Горячее и холодное копчение в чем разница. Чем отличается холодное копчение от горячего? Общие понятия процесса копчения продуктов

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Неправовое государство:

· Государственная власть не ограничивается никакими законами

· Нет разделения властей или оно носит формальный характер

· Права и свободы человека и гражданина не защищены

· Обвинительное понимание задач правосудия, презумпция невиновности в законодательстве отсутствует либо не соблюдается

· Национальное законодательство не признает или отрицает приоритет международных правовых актов и норм

Правовое государство:

· Государственная власть осуществляется на основе верховенства права

· Разделение властей носит реальный характер

· Реальная защищённость прав и свобод человека, и гражданина

· Законодательство предполагает презумпцию невиновности и право обвиняемого давать показания только в присутствии адвоката

· Приоритет международных правовых актов и норм над национальным законодательством

Правовое государство – это тот «идеальный тип» государства, к становлению которого стремится прогрессивное человечество. Оно вбирает в себя всё лучшее, что есть в богатой мировой теории и практике государственного строительства и права. Важно понимать, что усиление и развитие правовых начал в деятельности любого государства необязательно означает отмену его специфики, своеобразия форм правления и государственного устройства.

Строго говоря, «неправовых» государств не бывает. В любом государстве существуют определённые законы. Другой вопрос – о степени развития системы права, его роли в демократизации общества, уровне правовой культуры населения страны.

Тоталитарное государство, в отличие от правого, само является источником права и власти. Для него характерны правовой нигилизм и правовое невежество членов общества, несовершенство системы права и законодательства, отсутствие органов и общественных институтов правового надзора.

«Правовое» и «неправовое» государства отличаются темпами подвижности правовых норм и законов. В правовом государстве они менее подвижны, тогда как в «неправовом» возможна быстрая сменяемость законов и даже самих правовых принципов. Тем не менее именно правовое государство имеет основополагающие предпосылки для дальнейшего развития. Высшим пределом его совершенствования явится постепенный переход к элементам общественного самоуправления в условиях развитой правовой и общей культуры членов общества. Исторически это очень длительный процесс.

Особое значение и ценность в современных условиях приобрели такие черты государства, которые определяют его отношения с обществом, социальными группами и отдельными гражданами. Их цивилизованный характер, уважение прав человека и национальных меньшинств, высокая правовая культура всех субъектов общественных отношений нашли воплощение в понятии правого, демократического государства.

Также наряду с концепцией «правого государства», имеющей своей целью защитить права и свободы человека, существует теория «социального государства», предполагающая, что государство предназначено для гарантирования людям достойного существования. В мировой теории и практике государственного строительства, и политической науке в последние десятилетия в качестве его комплексной сущностной характеристики всё больше утверждается понятие «социальное государство».

«Социальное государство» означает развитие «забот» государства от обеспечения внутреннего порядка и внешней безопасности до ответственности за благосостояние граждан. Такое государство предполагает наличие определённого комплекса социальных прав граждан и определённый уровень социальной защищённости, социальной справедливости.

Процесс возникновения и становления социального государства имеет долгую и сложную историю. Понятие «социальное государство» впервые было выдвинуто в середине XIX в. немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815-1890), чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма в Германии. Он считал, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого, и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве».
Особую роль в создании в западных странах социального государства сыграл так называемый «План Бевериджа», представленный в конце 1942 г. Британскому парламенту председателем одного из его комитетов Уильямом Бевериджем и начавший осуществляться лейбористским правительством с 1945 г. План рассматривался его автором как часть «всеохватывающей политики социального прогресса» и предусматривал новую организацию всей системы социального обеспечения через расширения социального страхования вплоть до охвата им почти всех граждан государства, а также через гарантию единого национального среднего дохода, которого бы хватало на скромное поддержание жизни. Ядром плана была государственная социальная и экономическая политика, нацеленная на обеспечение полной занятости. Предусматривались создание безвозмездной, доступной всем гражданам государственной системы здравоохранения, контроль заработной платы и цен. План Бевериджа был использован в социальной деятельности послевоенных правительств Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании современной системы социального обеспечения Швеции, являющейся лучшей в Европе, послужил моделью при обсуждении вопросов социально-экономического развития в послевоенной Германии.

