Средневековая культура арабов. Арабская культура. Причины культурного подъема

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Этот «второй учитель» после Аристотеля продолжал идти по пути Кинди, подтверждая сходство взглядов Аристотеля и Платона. Кроме того, он принял платоническую теорию эманации. Его Модельный город - от греческой философии, в которой он описывает свою концепцию идеального города. Этот ученый, который также был прекрасным теоретиком музыки, способствовал эволюции философского языка. Этот мастер логики также создал гармоничную систему, которая была заслугой его заслуг, его строгость и его знания. Тем временем появилась бумажная промышленность.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

С начала VIII века в мусульманском мире появился большой интерес к различным наукам. Правители заботились о сохранении, приумножении и распространении знаний, высоко ценили ученых и создавали условия для тех, кто желал целиком посвятить себя служению науке.

После битвы при Таласе в долине Или в конце периода Омейядов в Самарканд был доставлен китайский военнопленный. Там он начал бумажной промышленности с использованием белья и конопли, имитируя то, что он видел в своей собственной стране. В 795 году упоминается о создании первой бумажной фабрики в Багдаде. Город Жатива в Испании славился своей толстой, застекленной бумагой.

После появления бумаги количество рукописей умножилось от одного конца мусульманской империи к другому. Этот преуспевающий период для публикации и продажи книг был необходим для культурного развития. Поэтому в девятом веке бумага была первостепенной важности. С этого момента книжный бизнес был создан на Востоке. Однако мы не знаем, была ли публикация сделана автором, специализированным торговцем или обоими одновременно. Вокруг главной мечети часто размещались книжные магазины с аккуратными запасами.

Интерес к постижению знаний начинался с изучения Священного Корана и арабского языка. Мусульмане заучивали наизусть Коран и изречения Пророка, изучали его жизнеописание и наставления. В исламском мире практически не было безграмотных людей. Даже старики и немощные люди обучались грамоте, чтобы читать Коран на арабском языке. Повсеместное использование арабского языка было одним из факторов, способствовавших распространению знаний в мусульманских странах. В период правления халифа аль-Валида бин Абд-альМалика (86/705-96/715) арабский язык был объявлен официальным языком мусульманского Халифата.

Ученые и писатели встретились в них, и там были наняты переписчики. В дополнение к публичным библиотекам, открытым для всех, Жан Совагет, цитируя арабского источника, говорил о «читальных залах, где кто-то, заплатив плату, мог проконсультироваться с работой по своему выбору». Читатели ссорились над работами, скопированными известными каллиграфами, чьи имена были тщательно записаны в хрониках. У главных библиотек были свои официальные переписчики и их назначенные связующие. У богатых писателей были команды таких людей.

Как известно из памятников и рукописей, каллиграфия была важным искусством в мусульманских странах. Самым известным из каллиграфов того времени был Ибн Мукла, который был достаточно неудачен, чтобы быть визирем трех халифов, честь, которая принесла ему жестокое наказание за ампутацию правой руки. Говорят, что он прикрепил трость к руке и написал так хорошо, что не было никакой разницы между тем, как он писал раньше, и после того, как он потерял руку. Багдад стал интеллектуальным мегаполисом, достижение которого означало затмевать восторг от двух конкурирующих городов - Куфы и Басры.

Средневековая исламская культура была очень сложным явлением, включавшим в себя переработанное наследие античности, творчество собственно арабских изобретателей, ученых, философов, деятелей искусства и огромный вклад представителей различных народов Передней и Средней Азии и Средиземноморья. Во всех странах Ислама арабский язык играл ту же роль языка официальной переписки, религии и литературы, что и латинский язык в Западной Европе.

Работа переводчиков была только началом; между арабскими писателями и греческой мыслью была очень близкая связь, и попытка ассимиляции часто была довольно успешной. Чуть позже в Багдаде также развилась известная ссора между партизанами культуры, вытекающая из текста Корана и доисламских поэтов и их противников, писателей персидского происхождения, которые контролировали управление халифатом.

Руководители писателей Сал ибн Харун были директором Академии Мудрости, которая играла значительную роль в литературе. Дискуссии, которые были очень жестокими, временами благоприятствовали развитию арабской литературы. «Арабская» партия, если его можно назвать тем, что защищал себя упрямо и прославлял, а также мог его религиозное положение, которое сделало из Корана откровение на арабском языке, а также возвысило его древние стихи, которые на самом деле не подвергались атаке. в результате чего противники арабского мира и сторонники арабской интеллектуальной жизни согласились на почитание арабского языка.

Халифы с первых же шагов новой религии сделали обретение светских знаний, развитие науки, техники, искусства одним из требований Ислама. Период расцвета исламской культуры характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи. В то время, когда Европа и Дальний Восток переживали упадок, в мусульманских странах расцвели философия, математика, астрономия, историография, лингвистика, химия, фармакология, искусство врачевания и искусство слова. Язык и алфавит арабов и персов подарили миру незабвенные памятники прозы и поэзии. Это была эпоха, когда создавались блестящие философские трактаты и сочинения в области точных и гуманитарных наук. И как справедливо утверждают ныне авторитетные историки, философы и исследователи науки, Европа следовала тогда за Востоком, «как послушная ученица». Еще одна из важных особенностей этой цивилизации - мусульманские правители, борясь с иноверцами и язычниками, тем не менее не запрещали ученым пользоваться знаниями, полученными из книг греческих, индийских, китайских авторов. При дворе халифа Аль-Мамуна в конце VII в. было основано специальное учреждение - Дом мудрости, в котором он собрал ученых, владевших различными языками, во главе с известным математиком аль-Хорезми.

Этот термин несколько похож на древний ареал с упущением военного мужества. Есть те же элементы практической морали, чувства справедливости, силы. души и благочестия. Хорошие манеры и вежливость стали почти техникой и были вместе с чистой моралью основой мусульманского образования. Но под влиянием стремления к культурному достижению этот термин приобрел образный смысл, который обязательно включал знание арабской философии, поэзии и древних историй и стилистической элегантности. Под Аббасидами существовал также социальный прогресс административных секретарей, который позволил им преуспеть в поэтах более раннего периода, которые были единственными, кто зарабатывал на жизнь в области писем.

На арабский язык переводились труды античных авторов по философии, математике, медицине, алхимии, астрономии. В частности, был переведен главный труд Клавдия Птолемея «Великое астрономическое построение», получивший но-арабски название «Ал-Маджисти» (переведенный потом с арабского на латинский язык, он стал известен в Западной Европе под названием «Альмагест»).

После этого ученые, математики, астрономы, астрологи и переводчики произведений греческой древности были поддержаны первыми халифами Багдада. Политическая история этого периода довольно мрачна. Если бы следовало учитывать только последовательность событий, мы имели бы ложное представление о культурной цивилизации под Аббасидами. Более того, иранизация империи оказала влияние на образ мышления, чувства и письма.

Открытие сасанидской древности и эллинской мысли в то же время придало новый импульс. В области литературы существовало несколько скоординированное ирано-политическое движение, называемое шу-убией, которое состояло из реакции, а не всегда спокойной или нежной, против арабского господства, как политического, так и культурного. Проповедником этой антиарабской оппозиции был Сахл ибн Харун, директор Академии Мудрости, но, честно говоря, следует сказать, что еще до него были члены сказочной семьи Бармекидов, которые были видны во времена правления Харуна аль-Рашида из-за их всемогущества и их трагической участи.

С первых же шагов Ислама развитие науки, техники и обретение знаний стало в халифате самым достойным делом. Результатом этого было становление величайшей исламской цивилизации в поразительно короткие сроки. В то время, когда Европа переживала упадок, исламская культура в халифате характеризуется бурным подъемом во всех областях науки, доступных человеческому разуму той эпохи: химии, физике, математике, географии, медицине, астрономии, историографии, фармакологии, лингвистике, философии и др.

