Федеральный закон об улучшении жилищных условий

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Постановление Московской городской Думы от 31.01.2001 N 12

Документ утратил силу

Московская городская Дума постановляет:

1. Утвердить Положение о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве (приложение).

2. Считать утратившими силу постановление Московской городской Думы от 24 декабря 1997 года N 95 и постановление Московской городской Думы от 7 октября 1998 года N 86 с момента вступления в силу настоящего постановления.

Это отразилось на длительных сроках строительства и низком качестве жилищного строительства. В этой связи следует рассмотреть возможность наращивания потенциала путем обучения, регистрации и лицензирования подрядчиков по жилищному строительству и принятия Строительного кодекса.

Это, конечно же, должно быть разработано против необходимости повышения конкурентоспособности в окружающей среде и глобализации экономики. Нигерийская жилищная секция имеет задачу доступности. Обеспечение жильем направлено главным образом на долю населения среднего и высокого дохода населения, которая может либо выплачивать наличные деньги, либо получать доступ к ипотечному финансированию у банков. Тем не менее, огромная доля людей с низким доходом предлагает решающую возможность роста для разработчиков и инвесторов, если они являются достаточно инновационными.

3. Предложить Правительству Москвы:

3.1. Разработать Положение о порядке замены гражданам жилых помещений при ликвидации коммунального заселения квартир.

3.2. Разработать Положение о порядке замены гражданам жилых помещений, площадь которых превышает норму предоставления, на жилые помещения меньшего размера.

4. В трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим постановлением правовые акты города Москвы.

В связи с тем, что долгосрочное финансирование жилищного строительства недоступно, это вынуждает производителей жилья возвращать свои средства в кратчайшие сроки. В этих условиях можно было бы с пользой изучить возможность разработки продуктов, не связанных с ипотечным жилищным финансированием, таких как жилищное микрофинансирование. Другие задачи по улучшению жилищного обеспечения Нигерии включают.

Инфляция в Нигерии все еще двузначна. Инвесторы, кредиторы и заемщики стремятся к стабильной экономике, где суждения могут приниматься без страха. Помимо повышения цен, другие макроэкономические руководства должны оставаться устойчивыми и должны продолжать развиваться, если рынок ипотечных кредитов будет процветать и стать эффективным.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Московской городской Думы.


Председатель Московской городской Думы В.М. Платонов


ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ УЛУЧШЕНИЯ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН В ГОРОДЕ МОСКВЕ


I. Общие положения

Этот вопрос несет ответственность за длительную административную процедуру обеспечения Сертификата об оккупации, документ, который дает право собственности на землю для лица от правительства. Кроме того, Закон не гарантирует безопасность титула, и стоимость остается непомерно высокой, в то время как доступ к титульным и зарегистрированным землям является проблематичным и обременительным.

Проблема взимания платы за жилье и развитие в Нигерии огромна. Налог на добавленную стоимость, который вычитается на многочисленных этапах утверждения здания, добавляет до 30% общей стоимости дома. Это исключает плату за титры и пошлины за печать. Это в конечном итоге приводит к продажной цене товара, недоступного получателям с низкими доходами.


1. Граждане имеют право:

1.1. Получить жилые помещения из государственного и муниципального жилищного фонда по договору:

Социального найма;

Коммерческого найма;

Безвозмездного пользования.

1.2. Приобрести в собственность с помощью города жилые помещения:

Используя безвозмездные субсидии;

С рассрочкой платежа;

Регистрация собственности и утверждение здания обычно медленны, обременительны и дороги. Недостаточные ресурсы и капитальная база большинства первичных ипотечных кредитов ограничивают их способность предоставлять необходимое финансирование для удовлетворения потребностей в жилье.

Финансирование является важной задачей в жилищном обеспечении Нигерии. Обеспечение жильем характеризуется высокими процентными ставками, которые являются отражением источника средств, которые в основном сокращаются. Жилищное финансирование, где настоящее структурировано как ипотечные кредиты с переменной ставкой. Задачи финансирования приводят к проблемам доступности. Следовательно, существует разрыв между ценой домов и доходами конечных пользователей.

Используя ссуды на возвратной основе;

По другим законным основаниям.

2. Граждане, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет в соответствии с Положением.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями или денежными средствами на их приобретение в собственность, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города.

Не существует хорошо организованного вторичного рынка ипотечных кредитов, связанного с рынками капитала и институциональными инвесторами. Это ставит огромную нагрузку на первичные ипотечные институты или институты жилищного финансирования для погашения ипотечных кредитов. В настоящее время выдающиеся ипотечные кредиты остаются неоплачиваемыми независимо от срока пребывания в должности. Это ограничивает способность первичных ипотечных учреждений создавать больше кредитов.

Чтобы распространять ипотечные кредиты в ряды с низкими доходами, необходимо обеспечить некоторое повышение кредитного качества, например, страхование ипотечных кредитов, чтобы гарантировать кредитные риски до определенных уровней убытков по кредитам с высоким кредитным доходом. Это также может обеспечить доступность населения с низким доходом, поскольку кредиторы потребуют меньших депозитов, если кредит определен.

Сроки предоставления гражданам жилых помещений и обеспечения денежными средствами на их приобретение в собственность устанавливаются постановлением Московской городской Думы.

3. Предоставляемые гражданам жилые помещения должны быть благоустроенными применительно к условиям города Москвы и отвечать санитарным, техническим нормам и требованиям, установленным нормативными правовыми актами города Москвы.

Не хватает возможностей для получения необходимого опыта в жилищном финансировании в Нигерии. Это объясняется тем, что рынок не существует уже давно. Непрерывный импорт строительных материалов в страну, составляющий около 60% строительных материалов, необходимых для развития жилищного строительства. Это важный фактор высокой стоимости домов в Нигерии.

Успешное решение ситуации с предоставлением жилья потребует комплексного подхода, который мобилизует и использует совместные усилия частного и государственного секторов, а также гражданского общества. Поэтому для обеспечения поддержки реализации жилищного строительства необходимы следующие руководящие принципы.

4. В зависимости от дохода, приходящегося на каждого члена семьи в течение года, включая детей, нетрудоспособных членов семьи и иждивенцев, жилые помещения предоставляются гражданам по договору:

Социального найма, если доход ниже уровня, установленного постановлением Московской городской Думы;

Коммерческого найма, если доход равен или превышает уровень, установленный постановлением Московской городской Думы.

Стандарты планирования необходимы для создания безопасного, устойчивого к бедствиям и качественного жилья, особенно для домашних нуждающихся домохозяйств, которые особенно уязвимы для воздействия стихийных бедствий. Жилье должно оставаться доступным для удовлетворения потребностей всех домашних хозяйств, особенно тех, которые имеют «основную потребность». Это особенно важно, поскольку цены на землю и жилье, расходы на аренду и строительство выросли быстрее, чем реальные доходы, что уменьшает возможности жилья для семей с низким доходом.

5. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договору социального найма и договору безвозмездного пользования в пределах нормы предоставления жилого помещения (далее - норма предоставления).

Норма предоставления составляет 18 квадратных метров общей площади на одного человека, если иное не предусмотрено Положением.

Кроме того, доступ домохозяйств к финансированию является важнейшим компонентом доступности жилья, особенно с учетом критериев приемлемости многих кредитных организаций. Мобилизация и использование объединенных ресурсов, усилий и инициатив государственного и частного секторов, общественных организаций, гражданского общества и международного сообщества имеет важное значение для жилья для всех граждан. Вклад и приверженность навыкам, труду, творчеству, знаниям, финансовым и другим ресурсам всех этих заинтересованных сторон имеет решающее значение для содействия созданию благоприятных условий для размещения всех граждан.

6. По договору социального найма жилого помещения собственник жилищного фонда социального использования или уполномоченный им орган (наймодатель) передает гражданину (нанимателю) жилое помещение в пользование, как правило, в виде отдельной квартиры в пределах нормы предоставления жилого помещения.

Передача гражданам жилых помещений по договору социального найма в пределах нормы предоставления осуществляется бесплатно.

Совершенно необходимо, чтобы процесс доставки жилья осуществлялся на устойчивой основе, уделяя должное внимание социальным, историческим, экономическим и экологическим проблемам. Следовательно, важно, чтобы краткосрочные жилищные решения не подрывали возможности будущих поколений обходить жизнеспособность любых долгосрочных мер, направленных на устойчивый рост. Экологическая, экономическая, финансовая, социальная, культурная, финансовая и политическая устойчивость необходимы для содействия эффективному процессу доставки жилья.

Устойчивость необходима для удовлетворительного удовлетворения потребностей всех граждан на протяжении всей их жизни. Жилье не только удовлетворяет основную потребность в приюте, но и играет жизненно важную роль в экономическом и социальном здоровье нации. Экономический рост и процветание усиливают создание интегрированных сообществ и способствуют чувству гордости, которые могут способствовать самообеспечению семьи. Чем больше способность домохозяйства быть самодостаточной; тем меньше ожидаемый вклад или ответственность правительства в поддержку этого домохозяйства: в частности, жилье представляет собой важный актив как для домовладельца, так и для острова в целом.

Жилое помещение по договору социального найма передается нанимателю в бессрочное пользование, если иное не предусмотрено жилищным законодательством Российской Федерации.

7. По договору коммерческого найма жилого помещения собственник жилищного фонда коммерческого использования или уполномоченный им орган (наймодатель) передает гражданину (нанимателю) жилое помещение в пользование на срок, определенный договором коммерческого найма.

Поскольку жилье часто является самым крупным капиталовложением для большинства домашних хозяйств, инвестиции в жилье потенциально являются наиболее фундаментальной основой для расширения социально-экономической экспансии. Увеличение доли собственного капитала и, следовательно, общее благосостояние домашних хозяйств имеет важное значение для национального процветания.

Малая и холмистая земельная ресурсная база требует повышения эффективности землепользования с целью максимального увеличения числа единиц жилья и обеспечения рентабельной инфраструктуры. Эффективный и прозрачный рынок жилья может быть достигнут только за счет надлежащей и эффективной информации о жилье. В частности, необходима соответствующая информация о социально-экономическом статусе домашних хозяйств при разработке значимых стратегий решения жилищной ситуации. Сбор и распространение данных и информации о жилье необходимы для правильного принятия решений и анализа существующих и запланированных мероприятий.

Размер жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору коммерческого найма, не ограничивается нормой предоставления.

Передача гражданам жилых помещений по договору коммерческого найма осуществляется бесплатно.

Вселение граждан в жилые помещения, предоставленные по договору коммерческого найма, осуществляется на срок действия договора. В случае расторжения договора граждане выселяются из жилого помещения в установленном законом порядке.

Для облегчения выбора, а также желательности потребителя необходимо предоставить широкий спектр решений для жилищного строительства. Жилищные решения выходят за рамки предоставления домов и поэтому должны быть чувствительны к вопросу о желаемом жилье в сообществах, где люди хотят жить. Это связано с расширением дома, улучшением и ремонтом; предоставление обслуживаемых лотов; эволюционное жилье, такое как основные единицы, стартовые дома, фундаменты и плита; модернизация инфраструктуры; предоставление медицинских услуг, центров по уходу за детьми и других социальных объектов и возможностей для трудоустройства.

Граждане, надлежащим образом исполняющие обязанности по договору коммерческого найма, по истечении срока действия договора имеют преимущественное право на заключение договора на новый срок.

8. По договору безвозмездного пользования жилым помещением собственник специализированного жилищного фонда или уполномоченный им орган передает гражданину в пользование жилое помещение в виде отдельной квартиры в пределах нормы предоставления жилого помещения на срок, определенный договором безвозмездного пользования.

При осуществлении рекомендаций основное внимание будет уделяться восьми приоритетным направлениям деятельности. Эти приоритетные области станут основой для разработки стратегических мер, необходимых для осуществления жилищного строительства. Доставка жилья в Нигерии зависит от активного участия как государственного, так и частного секторов. Требуются следующие рекомендации.

Трудность в получении согласия на переводы, документы о праве собственности и очень высокие затраты на обработку. Правительствам штатов следует внести административные поправки в Закон о землепользовании, чтобы делегировать одобрение согласия на назначение уполномоченных и на национальном уровне, это должно сделать директор земель. Необходимо упростить регистрацию названия земли путем пересмотра процедур и структуры затрат. Пересмотренный график сборов должен быть ограничен 5%. Последующие земельные операции не должны требовать согласия губернатора, а просто регистрировать право собственности.

К лицам, имеющим право на предоставление жилого помещения по договору безвозмездного пользования, относятся: дети - сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также одинокие престарелые граждане и иные категории граждан, нуждающихся в социальной защите.

Жилищное микрофинансирование для малообеспеченного населения имеет решающее значение, и ресурсы должны быть направлены на исследование и понимание этого нового сектора. Должны также быть согласованные программы технической помощи и службы поддержки жилья, которые будут администрироваться правительством.

Комиссии национальных университетов следует поощрять предлагать курсы по финансированию жилья в университетах. Должен быть создан Информационный центр по недвижимости, который будет хранить данные и информацию о рынке недвижимости и жилья. Центр станет хранилищем рыночной информации по ключевым данным в жилищном секторе. Развитие потенциала и обучение специалистов в области недвижимости должны проводиться посредством местных и международных учебных программ, семинаров, практикумов и учебных поездок.

В случае изменения обстоятельств, имевших место при заключении договора безвозмездного пользования (состава семьи, уровня дохода, иных существенных изменений), а также истечения срока действия договора жилищные органы административного округа рассматривают в установленном порядке вопрос о заключении на новый срок договора безвозмездного пользования, о внесении изменений в договор или о расторжении договора безвозмездного пользования и заключении договора социального либо коммерческого найма жилого помещения.

