китай, страны Латинской Америки воздержались при голосовании. Среди воздержавшихся ‑ подавляющее большинство стран СНГ.

21 мая грузинские телеканалы сообщили о взрывах и перестрелке в Гальском районе Абхазии. МВД Грузии заявило, что взорваны два автобуса, есть пострадавшие, которых доставляют в больницу Зугдиди. Грузинские власти связали ЧП с попыткой абхазских властей воспрепятствовать голосованию на проходящих в этот день выборах в парламент Грузии. Президент Абхазии Сергей Багапш опроверг утверждения о том, что непризнанная республика имеет отношение к перестрелке и взрывам.

В июне‑июле зоне грузино‑абхазского конфликта произошла серия взрывов, повлекших ранение и гибель нескольких мирных граждан.
В Гагре 29 июня прогремело два взрыва с интервалом в пять минут. Одно взрывное устройство сработало на Гагрском рынке, другое ‑ недалеко от супермаркета "Континент", в нескольких метрах от коммерческого банка "Гагра‑банк", ранения получили шесть человек. 30 июня на рынке Сухуми взорвались безоболочные взрывные устройства. Ранения получили также шесть человек.

2 июля произошел взрыв между постом МГБ Грузии и КПП миротворцев в зоне грузино‑абхазского конфликта.

6 июля произошел взрыв в одном из кафе районного города Гали на востоке Абхазии недалеко от границы с Грузией. Погибли четыре человека, в том числе переводчик миссии ООН и военнослужащий Погранслужбы СГБ Абхазии.

Серия взрывов прогремела и на территории грузинской стороны. 6 июля в районе села Рухи произошло четыре взрыва. Взрывы совпали с проездом по дороге нескольких полицейских автомашин. Полицейские не пострадали, повреждения получила одна из машин. 9 июля, по данным грузинских СМИ, было совершено нападение на грузинский блок‑пост неподалеку от села Чубурхинджи. По посту несколько раз выстрелили из гранатомета, затем начался обстрел из автоматов.

18 июля в Гали состоялась встреча президента непризнанной республики Сергея Багапша с министром иностранных дел Германии Франк‑Вальтером Штайнмайером, на которой обсуждался представленный Германией план по урегулированию грузино‑абхазской проблемы. Абхазская сторона отвергла план, обусловив это необходимостью включения в него положений о выводе грузинских войск из верхней части Кодорского ущелья и подписания соглашения о невозобновлении военных действий.

9 августа президент Абхазии Сергей Багапш заявил журналистам, что в Кодорском ущелье началась операция по вытеснению грузинских подразделений.

По указанию президента объявлена мобилизация резервистов абхазской армии. По сообщению министра иностранных дел Абхазии Сергея Шамба, резервисты будут призываться по мере необходимости в районах, приграничных с Грузией ‑ Гальском, Очамчирском, Ткварчельском и Гульрипшском. Военное положение в этих районах вводится на десять дней.

11 августа представитель МВД Грузии Шота Утиашвили сообщил, что российские и абхазские военные заняли грузинское село Хурча Зугдидского района. По другим каналам эта информация не подтверждалась.

12 августа Абхазия начала операцию по вытеснению грузинских войск из Кодорского ущелья. Министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба подчеркнул, что российские военные не участвуют в боевых действиях в Кодори. В тот же день абхазская армия вошла в верхнюю часть Кодорского ущелья и окружила грузинские войска. Президент непризнанной республики Абхазии Сергей Багапш пообещал, что абхазские войска в течение нескольких дней установят контроль над восточной (грузинской) частью ущелья. В грузинской части Кодорского ущелья был поднят абхазский флаг.

Материал подготовлен на основании информации открыты источников

В конфронтацию с Грузией вступили Абхазия и Южная Осетия - грузинская сторона решила покончить с их автономностью. Весной 1991 года председателем Верховного Совета Грузии Звиадом Гамсахурдиа было объявлено о независимости этой республики. За основу грузины взяли соответствующее постановление, принятое в 1918 году. Менее чем через год Гамсахурдиа свергли в результате вооруженного переворота. К власти пришел бывший член Политбюро ЦК КПСС СССР Э. А. Шеварднадзе.

