Социологическая анкета методика и техника составления. Составление социологической анкеты

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Методы социологических исследований.

Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является ОПРОС. Метод опроса - не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства расследуемого происшествия, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможные оценки достоверности ответов. Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации.

Чикаго: Чикагский университет. Компиляция - это книга, в которой несколько вкладчиков участвуют в заданной теме. В дополнение к авторам индивидуальных вкладов в коллективной работе есть один или несколько редакторов, большинство из которых также имеют вклад в книгу. Если текст цитируется из вклада коллективной работы, запись в библиографии должна быть структурирована в соответствии со следующей схемой.

Поразительно, что заголовок статьи помещается в двойные кавычки, которые также должны включать точку. Кроме того, все имена издателей перечисляются без разбора в соответствии с именем. Йочум, Джордж. «Об историческом развитии понимания работы». Гюнтера Восса и Гюнтера Вахтлера 81. Заголовок статьи помещается в заголовки, название журнала - курсивом. Наконец, номер группы и номера, а также спецификация области страницы, по которой распространяется статья. Номер номера должен быть помещен в круглые скобки после номера группы.

Метод опроса широко практикуется в российской социологии с 20-х годов. В настоящее время можно с утверждением сказать, что этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. Его популярность среди российских социологов можно объяснить тем, что вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Кроме того, практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.

Книги как часть сюжетной серии

Если номер группы отсутствует, номер выпуска указывается без скобок и предшествует номеру. Если лента имеет непрерывную разбивку на страницы, можно отказаться от указания номера проблемы. Год. «Название статьи». Название тома журнала: номера страниц. В противном случае заголовок серии назван в честь названия книги и не цитируется и не выделяется курсивом. Номера томов и номеров, если таковые имеются, следуют за заголовком серии. Издателя серии обычно не упоминают. Если это все еще необходимо, имя появляется после названия серии.

Существует несколько видов опроса, прежде всего анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование. Предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.

Для газетных статей без авторов библиографическая запись начинается с названия газеты. Номера страниц, как правило, не обязательно должны указываться для газетных статей. Тем не менее, рекомендуется делать то и другое. Основными схемами библиографического заявления являются.

Название газеты, день месяца, номера страниц. Кусик, Сюзанна. Простые, двойные или бездействующие? Споры о двойном гражданстве. Часто в тексте приводится полная исходная информация газетных статей. Библиографические данные для журнальных статей очень похожи на библиографические данные для газетных статей. Даже если журнал должен быть пронумерован объемом и изданием, он будет только списком с датой. Для месячных интервалов месяцы разделяются косой чертой.

Существует несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

Энциклопедии и энциклопедии

Как и в газетных статьях, здесь также применяется то, что исходная информация может быть указана только в тексте, и в библиографии нет записи. При цитировании известных энциклопедий или энциклопедий библиографическая информация может быть представлена ​​в тексте без необходимости внесения записи в библиографию. Информация об издателе, месте публикации или году публикации опущена. Онлайновые энциклопедии и энциклопедии требуют, чтобы скобки содержали дополнительную информацию. Малоизвестные работы всегда отображаются в тексте и в библиографии.

Данный вид опроса требует определенной профессиональной подготовки. Используется, как правило, журналистами. Положительным моментом является живое общение. Но вместе с тем при этом утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению менее искренних ответов. В настоящее время широкое распространение получило телефонное интервью.

Работает с заметками, отмеченными авторами

Рош лексикон медицины. Если есть информация об авторе или издателе, его имя помещается в круглую скобку и сначала в записи библиографии. Тернер, Брайан, Николас Аберкомби и Стивен Хилл. Пингвинский словарь социологии. Если авторы указаны для отдельных энциклопедических или энциклопедических записей, записи должны быть указаны с именем автора. При регистрации в библиографии, действуйте следующим образом.

