Смотреть что такое "Сегунат Токугава" в других словарях

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Период Эдо (Эдо дзидай) - время политического господства дома Токугава(1603 - 1867) - подразделяется на два этапа: XVII век, для которого характерны черты развитого феодального общества, и XVIII - первая половина XIX века - период позднего средневековья.

Политическое объединение Японии в начале XVII века, достигнутое Токугава Иэясу, который провозгласил себя в 1603 году сёгуном, закончило дело, начатое двумя реформаторами - Ода Набугава и Тоётоми Хидэёси. С этого времени начинается последняя стадия развития японского феодализма.

Домен расположен в южном Кюсю и контролируется семьей Симадзу до конца Сёгуната Эдо. Симадзу был назван «Джито» Минамото ни Йоритомо. Мало-помалу Симадзу расширил свое имение в отделениях Кагохимы и Миядзаки. Во время битвы при Секигахаре они были на неправильной стороне, но выжили и последовательно завоевали Королевство Окинава. Усадьба стала одним из главных участников революции в Мэйдзи благодаря Сайго Такамори.

Мало-помалу Симадзу расширил свой домен в отделениях Кагошимы и Миядзаки. Название появилось в период Нары и означает «великий генерал, чтобы покорить варваров». Как следует из названия, у действующего лица есть прерогатива вербовать солдат для исправления восстания айнов, но это было временным. Мало-помалу этот титул изменился на верховную главу самураев без каких-либо отношений с Айну. Начиная с периода Камакура, титул стал постоянным и использовался до конца Эдо.

Политическое единство оказало благоприятное воздействие на экономику, стимулировало создание единого общеяпонского рынка, способствовало подъёму культуры. Одновременно усилилась власть и мощь сёгуната, являвшегося абсолютистской диктатурой, опиравшейся на военно феодальное сословие самураев. Самурайство как основная военная сила господствующего класса, освободившееся от участия в междоусобицах, стало применяться теперь исключительно для подавления выступления народных масс, страдавших от нещадной эксплуатации феодалов.

Он резко критиковал слабое настроение сёгуната Эдо, когда Коммодор Перри заставил Японию открыть эти порты. Не совсем исчерпывающий, но достаточный для определения эпохи в ее глобальном контексте. Японский словарь и цивилизация Эд. Роман и новый в Японии от эпохи Мэйдзи до настоящего времени Эд.

Оригинальные герои японского средневекового общества. Возраст воинов, сёгунальный режим, связи вассалажа: Япония свергает то, что известно как средневековье. Выражение, мы подозреваем, здесь неологизм. Этот заголовок стал кульминацией отражения. Сначала Хара хотел означать промежуточный период между двумя стабилизированными обществами, древняя эпоха, в которой доминировал императорский двор, установленный в Хейан, и современная эпоха, в которой доминировал сёгунат Токугава, установленный в Эдо. После централизованного режима древней монархии последовала система расщепления государственных органов.

Токугавское правительство лишило феодалов возможности вести междоусобные войны и выступать против центральной власти, сохранив за собой право контроля над даймё. У феодалов, выступавших против Токугава, отнимали (полностью или частично) владения, в некоторых случаях недовольных перемещали в другие районы.

Одной из главных мер, принятых центральным правительством в первые же годы, было разделение всех крупных феодалов на три группы в зависимости от их прежнего (до 1600 года) отношения к дому Токугава:

Таким образом, возраст воинов обозначил начало феодального периода в Японии или, если предпочитают, начало средневековья. Но, выбирая этот термин средневековья, Хара Кацуро также интересовался сопоставлением великих сокращений западной истории, античности, средневековья, современных времен и современной эпохи с историей японской истории. В то время, когда Япония столкнулась с царской Россией в Порт-Артуре и демонстрировала свою современную техническую мощь, отправив российский флот в Цусиму, было полезно подчеркнуть сходство исторического развития на Западе и в Японии.

1) высшая группа даймё, в которую входили так называемые госанкэ (три знатных дома) - семьи, родственные дому Токугава (Кии, Мито, Овари);

2) фудай-дайме - князья, находившиеся в вассальных отношениях к сёгуну и поддержавшие его во время битвы при Сэкигахара;

3) тодзама-даймё, т. е. даймё, которые были враждебны дому Токугава в его борьбе за центральную власть.