В Грузии распрощались с Конституцией Грузинской ССР и провозгласили главенство основного закона, действовавшего в республике в 1921 году. Возглавивший Госсовет Грузии Шеварднадзе столкнулся с проблемой отсутствия государственного контроля над Южной Осетией, Аджарией и Абхазией – эти территории отказывались подчиняться центру. Вдобавок происходили постоянные стычки в Мингрелии, где бунтовали звиадисты, поддерживавшие лишенного власти Гамсахурдиа.

В Абхазии, в свою очередь, тоже вспомнили прошлое и вместо прежней советской республиканской Конституции приняли за основу закон от 1925 года. В Грузии заявили, что этот документ юридически несостоятелен, и грузинский Госсовет принял решение его отменить.

Звиадистами были похищены несколько крупных грузинских чиновников, среди которых был и помощник Шеварднадзе. Эдуард Амвросиевич в августе 1992 года решает ввести в Абхазию войска. Формальный повод – предпринять решительные действия по освобождению людей, захваченных в заложники, и восстановить контроль над железной дорогой, которая была единственной транспортной нитью, соединяющей Россию и Армению. Однако по сути такое решение означало объявление военных действий.

Огнем и «Мечом»

В августе 1992 года в мятежную республику вторглись грузинские войска, эта операция вошла в историю под кодовым названием «Меч». Грузинские войска были хорошо вооружены, имели бронетехнику и артиллерию – наследие Советского Союза. Впоследствии большую часть этого вооружения абхазские формирования либо разобьют, либо заполучат в качестве трофеев. У самих абхазов поначалу было, главным образом, только стрелковое оружие.

Мирным путем урегулировать конфликт не получилось, и он вступил в фазу кровопролитных боестолкновений. Подключилась Конфедерация горских народов Кавказа – в абхазскую армию устремились добровольцы из других бывших республик СССР. Воевали в Абхазии и российские граждане. Особенно ярко в грузино-абхазском конфликте проявили себя боевики Шамиля Басаева, получившего на время войны должность замминистра обороны Абхазии. Басаевские «янычары», по воспоминаниям очевидцев, отличались особой жестокостью не только к грузинам, но и к мирным жителям других национальностей.

Ход боевых действий

Россия закрыла государственную и административную границы с Абхазией, однако оказывала республике гуманитарную помощь. Кроме того, из воюющей республики были эвакуированы порядка 15 тысяч беженцев.

В конце августа 1992 года войска грузинской нацгвардии на время прекратили наступательную операцию – по одной из версий, к мирному урегулированию грузино-абхазского конфликта стороны тогда попытался склонить Борис Ельцин. Абхазы же использовали эту передышку для подготовки к контрнаступлению. Они отбыли у грузин Гагры (именно в этих боях свирепствовали басаевские отморозки), летом 1993 года предприняли очередное наступление на Сухуми, блокировав город.

В конце июля того же года при участи России между воюющими сторонами было заключено перемирие. Однако уже в сентябре война возобновилась – абхазские формирования пошли на штурм Сухуми и захватили город. К концу сентября ими контролировалась вся территория Абхазии.

Прекращение войны

Окончательно урегулировать конфликт (и снова при активном участии России) удалось лишь в мае 1994 года. С лета того же года на территории Абхазии находились миротворцы СНГ – российские десантники. В 2008 году независимость Абхазии была официально признана Россией.

В грузино-абхазской войне, по самым приблизительным подсчетам, погибли около 10 тысяч человек, десятки тысяч стали беженцами.

Война, конфликт, силовое противостояние - это всегда трагично. Особенно если процесс длится десятилетиями. Не понаслышке о такой беде знают Грузия и Абхазия - конфликт между ними служит ярким примером национальной розни и вражды. Но почему так вышло? Об этом пойдет речь далее.

