Анкетирование виды вопросов. Дайте респондентам возможность быть услышанными. Какие задачи можно решать с помощью опросов

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Различают следующие виды анкетирования:

1. По способу общения между исследователем и опрашиваемым:

Прессовый (вопросник печатают в газете, журнале) ;

Почтовый (рассылают анкеты по почте)

Раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов).

В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно.

Для этого потребуется вопросник для длительных и более точных исследований. Как правило, понимание того, почему является характеристикой более глубоких вопросников, в то время как более компактная исследовательская анкета даст вашей компании обзор более широкого и, конечно же, более общего вопроса.

Как создать привлекательный опросник?

Другие факторы могут способствовать тому, чтобы типы опросных листов, которые слишком долго привлекательны, и, следовательно, легче и быстрее отвечать. Напишите хороший вступительный текст, чтобы стимулировать и привлекать аудиторию.

  • Настройте анкету, чтобы она привлекала внимание визуально.
  • Позаботиться о языке, гарантируя, что он близок к собеседнику.
  • Для иллюстрации концепций используйте изображения или видео.
Здесь важно здравый смысл. Не забывайте, что целью вашего исследовательского проекта является руководство по выбору размера используемого вопросника.

2. По месту проведения:

По месту жительства

По месту работы или учебы.

В последнем случае оно может быть групповым (или аудиторным) ;

3. По уровню стандартизации:

Полностью стандартизированным

Частично стандартизированным.

Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми).

Наш совет, прежде всего, поставил вопросы на бумаге. Закажите их в соответствии с представленными здесь руководящими принципами, а затем начните сокращать расходы, которые являются расходными. В конце концов, вы должны иметь в руках набор вопросов, достаточных для ответов, которые помогут вам принять решение.

Для типов длинных анкеты для опроса всегда легче применять, если у вас уже есть хорошие отношения с собеседниками. Другая возможность - провести поиск через онлайн-платформу, у которой уже есть более активная пользовательская база. Это связано с тем, что пользователи регистрируются там уже с целью опроса обследований и постоянно занимаются вопросниками всех видов и, таким образом, готовы участвовать в крупных обследованиях и предоставлять ответы хорошего качества.

Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др.), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

К достоинствам следует отнести:

1. Экономичность.

2. Гарантия индивидуального самостоятельного заполнения анкеты тем, кто попал в группу.

3. Формулировка вопросов рассчитана на чтение, а не восприятие на слух.

4. Проста техника заполнения анкет.

К недостаткам относят:

1. Опасность искажения ответов под влиянием группы (косвенное давление).

2. Незаполненные анкеты, нет ответов на некоторые вопросы.

3. Сложность организации массового анкетирования.

Анкетный опрос может быть единственным источником информации, но более глубокую и развернутую панораму субъективного мира опрашиваемого дает анкетирование в комбинации с другими методами.

Анкетирование - это опрос значительного числа респондентов с целью получения информации о типичности исследуемого психолого-педагогического явления.

Средством метода является разработанная специалистом (а не любителем) анкета. Опрос по ней предполагает жестко фиксированный порядок, содержание, форму вопросов, четкое указание формы ответов.

Различают следующие варианты анкетирования: личностное (при непосредственном контакте исследователя и респондента), опосредованное (анкеты распространяются раздаточным способом, а респонденты отвечают на них в удобное для себя время), индивидуальное или групповое, сплошное и выборочное. Ответы могут регистрироваться респондентом наедине с собой (заочный опрос) либо в присутствии анкетера (очный опрос). Бывают опросы-молнии при изучении общественного мнения.

Анкета должна содержать три смысловые части

·вводную, в которой содержатся цель и мотивировка анкетирования, подчеркивается значимость участия в нем респондента, гарантируется тайна ответов, четко излагаются правила заполнения анкеты;

·основную, состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответ;

·социально-демографическую, призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого.

При составлении анкеты используются различные варианты построения вопросов. Это могут быть открытые вопросы, закрытые, полузакрытые, вопросы-фильтры, целевые (исследовательские) и анкетные (контрольные) вопросы, вопросы на ранжирование.

Открытыми называют вопросы, на которые респонденты должны самостоятельно дать свой вариант ответа и занести его в специально отведенные места в анкете или в специальном бланке. Такие вопросы включаются тогда, когда исследователь стремится привлечь опрашиваемого к активной работе по формированию предложений, советов по какой-то проблеме; когда не совсем ясен набор альтернатив по задаваемому вопросу.

