Научные опыты на кухне — развиваем детей и готовим одновременно. Мыльные пузыри своими руками. Утопи и съешь

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Наверняка ваш малыш, как и все ребятишки, любит все таинственное и загадочное, изучает мир всеми возможными способами и задает множество вопросов об окружающих его предметах и явлениях. Часто совершенно простые и обыденные для взрослых вещи вызывают искреннее восхищение малыша. А ведь существует масса простых экспериментов, которые можно проводить прямо на кухне. Они не требуют никакой подготовки и специального оборудования, большинство из них юный экспериментатор может делать сам, руководствуясь мамиными инструкциями, но, конечно, под ее наблюдением. Это не только поможет занять малыша на некоторое время, такие почти научные эксперименты – не просто развлечение.

Исследовательская деятельность как нельзя лучше развивает мышление ребенка , его память и наблюдательность, дает первые представления о физических и химических явлениях вокруг нас, помогает понять некоторые законы природы. Особенно, если мама не спешит делать за малыша выводы, а дает ему возможность попытаться найти ответ самому. И пусть ответы и выводы не всегда верны, не это важно. Самое главное не ответ, а вопрос и поиск ответа на него. Ну, так как, за дело?

Техника безопасности

Этим вопросом не следует пренебрегать никогда, особенно если речь идет о любопытном и шустром малыше. Опуская тему безопасности на кухне вообще (думаю, с этим у вас все в порядке), хочется сказать пару слов об «инструктаже» самого ребенка перед началом экспериментов. Это необходимо сделать даже тогда, когда все компоненты ваших опытов совершенно безопасны.

Именно с инструктажа по технике безопасности начинается работа в любой лаборатории, а ведь ваша кухня на некоторое время превращается в самую настоящую лабораторию. Непременно расскажите об этом малышу . Обратите его внимание, что работать в лаборатории нужно в специальной одежде.

В подтверждении своих слов выдайте крохе кухонный передник. Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, ведь среди них могут встретиться и ядовитые. И уж конечно не стоит все пробовать на вкус, особенно если не знаешь, что это за вещество. Все наши сегодняшние опыты совершенно безвредны и не содержат опасных веществ (исключение составляет лишь йод). Но малыш с самого начала своей исследовательской деятельности должен четко знать правила работы с ними. Не запугивание, а разумная предосторожность должна лежать в основе вашей беседы. Когда подготовительная работа проведена, можно приступать непосредственно к экспериментам.

Подопытная вода

Самые простые и доступные физические опыты можно проделать с обычной водой. Прежде чем приступать к опытам, поговорите с малышом о воде как природном веществе. Вспомните, где можно встретить воду (реки и моря, дождь и капельки тумана, снег и лед, роса и сок растений), для чего она нужна и была бы возможна жизнь на планете, если бы вода вдруг исчезла. Спросите у малыша, есть ли у воды цвет, чем она пахнет, какая на вкус. Не отвечайте за него, пусть он сам сделает маленькое открытие, определив, что вода прозрачна и не имеет ни вкуса, ни запаха. Если кроха еще не знаком с агрегатными состояниями воды, проведите такой простой эксперимент.

Опыт первый

Налейте немного воды в формочку для льда, и пусть кроха собственноручно поместит ее в морозилку. Через пару часов вытащите формочку и убедитесь, что вместо воды в ней появился лед. Что за чудо, откуда он взялся? Сможет ли малыш сам в этом разобраться? Неужели твердый лед – это та же вода? А может, это мама придумала какой-то хитрый фокус и подменила формочки в морозилке? Хорошо, давай проверим! В тепле кухни лед быстро растает и превратится в обычную воду. Вот вам и удивительное открытие: на холоде жидкая вода замерзает и превращается в твердый лед. Но вода может превратиться не только в лед. Вылейте талую воду в кастрюльку, поставьте на огонь и пусть малыш внимательно за ней наблюдает, пока вы заняты своими делами. Когда вода закипит, обратите внимание малыша на поднимающийся пар. Аккуратно поднесите к кастрюльке зеркальце и покажите крохе образовавшиеся на нем капельки воды. Значит, пар – это тоже вода! Да, это крошечные капельки воды. Если кастрюлька покипит достаточно долго, то вся вода из нее исчезнет. Куда же она делась? Превратилась в пар и разлетелась по всей кухне.

Опыт второй

Наберите в тарелку немного воды, отметьте маркером ее уровень на стенке тарелки и оставьте, скажем, на подоконнике на несколько дней. Заглядывая каждый день в тарелку, малыш сможет наблюдать чудесное исчезновение воды. Куда исчезает вода? Точно так же, как и в предыдущем опыте, она превращается в водяной пар – испаряется. А вот почему в первом случае вода исчезла в считанные минуты, а во втором – за несколько дней, пусть малыш подумает сам. Если он отыщет связь между испарением и температурой, вы можете по праву гордиться своим маленьким физиком. Теперь, опираясь на новые знания крохи, можно объяснить ему и что такое туман, и почему на морозе изо рта идет пар, и откуда берется дождь, и что происходит в джунглях, когда пос

