Чем отличается мастика от марципана. Разница между мастикой и марципаном. Что можно сделать из марципана

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Предварительное следствие

Дознание

Субъекту

следователь

дознаватель

2 месяца со дня возбуждения УД

Объем процессуальной деятельности

Следователь возбудив УД, добыв достаточное кол-во доказательств – выносит постановление о придании статуса обвиняемого.

При производстве дознания отсутствует самостоятельная процедура привлечения лица в качестве обвиняемого, его заменяет обвинительный акт, который одновременно является итоговым документом, завершающим дознание

При производстве дознания обвиняемый, его защитник, законный представитель, протерпевший, его представитель, гражданский истец/ответчик их представители знакомятся с материалами УД одновременно с ознакомлением (вручения) обвинительного акта в то время как при производстве предварительного следствия существует самостоятельная отдельная процедура ознакомления с материалами УД, где участники процесса имеют возможность заявлять ходатайства, направленные на проведение предварительного расследования и проведение судебного разбирательства.

По объему процессуальных гарантий участников процесса предварительное следствие выгодно отличается от дознания Дознание ведется в отношении подозреваемого т.к. обвиняемый появляется с момента составления обвинительного акта, т. Е. после завершения расследования, следовательно обвиняемый лишен возможности осуществить своё право на защиту в стадии предварительного расследования ввиду отсутствия самостоятельной процедуры ознакомления с материалами УД в процессе предварительного расследования обвиняемый, его защитник, законный представитель, потерпевший, его представитель, гражданский истец/ответчик, их представители лишены возможности реализовать свои права на этом этапе расследования.

Указанные гарантии в полном объему действуют на предварительном следствии.

По форме окончания производства по делу

Предварительное расследование заканчивается:

Вынесением постановления о направлении УД в суд для применения мер принудительного медицинского характера

Дознание заканчивается:

Составление обвинительного акта

Составлением постановления???

По уровню самостоятельности

Дознаватель обладает меньшими гарантиями независимости, если он не согласен с указаниями прокурора, либо начальника органа дознания, он вправе их обжаловать но не приостанавливая исполнение.

Следователь вправе обжаловать указание руководителя следственного органа по важнейшим вопросам следствия, а также постановление прокурора о возвращении дела на дополнительное расследования не исполняя их требования

Сходства дознания и предварительного следствия

    Основывают свою деятельность в соответствии с одними и теми же принципами уголовного производства.

    Применяют одни и те же общие условия производства предварительного расследования, а также следственные действия

    Результаты полученные в процессе дознания имеют такое же юридическое значение, что и результаты предварительного следствия

Общие условия производства предварительного следствия. Подследственность.

Общие условия – это закрепленные в УПК правила, определяющие наиболее важные требования, предъявляемые к порядку производства процессуальных действий и принятий решения (гл. 21 УПК).

Их значение:

    Устанавливают единый порядок производства по УД, т.е. направлены на обеспечения единообразия и законности

    Способствуют исполнению задач уголовного судопроизводства

Подследственность – это совокупность юридических признаков уголовного дела, в зависимости от которых расследование преступления относится к компетенции того или иного органа предварительного следствия или дознания.

Выделяют 5 признаков подследственность:

    Предметный (родовой) – подследственность УД определяется в зависимости от состава преступления т.е. квалификации по статье УК, по этому признаку разграничивается подследственность между следователями и дознавателями различных ведомств. Например в п.1 ч.1 ст. 151 отнесены составы преступлений, отнесенные к компетенции следователей РФ, п. 2 - следователям органов ФСБ, и т.д.

    Альтернативный – выражается в том, что согласно УПК ПС по одной и той же категории дел в зависимости от определенных обстоятельств осуществляется следователями различных ведомств. Перечень таких составов закреплен в ч. 5 ст. 151 УПК.

    Персональный (личный) – выражается в указании закона на специфику субъекта преступления в зависимости от чего определяется компетенция расследования, эти составы закреплены например в пп. В п.1 ч. 2 ст. 151 УПК

    Территориальный (местный) - позволяет разграничить подследственность между одноименными органами дознания и предварительного следствия в зависимости от территории, на которую распространяется их юрисдикция

    По связи дел – установлено для ограниченного круга уголовных дел, например ст. 150 УК вовлечение несовершеннолетнего в преступление будет расследоваться следователем того органа к чьей подследственность будет относится то преступление, в которое вовлечен несовершеннолетний

Деятельность человека далеко не всегда носит правомерный характер. Очень часто люди выходят за рамки дозволенного. Такие деяния называются правонарушениями, потому что они фактически уничтожают существующий юридический порядок в государстве. Конечно, степень урона общественным отношениям от подобного рода действий может быть совершенно разная. Все зависит от тяжести совершенного деяния. При этом большой интерес вызывают не только правонарушения, но еще и процесс их выявления и пресечения.

