Хохлы едят сало. Почему украинцы любят сало. Сало на службе Украины

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

90-60-90 - это не просто цифры. Это - Эталон Женской Красоты. Идеальная пропорция. «Золотой стандарт». Любая девушка знает: если у тебя такие параметры - ты идеал. И не важно, какой у тебя рост - 150 см. или 190; неважно, какое у тебя телосложение - изящное или «широкая кость». Главное - соответствовать заветным цифрам, а «показания» зеркала и мнение мужчин не имеют никакой объективности.

Когда говорит Его Величество Мода - Ум и Логика замолкают. Но мы живем в свободной стране, поэтому смело выскажем альтернативную точку зрения, не опасаясь быть облаченными в полосатую робу «от Кардена» и упрятанными в кутузку. Итак...

Феномен «90-60-90» объясняется очень просто: эталоном красоты конца ХХ и начала ХХI веков признаны... манекенщицы. И теперь их болезненная худоба и стандартные, как у фабричных кукол, размеры - общепризнанный образец для подражания. Но кто изобрел формулу 90-60-90? Кто заставил девушек всего мира превращать себя в типаж узника концлагеря, чтобы достичь этого стандарта? Точный ответ не знает никто, но на это счет имеется несколько интересных гипотез.

Элементарная лень. Шить «на худых» ведь намного легче! Зачем усложнять себе работу?

Эстетика : Всем известно, что длинное узкое платье выглядит очень красиво и элегантно само по себе. Модельер создает платье ради него самого, а не одежду, которая украсит девушку, как должно было бы быть в идеале. Он творит коллекцию, как композитор мелодию, и девушки занимают в системе его ценностей второстепенную роль - исполнителя, инструмента, живого манекена.

«Живой манекен». Как Вы думаете, на чем подмастерья «доводят» шедевры модельеров? На стандартном манекене, имеющем знаменитые на весь мир параметры 90-60-90. Откуда взялись эти цифры (90-60-90) история умалчивает, но, поскольку цифры уж очень, до безобразия, круглы (любые другие параметры женской фигуры пришлось бы измерять, в основном, в миллиметрах), напрашивается логический вывод, что это не пресловутая идеальная пропорция женских объемов, а просто размеры, максимально приближенные к средним и «закрепленные» на удобных цифрах. Возможно, появлению этого «золотого стандарта» мы обязаны простым работягам-инженерам, которые, проектируя стандартный модельный манекен, просто решили не утруждать себя и других тонкими расчетами.

Итак, модельер создал коллекцию своих шедевров. Что ему теперь нужно? Правильно - живой манекен, максимально соответствующий по параметрам «мертвому». По таким критериям и отбирают девушек-моделей. Низкорослые девушки выглядят не так привлекательно-элегантно, как высокие, поэтому, чтобы достичь максимального эффекта и подчеркнуть все достоинства платья, девушка-модель (на профессиональном жаргоне «вешалка») должна обязательно обладать кроме стандартных размеров еще и высоким «модельным» ростом.

ВЫВОДЫ : Если Вы в будущем не планируете стать моделью - можете смело отправлять формулу «90-60-90» в корзину для мусора. Идеальная пропорция женской фигуры: объем талии = примерно 2/3 объемов груди и бедер, и никак иначе. Точных цифр (90-60-90 или любых других), применительно ко всем женщинам, независимо от их типа телосложения и роста не существует.

Чтобы фигура была по настоящему красивой - важна не только пропорциональность, но и соответствующие объемы, которые для разного роста и типа телосложения разные. Более всего повезло в этом плане женщинам, имеющим тонкокостное «изящное» телосложение; они, имея «золотой стандарт», выглядят очаровательно при любом росте (хотя для низкорослых 90-60-90 - зачастую уже перебор). Средний же тип («спортивный») уже дает ощутимый разброс: низкорослые обладают фигуркой-мечтой («все при ней»), высокие - точеной элегантной фигурой, склонной к худобе (этот тип хорошо иллюстрирует большинство манекенщиц). Если же втиснуть в размер 90-60-90 вполне привлекательную женщину ширококостного типа (особенно - высокого роста), - получится жалкое зрелище, которое будет привлекательно только в лесбийских кругах.

