Что такое анкета в социологии. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Существует множество видов опросов, среди которых основными принято считать письменный (анкетирование ) и устный (интервьюирование ). Начнем с анкетирования. Оно может быть групповым и индивидуальным. Групповой анкетный опрос широко применяется по месту учебы, работы. Обычно один анкетер работает с группой 15-20 человек. Это обеспечивает полную (или почти полную) возвращаемость анкет, чего нельзя сказать об индивидуальном анкетировании. Этот способ проведения опроса предполагает заполнение анкеты респондентом “один на один” с вопросником.

Они также обладают способностью разбиваться на несколько лексических сортов в зависимости от обстоятельств и субъектов. Чтобы определить их, необходимо использовать другой тип вопросника: вопросник. В вопросе, который направлен на проверку того, является ли существенный элемент или не является частью центрального ядра социального представительства. В своей первоначальной версии он представляет собой своего рода двойное отрицание: отрицательному вопросу «группа людей, которые не приносят прибыль», мы предлагаем выбор между тремя ответами: Это не компания; «может быть бизнесом; Это бизнес».

Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая - вводная - представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов. Вводная часть - это настрой респондента, от которого во многом зависит качество заполнения и степень возвращаемости анкеты.

Если ответы сосредоточены на модальности «Это не бизнес», можно сделать вывод, что прибыль является частью центрального ядра социального представительства компании. не всегда можно сформулировать понятное при введении вопросника очень разнородной общественности, представителю всего француза.

Мы имеем дело с нюансами оценки, основанными на общем фоне общих социальных представлений. В случае П-образного распределения в, необходимо различать два случая. Когда три кривые сопоставимы, можно сказать, что существует даже в пределах каждой подгруппы групп, имеющих две противоположные точки зрения. Эта форма распределения затем относится к неопределенности в отношении толкования предмета всеми испытуемыми.

Вторая часть анкеты - основная. Она содержит вопросы (их блоки), направленные на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Вначале рекомендуется поставить “конкретные” вопросы - простые, доходчивые, рассчитанные вызвать интерес, расположить респондента к активному заполнению анкеты. Это могут быть вопросы о конкретных ситуациях, фактах. Затем приводятся более сложные вопросы на выявление мотивов, установок, мнений, оценок.

Тем не менее, для «пункта» Сделана работой «денег в его пользу» мы не т получить то же распределение. Наиболее критичная субпопуляция отличается от остальной части населения Этого пункт подчеркивает существенные различия представление между подгруппами.

Интерпретация двух вопросников, которые мы только что представили, основана на форме распределений, но эти два вопросника не дают одинаковых результатов. Аналогичным образом, важность «обслуживание физических лиц» в анкете характернзации релятивизирована вторым размещение элементов касающиеся совета и управления их деньгами в случае неправильной причины. Мы можем, из с использованием первого вопросника, определить противоположности по некоторым пунктам, а затем построить сегментации субпопуляции Второго вопросник затем показывает силу структурных особенностей репрезентации.

В третьей части анкеты - так называемой “паспортичке” (она иногда помещается вначале) выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключении выражается благодарность респонденту за заполнение анкеты (в ряде случаев это делается во вводной части).

Эти субпопуляции утверждают то же самое. центральные элементы, пересекающие информацию из этих вопросников должны быть постоянная для всех исследований, она предоставляет два типа «информации:» идентификация элементов, которые принадлежат к центральной жиле и степеням гетерономия подгрупп.

Классические опросные листы обычно не строятся, чтобы подчеркнуть существование такого типа консенсуса, но Клод Флямент хотел изучить такую ​​возможность путем тиражирования исследования по представлению интеллекта с использованием вопросника, в котором просит субъекта дать свою степень согласия каждому предлагаемому предложению. Эти предложения относятся к типу: «С рождения ребенок имеет интеллектуальные способности, которые постепенно развиваются в соответствии с данным образованием». Ответы находятся Автор показывает, что если мы заполним эту анкету тремя новыми элементами, которые выражают самые нормативные и противоположные мнения, мы можем выделить центральные элементы представления, но эта возможность не существует. не используется в эталонном поиске.