С чего все началось?

Существует несколько точек зрения на проблему противостояния двух кавказских народов. Одна из них - умеренная концепция, согласно которой между грузинами и абхазами нет острого противостояния, как, например, между армянами и азербайджанцами. Что исторически это два близких в культурном и этническом плане народа. Взаимная ненависть укоренилось только после непосредственного конфликта. Она была вызвана искусственно при помощи пропаганды в средствах массовой информации и различных политических технологий.

Но тогда остается один непонятный вопрос. Как объяснить подобную вражду? Не может она возникать на пустом месте при помощи лишь политических PR-технологий.

Ответы на эти вопросы дает другая концепция. Она основана на наличии многовековых противоречий между двумя народами.

Предыстория

Абхазы - народ, этнически и культурно близкий к адыгейцам. На протяжении 19 и 20 веков не имел независимости, а обладал автономией в составе различных субъектов Российской империи.

До начала 19 века княжество формально находилось под протекторатом Турции. Только с 1810 года абхазы начали «интегрироваться» в Россию.

До 1864 года княжество имело автономию, которую утратило в 1866 году. Стоит сказать, что местные жители не стали воспринимать это с покорностью. Через два года начались массовые восстания и протесты. Ситуацию усугубила русско-турецкая война 1877-1878 годов. Абхазы выбрали сторону неприятеля. Это вполне логично, т. к. старожилы помнили времена, когда страна была автономией в составе Турции. Российская империя решала вопрос двумя способами:

  1. Насильственное переселение за пределы империи.
  2. Территориальные реформы.

В конце века современная Абхазия была разделена. Сухумский округ подчинялся российской администрации в Тифлисе, Гагра с окрестностями входила в Черноморскую губернию.

Можно сделать вывод, что исторически назрел давно конфликт Грузии и Абхазии. 1992 год стал лишь началом военных действий, последствия которых не устранены до сих пор. Не принимая ничью точку зрения, хочется отметить, что до вхождения в состав СССР автономия полностью никогда не являлась частью Грузии.

Грузия и Абхазия: конфликт. Причина противостояния

Административные реформы Российской империи, а затем и Советского Союза и привели к вооруженному противостоянию. Как сказал президент нашей страны В. В. Путин, коммунисты заложили даже не мину, а атомную бомбу замедленного действия под фундамент будущего государства, разделив страну на национальные, а не на территориальные автономии с Конфликт между Грузией и Абхазией является примером, точнее, подтверждением этих слов. Когда-то разделенная территория при СССР стала единой автономией в составе Грузинской ССР.

Образ «врага» в сознании абхазов

Начал появляться и насаждаться с начала 30-х гг. История периода революции и Гражданской войны с последующей «советизацией» государства как-то несправедливо обошлась с Абхазией. Поддержав большевиков против меньшевистской и белогвардейской Грузии, впоследствии она была присоединена к последней, только уже советской. Образ врага уже тогда начал формироваться в сознании многих. Ведь борьба между белыми и красными здесь приобретала характер вполне естественной межэтнической бойни. Пострадали, разумеется, и Грузия, и Абхазия.

Конфликт разгорелся, таким образом, на почве Гражданской войны. Одни поддержали меньшевиков и белогвардейцев. Это грузины. Абхазы - большевиков. Но после победы партии Ленина последние несправедливо оказались в роли побежденных. Поражение проигравшей стороне в дальнейшем принесло свои плоды.

С 1930-х годов начинается культурный и правовой произвол грузин по отношению к абхазам. С этого времени власть Сталина в стране безоговорочная. Грузины становятся полноправными «хозяевами» Кавказа.