Как и в средневековой Европе, в Японии произошла фрагментация власти, феномен милитаризации господствующих классов в провинциях, возникновение связей вассала, объединяющих лорда с его человеком, рождение господствующих на земле землевладельцев и тех, кто работает над этим. Сёгунальное государство, образованное в конце третьего века, даже обладало определенными особенностями феодальных монархий Запада. Сёгун династии Минамото не был вложен императором, потомок богини Солнца, поскольку король Франции свят епископом Реймса, представителем христианской церкви и делегатом папы Рима, точно так же, как короля Англии увенчали в соборе Кентербери?

Тодзама-даймё относились к группе феодалов, земли которых нередко конфисковывались и передавались сторонникам Токугава или рассредоточивались между владениями фудай-даймё с целью предотвратить заговоры или создание группировок, могущих причинить вред правительству.

С этой целью были введены:

Институт заложничества (санкин-кодай), предусматривавший, что даймё после годичного пребывания в своём поместье должны были год жить в Эдо и держать там свою семью в качестве заложников;

Пока «изобретая» новые социальные формы, Япония незаметно отошла от социальных моделей, которые должны регулировать человеческие отношения в Азии и особенно в Китае. Идеологические ставки таких исторических дискурсов в дни триумфального империализма можно легко измерить.

Эти вооруженные местные лорды объединились в вассалистические группы, объединяющие в себе обязательства взаимных обязательств сюзерена вассалу, который называется здесь кенином, человеком домашнего хозяйства. Японское средневековье также было источником новых ценностей, вытекающих из примитивной воинской этики, которые были «уточнены» путем контакта с формами мысли из Китая, особенно дзен-буддизма и неоконфуцианства.

Положение о выдаче ссуд для удержания феодалов в финансовой зависимости;

Закрытие страны во избежание внешних стимулов волнений

Кроме того, за феодалами и их поместьями зорко следили особые чиновники сёгуната - мэцукэ (буквально «прикрепленный глаз»), в подчинении которых находился аппарат секретной службы, и разъезжавшие по феодам инспекторы, незамедлительно докладывавшие о любых, даже незначительных происшествиях и инцидентах вышестоящему начальству.

Но для многих довоенных историков средневековье остается решающим моментом в истории страны, потому что именно здесь подтверждается национальная идентичность Японии. Такой взгляд на вещи также позволил объяснить глубокое значение периода, следующего за Средневековью, эпохи Эдо. Это был своего рода древний режим в японском стиле, и некоторые сёгуны династии Токугава, такие как Йошимуне, были идеальны в роли просвещенных деспотов.

Несомненно, что рождение группы воинов, бушей, первых слуг, вооруженных дворянским двором, тогдашних лордов с обширными местными силами, является феноменом, свойственным внутренней эволюции японского общества, который не найден, по крайней мере, в сопоставимых масштабах в других азиатских обществах. Следовательно, этот соблазн для многих историков увидеть во внешности, а затем и расширение этих слоев воинов, функционирование и ценности которых действительно представляют себе феодальные слои Запада, двигатель исторического развития оригинал.

Князья, как правело, не вели собственного земледельческого хозяйства, и по этому крестьяне не несли барщинной повинности на поле. Однако это не означало, что барщина вообще отсутствовала. Она существовала в виде очень тяжёлой гужевой повинности (сукэго), когда с каждых 100 коку урожая риса реквизировались две лошади и мобилизовались два человека для обслуживания казённого транспорта. Барщина практиковалась при сооружении замков, проведении ирригационных работ, обеспечении личных нужд феодала.

Социальная мобильность, бунты, рост. Если поднятие воинских слоев, создание сёгунального государства и постепенный крах политической системы, созданной имперской монархией в старинный период, является одним из ярких явлений того периода, социальная мобильность или социальная нестабильность также являются одной из основных особенностей этого общества. На современном языке можно было бы, возможно, вдохновить перевести это выражение на «революцию», если, конечно, не услышать к вечеру, а многовековое движение постоянного допроса государственных или региональных властей, эмансипативной тяги нижних слоев общества.

В результате смены князя и замены административного аппарата крестьяне подвергались ещё большей эксплуатации со стороны вновь назначенных господ, стремившихся увеличить налогообложения, не будучи уверены в прочности своего положения. За один XVII век произошло 463 крестьянских восстания, причинами которых являлись злоупотребления самураев и протесты против назначения нового князя.