Анкета не должна быть слишком большой. Время ее заполнения для взрослого человека - 40-45 минут. Если это время оказывается большим, то притупляется внимание, ослабевает интерес, совершаются ошибки при заполнении, а то и просто пропускаются вопросы, над которыми уже не хочется думать. Имеет значение и процедура опроса. К нему все должно быть подготовлено: место, ручки (карандаш), спокойные условия без присутствия лишних людей. Важно добиться самостоятельности ответов каждого респондента, особенно при групповом опросе. Здесь анкетер должен по возможности проверять заполнение каждой анкеты, начиная с паспортички, но не вникая в содержание, чтобы не нарушать принципа анонимности.

Факториальный анализ последнего показывает ось, на которой расположены предметы, ось интерпретируется как дающая идеологические позиции. Когда Фимент добавляет три вопроса к исходной анкете, результаты затем указывают на отказ от экстремальных норм и массовое принятие Затем он обнаруживает, что выбор вопросов приводит к интерпретациям, которые могут принести пользу одной из двух частично конкурирующих теорий.

Организация социального представительства

Представление не сводится к теме. Различие, которое мы только что сделали между центральными и периферийными элементами, уже является началом организации социального представительства, и нужно идти дальше, ища отношения, существующие между семантическими элементами, которые способствуют его построению. Основное предположение - это минимальное соотношение между этими элементами: отношение подобия. Это позволяет создавать семантические сети, условные. Все соответствующие отношения дают возможность увидеть образ организации элементов социального представительства.

Интервью - это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента.

Интервью обычно применяется, во-первых, на ранней стадии исследования для уточнения проблемы и составления программы; во-вторых, при опросе экспертов, специалистов, глубоко разбирающихся в том или ином вопросе; в-третьих, как наиболее гибкий метод, позволяющий учитывать особенности личности опрашиваемого.

Построение условной сети

Здесь возможны два типа вопросов: поиск условной сети, определение категорий здравого смысла. Когда наука или техника предлагают условные сети, эти последние рассеиваются. Затем мы находим след в социальных представлениях. Это касается «схемы экономики», построенной по макроэкономике. Мы просим здесь установить отношения, которые могут существовать между множеством термов. Графики, установленные всеми субъектами, суммируются. Подсчитайте, сколько предметов установили взаимосвязь между.

Отношения между терминами, которые могут описывать общую схему. Учитывая два члена, репрезентативный граф исследуемого социального представления может быть построен с помощью анализа подобия, который показывает, что разница между французскими и польскими 15-летними детьми в схеме Генерал экономики.

Интервью - специфический метод исследования, характерный для социального познания. Макс Вебер назвал этот метод сбора информации “королевским”. Он недоступен естественным наукам, ибо “скалы не разговаривают”.

Преимущества метода интервью перед письменным опросом заключается в следующем:

При интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

«Молодые поляки» организуют сферу бизнеса во всех ее измерениях, поскольку это всего лишь место встречи для производства, прибыли и заработной платы для молодых французских людей. В обеих странах банк по-прежнему слабо интегрирован в корпоративный мир, и правительство в основном регулирует налоги и небольшую внешнюю торговлю.

Эта форма вопроса применима только в том случае, если установление отношений между терминами имеет смысл. Этот вопрос может быть использован только в случае отношений между социальными субъектами или между понятиями, уже организованными научной дисциплиной.

Этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;

Опытный социолог может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.

Чтобы добиться организации элементов социального представительства, всегда можно использовать более косвенный метод, основанный на существовании спонтанного ранжирования набора терминов. попросит их сгруппировать их в ограниченное число подмножеств. Французским студентам был представлен список из 32 терминов, описывающих социально-экономическую вселенную.