Бездумно следовать моде никогда не стоит. Вы же не наденете на себя вещь, которая, даже будучи ультрамодной, вам совершенно не идет? Ваше тело - это тоже в какой-то мере платье, которое, будучи «перешито» вами в несоответствующий объем, только уменьшит вашу привлекательность. Ищите свой собственный «золотой стандарт», советуясь не только с модой, но и с зеркалом, не забывая принимать во внимание мнение мужчин - истинных ценителей женской красоты.

Итак. Сегодня будем говорить о женской фигуре. Точнее - о некой идеальной фигуре. Вот бытует такое распространенное мнение - что "идеально" - это когда 90х60х90. Что это за цифры? Это обхват бёдер - талии - груди. В сантиметрах. Откуда это пошло? Ну вопрос женской красоты занимает множество пытливых умов уже давно - и вот измеряли-сравнивали. И кто-то где-то пришел к выводу - что у всех женщин, которых когда-либо считали обладательницами идеальной фигуры - пропорции приближены к тем самым 90 60 90.

Первый пример 90 60 90, скорее всего, любой назовет Мерилин Монро. Ее "показатели" хорошо известны - это 86-60-92. Собственно вот и оно - действительно цифры близки к 90 60 90. Вместе с тем. Для меня всегда было очевидно то, что формула 90 60 90 - неверная. Ведь ясное же дело - что люди бывают более высокие и более низкие. Более полные и менее полные. Ну не может идти речь о фиксированных абсолютных значениях. Само собой напрашивается - что, как минимум, речь должна идти о пропорциях, а не об абсолютных значениях.

Т.е. какая-то часть тела должна каким-то коэффициентом зависеть от другой. Это - первое. Дальше. Ведь ни у кого и нет этих самых 90 60 90. Даже у Мерилин Монро. Давайте назовем вещи своими именами: 86-60-92 - это не 90-60-90. Это совершенно другая пропорция. Если бы формула была верна - ну тогда Мэрилин бы и не стала знаменитой. Нашли бы именно ту представительницу женского пола - у которой ДЕЙСТВИТЕЛЬНО 90-60-90.

Уже тот простой факт, что у общепризнанных идеальных фигур ни у кого 90-60-90 нет - это уже само собой доказывает то, что это неверное соотношение. Поэтому мы делаем единственный правильный вывод в данном случае: формула данная - ложная.

Итак. Формула отвергнута. Но взамен этой формулы я хочу обратить внимание на кое-что другое. Для меня всегда было понятно то, что 90-60-90 - это просто расхожий миф. Но вот то, на что я обратил внимание сравнивая пропорции - вот это меня действительно удивило. А именно: я обратил внимание совершенно на другие показатели. В формуле 90 60 90 измеряется "обхват". Но разве мы видим этот обхват, когда смотрим? Мы видим лишь видимую ширину и длину отдельных частей тела. Мы не видим их "обхват". Поэтому логично просто - что вообще "обхват" не нужно считать. Так вот. Я стал сравнивать ширину плеч и ширину бедер. Не обхват - а просто ширина зрительная. И вот что у меня получилось:

Очень сложно найти подходящее фото, с правильным ракурсом, с правильным расположением рук и ног - фактически надо по стойке смирно фото, ноги на ширине плеч. Поэтому я привожу такие фото - какие у меня получилось найти.

Мерилин Монро

Я понимаю, что ракурс - не очень правильный. Но обратите внимание на ширину бедер и плеч - они идентичны. Здесь не приблизительное совпадение - они действительно совпадают.

Обратив внимание на совпадение плечей-бедер - я тупо стал перебирать всех актрис и всех кого общепризнанно считают "красивыми". Здесь важно понимать - что вкусы у всех разные и мы говорим именно об усредненном мнении, т.е. некое массовое признание красоты.

Меган Фокс:

Если приложить линейку к экрану и померить ширину бедер в самой широкой части - а потом наложить на плечи - практически полное совпадение. У нее действительно ширина бедер РАВНА ширине плеч.