Они поняли, что поэты играют ту же роль, что и современные журналисты. Поэтому поэтов не следует противостоять режиму. Эти великие служители также славились своей широкой терпимостью; что основной мотив был либо прохладой по отношению к исламу, либо верностью иранским убеждениям, не меняет фактов.

Мы знаем, например, что ряд известных спорящих среди исламских богословов. свободно мыслители и врачи разных сект встречались в доме образованных и. просвещенный Яхья, внук Бармека. Таким образом, в Багдаде в девятом веке был создан плодородный литературный центр, который освещает путь для арабских букв. Поэзия продолжала культивироваться с такой же осторожностью. Поэты аббасидского периода были достойны своих великих предков доисламских времен и суда Омейядов.

Значение деятельности мусульманских ученых для мировой культуры было неоценимо. Достаточно сказать, что средневековая Европа открывала для себя греческих философов, переводя их труды на латынь с арабского. В XII-XIII веках, благодаря распространению в Европе бумаги, принесенной арабами, основные работы арабских математиков, оптиков, медиков, музыковедов были переведены на латынь и стали основой европейской пауки и техники средневековья. Запад просыпался не без воздействия культур древнего мира, обобщенных в передовой мусульманской культуре. Примечательно, что выдающийся востоковед академик Конрад называл эпоху расцвета исламской культуры «Восточным Ренессансом» - предшественником Западного Ренессанса.

Мути ибн Ийас и Абу Нувас, два великих поэма-иудеи, имели ярко выраженный вкус к скандальному богохульству. Было бы преувеличением утверждать, что они довольно точно представляли собой определенный аспект багдадского общества. Тем не менее, сказочные рассказы о Книге Песни доказывают, что верхняя буржуазия едва ли преодолевалась нравственными сомнениями: пьянство было обычным явлением, и, возможно, были вызваны еще более острые острые ощущения. В списке наших почестей также есть мусульманин ибн Валид, который умер в 823 году автором любовных стихотворений и пьющих песен; Абу-Таммам и Бухтури, известные своими оригинальными одами и их антологиями поэзии, Ди-бил, который жил в опасности, потому что он был связан с разбойниками и писал сатиры на жестоком и неполированном языке; Ибн Руми, чьи стихи включают философские идеи и близкий взгляд на реальность и чьи сатиры прекрасны и жестоки, не будучи вульгарными; Ибн Му, который был халифом на один день и оплатил его своей жизнью, который, будучи поэтом перехода, нарисовал окружающее его общество, описав дворцы халифа в довольно тонком стиле и кто в движущееся стихотворение, давало представление о будущем упадке халифата; Ибн Дауд, лидер школы придворной любви и раннего предка наших трубадуров; и, прежде всего, несравненный Абул-Атахия, самый ранний арабский философ-поэт, который писал о страданиях в стихах, которые провозглашают суету радостей этого мира.

Средневековый Арабский Восток

Формирование собственно арабской культуры относится к периоду возникновения ислама (7 в.) и создания Халифата, который в результате арабских завоеваний превратился в огромное государство. Значительный вклад в арабскую культуру внесли народы, которые, приняв ислам, сохранили национальную, а затем возродили и государственную самостоятельность (народы Средней Азии, Ирана, Закавказья). Важную роль сыграла также часть населения Халифата, не принявшая ислам (сирийцы-христиане, иудеи, персы-зороастрийцы, представители гностических сект Передней Азии); с их деятельностью (особенно сирийцев-несториан и сабиев г. Харрана) связано, в частности, распространение философско-этических идей и научного наследия античности и эллинизма.

Антологии этих поэтов были составлены, возможно, для борьбы с иранским духом шу-убии в попытке сохранить шедевры доисламского периода. Песни и музыка, возможно, важнее в Багдаде, чем в других регионах мусульманского мира. Есть большие имена в области теории, например, Фараби и в составе, Маусилис, отец и сын, и Ибрагим ибн Махди, эфемерный халиф.

Во время правления нескольких халифов Аббасидов Маусилис восхищался двором Багдада. Ибрагим был фаворитом халифов Махди, Хади и Харуна аль-Рашида; он был героем некоторых довольно искушенных приключений. Он привел своих музыкантов с дубинкой и, возможно, был первым оркестром-дирижером. Одна небольшая работа, проведенная Ушшей, содержит набросок мирских манер и обычаев утонченного класса Багдада и является настоящим руководством о жизни денди периода. Другой писатель, Азди, который напоминает Вийон, описывает общество развратных партизан.

В 8--9 вв. на арабский язык были переведены многие научные и литературные памятники древности, в том числе греческие, сирийские, среднеперсидские и индийские. В переводах и обработках они вошли в состав арабской письменности и способствовали установлению преемственной связи с культурой эллинистического мира, а через неё -- с античной и древневосточной цивилизацией. 9--10 вв. арабская культура достигла наивысшего расцвета. Её достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится прежде всего к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (архитектура, художественной ремесло). Разделение отраслей знания в арабской культуры условно, т.к. для неё, как и для других культур средневековья, типичны отсутствие чёткой дифференциации наук и энциклопедический характер образованности большинства деятелей арабской культуры Философ и математик часто был и крупным историком, медиком, Распад Аббасидского халифата (середина 10 в.) в связи с образованием на его территории самостоятельных государств привёл к сужению сферы распространения арабской культуры и постепенному уменьшению её роли в общем развитии мировой культуры. В мусульманской Испании, отделившейся от халифата Аббасидов ещё в 8 в., начала самостоятельное развитие так называемого арабо-испанская культура. В восточных провинциях Халифата в конце 9 в. формируются очаги Иранского культурного и национального возрождения. Персидский язык вытесняет арабский язык сначала из литературы и поэзии, а затем и из некоторых гуманитарных наук (история, география и др.). Арабский язык сохранял здесь значение как язык Корана, религиозно-канонических (право, теология) и ряда естественнонаучных дисциплин (медицина, математика, астрономия, химия), а также философии. Центры А. к. перемещаются в Сирию, Египет, Испанию.

Его стихи трудно перевести из-за их жестокости, их сильного языка и их неподчинения достойной нравственности. Мы не должны слишком удивляться контрасту между прилежным миром переводчика и медицинскими специалистами, а также писателями распутной поэзии, которые с некоторым талантом пели с удовольствием и развратом и хвастались откровенно выраженной коррупцией.

Аббасидский золотой век породил способную и внушительную группу переводчиков, которые пытались. успешно восстановить наследие древности. Мужчины писем воспользовались этим существенным вкладом. Они вошли в страстные и плодотворные дискуссии, в которых доминировала удивительная личность Джахиза. Он, вероятно, величайший мастер прозы во всей арабской литературе. Он был плодовитым писателем с обширной сферой интересов. Кроме того, его мутазилитовые убеждения сделали его литературным лидером. Чтобы описать реальность, он нарушил традицию, связанную с прошлым.

Значение арабской культуры 8--10 вв. в истории мировой культуры определялось открытием её создателями новых средств научного, религиозно-философского и художественного познания мира и человека. Крупным достижением арабской культуры позднего средневековья явилось создание историком и социологом Ибн Хальдуном (1332--1406) историко-философской теории общественного развития. В 16 в. арабские страны превратились в провинции Османской империи. А. к. пришла в упадок, хотя и в этот период старые культурные центры Сирии, Ирака и Египта по традиции сохраняли притягательную силу для мусульманских учёных.

Он заложил основы гуманизма, который был почти исключительно арабским и враждебным к персидскому вмешательству в начале, и который впоследствии приобрел все большую греческую окраску. Его любовь к знаниям и его великая интеллектуальная честность очевидны на каждой странице его работ. Джахиз выдающийся из-за своего исключительного гения, его качеств оригинальности и своего искусства в обработке часто жестокой, а иногда и разочарованной иронии, в которой он был более успешным, чем любой писатель перед ним.