Это видение не является универсальным: у студентов из других европейских стран нет единого способа организации социально-экономического мира, например, молодые итальянцы изолируют сферу кризиса, но они ассоциируют компания и коллективная солидарность вокруг валоризации человека, личности. Компания здесь больше относится к людям, тогда как во Франции она более технична.

Однако и у этого метода есть свои недостатки. Интервьюирование - сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога наивысшего профессионализма. Используя этот метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает “эффект избирательного слушания”, что снижает качество получаемой информации.

Эта форма анкеты и ее обработка с помощью анализа подобия позволяют достичь организации представления. Но анализ подобия не должен использоваться для поиска центрального ядра, не проверяя его другим вопросником, потому что критерии центральности, используемые теорией графов, не дают его напрямую и что независимо от формулы вычисление центральности. Тема, соответствующая этим критериям, может находиться в промежуточном положении между двумя вселенными, как здесь, «творчество», не будучи центральным: это, пожалуй, только точка д совместное.

По технике проведения интервью подразделяется на формализованное (стандартизированное) и свободное (нестандартизированное). Первое предполагает детальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера, здесь царит свободная беседа по поставленной проблеме.

Этот вопрос может быть использован для получения дополнительной информации: субъекту предлагается дать название его группам. Затем он указывает словом или предложением принципы его построения. Контентный анализ этих названий позволяет достичь разнообразия и констант основных категорий социального представительства.

Связь между несколькими представлениями

Представление не может быть действительно автономным, особенно в случае новых социальных объектов, которые могут быть построены только с использованием более старых объектов, и в этом случае они зависят от одного или нескольких других представлений. Так мы смогли показать, что.

Следует отметить еще один вид интервью - фокусированное . Оно предполагает сбор мнений и оценок по поводу конкретной проблемы, тех или иных явлений и процессов.

Существует еще одна классификация интервью - групповое и индивидуальное, в зависимости от того, кто выступает респондентом.

Вопросы классифицируются по ряду оснований: структуре, функциям, содержанию, форме.

Социальное представительство СПИДа было вначале компромиссом между двумя другими объектами представительства: болезнью и социальным бедствием. Для этого мы используем опрос, в котором мы представляем три раза тот же список терминов и где мы просим субъекта выбрать элементы, которые кажутся ему характерными для каждого из объектов: СПИД, рак, наркотики. Получается информация, которая различает предметы, которые в первую очередь связаны со СПИДом, и те, которые являются более сложными или неопределенными.

Элемент «угроза», например, выбран из списка СПИДа, либо в фармацевтической промышленности, редко в обоих списках одновременно. Затем мы можем сказать, что обследуемое население делится на назначение этого предмета. Чтобы подробно рассмотреть вопрос об этом типе вопросника, мы возьмем пример из банковского исследования, где объектами социального представительства являются институты, и в этом случае мы исследуем, выделяются ли эти различные институты. друг друга или, наоборот, существует некоторая недифференцировка области финансовых институтов.

Рассмотрим деление вопросов на открытые , полузакрытые и закрытые . Первые не предлагают респонденту никаких вариантов ответов. Открытые вопросы дают возможность высказать предельно подробно мнение, здесь велика вероятность получить интересные и подчас неожиданные суждения и оценки респондента. Главная трудность открытых вопросов - в сложности формализации и обработки ответов.

Каждый человек имеет для данного элемента шаблон ответа. Мы можем представить эти шаблоны тремя пересекающимися кругами, они вырезают 8 зон, соответствующих 8 образцам ответов. Лучшее представление можно построить, вычерчивая куб, выражающий это отношение порядка между покровителями. Этот куб определяется математиками как решетка частей множества. Здесь мы вспомним игровые площадки детских садов, состоящие из квадратов и кругов желтого или синего цвета, которые являются толстыми или тонкими.