Анджелина Джоли - самое удачное фото. Именно тот ракурс, что и нужен:

Собственно полное совпадение ширины плеч и бедер. Ширину плеч надо здесь и в других случаях брать верхний участок, не считая кончики, где уже начинает идти вниз.

Так как именно Джоли мне удалось найти столь удачное фото - как раз нужное положение тела и правильный ракурс - именно на нем я и покажу графически совпадение линий визуальной ширины плеч и бедер:

Как видно - плечи берутся до участков, с которых уже начинается скос вниз, а не максимальная ширина. Т.е., как бы, руки не учитываются. И если брать именно вот эти показатели - то у Анжелины Джоли - действительно - наблюдаем полное совпадение данных показателей.

Наталья Варлей

Полное совпадение

Дженнифер Энистон

Кэйт Бекинсейл

Мила Йовович

Натали Портман

Холли Берри

Мария Шарапова

И т.д. и т.п.
Собственно я специально перебирал всех известных актрис или просто признаваемых красивыми. Я, например, не фанат Мерилин Монро. Но как исследователь я поместил ее вверх списка - т.к. она действительно признается красивой большим количеством людей. Например Шарапова - я вспомнил, что она очень считается красивой у американцев. Потому и добавил. К чему я это говорю? К тому, что это не мои какие-то предпочтения и подборка. А вполне нейтральный разбор тех, кого общество массово признает красивыми. И везде прослеживается равенство ширины бедер и плеч.

В ходе поисков мне попалась следующая картинка:

Это сборная картинка-агрегат женщин, признаваемых стандартом красоты для своего времени. Обратите внимание - что в разные периоды были популярные высокие и низкие, широкие и тонкие. Но везде прослеживается сохранение пропорции равенства ширины плеч и бедер. На этой картинке это просто становится очевидно. Что у всех контуров - которые реально то вытягиваются, то сжимаются от времени - сохраняется равенства плеч и бедер. Ну и наличие ярко выраженной талии. (Плечи = бедра, и есть талия) - единственная константа всех контуров.

Конечно тут можно возразить: на картинке выше автор следил за пропорциями бедер, талии, груди. Рост. Но - не плечей. А я отвечу: да, там "примерные" контуры. Но тем не менее - автор следил за верностью контуров это раз. А два - мы же только что все это разбирали. И действительно у них у всех плечи и бедра совпадают.

Как этот факт еще не был поднят? Для меня - загадка. Но здесь я пишу, видимо, впервые об этом. Не обхват бедер, талии, груди надо смотреть. Очень важны пропорции плеч и бедер. И, я скажу, в этом есть смысл. Правильные пропорции - это очень важно. Левая рука должна совпадать с правой. Левая нога - с правой ногой. Левая половина лица должна быть симметрична правой. Иначе мы скажем - что это уродство, что черты - неправильные. Соответственно существует еще одна линия симметрии, сохранения пропорций - это ширина плеч и бедер. Это важно для женщин. У мужчин - другие пропорции и, если честно, мне не очень интересно этим заниматься.

Конечно вкусы у всех разные. И представления о красоте - тоже. Но совпадение ширины плеч и бедер прослеживается у всех общепризнанных "идеалов". Ввиду этого можно даже дать советы по фитнесу. Ведь там стремятся получить "идеальное" тело. Вот стремление к 90-60-90 - это путь к уродованию своего тела. А вот стремление, в частности, к совпадению ширины плеч и бедер - путь к верным пропорциям. Соответственно можно качать плечи, если они меньше бедер. И качать бедра - если они меньше плеч.

Очень интересно то, что фигуры могут быть очень разные. Как видно на той последней картинке - в разные периоды были популярны женщины то шире, то уже. То выше - то ниже. Грудь то меньше - то больше. Т.е. это вообще варьируется очень сильно. Но вот симметрия ширины плеч и бедер - присутствует везде.