Джагис подталкивал сарказм до уровня насмешливого непочтительности к Божественности, больше в стиле Лукиана, чем вольтера. Благодаря огромному таланту этого потрясающего художника арабская проза стала более важной, чем поэзия. Другой великий писатель, Ибн Кутаиба, занимает высокое место сразу после Джахиза, которого он пережил около двадцати лет. У него тоже был интеллектуально любопытный ум, который сделал его грамматиком, филологом, лексикографом, литературным критиком, историком и эссеистом. В литературе он выступает сторонником примирения, убежденностью, а не усталостью и партизаном золотой середины.

Точные и естественные науки

Центром развития естественных наук в Халифате первоначально была территория Сирии и частично Юго-Западного Ирана. Здесь было положено начало переводам на арабский язык и комментированию сочинений античных авторов. Переводы с греческого и сирийского, ознакомившие учёных стран ислама со значительной частью античной научной литературы, во многих случаях были единственными источниками, по которым Зап. Европа могла познакомиться с античной наукой. Например, только в арабском переводе дошли до нас «Механика» Герона и многие трактаты Архимеда. Багдад превращается в крупный научный центр со школами и библиотеками. Наряду с созданием огромной переводной литературы и комментариев к ней здесь уже начинает складываться научное направление, тесно связанное с решением прикладных проблем и практических задач строительства, землемерия, торговли. Интенсивно развиваются астрономия и математика, минералогия, описательная география. На формирование математики в странах ислама, помимо греческого наследия, большое влияние оказала и индийская научная традиция. Получила распространение десятичная позиционная система счисления с применением нуля, ведущая своё происхождение от индийской математики. Чрезвычайно велика роль Хорезми и Омара Хайяма в создании алгебры как самостоятельной математической дисциплины. Алгебраический трактат Хорезми содержит классификацию квадратных уравнений и приёмы их решений; трактат Омара Хайяма -- теорию и классификацию кубических уравнений. Существенно усовершенствовали вычислительные приёмы Вируни, Каши и др. Значительных успехов достигла астрономия. Вначале были выполнены перевод и комментирование трудов Птолемея и индийский астрономических сочинений -- сиддхант. При халифе Мамуне (9 в.) было проведено измерение градуса меридиана для определения размеров земного шара. Многие учёные работали в области минералогии. Сведения по физике, в частности физике атмосферы и геофизике, содержатся в «Каноне Масуда», «Минералогии» Бируни, в «Книге знания» Ибн Сины. «Оптика» Ибн аль-Хайсама была широко известна в Западной Европе.

Большие успехи были достигнуты в медицине. «Канон врачебной науки» Ибн Сины долго был основным руководством в медицинской практике как на средневековом Востоке, так и в Зап. Европе. Среди сочинений Бируни имеется трактат по фармакологии. Известен свод медицинских знаний ар-Рази (864--925). Разрабатывались вопросы хирургии, офтальмологии, терапии, психиатрии. Некоторое развитие получили химия (см. Алхимия) и ботаника.

Оптика Альгазена

Подробности о жизни наиболее выдающегося арабского оптика АЛЬГАЗЕНА (1038) стали известны только в последнее время. Мы упоминаем о них в конце этого параграфа. Его главное сочинение, переведенное в 1572 г. на латинский язык Ризнером 2, представляет самое полное изложение оптики в период от Птолемея до Роджера Бэкона. Пока трактат самого Птолемея не был известен, все думали, что сочинение Альгазена - не более как список. Но когда птолемеева оптика была вновь открыта, по крайней мере, в переводе с арабского, убедились, что Альгазен во многих отношениях пошел дальше него. Кроме того, Э. Видеман 3 в другом сочинении Альгазена «О свете» нашел много ссылок на предшественников, что тоже свидетельствует против нечестного пользования чужими трудами со стороны арабского ученого. Альгазен различает в глазу 4 перепонки и 3 жидкости; из них: важнейшая - хрусталик.

Существование изображений на сетчатой оболочке глаза ему неизвестно; он полагает, что они возникают в хрусталике. Единое же видение двумя глазами он подобно нам объясняет тем, что ощущения, возникающие в соответствующих частях обоих глаз, соединяются общим зрительным нервам в одно. Древнюю теорию зрительных лучей он окончательно отвергает. Как прежде доказывали, что из глаза исходят лучи к каждой точке предмета, так Альгазен доказывает, что, наоборот, от каждой точки светящегося предмета идет множество лучей к глазу. Свет, по его мнению, не может распространяться мгновенно; если открыть отверстие, проделанное в ставне, и впустить свет в комнату, то это, во всяком случае, происходит в течение некоторого, хотя бы и очень короткого, времени. У преемников Альгазена этот взгляд долго не находил сочувствия. Из зеркал Альгазен рассматривает плоское, два сферических, два цилиндрических и два конических, причем в трех последних парах зеркал у него отражает или внутренняя, или наружная поверхность. Он ставит себе задачей найти для каждого зеркала точку, от которой должен отразиться свет, чтобы из данной точки он попал в данный глаз. Такая постановка вопроса непрактична и представляет мало интереса с физической точки зрения.

Мы обычно ищем в зеркале не точки отражения лучей от зеркала при данной точке изображения, а наоборот, ищем место изображения, т. е. ту точку, в которой световые лучи, идущие от светящейся точки, вновь соединяются. Тем не менее, средние века сохранили эту задачу в неизменной форме и назвали ее альгазеновой. Произошло это, вероятно, лишь потому, что она представляет математический интерес. Сам Альгазен руководился при ее обработке одними математическими соображениями. Вообще, его «Оптика», подобно оптическим трактатам древних, отличается чисто математическим характером как по методу, так, зачастую, и по руководящей цели. При установлении закона преломления Альгазен не был счастливее Птолемея, но исследования его важны, поскольку он, в противоположность Птолемею, доказывает, что углы падения и преломления не пропорциональны. Этим уже был дан толчок к отысканию закона взаимной зависимости углов падения и преломления. Альгазен описывает способ измерения углов преломления и напоминает, что отклонение луча тем значительнее, чем больше различие плотности преломляющих сред; но собственных измерений он не сообщает.

Зато в трактате «О зажигательном шаре» Альгазен, на основании измерений Птолемея, при помощи крайне точных фигур выводит положение: в каждом гладком и прозрачном шаре из стекла или подобного ему вещества теплота солнечных лучей собирается на известном расстоянии от шара, которое меньше четверти его поперечника. Э. Видема нашел в Лейдене комментарий к этому трактату, который не был известен в средние века. Увеличительная способность стеклянной чечевицы полусферической формы была известна Альгазену. Странно, однако, что он советует класть чечевицу плоской стороной на рассматриваемый предмет, а выпуклой к глазу. Либо он перенял это наблюдение чисто механически от своих предшественников, что возможно, или же его наблюдательная способность не была особенно тонкой, что труднее предположить после его работ над углами преломления.

Литература

Арабская литература уходит своими корнями в устную словесность родоплеменного общества на территории Аравийского полуострова. Древняя арабская словесность самобытна, чужеземные влияния в ней ничтожны. Более всего она культивировалась среди кочевников-скотоводов (бедуинов), но получила распространение и среди полукочевого и оседлого населения земледельческих оазисов и городов. К глубокой древности восходят зачатки художественной прозы: ораторская речь, рассказы о битвах племён (айям аль-араб) и других памятных событиях. Поэзия 5--7 вв., когда она переживала расцвет, стала в арабской литературе своеобразным эталоном поэтического языка, метрики и эстетических идеалов, надолго определив тематику и художественные приёмы.