Формальное отношение включения между этими вершинами обозначается наличием ребра между двумя вершинами. Это отношение включения транзитивно. Эта математическая структура представляет собой формальное построение, основанное на шаблонах ответов каждого субъекта: оно позволяет организовать ответы, таким образом определяя различные группы субъектов, определяемых этими шаблонами ответов, относительно друг друга.

В отличие от открытых, закрытые вопросы предлагают респонденту варианты возможных ответов (перечень альтернатив), а он должен выбрать один или несколько из них.

По своим функциям вопросы делятся на основные , контрольные , вопросы-фильтры , вопросы-ловушки . Об основных речь уже шла выше. Это программные вопросы, с помощью которых решаются главные задачи исследования. Контрольные выступают как проверочные по отношению к основным. Если, к примеру, основной вопрос стоит так: “В какой мере Вы удовлетворены своей работой?”, то контрольный вопрос может быть сформулирован иначе: “Хотели бы Вы сменить свою работу?”

Обращая куб для каждого элемента и размещение каждого объекта на верхней части куба в соответствии с его ответами, проекция паттернов частотных характеристик, что указывает на соотношение элементов по отношению к каждому учреждению получается. Например, в «своем» банке явно больше уверенности, чем в любом другом финансовом учреждении, даже если эта уверенность очень относительна.

С другой стороны, субъекты считают, что банковское учреждение в целом скорее управляется моделью торговли. Чтобы показать это, вершины кубы соединены толстой линией, частоты которых значительно отличается от значения, полученного в «гипотезе» статистическая независимость между ответами на три учреждения, например, теоретическую вероятность.

Роль фильтрующих вопросов состоит в том, чтобы отделить респондентов, могущих ответить на один из основных вопросов от тех, кто этого не может.

Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности опрашиваемых.

По содержанию выделяют вопросы о фактах, событиях, знаниях и вопросы о мотивах, оценках, установках, мнениях .

По форме выделяют прямые вопросы , относящиеся непосредственно к личности респондента (например, “Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?”, “Удовлетворены ли Вы Вашей работой?”) и косвенные вопросы , выясняющие мнение или отношение людей к предмету вопроса косвенным образом (например, “Здесь приведены три суждения о событиях Х. Какое из них Вы считаете наиболее справедливым?”). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, не нарушают его представления о престиже, самоуважении, социальной и психологической дистанции в ходе опроса и т.д.

В прожективных вопросах ситуация как бы предполагается, задается (например, “Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на прежнее место работы?”).

Выбор того или иного метода зависит от ряда обстоятельств: степени разработанности изучаемой проблемы в научной литературе, возможностей социолога или социологической группы, целей и задач проводимого исследования.

В большинстве социологических исследований применяется не один, а несколько методов сбора информации, что усиливает надежность и достоверность получаемых данных.