Начинается «наступление» на Абхазию во всех сферах:

  • Первая из двух республик, которая была «понижена» в статусе. Сам факт того, что Автономия вошла в состав Грузинской ССР говорит о презрительном отношении к абхазскому народу со стороны властей. Это воспринималось болезненно в среде интеллигенции и старшего поколения. Грузины в их глазах - враги. Дело не столько в потере статуса отдельной республики, сколько в том, к кому именно присоединили Абхазию.
  • Вводится грузинская графика в алфавит.
  • Обучение в школе переведено на «вражеский» язык.
  • Проводится грузин в Абхазию. За несколько десятилетий соотношение мигрантов к коренному населению составило 48 на 52. Т. е. почти половина численности - выходцы из Грузии, которые пользовались различными льготами, в числе которых приоритет при приеме на работу. Подобные меры делали бесправными людей на своей земле, что не могло не отразиться негативно на взаимоотношениях двух соседних народов.
  • СМИ в Абхазии вещали только на русском и грузинском языках. Что также порождало недовольство среди местного населения, которое почитает свою традицию, культуру.

После сталинского режима в стране начинается период «оттепели». Он принес горному народу СМИ на своем языке, родную речь в школе, уменьшение дискриминации.

Теперь можем задать закономерный вопрос: «Имела ли Абхазия конфликт с Грузией?» История дает положительный ответ.

Попытки выхода из ГССР

На протяжении второй половины 20 века абхазы многократно пытались отделиться от Грузинской ССР. Несколько раз национальная интеллигенция обращалось в Москву с официальными коллективными письмами. Самое известное датируется 1977 годом. В истории оно получило название «Письмо 130». Вся абхазская интеллигенция, все известные и уважаемые люди автономии поставили в нем свои подписи. «Письмо 130» расценивалось в народе как своего рода референдум по выходу из Грузии. В нем жители просили присоединить автономию либо к России, либо создать отдельную республику, как это было до Сталина.

Абхазский обком обвинил людей, подписавших письмо, в клевете. В 1978 году состоялся специальный съезд по этому поводу. Все коммунистические деятели осудили «Письмо», назвав организаторов «заговорщиками». Таким образом, можно с уверенностью сказать, что имела Абхазия конфликт с Грузией. История их противостояния началась не с «кровавого» 1992 года, а намного раньше.

В этот период власти начинают «умиротворять» население:

  • Убрали грузинский алфавит. Вместо него появилась кириллица.
  • Разрешили свободное вещание на родном языке, который наряду с русским и грузинским признали государственным на территории автономии.
  • Ограничили переселение грузин в Абхазию, которое раньше активно поддерживалось.

Первые жертвы

В конце 80-х гг. XX века Союз начал трещать по швам. Стало понятно, что межэтнические противостояния вот-вот вспыхнут. Руководству Грузии нужно было аккуратно подходить к решению абхазского вопроса. Вместо этого лидеры республиканской компартии Патиашвили и сменивший его в 1989 году Гумбаридзе стали заигрывать с националистами, рассчитывая удержать власть в случае распада СССР.

Ситуация накалилась настолько, что форум «Айдгылара» от имени жителей всей автономии обратился к Горбачеву с просьбой о присоединении к РСФСР. В случае отказа требовали немедленно ввести особый порядок управления. Эти требования Москва просто проигнорировала.

Период с 15 по18 июля 1989 года надолго запомнили Грузия и Абхазия: конфликт впервые перерос в вооруженное противостояние. Появились первые жертвы. 12 человек погибло. Все понимали, что это только «первые ласточки», не за горами крупномасштабный военный конфликт. Грузия и Абхазия начинают подготовку.

Распад СССР: нерушимость границ или право нации на самоопределение?

Так в чем Грузии и Абхазии? На этот вопрос очень сложно ответить сразу и однозначно. В разделе «Грузия и Абхазия: конфликт. Причина» мы рассмотрели корни исторических противоречий. После распада советского государства к ним добавились еще и юридические. Впрочем, с такими проблемами столкнулись не только противоборствующие стороны. Многие бывшие союзные республики, автономии и национальные субъекты очутились перед нелегким выбором: что делать в этой ситуации?