После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии социального государства - его возведение в конституционный принцип, его интерпретация как особого типа государства. Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в ст. 20 Конституции ФРГ, провозгласившей Германию «демократическим и социальным федеративным государством». Согласно ст. 1. Конституции Пятой республики 1958 г. «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой».
Итак, социальное государство представляет собой особый тип развитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищённости всех граждан, устанавливается соответствующий уровень социальной справедливости и солидарности посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер общественной жизнедеятельности. Социальное государство знаменует некий этап гармонизации отношений государственных институтов и общества.

22. Понятие формы правления. Монархия как форма правления: общие черты и разновидности

Форма государственного правления - это организация вышестоящих органов государственной власти, характер и принципы их взаимодействия с другими органами государства, с политическими партиями, классами и социальными группами.

За формами правления все государства разделяют на две больших группы: - монархии; - республики.

Монархия - это такая форма правления, при которой полномочие верховной власти принадлежат одному человеку: королю, царю, султану, шаха, императору и т.п. При такой форме правления вся высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат монарху. Влада монарха передается, как правило, по наследству.

Основными признаками классической формы правления являются:

· Существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах)

· Как правило наследственный (согласно обычаю или закону) порядок преемственности верховной власти

· Монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиции, представляет государство на международной арене;

· Юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры.

Во многих случаях государства, традиционно считающиеся монархическими, не удовлетворяют перечисленным признакам. Более того, в некоторых случаях трудно провести границу между монархией и республикой. Такие выборные монархии как Рим периода принципата и Речь Посполитая сохраняли республиканские институты. Император, первоначально, - республиканская чрезвычайная магистратура, а само название Речь Посполитая дословно переводится как «республика».

Иногда монарх может избираться. За свою государственную деятельность монарх ни перед кем не отчитывается и не несет юридической ответственности. Как правило, такие монархи несут ответственность только перед Бог.

Все монархии делятся на: абсолютные, ограниченные, дуалистические, теократические, сословно-представительные.

При абсолютной монархии власть монарха не ограничена и имеет все характерные особенности, которые изложены в определении. Такие монархии были наиболее распространены в эпоху рабовладения и феодализма. Сегодня их осталось очень мало, в частности в Марокко, Арабских Эмиратах, Кувейте и др.

В последнее столетие наиболее распространенными есть ограничены монархии. Иногда их называют парламентскими или конституционными. Они характеризуются тем, что власть монарха ограничена парламентом или конституцией. За таких форм правления монарх - глава государства, но он может существенно влиять на законодательную деятельность парламента и на формирование им правительства. Иногда монархическая форма правления имеет формальный характер. К ограниченным монархиям относятся Испания, Швеция, Япония, которые еще можно назвать конституционными монархиями. К парламентским монархиям можно отнести Англию.

Дуалистическая монархия - это такая форма правления, когда монарх - глава государства сам формирует правительство и назначает премьер-министра. В такой монархии действует два высших государственных органа - монарх и правительство во главе с премьер-министром. В ней могут существовать и другие высшие государственные органы, в частности судебные.

Теократическая монархия - это такая форма правления, когда абсолютная власть религиозного лидера сливается с государственной властью. Религиозный лидер есть одновременно и главой государства. Например, Ватикан, Тибет.

Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что рядом с монархом - главой государства существует какой-нибудь совещательный представительный орган определенных классов или всего населения. К таким государствам можно отнести Россию до 1917 г., Польшу в XVII- XVIII столетиях.


Похожая информация.


Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • равенство всех перед законом;
  • разделение властей на три ветви;
  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  • господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
  • признание и гарантирование (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
  • взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
  • разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

Социальное государство

Социальное государство — форма государства, важнейшей которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Социальное государство конструирует тип , который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное и .

Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:

  • высокою уровня экономического развития страны;
  • наличия правового государства;
  • соответствующего уровня политической культуры граждан.

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.

Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.