Гюнтер. «Занятие». В «Основных условиях социологии» под редакцией Йоханнеса Коппа и Бернхарда Шеферса. Интернет-ресурсы могут быть книгами, журнальными статьями, энциклопедиями или любыми другими типами источников, описанных выше. Какую директиву следует придерживаться, зависит от того, с каким типом литературы можно ознакомиться в Интернете. Единственная разница между библиографической информацией для печатной продукции и онлайн-работами того же типа источника - это две дополнительные части информации в последней.

Особым видом опроса является экспертный опрос, или, как его часто называют, метод экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации.


Одним из наиболее ответственных моментов является подбор экспертов. Эксперты - это компетентные в исследуемой области лица, крупные специалисты, люди с большим стажем работы в данной области. Наиболее распространенными методами подбора экспертов являются: документальный (на основе изучения социально-демографических данных); подбор экспертов на основе тестирования; подбор экспертов на основе их самооценок и подбор экспертов на основе их аттестации другими людьми.

Метод опроса экспертов широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике. Он очень эффективен в сочетании с другими методами. В то же время необходимо отметить, что в интересах дела экспертам чаще всего задают открытые или полузакрытые вопросы (особенно на начальной стадии исследования), что требует значительных временных и финансовых затрат. Социологи тем не менее считают, что метод экспертных оценок является одним из перспективных.

Важным видом сбора информации является социологическое наблюдение. Это целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения с помощью кино-, фото-, или радиомагнитофонной аппаратуры. Наблюдение позволяет получить "срез" знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике, позволяет как бы "схватить" живую жизнь. В результате получаются интересные материалы.

Наблюдение может быть различным: неструктурализованное (когда отсутствует детальный план наблюдения, определены лишь общие черты ситуации); структурализованное (имеется детальный план наблюдения, инструкция, имеется достаточная информация об объекте); системное, несистемное.

Интересные результаты можно получить при включенном наблюдении, когда исследователь работает или живет вместе с изучаемой группой. Это полевая работа, где исследование проводится в естественных условиях в отличие от лабораторного (с созданием определенных условий).

К числу самых своеобразных и трудно усваиваемых методов сбора социологической информации относится социальный эксперимент. Необходимость применения социального эксперимента возникает тогда, когда нужно решить задачи, связанные с реакцией какой-либо социальной группы на вводимые внутренние или внешние факторы, если эти задачи не могут быть решены другим путем. Отсюда задача социального эксперимента состоит в том, чтобы измерить показатели группы на те или иные факторы в искусственно созданных и контролируемых условиях.

Эффективным методом сбора информации является анализ документов. Этот метод используется при исследовании прошлых явлений, помогает выявлению тенденций развития. Применяется в сочетании с другими методами, может носить контрольный характер. Источником анализа служат доклады. протоколы, решения, публикации, письма, записки, личные дела, отчеты, архивные материалы и пр. Практика, да и теория социологического исследования показывают, что почти все социологические исследования начинаются с анализа документов. Изучается ли текучесть кадров на предприятии или ценностные ориентации молодежи, проблемы социального планирования или проблемы распределения выпускников вузов, первая информация, которую мы получим на начальном этапе исследования, чаще всего будет документальной.

В социологии, кроме "чисто" социологических методов сбора информации, используются и методы с психологическим "уклоном", методы, применение которых ориентировано на некоторые психологические аспекты поведения и взаимоотношения людей.

Одним из таких методов сбора первичной социологической информации является метод структурного анализа малых групп, или, как его очень часто называют социометрический метод.

Социометрический метод - это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.

Социометрический метод на сегодняшний день - один из наиболее эффективных и, по-видимому, наиболее перспективных методов социально-психологических исследований малых групп, а также один из наиболее распространенных методов изучения личности как элемента социальной группы. Социометрический метод позволяет решить две важные задачи: во-первых, он применяется для исследования межличностных и межгрупповых отношений с целью их улучшения и усовершенствования. Во-вторых, он позволяет социологу изучить строение малых социальных групп. Это особенно относится к изучению неофициальных отношений. Поэтому перед социометрическим методом стоит задача получить ту социологическую информацию, которую другими методами добыть почти невозможно.

Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневниковых наблюдений и т.п. Поскольку анкетирование является наиболее распространенным методом сбора социологической информации, остановимся на нем подробнее. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней?

Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты - дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только при соблюдении определенных требований при ее составлении возможно получить объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования.

Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины.

Вопросы не должны:

Превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых;

Вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов;

Навязывать мнение социолога;

Быть перегружены вариантами ответов.

Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов.

1. Вопросы по содержанию: а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); б) о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); в) о личности респондента (или так называемая "паспортичка", дающая характеристику личности респондента).

2. Вопросы, различающие по форме: а) вопросы закрытые (к которым дается перечень вариантов ответов); б) открытые (к которым не прилагаются варианты ответов. Респондент должен сформулировать и вписать ответ); в) полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными.

Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.

Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: "Из каких источников Вы получаете политическую информацию - телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?"

Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы - это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим.

Косвенные вопросы - в которых преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: "Что мешает Вам хорошо учиться?" Пример косвенного вопроса: "Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что..."

Вопросы отличаются по своим функциям: основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

Вопросы-фильтры используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов.

При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты.

В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.

В конце анкеты, как правило, имеется "паспортичка" и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты.

Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т.д.

В социологическом исследовании используются понятия: индикатор и шкала измерения. Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности работой и т.д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в качестве показателей выступают объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т.д.) и ранговые, где показатели перечисляются в порядке значимости.

После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30%, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке.

Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, большое - на персональных компьютерах и ЭВМ. В последнем случае проводятся такие дополнительные операции, как кодировка информации, подбор программы обсчета и др.

После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности.

На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки.

Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации. Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы.

В заключение хочется сказать, что социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. И вместе с тем это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания общества, повышает эффективность практической деятельность.

26. Выборка её типы и виды.

Выборка в социологическом исследовании, проблемы надежности и репрезентативности результатов исследования.

Выборкой называют:

1) совокупность элементов объекта социологического исследования, подлежащую непосредственному изучению;

2) совокупность способов, приемов, процедур отбора элементов объекта, единиц наблюдения и изучения при массовых социологических исследованиях.

единица наблюдения - непосредственный источник информации в социологическом и маркетинговом исследовании, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группа лиц, организация, документ и т. п. в зависимости от целей и объекта исследований;

генеральная совокупность - вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования;

выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному изучению в процессе исследования в соответствии с разработанной методикой сбора материала;

Статистика выработала ряд правил для определения размера выборки. Наиболее распространенным ее типом является случайная выборка, при которой каждый индивид имеет возможность быть включенным в нее. Наиболее легкий путь получения такой выборки - присвоить каждому члену свой номер, а затем с помощью компьютера рассчитать случайные числа, из которых и берется выборка. Помимо этого существует:

1. Метод механической выборки, когда из общего списка генеральной совокупности через равные промежутки отбирается необходимое число респондентов (например, каждый десятый)

2. Метод серийной выборки, при которой генеральная совокупность разбивается на однородные части и из каждой пропорционально отбираются единицы анализа (например по 20% родителей из каждой группы детского сада, если все родители представляют генеральную совокупность.

3. Метод гнездовой выборки. В качестве единиц отбора выступают не отдельные респонденты, а группы (подразделения с последующим сплошным отбором в них). Данная выборка будет представительна, если состав групп схож.

4. Метод основного массива - опрос 60-70% генеральной совокупности.

5. Метод квотной выборки. Наиболее сложный метод, требующий определения не менее четырех признаков, по которым проводится отбор респондентов. Применяется обычно при большой генеральной совокупности. Чаще всего для формирования выборки используются следующие характеристики:

b. Возраст

c. Образование

d. Род занятий

Когда берутся другие показатели, то это говорит о специфичности исследования. Например - инвалиды, ветераны и т.д.

Наконец, по видам выборок выделяют:

1) одноступенчатую (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной совокупности в выборочную);

2) серийную (в качестве единиц отбора выступают серии - семьи, классы, бригады);

3) многоступенчатую (отбор производится в несколько этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них – цеха, в цехах – респонденты) и некоторые другие.