Они отказываются от фатальности своего состояния, в то время как правящие классы неспособны поддерживать стабильные институты. Неопределенность в определении собственности на землю, переплетение прав на землю, множественность юрисдикций и практика совместного правопреемства между потомками, находящимися под властью главы относительной причины, между социальных групп, но также и в тех же социальных слоях, даже внутри семей. Насильственные конфликты противостоят лордам своим соседям. Частная война становится обычной.

Конфликты за реальный контроль за земельными и крестьянскими гонорарами, но также и удовольствие от грабежа и войны для себя в обществе, в котором по-прежнему преобладает боевая этика. Но феномен феодальной войны становится более сложным из-за существования реальных социальных конфликтов, противостоящих помещикам и крестьянским общинам.

Одно из крупнейших крестьянских восстаний произошло в Симабара на острове Кюсю в 1637 году. Крестьяне восстали из-за смены князя и введения его приёмником для недоимщиков изуверской казни - «танца соломенного плаща» (мино одори), когда на смертника надевали крестьянский соломенный плащ, связывали руки и поджигали плащ. В этом восстании участвовало около 30 тысяч человек, преимущественно христиан, и поэтому оно также известно под названием «Христианского» восстания.

Очень высоко структурированные вокруг выращивания риса, последние часто сопротивляются победоносному захвату налогов, налагаемому верхними слоями. Количество и характер годовых сборов, продолжительность обязанностей и их объект составляют частую тему спора. Продукты развития денежной экономики, другие конфликты возникают между людьми сельской местности и денежными кредиторами, проигравшими деньги, населяющими города. Борьба с фракциями в пределах вассалистов, которые контролируют преемственность наследия, классовая борьба в сельской местности между крестьянскими общинами и военачальниками или отсутствующими городскими властями, также сопровождаются конфликтами между самими сельскими общинами, японские историки описывают борьбу с ограничениями.

Не менее важной задачей сёгунат Токугава считал консервацию сложившегося в Японии к началу X VII века политического и общественного строя. Сословной системе и строгому соблюдения отношений господства и подчинения в этот период уделялось особое внимание. Деление общества на сословия, введенное Хидэёси, осталось почти в неизменном виде с той лишь разницей, что сословие горожан стало подразделяться на ремесленников и купцов. Классовая структура эпохи Токугава выражалось формулой «си - но ко - сё» - «самураи - крестьяне - ремесленники - купцы». Все четыре сословия вместе назывались «симин».

Это иногда ожесточенные споры о контроле и распределении оросительной воды, эксплуатации древесины и паров, а также о границах суши. Эти инциденты, мотивы которых могут показаться смешными, вскоре напуганы, каждая община ищет защиты, а иногда и военной помощи от своего лорда.

Воспользовавшись неспособностью государства-сёгунала навязать свою точку зрения и в конечном итоге провести арбитражное разбирательство между сторонами, которые хотят сражаться, деревни, городские районы и кантоны в конечном итоге создают автономные местные правительственные структуры на основе федераций деревень в разы масштаба всей провинции. Этот гигантский социальный толчок и это стремление к автономии и местной власти, порожденной кризисом феодальных структур, неспособных принять столь мало их роли и все более считаться излишними, объясняют трудности властей средневековья отделки для обеспечения порядка.

Права и обязанности каждого сословия были строго регламентированы. Особенно жёстко определялись обязанности крестьян. Токугава Иэясу приписывают слова: «Крестьяне - это кунжутное семя, чем больше жмёшь, тем больше выжмешь». Один из его ближайших сподвижников говорил: «Наилучший способ управления крестьянами заключается в том, чтобы оставлять им пищу только на год, а остальное брать в качестве налога».

Эта неспособность конституционных властей навязать себя перед этим движением постоянной дестабилизации снизу освещает эндемический характер войны в течение большей части периода. Если средневековье, безусловно, возраст воинов, то это также возраст восстаний, момент социального неповиновения.

Долго считавшийся черным периодом в истории страны, потому что анархический, потому что узурпации были частыми, средневековый период сегодня в значительной степени пересматривается японскими историками. Эти четыре столетия проходят в моменты первого «взлета» страны. Этот экономический бум и этот социальный динамизм уже делают этот «Ципанго», вызванный Марко Поло, если не страной сказочного металла, по крайней мере одной из первых торговых держав Дальнего Востока. Несмотря на гражданские войны и хроническую политическую нестабильность, японское общество достаточно структурировано, чтобы учиться у первых западных людей, которые достигли Японии, что нужно знать о остальном мире, не впадая в техническую и культурную зависимость Европы.