Опыт третий

Теперь поговорите с малышом о некоторых свойствах воды. С одним из них он хорошо знаком и сталкивается практически ежедневно. Речь пойдет о растворении. Спросите у крохи, что происходит с сахаром, когда он кладет его в чай и размешивает ложкой. Сахар исчезает. Совсем исчезает? Но ведь чай был несладкий, а стал сладкий. Сахар не исчезает, он растворяется, распадается на крошечные, невидимые глазу частички и распределяется по всему стакану. Но все ли вещества будут точно так же растворяться в воде? Дождитесь ответа ребенка , а потом предложите проверить свой ответ экспериментально. Налейте в баночки или стаканчики теплую воду, выдайте малышу всевозможные безопасные вещества (сахар, соль, пищевую соду, крупы, растительное масло, «куриные» кубики, муку, крахмал, песок, немного земли из цветочного горшка, мел и т.п.), и пусть он кладет их в стаканы, размешивает и делает соответствующие выводы. Это увлечет юного исследователя надолго. Вы же тем временем можете спокойно заниматься кухонными делами, присматривая за малышом и, при необходимости, помогая советами. Для того чтобы ребенок убедился, что растворенное вещество действительно никуда не исчезает, проведите с ним такой опыт.

Опыт четвертый

В столовую ложку наберите немного жидкости из того стакана, куда малыш перед этим насыпал соли. Подержите ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. Покажите малышу оставшийся в ложке белый порошок и поинтересуйтесь, что это такое. Остудите ложку и предложите ребенку попробовать порошок на вкус. Он легко определит, что это соль.

Опыт пятый

Теперь сделаем следующее. Возьмите два стакана, налейте в каждый одинаковое количество воды, только в один стакан – холодной, а в другой – горячей (не кипяток, чтобы малыш случайно не обжегся). Положим в каждый стакан по столовой ложке соли и начнем размешивать. Чтобы малыш сделал правильные выводы, очень важно соблюдать абсолютно одинаковые условия для обоих стаканов, за исключением температуры воды. Я не зря обращаю на это ваше внимание. Это касается не только данного эксперимента, но и всех других. Детская логика – штука интересная и непредсказуемая, малыши мыслят совсем иначе, чем взрослые. И то, что для нас очевидно, для них может выглядеть совершенно по-другому. Когда я проводила этот опыт со своей четырехлетней дочкой, то постаралась учесть все эти особенности. Но оказалось, что учла не все... Насыпав соль в стаканы, я дала Маше ложку и предложила размешивать содержимое «холодного» стакана. Сама же принялась за «горячий». Когда «моя» соль растворилась, а в Машином стакане продолжало плавать приличное количество кристалликов, я поинтересовалась: «Смотри-ка, воды одинаково, соли одинаково. Почему же у меня соль растворилась, а у тебя нет?» На это дочь выдала мне совершенно логичное в данной ситуации умозаключение: «Ты же большая, сильная, хорошо мешала – вот у тебя и растворилось. А я маленькая, слабенькая, мешала плохо...» Так что пусть уж сами и мешают в обоих стаканах. Тогда увидеть зависимость скорости растворения от температуры будет гораздо проще...

Эксперименты с куриным яйцом

Если вы готовите яичницу на завтрак, а вездесущий малыш крутится под ногами, выдайте ему два куриных яйца, одно сырое, второе вареное, и предложите, не разбивая, определить, где какое. Подскажите, что яйца нужно вращать на столе. Пока малыш будет занят этим увлекательным делом, вы вполне успеете закончить приготовление завтрака. А потом объясните крохе, почему вареное яйцо легко и быстро вращается, а сырое – делает один-два неуклюжих оборота и замирает. Не стоит рассказывать о центре тяжести, вряд ли малыш это поймет. Просто скажите, что внутри сырого яйца желток и белок болтаются, мешая яйцу раскрутиться. А вот твердое содержимое вареного яйца позволяет ему легко вращаться.

Выдайте малышу поллитровую банку с водой и сырое куриное яйцо. Пусть положит его в воду и посмотрит, что получится. Яйцо опустится на дно банки. Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Мы-то с вами знаем, что дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть.

Предложите малышу высказать свою версию, объясняющую этот феномен. Напомните ему о том, что в море плавать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. А в Мертвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно соленая. А теперь возьмите литровую банку, наполните ее пресной водой на треть, опустите в банку яйцо. В отдельную емкость наберите теплую воду, и пусть малыш растворяет там соль, чтобы получился концентрированный солевой раствор.

Теперь дайте ребенку такое задание: нужно добиться, чтобы яйцо не тонуло и не всплывало, а «висело» в толще воды, как подводная лодка. Для этого нужно подливать в банку солевой раствор маленькими порциями до тех пор, пока не получится нужный эффект. Если малыш нальет слишком много раствора и яйцо вынырнет на поверхность, предложите ему подумать, как можно исправить положение (подлить в банку необходимое количество пресной воды, тем самым уменьшив ее плотность).

Обыкновенный необыкновенный уксус

Если именно сегодня вы решили испечь торт, значит, самое время продемонстрировать малышу завораживающую реакцию между содой и уксусом. Если вспомнить школьный курс химии, она называется реакцией нейтрализации, потому что в ее процессе кислота и щелочь нейтрализуют друг друга.