Правовое государство - способ организации общества, при котором обеспечивается господство права и реализуются:

  • - права и свободы человека;
  • - равенство всех перед законом;
  • - принцип разделения властей;
  • - разрешение конфликтов через справедливый суд.

Термин "правовое государство" произошёл от нем. Rechtsstaat; в англо-саксонской терминологии аналогом "правового государства" является англ. Rule of Law - "господство права". По мнению известного юриста Б. М. Лазарева, для правового государства характерно:

  • - наличие развитого гражданского общества;
  • - действие антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
  • - правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;
  • - возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;
  • - ограничение государственной власти. В правовом государстве обеспечивается защита прав собственности. Современная концепция правового государства предусматривает также обеспечение прав меньшинства и невозможность диктатуры большинства. Антитезой правового государства является деспотическое государство, в котором правители и чиновники действуют произвольно, равенство перед законом не реализуется, а конфликты разрешаются в бюрократическом, а не судебном порядке. Идея правового государства впервые возникла в эпоху античности. Древнегреческие философы Платон и Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность возможна лишь там, где господствует справедливые законы. Однако в Древней Греции правовое государство не было реализовано, поскольку там отсутствовало господство права. Например, народное собрание греческого города могло принимать любые решения вплоть до казни гражданина по произвольным основаниям. Впервые принципы правового государства были реализованы в Древнем Риме. В период республики там была создана сильная и независимая судебная власть, обеспечивалось равенство граждан перед законом. Ряд исследователей полагают, что мощь Рима была обеспечена именно наличием правового государства и гражданского общества, а его падение - упадком данных институтов. В то же время, в Древнем Риме правовое государство установилось далеко не в полном объеме: правовые гарантии не распространялись на рабов и неграждан, обеспечение реализации судебных решений было не очень эффективным, императоры стояли выше закона. Правовое государство (как институт) в Древнем Риме пришло в упадок в III веке н. э. , однако идея верховенства права сохранялась. В Европе (в отличие от стран Востока) в течение всего Средневековья социальные и прочие взаимоотношения, как правило, оформлялись в виде письменных законов или договоров.

Со времен Рима продолжали действовать многие правовые установления, которые правители были не вправе отменить. Формирование концепции господства права в Новое время было инициировано конфликтом нарождающегося гражданского общества и абсолютистского феодального государства, претендующего на деспотическую власть. Смысл теорий права Нового времени - оградить нарождающуюся частную сферу от произвольного вмешательства в неё государства. Особое место в разработке этих идей принадлежит философам Дж. Локку и Шарлю Луи де Монтескье (XVII - XVIII века). У Локка идея господства права предстает в виде государства, в котором верховенствует закон, соответствующий естественному праву, признающий неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, реализующий разделение властей. Закон, согласно Локку, будет правовым только в том случае, если он не ограничивает, а сохраняет и расширяет свободу.

Отдельные принципы правового государства (разделение властей, верховенства закона) имели место в Статусе Великого княжества Литовского (1588 год). Автор и активный участник издания Статуса канцлер Лев Сапега (1557-1633) считал, что господствовать в государстве должны не люди, а законы. Статусы разделял государственную власть на законодательную, исполнительную, судебную. Принципы правового государства были реализованы на практике при образовании США. Американский опыт интересен тем, что впервые в истории человечества концепция правового государства была воплощена в жизнь осознанно и целенаправленно, а также реализован эффективный механизм обеспечения свободы человека. Теория правового государства наиболее полно была разработана в XIX веке. Наиболее значительными представителями теории правового государства были немецкие юристы Г. Еллинек и Л. Штейн.