Исследователь должен научиться сопоставлять генеральную и выборочную совокупности. Часть генеральной совокупности можно изучать, если характеристика этой части соответствует характеристике генеральной совокупности; т.е. выборка всегда должна представлять все основные характеристики генеральной совокупности.


Анкеты, как инструмент опроса, очень широко используются в самых разнообразных сферах, в различных исследовательских ситуациях. И школьный мониторинг не является здесь исключением.

Анкетный опрос (или анкетирование) – один из наиболее распространенных и оперативных методов сбора первичной социологической информации по интересующим социолога проблемам. Это объясняется разнообразием и качеством социологической информации, которую можно получить с его помощью. Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Метод анкетного опроса основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выявления тончайших нюансов мнении опрашиваемых (респондентов). Важно отметить, что на характер получаемых ответов влияют следующие факторы: а) наличие возможности у респондента сформулировать собственный уникальный ответ; б) наличие предлагаемых альтернатив – «подсказок», отвечая на которые респондент ориентируется на собственное мнение и пишет ответ на свободном месте.

Само название анкетного метода предполагает его структуру: два крайних полюса – исследователь и респондент (анкетируемый), а также звено, опосредующее их отношения, - анкета (или инструментарий).

Кроме того, выделяется процессуальная структура этого метода, то есть основные этапы его осуществления , к которым относятся 22:

1) подготовительный этап – включает разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика работ, проектирование инструментария, его пилотажную проверку, тиражирование инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц, участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем;

2) оперативный этап – сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

3) результативный этап – обработка полученной информации.

Исходя из структуры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).

Анкетный опрос начинается с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых.

Анкетный опрос должен отвечать ряду требований:


  • он не должен длиться более 30-40 минут, в противном случае респондент устает и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов;

  • важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми;

  • первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным;

  • трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент «включился» в тему;

  • вопросы должны быть ясными, четкими, понятными всем без исключения опрашиваемым;

  • вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти обустановлении того или иного факта (события), а потом уже о его оценке.
Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого к новой теме. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту, например: «А теперь просим Вас высказать свое мнение о том-то…».

Для проведения анкетного опроса необходимо разработать специальный инструментарий – анкету.

Анкета – (от фр. «расследование») – это упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний, воплощенный в виде опросного листа, вопросника. Анкета является основным средством коммуникации при проведении опроса и одним из условий получения объективно значимых результатов в различных опросах.

Поэтому разработке анкеты следует придавать особое значение. Само составление анкеты считается делом чрезвычайно ответственным. Оно требует компетентности и опыта социолога, т.к. предлагаемые в анкете вопросы должны быть одинаково поняты различными социально-демографическими группами населения, а сама анкета должна соответствовать критериям достоверности, надежности и валидности (обоснованности).

Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои особые методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации.

^ Каждое конкретное исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общие правила разработки, общую структуру и особенности.

Созданию анкеты предшествует этап разработки программы исследований, так как в анкету закладываются гипотезы, сформулированные задачи, которые предстоит решить в ходе социологического исследования. Далее необходимо перевести язык науки на вопросы, обращенные к респондентам. Для чего необходим этот перевод? Существуют большие различия в научных терминах и обыденном языке людей, поэтому разные понятия могут иметь для простых людей и ученых несовпадающие интерпретации. Иногда опрашиваемый вообще не знает значения того или иного понятия. Информация, заложенная в гипотезах, обычно носит абстрактный характер и затрудняет ответы опрашиваемых на те или иные вопросы.

Для доказательства различных гипотез требуется получить от респондентов ответы на разное количество вопросов. Кроме того, существуют трудности формулировки вопросов (и альтернатив ответов), удовлетворяющих доказательство гипотез. Следует избегать и абстрактных формулировок вопросов.

При разработке анкеты исследования встречаются трудности, которые социолог непременно должен себе представлять. Если не учитывать особенностей формулировки вопросов в анкете, то даже при соблюдении всех остальных требований методики социологического исследования можно получить ошибочные результаты.