Налейте в миску 2-3 столовые ложки уксуса, добавьте чайную ложку соды. Бурное шипение и пена не оставит равнодушным ни одного кроху. Можете рассказать ребенку , что появившиеся пузырьки – это углекислый газ, тот самый, который мы выдыхаем и который необходим для дыхания растениям. Именно благодаря углекислому газу наш торт или пирог получается таким пышным и воздушным: пузырьки проходят сквозь тесто и разрыхляют его. А еще углекислый газ мы пьем вместе с газированной водой, это он превращает обычную воду в «колючую».

Опыт с содой и уксусом можно превратить в суперзрелищное шоу, сделав с их помощью модель вулкана. Но сначала нужно вылепить из пластилина сам вулкан. Для этих целей вполне подойдут пластилин, уже однажды использованный, оставшийся после детских творческих изысканий. Разделим пластилин на 2 части. Одну половину расплющим (это будет основание), а из другой слепим полый конус размером со стакан с отверстием вверху (склоны и жерло вулкана). Соединим обе части, тщательно скрепляя стыки, чтобы наш вулкан получился герметичным. Переносим «вулкан» на тарелку, которую помещаем на большой поднос.

Теперь приготовим «лаву». Насыпаем внутрь вулкана столовую ложку питьевой соды, немного красного пищевого красителя (сойдет и свекольный сок), вливаем чайную ложку жидкости для мытья посуды. Последний штрих: малыш вливает в «жерло» четверть стакана уксуса. Вулкан тут же просыпается, раздается шипение, из «жерла» начинает валить ярко окрашенная пена. Эффектное и незабываемое зрелище! Если лепить вулкан из пластилина неохота, можно соорудить вулканический конус из бумаги или картона, а внутрь поместить стеклянную бутылку. Подобные эксперименты производят на малышей неизгладимое впечатление.

Наверняка понравится крохе и такой опыт, который можно показывать приятелям или бабушке с дедушкой как настоящий фокус. Основан он все на той же реакции между содой и уксусом. Приготовьте небольшой надувной шарик. Желательно, чтобы он легко надувался (проверьте это заранее). Держите шарик наготове. Растворите 2 чайные ложки соды в 3 столовых ложках воды и влейте раствор в стеклянную бутылку. В эту же бутылку налейте четверть стакана уксуса. Теперь быстро наденьте на горлышко шарик и закрепите полоской скотча (все должно быть под рукой). Выделяющийся в процессе реакции углекислый газ будет надувать шарик.

А следующий опыт может иметь для крохи не только познавательное, но и воспитательное значение. Возьмите сырое куриное яйцо, положите его в поллитровую банку и залейте столовым уксусом. Закройте банку крышкой и оставьте на сутки. Затем вытащите его и попробуйте сжать в руках. Скорлупа станет мягкой и гибкой. Расскажите малышу , что уксус растворяет минералы, содержащиеся в яичной скорлупе (а именно они придают скорлупе прочность). Если 3-4 дня подержать в уксусе куриную косточку, она тоже станет мягкой. Примерно так же действует на эмаль наших зубов кислота, выделяемая бактериями в ротовой полости. Так что для маленьких упрямцев, не желающих чистить зубки, этот опыт будет очень показательным.

Если летом малыш изрисовал на асфальте не все мелки и один кусочек сохранился, он пригодится нам для зрелищного опыта. Опустите его в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет. Главное, чтобы это фантастическое исчезновение не закончилось слезами маленького экспериментатора. Часто малыши нежно привязаны ко всяким мелочам, вроде огрызков карандашей, мелков, всевозможным тряпочкам и коробочкам. К сожалению, растворившийся мелок назад уже не вернешь. Так что лучше обсудить этот момент с малышом до начала эксперимента.

Волшебник-лимон

А теперь давайте заглянем в холодильник и посмотрим, не найдется ли там чего-нибудь подходящего для наших опытов. Если там отыщется яблоко и лимон, проделайте с ними следующее. Разрежьте яблоко пополам, положите его срезами вверх на блюдце и предложите малышу выдавить немного лимонного сока на одну из половинок. Малыша наверняка удивит тот факт, что через несколько часов «чистая» половинка яблока потемнеет, а та, что была «защищена» лимонным соком, останется такой же белой. Мы, взрослые, знаем, что потемнение происходит из-за окисления железа, содержащегося в яблоке кислородом воздуха. А аскорбиновая кислота, содержащаяся в лимонном соке, – природный антиоксидант, замедляющий процессы окисления.

Расскажите малышу , что в яблоках есть множество очень полезных веществ, в том числе и железо. Конечно, сколько ни жуй яблоки, кусочки привычного для нас железа там не отыщешь, но железо там все-таки есть в виде очень маленьких, не видимых глазу частичек. Когда эти крошечные частички железа соприкасаются с воздухом, точнее, с кислородом воздуха (а именно это и произошло при разрезании яблока), они начинают темнеть. Чтобы малышу стало понятно, что происходит, сравните потемнение яблока с ржавчиной. Лимонный сок покрыл срез защитной пленочкой, и кислород не смог добраться до железа.

Займите малыша еще одной интересной забавой с лимоном. Выдавите в пиалу немного сока лимона, выдайте ребенку белый лист бумаги и ватную палочку и предложите написать письмо для папы или что-нибудь нарисовать лимонным соком. Дайте рукописи высохнуть. Теперь прочитать написанное или увидеть нарисованное стало невозможно. Хорошенько нагрейте лист бумаги над настольной лампой или паром. Надпись не заставит себя долго упрашивать и станет заметной.