Первым памятником арабской письменности был Коран, в котором собраны религиозные проповеди Мухаммеда, рассказы на библейские сюжеты, назидательные речи и законоположения исламской общины и государства. Основные положения ислама изложены в главной священной книге мусульм Коране (от араб,куран- чтение). Основу его составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками (известно, что пророк не умел ни читать, ни писать, и его речи-откровения первоначально записывались его сподвижниками даже на пальмовых листьях и камнях). Ученики Мухаммеда также выучивали их наизусть и декламировали наподобие старинной арабской поэзии. Коран написан рифмованной прозой и ритмическими предложениями; арабисты считают рифму изысканной, а ритм - четким. Влияние Корана ощущается во всей последующей арабской литературе. Мухаммед и его последователи на первых порах выступали против поэзии, как привычной формы выражения языческой идеологии. Ненадолго развитие поэзии было ослаблено, лишь её традиционные, художественные условности сохранились, а идейное содержание претерпело небольшие изменения под влиянием новой веры -- ислама.

Центром поэзии стали Сирия и Ирак. С середины 8 в. всё большее участие в создании арабской литературы наряду с арабами принимают представители завоёванных народов. В Халифате усилился интерес к изучению арабской старины, разрабатывались теории языка, стиля и метрики, осуществлялись переводы важнейших сочинений древности на арабском языке. Больших успехов в 8--9 вв. достигла арабская проза, почву для которой подготовили записи фольклора, изучение Корана, переводы научно-художественной литературы с сирийского, среднеперсидского и греческих языков. Зарождавшаяся в то время историческая литература включала предания, легенды и описания отдельных событий, а географические произведения содержали рассказы купцов и путешественников о далёких странах, который в «Источниках известий» (10 книг) систематизировал большой литературный материал по тематическому принципу: о власти, о войне, о дружбе и т.п. Это сочинение стало предметом подражаний. В 9 в. появился арабский перевод персидского сборника «Тысяча сказок» («Хезар афсане») -- прототипа сборника «Тысяча и одна ночь».

Философия

Основным содержанием истории средневековой арабской философии явилась борьба восточных перипатетиков (см.Перипатетическая школа), исходивших из эллинистического наследия, и сторонников религиозно-идеалистических учений. Предыстория возникновения на арабском Востоке собственно философской мысли относится ко 2-й половине 8 в. и связана с мутазилитами (См. Мутазилиты), ранними представителями рационального богословия (калама), которые, начав с обсуждения вопросов о божественных Атрибутах и свободе воли, кончили разработкой концепций, не только выходивших за рамки религиозной проблематики, но и подрывавших веру в некоторые основные догматы ислама.

Так, последовательно проводя идею Монотеизма, мутазилиты отвергали наличие у бога положительных атрибутов, дополняющих его сущность; отрицая же в нём, в частности, атрибут речи, они отвергали представление об извечности Корана и на этом основании делали вывод о допустимости его аллегорического толкования. Мутазилиты развивали концепцию разума как единственного мерила истины и положение о неспособности творца изменять естественный порядок вещей. В среде мутазилитов была распространена идея атомарного строения мира. Т. о., они, с одной стороны, положили начало рациональной геологии, с другой -- расчистили почву для зарождения чисто философского свободомыслия перипатетиков.

В качестве реакции на идеи мутазилитов развивалась доктрина ашаритов (последователей аль-Ашари, 873 или 874 -- 935/936), направивших рациональную теологию в русло философской защиты догматов о божественном провидении и чуде (именно с этой доктриной часто связывают термин «калам» и главным образом её представителей называют мутакаллимами). Согласно учению ашаритов, природа оказывалась нагромождением ничем не связанных между собой и ежемгновенно воссоздаваемых богом атомов и их качеств; в мире, утверждали они, нет причинно-следственных отношений, ибо всевышний способен в любой момент придать любому предмету любую форму и любое движение.

В противовес как умозрениям теологов, так и учениям перипатетиков развивался Суфизм. Используя вместе с элементами мусульманского мировоззрения идеи Гностицизма и Неоплатонизма, суфии разработали учение о путях, ведущих человека через отречение от мирских страстей и богомыслие к созерцанию бога в мистической интуиции и конечному с ним слиянию. Вместе с тем на некоторых этапах своего развития суфийские идеи подвергались толкованиям в духе натуралистического Пантеизма.

Мистика суфиев, на первых порах подвергавшаяся преследованиям со стороны ортодоксального духовенства, была узаконена аль-Газали (1059--1111) -- крупнейшим представителем религиозно-идеалистической философии. В своей критике «еретических» и «противоверных» взглядов перипатетиков Газали отстаивал наряду с мистическим суфизмом положения ашаритов, отказываясь, однако, принять их атомистическую теорию. Одним из влиятельных представителей суфизма можно считать также Ибн аль-Араби (1165-- 1240).

В основе восточного перипатетизма лежала философия Аристотеля, перешедшая к арабам при посредстве сирийских переводчиков, отчасти в интерпретации афинской и александрийской школ, а также другие античные учения, в частности политическая теория Платона. Толкования Аристотеля восточными перипатетиками открывали возможность для атеистических и даже материалистических концепций. Так, положение о двойственной истине, в скрытом виде содержавшееся уже в учении мутазилитов, предполагало аллегорические толкования догматов ислама.

Основоположником восточного перипатетизма был аль-Кинди (около 800 -- 879), который первым в арабской философии изложил содержание основных трудов Аристотеля. Он же впервые представил (на основе восходящей к Александру Афродизийскому классификации интеллектов) рациональное познание как приобщение разума индивида к универсальному, божеств, разуму. Деизм Кинди, его представление о боге как о безликой «отдалённой причине», развивался в рамках неоплатонической теории эманации аль-Фараби. Онтологические и гносеологические идеи Фараби углубил и детализировал крупнейший мыслитель средневековья Ибн Сина, утверждавший вечность материи и независимость частных явлений жизни от божественного провидения.

В 12 в. центр философской мысли перемещается на З. мусульманского мира -- в Испанию. Здесь в Андалусии разрабатывают сходные гуманистические темы Ибн Баджа, размышляющий о способности человека посредством чисто интеллектуального совершенствования, без мистического озарения, достичь полного счастья и слиться с деятельным разумом, и Ибн Туфайль, в философской робинзонаде описывающий историю освоения и познания природы человечеством, излагающий одновременно в аллегорической форме концепцию двойственной истины. Однако своей вершины андалусская, а вместе с ней и вся средневековая арабская философия достигает в творчестве Ибн Рушда, отстаивавшего от нападок ашаритов и Газали идеи перипатетизма и создавшего самостоятельное философское учение.

Отвергая учение Ибн Сины о внедрении форм в материю извне, Ибн Рушд выступил с тезисом об имманентности форм самой материи. Он отрицал также бессмертие индивидуальных душ, считая вечным лишь человеческий интеллект, приобщающийся к деятельному божественному разуму, который воплощает предельную цель человеческого знания. Большую роль в истории средневековой философии сыграла разработка Ибн Рушдом концепции двойственной истины.

Другим крупным мыслителем арабского Запада был Ибн Хальдун, по праву считающийся одним из основоположников философии истории.

Арабская философия обрела вторую жизнь в Европе -- в деятельности аверроистов (последователей Ибн Рушда, см. Аверроизм) и других борцов против официальной идеологии католицизма.

Декоративно-прикладное и изобразительное искусство

В арабском искусстве получил яркое воплощение свойственный художественному мышлению средневековья принцип декоративности, породивший богатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, но связанный общими закономерностями развития. Арабеска, восходящая к античным мотивам, -- это созданный арабами новый тип узора, в котором математическая строгость построения сочетается со свободной художественной фантазией. Орнамент и каллиграфия, широко применявшиеся в архитектурном декоре (резьба по камню, дереву, стуку), характерны и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества.