Ну и, разумеется, у всех выше рассмотренных кроме равенства плеч и бедер присутствуют и другие женские особенности. Разумеется - у всех ярковыраженная талия. Ну и прочее. Просто в данной статье это не сильно рассматривается. В данной статье опровергнуты жесткие значения 90-60-90. Показано четкое равенство ширины плеч и бедер - которое, кстати говоря, присутствует у большинства женщин. И здесь - скажу я - ничего странного и нет. Ведь это и есть "норма". А вот что касается талии - то она просто должна быть. У всех рассмотренных выше она довольно разная - но есть у всех.

Вообще делать надо все до конца. Да - я показал, что сравнивать "обхват" вообще неверно - потому что зрительно мы не видим обхват - мы видим двумерную ширину/высоту. Собственно также я показал - что не грудь должна совпадать с бедрами (90-90), а плечи с бедрами. Причем не просто плечи - а визуальная верхушка плечей "без" рук. Далее. Осталось разобрать вопрос с талией. А здесь - все очень просто. Мы будем брать визуальную ширину талии и делить на визуальную ширину бедер. И подсчитаем эти коэффициенты.

Мерлин Монро 63%
Меган Фокс 66%
Анджелина Джоли 62,5%
Варлей ~70% (брал с других фото, вообще не смог найти точное)
Энистон 66%
Бекинсейл 66% (с другого фото)
Йовович 68% (другое фото)
Портман 71%
Берри 63%
Шарапова 71%
60/90 = 66%

Что говорит о том - что талия должна составлять от 60 до 70 процентов. 60 - это уже слишком тонко, а 70 - это уже почти отсутсвие талии.

Т.о. разобраны параметры идеальной женской фигуры: никакие не обхваты, а видимая ширина плеч (без рук, т.е. как бы только половина ширины рук входит в плечи) должна совпадать с видимой шириной бедер. Между этими линиями должна быть талия, составляющая от 60 до 70 процентов ширины бедер.

Напоследок дам научное толкование красоты женского тела. Итак. Женская красота - это способность к деторождению. Здесь все очень просто. Для рождения детей нужны широкие бедра, здоровье, молодость. И красота женщины с точки зрения мужчины - это оценка способности этой женщины производить потомство.

Update 1
Чем больше времени проходит - тем больше я понимаю насколько точно я здесь все описал. В теории-то оно давно уже существовало - я понимал, что считать по обхватам - неправильно. Но когда изложил все здесь - все стало гораздо проще. Итак. Для дальнейшего рассмотрения тематики логично привести примеры неидеальной фигуры. И вот здесь я столкнулся с самым интересным. Дело в том - что самое простое - это анализировать пропорции актрис. Причины очень просты: очень много фотографий различных ракурсов. Вот здесь я столкнулся с огромной проблемой: оказывается у всех девушек, которых много и часто фотографируют и фото которых легко найти в гугл картинках - абсолютно верные пропорции согласно изложенной выше теории. Там действительно визуальная ширина плеч совпадает с бедрами и есть талия 62-68%.

Очень сложно было найти неверные пропорции. Потому что такие не могут стать знаменитыми актрисами. Они не проходят по банальной причине - у них не совпадают пропорции. Я стал перебирать не топовых актрис - которых берут на главные роли. А второстепенных. Которые вроде красивые - но на главные роли так и не дотянули. Вот среди них я и нашел то, что мне нужно. Я не просто привожу их фото ниже - я не смог удержаться и в графическом редакторе, как смог, подогнал их фигуру под стандарты, которые сам выше и вывел. Первое фото - оригинал, второе фото - скорректировано мной под идеальные пропорции.