А еще можно написать «тайное» письмо обыкновенным молоком. Бумагу с молочными «чернилами» высушите, а затем как следует прогладьте горячим утюгом. На бумаге проступят коричневые буквы. Иногда бывает так, что «лимонное» письмо плохо проявляется на пару. Тогда его тоже имеет смысл прогладить утюгом. Если идея малышу понравится, можно бесконечно долго писать друг другу засекреченные послания.

Кстати, вы уже показывали малышу цветную реакцию между обычным картофельным крахмалом и йодом? Берем белую крахмальную взвесь или крахмальный клейстер, капаем капельку коричневого йода и получаем замечательное темно-синее окрашивание. Ну разве не чудо? Вот вам и еще один способ написать «секретное» письмо. Вместе с малышом приготовьте крахмальный клейстер: чайную ложку крахмала разведите небольшим количеством холодной воды и, интенсивно размешивая, залейте кипятком из чайника. Смесь загустеет и станет прозрачной. Окунаем в клейстер ватную палочку, зубочистку или кисточку и пишем на бумаге. Проявителем в данном случае выступит уже знакомый нам йод. К 4-5 чайным ложкам воды добавьте половину чайной ложки йода и с помощью поролоновой губки слегка смочите этой смесью бумагу. Йод вступит в реакцию с крахмалом, и наша невидимая надпись посинеет.

Чудо-кристаллы

Наверное, кристаллы в детстве выращивали если не все, то многие. Давайте теперь проделаем этот красивый и интересный опыт вместе со своим малышом. Он не требует много времени на подготовку, зато будет занимать внимание крохи достаточно долго. Очень красивые кристаллы получаются из медного купороса. Но, в силу особой ядовитости этого вещества, для детских опытов он нам не подойдет.

Для начала попробуйте вырастить кристалл из обыкновенной соли. Нам понадобится литровая банка, на две трети наполненная горячей водой. Готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не сможет растворяться. Теперь соорудим основу для нашего будущего кристалла. Среди кристалликов соли выберите самый крупный и привяжите его к капроновой нитке. Работа эта тонкая, так что делает ее мама, а малыш, затаив дыхание, наблюдает. Другой конец нитки прикрепите к карандашу, уложите его на горлышко банки, а нитку с крупинкой опустите в раствор. Поставьте банку в такое место, чтобы малыш мог легко за ней наблюдать, и объясните ему, что тревожить раствор нельзя, можно лишь смотреть. Иначе ничего не выйдет. Рост кристалла – дело небыстрое. Постепенно на нашей солевой крупинке будут оседать кристаллики соли, и она будет увеличиваться. Недели через две зрелище будет достаточно впечатляющим. Если привязать кристаллик соли на нитку не получилось, попробуйте опустить в раствор металлическую канцелярскую скрепку или гвоздик. Прикрепляются они аналогично.

А можно попробовать вырастить кристаллы сахара. Вся процедура подготовки абсолютно такая же, только теперь на скрепке и нитке появятся сладкие кристаллы, которые можно будет даже попробовать. Если эти и им подобные самые первые, самые простые опыты захватят малыша, можно пойти дальше. В продаже есть и литература на эту тему, и наборы приспособлений и реактивов для юных физиков и химиков. Исследовательский интерес, если он возникнет, нужно непременно поддерживать и развивать. В дальнейшем он сослужит малышу хорошую службу. И может быть маленькая домашняя лаборатория на кухне ли, в детской, на балконе, на даче станет началом больших и серьезных экспериментов вашего замечательного ученого.

Показывать химические эксперименты и рассказывать о мире органическое и неорганической химии ребенку можно во приготовления обеда. В книге Елены Качур «Увлекательная химия» представлены необычные и в то же время простые опыты с «домашними реагентами»: содой, лимонной кислотой, солью. Главными персонажами книги выступают Чевостик и дядя Кузя.

Кислоты

Сейчас мы проведём одну очень интересную химическую реакцию. Для неё нам понадобится сок лимона и немного пищевой соды. Она есть на кухне у любой хозяйки. Мы нальём в прозрачный стакан чистую воду. Добавим в неё щепотку соды. Хорошенько размешаем.
- Белый порошок соды растворился, в стакане снова прозрачная вода.
- Не вода, а раствор соды. Добавим к нему лимонный сок...
- Ой! Жидкость в стакане забурлила, со дна поднимаются прозрачные пузырьки какого-то газа.

Химия_2.png

Его формула CO2. С - сокращённое название элемента углерода. О - кислород.
- А «два» означает, что рядом с каждым атомом углерода есть целых два атома кислорода.
- Ай да Чевостик! Правильно!
- Дядя Кузя, а что это за элемент углерод?
- Ещё один твой хороший знакомый. Из этого элемента состоит уголь. Графит - тёмно-серая серединка простого карандаша. И самый твёрдый камень на Земле - алмаз. Но вернёмся к нашему газу. У него есть название - углекислый газ.

uvlekatelnaya_himiya_3d_800.jpg

Ой, да я же про него знаю! Мы вдыхаем кислород, а этот самый углекислый газ выдыхаем. Ты про это рассказывал, когда мы в путешествии узнавали, как устроен человек.
- Совершенно верно. А химические реакции, при которых выделяется этот газ, используют многие мамы и бабушки, когда готовят вкусные пирожки, блинчики и оладьи.

