Что же Библия на самом деле говорит об алкоголе? Большая христианская библиотека

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

, ). Употребление вина в известных случаях было воспрещено, например, священникам при исполнении служебных обязанностей () и назореям (). Существовали также известные общества или роды, члены которых совершение отказались от употребления вина, напр., рехавиты (), ессеи, см. Партии». Предостережения против греха пьянства часто даются народу Божию в Ветхом и Новом Заветах (, и дал., , , ). На ряду с этим, однако, допускается умеренное употребление укрепляющего вина (, ).

По всей вероятности, евреи обычно пили вино смешанное с водой. Древние греки и римляне разбавляли его водой следующим образом: на три части воды 1 часть вина, или на 5 частей воды 2 части вина. Смесь, состоявшая из равных частей воды и вина, считалась очень крепкой и употреблялась только пьяницами. По Талмуду, евреи также разбавляли вино водою. Иногда увеличивали крепость вина добавлением пряностей (См. , , ). Срав. слово «Мумтак, т.е. вино, приправленное в , . Прежде чем пить вино процеживали его (, Срав. ). Наряду с вином часто упоминается «шекар» (по-русски сикера), т.е. крепкие напитки: различные искусственно приготовленные вина из фиников или ячменя. Вино и сикера запрещаются священникам и назореям (, , Срав. , , ). В упоминается особый напиток (азис) из гранатовых яблок.

Вино употреблялось не только на праздниках и пиршествах (, и дал.), но было обыкновенным пищевым продуктом; поэтому оно часто упоминается вместе с хлебом (, , ). Иеремия описывает, как голодные дети на улице кричат своим матерям: «где хлеб и вино?» (). Об употреблении вина при известных законоустановленных жертвах смотри «Жертва возлияния». Вино, хотя и не было предписано законом, но все-таки занимало в праздновании иудейской Пасхи важное место (см. «Пасха»). Поэтому также и Спаситель с учениками пил от плода виноградного и Сам установил Святую Вечерю воспоминания со вкушением хлеба и вина (). Срав. слова пророчества о благословении хлеба и вина в Царстве Мессии (). По Талмуду, вино во время празднования Пасхи смешивалось с теплою водою; поэтому в первохристианской церкви вино для причастия, по Иустину Мученику, также смешивалось с водою (Апол. 1, 65).

Пока не удалось привести неопровержимых доказательств того, что Библия делает различие между двумя родами вина: перебродившего и неперебродившего, опьяняющего и не опьяняющего. Самые обыкновенные названия вина, евр. яйн (jajin) и греческое ойнос (oinos) употребляются без заметного различия как для восхваления плода виноградной лозы, так и для предостережения от него; «яйн», в восхваляется, как Дар Божий, веселящий сердце человека; его Мелхиседек вынес Аврааму () и его же просят дети в , в «яйн» вводит в беду, а в воспрещается священникам. «Ойнос» название вина, которое пили на браке в Кане Галилейской (), также вина, претворенного Иисусом из воды ( и дал.), и вина, которое Павел советовал пить Тимофею (); то же слово «ойнос» употребляется в , где советуется не пить вина, также , , . Другие названия вина, которые встречаются более редко «хемер» или «хамер», т.е. жгучее или перебродившее, наприм., в говорится о Валтасаре пьющем такое вино и его гостях; в , что дал Своему народу вино, кровь винограда; срав. , где говорится о чаше в руке Господа, в которой кипит вино; далее саве», которое у , обозначает крепкое вино, а у : – сильное опьянение. Затем уже упомянутые слова «мумтак» и «мевек» смесь, или растворенное вино (, , ), без сомнения опьяняющий напиток, и, наконец, «азис», который у (молодое вино) и у (виноградный сок) является опьяющим, а у , означает одно из обещанных Израилю благословений. Наконец, заметим слово «глевкос» в (сладкое вино), которое не могло обозначать молодого вина в смысле только что отжатого, ибо выражение, где встречается слово «глевкос», было высказано в день Пятидесятницы, задолго до сбора винограда. То же слово «главкос» у 70 толковников является переводом еврейского «яйн» у (вино, которое прорывает новые мехи).

Остается слово «тирош», которое, по мнению некоторых толкователей, означает неопьяняющее вино, или «Библейское вино». Это слово, как полагают, обозначает владение и применяется к вину, или как к хорошему владению (богатству), или как к его способности овладеть употребляющим его; оно упоминается в В. Завете 38 раз и, повидимому, обозначает вообще сок винограда, как выжатый, так и находящийся еще в ягодах. В этом значении оно употребляется у , но в означает только что выжатый сок, также в : , – сок текущий в подточилия; у Израилю угрожает наказание: «выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь». «Тирош» переведено в русской Библии словом вино в , , , , , , , , , , , , , , , , , и словом сок у , , , . В большинстве мест оно упоминается или как одно из благословений Израиля, или в связи с десятинами и жертвами. Это слово, по мнению некоторых, обозначает хорошее вино. Оно употребляется, когда речь идет о зрелом плоде виноградной лозы и о свежем соке винограда, прежде чем началась брожение. – Это утверждение является единственным доказательством, которое приводится, например, д-ром Келлоггом (Библейское вино). Но он упускает из вида, что вино, которое пили нечестивые князья, которых громит

Было высказано также мнение, что, так как всякая закваска запрещалась во время празднования Пасхи, то запрещалось и вино, хотя бы немного подвергшееся брожению и, вследствие этого, опьяняющее. Но не существует никакого доказательства того, что еврейское слово «сеор» (закваска), также применялось и к вину. Закон говорит лишь о пресном хлебе ().

Американец Смит, миссионер в Сирии, рассказывает, что однажды в Хевроне у знатного раввина испанских евреев ему было предложено перебродившее вино в праздник Опресноков. Он узнал, что это вино было таковым, не только по вкусу, но также из разговора с раввином о непоследовательности хранения такого вина в доме в то время, как, по его утверждению, он удалил из дома все квасное. Раввин ответил, что если брожение вина закончено, и оно больше не имеет в себе способности к окислению, то оно не подходит под запрещение закона, но, если в начале праздника имеется вино, которое могло бы подвергнуться брожению, то оно удаляется. Тот же миссионер Смит тщательно исследовал различные способы приготовления вина на Ливане и написал О результате В American Bibliotheca Sacra (Май, 1846 г.). Он, между прочим, говорит, что ему не пришлось слышать о неопьяняющих винах. Все вина, говорили ему, более иле менее опьяняющие. Всякий раз, когда он спрашивал, существует ли небродившее вино, то на него смотрели с удивлением; даже мысль о чем-либо подобном казалось им нелепостью.

). Обольщающее и опьяняющее, оно является символом страшного могущества греха, а кипящее и жгучее – символом страшных судов Божиих (, , , ).