Самураи, естественно, как опора токугавского режима стояли на высшей ступени общественной лестницы, они считались лучшими людьми страны, цветом японской нации. Отсюда поговорка: «Среди цветов - вишня, среди людей - самураи».

За самураями шли крестьяне. Земледелие, по конфуцианской этике, считалось благородным занятием еще в древнем Китае. Это положение осталось неизменным и в феодальной Японии. К тому же крестьянство для бакуфу и кланов по существу являлось основным источником средств (в первую очередь риса - всеобщего денежного эквивалента). В связи с этим крестьяне особо выделялись самурайством среди простонародья и занимали как бы привилегированное положение среди низших сословий.

Перед лицом европейского огнестрельного оружия японские металлисты не совсем обездолены. Они являются наследниками традиции ремесла, которая доказала свою ценность. В частности, они разработали методы аэродинамической трубы, которые позволяют производить неизвестную теплоту в печах в других местах. Владение их искусством таково, что они сделали свою страну главным экспортером оружия в регионе. И японские мечи хорошо стоят лучших лезвий Толедо. У ремесленников Танегасимы, монастыря Негоро-джи, монастыря Сакаи и в других местах немедленно поручается изучение этих удивительных орудий, которые давно известны в других частях Юго-Восточной Азии.

Деревни были разделены на пятидворки, во главе которых стояли назначенные властями богатые крестьяне; в их обязанности входили регулярный сбор натуральной ренты-оброка и полицейский надзор за соблюдением правительственных регламентаций.

Крестьяне были прикреплены к земле. В случае бегства кого-либо остальные жители пятидворки выплачивали за бежавшего все налоги и поборы. За побег крестьяне подвергались строжайшим наказаниям.

Еще лучше, достаточно нескольких лет, чтобы понять всю партию, которую нужно извлечь из этого нового оружия. Приезд европейцев в моря Дальнего Востока представляет собой новый вызов для азиатских стран региона. С кораблями, способными противостоять высоким морям в течение многих месяцев, эффективные пушки, оживленные непоколебимой верой, португальцы не имеют перед собой инертных обществ. Большинство из них смогут удержать новичков на расстоянии. Это особенно характерно для Японии, которая демонстрирует поразительную «современность» для общества, которое на протяжении веков оставалось отдельно от мира.

Ниже крестьян стояли ремесленники. Они были организованы в особые цехи (дза), построенные на началах монополии производства, наследственности ремесла и внутренней иерархической структуры (мастер - подмастерье - ученик. Правительство строго регламентировало деятельность цехов и облагало ремесленников тяжёлыми налогами.

Совсем презренными считались купцы. Торговцы объединялись в гильдии (накама) на тех же приблизительно основаниях, что и ремесленники. Для пополнения казны Токугава ввели лицензии (кабу), которые продавались цехам и гильдиям, что укрепило юридическое положение последних.

Замыкали социальный ряд феодального общества две категории населения:

1) нищие (хинин - буквально «нечеловек»);

2) эта - парии, которые исполняли самые грязные и постыдные, по мнению самураев, работы, связанные с выработкой кожи и кожевенным производством, уборкой нечистот и т. д.

Совершенно обособленной продолжало оставаться придворная аристократия (кугэ) - прослойка господствующего класса, занимавшая формально ещё более высокое место, чем самураи, в сословной организации японского общества, но лишенная всякой политической власти и способности к действию.

Переход из одного сословия к другому практически был невозможен, за исключением случаев усыновления.

Сословие воинов формально считалось единым. Тем не менее, регламентация Токугава коснулась и его. Она ввела четкое иерархическое разделение в среде военного дворянства. Наряду с выделениям у самураев высшего ранга даймё (военная знать) трёх классов (госанкэ-, фудай-, тодзама-даймё) и иерархией феодальных князей, определившей положение каждого из них по размерам территории.

Даймё в соответствии с их богатством и могуществом делились на:

1) даймё высшего ранга - владетелей провинций - кунимоти, или

2) владельцев замков - сиромоти, или дзёсю;

3) владельцев поместья - рёсю.