В процессе перевода исследовательских (программных) вопросов в анкетные цель социологического исследования становится все менее ясной. Принято считать, что чем лучше проект анкеты, тем меньше ясна тема исследования для читателя, опрашиваемых или заказчика. Но именно в этом и заключается научное мастерство социолога, желающего получить объективные ответы.

Результатом оценки работы социологов должен быть не инструментарий, а отчет.

Недаром говорят, что хитрым должен быть не вопросник, а интервьюер.

В итоге можно сказать, что при разработке анкеты необходимо соблюдать следующие правила 23:

2. Язык анкеты должен быть освобожден от распространенных клише, газетных штампов и стереотипных оборотов. Он должен быть близок к разговорной речи обследуемой совокупности лиц и оперировать ситуациями, достаточно близкими и понятными респондентам. Последовательность вопросов следует строить таким образом, чтобы в течение всего процесса заполнения анкеты у респондента сохранялся интерес к ней и стимулировалось желание отвечать на вопросы.

3. При формулировках «подсказок» – избираемых вариантов ответа – нужно избегать психологического давления на респондента, навязывания ему точки зрения, наиболее удобной для исследователя. Необходимо соблюдать пропорции в подборе «положительных» и «отрицательных» суждений, обращать внимание на их расположение в самой анкете.

4. Респондент не должен решать в ходе опроса сложных задач, отнимающих у него много времени.

5. Анкета должна быть выверена во времени и построена с учетом обстоятельств, проистекающих из места проведения опроса.

6. Анкету необходимо оформлять аккуратно, в ее полиграфическом оформлении рекомендуется использовать разные шрифты, отделяющие формулировки вопросов и ответов, пояснения респондентам относительно способа заполнения анкеты.

При составлении анкеты наиболее часто встречаются такие ошибки, как обнаружение установки исследователя, неадекватность терминов и ошибка несоразмерности, состоящая в предложении выбрать одну или несколько ценностей, несопоставимых между собой. Правильно составленная анкета – важное условие успешного решения задачи социологического исследования, обеспечения его качества, надежности результатов.

Чтобы анкета могла успешно выполнить свое предназначение – дать в руки исследователя достоверную информацию, надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования и, прежде всего, особенности различных вопросов, из которых она состоит.

Любая анкета включает в себя три основные части: 1 – вводную (обращение), 2 – содержательную (основную) , 3 – заключительную (паспортичка).

Первая часть анкеты – обращение – предшествует постановке вопросов и является своего рода введением. Оно должно быть кратким, понятным и четким.

Это – просьба к респонденту принять участие в проводимом исследовании. Обращение знакомит опрашиваемого с темой и целью опроса, описывает характер использования результатов, ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты. Во введении указывается, кто проводит исследование, обязательно подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании.

Например:

Уважаемые коллеги!

^ Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое мнение о новых формах организации труда.

Ваши искренние и точные ответы позволят сделать обобщения и выработать практические рекомендации по улучшению организации труда. Возможные ответы в большинстве случаев приведены в анкете.

^ Заранее благодарим за помощь в работе.

Опыт российских исследований показывает работоспособность краткой и точной инструкции о правилах заполнения анкеты, приводимой в обращении.

Часто здесь же подчеркивается важность участия респондента в исследовании. Например: «Ваши искренние суждения помогут улучшить работу в такой-то области…»

Вторая часть анкеты – основная – содержит блоки вопросов к опрашиваемым.

Составление содержательной части анкеты имеет особое значение, ибо от этого во многом зависит успех проводимого исследования. Здесь вопросы могут быть оформлены в виде серии идущих один за другим с отдельной нумерацией, а могут быть соединены в блоки под общим вопросом-обращением с расшифровкой каждого пункта блока и с нумерацией каждого блочного вопроса как отдельного (для удобства обработки на персональном компьютере).