Бывает так - получил новую информацию и сразу веришь ей, принимаешь как свою родную, давно известную, но благополучно забытую. Может потому, что много думал об этом и тут, бац, готовый вывод из твоих раздумий, до которого сам никак... А может, просто всё так логично, что мозгу и возразить нечего...

Алкоголь и христианство - одна из таких тем, где компоненты всё никак не уживались вместе, хотя не могу сказать, что много думал об этом. Спасибо добрым (и трезвомыслящим!) людям, что сделали это за меня.

Если вы уверены, что Библия ‒ нетрезвая книга (допускающая употребление алкоголя в малых дозах), то вы будете разочарованы. Она такая же трезвая, как Коран. Не боритесь с пьющими "христианами", они просто не читают СВОЮ ЖЕ Книгу. Не верьте и тем, кто читает её с целью найти повод оправдать своё негативное отношение к христианству (здесь и далее под словом "христианство" подразумевается учение Христа, а не мир христианских религий). Не правы ни те, ни другие.
Жданов очень близок к правде о вине в Библии и даёт правильные рекомендации по источникам исследования. Книга, на которую он ссылается

О слове "вино"

Слово «вино» ‒ древнее, нерусское, минимум древнееврейское, а его первоначальный смысл совершенно не такой, как мы привыкли. Звучало оно в еврейском ‒ «яйн». Позднее в древнегреческом оно зазвучит как «ойнос». То, что это одно слово видно из корней: «яйн» ‒ «ойн» ‒ «вин». Дело в том, что эти слова во время написания использовались для обозначения как вина спиртосодержащего так и виноградного сока, а о значении приходилось судить по непосредственному контексту. Это хорошо видно из употребления «яйн» в следующих текстах Ветхого Завета (написанном на древнееврейском языке):


    Плач Иер. 2:12: «Матерям своим говорят они [голодные дети]: "где хлеб и вино?".


Наверняка дети хотели просто поесть.


    Иер 40:11,12 «и возвратились все сии Иудеи из всех мест, куда были изгнаны, и пришли в землю Иудейскую к Годолии в Массифу, и собрали вина и летних плодов очень много.»


Строго говоря: вина с виноградников не собирают, а вот виноград ‒ да.


    Быт.49:11 "Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое".


Здесь применён постоянно встречающийся поэтический приём древнееврейской поэзии, когда вторая часть фразы ("в крови гроздов одеяние свое") повторяет смысл первой ("моет в вине одежду"), только другими словами. Смысловая рифма, так сказать.

Итак, если имеются в наличии следующие условия, то речь идёт однозначно о спиртном вине:


    если употребление «вина» осуждается (да-да, в Библии употребление вина осуждается как таковое);


    если описывается наркотическое воздействие «вина» или появляются в повествовании пьяные.


Сегодня в некоторых местах Земного шара можно встретить подобное употребление слова «вино» (например в некоторых местах Западной Украины: «…пойдем поедим вина…»).

Слово виноград происходит от двух слов, которые можно соединить в словосочетание "винные градины". Однако, строго говоря, в этих "градинах" вина в современном алкогольном понимании нет, а сок есть. Скорее всего первоначальный смысл слова "вино" было не такое, как сегодня.

Коран и Библия о спиртном в цитатах.

Коран , Сура "Корова": «Они тебя о винах и азартных играх вопрошают, скажи: «В них грех большой, но есть для вас и польза, но больше в них греха, чем пользы».

Библия, Пр20:1: "Вино ‒ глумливо, сикера буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен".

Не стоит спорить о слове "увлекающийся" (другой вариант перевода - "блуждающий в нём "), если вино и сикера "глумливы" и "буйны" как таковые, а не в "неумеренных" количествах.

Коран , Сура «Женщины»: «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что произносите... » (Св.Коран,4:43).

Библия , Левит 10:8-10: "И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого".

Неправда ли, похожи последние два текста? Мусульманские комментаторы говорят, что к трезвости первые мусульмане шли постепенно. Возможно и в древнем Израиле так было. Может этим объясняется тот факт, что при описании "вина" употребляется такое выражение (Пс.103:14,15): "Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу, и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека". Но есть другое место, которое может объяснять как "сердце веселеет от вина": "Пс.4:8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились". Вино вместе с другими дарами природы оказывается могут приводить к веселью в связи с богатым урожаем. Так что минимум не всё так однозначно.

Коран , 5:90: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, быть может, вы преуспеете».

Библия , Притчи 23:31, 32: "Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид".

Кстати неплохое место о "культурном" самоотравлении. Библия, оказывается, осуждает такие "эксперименты".

Библия ,Иер35: "2 иди в дом Рехавитов и поговори с ними, и приведи их в дом Господень, в одну из комнат, и дай им пить вина. 3 Я взял...весь дом Рехавитов, 4 и привел их в дом Господень...; 5 и поставил перед сынами дома Рехавитов полные чаши вина и стаканы и сказал им: пейте вино. 6 Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: "не пейте вина ни вы, ни дети ваши, вовеки; 7 и домов не стройте, и семян не сейте, и виноградников не разводите, и не имейте их, но живите в шатрах во все дни жизни вашей, чтобы вам долгое время прожить на той земле, где вы странниками". 8 И мы послушались голоса Ионадава, сына Рехавова, отца нашего, во всем, что он завещал нам, чтобы не пить вина во все дни наши, — мы и жены наши, и сыновья наши и дочери наши... 12 И было слово Господне к Иеремии: 13 так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмете из этого наставление для себя, чтобы слушаться слов Моих? говорит Господь. 14 Слова Ионадава, сына Рехавова, который завещал сыновьям своим не пить вина, выполняются, и они не пьют до сего дня, потому что слушаются завещания отца своего; а Я непрестанно говорил вам, говорил с раннего утра, и вы не послушались Меня."

Трезвенники древнего Израиля ставятся в пример.

Библия ,Ис.5:22: "Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток".

Тут и продавцам досталось и употребителям.

В Библии честно сообщается о пьянстве некоторых "праведников" (относительно других людей своего времени они были действительно святыми). Судите их по уровню морали того времени. Не всегда человек способен жить по-максимуму. И в этом случае христианский Бог согласен подождать. Иногда даёт событиям развиваться естественным путём, чтобы последующие поколения могли получить уроки из негативного опыта таких "святых" (Ной, Лот).

О причастии

Писатели Евангелий УПОРНО не употребляют слово "вино" в описании Вечери, с которой и началось соблюдение ритуала причастия.

Перечислим все места, описывающие Тайную вечерю.

Мф. 26 : "26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. 27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. 29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. "

Здесь слово "вино " набрано курсивом недаром. Это означает, что в оригинальном тексте его нет, а переводчики добавили его "для связи речи".

Лук. 22:18 : "ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие".

Тут вообще проблем нет. Кстати, устная традиция передачи событий жизни Христа в Первой Церкви довольно достоверна (Лука не очевидец).

Мар. 14:25 : "Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием".