Химия_3.png

Углерод встречается в самых разных формах и видах. Немного углерода есть и в человеке!
- А зачем в этих вкусностях газ, да ещё углекислый?
- Он помогает хозяйкам сделать тесто пышным, воздушным. Они добавляют в него специальный порошок для печения или пищевую соду с чем-то кислым, и в тесте начинает идти реакция, похожая на ту, что мы только что наблюдали.
- Пузырьки газа остаются в тесте, и блинчики получаются кружевными! Какой полезный газ. Только у нас в стакане их почти не осталось.
- Химическая реакция закончилась. Вся сода и лимонная кислота прореагировали.

Химия_4.png

Дядя Кузя, а почему ты лимонный сок назвал кислотой? Потому что он кислый?
- Наоборот, это кислоты получили своё название из-за кислого вкуса. Кислоты - это название группы химических веществ. Некоторые кислоты мы буквально знаем на вкус: это щавелевая, яблочная, лимонная, молочная, уксусная кислоты. Всем известный и полезный витамин C - тоже кислота. Аскорбиновая.
- Теперь я буду знать, почему щавель и яблочки - кислые. Из-за кислот!
- Но большинство кислот никакого отношения к еде не имеют. И пробовать их нельзя ни в коем случае: многие кислоты очень жгучие, а некоторые ядовиты.
- А зачем химикам изучать такие вредные вещества?
- Кислоты вовсе не вредные, они приносят большую пользу. Например, серная кислота необходима для получения удобрений, без которых не вырастить хороший урожай. Без неё не сделать бумагу, краски, ткани, обувь, лекарства. У других кислот тоже много работы. У нас в желудке есть соляная кислота, её формула HCl. Эта кислота помогает нам переваривать пищу.
- Удивительные вещества эти кислоты. А какие ещё бывают группы веществ?

Об оксидах мы уже говорили. Кроме кислот и оксидов есть щёлочи. Они, как и кислоты, едкие, их нельзя пробовать и трогать, чтобы не обжечься.
- Но из них наверняка тоже получается что-то очень нужное.
- Например, моющие средства и мыло, которыми мы пользуемся каждый день. А теперь я хочу рассказать, как с помощью химии усмирить жгучую кислоту и едкую щёлочь. Для этого их нужно… смешать.

Химия_5.png

Да разве так они не станут в два раза опасней?
- Наоборот! Они превратятся в раствор соли. Дело в том, что в любой кислоте обязательно есть атом водорода. А в каждой щёлочи есть неразлучная пара: атом кислорода с атомом водорода. Если смешать кислоту и щёлочь, водород из кислоты соединится с кислородом-водородом из щёлочи. И получится знакомая нам компания - два атома водорода и один кислорода.
- Да это же H2О! Вода! И она совсем не жгучая!

Химия_6.png

Оставшиеся атомы кислоты и щёлочи тоже соединяются, и получается какая-нибудь соль. Соли -название ещё одной группы химических веществ.
- Я это запомню. Дядя Кузя, а теперь давай проделаем следующие химические реакции. Мне это занятие очень понравилось.
- Тогда предлагаю разобраться, где рядом с нами есть кислоты и щёлочи.
- А как мы это сделаем? Если кислоты нельзя брать в рот, а щёлочи лучше не трогать?
- Опасные кислоты и щёлочи у нас дома вряд ли водятся. А разобраться с теми, что имеются, нам поможет капуста. Правда, не обычная, а краснокочанная.
- Я её знаю, у неё листья красивого фиолетового цвета. Но как она поможет отличить кислоту от щёлочи, мне совершенно непонятно.
- Сейчас всё станет ясно. Для начала нам нужно выжать из капусты сок. Включаем соковыжималку... Готово!
- Получился сок тёмно-фиолето вого цвета.
- Теперь нальём в стакан воду, добавим к ней лимонный сок, а потом прильём немного сока краснокочанной капусты.
- Ах! Фиолетовый капустный сок перекрасился! Он стал красным!
- Продолжим наши исследования. В другом стакане разведём в воде немного мыла. Как ты думаешь, Чевостик, если добавить к мыльной воде капустный сок, какой цвет получится?
- Красный? Или фиолетовый?

Эксперименты на кухне для детей и родителей.
Практикум для родителей "Я не волшебник, я только учусь".


Москвичёва Марина Юрьевна, педагог дополнительного образования.
Место работы: МОБУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района» г. Волхов Ленинградская область.
Описание: Данный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, педагогам начальных классов и родителям. Может быть использован, как совместная деятельность детей и родителей, а так же, как активная форма проведения родительского собрания.
Цель: Формирование познавательного интереса к окружающему миру путём организации совместной экспериментальной деятельности детей и родителей.
Задачи:
Обучающие: 1) Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с воздухом, водой, бумагой, магнитом, сахаром, солью и т. д. 2) Показать, как можно использовать элементы экспериментальной деятельности дома.
3) Обогащать и активизировать запас бытового словаря, учить самостоятельно рассуждать.
Развивающие:
4) Развивать психические процессы (ощущение, внимание, память, мышление, воображение). 5) Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретённым опытом.
Воспитательные:
6) Закреплять навыки коллективной работы, умение работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
7) Вызвать у родителей интерес к совместной исследовательской работе с детьми.
8) Укреплять взаимоотношения детей и родителей через совместную экспериментальную деятельность.