Третья часть анкеты – паспортичка. В этом разделе представлены демографические сведения об опрашиваемых: пол, возраст, образование, место жительства, социальное положение и происхождение, стаж работы и др. Все эти сведения выявляются с целью проверки надежности информации.

Поскольку опрос представляет собой процедуру, в процессе которой социолог обращается к множеству людей (респондентов) с вопросами с целью получения интересующих его сведений, важное не только практическое, но и теоретическое и методическое значение приобретает выяснение инструментальной функции вопроса.

В социологическом опросе респондентов вопрос – это включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя (чаще всего в форме вопросительного мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа. В силу этого вопрос составляет запрограммированный исследователем акт взаимной коммуникации с респондентом в письменной (анкетирование) или устной (интервью) форме. А инструментальная функция вопроса в обоих случаях состоит в том, чтобы получить информацию, необходимую для решения исследовательской проблемы. В качестве основного носителя информации выступают ответы респондентов на поставленные вопросы, их вербальные реакции на вопросительные высказывания исследователя. Список подобных высказываний, при помощи которых осуществляется запланированное получение ответов по интересующей исследователя проблеме, и представляет собой вопросник.

Чтобы ответы респондентов обеспечили исследователя необходимой ему для решения исследовательской задачи информацией, исследователь должен знать: о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обрабатывать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода.

Нет ничего более вредного и опасного для социологии, чем широко распространившееся в последнее время мнение о том, что составление программы исследования и вопросника (анкеты) – задача, доступная каждому желающему.

^ Остановимся подробнее на структуре анкеты и на типах вопросов, ее составляющих.

Содержательная (основная) часть анкеты тоже имеет определенную внутреннюю структуру и логику, которая включает блоки – группы вопросов: 1) событийная информация – вопросы о существующей в стране ситуации, происходящих в ней событиях или о деятельности респондентов; 2) оценки респондентами тех или иных явлений социальной жизни; 3) мотивы поведения респондентов и высказываемых ими оценок; 4) данные о личности респондента.

Наименьшие трудности обычно вызывают у респондентов вопросы первого блока. Например, в ответах на вопрос, какими сторонами своей жизни удовлетворены различные группы населения, респонденты не испытывают трудностей при ответах на вопросы о материальной обеспеченности, удовлетворенности уровнем заработной платы, охраной окружающей среды, медицинским обслуживанием и т.п.

Более затруднительными для них иногда оказываются ответы на вопросы о том, как они оценивают уровень своего благосостояния, что больше всего осложняет их жизнь и др. Еще больше трудностей возникает при ответах на вопросы о мотивах своего поведения или своих оценок каких-либо событий и лиц, например, при ответах на вопрос, почему избрали при поступлении в вуз ту или иную специальность. Именно при ответе на вопросы третьего блока анкеты чаще всего появляются ответы типа «не знаю», «затрудняюсь ответить». Поэтому очень важно, чтобы при формулировке вопросов, касающихся мотивов и оценок, позиция составителя анкеты не была очевидной для респондента, иначе произойдет искажение того ответа, который мог бы высказать опрашиваемый.

^ Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать ряду требований 24 .

Первое требование – вопросы должны быть необходимыми и достаточными для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент для получения необходимой (искомой) информации. Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты должна быть определена его познавательная задача, его искомая информация. Хотя рассчитывать на получение всей информации об объекте или предмете при помощи вопросов было бы неверным.

В доказательстве гипотезы участвует определенное число вопросов. Вопрос в анкете – один из способов социологического измерения какой-либо стороны или свойства социального явления. На первом этапе движения к формулировке вопросов основное внимание исследователя сосредоточивается на семантической интерпретации (трактовке) ключевых понятий исследования. Они определяют логику изучения проблемы, а значит, - общий объем и направленность вопросов и инструментария. Уточнение основного смысла явления дает возможность конкретизировать вопросы.