Передача гражданам жилых помещений по договору безвозмездного пользования осуществляется бесплатно.

Порядок и условия предоставления жилых помещений по договору безвозмездного пользования определяются нормативными правовыми актами города Москвы.

9. Денежные средства на приобретение в собственность жилых помещений, предоставляемые гражданам из бюджета города, выделяются в объемах, установленных законодательством города Москвы.

Порядок предоставления гражданам денежных средств на приобретение жилых помещений, в том числе субсидий, ссуд, определяется правовыми актами города Москвы.

Размер жилого помещения, приобретаемого гражданином в собственность с помощью города, не ограничивается нормой предоставления.

10. Граждане, занимающие жилые помещения на праве пользования, в том числе принадлежащие им на праве собственности, принимаются на учет по улучшению жилищных условий в общем порядке в соответствии с Положением.

11. Улучшение жилищных условий граждан производится с учетом всех имеющихся в пользовании у граждан и членов их семей жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско - правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями.

Супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места регистрации являются членами одной семьи.

Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, считаются разными семьями.

12. Лица, виновные в нарушении порядка улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.


II. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий


13. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не предусмотрено законодательством) и занимают:

13.1. Жилые помещения размером менее установленной нормы на одного человека, при которой осуществляется постановка на учет (норма постановки на учет).

Нормой постановки на учет является размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего и составляющий 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа.

13.2. Отдельные квартиры, которые в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами, в том числе перечнем, установленным приложением 1, а также на основании судебного решения не подлежат коммунальному заселению, при условии, что в квартире, где проживает несколько семей, на каждого проживающего приходится менее 15 квадратных метров общей площади.

13.3. Жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для постоянного проживания независимо от размера жилых помещений.

13.4. Жилые помещения в квартирах (домах) коридорной системы, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от размера жилых помещений.

13.5. Жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания.

13.6. Жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от размера жилых помещений.

13.7. Отдельные квартиры, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого проживающего приходится менее 10 квадратных метров общей площади с учетом права каждого больного на пользование дополнительной площадью в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, а также нормативными актами, перечень которых приведен в приложении 3.

Размер дополнительной площади составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.

13.8. Отдельные квартиры, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательством).

14. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от размера занимаемого жилого помещения при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее:

14.1. Последних 10 лет и при наличии полного трудового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

14.2. Последних 5 лет независимо от трудового стажа при наличии инвалидности I или II группы.

Граждане, перечисленные в данном пункте, включаются в очередь по категории "долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения".

15. Инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним в установленном законом порядке лица, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет, из них не менее последних 5 лет в условиях коммунального заселения, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от размера занимаемых жилых помещений.

16. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

17. Регистрация граждан в городе Москве по месту пребывания не дает основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.


III. Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий


18. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в жилищные органы по месту жительства.

19. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами городской администрации.

Граждане и члены их семей представляют сведения о жилых помещениях, а также о гражданско - правовых сделках, совершенных с жилыми помещениями за 5 лет, предшествующих постановке на учет.

При решении вопроса о необходимости улучшения жилищных условий:

Учитываются все проживающие в жилом помещении граждане, а также временно отсутствующие, за которыми сохраняется право пользования жилым помещением на срок их временного отсутствия;

Не учитываются граждане, для которых занимаемое жилое помещение в городе Москве является местом пребывания.

20. Общественная жилищная комиссия районной Управы рассматривает заявления граждан об улучшении жилищных условий и прилагаемые документы, в том числе подтверждающие наличие установленных законодательством льгот, сведения о доходах, жилых помещениях и сделках с ними, и дает заключение о необходимости принятия на учет либо об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Заключение комиссии о необходимости принятия на учет должно содержать рекомендацию гражданам о способе улучшения жилищных условий (социальный наем, коммерческий наем, безвозмездное пользование, иные способы улучшения жилищных условий, предусмотренные законодательством).

21. Решение о постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимает глава Управы с учетом заключения общественной жилищной комиссии районной Управы.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется в районных жилищных органах по месту жительства.

Районные жилищные органы обязаны обеспечить свободный доступ к информации о количестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также о гражданах, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями.

22. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления. В случае принятия решения о постановке на учет в уведомлении указываются имеющиеся у граждан льготы и способ улучшения жилищных условий.

В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в жилищном органе административного округа. В этом случае решение принимает префект административного округа с учетом заключения общественной жилищной комиссии административного округа. Граждане также вправе обжаловать принятое решение в жилищных органах города Москвы либо в судебном порядке.

23. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий и в результате которых на каждого проживающего стало приходиться менее нормы постановки на учет.

К действиям, приведшим к ухудшению жилищных условий, относятся:

Изменение порядка пользования жилым помещением;

Обмен жилого помещения;

Невыполнение условий договора найма, безвозмездного пользования жилым помещением, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;

Изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака;

Выдел либо изменение доли в жилом помещении собственниками;

Отчуждение имеющегося в собственности граждан жилого помещения либо его доли.

24. Не считаются ухудшением жилищных условий следующие действия:

24.1. Вселение по месту жительства супруга, детей, престарелых родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они:

Не имели жилого помещения в пользовании, в том числе на праве собственности;

Обладали правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления;

Обладали правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания;

Безвозмездно передали жилое помещение, находившееся в пользовании, в том числе на праве собственности, органам государственной власти или органам местного самоуправления в установленном законом порядке либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд.

24.2. Расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты.

24.3. Отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения.

24.4. Признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке.

25. После рассмотрения и утверждения главой Управы заключения общественной жилищной комиссии районной Управы формируется очередь граждан, улучшение жилищных условий которых осуществляется путем предоставления жилого помещения по договору:

Социального найма;

Коммерческого найма;

Безвозмездного пользования.

26. Право состоять на учете сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев:

26.1. Выезда в другую местность на постоянное место жительства.

26.2. Изменения условий, в результате чего отпали основания для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий.

26.3. Использования в установленном порядке субсидий, ссуд или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений.

26.4. Выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет.

26.5. Выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет.

26.6. Подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета.

27. Ежегодно районные жилищные органы проводят проверку данных учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Сведения о доходах граждан подлежат проверке при предоставлении жилого помещения по соответствующему договору найма.

В случае изменения оснований, по которым граждане были приняты на учет, они подлежат снятию с учета.

28. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет граждане:

Не обеспеченные жилым помещением по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилого помещения менее нормы предоставления;

Проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших жилое помещение в дополнение к занимаемому, а также использовавших субсидии, ссуды, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений.

29. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органов исполнительной власти) осуществляется районными жилищными органами, где жилые помещения были утрачены.

30. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы на предприятиях и в учреждениях (финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, использующих государственную и/или муниципальную собственность), которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из государственного и муниципального жилищного фонда, осуществляются по совместному решению администрации и профсоюзного комитета (профсоюзных комитетов), действующего на предприятиях и в учреждениях, на основании коллективного договора.