Красочным узором украшалась керамика: поливная бытовая посуда в Месопотамии (центры -- Ракка, Самарра); расписанные золотистым, разных оттенков люстром сосуды, изготовленные в фатимидском Египте; испано-мавританская люстровая керамика 14--15 вв., оказавшая большое влияние на европейское прикладное искусство. Мировой известностью пользовались также арабские узорные шёлковые ткани -- сирийские, египетские, мавританские; изготовлялись арабами и ворсовые ковры. Тончайшими чеканкой, гравировкой и инкрустацией из серебра и золота украшены художественные изделия из бронзы (чаши, кувшины, курильницы и другие предметы утвари); особенным мастерством отличаются изделия 12--14 вв. г. Мосула в Ираке и некоторых ремесленных центров Сирии. Славились сирийское покрытое тончайшей эмалевой росписью стекло и украшенные изысканным резным узором египетские изделия из горного хрусталя.

Искусство в странах ислама развивалось, сложно взаимодействуя с религией. Мечети, а также священная книга Коран украшались геометрическим, растительным и эпиграфическим узором. Однако ислам, в отличие от христианства и буддизма, отказался широко использовать изобразительное искусство в целях пропаганды религиозных идей. Более того, в т. н. достоверных хадисах, узаконенных в 9 в., содержится запрещение изображать живые существа и особенно человека. Богословы 11--13 вв. (Газали и др.) эти изображения объявили тягчайшим грехом. Тем не менее, художники на протяжении всего средневековья изображали людей и животных, реальные и мифологические сцены. В первые века ислама, пока богословие ещё не выработало свои эстетические каноны, обилие реалистических по трактовке живописных и скульптурных изображений во дворцах Омейядов свидетельствовало о силе домусульманских художественных традиций. В дальнейшем изобразительность в арабском искусстве объясняется наличием антиклерикальных по своему существу эстетических воззрений. Например, в «Посланиях братьев чистоты» (10 в.) искусство художников определено «как подражание образам существующих предметов, как искусственных, так и естественных, как людей, так и животных».

Живопись

Высокий расцвет пережило изобразительное искусство в Египте 10--12 вв.: изображения людей и жанровые сцены украшали стены зданий г. Фустата, керамические блюда и вазы (мастер Саад и др.), вплетались в узор резьбы по кости и дереву (панно 11 в. из дворца Фатимидов в Каире и др.), а также льняных и шёлковых тканей; изготовлялись бронзовые сосуды в виде фигур животных и птиц. Аналогичные явления имели место в искусстве Сирии и Месопотамии 10--14 вв.: придворные и другие сцены включены в изысканный чеканный с инкрустацией орнамент изделий из бронзы, в узор росписей по стеклу и керамике.

Изобразительное начало было менее развито в искусстве стран арабского Запада. Однако и здесь создавались декоративная скульптура в виде животных, узоры с мотивами живых существ, а также миниатюра (рукопись «История Байяд и Рийяд», 13 в., Ватиканская библиотека). Арабское искусство в целом было ярким, самобытным явлением в истории мировой художественной культуры эпохи средневековья.

средневековый культура философия арабский

Заключение

Вклад арабских народов в историю мирового искусства и архитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, создали произведения искусства, одухотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связано с местными художественными традициями, прошло свой путь развития, обладает ярко выраженными особенностями.

Черты неповторимого своеобразия отличают памятники средневекового искусства Сирии от памятников Ирака, Египта, Северной Африки и мавританской Испании. Творчество средневековых арабских художников оказало плодотворнее воздействие на искусство многих стран, в том числе и на искусство Европы. Арабское или, как его чаще называли в Европе, «мавританское» художественное влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отраслях прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских государств, но и много столетий спустя после их падения.

Список литературы

1.Г.В. Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: - Питер, 2004.

2. А. Н. Марковой. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / под ред. Проф. А. Н. Марковой. - 2-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Леонов Н.И. Улугбек - великий астроном XV века. - М.: Издательство технико-теоретической литературы, 1950.

4.Спасский Б.И. История физики. - М.: Высшая школа, 1977.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Формирование арабской культуры как средневековая цивилизация в Арабском халифате в VII-XX вв. в процессе взаимодействия народов. Влияние ислама на развитие истории, науки, географии, философии, литературы, изобразительного искусства, архитектуры и музыки.

    реферат , добавлен 16.06.2011

    Культура восточных славян как слой отечественной культуры. Связь искусства и фольклора древних славян с язычеством. Славянская мифология, художественное ремесло. Византийское культурное наследие. Средневековая русская литература, образование и религия.

    реферат , добавлен 12.06.2010

    Восточная и западная исламо-арабская культура и их отличия. Саудовская Аравия – родина ислама. История возникновения ислама. Исламские традиции, их отношения к женщинам и священные праздники. Эволюция видов, жанров и стилей искусства Европы XIX века.

    контрольная работа , добавлен 31.10.2010

    Вклад арабоязычных народов в мировую культуру в области художественной литературы, поэзии и музыки. Становление химии как науки. Отличия арабской философии от европейской средневековой. Культурная деятельность народов халифата. Учение о сферичности Земли.

    презентация , добавлен 27.03.2015

    Средневековая культура Арабского Востока. Формирование мусульманского теократического государства. Арабская культура, язык, литература, наука, архитектура и искусство. Быт и нравы арабов. Положение мужчины и женщины. Мифология Арабского Востока.

    реферат , добавлен 02.05.2009

    Культура и социальные отношения в средневековье. Сословный аспект средневековой культуры. Отношения сеньора и вассала. Средневековая городская культура, литература, театр и музыка, рыцарская культура. Роль христианского вероучения и христианской церкви.

    реферат , добавлен 21.12.2008

    Средневековая ментальность как тип культуры. Психологический склад средневековой личности. Характерные признаки средневековой жизни. Двойственный полуязыческий и полухристианский строй понятий и жизни. Городская и сельская культура.

    реферат , добавлен 14.02.2007

    История арабского халифата и особенности его культуры. Развитие науки - математики, физики, химии, медицины, географии. Шедевры арабской архитектуры: Кааба, мечеть в Кордове, дворец в Альгамбре. Великие деятели культуры - Фирдоуси, Навои, Ибн-Сина.

    презентация , добавлен 01.04.2013

    Ментальные основы и характерные черты западноевропейской средневековой культуры. Европейская культура раннего, зрелого и позднего Средневековья. Культура Византии: этапы и тенденции развития. История культурного развития средневековой Западной Европы.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2011

    Средневековая Индия - страна развитой культуры. Общая характеристика Раджпутского периода. Религиозные воззрения, философия и наука, литература и искусство. Праздники, обряды и обычаи. Особенности эпох Делийского султаната и Монгольской империи.