Открытые вопросы хороши на стадии проб, определения области исследования. Предполагается, что ответ в свободной форме позволит выявить доминанту мнений, оценок, настроений людей. Они связаны с не известными исследователю рамками сравнения, которые ограничивают контекст высказывания респондента. Ответы на открытые вопросы трудно обрабатывать.

Закрытыми называют вопросы, к которым в анкете предлагаются возможные варианты ответов. Они используются в тех случаях, когда исследователь четко представляет, какими могут быть ответы на вопросы, или когда надо что-то оценить по определенным, важным для изучения признакам и пр. Преимуществами закрытых вопросов являются возможность исключить неправильное понимание вопроса, сопоставление ответов различных групп респондентов, а также простота заполнения анкеты и обработка результатов. При этом важно:

·не следует комбинировать в одном вопросе несколько идей;

·все ответы желательно печатать на одной странице, чтобы респондент мог их все охватить одним взглядом;

·если ответы содержат положительные и отрицательные суждения об одном явлении, то лучше их печатать параллельно на одной строке, а не последовательно, столбиком;

·список предложенных ответов не должен быть обширным, так как смещается внимание читающего от начала к концу списка.

Полузакрытые вопросы отличаются от закрытых тем, что кроме предложенных вариантов ответов есть своеобразная строка, на которой респондент может отразить свое личное мнение по существу вопроса. Это делается в тех случаях, если исследователь не уверен, что для выражения своего мнения опрашиваемому будет достаточно списка предложенных альтернатив. В число ответов включается, например, вариант «Укажите другой ответ, если он у Вас есть».

Кроме того, в число ответов на закрытые и полузакрытые вопросы следует включить вариант, дающий возможность уклониться от ответа: «Затрудняюсь ответить», «Не могу ответить», чтобы респонденты, которые не знают ответа или не имеют своего мнения по затронутой проблеме, могли выразить свою позицию. Формула уклонения от ответа означает, что респонденту не хотят навязывать свое мнение.

Довольно часто в анкете используются вопросы-фильтры. Они одновременно как бы состоят из двух вопросов: сначала выясняется, относится ли опрашиваемый к определенной группе или известен ли ему факт (явление), о котором пойдет речь далее. Затем респонденту, ответившему утвердительно, предлагается высказать свое мнение или оценку факта, события, свойства. Вопрос-фильтр отделяет ответы респондентов, интересующие исследователя, от всех остальных.

Следующая группа вопросов: целевые (косвенные) и анкетные (прямые). В целевых выражается задача исследования (на какие вопросы должно дать ответы исследование), а анкетные содержат текст вопроса в том виде, как он предлагается опрашиваемому. Очень важно уметь перевести целевые вопросы в анкетные. Большинство задач, которые решаются методом опроса, нельзя выразить непосредственно в форме вопросов к респонденту без соответствующего преобразования.

Преобразование исследовательского вопроса в анкетный - дело непростое. Нужно каждый исследовательский вопрос разбить на несколько анкетных вопросов. Цель такого деления состоит в том, чтобы сумма ответов на каждый анкетный вопрос давала ответ на исследовательский вопрос. Причем каждый анкетный вопрос должен быть простым, ясным, понятным каждому респонденту. анкета исследование вопрос составление

Вопросы на ранжирование применяются тогда, когда необходимо среди множества ответов выявить наиболее значимые для респондента. В этом случае опрашиваемый присваивает каждому ответу соответствующий номер в зависимости от степени его значимости.

Таким образом, вопросы анкеты классифицируются по разным основаниям: по содержанию (вопросы о фактах, событиях, свойствах личности), по форме (открытые, полузакрытые, закрытые, прямые и косвенные), по функции (основные и не основные или контрольные).

Деление это условное. Важна связь между вопросами анкеты, их общее назначение, направленность на цель исследования.

Контрольные вопросы уточняют, дополняют сведения, полученные на основной вопрос; косвенный вопрос может предшествовать прямому основному; личные вопросы и безличные могут занимать такое же положение по отношению друг к другу; открытый вопрос может выполнять роль контрольного на закрытый и наоборот.

Проблема повышения надежности при использовании методики анкетирования должна быть в поле зрения исследователя.

В первую очередь, это зависит от содержания или от характера планируемой информации.

Статус (положение опрашиваемого). Обычно требуется знание «паспортички»: пол, возраст, образование, стаж работы, семейное положение, финансовое положение (доходы-зарплата, стипендия и пр.), место проживания и др. На этом пути есть свои трудности.