Юридические нормы, которые противоречили друг другу

  • Принцип нерушимости границ Грузии в соответствии с Резолюцией ООН.
  • Право народов на самоопределение. Также норма международного права, подписанная ООН. Кроме этого, при Ленин, несмотря на все возражения близкого окружения по партии, в том числе Сталина, внес в проект союзного договора принцип федерализма со свободным правом выхода республик из Союза. Автономные округи и национальные субъекты также имели такое право.

На практике, конечно, такого не было. Это лишь номинальная декларация. Абхазия три раза пыталась выйти из состава Грузии. Но ей отказали.

Но! Официальный коммунистический съезд ни разу не подтвердил право народа Абхазии отделиться. Т. е. фактически руководство автономии не поддержало требования населения. Следовательно, юридический принцип добровольного выхода не был нарушен до 1989 года.

Сама система административного аппарата была построена таким образом, чтобы не допустить официального развала СССР. С приходом к власти Горбачева все кардинально меняется. Теперь провозглашен принцип демократического принятия решений. Даже сам глава государства стал избранным на всенародных выборах президентом, а не секретарем ЦК КПСС. Отсюда следует, что теперь не комитеты республиканских партий решают, предоставлять ли пресловутое право выхода, что в принципе было невозможно, а сам народ. Именно Абхазия и хотела воспользоваться этим правом.

1992 год и переход на новую «старую» Конституцию

Речь идет как раз о Конституции 1925 года. Той самой, где Ленин «разрешил» всем республикам свободно отделяться от СССР. По примеру США, когда первые «свободные» штаты добровольно входили в состав государства и могли легко выйти из него. В обеих странах этим правом никто никогда не воспользовался по причине невозможности.

А вот Верховный Совет Абхазии решил отстоять это право и выйти из состава Грузии. Если в 1977 и 1989 годах этого хотел народ без поддержки обкома, то теперь официальный высший орган власти в единстве с большинством обычных граждан объявили о выходе.

По Конституции 1925 года, Абхазия - суверенное государство, которое на принципах добровольности и равенства входит в состав СССР. Конечно, с правовой точки зрения, никто не имел никакого права лишать её статуса республики и «превращать» в автономию. Но на данный момент страна жила по Конституции 1978 года, что делало такой акт незаконным.

Начало войны

23 июня 1992 года Верховный Совет Автономии объявил о переходе к Конституции 1925 года, согласно которой страна является независимым субъектом права. Через месяц Грузия вступила в ООН, что дало ей возможность юридически «закрепить» за собой границу республики, существовавшую до распада СССР. Теперь абхазы, с точки зрения международного права, являлись сепаратистами, которые подрывают основы конституционного строя. Вооруженный конфликт между Грузией и Абхазией становится неизбежным.

Этапы противостояния

  1. 1989-1992 гг. - политико-правовой. Обе стороны пытались отстоять свою точку зрения, пользуясь юридическими методами. Абхазы утверждали, что акт о вхождении их страны в состав Грузии не является законным. По Конституции 1925 года, это государство вошло в СССР на равноправных началах. Значит, подчинение одного субъекта другому не является обоснованным. Борьба шла внутри «абхазского» общества. Политика поощрения миграции из Грузии сделала свое дело. В обществе образовался раскол. «Юридическую правоту» Абхазии обосновывала сама Грузия, которая пыталась выйти из состава СССР одной из первой. Аргументировалась такая позиция правом нации на самоопределение. Следовательно, Абхазия может также воспользоваться этим же принципом и выйти из состава Грузии.
  2. 1992-1994 гг. - вооруженное противостояние.
  3. 1994-2008 гг. - попытка мирного урегулирования ситуации.
  4. 2008 г. - по настоящее время - эскалация конфликта. «5-дневная война» и участие России в вооруженном конфликте. Провозглашение независимости. Но ничего не меняется. Теперь имеют уже независимые друг от друга Грузия и Абхазия конфликт. Кратко об этом чуть позже.