Термин Rechtsstaat введён в научный оборот Кантом. Среди видных сторонников теории правового государства были Б. Н. Чичерин, Б. Ф. Кистяковский, П. И. Новгородцев и другие. В XX веке теорию правового государства разрабатывали правовые позитивисты: Ганс Кельзен, Раймон Карре де Мальберг и другие. Полное достижение принципов правового государства является идеалом, который недостижим, но к которому нужно стремиться. По мнению учёных, в настоящее время принципы правового государства в наибольшем объеме реализованы в большинстве европейских стран, а так же в США, Канаде, Австралии, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Тайване, Чили и некоторых других. Как показывает опыт, успешное развитие страны может быть обеспечено только в рамках реализации элементов правового государства, в том числе в экономической сфере. По Конституции Российской Федерации Россия является правовым государством, однако многие утверждают, что на практике этот принцип воплощён далеко не полностью. Правовое государство - государство, в котором обеспечено верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

Основные признаки правового государства:

1) Верховенство (господство, приоритет) права

В правовом государстве праву подчиняются не только граждане и организации, но и само государство, деятельность государственных органов основывается на нормах права. При этом законы и другие правовые акты должны быть правовыми, то есть должны соответствовать основным принципам права (приоритету прав человека, справедливости, демократичности, гуманности, разумности).

2) Верховенство закона

Законы, (правовые акты, принимаемые в установленном порядке законодательным органом или непосредственно народом), регулируют наиболее важные общественные отношения, обладают наибольшей юридической силой в системе права, другие нормативные правовые акты являются подзаконными и не могут противоречить закону. Закон должен быть преградой для произвола. (Кроме того, в системе законодательства обычно выделяется Конституция - основной закон, обладающий высшей юридической силой, поэтому правовое государство - это, как правило, конституционное государство).

3) Разделение властей

Разделение властей - распределение компетенции и государственно-властных полномочий между тремя основными ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) и государственными органами, причём властные полномочия должны быть сбалансированы между государственными органами и "ветвями власти", исключается сосредоточение всех полномочий или большей их части в ведении единого государственного органа либо должностного лица, что может повлечь произвол и беззаконие. Организация и деятельность государственной власти в правовом государстве основывается на принципе разделения властей, причём независимые "ветви власти" могут сдерживать, уравновешивать, контролировать друг друга, это так называемая "система сдержек и противовесов". Для правового государства особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека.

4) Права и свободы человека

Широкие права и свободы человека, причём не просто провозглашённые, но и гарантированные, реально обеспеченные. В правовом государстве существуют реальные политические, экономические и иные предпосылки для реализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечивается их судебная защита. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, правовое государство устанавливает равноправие граждан, равенство всех перед законом и судом.

5) Взаимная ответственность гражданина и государства

Взаимная ответственность гражданина и государства предполагает, что не только гражданин отвечает за совершённые правонарушения, но и государство, государственные органы и должностные лица несут юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина Идея правового государства в нашей стране развивалась очень непросто. После революции 1905 - 1907 начался переход к конституционному строю, что в некоторой степени означало переход к формированию правового государства. Однако после 1917 года, когда было создано советское государство, идея правового государства была отброшена. В конце 1980-х - начале 1990-х годов, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной жизни, идея построения правового государства оказалась в центре политической и государственно-правовой мысли, а затем получила конституционное закрепление. Статья 1 Конституции РФ 1993 года провозглашает Российскую Федерация демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Однако следует различать концепцию правового государства, официально признанные принципы правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Конституционное провозглашение правового государства ещё не означает, что правовое государство в нашей стране уже построено. До настоящего времени в нашей стране верховенство права и верховенство закона ещё не стали незыблемыми принципами деятельности государственных органов, законы (даже хорошие, правовые) не всегда должным образом реализуются, имеют распространение произвол чиновников. Зачастую грубо нарушаются права и свободы человека, не всегда обеспечивается их эффективная защита. Недостаточно развито гражданское общество, невысока правовая культура в обществе, имеет распространение правовой нигилизм граждан. Путь России к правовому государству долог и непрост, для построения правового государства необходимо создать должную правовую базу, завершить судебную реформу, преодолеть упомянутые негативные явления. Таким образом, идея правового государства и её конституционное закрепление побуждают совершенствовать существующее государство, правовые нормы, существующий правовой порядок, общественные отношения и в целом содействуют социальному прогрессу.