Условием точного нахождения количественных характеристик сторон и свойств явлений при помощи опроса считается обязательное проведение качественного логического «расчленения» основного понятия (его детализации) на составляющие элементы – ведущие характеристики предмета в ходе структурных операций. Это называется структурной операционализацией или поиском однозначно понимаемых эмпирических значений теоретических терминов, преследующим цель установления связей концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием. Основной спектр вопросов выстраивается относительно смысловых характеристик этих эмпирических значений. Такова связь вопросов с программными установками.

Для социологического измерения при помощи вопросника используются фиксируемые респондентами совокупности фактов – индикаторы. Они находят в анкете свое место в виде вариантов ответов и позволяют правильно сформулировать вопросы.

^ Второе требование – необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это означает, что автор анкеты должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиций общения, представлений о престиже и чувстве собственного достоинства и др. С учетом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с анкетерами или интервьюерами.

В практической работе при конструировании вопросника оба требования часто пересекаются и должны учитываться комплексно и во взаимосвязи.

^ Третье требование : системность инструмента – анкеты. Это свойство отражает рассмотрение объекта исследования как системы (состояния знания, представлений о фактах и т. д.). Чем сложнее проблема, алгоритм решения которой частично заложен в формулировках вопросов, тем насущнее комплексность вопросника.

Среди системообразующих признаков вопросника можно назвать: а) целостность или наличие двух и более типов связей. Например, пространственного типа связи между основным и контрольным вопросами; функционального типа – в блоках вопросов, раскрывающих мнение респондента о чем-то содержательно однородном; б) структура (организация) системы. Этот признак лучше всего раскрывается через очередность, закономерности размещения вопросов в анкете, а также через соответствие групп вопросов наличию признаков измеряемого объекта; в) наличие уровней и иерархии уровней. Этот признак системности фиксируется в иерархии сложности задаваемых вопросов, их соподчиненности и очередности; в строении табличных форм вопросов и др.; г) управляемость. Этот признак системности предполагает подчинение всего устройства и смысла вопросника единой цели и связанных с ней задач. Необходимости составления научно-адекватной, реальной картины событий.

Содержание анкеты (характер и виды задаваемых ответов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определятся стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты, которому предшествует процедура эмпирического определения основных понятий исследования и отбора соответствующих эмпирических индикаторов, каждому из которых соответствует один или несколько вопросов анкеты. Приступая к разработке вопросника, социолог решает задачу – как сформулировать вопрос, чтобы получить искомую информацию. В этой связи большое методологическое значение имеет типологизция вопросов, без знания которой вообще невозможно построить квалифицированную анкету.

Как показывает практика, расхождение познавательной задачи вопроса со смысловым содержанием его формулировки для анкеты – главная ошибка, с которой приходится сталкиваться. Это обстоятельство свидетельствует о не разработанности методической операции «перевода» общих исследовательских задач сначала на уровень частных, формулируемых в виде единиц искомой информации, а затем их «перевод» на уровень обыденных представлений опрашиваемых. Операция эта тем более важна и необходима, что эмпирические данные многозначны по своей природе и могут быть по-разному интерпретированы в различных контекстах в связи с различными познавательными задачами.

Распространенность различных видов методических ошибок нередко объясняется вполне понятным и естественным стремлением исследователя к использованию более простых и экономичных методических решений. Однако при определении содержательной пригодности формулировки вопроса приходится учитывать, что экономичность и организационная простота методического решения – далеко не достаточные критерии его оценки. Более того, экономичность исследования и качество эмпирической информации вступают в противоречие, которое в исследовательской практике встречается очень часто.

Соответствие формулировки вопроса возможностям респондента как источника информации обеспечивается не только «переводом» его познавательной задачи на уровень житейского опыта опрашиваемых.

Другими направлениями решения этой проблемы выступают такие требования, как учет компетентности, информированности респондента о предмете опроса; учет особенностей языка и культуры опрашиваемых, их аналитических возможностей. Ясно, что для обеспечения таких условий необходимы предварительная информация о состоянии сознания членов исследуемой группы относительно предмета исследования, а также данные об уровне информированности и компетентности соответствующих социальных групп. Подобные данные можно найти, обратившись в первую очередь к результатам предшествующих исследований.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»