Совместное решение администрации и профсоюзного комитета о постановке граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий утверждается распоряжением префекта административного округа.

31. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений в организациях и на предприятиях, созданных на базе иных форм собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, осуществляются на основании заключаемых трудовых, коллективных или иных соглашений работников с администрацией этих организаций и предприятий под контролем профессиональных союзов (объединений).

32. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения.

Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке.


IV. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями


33. Вне очереди обеспечиваются жилыми помещениями:

33.1. Дети - сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, проживающие в интернатах, у родственников, опекунов или попечителей, где они находятся на воспитании, если им не может быть возвращено жилое помещение, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.

33.2. Дети - инвалиды, пребывающие в стационарных учреждениях, являющиеся сиротами, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность вести самостоятельный образ жизни.

33.3. Граждане, занимающие жилое помещение по договору найма или безвозмездного пользования, которое в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.

33.4. Граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и имевшие право на внеочередное обеспечение по правилам, действовавшим до введения в действие Положения.

33.5. Граждане, утратившие право пользования жилым помещением в городе Москве вследствие незаконного осуждения, при невозможности возврата ранее занимаемого ими жилого помещения.

34. В первую очередь обеспечиваются жилыми помещениями:

34.1. Семьи погибших или пропавших без вести военнослужащих и лиц, погибших при исполнении государственных (служебных) или общественных обязанностей, связанных с выполнением государственных задач в соответствии с законодательством.

34.2. Семьи, имеющие в своем составе инвалидов Великой Отечественной войны или приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов I или II группы вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, вследствие ранения или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, а также в связи с исполнением государственных (служебных) или общественных обязанностей, связанных с выполнением государственных задач в соответствии с законодательством.

34.3. Семьи, имеющие в своем составе лиц с тяжелыми формами заболеваний, инвалидов с детства или инвалидов I группы по общему заболеванию.

34.4. Граждане, проживающие в одной квартире с больными, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно.

34.5. Долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения.

34.6. Граждане, вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и имевшие право на первоочередное обеспечение по правилам, действовавшим до введения в действие Положения.

34.7. Граждане, возвратившиеся из мест лишения свободы, в случае предоставления жилищными органами их прежнего жилого помещения другим лицам либо изъятия жилого помещения для государственных или муниципальных нужд.

35. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями:

35.1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с Положением.


V. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями


36. Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется в соответствии с законодательством.

37. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан учитываются все имеющиеся у граждан и членов их семей жилые помещения, занимаемые на праве пользования, в том числе принадлежащие им на праве собственности, а также гражданско - правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с жилыми помещениями.

Указанные сделки учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий.

38. Проверка сведений о наличии в пользовании у граждан и членов их семей жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности, а также о гражданско - правовых сделках, совершенных гражданами и членами их семей с жилыми помещениями, является обязательной для органов, осуществляющих обеспечение граждан жилыми помещениями.

В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения:

Граждане снимаются с учета;

Улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет;

Жилое помещение предоставляется гражданам в установленном порядке.

39. В зависимости от конструктивных особенностей предоставляемого жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади для одиноко проживающего человека и до 42 квадратных метров общей площади для семьи из двух человек.

По договору социального найма, договору безвозмездного пользования гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено законодательством. Для граждан, имеющих право пользования дополнительной площадью, размер предоставляемого жилого помещения увеличивается до 36 квадратных метров общей площади. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, устанавливается нормативными актами Российской Федерации и города Москвы, приведенными в приложении 3.

Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение по договору социального найма, договору безвозмездного пользования менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи. В этом случае субсидия на приобретение жилого помещения рассчитывается в установленном порядке для семьи данной численности.

40. По желанию граждан жилое помещение предоставляется как на всю семью, так и на часть семьи в дополнение к занимаемому жилому помещению. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых бесплатно по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности.

41. Граждане вправе обратиться в районные жилищные органы с заявлением о предоставлении им жилого помещения свыше нормы предоставления за плату.

Превышение нормы предоставления на каждого гражданина в пределах 7 квадратных метров общей площади оплачивается по себестоимости, дальнейшее превышение оплачивается по рыночной стоимости.

42. При совершении гражданами либо членами их семей гражданско - правовых сделок с жилыми помещениями, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, норма предоставления уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади.

43. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору найма либо безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения в дополнение к занимаемому и пригодному для постоянного проживания жилому помещению.

В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене.

44. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений в дополнение к занимаемым жилым помещениям.

45. Не допускается предоставление жилого помещения, если оно составляет одну комнату или однокомнатную квартиру, совершеннолетним гражданам, а также лицам разного пола старше 9 лет, кроме супругов.

Не допускается предоставление двум и более семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению.

46. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан при прочих равных условиях необходимо учитывать момент возникновения нуждаемости при постановке на учет как по месту жительства, так и по месту работы на предприятиях и в учреждениях, деятельность которых финансируется из бюджета города.

47. Право на первоочередное улучшение жилищных условий имеют граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет, за исключением несовершеннолетних детей. Гражданин может воспользоваться таким правом только один раз.

Последующее улучшение жилищных условий производится на общих основаниях, предусмотренных Положением, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, улучшение жилищных условий которых осуществляется за счет бюджета Российской Федерации.

48. Граждане, страдающие заболеваниями опорно - двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей - инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются, по их заявлению, жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

49. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном до введения в действие Положения, сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения.

При соблюдении общих требований, предъявляемых при предоставлении жилого помещения к норме постановки на учет и уровню дохода, граждане, принятые на учет по правилам, действовавшим до введения в действие Положения, имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий путем предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма либо приобретения жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуд на возвратной основе, рассрочки платежа.

50. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК при соблюдении общих требований, имеют право постановки на учет на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК.

При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается.

51. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору коммерческого найма, имеют право на получение ссуды на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения, а также на приобретение жилого помещения в собственность с рассрочкой платежа.

52. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения в течение срока действия договора по соглашению с собственником или уполномоченным им органом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных нормативными правовыми актами города.

53. Безвозмездные субсидии, ссуды на возвратной основе на приобретение жилого помещения предоставляются гражданам в соответствии с годом постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

54. Районные жилищные органы обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения:

Занимаемого по договору социального найма, коммерческого найма или договору безвозмездного пользования, на жилое помещение меньшего размера предоставить им жилое помещение по соответствующему договору;

Принадлежащего на праве собственности, на жилое помещение меньшего размера предоставить им жилое помещение по договору мены.

Замена жилого помещения не допускается, если в результате замены граждане могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

55. Районные жилищные органы обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно - двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей - инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации.

При этом замена производится:

На равнозначное жилое помещение общей площадью не более занимаемого гражданами на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования по соответствующему договору;

На равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены.