Планируемый результат:
Проявление у детей и родителей любознательности и интереса к совместной исследовательской деятельности и экспериментированию.
Умение самостоятельно анализировать и находить решение в проблемной ситуации, умение рассуждать.
Умение дружно работать в коллективе.

Наглядный и раздаточный материал:
Подносы, стаканы или кружки с водой, листы рисовальной или чертёжной бумаги, салфетки, бумажные полотенца, ёмкости с водой, емкости для воды, воздушные шарики, блюдца, восковые мелки, маркеры, пищевые красители, тонкие нитки, скотч, клеёнки, игрушки для инсценировки сказки, прозрачные емкости с крышками, воздушные шарики, мыльные пузыри, зубочистки, жидкость для мытья посуды, кусочки мыла, бумажные водолазы, ложки и вилки.

«Теремок»

Ход:
Детей обычно интересует, откуда всё берётся. Взрослых – куда всё девается. Опыты - как раз та область знания, где можно получить ответы на оба эти вопроса. Исследование и эксперименты всегда были и остаются самым таинственным и завораживающим видом деятельности. Мы предлагаем вам сегодня погрузиться в мир неизведанного. А поможет нам в этом сказка.

Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы « открытие» сделал сам.
Приглашаю Вас в сказку-действие.
А сказка эта…

«Теремок»


Ехал мужик с горшками и потерял один. Прилетела муха-горюха и спрашивает:

Видит - никого нет. Она залетела в горшок и стала там жить-поживать.
Прилетел комар-пискун и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха. А ты кто?
- Я комар-пискун. Пусти меня к себе жить.
- Пущу. Если ты выполнишь мою просьбу. Очень я люблю играть на музыкальных инструментах, а здесь я нашла только пустые бутылки. Что мне делать? Как научиться извлекать из них разные звуки?

Опыт: «Музыкальные бутылки».



Задача: Узнать, как получаются звуки разной частоты.
Материалы: 2-3 одинаковые стеклянные бутылки, вода, ложка или вилка, карандаш.
Действия: Постучите по пустой стеклянной бутылке ложкой или карандашом. Прислушайтесь к звуку.
Как можно изменить звук?
Налейте в бутылку воды.
Постучите по бутылке. Прислушайтесь.
Изменился ли звук? Почему?
Доливайте воду и ударяйте по бутылке. Меняется ли звук?
Теперь ударяйте по бутылкам в любом порядке.
Можете ли Вы сыграть мелодию?
Вывод:
Чем больше воды в бутылке, тем ниже будет высота звука. Это потому, что звуковые вибрации, слышимые нами, происходят из определённой бутылки, и при добавлении воды она приобретает большую массу для вибрации. Чем меньше воды в бутылке, значит в ней меньше вес, который вибрирует, и звук выше.
Если вы хотите создать музыкальную гамму, расставьте бутылки в порядке от той, что производит самый низкий звук, к той, что производит самый высокий звук (возможно, придётся добавить воды в какие-то бутылки или отлить её). Попробуйте придумать свою мелодию или сыграть ту, что знаете.

Спасибо! Ступай ко мне жить.
Вот они стали жить вдвоем.
Прибежала мышка-погрызуха и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун. А ты кто?
- Я, мышка-погрызуха. Пустите меня к себе жить.
- А что ты умеешь делать?
- Я могу без клея склеить два листа бумаги.

Опыт: «Можно ли склеить бумагу водой?».




Задача: Показать, что вода обладает «склеивающим» действием.
Материалы: Два листа бумаги, ёмкость с водой.
Действия: Возьмите два листа бумаги приложите их один к другому.
Попробуйте их сдвинуть так: один в одну сторону, а другой в другую сторону.
Смочите листы водой.
Приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить лишнюю воду.
Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга, как в предыдущем опыте.
Что получилось?
Вывод:
Вода обладает «склеивающим» действием. Таким же эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.

Хорошо. Ступай к нам жить.
Стали жить они втроем.
Прискакала лягушка-квакушка и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун.
- Я мышка-погрызуха. А ты кто?
- Я, лягушка-квакушка. А очень чистоту люблю и знаю много фокусов с мылом. Хотите, покажу?

Опыт: «Волшебное мыло».



Задача: Поднять блюдце при помощи мыла.
Материалы: Фарфоровое блюдце, вода, мыло.
Действия: Ополосните фарфоровое блюдце водой и поставьте на стол.
Возьмите кусок мыла.
Положите кусок мыла на дно блюдца и прижмите, а затем поднимите мыло, не сдвигая его.
Вместе с мылом будет подниматься и блюдце.
- Ступай к нам жить.
Стали они жить вчетвером.
Бежит зайчик и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун.
- Я, мышка-погрызуха.
- Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
- Я заюнок-кривоног, по горке скок.
_ Что ты умеешь делать?
_ А я могу спрятать вас воде, да так, что вы не промокните.