Арианни Селесте

Алиса Милано

У обеих визуальная ширина плеч чуть больше бедер. Там совсем немного - но уже этого достаточно для того, чтобы глаз видел изъян, а модели/актрисы так и не выбились в топовые. Я исправил это - и действительно стало лучше. Есть и еще примеры, что я нашел. И я кое-что осознал, пока искал актрис с недостатками. У актрис с неправильной симметрией плечи-бедра... полностью отсутствуют фото, на которых это видно. Везде либо плечи и талия в кадре, либо талия и бедра. Т.е. либо верхняя часть - либо нижняя. Никогда вместе в кадре все целиком. Также если в кадре все - то плечи всегда повернуты. Т.е. туловище повернуто - это визуально уменьшает плечи и делает их визуально равными бедрам, скрывает то, что они крупнее. Это уже работа фотографа - который сознательно делает фотографии с таких углов и таких поз - чтобы картинка получилась идеальная. Фото, что я все же смог найти, - это было очень сложно сделать. А у Алисы Милано это вообще вырезано с фото просто с улицы - случайно сфоткали папарацци. У некоторых других актрис мне вообще не получилось найти ракурсы, изобличающие изъян - настолько сильно они следят за тем, чтобы таких фото не было.

Update 2
Выше рассмотрены идеальные пропорции. Но это не говорит о том - что это единственный фактор красоты. Это - один из существенных факторов. Т.е. просто - правильные пропорции тела. Но есть и другие. Не стоит концентрироваться лишь на отдельных факторах - и забывать про другие. Очень важным фактором является просто банальное здоровье. Здоровое тело - красиво. Нездоровое - некрасиво. Пусть там будут идеальные пропорции - это дело не исправит. Здоровье достигается правильным образом жизни. У меня чисто теоретически запланирована отдельная статья на эту тему - но могут и не дойти руки до этого вообще никогда. У меня много чего запланировано - да не все получается изложить. Поэтому я изложу основы кратко здесь. Здоровье - это правильное питание. Никаких и других сумасшедших диет. Правильная пища и рацион - это та пища, которой питались наши предки. Растительная и мясная. Это абсолютное неупотребление алкоголя и табака. Про другие вещества я уже молчу. Человеческому организму для правильного функционирования не требуется ни грамма алкоголя и ни одной сигареты вообще за всю жизнь. Ни капли алкоголя употреблять нельзя ни в каком виде. Курить тоже абсолютно нельзя. Все это разрушает ваше здоровье, старит кожу. Все это - видно. Это действительно видно. Это разрушает организм. Обязательно занятие спортом. Для женщин не допустимы тяжелые виды спорта - гантели, штанги. Но легкий фитнес, гимнастика и т.д. - обязательны. Женское тело подвержено заплыванию жиром. Это женская особенность. Если вы посмотрите на фото "идеалов" выше - вы увидите, что они не худые и не толстые. Нигде там не торчат кости. И нигде рельеф не скрыт подкожным жиром. Кожа здоровая, подтянутая, эластичная, виден некий рельеф, ничто не свисает, нигде нет слоев подкожного жира, который скрывает мышечный рельеф, нигде не свисает кожа. У них не только визуальная ширина плеч совпадает с бедрами и талия 62-68% - у них тело излучает здоровье. Просто приятно смотреть на кожу. Она в отличном состоянии. Для красоты нужно просто поддерживать свое тело в здоровом состоянии.

Ну и еще раз в заключение. Все девушки выше, которые обладают красивыми телами и стали топ актрисами - все они занимаются спортом. Это спортсменки. В прямом смысле. Там никакой магии нет. Природные данные - это природные данные. Там везде - огромная работа в первую очередь. Тренажерные залы сейчас доступны всем - проблем с этим нет. Никакого другого способа ухода за своим телом кроме занятия спортом - нет. Никакой красоты у человека, который не занимается спортом, - не может быть в принципе.

Update 3
Я все-таки добавлю то, что уже давно хотел добавить. В идеальной женской фигуре недоразвитая грудная клетка. Она очень мала по сравнению с тазом, объем легких очень мал. Я не хотел изначально использовать вот это слово, этот термин. Но все же правильно это сделать.

Update 4
Спустя много лет обдумывания изложенной выше информации я заметил следующее: ширина бедер может быть достигнута за счет ширины таза и ширины бедер. Т.е. таз - это по уровню таза. Уровень таза проходит чуть выше точки где расходятся ноги в разные стороны. И ниже пупка. Линия бедер - проходит ниже точки гре расходятся ноги. Т.е. обладательницы узкого таза могут накачивать мышцы бедер и за счет этого визуально нормализировать фигуру. Но истинная идеальная фигура - это ширина бедер именно за счет таза. Т.е. таз - основа талии, он широкий. И к низу идет сужение. Если вы посмотрите все приведенные выше идеальные фигуры - то везде ширина бедер идет именно от таза.