Граждане, в отношении которых решение о замене жилого помещения было принято по правилам, действовавшим до введения в действие Положения, сохраняют это право.

Решение о замене гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

56. Во внеочередном порядке и в размере не более ранее занимаемого жилого помещения осуществляется замена жилых помещений:

Гражданам, занимающим жилые помещения (дом), признанные в установленном порядке аварийными или грозящими обвалом, на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования;

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, освободившим их в связи с помещением в стационарные учреждения социального обслуживания, в случае отказа от услуг этих учреждений при невозможности возврата ранее занимаемого жилого помещения.

57. Обеспечение граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях:

57.1. Неотложного расселения граждан:

В связи со стихийным бедствием или чрезвычайной ситуацией;

Из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными или грозящими обвалом.

57.2. Ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством.

57.3. Отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на его приобретение) при наличии согласия обеих сторон, если это не приводит к увеличению размера жилого помещения (субсидии либо ссуды на его приобретение), которое очереднику необходимо предложить в соответствии с нормой предоставления, либо граждане изъявляют желание оплатить это превышение.

57.4. По решению суда.

57.5. В иных случаях, установленных законодательством.

58. Жилые помещения по договору коммерческого найма в случае отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от их получения могут быть предоставлены гражданам, зарегистрированным по месту жительства в городе Москве в общей сложности более 10 лет, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения менее социальной нормы на каждого проживающего.

При отсутствии граждан, указанных в первом абзаце настоящего пункта, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам, местом жительства которых является город Москва, в порядке, установленном законодательством города Москвы.

59. Жилые помещения в квартирах коммунального заселения предоставляются гражданам в порядке, установленном законодательством.

60. Вопросы предоставления жилых помещений, освобождающихся в домах государственного и муниципального жилищного фонда, рассматриваются районными жилищными органами.

61. Гражданин, которому предоставлено жилое помещение, обязан в течение 15 дней после получения выписки из решения органа исполнительной власти заключить договор на право пользования жилым помещением с собственником этого жилого помещения либо уполномоченным им органом.

62. В случае пропуска срока, указанного в пункте 61 Положения, свыше одного месяца по неуважительным причинам орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения, может отменить это решение с обязательным письменным уведомлением гражданина о принятом решении.

63. В случае пропуска срока, указанного в пункте 61 Положения, по уважительным причинам (болезнь, отпуск, командировка и др.) и их документального подтверждения срок продлевается органом, принявшим решение о предоставлении жилого помещения.

64. В случае невозможности заключения договора на право пользования жилым помещением по вине предоставившего его органа срок, указанный в пункте 61 Положения, продлевается на время, необходимое для устранения причин, препятствующих заключению вышеуказанного договора, либо ранее предоставленное жилое помещение подлежит замене на равнозначное по общей площади для нанимателя или равноценное по рыночной стоимости для собственника.

Замена ранее предоставленного помещения на равнозначное или равноценное производится органом, предоставившим жилое помещение, в срок не более 30 дней с момента выявления причин, препятствующих оформлению договора, дающего право пользования жилым помещением.


Приложение 1 к Положению


ПЕРЕЧЕНЬ ХАРАКТЕРИСТИК КВАРТИР, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ЗАСЕЛЕНИЮ НЕСКОЛЬКИМИ СЕМЬЯМИ (КОММУНАЛЬНОМУ ЗАСЕЛЕНИЮ)


1. Однокомнатные квартиры.

2. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа.

3. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для постоянного проживания в соответствии с законодательством, в том числе действующими нормативными актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для постоянного проживания.


Приложение 2 к Положению


ПЕРЕЧЕНЬ СТАНДАРТОВ, КОТОРЫМ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ БЛАГОУСТРОЕННЫЕ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ


Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен.


Приложение 3 к Положению


ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ДАЮЩИХ ГРАЖДАНАМ ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ


1. Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих нормативных актах:

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 214 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты";

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 года "О праве пользования дополнительной жилой площадью";

Циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года N 15 "Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью".

2. Право указанных граждан на дополнительную площадь учитывается при постановке на учет по улучшению жилищных условий, предоставлении жилого помещения и пользовании им.


  • Постановление Правительства МО от 10.10.2013 N 804/45 Об утверждении Порядка формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области списков учителей, врачей и молодых учителей, изъявивших желание стать участниками долгосрочной целевой программы Московской области "О поддержке отдельных категорий граждан при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов на 2013-2024 годы", Порядка предоставления жилищных субсидий и их расходования участниками долгосрочной целевой программы Московской области "О поддержке отдельных категорий граждан при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов на 2013-2024 годы"
  • Решение Московского городского суда от 20.06.2001 N 3-278/2001 О признании противоречащими федеральному законодательству ряда Положений постановления мосгордумы от 31.01.2001 N 12 "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве"
  • Постановление администрации Воскресенского муниципального района МО от 14.11.2013 N 2497 О переименовании долгосрочной целевой программы "О поддержке отдельных категорий граждан при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов на 2013-2024 годы" и утверждении муниципальной программы "О поддержке отдельных категорий граждан при улучшении ими жилищных условий на территории Воскресенского муниципального района Московской области с использованием ипотечных жилищных кредитов на 2013-2024 годы" в новой редакции
  • Решение Совета депутатов Зарайского муниципального района МО от 24.10.2013 N 61/7 Об установлении учетной нормы площади жилого помещения на одного члена семьи в целях признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в долгосрочной целевой программе Московской области "О поддержке отдельных категорий граждан при улучшении ими жилищных условий с использованием ипотечных жилищных кредитов на 2013-2024 годы"
  • Постановление Правительства Москвы от 05.10.1999 N 925 О проекте постановления Московской городской Думы "О внесении изменений и дополнений в постановление Московской городской Думы от 7 октября 1998 года N 86 "О внесении изменений и дополнений в постановление Московской городской Думы от 24 декабря 1997 года N 95 "Об утверждении Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в городе Москве"
  • Определение Верховного Суда РФ от 05.10.2001 N 5-Г01-117 О признании противоречащими федеральному законодательству отдельных пунктов Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в г. Москве, утвержденного постановлением мосгордумы от 31 января 2001 г. N 12
  • Постановление Правительства Москвы от 21.06.1994 N 497 Об утверждении Временного положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве

Настоящий Закон устанавливает порядок и условия улучшения жилищных условий москвичей с помощью города. Глава 1. Общие положения Статья 1. Право граждан на улучшение жилищных условий 1. Граждане имеют право: 1) получить жилые помещения из жилищного фонда города Москвы по договору: социального найма; найма (коммерческого найма); безвозмездного пользования; 2) приобрести в собственность с помощью города жилые помещения: используя безвозмездные субсидии; с рассрочкой платежа; используя ссуду на возвратной основе; по другим законным основаниям. 2. Граждане, признанные в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы (далее - законодательство) нуждающимися в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат обеспечению в установленном порядке жилыми помещениями, а также имеют право на приобретение жилых помещений в собственность с помощью города. собственность с помощью города. 3. Постановка граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление жилых помещений, а также обеспечение денежными средствами на их приобретение в собственность осуществляются бесплатно. Глава 2. Признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий Статья 2. Норма постановки на учет 1. Норма постановки на учет - размер общей площади жилых помещений, приходящийся на долю каждого проживающего, в пределах которого граждане и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет. При определении числа проживающих учитываются граждане, за которыми сохраняется право пользования жилыми помещениями на срок их временного отсутствия. В число проживающих не включаются граждане, для которых занимаемые жилые помещения являются местом пребывания. 2. При определении размера общей площади, приходящейся на долю каждого члена семьи, учитываются жилые помещения (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования в соответствии с законодательством. Супруги и их несовершеннолетние дети являются членами одной семьи. Не обладают самостоятельным правом пользования жилыми помещениями граждане, занимающие жилые помещения на основании договора поднайма, договора краткосрочного найма, а также граждане, пользующиеся жилыми помещениями в качестве временных жильцов. 3. Граждане, проживающие в одном жилом помещении, объединенные признаками родства или свойства, но имеющие свои источники дохода, отдельный бюджет и ведущие раздельное хозяйство, при наличии их волеизъявления, признаются разными семьями. Разные семьи подлежат отдельной постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 4. Норма постановки на учет устанавливается в размере 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир. 5. Норма постановки на учет устанавливается в размере 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа. Статья 3. Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий 1. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в городе Москве в общей сложности не менее 10 лет (и иное не установлено законодательством) и занимают независимо от формы собственности: 1) жилые помещения размером менее нормы постановки на учет; 2) жилые помещения, которые в соответствии с законодательством, нормативными правовыми актами, а также перечнем, приведенным в приложении 1, не подлежат коммунальному заселению, при условии, что в жилом помещении, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения; жилые помещения, которые на основании судебного решения об отказе гражданам в заключении отдельного договора социального найма на изолированное жилое помещение в соответствии с приходящейся на их долю площадью не подлежат коммунальному заселению, при условии, что в квартире, где проживают разные семьи, на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, установленной для квартир коммунального заселения; жилые помещения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при условии, что на каждого члена семьи приходится менее нормы постановки на учет, за вычетом дополнительной площади, право на пользование которой учитывается для каждого больного в соответствии с приложением 3, другими правовыми актами Российской Федерации; 5) жилые помещения, состоящие из одной комнаты или смежных неизолированных комнат, при отсутствии у проживающих в них граждан родственных отношений, независимо от нормы постановки на учет; 6) жилые помещения, признанные в установленном порядке непригодными для проживания, независимо от нормы постановки на учет; 7) жилые помещения в квартирах (домах) коридорной планировки, а также в домах с ограниченными удобствами, не отвечающие стандартам благоустройства, установленным приложением 2, независимо от нормы постановки на учет; 8) жилые помещения в общежитиях, за исключением лиц, для которых город Москва является местом пребывания, независимо от нормы постановки на учет; 9) жилые помещения в квартирах коммунального заселения, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению органов здравоохранения) в одной квартире невозможно, независимо от нормы постановки на учет; 10) жилые помещения, планировка которых в соответствии с законодательством не позволяет выделить в пользование изолированное жилое помещение гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний и имеющим право пользования изолированным жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от нормы постановки на учет. 2. Граждане, проживающие в городе Москве в общей сложности не менее 40 лет, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий независимо от нормы постановки на учет при условии проживания в квартирах коммунального заселения не менее: 1) последних 10 лет и при наличии полного общего трудового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) последних 5 лет при наличии инвалидности I или II группы. Граждане, перечисленные в настоящей части, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по категории "долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения" вместе с членами их семей, при отсутствии у граждан и членов их семей отдельных квартир, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования. 3. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным законодательством. Глава 3. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Статья 4. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства 1. Граждане, желающие улучшить жилищные условия, вправе обратиться в исполнительные органы государственной по месту жительства. 2. Для рассмотрения вопроса о принятии на учет гражданином подается заявление с приложением документов, перечень которых утверждается правовыми актами города Москвы. 3. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится решением исполнительного органа государственной с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии. Общественная жилищная комиссия формируется при исполнительных органах государственной в соответствии с правовыми актами города Москвы. 4. Граждане должны быть письменно уведомлены о принятом решении в месячный срок со дня подачи заявления. 5. В случае несогласия граждан с принятым решением граждане вправе обжаловать его в установленном порядке. 6. Исполнительные органы государственной обеспечивают свободный доступ к информации о количестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также о гражданах, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями. Статья 5. Сохранение за гражданами права состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий 1. Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения или приобретения отдельной квартиры, за исключением случаев: 1) выезда на место жительства за пределы территории города Москвы; 2) изменения жилищных условий, в результате которого отпали основания для улучшения жилищных условий; 3) использования в установленном порядке субсидий, ссуд на возвратной основе или иных видов государственной помощи на строительство или приобретение жилых помещений; 4) выявления сведений, не соответствующих указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия на учет; 5) выявления случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на учет; 6) подачи по месту учета личного заявления о снятии с учета. 2. Снятие с учета граждан осуществляется с обязательным письменным уведомлением их о принятом решении в месячный срок со дня принятия решения. 3. Решение о снятии с учета может быть обжаловано в установленном порядке. 4. Не подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане: 1) не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления; 2) проживающие в квартирах коммунального заселения, кроме граждан, получивших отдельную квартиру с учетом размера общей площади занимаемого жилого помещения, использовавших субсидии, ссуды на возвратной основе, иные виды государственной помощи на строительство или приобретение жилища, а также граждан и членов их семей, обладающих самостоятельным правом пользования отдельной квартирой. Статья 6. Действия граждан, приведшие к необходимости улучшения жилищных условий 1. Граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых возникла необходимость в улучшении жилищных условий. 