Тут тоже проблем нет. Переводчики "забыли" о необходимости набирать добавленные слова курсивом. Для уверенности приведём подстрочный перевод.


В древнем Израиле был строгий закон о запрете "квасного", т.е. дрожжевого в домах израильтян во время "недели опресноков", а Пасха была днём первым этого семидневного цикла: "Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля" (Исх.12:15). Поэтому Христос не мог поступить против Закона Моисея, который Сам ему дал.

Таким образом, христиане, желающие следовать примеру Христа применяют на Вечере в качестве символов Крови и Тела виноградный сок и пресный хлеб. Аргументы: дрожжевая закваска в еврейской церемониальной системе символизирует грех. 1Кор.5:8: "Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины". Здесь Павел использует церемониальные реалии недели опресноков для показания того факта, что всякий раскаивающийся в своих пороках освобождается от вины после принесения в жертву настоящего Ягнёнка (Агнца) и предстаёт перед Законом Бога чистым.

Библия утверждает, что "Он [ Христос ] не сделал никакого греха" (1Пет.2:22). В дохристианской эпохе эта идея была показана через следующее повеление: "...не изливай крови жертвы Моей на квасное" (Исх.23:18). Другими словами: кровь жертвы не должна была соприкасаться с ничем дрожжевым ‒ разные вещи.

Это делает невозможным применение дрожжевых символов что бы там не говорили предания. По данному случаю авторы выражают сожаление за имеющуюся практику в официальной церкви.

О чуде превращения воды в вино в Кане

Эта история записана в Ин.2.

Как уже говорилось ранее слово "ойнос", употреблённое по отношению к вину на браке в Кане может означать и спиртное и чистый сок.

Уместно задать ряд вопросов:

Появляются ли пьяные от сотворённого Христом вина? Нет.

Порицается ли употребление сотворённого Христом вина? Абсурд.

Описываются ли наркотические качества сотворённого вина? Тоже нет.

Тут сомневающиеся приведут слова распорядителя пира: "всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе".

Итак, что может означать фраза "хорошее вино". Современный человек имея развитую технологию многолетней выдержки и лечения болезней вина поймёт по-своему (да-да, оно болеет при производстве, и сохранить его сложнее чем сок ‒ тот прокипятили и залили в стерильную тару, а в вине в процессе брожения живут разные микробы, в том числе и гнилостные, потом его "спасают" сульфидом меди). Но для нас, людей трезвых, знакомых с Библией не всё так однозначно. Для нас сок ‒ лучшее вино, чем любой "шмурдяк" многолетней выдержки.

Фраза из Ин.2:4 "еще не пришел час Мой" кроме другого смысла может указывать на предстоящую смерть, и творя чудо Христос мог дать по-сути символы Своего Тела, а они вряд ли отличались по своим свойствам от символов Вечери.

А вот и "каменный водонос". Евреи называли их "миквами". В них должен был поместиться человек целиком для ритуального омовения. Жданов правильно замечает, что объём сотворённого вина до 600 литров. Такие миквы находились в синагоге или около неё. И слуги должны были носить вино оттуда. Сотворив в них из воды вино, Христос дал понять, что человек очищается от грехов через Его кровь. А символом Его крови может быть только чистый сок.



" Скорее всего первоначальный смысл слова "вино" было не такое, как сегодня" Конечно! В русском языке есть слова, поменявшие свой первоначальный смысл: урод, водка, раб, кумир, хлеб и др. Почему в других языках такого не может быть?

"эти слова во время написания использовались для обозначения как вина спиртосодержащего так и виноградного сока, а о значении приходилось судить по непосредственному контексту" Современный нашенский пример: пить - утолять жажду и пить - бухать .

"Слово виноград происходит от двух слов, которые можно соединить в словосочетание "винные градины" Скорее так: вино=вьюн, обвивать; град=ограда, забор. Вьющееся ограждение, плетень. Типичное именование по форме объекта. Так газировкой можно называть Спрайт, Фанту, а можно и шампанское. То есть вино у древних - это и сок, и брага, и благородное фалернское.

" в Библии употребление вина осуждается как таковое" А мужики церковники-то и не знают! Или не хотят знать.

" к трезвости первые мусульмане шли постепенно. Возможно и в древнем Израиле так было" Здесь и без пророков народ разбирался что к чему. Потому что своими глазами видел - начинают в семье\деревне пить, - конец семье\деревне. И к религиям поэтому в том числе тянулся. Ну не стоит деревня без праведника, что тут поделаешь, закон природы, её эволюции.

"Трезвенники древнего Израиля ставятся в пример" В пример пьяницам древнего Израиля, я полагаю? Или всё-таки здесь пример богопослушания? Некорректный вывод.

"Писатели Евангелий УПОРНО не употребляют слово "вино" в описании Вечери" Переводчики писателей думают иначе, запивая паёк кагором. Хз...кхм... Хто знает, кто тут правее...

" Судите их по уровню морали того времени " О! Очень важное замечание. Запомнить и записать! Не останавливаться на древнеиудейском уровне, а развиваться. Моральный кодекс строителя коммунизма уже прошли, идём дальше... "Послушай, как хрустят бриллиантовые дороги. Смотри, какие следы оставляют на них боги, Чтоб идти вслед за ними нужны золотые ноги". И хруст пережитков прошлого под нашими шагами...

"символом Его крови может быть только чистый сок" Вот именно! Лучше и не скажешь. Точка.


Спасибо за наводку


Что говорит Библия об алкоголе

Существует мнение, что умеренное употребление алкоголя не только безвредно для организма человека, но при «правильном подходе» даже полезно для него. Часто утверждения подобного рода можно услышать и среди верующих: «Православная церковь не запрещает!», или «Вино даже Библия рекомендует!». Так как для жизни христиан (не важно какой деноминации) основополагающей книгой является Библия, то давайте вместе проследим упоминания об алкоголе в Святом Писании и разберемся, какое же вино советовал апотол Павел Тимофею «…ради желудка твоего и частых твоих недугов». Следовать будем такому плану:

1. Первое упоминание вина в Библии.

2. Два различных вида вина упоминаемых в Библии.

3. Вино в Новом Завете.

4. Отношение к вину Иисуса Христа.

Начнем с самого первого упоминания вина в Билии и возникновении проблемы алкоголизма (9-я глава книги Бытие):

И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. (Бытие 9:21)

Здесь говорится о том, как Ной после потопа столкнулся с опьяняющей силой вина. Как известно из Писания, потоп уничтожил всех людей, живших в то время, кроме праведника Ноя и его семьи. Поэтому Бог дал повеление ему распространяться по земле, «наполнять» ее, то есть не оставаться на одном месте. Но, как мы видим, Ной ослушался этого поручения: он насадил виноградники, а для того, чтобы они дали именно алкогольное вино, а не виноградный сок, требуется от 3 до 6 лет, и то при самых благоприятных условиях. Как следствие – пристрастие к вину не позволило Ною выполнить волю Господа, оно же привело к проклятию одного из его сыновей – Хама, в довершении ко всему, о жизни Ноя больше не упоминалось как о непорочной жизни, а просто говорилось о количестве прожитых им лет.

Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь]: "Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же". (Притчи 23:31-35)

И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите в скинию собрания, чтобы не умереть. Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого, и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея. (Левит 10:8-12)

Согласно этому, заметьте, вечному постановлению, можно сделать вывод о том, что же это был за «чуждый огонь» из-за которого «вышел огонь от Господа» и сжег двоих сыновей Аарона – Надава и Авиуда!

Приближающиеся к Богу не должны принимать ничего опьяняющего разум, даже в самых малых количествах. Новозаветная жертва Христа сделала для каждого верующего, христианина возможность приблизиться к Богу, войти во Святое Святых. И те кто желает, чтобы присутствие Божье было в их жизни, не могут одновременно употреблять «чуждый Богу огонь».

Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании. (Притчи 31:6-8)

Рассмотрим два различных вида вина, упоминаемых в Библии, но переведенные на русский язык под одним словом - «вино».

В оригинальных текстах Библии Ветхого Завета слово «вино» обозначается еврейским словом yayin. При толкованиях значения этого слова, без сомнения, надо руководствоваться контекстом отрывка, чтобы определить, где говорится о броженом вине, а где – просто о виноградном соке.

Например, первое употребление вина (yayin) Ноем – это пример броженого (алкогольного) вина. Второй пример употребления опяняющего вина мы находим в 19-й книге Бытия. Случай, когда из-за вина совершился грех блудодеяния отца с дочерьми. Старшая дочь Лота, боясь остаться без потомства после уничтожения Содома, сказала младшей:

Итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим: а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. (Бытие 19:32-36)

Алкогольная зависимость Лота подтолкнула его дочерей на совершение тяжкого греха, а он сам остаток своей жизни провел в пещере.

Часто употребление алкогольного вина приводило к смерти: это и случай с Надавом и Авиудом (см.выше), и смерть детей праведного Иова, которые очень любили пиры и возлияния, и покарание вавилонскому царю Валтасару, что под воздействием алкоголя осквернил сосуды из храма, пив из них вино.

Теперь посмотрим на примеры упоминания слова yayin как неброженого вина, т.е. виноградного сока.

Когда Давид немного сошел с вершины горы, вот встречается ему Сива, слуга Мемфивосфея, с парою навьюченных ослов, и на них двести хлебов, сто связок изюму, сто связок смокв и мех с вином. И сказал царь Сиве: для чего это у тебя? И отвечал Сива: ослы для дома царского, для езды, а хлеб и плоды для пищи отрокам, а вино для питья ослабевшим в пустыне. (2-е Царств 16:1,2)

Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц. Матерям своим говорят они: "где хлеб и вино?", умирая, подобно раненым, на улицах городских, изливая души свои в лоно матерей своих. (Плач Иеремии 2:11,12)

Здесь мы видим, как, в первом стихе, вино предназначалось для ослабевших, измученных жаждой в пустыне и, как во втором, грудные младенцы просят у своих матерей вина. Думаю, не сложно догадаться, что в обоих случаях речь идет о виноградном соке.

Кстати, по класификации Роберта Тичоута (в 1979 году защитил докторскую диссертацию в Даллаской теологической семинарии на тему «Употребление вина в Ветхом Завете») из 141 ссылки на слово yayin в Ветхом Завете 71 раз это слово указывает на неперебродивший виноградный сок и лишь 70 – на броженое вино. Благословения и радость приносит именно виноградный сок, а проклятие и печаль – алкогольное вино.

Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. (1-е Коринфянам 6:10)

В Новом Завете «вино» - это уже перевод греческого слова oinos. Оно встречается там 32 раза и его значение, также как и yayinв Ветхом Завете, надо определять в зависимости от контекста.

Приведем примеры употребления термина oinosв значении опьяняющего вина:

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом… (Ефесянам 5:18)

Тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнце (Откровение 14:10)

Вместе с тем, в Новом Завете есть явные примеры обозначения словом oinos обычного виноградного сока. Самый бесспорный отрывок – 6 стих 6 главы книги Откровение:

…и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай.

Образное значение этого стиха состоит в том, что засуха (конь вороной и всадник) должна уничтожить хлебные злаки, но не повредить виноградной лозе (вино) и оливковым деревьям (елей). Широко известно, что их корни находятся намного глубже ячменя и пшеницы.

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но виномолодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое. (Матфея 9:17)

Во времена жизни на земле Иисуса Христа существовал обычай вливать новое вино в новые мехи, чтобы сохранить и мехи, и вино. Доказательством того что здесь говорится о свежем вине, выжатом из пресса (возможно кипяченом), есть то, что при брожении вина действие газа на самых первых стадиях процесса настолько разрушительное, что никакие мехи (даже стекло!) никогда не смогут выдержать его.

Как мы уже расмотрели выше, греческое oinosв некоторых местах Нового Завета означает виноградный неброженый сок. Про это говорит не только Библия, но и дошедшие до наших дней работы таких людей как Аристотель, Атеней, Проклус и другие памятки «околохристового» периода. В частности, Атеней Грамматист (прим. 200 г. н.е.) рекомендовал в своей книге Banquetсладкое вино для страдающих диспепсией: «Пусть он пьет сладкое вино, разбавленное водой или подогретое…очень хороший для желудка; ибо сладкое вино (oinos) не опьяняет». Как видим, в апостольские времена именно неброженное вино рекомендовалось для лечения желудка, поэтому Павел и рекомендовал его своему ученику.

Теперь попробуем узнать как относится к алкогольному вину Иисус Христос и что Он говорил об этом, будучи на земле.

Уже на самое первое чудо, сотворенное Иисусом на земле – превращение воды в вино на брачном пире, ссылаются многие сторонники употребления алкогольного вина (2-ая глава Евангелия от Иоанна, 1-11 стихи), как доказательство того, что Господь поощрял его употребление:

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Р.А. Торрей по этому поводу писал в начале ХХ века: «Нет никакого намека на то, что вино созданное Христом, было опьяняющим. Это было свежее вино. Новое вино никогда не пьянит. Вино не является опьяняющим до тех пор, пока через некоторое время не начнется процесс брожения. Брожение – это процесс разложения. Нет ни единого намека на то, что наш Господь произвел алкоголь, который является продуктом разложения и смерти. Он произвел живое вино, не подвергшееся пагубному влиянию брожения».

…Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. (Луки 9:56)

Иисус не мог и не противоречил Слову Божьему: «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток…» (Исаии 5:22). И Он пришел исполнить, а не нарушить Закон!