Соленое свиное сало, приправленное солью и перцем, стало символом украинской кухни. Но откуда пошла эта традиция? Ведь сало вовсе не украинское изобретение.

От Рима до Колумба

Слово «сало» происходит от праславянского «sadlo», являющегося однокоренным современному русскому слову «садиться». Аналогия, которую здесь можно увидеть – сало как бы «садится» на мясо, находится на нем сверху, «сидит» на мясе подобно тому, как «сидит» костюм. В некоторых славянских языках, например, в словацком, сало до сих пор обозначается с помощью архаической формы «sadlo».

Несмотря на то, что сегодня сало является символом национальной кухни Украины, впервые упоминание об употреблении сала в пищу зафиксировано в древней Италии, где им питались работники, трудящиеся на каменоломнях. Сало – продукт весьма калорийный, так что, если съесть несколько кусочков на голодный желудок, можно быстро усмирить свой аппетит. Кроме того, в засоленном виде оно гораздо удобнее в хранении, чем мясо. Итальянцы брали с собой сало сорта «Лардо», трапезничая им вместе с хлебом, помидорами и оливками. «Лардо» готовилось в специальных корытах из каррарского мрамора, сохраняющем необходимую для приготовления продукта температуру и влажность. Свиное сало натирали морской солью, а корыта – чесноком, после чего продукт надолго укладывался в смесь из специальных пряностей. Сало «вызревало» шесть месяцев в винных погребах или мраморных гротах.

Постепенно Лардо из еды бедняков, превратилось в национальное блюдо, поставляемое на экспорт. Дешевая, вкусная и сытная пища – Лардо известно с римских времен. Император Юстиниан принял закон, повелевающий наладить поставки Лардо в армию для римских легионеров.

Средневековый монах Святой Бенедикт, основавший знаменитый монашеский орден бенедиктинцев, разрешал послушникам монастыря есть сало. Оно считалось таким же полезным, как и свиное мясо, так как было неразрывно связано со свиньей «подобно тому, как вино связуется с виноградной лозой». Из сала также изготавливались свечи, с помощью которых монахи вечерами могли корпеть за книгами. Так что, салу мы обязаны еще и средневековыми манускриптами.

Сало часто встречается в средневековой рецептурной традиции: «После того, как монахи-повара вымыли руки, лицо и прочли три предписанные молитвы, они моют бобы в трех водах и затем ставят их вариться на огонь в котле с водой. Потом их перекладывают в другую посудину с плотно закрывающейся крышкой. Бобы приправляют свиным салом. Сало нужно добавлять не в процессе варки овощей, а в самом конце».

Есть мнение, что Христофор Колумб смог удержать в незнакомых водах своих матросов только благодаря салу, которое в избытке хранился в трюмах. В отличие от безвкусной солонины, в условиях морского путешествия, это была настоящая «пища богов».

Сало на службе Украины

Считается, что интерес к салу на Украине возрос в XVI веке, когда участились набеги татар и турок из Османской империи на славянские территории. Чтобы иноверцы не отбирали хотя бы скот, запорожцы придумали хитрый трюк: они воспользовались религиозными особенностями гастрономических предпочтений нападавших мусульман, и стали разводить почти только одних поросят. На них интерес разбойников не распространялся – согласно Корану, свиное мясо считается нечистым, и запрещено к употреблению.

Так, популярным стало и сало. Для выживания без коров и овец требовались большие заготовки мяса, а свиное сало превосходно хранилось. Сметливые украинцы, замечая религиозный ужас мусульман перед салом, натирали им даже другие продукты, для того, чтобы запах свинины отпугнул захватчиков.

Делались даже специальные сальные полотна. Вывесив такое перед погребом, украинец мог гарантированно защитить свой погреб со съестными припасами от нашествия мусульман. В итоге, даже после татарских набегов, сало осталось символом украинской кухни.