1. Категории ответов - в закрытой или открытой форме ставить вопросы? В открытой - плохо, так как мы не знаем, что напишет респондент. Например, Ваше образование: четыре класса, неполное среднее, высшее, незаконченное среднее профессиональное, учусь в вузе и пр. Такие ответы надо перевести в однозначные категории (число лет обучения, уровень и др.). Если выбрали закрытый вопрос, возникает проблема обоснованности группировок ответов. Исследователю надо решить, какие пороговые группировки выбирать (дети: 6 - 8 лет, 9 - 12 лет, 13 - 18 лет). Здесь возникает новая проблема: для статистической обработки требуются равные интервалы в числовом ряду. Если они разные, то можно ли их укрупнить, и как сделать их равными?

2. Закрытый вопрос на статус должен быть сформулирован в терминах, не допускающих двусмысленного толкования. Это относится и к словам, и к единицам счета, и к построению фраз. Не следует, например, употреблять слова «в среднем…», так как неизвестен эталон усреднения, которым пользуется респондент. Паспортичку лучше ставить в конце анкеты.

Событийная информация, или сведения о фактах поведения в прошлом, в настоящем, о продуктах деятельности, требует контроля на компетентность опрашиваемого. Надо иметь в виду:

1. Глубина и полнота информации существенно зависят от общей культуры и кругозора респондентов. Критерий образования является важнейшим, особенно для проведения первой пробы опросного листа.

2. Нередко люди описывают события как очевидцы, не будучи ими; не зная предмета, высказывают мнение, не заботясь об аргументах. Поэтому при анкетировании применяются «отсеивающие» вопросы, либо предусматриваются ловушки на добросовестность. Например, предыдущий вопрос предполагает ответы: да, нет, не знаю. Последующий для тех респондентов, кто ответил «да», но на вопрос отвечают и те, кто выбрал ответ «нет».

Контрольные вопросы на информированность включаются в заочный опрос. Например, «Произведения каких писателей фантастов Вам понравились?» Среди ответов находятся вымышленные фамилии.

3. Очень важно полученную информацию проанализировать с точки зрения оценки и интерпретации. Эти позиции следует различать. В событийных формулировках вопрос не должен быть в оценочных выражениях: много-мало; удачно-неудачно и т.д. Надо знать, что оценочные критерии у каждого свои. Для одних чтение газет в течении 30 минут - много, для других - мало.

4. Ошибки памяти могут повлиять на ответы о давно прошедших событиях. Достоверность можно повысить наводящими вопросами, помочь вспомнить дату и пр.

5. Максимальная дробность пунктов информации - хорошее основание достоверности сведений о событии. Ставится не один вопрос «в лоб», а он разбивается на несколько (5 - 6) вопросов, и получается в итоге достоверная информация.

Анкетирование - это письменный вид опроса, при котором контакт между исследователем и опрашиваемым (респондентом) осуществляется при помощи анкеты. Анкетирование может быть электронным - в случае, если используется компьютер. Анкета может распространяться через прессу, по почте (с предварительного согласия респондента). Однако наиболее эффективным является так называемый раздаточный опрос, когда анкетер вручает анкету и ждет, когда она будет заполнена: только в этом случае можно гарантировать возвращение анкеты.

Анкета - это документ, в котором вопросы, адресованные определенному множеству людей: она предполагает, что каждый человек входящий в эту совокупность, даст на них ответы. Поэтому анкетой нельзя называть любую совокупность вопросов. Анкета размножается на машинке, принтере или отпечатывается типографским способом. Любая анкета должна включать вводную часть, содержательную и заключительную часть.

В вводной части содержится вся информация о том, кто проводит исследование, о целях, которые стоят перед ним, и о правилах заполнения анкеты (инструкция). Кроме того, во вводную часть обычно включают благодарность за участие в опросе, а также указание на то, что полученные данные будут использоваться лишь в объявленных целях, то есть гарантируется анонимность.

Содержательная часть - это основная составляющая анкеты, в которой формулируются вопросы, расположенные в определенной последовательности. Если в процессе заполнения анкеты у респондента могут возникнуть затруднения, в содержательную часть включают пояснения и рекомендации. При разработке анкеты необходимо стремиться к тому, чтобы на все вопросы респондент мог ответить за 25-30 минут; если на заполнение анкеты требуется больше времени, то результаты могут оказаться менее продуктивными в силу утомления и потери интереса к опросу. Обычно количество вопросов не превышает 30-40.

Заключительная часть , или паспортичка, содержит необходимые сведения о респонденте: его возрасте, национальности, семейном положении, статусе, образовании и т.д. Обычно в паспортичку включаются вопросы о характеристиках, которые могут иметь значение с точки зрения интерпретации результатов.

Поскольку опрос всегда имеет дело с людьми, обладающими как общими, так и индивидуальными особенностями, в социологии были сформулированы принципы, в соответствии с которыми следует составлять анкеты. Мы приведем рекомендации, сформулированные В.А. Ядовым.