Почему созданное Им вино названное «хорошим»? Приведем еще одну цитату (Генри Моррис): «…оно было новым вином, только что созданным! Это не было старое, испортившееся вино, каким оно должно было быть, если бы было опьяняющим. Там не было времени для брожения, для того, чтобы сахар превратился в алкоголь. Таким образом, оно хорошо представляло Его славу, соответствующим образом служа самому первому из Его великих чудес».

Также те, кто считает, что Иисус пил броженное вино, приводят цитату из Евангелия от Матфея 11:19:

Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: «вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам». Но и здесь, как и в предыдущем стихе, нет ни малейшего намека на то, что Христос пил именно алкогольное вино. Во-первых, если рассаматривать этот отрывок в контексте, то вполне очевидно, что Иисус цитирует слова фарисеев, а не рассказывает о своем образе жизни. Во-вторых, миссия Христа как раз и заключалась в том, чтобы идти к грешникам и нести им свет Евангелия, то есть жизнь Иисуса была полна общественными связями, за что Его ложно и обвиняли книжники и фарисеи, намереваясь найти в Нем грех. В третьих, согласится с тем, что Иисус пил алкогольное вино – означает принять за правду и другие обвинения тех же самых врагов, которые говорили, что «в Нем бес» и что чудеса Он делает бесовской силой.

Остается еще один «весомый аргумент» любителей выпить, который звучит так: «На последней Вечере Иисус со своими учениками пил алкогольное вино, которое повелел употреблять до скончания века и назвал его символом своей искупительной Крови». Против такого утверждения есть, по крайней мере, два явных доказательства того, что вино на последней Вечери было безалкогольным.

…Ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.(Матфея 26:28,29)

Фраза «плод виноградный» ясно указывает на тот продукт, что произведен в натуральном состоянии, т.е. только что собран, в этом случае, можете догадаться сами, означает натуральный продукт винограда – обычный сок. Сторонникам же умеренного употребления алкоголя эти слова и здесь видятся как «образное значение броженого напитка», что не имеет за собой никакого обоснования, только желание отображать все в свете своих прихотей. Как выразился Фредерик Лис, применить фразу «плод виноградный» к алкогольному вину, которое является продуктом брожения и разложения «такой же абсурд, как назвать смерть плодом жизни». Также, можно смело надеяться на то, что в Царстве Отца не будет никаких опьяняющих веществ.

Вторым доказательством служит тот факт, что вино на последней Вечери было пасхальным. Как утверждают многие авторитетные раввинские источники и авторы, на Пасху иудеями не употреблялось никаких броженых напитков, как не могло употребляться и ничего квасного (символ морального разложения).

И последнее. Писание говорит, что Его Кровь «очистит совесть нашу от мертвых дел» (Евреям 9:14) и чаша, которую принял Христос, названа чашей благословения (см. 1-е Коринфянам 10:16). И как, скажите, броженое вино, что отлично подходит для символа разложения и смерти (к примеру, оно создается из экскрементов брожжевых бактерий) может символизировать чистую и незапятнанную Кровь нашего Господа, пролитой для прощения моих и ваших грехов? Другое дело неброженый виноградный сок с его питательными и благотворными для организма свойствами.

В заключение этой статьи приведу высказывание Альберта Барнса: «Пусть христиане, когда они потворствуют стакану вина…Пусть они вспомнят, что их тела должны быть скорее храмом Святого Духа, чем вместилищем для опьяняющих напитков. Сделался ли какой-либо человек лучшим христианином, употребляя алкогольное вино? Лучше ли подготовился служитель церкви, употребляя алкогольные напитки, к тому, чтобы давать совет разочарованному грешнику, помолиться или проповедовать Евангелие? Пусть на все эти вопросы ответит история употребляющих алкогольные напитки и невоздержанных священнослужителей».

Nehemiah.ru по материалам книги Вячеслава Дмитриева "Немного вина. Благословение или проклятие?"

"Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно; в последствии, как змей оно укусит, и ужалит, как аспид." ПРИТЧИ 23:31-32

Вино - изготовление и применение

Слово "вино" упомянуто в Библии в нескольких местах, но не всегда ясно, является подразумеваемое значение алкогольным напитком или нет. Уже в ранние века люди привыкли выдавливать сок из винограда для незамедлительного употребления. Пример тому в БЫТИЕ 40:11: "И чаша фараонова в руке у меня. Я взял ягод, выжал их в чашу фараонову, и подал чашу в руку фараонову."

Существовали различные способы для предотвращения брожения сока и превращения в алкоголь. Одним из них является метод приготовления густого сиропа путем кипячения, охлаждения, фильтрации и повторного нагрева. Другим методом являлось добавление химикатов, таких как сера, которые были хорошо известны даже тогда для сохранения сока. Для приготовления алкогольного напитка виноград отжимался в хорошо проветриваемом месте, и сок пропускался через различные каменные сосуды. В соке появлялись споры дрожжей, что свидетельствовало о начале ферментации. В наши дни вино производится подобным же образом.

Вино производится путем частичного или полного брожения сахара, содержащегося во фруктовом соке. Основную роль в процессе брожения играют дрожжи. Под микроскопом дрожжевые клетки выглядят как грибообразные растительные организмы, часто встречающиеся в природе. Эти дрожжевые клетки вырабатывают энзимную систему, называемую "зимас", которая расщепляет сахар на алкоголь и СО2. Дрожжевые споры, находясь как в воздухе, так и в самом плоде, автоматически начинают бродить во время контакта с растворенным фруктовым сахаром; достаточно лишь раздавить плод, чтобы дрожжевые споры вступили в контакт с соком. Очевидно, что в промышленном производстве вина невозможно полагаться на предполагаемое присутствие дрожжевых клеток, поэтому там для обеспечения быстрого и эффективного брожения применяются специально выведенные виды дрожжей. Количество алкоголя в вине обычно от 6 до 15 процентов, и количество произведенного алкоголя зависит от того, когда процесс ферментации был остановлен или завершился. Количество доступного для ферментации фруктового сахара, тем самым, очень важно. При идеальных условиях максимальное количество произведенного во время брожения алкоголя может достичь 20%. Этот предел не может быть увеличен, так как дрожжевые клетки не выживают при более высокой концентрации алкоголя.

Некоторые говорят, что в древние времена люди не знали, как предохранить сок от брожения. Они утверждают, что все вина, таким образом, были алкогольными. В действительности, существуют доказательства древних писателей, поддерживающие мнение, что на самом деле обычно люди пили безалкогольные вина и иногда их называли лучшими винами. В своем достоверно подтвержденном "Библейском комментарии трезвости", авторы Ф.Р. Лиис (Ph.D) и Досон Бернс (MA) цитируют Аристотеля, Геродота, Иосифа, Плиния, Коллумелла и других греческих и римских авторов. В этой книге описано по меньшей мере 5 методов сохранения плодов и предотвращения фруктового сока от брожения. Как было упомянуто ранее, одним из методов было добавление химических веществ, таких как сера. Другим - удаление воды из загустевшего фруктового сока и обращение его в сироп. Дрожжевые клетки не выживают при концентрации сахара, превышающей 32%, и, таким образом, брожение прекращается. Все, что нужно было, чтобы получить не забродивший виноградный сок - разбавить сироп водой.