Саломания

Современные рецепты различают сало по способу заготовки – в Украине традиционным считается сало с чесноком, шкварки из него также бросают в борщ. В Венгрии, к примеру, его обваливают в красном перце, в Эстонии – коптят. Известно, что меню партийного работника СССР обязательно включало в себя 50 грамм сала.

Однако культовым в Украине стали не только блюда из сала, но и юмор о нем: песни о «белом-душистом сале запашистом», шутливый гимн «Союз нэпорушный любытэлив сала», шоколадные батончики «Сало в шоколаде», многочисленные рекорды на самый большой бутерброд с салом и т.д. стали настоящей национальной традицией, формирующей своеобразный культ сала.

«Саломания» не стоит на месте: в 2008 году в Луцке энтузиасты попытались организовать «Партию любителей сала», а в 2011 году во Львове был открыт музей «Сало», в котором экспонируются скульптуры исторических и литературных персонажей, к примеру, Мэрилин Монро, Тараса Бульбы, Николая Гоголя, а также картины и фотографии, посвященные теме сала. В качестве сувенира там можно купить мороженое с салом или сало в шоколаде. Ежегодно в Украине проводятся специализированные фестивали и ярмарки, к примеру, «Верховинское сало», где посетители могут подобрать себе сало по вкусу. В Украине есть даже журнал с «кодовым» названием «САЛО». Ничего удивительного, для страны этот продукт стал по-настоящему культовым символом.


В самом деле ли это так? Ну, в смысле то, что все поголовно украинцы обожают сало?.. Ведь статистика совсем не подтверждает этого.
Но ведь откуда-то взялся этот стереотип! Откуда же? Что же, попробуем ненадолго погрузиться в историю - возможно, там мы и найдем ответ на этот вопрос...
Итак, середина XVI столетия. Вследствие Великих географических открытий в Европе началась "революция цен", когда за счет резкого увеличения добычи золота и других драгоценных металлов начали резко возрастать цены.
Кстати, таких периодов в истории человечества последнего времени было два: первый произошел во времена Великих географических открытий, второй - во время "Золотой лихорадки" середины XIX столетия, когда были открыты месторождения золота в Австралии и Калифорнии.
Кстати сказать, во времена завоевания Америки из Нового Света в Европу было завезено около 181 тонны золота и 16 тонн серебра. Именно это и привело к обвальному обесцениванию золотых и серебряных денег, а затем и к соответствующему росту цен. Что, конечно, не могло не отразиться и на резком падении уровня жизни людей.
Цены на товары в этот период выросли в 5-7 раз. Возросли цены и на сельскохозяйственную продукцию, вследствие чего возник так называемый "Большой зерновой бум", во время которого отдельные землевладельцы, а также некоторые страны (в частности, Польша) стали продавать свою сельскохозяйственную продукцию странам Западной Европы.
Чтобы больше зарабатывать, нужно работать быстрее и эфективнее - это закон рынка. Феодалы об этом еще не знали, во всяком случае не было еще тогда соответствующей научной основы для подобных знаний (экономики, то бишь науки о деньгах, тогда еще не существовало). Но будем думать, им помогала их интуиция, посему и начали они превращать свои владения в хозяйства, нацеленные на рынок (назывались эти хозяйства, кстати сказать, фильварками).
В этот период в состав Речи Посполитой входила и Украина, которая всегда славилась своими плодородными землями. Однако, в отличие от Польши, где фильварковое хозяйство быстро развивалось, в Украине этот процесс происходил значительно медленнее.
Почему? Объяснялось это просто: наиболее плодородные украинские земли располагались тогда на территории так называемого "Дикого поля" - земель, по которым "гуляли" отряды вооруженных кочевников-татар, убивавших стариков и немощных, а здоровых гнавших в плен и продававших в рабство.
За один такой "наскок" татары брали в плен до трех тысяч человек, хотя иногда эта цифра достигала и 30 тысяч. После чего они везли пленных в Кафу (нынешний город Феодосия) - ближайший невольничий рынок.
Когда-то, во время Киевской Руси, эти плодородные места защищала от кочевников целая сеть укреплений. Однако все они были уничтожены монголо-татарами.
Польше было выгодно заселить эти земли, поэтому польские магнаты и стали "заманивать" туда крестьян, поощряя их возможностью создания собственных поселений (слобод), а также осовобождением от уплаты любых повинностей и оброков.
Крестьянам это, конечно, было выгодно, потому количество поселенцев стремительно увеличивалось. Пополнялась их численность также за счет беглецов, убегавших на эти "свободные земли" от "родных" господ.
Через два-три поколения поселенцы становились людьми совершенно другого сорта - ведь, даже работая в поле, под угрозой нападения татар они всегда держали мушкеты наготове. Местные жители успешно развивали и шлифовали свое воинское мастерство, что чаще всего не было присуще жителям западных стран.
Именно это обстоятельство, среди прочих, и привело к появлению украинских козаков, которых с течением времени стали считать лучшими воинами тогдашней Европы. Недаром же их приглашал даже известный всем кардинал Ришелье, умело использовавший их, например, во времена тридцатилетней войны.
Однако вернемся к нашей теме. Ну, то есть к салу.
Кочевники, естественно, брали не только пленных. Они забирали с собой все, что могли съесть либо использовать, все, что дышало и двигалось, в том числе и скот. Только одним животным они брезговали - свиньями, которых, по законам ислама, есть им не полагалось.
Вот так и вышло, что жители этих земель так полюбили сало - ведь есть-то хотелось, а выбора часто не было.
Позднее времена изменились, однако стереотип украинца, который не представляет себе жизни без "сала в шоколаде", остался.