2. Ухудшением жилищных условий считаются следующие действия граждан: 1) изменение порядка пользования жилыми помещениями; 2) обмен жилого помещения; 3) невыполнение условий договора социального найма, коммерческого найма, безвозмездного пользования жилым помещением, купли-продажи с рассрочкой платежа, повлекшее выселение граждан в судебном порядке; 4) изменение состава семьи в результате вселения иных лиц, расторжения брака; 5) определение долей, выдел доли, в том числе в натуре, либо изменение долей собственниками жилого помещения, повлекшее установление иного порядка пользования; 6) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения либо его доли. 3. Часть 1 настоящей статьи не подлежит применению в следующих случаях: 1) вселение по месту жительства супруга, детей, родителей, иных граждан, объединенных признаками родства или свойства, если до вселения они: не обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением; обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, но не были обеспечены по норме предоставления; обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для проживания; безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной власти или органам местного самоуправления либо жилое помещение было изъято указанными органами для государственных или муниципальных нужд в установленном законом порядке; 2) расторжение договора пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением по инициативе получателя ренты; 3) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения; 4) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке. Статья 7. Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве Учет граждан, утративших жилые помещения в городе Москве и имеющих в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений во внеочередном и первоочередном порядке, при невозможности возврата ранее занимаемых ими помещений (дом снесен или переоборудован в нежилой после капитального ремонта, ранее занимаемые помещения заселены в установленном порядке на основании решения органа исполнительной власти) производится исполнительными органами государственной по месту нахождения утраченного жилого помещения. Статья 8. Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту работы 1. Постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений по месту работы в бюджетных учреждениях, финансируемых за счет бюджетных средств города Москвы и местных бюджетов муниципальных образований в городе Москве, которым в установленном порядке выделяются жилые помещения из городского жилищного фонда, осуществляются по решению администрации совместно с профсоюзным комитетом (профсоюзными комитетами), действующим в учреждениях на основании коллективного, иных договоров работников с администрацией предприятий и учреждений. Наравне с работниками вышеуказанных учреждений на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий принимаются граждане, оставившие работу в этих учреждениях в связи с уходом на пенсию. 2. Решение о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений по месту работы утверждается решением исполнительного органа государственной . Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы, могут состоять, по их желанию, на учете и по месту жительства при соблюдении правил, установленных настоящим Законом. Глава 4. Обеспечение жилыми помещениями граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий Статья 9. Очередность обеспечения граждан жилыми помещениями 1. Граждане обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди в соответствии с законодательством. 2. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории "долгожители Москвы, проживающие в условиях коммунального заселения", имеют право на обеспечение жилыми помещениями в первую очередь. Иные категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жилыми помещениями в первую очередь в соответствии с законодательством. 3. На общих основаниях обеспечиваются жилыми помещениями: 1) граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющие права на внеочередное и первоочередное обеспечение в соответствии с законодательством; 2) иные категории граждан, установленные законодательством. Статья 10. Порядок обеспечения граждан жилыми помещениями 1. Решение об улучшении жилищных условий принимается исполнительным органом государственной с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии. 2. Обеспечение граждан жилыми помещениями на условиях договора социального найма, договора безвозмездного пользования осуществляется в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека), если законодательством не предусмотрено иное. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения размером до 33 квадратных метров общей площади одиноко проживающему человеку и до 42 квадратных метров общей площади семье, состоящей из двух человек. 3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан проверка сведений о наличии у граждан и членов их семей жилых помещений (доли жилых помещений), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также действий, совершенных гражданами и членами их семей, приведших к ухудшению жилищных условий, осуществляется жилищными органами, ответственными за обеспечение граждан жилыми помещениями. Указанные действия учитываются за пятилетний период, предшествующий решению о постановке на учет, и до решения вопроса об улучшении жилищных условий. При совершении гражданами либо членами их семей гражданско- правовых сделок с жилыми помещениями либо действий, приведших к уменьшению размера занимаемых жилых помещений либо к их отчуждению, размер предоставляемого гражданам жилого помещения уменьшается на соответствующее количество квадратных метров общей площади. При принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору коммерческого найма граждане подтверждают, что доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает уровень, установленный законом города Москвы. 4. В зависимости от результатов проверки принимаются следующие решения: 1) граждане снимаются с учета; 2) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане не подлежали постановке на учет; 3) улучшение жилищных условий откладывается на срок, в течение которого граждане подлежат обеспечению по соответствующему договору с учетом дохода семьи и требований федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан; 4) жилое помещение предоставляется гражданам в порядке, установленном настоящей статьей. 5. Граждане, страдающие заболеваниями опорно-двигательной системы, другими заболеваниями, а также инвалиды, семьи, имеющие детей- инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, обеспечиваются, по их заявлению, жилыми помещениями на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации. 6. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством, предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 квадратных метров общей площади, если иное не установлено федеральным законодательством. 7. Перечень заболеваний, дающих гражданам право на предоставление дополнительной площади по состоянию здоровья, устанавливается правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Не подлежат удовлетворению требования указанных граждан о предоставлении дополнительной площади, если они обеспечены изолированным жилым помещением в отдельной квартире в соответствии с нормой предоставления. 8. Граждане вправе приобрести либо получить жилое помещение менее нормы предоставления, но не менее 16 квадратных метров общей площади на каждого члена семьи. 9. Граждане, в отношении которых принято решение об улучшении жилищных условий, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти, осуществляющие предоставление жилых помещений, с заявлением о предоставлении жилого помещения свыше нормы предоставления. При наличии у жилищных органов таких жилых помещений они предоставляются: - по договору социального найма в случае превышения нормы предоставления на семью до 9 квадратных метров общей площади; - по договору найма (коммерческого найма) в случае превышения нормы предоставления на семью свыше 9 квадратных метров общей площади. 10. По желанию граждан жилое помещение предоставляется с учетом размера общей площади занимаемого ими жилого помещения. При этом суммарная площадь всех жилых помещений, занимаемых по любым законным основаниям и предоставляемых по договору социального найма, договору безвозмездного пользования, не должна превышать норму предоставления, установленную для семьи данной численности. 11. При предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования граждане и члены их семей обязаны освободить и передать в установленном порядке занимаемое по договору социального найма или договору безвозмездного пользования жилое помещение, кроме случаев предоставления жилого помещения с учетом размера общей площади занимаемого и пригодного для проживания жилого помещения. В случае вселения иных граждан в освобождаемое жилое помещение либо совершения действий, препятствующих его освобождению, решение о предоставлении жилого помещения подлежит отмене. 12. Гражданам и членам их семей, занимающим жилые помещения на праве собственности, жилые помещения предоставляются по договору мены, кроме случаев предоставления жилых помещений с учетом размера общей площади занимаемых жилых помещений. 13. Освободившиеся жилые помещения, в том числе в квартирах коммунального заселения, предоставляются гражданам в порядке улучшения жилищных условий в соответствии с законодательством. Статья 11. Учет интересов граждан при предоставлении жилых помещений 1. При предоставлении жилых помещений не допускается заселение одной комнаты или однокомнатной квартиры совершеннолетними гражданами, кроме супругов, а также лицами разного пола старше 9 лет. 2. Не допускается предоставление разным семьям жилых помещений в квартире, не подлежащей коммунальному заселению. 