Опыт: «Водолаз».




Задача: Показать, что воздух есть везде. Воздух легче воды.
Материалы: Ёмкость с водой, пластиковый стакан, бумажные фигурки водолазов, скотч.
Действия: Прикрепите скотчем к дну пластикового стакана бумажную фигурку водолаза.
Перевернув вверх дном стакан, опустите на дно ёмкости с водой, держа его прямо.
Заполнила ли вода стакан?
Достаньте стакан и посмотрите, промок ли водолаз.
Вывод:
Так получается, потому что стакан заполнен воздухом. Вода не может вытеснить воздух, поэтому «водолаз» остаётся сухим. Что произойдёт, если наклонить стакан?
- Ступай к нам жить.
Стали они жить впятером.
Бежала мимо лиса и спрашивает:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун.
- Я, мышка-погрызуха,.
- Я, лягушка-квакушка.
А ты кто?
- Я, лиса - при беседе краса. Пустите меня к себе жить.
- А что ты умеешь?

Опыт: «Статическое электричество».



Задача: Получить статическое электричество.
Материалы: Воздушные шарики, джемпер (желательно, шерстяной), бумага.
Действия: Разорвите бумагу на мелкие кусочки.
Положите их на стол.
Надуйте воздушный шарик и завяжите конец.
Потрите шарик о джемпер.
Подержите шарик над кусочками бумаги.
Что происходит?
Вывод:
Когда предметы длительное время и с силой соприкасаются друг с другом, появляются малые заряды статического электричества – они притягивают предметы.
- Ступай к нам жить.
Стали они жить вшестером.
Прибежал волк:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун.
- Я, мышка-погрызуха,.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
- Я, лиса - при беседе краса. А ты кто?
- Я, волк-волчище - из-за куста хватыш. Пустите меня к себе жить.
- А что ты умеешь делать?

Опыт: «Волшебный шарик».


Задача: Проткнуть шарик без вреда для него.
Материалы: Воздушные шарики, скотч, зубные палочки, нитки.
Действия: Надуйте воздушный шарик.
Наклейте на воздушный шарик с двух сторон скотч.
Проткните шарик зубочисткой.
- Ступай к нам жить.
Вот живут они семеро все вместе - и горя мало.
Пришел медведь и стучится:
- Чей домок-теремок? Кто в тереме живет?
- Я, муха-горюха.
- Я, комар-пискун.
- Я, мышка-погрызуха.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
- Я, лиса - при беседе краса.
- Я, волк-волчище - из-за куста хватыш. А ты кто?
- Я вам всем пригнетыш. Пустите меня к себе жить. Я научу вас рисовать мыльными пузырями.

Опыт: «Мыльные пузыри».

Утро. Мама варит кашу на завтрак, малыш «играет» в комнате. Подозрительная тишина. Мама, насторожившись, идет посмотреть, что же происходит, а в это время карапуз придвинул стул к столу, залез на него и пытается построить на нем пирамиду из табурета и скамейки. Мама не теряя не секунды, бросается спасть малыша. Потом краткая лекция на тему, что так делать не надо и неприятный запах из кухни. Все каша пригорела. Знакомая ситуация. Часто мама приходится разрываться между детской и кухней, пытаясь приготовить не только, что-то особенно вкусное, но даже обычную еду. Что делать в такой ситуации? Взять малыша с собой. Однако кухня это не самое безопасное место в дома. Как же сделать так, чтобы ребенок был занят, развивался, исследовал мир, и мама успевала делать свои дела?

На помощь придет наука. Пока вы готовите на кухне, можно научить малыша азам химии, физики, математике, развить мелкую моторику и побудить его к научным исследованиям, играть в металлический детский конструктор с разными механическими опытами. Примеры конструктора http://mega-euro-kids.ru/metallicheskij-detskij-konstruktor

Знакомимся с формой и размером, или игра в Золушку

В миске смешайте манку гречку и фасоль. Дайте малышу сито, дуршлаг и шумовку. И предложите отделить один вид крупы от другой. Если эту смесь насыпать в сито манка, пройдет сквозь ячейки, а остальные виды не смогут. Если воспользоваться шумовкой или взять дуршлаг, то гречка просочится в отверстия, а фасоль останется. Если ту же манку рассыпать на подносе, то можно рисовать пальчиком разные фигуры.
Как разделить соль и перец, или продолжаем играть в Золушку
С крупой все просто. А вот знаете ли вы как разделить соль и перец? Здесь никак не обойтись без статического электричества. Смешайте в блюдце ложку соли и перца. И предложите малышу отделить их с помощью воздушного шарика. Надо надуть шарик, потереть его о шерстяной свитер или шарф. Можно даже произнести при этом какие-то «волшебные слова», поднести шарик к блюдцу и… на глазах изумленного малыша перец начнет прилипать к шарику, а соль останется на месте.

Танцующие рисовые хлопья

С помощью все того же воздушного шарика можно заставить «прыгать» рисовые хлопья. Действуем по той же схеме. Насыпаем хлопья в миску, надуваем воздушный шарик, трем его о шерсть можно с «волшебными словами» и подносим к хлопьям. Хлопья начинают перемещаться и притягиваются к шарику. Через некоторое время действие статического электричества закончится, и хлопья упадут.