первонач. сложилась в Зап., Цент. и Сев. Аравии. Ей предшествовала древ. культура Юж. Аравии, население к-рой говорило на сабейском яз. и создало свою письменность; эта культура, как и культура арамейского населения Сирии, Ливана, Палестины и Ирака, оказала значит. влияние на А. к. в период ее возникновения. Не позднее 4 в. сев. арабы создали свое буквенное письмо, представлявшее собой одну из разновидностей арамейской скорописи. В 7 в. в Аравии образовалось араб. теократич. госуд., к-рое в результате араб. завоев. превратилось в обширную феод. империю - Халифат. Средством культурного и политич. общения в Халифате стал араб. яз. Основываясь на крупных достижениях др.-греч., эллинистич.-рим., арамейской, иранской, инд., а затем и кит. культур, арабы и др. народы, вошедшие в состав Халифата, создали высокоразвитую культуру, оказавшую впоследствии значит. влияние на др. страны (в частн., Зап. Европу) и явивш. крупным вкладом в мировую культуру. Расцвет А. к. приходится на 8 - 11 вв. Потребности развивавш. произ-ва в феод. Халифате вызвали развитие точных и естеств. наук. Переведенные на араб. яз. произв. др.-греч. и эллинистич. ученых, в т.ч. Эвклида и Птолемея, наряду с трудами инд. математиков легли в основу араб. геометрии и астрономии, к-рые были связаны с землемерным делом и мореплаванием, а также с организацией системы искусств. орошения. Важное значение для развития астрономии имели наблюдения не только ученых в обсерваториях, но астрологов. В 827 была измерена дуга меридиана и определены размеры земного шара. Успехам математики способств. воспринятая из Индии десятичная система счисления и соотв. цифр (включая нуль); арабам принадлежат введение тригонометрич. функций (аль-Баттани, 858 - 929), разработка ряда приемов решения алгебраич. уравнений 1-й и 2-й степени (особое значение имеют исследования аль-Хорезми (9 в.), уроженца Хивы). Осн. занятиями араб. ученых, к-рые, как правило, были энциклопедич. образованными людьми, служили теоретич. медицина и врачебная практика. В медицину, в основу к-рой легли труды греко-рим. врача и естествоиспытателя Галена, а также одного из основоположников антич. медицины врача Др. Греции Гиппократа, арабы внесли значит. вклад. Особое развитие получила офтальмология и связанные с нею достижения геометрич. оптики; наибольшее значение имеет труд араб. ученого Хайсама (965 - 1035). Свод мед. знаний дал в своих трудах ар-Рази (864 - 925). Запросы медицины и связанной с ней фармакологии способствовали развитию химии. Арабы заимствовали изобрет. в Китае компас, бумагу и порох и передали их европейцам. Высокого развития точные и естеств. науки получили в трудах выдающ. ученых Ср. Азии Ибн Сины (Авиценны, 980 - 1037) и аль-Бируни (973 - 1048), писавших на араб. яз. Развитие описат. географии в Халифате обусловливалось интересами адм.-податного управления и торговли. Развивалась и математич. география (тесно связанная с астрономией), основанная на трудах Птолемея. Наибольшую известность приобрели соч. перса Ибн Хордадбеха (ок. 820 - ок. 912), арабов аль-Масуди (ум. 956) и аль-Мукаддаси (946/947 - ок. 1000). Идеологич. основой не только теологич. «наук», но в истории и философии явл. ислам, как господств. идеология в Халифате. Араб. (арабоязыч.) историография развилась на основе изучения и систематизации преданий о жизни пророка Мухаммеда. Эти предания служили источ. при разработке житийной (биографич.) лит-ры, или сиры. Наиболее раннее из дошедших до нас произв. сиры - «Житие посланника аллаха» («Сират расуль аллах») Ибн Исхака (2-я пол. 8 в.), в обработке араб. филолога Ибн Хишама (9 в.), - наряду с фактами, содержит легенды и мифы. Из сиры выделилась лит-ра магази - воен. походов Мухаммеда. Собирались также биографич. и генеалогич. материалы о сподвижниках и соплеменниках Мухаммеда; наиболее известны - «Табакат» («Разряды») Ибн Сада и «Родословия знатных» («Ансаб аль-ашраф») аль-Белазури. Араб. историки не ставили вопроса о причинности явлений, объясняя все волей аллаха. Только немногие из них интересовались экономич. и соц. явлениями (напр., аль-Белазури). Историки Халифата собирали множество устных и письмен. материалов, не смущаясь заключавш. в них неувязками и противоречиями. Так был составлен ряд хроник-компиляций. Из них наиболее обстоятельная - «История пророков и царей» («Тарих ар-расул ва ль-мулук») ат-Табари (по происхожд. перс; 838/839 - 923) стала образцом для последующих «всеобщих историй» араб. авторов, включавших мифы о библ. пророках, сведения об иран. царях, житие Мухаммеда и историю Халифата. После распадения в 9 - 10 вв. Багдадского халифата стали составляться местные хроники об отд. династиях, государях и правителях. Истории отд. городов явл., как правило, изложением био-графий ученых и писателей, живших в этих городах. Араб. философия зародилась в сфере мусульм. богослов-ских споров о божеств. атрибутах, о самом существе бога, о предопределении и т.п. Представители правовер. ислама (мутакаллимы) в 7 - 8 вв. были сторонниками мусульм. традиции, основывавш. на Коране и Сунне. Богословы - рационалисты и умеренные свободомыслящие (мутазилиты) - использовали нек-рые положения др.-греч. и эллинистич. философии в борьбе с консерватив. противниками. В этой борьбе в нач. 9 в. возник калам - богословско-филос. система, непримиримо враждеб. светской философии, основывавш. на неоплатонизме, учениях Платона и Аристотеля. Араб. сторонники аристотелизма явл. представителями прогрессив. линии в араб. философии (выходец из Ср. Азии аль-Фараби (870 - 950) и «философ арабов» аль-Кинди (800 - 879). Они придавали особое значение естествознанию и, хотя не были свободными от религ. догматизма, признавали возможность раздельного существования философии и религии. В лит-ре преобладали традиции доислам. поэзии, к-рая была собрана и записана араб. филологами в 9 - 10 вв. Наиболее известные сборники - «аль-Хамаса» (9 в.) и «Китаб аль-агани» (10 в.). Придворная поэзия Омейядов и первых Аббасидов отличалась светским хар-ром. В ней встречались даже выпады против мусульм. культа и ислам. морали. Абу Нувас, по происхожд. перс (ок. 762 - ок. 814), создал гедонистич. и вольнодумную лирику, высмеивающую мусульм. обрядность. Абу-ль-Атахия в своих стихах обличал безнравственность феодалов, их борьбу за власть и доходы. Высокого уровня достигла араб. поэзия в произв. араб. поэта аль-Мутанабби (10 в.). Высокого развития в Халифате достигла архитектура, создавшая новые типы зданий (мечети, минареты, медресе и др.) и усовершенств. типы дворцов и жилых зданий; строения часто украшались богатой орнаментацией; замечательны изделия декоративно-прикладн. иск-ва. В то же время изображ. живых существ встречало враждеб. отношение со стороны правовер. ислама, что послужило препятствием для развития живописи и скульптуры; худож. миниа-тюра появилась только в конце ср. веков, под ирано-инд. влиянием. К выдающ. памятникам Халифата относятся мечеть аль-Акса (692) и культовое купольное здание Куббат ас-Сахра (686) в Иерусалиме, мечеть Омейядов в Дамаске с декоратив. мозаиками (8 в.), мечети и дворцы в Самарре (Ирак) и около нее, укрепл. воен. лагери Каср-аль-Хейр, Мшатта, замок Кусейр-Амра (Сирия) с росписями на бытовые темы. В Египте высоко развились зодчество и декоративно-приклад. иск-во. В Магрибе и на Пиренейском п-ове сложилось т.н. мавританское иск-во, давшее замечат. па-мятники зодчества (мечети в Кайруане, Тунисе (7 - 9 вв.) и в Кордове (8 - 10 вв.). О развитии муз. культуры свидет. трактаты аль-Кинди, араб. энциклопедистов («Братья чистоты»), Сафи-ад-дина, муз.-теоретич. труды аль-Фараби и Ибн Сины.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА

культура, созданная арабами и др. народами Бл. и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Зап. Европы в ср. века. Осн. внешний признак этой культуры - араб. яз. (у ряда народов оставался по преимуществу языком литературным). Термин "А. к." иногда применяют к культуре только араб. народов на всем протяжении их ист. развития. А. к. первоначально сложилась в Зап., Центр. и Сев. Аравии. Ей предшествовала древняя культура Юж. Аравии, население к-рой говорило на сабейском яз. и создало свою письменность; эта культура, как и культура арамейского населения Сирии, Ливана, Палестины и Ирака, оказала значит. влияние на А. к. в период ее возникновения. Не позднее 4 в. сев. арабы создали свое буквенное письмо, представлявшее собой одну из разновидностей арамейской скорописи. В 7 в. в Аравии образовалось араб. теократич. гос-во, к-рое в результате арабских завоеваний превратилось в обширную феодальную империю - Халифат. Средством культурного и политического общения в Халифате стал араб. яз. Основываясь на крупных достижениях др.-греч., эллинистич.-рим., арамейской, иранской, индийской, а затем и кит. культур, арабы и др. народы, вошедшие и состав Халифата, создали высокоразвитую культуру, оказавшую впоследствии значит. влияние на др. страны (в частности, Зап. Европу) и явившуюся крупным вкладом в мировую культуру. Расцвет А. к. приходится на 8-11 вв. Потребности развивавшегося произ-ва в феод. Халифате вызвали развитие точных и естеств. наук. Переведенные на араб. яз. произв. др.-греч. и эллинистич. ученых, в т. ч. Эвклида и Птолемея, наряду с трудами инд. математиков легли в основу араб. геометрии и астрономии, к-рые были связаны с землемерным делом и мореплаванием, а также с организацией системы искусств. орошения. Важное значение для развития астрономии имели наблюдения не только ученых в обсерваториях, но и астрологов. В 827 была измерена дуга меридиана и определены размеры земного шара. Успехам математики способствовала воспринятая из Индии десятичная система счисления и соответствующих цифр (включая нуль); арабам принадлежат введение тригонометрич. функций (аль-Баттани, 858-929), разработка ряда приемов решения алгебраич. уравнений 1-й и 2-й степени (особое значение имеют исследования аль-Хорезми (9 в.), уроженца Хивы). Осн. занятиями араб. ученых, к-рые, как правило, были энциклопедически образованными людьми, служили теоретич. медицина и врачебная практика. В медицину, в основу к-рой легли труды греко-римского врача и естествоиспытателя Галена, а также одного из основоположников античной медицины врача Др. Греции Гиппократа, арабы внесли значит. вклад. Особое развитие получила офтальмология и связанные с нею достижения геометрич. оптики; наибольшее значение имеет труд араб. ученого Хайсама (965-1035). Свод мед. знаний дал в своих трудах ар-Рази (864-925). Запросы медицины и связанной с ней фармакологии способствовали развитию химии. Арабы заимствовали изобретенные в Китае компас, бумагу и порох и передали их европейцам. Высокого развития точные и естеств. науки получили в трудах выдающихся ученых Ср. Азии Ибн Сины (Авиценны, 980-1037) и аль-Бируни (973-1048), писавших на араб. яз. Развитие описат. географии в Халифате обусловливалось интересами адм.-податного управления и торговли. Развивалась и математич. география (тесно связанная с астрономией), основанная на трудах Птолемея. Наибольшую известность приобрели соч. перса Ибн Хордадбеха (ок. 820 - ок. 912), арабов аль-Масуди (ум. 956) и аль-Мукаддаси (946 или 947 - ок. 1000) и особенно геогр. энциклопедия Якута (1179-1229), в которой, помимо описания стран и городов Халифата, излагается учение о географических поясах (климатах). Идеологич. основой не только теологич. "наук", но и истории и философии являлся ислам, как господств. идеология в Халифате. Арабская (арабоязычная) историография развилась на основе изучения и систематизации преданий о жизни пророка Мухаммеда. Эти предания, не лишенные тенденциозности, служили источником при разработке житийной (биографич.) лит-ры, или сиры. Наиболее раннее из дошедших до нас произв. сиры - "Житие посланника аллаха" ("Сират расуль аллах") Ибн Исхака (2-я пол. 8 в.), в обработке араб. филолога Ибн Хишама (9 в.), - наряду с фактами, не всегда достоверными, содержит легенды и мифы, искажающие ист. действительность. Из сиры выделилась лит-ра магази - воен. походов Мухаммеда. Собирались также биографич. и генеалогич. материалы о сподвижниках и соплеменниках Мухаммеда; наиболее известны - "Табакат" ("Разряды") Ибн Сада и "Родословия знатных" ("Ансаб аль-ашраф") аль-Белазури. Араб. историки не ставили вопроса о причинности явлений, объясняя все волей аллаха. Только немногие из них интересовались экономич. и социальными явлениями (напр., аль-Белазури). Историки Халифата собирали множество устных и письм. материалов, не смущаясь заключавшимися в них неувязками и противоречиями. Так был составлен ряд хроник-компиляций. Из них наиболее обстоятельная - "История пророков и царей" ("Тарих ар-русул ва ль-мулук") ат-Табари (по происхождению перс; 838 или 839-923) стала образцом для последующих "всеобщих историй" араб. авторов, включавших мифы о библейских пророках, сведения об иран. царях, житие Мухаммеда и историю Халифата. После распадения в 9-10 вв. Багдадского халифата стали составляться местные хроники об отд. династиях, государях и правителях. Истории отд. городов являлись, как правило, изложением биографий ученых и писателей, живших в этих городах. Араб. философия зародилась в сфере мусульм. богословских споров о божеств. атрибутах, о самом существе бога, о предопределении и т. п. Представители правоверного ислама (мутакаллимы) в 7-8 вв. были сторонниками мусульм. традиции, основывавшейся на Коране и Сунне. Богословы - рационалисты и умеренные свободомыслящие (мутазилиты) - использовали некоторые положения др.-греч. и эллинистич. философии в борьбе с консервативными противниками. В этой борьбе в нач. 9 в. возник калам - богословско-филос. система, непримиримо враждебная светской философии, основывавшейся на неоплатонизме, учениях Платона и Аристотеля. Араб. сторонники аристотелизма являлись представителями прогрессивной линии в араб. философии (выходец из Ср. Азии аль-Фараби (870-950) и "философ арабов" аль-Кинди (800-879)). Они придавали особое значение естествознанию и, хотя не были свободными от религ. догматизма, признавали возможность раздельного существования философии и религии. Продолжит. борьба богословия против светской философии получила свое полное выражение в сочинениях консервативного араб. богослова аль-Газали (1059-1111), ставшего непререкаемым авторитетом для представителей мусульм. правоверия. Антифеод. борьба трудящихся получила свое идеологич. выражение в учениях различных мусульм. сект. С сектантами были связаны многие прогрессивные философы и поэты, напр. с карматами - басрийские ученые-рационалисты "Братья чистоты" ("Ихван ас-сафа", конец 9 в.). В литературе преобладали традиции доисламской поэзии, которая была собрана и записана араб. филологами в 9-10 вв. Наиболее известные сборники - "аль-Хамаса" (9 в.) и "Китаб аль-агани" (10 в.). Придворная поэзия Омейядов и первых Аббасидов отличалась светским характером. В ней встречались даже выпады против мусульм. культа и ислам. морали. Абу Нувас, по происхождению перс (ок. 762 - ок. 814), создал гедонистич. и вольнодумную лирику, высмеивающую мусульм. обрядность. Абу-ль-Атахия в своих стихах обличал безнравственность феодалов, их борьбу за власть и доходы. Высокого уровня достигла араб. поэзия в произв. араб. поэта аль-Мутанабби (10 в.). Против феод. гнета, неравенства и суеверий выступал араб. поэт и философ Абу-ль- Ала аль-Маарри (11 в.). Проникнутое "жизнерадостным свободомыслием" лит. творчество