Идея правового государства зародилась еще в древности. На протяжении столетий мыслители отстаивали гуманистические взгляды, в соответствии с которыми в обществе и государстве должны торжествовать не зло, насилие и произвол, а право и закон. Позднее в работах политологов, социологов, юристов речь шла уже не только о чертах и признаках правового государства, но и об условиях его формирования. Становление и развитие первых правовых государств относятся к ХIХ вв. Конституция Соединенных Штатов Америки была принята в 1787 г., Конституция Франции - в 1791 г. Движение к правовому государству началось и в сегодняшней России.

Правовое государство – это такое демократическое государство, в котором обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения властей. Принципиально важными предпосылками создания и упрочения правового государства являются следующие моменты.5

Экономической основой правового государства являются определенные производственные отношения, базирующиеся на развитии разнообразных форм собственности, свободном предпринимательстве, борьбе с экономическим монополизмом и т. д.

Создание в обществе условий, необходимых для реализации каждым человеком своих творческих и трудовых возможностей, обеспечение личных прав и свобод человека составляют прочную социальную основу правового государства.

Политическая основа правового государства наиболее полно проявляется в его суверенитете. Правовое государство является суверенным, иными словами, оно концентрирует в себе суверенитет народа и наций, населяющих определенную страну.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности.

Правовое государство обладает чертами, которые присущи всякому государству. Однако, в дополнение к ним, правовое государство характеризуется следующими особенностями: верховенство закона во всех сферах государственной и правовой жизни. Государство устанавливает в законах общеобязательные правила поведения, которые должны учитывать объективные потребности общественного развития, быть воплощением справедливости. Поэтому в правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо или общественная организация, ни одни человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они должны понести строгую юридическую ответственность.

Взаимная ответственность государства и личности. Государство, устанавливая в правовых законах меру свободы человека, в то же время ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой мер, которые призваны ограничить ее произвол. К ним относятся: юридическая ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей; политическая ответственность правительства перед органами государственной власти; политическая ответственность перед своими избирателями и т. д.

Реальная гарантированность прав и свобод личности. Государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных прав человека. К числу этих прав относятся: право на жизнь, на человеческое достоинство, неприкосновенность жилища, личности, свобода передвижения, свободы совести и др. Государство также призвано защищать каждого от произвола властей и должностных лиц.

Одной из важнейших задач государственной власти в правовом государстве являются обеспечение и охрана основных прав и свобод личности - гражданских, политических, экономических, социальных, культурных. Но права человека неразрывно связаны с обязанностями и ответственностью людей. Граждане обязаны соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, сохранять природу и т. д. Граждане, не выполняющие свои гражданские обязанности, справедливо подвергаются принуждению или наказанию. Государство тоже ответственно перед личностью и обществом за надлежащее исполнение своих функций. Формы этой ответственности различны: достоверная информация для граждан, отчеты исполнительных органов, судебное обжалование действий должностных лиц и т. д.

Легитимной властью считается, прежде всего, власть:

Сформированная путем демократических выборов;

Эффективная, обеспечивающая стабильность и порядок в обществе;

Признаваемая как внутри страны, так и на международном уровне.

Все ветви власти должны быть разграничены.

Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, где каждая из них служит противовесом другой. Принцип разделения властей позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой из них и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Иначе говоря, ни одному из органов власти не принадлежит власть в полном объеме. Кроме того, разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованное действие на основе общих принципов. Принцип разделения властей означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем. Среди перечисленных признаков правового государства признак господства права является стержневым. Без него невозможна нормальная жизнедеятельность общества.

Целью существования современного правового государства является создание в рамках закона условий для оптимального развития общества, государства, личности. В настоящее время Россия начала процесс формирования правового государства, но таковым еще не стала.

Можно выделить основные направления построения России как правового государства:

Совершенствование российского законодательства;

Повышение правовой культуры граждан и общества;

Обеспечение неотвратимости наказания за совершенное правонарушение;

Защита и охрана прав и интересов граждан России;

Совершенствование работы всех ветвей власти, в том числе и правоохранительных органов.

Построение правового государства России поставлено как цель. Основу правового государства составляет принцип справедливости.

Литература:

1. Кулапов В.Л. Теория государства и права. – Саратов, 2011. – 486 с.

2. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. Т.Н. Радько. – М. : Проспект, 2012. – 496 с.

3. Теория государства и права: учебное пособие / под ред. Н.А. Власенко Т. – М., 2011. – 416 с.

4. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие / под ред. Радько Т.Н. – М. : 2011 – 176 с.

Если правовых государств ("условно правовых") на планете не так уж много, то следует, видимо, предположить, что все остальные государства являются неправовыми. Какие же черты характерны для неправовых государств? Почему они называются неправовыми"? Очень часто по отношению к неправовым государствам используется термин "полицейское" государство. Однако не всякое неправовое государство является полицейским. Скорее всего, полицейское государство можно считать одной из разновидностей неправового.

Следует исходить из того, что "неправовое государство" - это противоположность "правового государства". Если в правовом государстве обеспечивается приоритет права и личности, то в неправовом государство истает НАД личностью и правом (приоритет государства). В этом смысле все абсолютные монархии, все государства с авторитарными и тоталитарными режимами но определению являются неправовыми.

В полицейских государствах при этом создавались мощные полицейские службы, разветвленная сеть спецслужб, карательных, правоохранительных органов, которые поддерживали изощренный, регламентированный до мелочей порядок, лишавший смысла само понятие индивидуальной свободы. Первые полицейские государства появились в феодальный период на территории Франции, Германии. Государства насилием над обществом воссоздавали свою целостность, преодолевали феодальную раздробленность.

Постепенно возникла и развивалась идеология неправового (полицейского) государства. Ученые и политические деятели обосновывали необходимость и полезность методов принуждения, верховенства государства над человеком и обществом. В качестве идеологии полицейского государства использовались, например, идеи немецкого философа Христиана Вольфа (1679-1754). Он подчеркивал: народного счастья и благоденствия можно достичь благодаря регламентации всего и вся, поскольку индивид может сам не понимать, что для него, и следовательно для государства, хорошо, а что - плохо. Политическая философия полицейского государства выражена в словах прусского короля Фридриха II Великого (1712-1786): "Народу, как больному ребенку, следует указывать, что ему есть и пить".

В Российской Империи, во времена от Екатерины Великой до Павла I, все присягавшие российскому императору клялись "...верным, добрым, послушным рабом быть". Согласно Уставу о предупреждении и пресечении преступлений Российской Империи, в компетенцию полиции входило преследовать "в самом начале всякую новизну, законам противную".

Наиболее благоприятная среда для формирования неправового государства там, где власть и собственность соединяются вместе. Подобное исторически и традиционно наиболее характерно для восточного типа государства; часто такой тип государства именуют "вотчинным" - общество превращается в вотчину власти.

Питательной средой для неправового государства являются также политическая нестабильность и экономические проблемы. В этих условиях государство часто использует полицейские методы временно - для того, чтобы "вытащить" страну из трудностей; общество соглашается пожертвовать институтами демократии ради ясной и достойной общественной цели. Но, пожалуй, чаще бывает и так: государство в условиях нестабильности преследует свои корпоративные цели, не помышляя о движении в сторону правового государства.

Попробуем синтезировать некоторые наиболее важные признаки неправового государства. К ним, в частности, относятся:

  • o излишнее регламентирование отдельных сторон жизни человека и общества. В неправовом государстве осуществляется мелочная, назойливая опека над гражданами; административный аппарат является громоздким и нацелен на всеохватное регулирование всего и вся. В сферу регулирования могут попасть вопросы брака, одежда, даже выражение лиц. В таких условиях личность становится принадлежностью государства, из субъекта прав превращается в объект власти. Фактически это означает отчуждение человека от власти;
  • o сильное имущественное расслоение общества. В неправовом государстве существует значительный имущественный разрыв между "верхами" и "низами", отсутствует сколько-нибудь заметная прослойка среднего класса. Государство либо не ставит задачу улучшения благосостояния общества, либо ставит, но на практике не стремится реализовать ее;
  • o ограничение свобод личности, прав человека. В неправовом государстве не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. В ряде стран (например, в арабских государствах) официально ограничены права женщин. Бывает, что государство закрепляет права человека в законе, но законы являются ширмой. Преследуется самостоятельность и собственные убеждения; вводится единомыслие, какая-то одна идеология (в том числе религиозная), подкрепленная силой и авторитетом государства. Практикуются репрессии и доносы. Маленький человек находится в страхе, растерянности, синдроме тревожного ожидания. Извращается избирательное право, оно ставится на службу элите (как, например, в США, где президент, в результате манипулирования двухступенчатой системой выборов, может быть избран меньшинством тех, кто участвовал в голосовании);
  • o применение насилия, принуждения ради "великих" целей и задач. Использование методов принуждения может осуществляться как на временной основе, так и постоянно. Использование насилия оправдывается необходимостью решить те или иные проблемы, задачи. Зачастую власть обещает построить "новую жизнь", "общество процветания", но человек не включен в процесс принятия решений. Личность становится средством достижения великих целей и задач, приносится в жертву (по принципу "цель оправдывает средства"). Массы играют роль стройматериала для достижения возможного будущего благополучия. Примером могут служить отдельные периоды истории СССР, Чили и других государств;
  • o право заменяется понятиями "пользы", "целесообразности". В неправовом государстве может иметься развитая правовая система, поддерживаться внешний порядок и законность, но это забота об охране "своего права", "своей законности", которые в действительности оторваны от естественных прав человека. Это явление можно было бы назвать "диффузией тоталитарных идей в позитивное право". При необходимости, если полезно или целесообразно, государство легко отходит от установлений права. В таких условиях "верхи", элита обычно живут по своим правилам и законам, являются недосягаемыми для правосудия; в обществе царят двойные стандарты;
  • o отсутствие или декоративный характер разделения властей. В неправовом государстве жизнью заправляет, как правило, исполнительная власть, которая подчиняет себе законодательную и судебную ветви власти. В результате парламент начинает штамповать нужные власти законы, а суды - выносить "правильные" приговоры и решения;
  • o неприязнь к частной собственности. Исправовое государство боится частного собственника, так как частная собственность несет экономическую самостоятельность индивидуума, его независимость от государства. Государство национализирует собственность либо берет ее под свой контроль другими средствами, пытается перераспределить собственность, усреднить стандарт жизни. На практике падает эффективность труда, качество товаров, наступает всеобщий дефицит, в обществе воцаряется коллективная (усредненная) бедность. В таком государстве нет рынка, могут быть лишь "элементы рынка";
  • o изоляционизм. Неправовое государство постепенно теряет связь с населением. Такое государство боится "чрезмерной зависимости" (экономической, политической, идеологической) от внешнего мира и часто осуществляет линию на самоизоляцию в международных делах, проводит политику "опоры на собственные силы". Примером может служить КНДР: официально провозглашенная идеология "чучхе" содержит принцип "опоры па собственные силы";
  • o гегемонизм. Когда государство стремится навязывать свою волю всему миру, "продавливает" свои взгляды и решения силой, ставит свои национальные интересы выше интересов своих партнеров, не считаясь с ними, - это проявления гегемонизма в международных отношениях. Такое государство нельзя считать правовым, какими бы аргументами оно себя ни оправдывало.

В неправовом государстве могут присутствовать как все указанные выше признаки, так и всего лишь некоторые из них. Наличие хотя бы одного из признаков уже свидетельствует, что государство не является правовым или является не вполне правовым. В то же время в государстве могут быть некоторые перечисленные признаки, но государство декларирует себя как правовое и па практике стремится к правовому государству. Таких государств в мире достаточно много.

Одна из проблем состоит в том, что государства западного цивилизационного типа присвоили себе право самостоятельно решать, какое государство считать правовым, а какое - нет. Такая монополия на присвоение статуса правового государства используется ими для выторговывания односторонних преимуществ, для решения собственных идеологических и практических задач.

В условиях глобализации, которая началась в XX в. и будет разворачиваться в XXI в., большинство государств будет подтягиваться к общемировым стандартам. Общая логика развития человечества, единое экономическое пространство требуют движения в сторону правовых государств.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»