Считается, что интерес к салу в Украине возрос в XVI веке, когда участились набеги татар и турок из Османской империи на славянские территории. Чтобы иноверцы не отбирали хотя бы скот, запорожцы придумали хитрый трюк: они воспользовались религиозными особенностями гастрономических предпочтений нападавших мусульман, и стали разводить почти только одних поросят. На них интерес разбойников не распространялся – согласно Корану, свиное мясо считается нечистым, и запрещено к употреблению.

Так, популярным стало и сало. Для выживания без коров и овец требовались большие заготовки мяса, а свиное сало превосходно хранилось. Сметливые украинцы, замечая религиозный ужас мусульман перед салом, натирали им даже другие продукты, для того, чтобы запах свинины отпугнул захватчиков.

Делались даже специальные сальные полотна. Вывесив такое перед погребом, украинец мог гарантированно защитить свой погреб со съестными припасами от нашествия мусульман. В итоге, даже после татарских набегов, сало осталось символом украинской кухни.

Современные рецепты различают сало по способу заготовки – в Украине традиционным считается сало с чесноком, шкварки из него также бросают в борщ. В Венгрии, к примеру, его обваливают в красном перце, в Эстонии – коптят. Известно, что меню партийного работника СССР обязательно включало в себя 50 грамм сала.

Однако культовым в Украине стали не только блюда из сала, но и юмор о нем: песни о «белом-душистом сале запашистом», шутливый гимн «Союз нэпорушный любытэлив сала», шоколадные батончики «Сало в шоколаде», многочисленные рекорды на самый большой бутерброд с салом и т.д. стали настоящей национальной традицией, формирующей своеобразный культ сала.

«Саломания» не стоит на месте: в 2008 году в Луцке энтузиасты попытались организовать «Партию любителей сала», а в 2011 году во Львове был открыт музей «Сало», в котором экспонируются скульптуры исторических и литературных персонажей, к примеру, Мэрилин Монро, Тараса Бульбы, Николая Гоголя, а также картины и фотографии, посвященные теме сала. В качестве сувенира там можно купить мороженое с салом или сало в шоколаде. Ежегодно в Украине проводятся специализированные фестивали и ярмарки, к примеру, «Верховинское сало», где посетители могут подобрать себе сало по вкусу. В Украине есть даже журнал с «кодовым» названием «САЛО». Ничего удивительного, для страны этот продукт стал по-настоящему культовым символом.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»