1. Анкеты должны строиться с учетом психологии восприятия, а не в соответствии с логикой исследования.

2. При построении анкет необходимо учитывать особенности опрашиваемых (их культурный уровень, социальный опыт).

3. При расположении вопросов необходимо идти от частного к общему, а не в обратном направлении.

4. Смысловые блоки, на которые делится анкета, должны быть примерно одинакового объема.

5. Начинать анкету следует с самых простых вопросов, постепенно их усложняя, затем сложность вопросов должна снижаться, а перед самым завершением анкеты (перед паспортичкой) снова повышаться. Таким образом, наиболее сложные вопросы должны располагаться в середине анкеты и почти в самом ее конце, перед простой для ответов заключительной частью.

В анкетах и интервью используются самые разнообразные вопросы, которые за даются с различными целями.

1. С точки зрения целей исследования выделяются:

основные вопросы используются исследователем для того, чтобы получить необходимую информацию.

контрольные вопросы предназначены для проверки искренности, непротиворечивости и последовательности ответов респондента. Нередко в таком случае используются другие формулировки вопроса, который уже задавался, или вопросы, связанные с ним по смыслу. Например, сначала респонденту задается вопрос: «как вы относитесь к предпринимателям и предпринимательству?». Затем, спустя несколько вопросов, у него спрашивают о его отношении к национализации собственности. Если в первом и втором случае респондент говорит о положительном отношении, исследователь может допустить, что ответы либо неискренни, либо непоследовательны.

вопросы-фильтры вводятся для получения дополнительной информации о респонденте - как правило, о том, является ли он компетентным в той или иной сфере. Примером здесь может служить вопрос «как вы понимаете демократию?»

2. Вопросы анкеты подготавливаются с учетом психологических особенностей респондентов. С этой точки зрения могут быть выделены дополнительные разновидности вопросов.

Прямые вопросы адресованы непосредственно респонденту и направлены на выявление его личного мнения по тому или иному вопросу.

Косвенные вопросы вводятся тогда, когда есть сомнение, что респондент захочет дать прямой ответ на вопрос (например, о своей интимной жизни). В этом случае вопрос формулируется таким образом, чтобы у респондента возникло впечатление, что он отвечает от лица социальной группы или про сто «объективно» оценивает явление.

Буферные вопросы вводятся для того, чтобы подготовить респондента к переходу от одной темы к другой. Ответы на эти вопросы могут не учитываться при анализе, так как, отвечая на них, опрашиваемый как бы «настраивается» на новую тему.

Контактные вопросы направлены на установление интереса к исследованию, поддержание внимания, расположения к исследователю.

З. С точки зрения свободы респондента в выборе ответа выделяют следующие вопросы:

открытые вопросы предполагают, что ответы на них респондент строит полностью по своему усмотрению. Примером может служить вопрос: «Можете назвать причины, по которым вы можете изменить свое предпочтение на выборах?». Спрашиваемый в качестве ответа на такой вопрос может указать любую причину, которую он считает важной, причем такая причина может быть неединственной. Открытые вопросы не предполагают предварительной категоризации: они будут распределяться по группам лишь на этапе интерпретации результатов.

закрытые вопросы предполагают, что ответы на них выбираются респондентом из заранее определенных вариантов. Такие вопросы обычно используют, если исследователю заранее известно, какую информацию он хочет получить и мнение по каким вопросам его интересует, прежде всего.

Выделяют разновидности закрытых вопросов. Дихотомические вопросы предполагают выбор между «да» и «нет», например: «есть ли причины, по которым вы можете поменять свои предпочтения на выборах?».

Вопросы-меню предполагают выбор одного варианта или любого сочетания вариантов. Например, может даваться несколько вариантов ответов на вопрос «по каким причинам вы можете изменить свои предпочтения в процессе выборов»: «недостойное поведение кандидата по отношению к другим кандидатам», «получение сведений о преступлениях и проступках кандидата», «влияние родственников или друзей», «самостоятельное решение» и т.д.

Полузакрытые вопросы - вид вопросов, занимающий промежуточное положение между открытыми и закрытыми вопросами. В этом случае респонденту дается несколько вариантов ответов, но он имеет право ответить в свободной форме, если ни один из вариантов не подходит.

Достаточно распространенной формой социологических опросов является интервью, которое представляет собой своеобразную целенаправленную беседу с глазу на глаз с опрашиваемым. Вначале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. Впоследствии, по мере развития эмпирических исследований, оно наряду с анкетированием стало одним из распространенных методов получения социологической информации об изучаемом объекте.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»