Была оформлена новая прослойка самурайства, так называемая хатамото (буквально «подзнаменные» или «знаменосцы») или дзикисан (непосредственные вассалы). Они, как и уже названные гокэнин, являлись годзикисан, т.е. самураями, подчинявшимися непосредственно бакуфу и сёгуну.

Хатомато, в отличие от гокэнин, обладали большими привилегиями: они имели право личных аудиенций у сегуна, при представлении министром сегуна (родзю) входили в помещение непосредственно с главного входа; во время встречи с процессией госанкэ поворачивались к ней спиной, делая вид, что не видят ее. Гокэнин обязаны были припадать к земле сразу же, увидев копьеносцев торжественного шествия. Хатомато могли ездить верхом даже в Эдо, что прочим не разрешалось. В случае войны Хатомато должны были принимать участие в комплектации армии сегуна, поставляя по пять человек с каждой тысячи коку риса своего годового дохода. В мирное время Хатомато входили в состав административного аппарата сегуна, приближаясь этим к дайме, и составляли вместе с сёмё (мелкопоместные феодалы, буквально «малое имя» в противоположность даймё - «большое имя») верхушку сословия самураев.

Хатомато и гокэнин так же, как и даймё, делились на категории: фудай (фамилии ближайших сподвижников Токугава Иэясу) и гохо.

Ниже Хатомато и гокэнин по социальному положению стояли вассалы вассалов - байсин, или самураи, находившиеся в подчинении многочисленных местных феодалов.

Последнее место в сословии принадлежало низшим самураям, рядовым воинам - асигару, или кэнин.

Вне всех этих категорий стояли ронин, или роси - самураи, утратившие место в своей феодальной организации, в своем клане. Они покидали своего сюзерена по его принуждению или же добровольно. Многие ронины, лишенные к средств к существованию, искали нового покровителя или становились на путь грабежа и разбоя, объединяясь в банды.

Экономическое благосостояние и мощь японских феодалов определялись величиной их земельных владений, которые были постоянно закреплены за даймё, и кокудака - размером урожая риса, самого важного продукта обмена в Японии того времени.

Обще годовой сбор риса по всей Японии составлял 28 миллионов коку, из которых 8 миллионов принадлежало сёгуну (40 тысяч коку назначались императорскому двору), а 20 миллионов являлись собственностью 270 дайме

Доход князей колебался от 100 тысяч коку до 1 миллиона коку, выделялся такой род, как Маэда. Далее следовали Симадзу, Датэ и несколько других могущественных кланов.

Основная масса самураев не имела земли и получала от феодала за несение службы (хоко) специальный паек рисом - року (в 1653 году сегун издал указ о переводе всех самураев на рисовый паек). Некоторые высшие, особо приближенные к окружению крупных феодалов самураи часто получали в год по 10 тысяч коку, хатомато (их было около 5 тысяч) назначался паек менее 10 тысяч коку риса, пенсия рисом гокэнин (15 тысяч) равнялась 100 коку.

Рядовым вассалам даймё выдавалось еще меньше риса - около 30 коку в год. Этим пайком самураи удовлетворяли собственные и семейные нужды, начиная от одежды и пищи и заканчивая предметами роскоши. От цен на рис зависело благополучие буси и соответственно крестьянства, основного производителя и поставщика этого продукта.

Землю от феодала получала, как правило, очень незначительная часть самураев - старшие самураи, которые управляли определенной частью земель дайме.

Такие самураи являлись главными вассалами князя - каро или управляющими ленными владениями - кунигаро. Содержание даймё и его вассалов, истощавшее бюджет страны, осуществлялось за счет крестьянства, которые получали в пользование земельные наделы на правах аренды и платили за это ренту - налог (нэнгу), а также исполняли всевозможные повинности. Таких крестьян, прилепленных к своему наделу, именовали «хомбякусё», т.е. «настоящие крестьяне».

Большая часть производимая крестьянами сельскохозяйственная продукция отбиралась в пользу их эксплуататоров, хотя основной налог должны были собирать по принципу «соко року мин» - «4 части - князю, 6 - народу», иногда «2 - князю, 1 - народу».

Эпоха правления сёгунов Токугава была временем наивысшего расцвета сословия самураев, окончательного сложения его идеологии, культуры и обычаев. Однако это же время ознаменовало собой завершающий этап развития японского феодализма, этап его разложения и низвержения, которые повлекли за собой упадок самурайства и ликвидацию его как сословия, порожденного феодальным строем и не могущего существовать без этого строя.