6.4. Социологическая анкета как инструмент сбора информации

Анкета (расследование) является одним из условий получения объективно значимых результатов о различного рода опросах населения. Поэтому разработке анкеты социологи придают особое значение. Созданию анкеты предшествует длительный этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования. Перевести язык науки на вопросы, обращенные к респондентам,— процедура весьма сложная, требующая многосторонних знаний в области социологии, социальной психологии, математики, социолингвистики и т.д. Для чего необходим этот перевод? Существуют большие различия в научных терминах и обыденном языке людей, поэтому разные понятия могут иметь для простых людей и ученых несовпадающие интерпретации. Иногда опрашиваемый вообще не знает значения того или иного понятия. Информация, заложенная в гипотезах, обычно носит абстрактный характер и затрудняет ответы опрашиваемых на те или иные вопросы. Часто респондент не может дать объективную информацию потому, что события, интересующие социолога, имеют значительную давность и опрашиваемый плохо помнит о них или происходящее не имело для человека особого значения. На ответы в анкете могут повлиять и личные отношения опрашиваемого и социолога, уровень доверия к последнему. Человек может исказить ответы в анкете по соображениям престижа или из-за некорректности задаваемых вопросов.
Могут быть и другие обстоятельства, деформирующие ответы на вопросы анкеты.
Таким образом, при разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты. В процессе перевода исследовательских (программных) вопросов в анкетные цель социологического исследования становится все менее ясной. Поэтому часто возникают разногласия между социологами и заказчиками. Однако ученые-социологи считают, что чем лучше проект анкеты, тем меньше ясна тема исследования для читателя, опрашиваемых или заказчика. Но именно в этом и заключается научное мастерство социолога, желающего получить объективные ответы. Результатом оценки работы социологов должен быть не инструментарий, а отчет. Недаром говорят, что хитрым должен быть не вопросник, а интервьюер.
Анкета, как правило, начинается с вводной части — обращения к респонденту (см. приложение). В нем описывается цель исследования, характер использования результатов, а также способ заполнения анкеты. Далее идет основная часть анкеты, которая содержит блоки вопросов к опрашиваемым, и третья часть — паспортичка, в которой представлены демографические сведения об опрашиваемых.
Вопросы в анкете могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае опрашиваемый сам формулирует свой ответ на поставленный социологом вопрос. Например: "Как вы провели свой выходной день?" Ответы: "Ходил в кино", "Занимался дома с детьми", "Был на вечеринке" и т.д.
Ответы на закрытые вопросы, сформулированные социологом, представляют собой "меню" для выбора опрашиваемого. Например, "Как вы относитесь к либерально-демократической партии?" Ответы: "Положительно", "Одобряю лишь некоторые из установок", "Отрицательно", "Отношусь к ней безразлично". В этом случае опрашиваемый отмечает тот вариант ответа, который наиболее отвечает его установкам.
Структура и последовательность вопросов в анкете по сути дела представляют установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждение уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. С этой точки зрения вопросы анкеты должны быть корректными и контактными, потому что благодаря правильной постановке вопросов увеличивается вероятность получения надежных сведений, повышается качество социологических данных.
Как правило, хорошо разработанная анкета может быть заполнена опрашиваемым в течение не более тридцати минут. В дальнейшем наступает психологический порог утомляемости и внимание к заполняемой анкете существенно снижается.
Однако существуют и другие взгляды на этот вопрос. В частности, считается, что чистое время, которое требуется для заполнения анкеты, это не самое главное. Исследователи должны думать о том, на какие вопросы опрашиваемые будут отвечать охотно, какие вопросы или рисунки их заинтересуют, а какие нет. Интервью должно производить на опрашиваемого хорошее впечатление, поэтому существуют так называемые развлекательные вопросы, буферные вопросы, игровые вопросы, которые поддерживают интерес к заполнению анкеты .
Наконец, надо помнить, что мнения и оценки людей очень изменчивы, подвержены колебаниям. Чтобы избежать искажения получаемых данных, лучше всего использовать сжатые сроки опроса и обработки социологической информации.
Результаты социологических данных, полученные после опроса, обрабатываются на ЭВМ и представляются в виде социологических отчетов.
Структура социологического отчета соответствует общей логике анализа. Как правило, в отчете имеется введение, описывающее важные программные положения. К ним относятся цель, задачи исследования, описание объекта и предмета анализа, интерпретация основных понятий, выдвинутые гипотезы и характеристика выборочной совокупности, т.е. той массы людей, которая была охвачена опросом.
Основная часть отчета состоит из проблемных разделов, число которых, как правило, определяется количеством выдвигаемых гипотез.
В заключении приводятся основные выводы по всему исследованию, а если необходимо, то предлагаются практические рекомендации для решения существующей проблемы.
В приложении к отчету даются инструментарий — анкета или интервью, при помощи которых была собрана эмпирическая информация, а также таблицы и графики, которые не пошли в отчет. Эта информация пригодится вам при разработке новых программ социологического исследования.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»