Делаем тесто и надуваем воздушный шарик

Казалось бы, что может быть удивительного в приготовлении теста. А если с помощью дрожжей надуть воздушный шар? Смешаем две чайные ложки сухих дрожжей с двумя столовыми ложками теплой воды, добавим еще чайную ложку сахара, выливаем смесь в бутылку и натягиваем на горлышко воздушный шар. Теперь надо поставить бутылку в миску с теплой водой, подождать полчаса и… шарик начнет надуваться «сам». На самом деле его будет надувать углекислый газ, который начнет выделять по мере брожения дрожжей. Теперь берем испеченный блин или кусочек пирога, или если не успели все это испечь, то просто кусочек магазинного хлеба, и предлагаем рассмотреть его на свет ребенку. Оказывается, там есть дырочки. Можно объяснить, что они получаются потому, что в тесто положили дрожжи, они стали выделять пузырьки углекислого газа, поэтому тесто начинает расти, и даже после того как из него испекут булочки, батон или блины дырочки от этих пузырьков все равно останутся. Теперь берем сливочное масло, пластиковый одноразовый нож и предлагаем ребенку приготовить себе вкусный бутерброд, замазав дырочки на хлебе маслом.

Вулкан своими руками

Очень часто для приготовления теста мы используем соду. Именно с ее помощью устроим дома настоящее «извержение вулкана». Возьмем цветную бумагу, скрутим из нее конус, сделаем вверху отверстие и внутрь поставим стеклянную бутылку или узкую банку. Снаружи можно сделать кремовую обливку на сметане с вареньем. Теперь приготовим «вулканическую смесь». Столовую ложку питьевой соды, немножко пищевого красителя (если такого нет можно использовать свекольный сок, а можно и вообще без него обойтись). Добавляем чайную ложку средства для мытья посуды (будьте осторожны смотрите чтобы ребенок не брал эту смесь в рот) и вливаем туда полстакана лимонного сока(настоящего отжатого из лимона). На глазах у изумленной публики вулкан начинает извержение. Сначала раздается шипение, а потом из «жерла» вдруг выливается цветная пена.

Играем в шпионов

С помощью лимона сделаем невидимые чернила. Выдавливаем из лимона сок в блюдце, макаем в него кисточку и рисуем что-то на белой бумаге. После того как лист высохнет, потрем его восковым мелком, и картинка проявится. Так же можно написать тайное послание молоком. Молочные чернила должны хорошо просохнуть. Если прогладить лист утюгом можно будет прочитать написанное или увидеть секретный рисунок. Есть еще один способ. Если вдруг вы делаете кисель, то разведите чайную ложку крахмала небольшим количеством холодной воды, а потом добавьте в него кипяток из чайника, не забывая все время размешивать. Получится прозрачный клейстер.
Этими «чернилами» тоже можно что-то написать или нарисовать на листе бумаги. Теперь проявим надпись с помощью специального раствора на 5 чайных ложек воды пол чайной ложки йода. Смочить в этом растворе губку, а потом слегка смочить бумагу. Крахмальное послание станет синего цвета, и его можно будет увидеть.

Подводная лодка из виноградины

Берем прозрачный стакан или небольшую стеклянную банку. Наливаем туда газировку и бросаем виноградинку. Начинаем наблюдение. Сначала виноградинка опускается на дно. Потом самостоятельно всплывает, опять опускается и всплывает до тех пор, пока газы из жидкости не выдохнуться. Можно добавить новую порцию газировки и, тогда виноградинка снова станет нырять. Почему так происходит? Когда виноградинка попадает в стакан, она опускается на дно, потому что она тяжелее воды. Но тут на нее приземляются пузырьки воздуха и, когда их прикрепляется много, они, как воздушные шарики поднимают виноградинку на поверхность. Наверху пузырьки со временем лопаются, и виноградинка опускается на дно.

Лакмусовые полоски

Очень интересный опыт с лакмусовыми бумажками. Их можно приготовить самостоятельно. Нашинковать мелко пол кочана красной капусты. Залить ее водой и довести до кипения. Теперь приготовленную смесь надо процедить через сито и оставить раствор остужаться. После того как жидкость остыла, опускаем в нее нарезанные полоски бумаги и оставляем их сохнуть. Теперь самое интересное. Берем три стакана. В первый наливаем лимонный сок, во второй воду, в третьем делаем щелочной раствор (добавляем в воду пол чайной ложки пищевой соды). Опускаем индикаторную полоску в первый стакан. Она окрашивается в красный цвет. Опускаем полоску во второй стакан, где вода, ее цвет не меняется. А если опустить в третий стакан, там где раствор соды,то цвет индикаторной полоски станет зеленым.


Делаем волшебную палочку

Пришло время мыть посуду – попробуем себя в роли повелителя воды. Берем пластиковую линейку. Трем ее о шерстяной свитер или шапку. Открываем воду в кране тонкой струйкой, и подносим сбоку к ней линейку. Струя воды станет отклоняться в сторону линейки. Чем меньше струя воды, тем более заметно ее перемещение. Если линейка коснется воды, то потеряет электростатическое электричество и уже не сможет управлять водой.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»