Действия оппозиционных сил включали теперь выступления горожан, представителей разнообразных слоев складывающейся буржуазии, ронинов, крупных боевых отрядов самураев, которые боролись не только против бакуфу, но и против верхушки феодальных княжеств. Переговоры с американцами вызвали сопротивление императорского дома, но сёгунат, несмотря на противодействие, подписал этот договор. Внешне сёгунские чиновники продолжали соблюдать договоры, поддерживать нормальные отношения с иностранцами, но в тоже время по стране тайно рассылались директивы населению - готовиться по сигналу выступить против «иностранных варваров». Этот лозунг, рассчитанный на удовлетворение самурайской оппозиции, хотя и был поддержан некоторыми социальными, но не смог предотвратить выступления дайме.

В 1862 г. князь Симадзу во главе своих войск вошел в Киото с намерением продемонстрировать императору свои верноподнические чувства, а потом двинулся на Эдо. Это была явная демонстрация независимости. К тому же Симадзу потребовал от сёгуна отмены системы заложничества. Сёгунат вынужден был отступить, и система заложничества была отменена.

Маневры сёгуната в политике по отношению к иностранцам привели к тому, что по всей стране начались стихийные и организованные выступления против представителей западных держав. В 1862 г. в княжестве Сацума самураи убили англичанина. В 1863 г. в княжестве Тёсю обстреляли иностранные суда. Правительству пришлось выплатить компенсацию и пойти еще на некоторые уступки.

Киото продолжал оставаться в руках оппозиции. Значительная часть этих воинских сил составляли самураи низших рангов, ронины и примкнувшие к ним отряды горожан. Их действия зачастую были направлены не только против сёгуната, но и вообще против имущих классов- феодалов, торговцев, ростовщиков.

Боясь этого движения низов гораздо больше, чем мятежных феодалов, сёгунат попытался договориться с иностранцами и получить в случае необходимости от них помощь при ликвидации опасной ситуации в Киото. Используя войска некоторых лояльных князей (французы оказали сёгуну помощь оружием) сёгунат выбил отряды восставших из Киото.

Расширение гражданской войны со все возрастающей активностью низших слоев населения вызвало беспокойство западных держав. Англия все более определенно поддерживала антисёгунскую коалицию, Франция по-прежнему ориентировалась на сёгунат. Главенство в антисёгунском движении все более переходило к рядовому, радикально настроенному самурайству. Требование ликвидации сёгуната как виновника навязанных Японии неравноправных договоров, так же как и призыв «Долой варваров» приобретал в глазах представителей широких городских и сельских масс патриотический и прогрессивный смысл.

В условиях обострения обстановки и явного ослабления позиций сёгуната западные державы потребовали осенью 1865 г. еще более значительных уступок в торговой и таможенной сферах. Сёгунат удовлетворил все их требования.

В 1866 г. умер сёгун Иэмоти и к власти пришел Кэйки, последний из дома Токугава.

В начале 1867 г. умер император Комэй, и это тоже сыграло немаловажную роль в усилении позиций оппозиции. Комэй был крупнейшей фигурой в лагере антисёгунской оппозиции и был сторонником умеренных взглядов и выступал за компромисс с сёгунатом. Его преемником стал четырнадцатилетний Муцухито и в первое время он не мог выступать серьезным противником этой политики. Воспользовавшись слабостью его позиций, лидеры дворянско-буржуазного блока предъявили новому сёгуну меморандум с требованием немедленно вернуть власть законному правителю. В октябре 1867 г. сёгун, видя решительность оппозиции, согласился с этими требованиями. Правда, этот отказ от власти не означал немедленного перехода ее к императорскому дому. В стране существовали влиятельные силы из числа провинциальных даймё, которые не хотели терять свою власть, и их сопротивление было с трудом подавлено только к весне 1869 г.

Девизом правления было выбрано - «Мэйдзи» - «Просвященное правление». Эти события официальная историческая школа Японии называет «Мэйдзи - исин» - Реставрация Мэйдзи.

Пришедшее к власти новое правительство номинально возглавлялось императором Муцухито. Основной состав аппарата новой власти был представлен низшим самурайством юго-западных княжеств. Активное влияние на формирование политики новой власти стали играть видные деятели оппозиции - представители обуржуазившегося дворянства. В первое время программа нового правительства не отличалась радикальностью. Слабой стороной новой власти с самого начала было то, что ведущую роль в ней играли не капиталистические, а больше феодальные элементы.