Плиний, целиком посвятивший один из 14-ти томов "Естественной истории" (60 г от Р.Х.) теме вина, обнаружил, что существует более 185 различных вин для питья.

Место Алкоголя в Стихах Ветхого Завета

Изучение текста на иврите показывает, что одно русское слово "вино" было использовано для перевода нескольких дюжин еврейских и арамейских слов, имеющих различные значения. "Вино" может означать плод для вина, такой как виноград, изюм; жидкости - густые, разбавленные или кипящие; напитки - алкогольные или безалкогольные; вина - кислые, сладкие или уксус. Мы обнаруживаем слово "новое вино" (ИСАИЯ 65:8), что есть "тирош" , в то время, как "крепкий напиток" называется "шекар" , а вино - "йяйн" (ИСАИЯ 5:11). Таким образом, невозможно ссылаться на библейские тексты в русской версии перевода, говорящие о "вине", не принимая во внимание специфику еврейского слова, контекст, людей, которые имели к этому отношение и конкретный период времени, когда это было написано. Даже тогда, принятие решения о точном значении и подходящем переводе не всегда возможно. Более того, важно заметить, что невозможно сделать точного сравнения между современными алкогольными напитками и напитками, употреблявшимися в старину, так как отделение алкоголя от вина путем дистилляции стало применяться только, приблизительно, в 1000 г. от Р.Х. Постепенно, его стали употреблять как ликер, но укрепление вин путем добавления в них чистого спирта не практиковалось до 18 века. Как уже упоминалось, естественное брожение не превышает 14 процентов, в то время как в современных напитках концентрация алкоголя может достигать 50 процентов.

В иврите нет специального слова, всегда обозначающего забродившее вино, также как и не существует слова, которое всегда могло бы быть использовано для указания одобрения Бога, как косвенного, так и прямого. Но где оно названо "благословением", ничто не указывает в контексте на алкогольное содержание, на самом деле все совсем наоборот. Слово "йяйн" использовано в значении благословения лишь дважды и связано с другими плодами полей - зерном и оливками, в то время как слово "тирош" в этом смысле использовано 11 раз, (т.е. ИЕРЕМИЯ 31:12), в связи с пищей - около тридцати раз.

Пьянство, со всеми его последствиями, постоянно с отвращением описывается в Ветхом Завете. "Вино - глумливо, сикера буйна" (ПРИТЧИ 20:1). Божественное неблаговоление зачастую ассоциировалось с крепкими напитками и последствиями их применения и явно разоблачалось пророками. (Смотри также ИСАИЯ 5:11-12 ; ИСАИЯ 22:13 ; ИСАИЯ 28:1,7-8 ; ИСАИЯ 56:12 ; ИОИЛЬ 1:5 ; АМОС 6:6).

Ханаан был сельскохозяйственной страной, основной продукцией которой было зерно, оливки и виноград, и сам Израиль часто приводится как символ виноградника Божия:

"Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его..." ИСАИЯ 5:7

Поэтому неудивительно, что мы находим символизм виноградной лозы, вплетенный во многие из наиболее любимых и духовных отрывков из Ветхого и Нового Заветов. " Я лоза, а вы - ветви" - это глубоко удовлетворяющая аллегория для тех, чьи жизни "сокрыты во Христе". Иногда считают, что поэтому вино (алкоголь) должно рассматриваться как один из даров Бога человеку. Но в то время как правда то, что Бог дал виноградную лозу и ее душистый плод в пользование людям, так правда и то, что это были сами люди, а не Бог , которые взяли целительный сок и сделали из него неполезные напитки, оказывающие сильное воздействие на сознание и организм человека.

"...потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его..." БЫТИЕ 8:21

Еврейские Слова, Обозначающие Продукты Виноградной Лозы

Наиболее часто встречающиеся слова это, уже упомянутые, "йяйн" , "шекар" и "тирош" .

"Йяйн" было употреблено по меньшей мере 140 раз. Оно считается общим термином для виноградного сока, выраженного различными путями. Только из библейского контекста мы должны сделать вывод к какому из типов "вин" оно относится. В первый раз "йяйн" употребляется в связи с грехом Ноя (БЫТИЕ 9:21). Оно не включено в список приношений Авеля, хотя он принес жертвоприношения от плодов земли.

Оба слова "йяйн" и "шекар" , переведенные как "вино" и "крепкий напиток", встречаются вместе несколько раз, всегда обозначая алкогольные опьяняющие напитки. В греческом переводе Ветхого Завета, Септуагинта (LXX), эти слова переведены как "ойнос" и "сикера"

Слово "шекар" употребляется 23 раза в Ветхом Завете и лишь один раз в Новом Завете, "...он не будет пить вина и сикера" (ОТ ЛУКИ 1:15).

Письма Тель-Армана, открытые в 1887 году, датируются 1380 годом до Р.Х., и показывают, что ячмень, мед и некоторые другие соки тоже использовались в качестве сильных напитков. Согласно Библейской Энциклопедии, этимология (происхождение слов и их значения) слова "шекар" оправдывает тот вывод, что оно относится ко всем видам опьяняющих напитков, независимо от того из чего они сделаны.

Священникам было запрещено употреблять вина и крепкие напитки во время священного служения в скинии.

"Вина и крепких напитков не пей... когда входите в скинию собрания... Это вечное постановление в роды ваши; чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого". (ЛЕВИТ 10:9,10 = ИЕЗЕКИИЛЬ 44:21)

Духовное значение Нового Завета таково: через смерть Христа стало возможным, чтобы Дух Бога, который ранее обитал в наиболее святой части скинии и в храме в Иерусалиме, вселился в наше тело (К ЕВРЕЯМ 10:9-10 ; 1-е КОРИНФЯНАМ 3:16-17). Поэтому мы являемся храмом Божиим:

"Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы." (1-е КОРИНФЯНАМ 6:1)

Мы, кто живет в свободе Нового Завета, верим, что Иисус Христос купил Своей кровью людей "из всякого колена, и народа, и племени...", чтобы служить священниками нашему Богу (ОТКРОВЕНИЕ 5:9,10). Священство всех верующих включает каждого христианина в служение не ограниченное определенным временем и сроками. Это означает полное посвящение своей жизни, так что нет времени, чтобы мы могли отличать священное от не священного, чистое от нечистого. Христианин постоянно занят, он всегда служит!

Третье слово на иврите, часто переведенное как "вино" - "тирош" . В Септуагинте (LXX) оно переведено как "глюкоз", что дало название русским словам глюкоза, декстроза или "виноградный сахар". Это слово употребляется только один раз в Новом завете, где в греческом - это "глюкоз" и в русском переводе "сладкое вино" (ДЕЯНИЯ 2:13). В Ветхом Завете слово "тирош" употребляется 37 раз.