арабов, отмечал Ф. Энгельс, имело большое значение для европ. Возрождения (см. "Диалектика природы", 1955, с. 4). Высокого развития в Халифате достигла архитектура, создавшая новые типы зданий (мечети, минареты, медресе и др.) и усовершенствовавшая типы дворцов и жилых зданий; строения часто украшались богатой орнаментацией; замечательны изделия декоративно-прикладного искусства. В то же время изображение живых существ встречало враждебное отношение со стороны правоверного ислама, что послужило препятствием для развития живописи и скульптуры; художеств. миниатюра появилась только в конце ср. веков, под ирано-инд. влиянием. К выдающимся памятникам Халифата относятся мечеть аль-Акса (692) и культовое купольное здание Куббат ас-Сахра (688) в Иерусалиме, мечеть Омейядов в Дамаске с декоративными мозаиками (8 в.), мечети и дворцы в Самарре (Ирак) и около нее, укрепл. воен. лагери Каср-аль-Хейр, Мшатта, замок Кусейр-Амра (Сирия) с росписями на бытовые темы. В Египте высоко развились зодчество и декоративно-прикладное иск-во. В Магрибе и на Пиренейском п-ове сложилось т. н. мавританское иск-во, давшее замечат. памятники зодчества (мечети в Кайруане, Тунисе (7-9 вв.) и в Кордове (8-10 вв.), Альгамбра в Гранаде (сер. 13 - нач. 14 вв.)). Значит. успехи были достигнуты в градостроительстве; был создан новый тип "круглого города" (Багдад), улучшено водоснабжение, особенно в Каире и Кордове. О развитии муз. культуры свидетельствуют трактаты аль-Кинди, араб. энциклопедистов ("Братья чистоты"), Сафи-ад-дина, муз.-теоретич. труды аль-Фараби и Ибн Сины. К 11 в. в странах уже распавшегося Халифата завершился процесс развития феод. отношений. Сельджукские завоевания (11 в.), борьба против крестоносцев (11-13 вв.) и особенно монг. нашествия в 13 в. сопровождались уничтожением культурных ценностей и падением произ-ва и культуры. Но в араб. странах Африки и на Пиренейском п-ове этот период отмечен крупными культурными достижениями. Культура в этих странах была самой высокой и передовой в ср.-век. Европе. Очагами этой культуры являлись ун-ты в Кордове, Севилье, Малаге и Гранаде, где наиболее успешно преподавались математика, астрономия, химия и медицина. Астрономич. соч. исп. арабов стали основой европ. астрономии. При высоком уровне наук, с их исследовательско-эксперимент. методом, продолжалось развитие прогрессивной линии философии, создавшей учение о двойств. истине и отрицавшей акт сотворения богом вселенной. Это учение было развито Ибн Рошдом (Аверроэсом, 1126-98), оказавшим сильное влияние на зап.-европ. философию. Другим великим достижением А. к. этого периода явилась историко-социологич. теория араб. историка Ибн Хальдуна (1332-1406). Наблюдалось также значит. развитие художеств. лит-ры и особенно мавританского иск-ва (т. н. исп.-мавританская керамика). Установление тур. господства в араб. странах в нач. 16 в., а в дальнейшем закабаление этих стран колониальными державами препятствовало развитию культуры араб. народов, а в нек-рых араб. странах привело к ее упадку. Со становлением капиталистич. отношений в этих странах произошло культурное Возрождение - нахда (кон. 19 в.). В араб. странах стали создаваться национальные культуры. Этот процесс особенно усилился в результате нац.-освободит. движения, развернувшегося на В. после Окт. революции в России. Начало историографии А. к. было положено Ибн Хальдуном, к-рый в своей "Аль-Мукаддима" пытался установить закономерность культурного развития народов Бл. и Ср. Востока. Он изображает развитие А. к. как результат влияния географич. фактора и придает особое значение взаимодействию кочевников и оседлого населения. В бурж. востоковедении первая попытка написать науч. историю А. к. была предпринята австр. востоковедом А. Кремером. В своем труде "Культурная история Востока при халифах" (А. Kremer, Culturgeschichte des Orients unter den Chalifen, Bd 1-2, 1875-77), содержащем мат-лы, взятые из араб. источников, и не утратившем своего значения поныне, он подверг изучению не только надстроечные явления, особенно интересовавшие его как историка идеалистич. школы, но и нек-рые элементы материальной культуры. Г. Вейль (Германия), Ю. Вельхаузен (Германия), У. Мьюр (Англия), А. Мюллер (Германия), К. Юар (Франция), Ф. Хитти (США) касались вопроса А. к. в своих общих трудах по истории арабов, однако не рассматривали А. к. в исследовательском плане. В 1909 вышла науч.-популярная книжка нем. историка Й. Хелля "Культура арабов" (J. Hell, Die Kultur der Araber). Бурж. историки-арабисты, особенно 20 в., преувеличивают значение ислама в истории А. к. Это нашло свое выражение, напр., в трудах франц. историка Kappa де Во "Мыслители ислама" (В. Carra de Vaux, Les penseurs de l´Islam, t. 1-4, 1921-23) и англ. историка Р. Леви "Социология ислама" (R. Levy, The sociology of Islam, v. 1-2, 1931-33,2 ed. - The social structure of Islam, 1957). Нек-рые бурж. историки, прежде всего франц. семитолог Э. Ренан, вообще отрицают существование А. к. В соответствии с концепцией, угодной колонизаторам, Ренан утверждает, что семитские народы не способны якобы к самостоят. культурному развитию. Совр. бурж. востоковеды рассматривают ислам не только как религию, но и как гос-во (Халифат) и культуру, недооценивают ист. значение культур отд. народов (в частности, народов Ср. Азии) и преуменьшают прогрессивную роль идеологии антифеод. движений. Нек-рые зарубежные востоковеды обращают преимуществ. внимание не на историю развития, а на процесс упадка А. к. (см. совместные труды востоковедов Зап. Европы и США: "Наследие ислама" - "The legacy of Islam", ed. by..: Th. Arnold and A. Guillaume, 1931, и "Классицизм и культурный упадок в истории ислама" - "Classicisme et d?clin culturel dans l´histoire de l´Islam". Actes du Symposium international d´histoire de la civilisation musulmane (Bordeaux 25-29 juin 1956), org. par R. Brunschvig et G. E. von Grunebaum..., 1958). Историки араб. стран в работах по истории арабов (20 в.) уделяют много места истории А. к., к-рая является для них предметом нац. гордости. Они подчеркивают при этом культурное превосходство араб. стран в ср. века над странами Зап. Европы. До сих пор сохраняет свое значение единственный на араб. яз. общий труд по истории А. к., написанный араб. историком Джирджи Зейданом в нач. 20 в., - "История мусульм. культуры" ("Тарих ат-тамаддун аль-ислами",т. 1-5, Каир, 1902). В рус. дореволюц. арабистике не наблюдалось попыток дать общий обзор истории А. к. Впервые такая попытка была предпринята сов. востоковедом В. В. Бартольдом в работах "Культура мусульманства" (1918) и "Мусульм. мир" (1922). Исключительно важное значение для изучения А. к. имеют исследования И. Ю. Крачковского, особенно его монография "Араб. геогр. лит-ра" (Избр. соч., т. 4, 1957), в к-рой содержится много мат-лов из вост. источников по А. к. Им же написана спец. брошюра "Араб. культура в Испании" (1937). Сов. востоковеды рассматривают А. к. в тесной связи с социально-экономич. отношениями и нар. движениями в странах Бл. и Ср. Востока. В своих исследованиях они уделяют особое внимание ист. роли народов сов. Востока в формировании и развитии А. к. (Б. Г. Гафуров, История тадж. народа, т. 1, 1949; С. П. Толстов, Древний Хорезм, 1948; А. Ю. Якубовский, статьи по истории Ср. Азии, главы "Всемирной истории", т. 3 и 4; Б. Н. Заходер, История вост. средневековья, 1944; "История стран зарубежного Востока в ср. века", изд. МГУ, 1957). Лит. (кроме назв. в тексте): Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 1-6, М.-Л., 1955-60; Крымский А., История арабов и араб. лит-ры..., ч. 1-3, М., 1911-13; L?vi-Proven?al E., Histoire de l´Espagne musulmane, nouv. ?d., t. 1-3, Leiden, 1950-53. E. A. Беляев. Москва.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»