Вес японской буржуазии во многом определялся ее экономической слабостью, что в свою очередь было следствием ограниченных источников первоначального накопления. Длительный период изоляции исключил широкое развитие внешней торговли, развитие колониальной экспансии. Единственным источником накопления капиталов был узкий и бедный внутренний рынок. Большая часть буржуазии была связана с земледелием, торговлей и участвовала в ростовщических операциях. Основные денежные накопления находились в руках не промышленной, а торговой и торгово-ростовщической буржуазии. Наиболее богатые и привилегированные слои буржуазии были теснейшим образом связаны с сёгунатом и крупнейшими даймё и находились под их покровительством.

Таким образом, слабость экономических позиций буржуазии и переплетение ее интересов с интересами феодалов обусловили ее политическую незрелость и несамостоятельность. Она гораздо больше боялась своего естественного союзника - крестьянина и горожанина, чем феодала. В этом главная причина половинчатости событий 1867 - 1868 гг. в Японии.

Феодальное военное правительство Японии, основанное в 1603 году Токугавой Иэясу и возглавляемое сёгунами из рода Токугава. Просуществовало более двух с половиной веков вплоть до 1868 года. Этот период в истории Японии известен под именем периода Эдо, по названию столицы Японии города Эдо (ныне Токио). Ставка сёгуната находилась в замке Эдо.

После периода феодальной раздробленности и гражданских войн между различными княжествами, известного как Период Сэнгоку Дзидай («Эпоха воюющих провинций»), Япония была вновь объединена в единое государство, благодаря усилиям Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси (Период Адзути-Момояма). После сражения в Сэкигахаре в 1600 г. верховная власть в Японии перешла к Токугаве Иэясу, завершившему процесс объединения Японии и получившему в 1603 году титул сёгуна. Он стал основателем династии сёгунов, продолжавшейся до середины XIX века. В сражениях со своими противниками Иэясу неизменно побеждал, а их земли присваивал себе, так что к моменту прихода к власти он уже был крупнейшим феодалом страны.

Кроме того, у многих крупных землевладельцев он отбирал ещё и прииски по добыче драгоценных металлов, что обеспечило его монополию в этой отрасли. Ему подчинялись также провинции, официально сохранившие статус независимых: Осака, Сакаи и Нагасаки. В 1605 году он передал титул сёгуна своему сыну Хидэтаде, но сохранил в своих руках всю полноту власти вплоть до своей смерти. Несмотря на свое явное превосходство как в военном, так и в экономическом плане, Иэясу не расслаблялся. Его многочисленные противники объединились вокруг сына предыдущего правителя - Хидэёри, которые при поддержке христианских стран готовили переворот. Однако Иэясу опередил их намерения и в 1615 году разгромил ставку претендента на верховный пост в Осаке: почти все заговорщики были убиты, а сам Хидэёри покончил жизнь самоубийством. После этой расправы в стране воцарились долгожданный мир и стабильность.

Первым делом Иэясу упорядочил систему управления страной. Император и его приближенные потеряли всякую возможность вернуться к власти. Теперь главным в стране был сёгун, у которого был первый министр, исполнявший роль главного советника, а также регента при несовершеннолетних наследниках Токугавы. Эта должность носила название тайро. Следующим звеном в осуществлении административных функций был городской совет старейшин - родзю, общавшихся с сёгуном только через посредство собаёри - своеобразных камергеров правителя. Кроме того, в крупных городах, таких как Киото и Осака, была учреждена должность самостоятельного правителя - гундай.

Общество делилось на 4 сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Кроме того, существовали и свои маргиналы: эта (парии), хинин (нищие) и бродячие артисты. Был определён строгий кодекс поведения для каждого сословия, несоблюдение которого строго каралось. Главным сословием были воины-самураи, которые составляли десятую часть всего населения и обладавшие огромным количеством привилегий. Отличительным признаком, указывающим на статус самурая, было ношение двух мечей. Начало периода Токугава стало эпохой расцвета самурайства: за малейший неверный жест со стороны представителя низшего сословия они имели право казнить его на месте.