3. Жилые помещения предоставляются с учетом состояния здоровья граждан и других заслуживающих внимания обстоятельств. Сроки, предусмотренные законодательством города Москвы для обеспечения жилыми помещениями тяжелобольных граждан, сокращаются для граждан, ранее состоявших на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на общих основаниях и впоследствии получивших право на первоочередное улучшение жилищных условий по состоянию здоровья. Порядок сокращения сроков обеспечения вышеуказанных тяжелобольных граждан ежегодно устанавливается законом города Москвы. В настоящем Законе к тяжелобольным гражданам отнесены лица, перечень заболеваний которых установлен правовыми актами, приведенными в приложении 3, иными правовыми актами Российской Федерации. Статья 12. Права граждан, ранее принятых на учет 1. Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона: 1) сохраняют свою очередность и право на предоставление жилого помещения по договору социального найма; 2) имеют преимущественное право на улучшение жилищных условий по договору коммерческого найма, договору безвозмездного пользования при соблюдении общих положений (уровень дохода, положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан); 3) имеют преимущественное право на приобретение жилого помещения в собственность с использованием безвозмездных субсидий, ссуды на возвратной основе, рассрочки платежа. 2. Граждане, принятые на учет для приобретения жилого помещения в доме ЖСК до 1 февраля 1998 года, при соблюдении общих положений (норма постановки на учет, уровень дохода, а также положения федерального законодательства о социальной защите отдельных категорий граждан) имеют право на предоставление жилого помещения по договору коммерческого найма. При этом учитывается период пребывания в очереди для приобретения жилого помещения в доме ЖСК. При предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма, договору безвозмездного пользования период пребывания в очереди на приобретение жилого помещения в доме ЖСК не учитывается. Глава 5. Приобретение гражданами жилых помещений с помощью города Статья 13. Приобретение гражданами жилых помещений с использованием безвозмездных субсидий и ссуд на возвратной основе 1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющие право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, вправе получить безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных законодательством города Москвы. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, вправе получить ссуду на возвратной основе на строительство или приобретение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы. Статья 14. Приобретение гражданами жилых помещений с рассрочкой платежа 1. Граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право на приобретение жилых помещений по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа, в соответствии с законодательством города Москвы. 2. После государственной регистрации договора купли-продажи с рассрочкой платежа граждане подлежат снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. 3. Граждане, которым предоставлены жилые помещения по договору коммерческого найма, имеют право на выкуп (в том числе с рассрочкой платежа) занимаемого ими жилого помещения по соглашению с собственником или управомоченным им лицом, предоставившим это жилое помещение, в порядке и на условиях, установленных законодательством. Глава 6. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий Статья 15. Право граждан на замену жилого помещения на жилое помещение меньшего размера 1. Исполнительные органы государственной обязаны в установленном порядке по обращению граждан о замене благоустроенного и отвечающего санитарным, техническим нормам и требованиям жилого помещения предоставить взамен занимаемого жилого помещения жилое помещение меньшего размера в пределах социальной нормы. 2. Замена производится гражданам, занимающим жилое помещение: 1) на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору; 2) на праве собственности, по договору мены. 3. Замена жилого помещения не допускается, если в результате ее граждане становятся нуждающимися в улучшении жилищных условий. Статья 16. Право граждан на замену жилого помещения по состоянию здоровья 1. Исполнительные органы государственной обязаны по обращению граждан, страдающих заболеваниями опорно-двига- тельной системы, другими заболеваниями, а также инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, заменить занимаемое жилое помещение на жилое помещение на нижних этажах домов без лифтов, в домах с лифтами, в специально построенных домах либо в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации. 2. При наличии согласия граждан замена производится: 1) на равнозначное по общей площади жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на основании договора социального найма, коммерческого найма или договора безвозмездного пользования, по соответствующему договору; 2) на равноценное по рыночной стоимости жилое помещение гражданам, занимающим жилое помещение на праве собственности, по договору мены. 3. Граждане, в отношении которых решение о необходимости замены жилого помещения было принято до введения в действие настоящего Закона, сохраняют это право. 4. Решение о необходимости замены гражданам жилого помещения не является основанием для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Статья 17. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий Обеспечение жилыми помещениями граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться в случаях: 1) ликвидации коммунального заселения квартир в порядке и на условиях, установленных законодательством; 2) отселения граждан, проживающих в квартире коммунального заселения, с целью улучшения жилищных условий граждан, проживающих в той же квартире и состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем предоставления в пользование (собственность) жилого помещения (субсидии либо ссуды на возвратной основе на его приобретение), при наличии согласия всех проживающих в квартире. Выкуп жилого помещения в квартире коммунального заселения осуществляется в порядке и на условиях, установленных правовыми актами города Москвы; 3) отказа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, от получения жилых помещений по договору коммерческого найма. В этом случае жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены гражданам, проживающим в условиях коммунального заселения либо занимающим жилые помещения размером менее социальной нормы на каждого проживающего. При отсутствии граждан, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящей части, жилые помещения по договору коммерческого найма могут быть предоставлены иным гражданам в порядке, установленном законодательством города Москвы; 4) в иных случаях, установленных законодательством. Статья 18. Обеспечение жилыми помещениями граждан, не являющихся жителями города Москвы Лица, не являющиеся москвичами, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном федеральным законодательством. Статья 19. Заключение договора, дающего право пользования жилым помещением Договор, дающий право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, заключается собственником этого жилого помещения либо управомоченным им лицом с гражданами, которым предоставлено жилое помещение, на основании решения исполнительного органа государственной . Порядок и условия заключения договора, дающего гражданам право пользования жилым помещением в жилищном фонде города Москвы, устанавливаются правовыми актами города Москвы. Глава 7. Заключительные положения Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона Лица, виновные в нарушении порядка и условий постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления гражданам жилых помещений, предоставления гражданам денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений с помощью города, несут ответственность в соответствии с законодательством. Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу "О Положении о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве". П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 15 января 2003 года № 22 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 к Закону города Москвы от 15 января 2003 года № 22 ПЕРЕЧЕНЬ характеристик жилых помещений, не подлежащих заселению несколькими семьями (коммунальному заселению) Однокомнатные квартиры. Квартиры со смежными комнатами, не имеющими отдельного входа. Квартиры из двух изолированных комнат, одна из которых имеет жилую площадь менее 9 квадратных метров, при условии, что доля общей площади квартиры, приходящаяся на эту комнату, составляет менее 16 квадратных метров общей площади. Квартиры из двух и более изолированных комнат, из которых только одна пригодна для проживания в соответствии с правовыми актами по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Закону города Москвы от 15 января 2003 года № 22 ПЕРЕЧЕНЬ стандартов, которым должны соответствовать благоустроенные жилые помещения в городе Москве Благоустроенные жилые помещения в городе Москве должны соответствовать следующим стандартам: дом (квартира) со всеми видами удобств (электроснабжение, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка) независимо от материала стен. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 к Закону города Москвы от 15 января 2003 года № 22 ПЕРЕЧЕНЬ правовых актов, дающих тяжелобольным гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, право на дополнительную площадь по состоянию здоровья Право на дополнительную площадь по состоянию здоровья имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих правовых актах: постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года № 214 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты"; циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 года № 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 года № 15 "Список болезней, дающих право лицам, страдающим ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью".

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»