Грузия сама уничтожала нормативную базу, которая обосновывала нахождения в ее составе Абхазии. В 1992 года она отказалась от Конституции СССР 1978 года. Т. е. создала прецедент, который делит на части ее саму.

В августе 1992 года в Абхазию вводятся регулярные грузинские войска с тяжелой артиллерией и танками. Началась крупномасштабная война. Кроме жертв, она не принесла абсолютно ничего Грузии. Мощная община внутри автономии (240 тыс. чел.) ничего не дала. Расчет на внутренний фронт не оправдался. Кроме того, существовали два грузинских анклава в Гагре и Гантиади, которые упразднили. Их жителей выдворили из страны.

Последствия

Мощная грузинская диаспора (почти половина всего населения), которая десятилетиями постепенно вливалась в Абхазию, разрушая ее изнутри, в один миг ушла из автономии. Война принесла около 20 тыс. смертей, что очень много для подобных небольших государств.

Беженцы как бизнес

Парадоксальная история происходит с беженцами на протяжении многих лет. Согласно международному законодательству, это люди, которые в межгосударственных конфликтах нуждаются в помощи. Таковыми являются грузинские беженцы, которые уехали из Абхазии.

Но странная картина: всего проживало 240 тыс. грузин в Абхазии, которые оттуда уехали (в разные страны). А в официальных источниках фигурирует иная цифра - 300 тыс. Ситуацию проясняет финансовая помощь, которую оказывают беженцам. На человека ООН выделяет по 6 долларов в день. Деньги получает официальная казна Грузии, которую такая субсидия вполне устраивает. Естественно, появились «беженцы», за которых бюджет получает приличную сумму. Согласно официальным источникам, 1 млн 800 тыс. долларов в день составляет помощь ООН.

Из этого следует, что юридически статус независимости Абхазии признан Грузией. Т. к. ООН обязано помогать беженцам. Следовательно, требуя финансовой помощи, Грузия признает то, что эти люди из другого независимого государства. Ведь ООН не обязана оказывать финансовую помощь в случае конфликта внутри определенной страны.

«5-дневная война». Помощь РФ

Внутренний конфликт Грузии с Абхазией, Южной Осетией перерос в международный с Россией. Это произошло в августе 2008 года. Грузинская артиллерия открыла огонь по мирным городам Автономии, несмотря на нахождения в них миротворческого контингента РФ под флагом ООН.

Этот акт был расценен президентом России Д. А. Медведевым как геноцид мирного и Южной Осетии. Руководствуясь Конституцией, согласно которой государство защищает своих граждан, а на территории автономии их было много, верховный главнокомандующий приказал «защитить» мирное население и совершить акт «принуждения к миру». В Абхазию вошли российские регулярные войска.

Солдаты, побывавшие там, имею право на льготы участникам вооруженного конфликта. Абхазия и Грузия - это иностранные субъекты. Значит тот, кто там был, имеет статус ветерана войны, а не участника антитеррористической операции, как на территории Чечни и Дагестана.

Конфликт Грузии и Абхазии 2008 года закончился спустя 5 дней референдумом о независимости республики. Конечно, мало кто признает этот статус на мировой арене.

Стоит отметить, что конфликт Грузии и Абхазии 2008 года - это первая вооруженная война с точки зрения международного законодательства, в которой принимала участия Россия со времен ВОВ.

Итоги

На международной арене появились две независимые страны - Грузия и Абхазия. Конфликт, несмотря на это, не исчез. Обе стороны будут всегда отстаивать свои права. Теперь Абхазию поддерживает Россия, которая не могла этого сделать в 1992-1994 гг. Противостояние идет, задействуются дипломатические и экономические методы. Но, кажется, что мир на Кавказе между двумя этими народами установится только тогда, когда каждый признает право нации на самоопределение. После режима Саакашвили Грузия пытается наладить дипломатические отношения с Москвой. Претензии на эти территории предъявляются все меньше. Однако все понимают, что Грузия никогда не смирится с потерей этих земель. Конфликт до сих пор не решен.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»