В то же время самураи занимались только войной и ничего другого делать не умели, а содержать такую большую армию в условиях достигнутого мира было совершенно бессмысленно, поэтому очень скоро начинается упадок самурайства. Вынужденные зарабатывать себе на жизнь, они либо превращались в наёмных убийц - ронинов, либо становились разбойниками, либо преодолевали собственное презрение к мирским занятиям и становились чиновниками или торговцами. Небольшое число самураев нашли себя в преподавании основ воинского искусства: были открыты школы, где мальчиков из знатных семей обучали воинскому искусству, а также специфическому кодексу "Бусидо". Опустившиеся самураи не желали мириться с подобным положением дел, вследствие чего режиму Токугава неоднократно приходилось подавлять восстания ронинов, стремившихся вернуть себе былую славу и привилегии. В целом вплоть до конца правления Токугава в обществе царили относительная стабильность и покой.

С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в интерпретации философа Чжу Си. Он провозглашал незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших старшим и прочие идеалы, импонировавшие власти сёгуната, оправдывавшие его действия. Благодаря поддержке правящего режима чжусианство вскоре заняло позиции официального религиозного учения страны.

Еще одной тенденцией эпохи стало развитие идей националистического толка. Если первоначально изыскания в этой области носили мирный характер и были направлены лишь на поиски национальной самоидентификации, то позднее они переродились в агрессивно настроенные теории японского превосходства. Так, в трудах ярого националиста и синтоиста Ямага Соко открыто пропагандируется исключительность японской нации, ее самодостаточность и независимость от континентальных культур, в частности Китая. Его рассуждения задали тон последующим исследованиям японских националистов.

С развитием городов и усилением влияния горожан на общественную жизнь страны возникла необходимость в формировании их собственной идеологии. Именно это определило возникновение учения сингаку, представляющего собой практическую этику. Согласно сингаку, достичь богатства и процветания можно было благодаря собственному интеллекту, бережливости и трудолюбию. Эти ценности сыграли немалую роль в формировании менталитета современных японцев.

Еще одним течением общественной мысли того времени была школа коку-гаку, ратующая за поиски национальной японской идентичности. С этой целью была проделана работа по изучению памятников древней японской письменности, где планировалось выявить особенности самобытного японского пути развития страны. Одним из инициаторов этого движения был Хирата Ацутанэ, активно отстаивавший позиции синтоизма как исконно японской религии, наиболее соответствующей всем духовным потребностям японского народа.

В своей работе "Драгоценные узы" он провозглашал родство всех японцев, их божественное происхождение, а следовательно, превосходство над другими расами. Учение было популярно во всех слоях общества, за исключением правящего. С целью помешать его дальнейшему распространению сёгун объявил единственной религией страны чжусианство, а все остальные поставил вне закона. Но начавшиеся процессы распада феодального сознания и обретения независимости всеми социальными слоями остановить было уже невозможно. В конечном итоге развитие националистических идей стало одним из факторов, предопределивших падение дома Токугава.

После восстания в Симабаре в 1637-1638 гг., поднятого угнетаемыми экономически и притесняемыми религиозно христианскими самураями и крестьянами, христианство в Японии было окончательно разгромлено. Выжили лишь незначительные, глубоко ушедшие в подполье группы верующих. Вскоре после этого были разорваны отношения с Португалией, а члены португальской дипломатической миссии были казнены. Всем подданным было приказано "зарегистрироваться" в буддистском либо в синтоистском храме. Голландцам и китайцам было разрешено пребывание, соответственно, на островке Дэдзима и в особом квартале Нагасаки. За исключением незначительной торговли некоторых внешних даймё с Кореей и островами Рюкю к юго-западу от японского архипелага, после 1641 г. все контакты с иностранцами были ограничены портом Нагасаки.

Период после падения сёгуната Токугава стал периодом правления восстановленной власти императора. В исторической науке Японии он получил название "Мэйдзи". Политические изменения повлекли за собой перемены и в других сферах жизни общества. Реформы в Японии имели специфический характер: с одной стороны, все слои общества, в том числе и военное сословие, были заинтересованы в росте экономики страны, но с другой - самураи и крупные землевладельцы, восстановив власть императора и вернув себе часть исконных привилегий, не желали потерять их вновь. Новое правительство пыталось сохранить феодальные порядки, но нависшая угроза захвата Японии западными странами обусловила приход новых капиталистических порядков, гарантировавших рост влияния и независимости Японии. Для дальнейшего развития страны было необходимо проведение реформ, которые были осуществлены в 1868-1873 годах.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»