Другое слово упомянутое в контексте на иврите - это "азис" . Оно встречается в книгах ИСАИЯ 49:26 , ИОИЛЬ 1:5 и АМОС 9:3 , в дословном переводе оно означает "новое вино" или "сладкое вино", и из контекста видно, что речь идет о свежем виноградном соке.

Другое употребляемое слово, на иврите - "шемер" , что обозначает густой, липкий сироп или пенящийся сок. Оно может относиться к любому типу вина.

Арамейское слово "шамар" является производным от еврейского слова "шемер", а при употреблении соответствует слову "йяйн" , что значит, что оно может представлять любой тип вина.

"Йегев" , которое встречается шестнадцать раз в оригинале, означало емкость или бочку, куда клали виноград или оливки, чтобы давить их ногами, но позднее этим словом стали обозначать любой аппарат для выдавливания сока.

Вино в Новом Завете

В Новом Завете все, что относится к опьяняющим напиткам, в большинстве случаев связано с теми группами людей, которые были обращены в христианство в районах Средней Азии, Греции и Рима. Это было во времена, когда моральный уровень был низок, а снисхождение к употреблению алкогольных напитков чрезмерным. В Евангелии есть только два конкретных упоминания горячительных напитков. Первое, весьма знаменательное. Оно находится в первой главе Евангелия от Луки, в комментарии, данном Захарией, о предстоящем рождении предвестника Мессии.

"Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится..." ОТ ЛУКИ 1:15

Обращения в Посланиях к пьяницам многочисленны и точны. Павел был Апостолом для язычников, и часто ему приходилось сталкиваться с чрезмерным употреблением алкоголя даже в среде молодых христианских собраний, где новообращенные были либо евреи, живущие в нееврейской среде, либо язычники, воспитанные в язычестве.

Павел в ряде случаев должен был упрекать своих слушателей определенным образом: "Будем вести себя благочинно... не предаваясь ни пированиям и пьянству." (К РИМЛЯНАМ 13:13). Среди обвинений, которые исключат человека из Царства Божия, предупреждает он, есть пьянство: "Не обманывайтесь... пьяницы... Царства Божия не наследуют." (1-е КОРИНФЯНАМ 6:9-10). И вновь он указывает нужное направление ефесянам: "И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом." (К ЕФЕСЯНАМ 5:18). Галатам также необходимо было предупреждение о тех, кто пребывает в "пьянстве, бесчинстве и тому подобном,... никогда не наследуют Царства Божия" (К ГАЛАТАМ 5:21).

Вино в тексте оригинала Нового Завета

Новое вино и новые мехи

Существует множество высказываний в Евангелии, где природа напитка, алкогольный он или безалкогольный, недостаточно ясна (ОТ МАТФЕЯ 9:17 , ОТ МАРКА 2:22 , ОТ ЛУКИ 5:37-38).

"Не вливают также вина молодого в мехи ветхие: а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое." ОТ МАТФЕЯ 9:17

Обычное объяснение этой притчи следующее: новые мехи используются для того, чтобы оказать сопротивление растущему давлению газа, образующегося в процессе брожения, но в этом случае это не сочетается с фактами. Для возникновения брожения виноград помещается в открытые бочки на воздухе, как это делается и сегодня. Сила, освобожденная из виноградного сока громадна, поскольку сок раздавленных ягод состоит на одну пятую из глюкозы. Во время процесса ферментации объем жидкости увеличивается в 47 раз из-за диоксида углерода, который, при сжатии, вызывает давление равное 34,3 атм. Это эквивалентно 500 lbs на кв. дюйм (34,5 кг/см2). Если вино в начальный период брожения залить в мехи, будь то из свиной или бычьей кожи, то оно прорвет их, даже если они новые и крепкие. Этот факт был хорошо известен на протяжении веков в Палестине!

" Вот, утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться подобно новым мехам." ИОВ 32:19

Сухие мехи, используемые во времена нашего Господа, прекрасно служили для предотвращения брожения. Благодаря швам, хорошо смазанным дегтем, чтобы исключить попадание внутрь воздуха вместе с дрожжевыми спорами, брожение не могло произойти. Было крайне необходимо использовать новую, идеально чистую кожу, так как любой осадок, прилепившийся ко внутренней стороне старой кожи, вскоре приводит к уровню брожения, достаточному, чтобы уничтожить "молодое вино" и прорвать мехи.

"Новое вино" - это перевод греческого "ойнос неон", что является эквивалентом древнееврейского "тирош" и означает свежий виноградный сок. Все это было хорошо известно слушателям Иисуса, поэтому было понятно, что когда Он говорил: "Новые мехи для нового вина", Его беспокоило не качество вина, а необходимость сохранить Его новое учение от разлагающих ферментов консерватизма и самоправедности фарисеев. "Новые мехи" - это новое отношение, требуемое для "нового вина" Евангелия.

Канское Чудо

Первое чудо, записанное только Иоанном - это превращение воды в вино на свадьбе в Кане (ОТ ИОАННА 2:1-11). Там не говорилось о природе вина, а греческое слово "ойнос", которое использовалось здесь, может означать либо алкогольное, либо безалкогольное вино. В Септуагинте (LXX) оба слова "йайн" и "тирош" обозначаются как "ойнос" (вино), это же продолжается и в Новом Завете, написанном по-гречески и в позднейших переводах на русский язык.

В Новом Завете общий термин "ойнос" употребляется 33 раза, а его точное значение можно определить, если это вообще возможно, только из контекста.

Иисус не был аскетом; Он пришел, чтобы человек мог получить жизнь с избытком. Он хотел принять участие в свадебном пире, сделать его еще веселее, но невозможно принять то, что Он, который пришел, чтобы исполнить всю правду, превратил воду в 470 литров алкогольного вина, которое несомненно несет крушение семей, разрушенные жизни, нескончаемую нищету. Возможно, объяснение может быть найдено в том, что "лучшее вино", согласно Плинию, это вино с наименьшим содержанием ферментов или плесени.

Наш Господь пришел исполнить, а не нарушить пророков (ОТ МАТФЕЯ 5:17). Иначе Он противоречил бы суровому предупреждению пророка Аввакума:

"Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным" (АВВАКУМ 2:15)

Человек, Который Любит Пить Вино

Матфей и Лука отмечают, что враги Иисуса называли Его "человеком, который любит пить вино".

"Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: "вот человек, который любит есть и пить вино..." ОТ МАТФЕЯ 11:19 , ОТ ЛУКИ 7:34

Но не было приведено никаких улик, чтобы подтвердить обвинения. Его также ложно обвиняли в богохульстве и угрозах разрушить храм. Иоанн, будучи Назарянином, воздерживался от любого вида продуктов из винограда (ЧИСЛА 6:2-3). Иисус не был обязан этого делать, но вывод, что Он употреблял крепкие напитки, в целом безоснователен. Его враги критиковали Иоанна Крестителя за аскетизм, они также критиковали Иисуса. В одном случае, когда Иисусу предложили крепкий напиток, Он отказался (ОТ МАРКА 15:23). У богатых женщин Иерусалима был обычай подносить преступникам, прямо перед распятием, глоток вина, смешанного с мирром или другим наркотиком. Но хотя Иисус был томим жаждой и измучен болью, когда Ему предложили наркотическое вино, Он отказался. Искупитель должен был осушить чашу страданий и Он желал сделать это во всей полноте силы Своего разума, а не притуплять ее наркотическими напитками.

Вечеря Господня

"И взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал им... Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием." ОТ МАРКА 14:23-25 ; ОТ МАТФЕЯ 26:27-29 ; ОТ ЛУКИ 22:17-18 ; 1-е КОРИНФЯНАМ 11:25

Наиболее противоречивое употребление слова "вино" в Новом Завете концентрируется в деталях, использованных нашим Господом в Его наставлениях при Последней Вечерне. Павел и три Евангелиста соглашаются, говоря: "Он принял чашу" , в то же время евангелисты добавляют следующие слова "плода виноградной лозы ".

Мы видели, что для "плода виноградной лозы" в Ветхом Завете употребляется обычно слово "тирош", что означает свежевыдавленный виноградный сок. В современном языке слово "вино" обозначает прежде всего "алкогольное вино". Причина этого в том, что виноград в основном использовался для производства алкогольных напитков.

Вряд ли кто-нибудь будет думать о яблочном или грушевом вине, когда говорится о плодах яблоневого или грушевого дерева, хотя оно тоже может быть произведено процессом брожения.

Пасха бывает спустя шесть месяцев после сбора урожая, что дает основание утверждать, что "чаша", которую принял Господь, должна быть забродившей и, поэтому, алкогольной, но как уже говорилось, было известно множество способов предотвратить брожение и, поэтому, эти аргументы не имеют силу. Более того, виноград может храниться более года путем подвешивания в подвалах и пещерах Палестины, в которых сотообразные известняковые камни служат идеальными холодильными камерами. Арабы до сих пор пользуются этим, что описано Ниебуром в его книге "Путешествие по Аравии". Было, безусловно, легко приобрести свежесохраненный виноград во времена Иисуса.

Определенно, очень важным является то, что слово "вино" (ойнос) употребляется не один раз Евангелистами или Павлом при описании вечери. Наш Господь принял обычную пищу обычных людей - хлеб и плод винограда; освятил их, употребляя их как символ Его жизни и смерти, отданных за все человечество. Иисус сказал:

"Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь, пребывает во Мне, и Я в нем" ОТ ИОАННА 6:56

Чудо Пятидесятницы

В день Пятидесятницы Апостолы получили Святого Духа вместе со знамением говорения на языках и люди, присутствовавшие там, были очень поражены (ДЕЯНИЯ 2). А некоторые насмехались: "Они напились сладкого вина" (Греческое: глюкоз). Греческое слово "глюкоз" означает "новое вино" (в переводе). Это единственный раз, когда оно употреблено в Новом Завете. Мы уже видели, что слово "тирош" в греческом переводе Ветхого Завета (Септугианте) означает не ферментативный виноградный сок и на греческий всегда переводилось словом "глюкоз".

Евреи из других стран, которым случилось быть в то время в Иерусалиме, понимали молитвы и были ошеломлены. Они поняли, что это было чудо.

Но другие не поняли, что это было чудо, так как они не знали ни одного из этих новых языков. Для их ушей это были непонятные звуки. Их реакцией была насмешка. Они насмехались, потому что ученики вели себя как пьяницы, хотя известным фактом было то, что они пили только виноградный сок.

Петр ясно констатировал, что это был духовный экстаз, не навеянный алкоголем.

Было хорошо известно, что если евреи пили вино, то делали они это за ужином, а не в 9 часов утра (третий час). Как уже говорилось ранее, греческое слово для "нового вина" - "глюкоз", нельзя не заметить схожесть его со словом глюкоза.

Немного вина для желудка

"Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов " 1-е ТИМОФЕЮ 5:23

Слово, использованное здесь, в греческом оригинале - "ойнос", и может означать забродивший и не забродивший виноградный сок.

Способность виноградного сока снимать боль была хорошо известным фактом в Палестине того времени, и это также использовалось для избавления от желудочных проблем. По этой причине, Павел рекомендует использовать виноградный сок Тимофею. Афиний (280 г. от Р.Х.) сообщает о значении "вина" при проблемах с желудком. Он дает рецепт: "Пусть пьет глюкоз, или подогретый или смешанный с водой, особенно тот, называемый "протропос", так как это очень хорошо для желудка." Сейчас множеством медицинских экспериментов установлено, что алкоголь только увеличивает проблемы желудка. Хотя алкоголь и содержит калории, он не содержит белков, минералов или витаминов и может нанести серьезный ущерб важным тканям мозга, печени и других органов тела.

Три слова Павла

В первом послании к Фессалоникийцам Павел пишет:

"Итак не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся..." 1-е ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 5:6-8

Так как греческое слово для трезвости "нефо" и его производные часто повторяются в посланиях, его значение требует рассмотрения. Оно используется в 1-е КОРИНФЯНАМ 15:34 , "Отрезвитесь, как должно, и не грешите..."

В 1-е ТИМОФЕЮ 3:2-3,8 установлено, что "Епископ должен быть непорочен... трезв... не пьяница" (нефалион, софрона, ме параойнон). Это буквально означает, что он должен быть воздержан, должен контролировать себя и не приближаться к вину. Павел дает такой же совет диаконам и диаконессам. В послании к Титу священнослужителям вновь настоятельно рекомендуется "...не иметь пристрастия к вину" , старым - быть воздержанными, а женщинам - не порабощаться вину (греч - "абсолютное воздержание").

Принимая во внимание все утверждения Библии об "алкоголе", мы понимаем, что Бог также осуждает "умеренную" выпивку, чтобы сохранить Свой народ от разрушительного ее воздействия

Интересно увидеть, что новейшие медицинские исследования в точности совпадают с Библией:

"Состояние сильного алкогольного опьянения постоянно разрушает до 7 миллионов клеток мозга взрослого человека."

Проф. Д-р Густав Шимерт (Кардиологический журнал, 1984)

"Алкоголь всегда разрушает клетки мозга даже при приеме в малых дозах."

Д-р А. Сикуэра (Журнал мед. новостей, 1984)

"Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм - вы." 1-е КОРИНФЯНАМ 3:16-17

Адаптировано из книги "Alcohol and the Scriptures", Эдит А. Керр
Temperance Committee of the Presbyterian Church of Victoria, Мельбурн (1966)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»