В Российской Федерации этим занимаются специальные которые уполномочены на реализацию определенной деятельности законодательством. Тип правонарушения в данном случае играет большую роль. От этого фактора будет зависеть форма разбирательства и вид ведомства, который станет её непосредственно реализовывать.

Как мы знаем, наиболее опасными для общества правонарушениями являются уголовные преступления. Такие действия преследуются действующим законодательством, и за их совершение предусмотрена юридическая ответственность в соответствии с санкциями Уголовного кодекса России. Разбирательство по преступлениям, в свою очередь, осуществляется в виде досудебного расследования, которое имеет две формы: следствие и дознание. Последний тип имеет собственные особенности и специфический правовой регламент.

Расследование. Понятие

Разбирательство по преступлениям характеризуется целым рядом определенных специфических аспектов. Формы данной деятельности являются элементами одного института - расследования преступлений. В науке она представлена как ряд действий уполномоченных органов, осуществляемых с целью получения каких-либо сведений по совершенным общественно опасным деяниям.

Помимо того, расследование производится для выявления условий и причин преступления, лиц, реализовавших его, а также для применения к ним мер уголовной ответственности. Деятельность такого рода развивалась много лет подряд на территории современной РФ. На сегодняшний день расследование преступлений осуществляется представителями соответствующих правоохранительных органов России в таких формах, как предварительное дознание и следствие. Следует отметить, что оба типа имеют общие и различные черты.

Отличие дознания от следствия

Итак, мы выяснили, что дознание - это один из элементов или же форм расследования преступлений. Однако существует такое понятие, как следствие. Очень часто дознание и следствие путают между собой. Чтобы разграничить сущность терминов, необходимо разобраться в их значении.

Прежде всего, следует учитывать тот факт, что дознание и следствие - это формы расследования преступлений. То есть в обоих случаях мы говорим об установлении фактических данных о совершенном общественно опасном деянии. Но существуют свои нюансы. Основным разграничивающим фактором является тяжесть совершенных преступлений. Иными словами, дознание проводится по деяниям небольшой и средней тяжести, а следствие - по тяжким и особо тяжким.

По итогу каждой деятельности составляется собственный документ. При дознании мы имеем обвинительный акт, а при следствии - обвинительное заключение. Таким образом, представленные формы деятельности являются совершенно разными. Поэтому дознание и предварительное следствие необходимо понимать и разграничивать, так как степень применяемых мер юридической ответственности в обоих случаях будет разная.

Понятие дознания

При анализе любого явления необходимо брать во внимание его значение. Ведь именно в понятии сокрыта основная суть и возможности той или иной деятельности. Таким образом, дознание - это форма расследования преступлений, о чем уже было указано выше, целью которой является осуществление разбирательства по факту совершения преступлений небольшой и средней тяжести.

Стоит отметить, что данная форма расследования известна не только в Российской Федерации. Она активно используется во многих странах Восточной Европы и Ближнего Востока. Помимо своего чисто практического предназначения, институт дознания играет большую роль для научного изучения расследования в рамках отечественного законодательства.

Характерные особенности института

Осуществление дознания происходит в строгих процессуальных рамках. При этом существует специфика данной формы расследования, которая проявляется в нескольких определенных аспектах, а именно:

  • дознание проводится лишь по делам, в которых есть подозреваемый;
  • по итогу деятельности издается обвинительный акт;
  • проведение дознания происходит на протяжении тридцати суток;
  • продолжение срока проведения дознания допускается, но не более чем на тридцать суток;
  • описанная форма расследования реализуется разными правоохранительными органами, в которых есть отдел дознания.

Представленные особенности полностью раскрывают специфику института и его возможности в рамках расследования уголовных преступлений.

Формы дознания

При всей простоте своего регулирования описанный в статье институт может реализоваться совершенно по-разному. Алгоритм осуществления будет зависеть от формы дознания. На сегодняшний день существует несколько основных форм, если брать во внимание положения действующего уголовно-процессуального законодательства:

  1. Дознание в полной форме.
  2. Сокращенное дознание.
  3. Реализация неотложных следственных действий.

Последняя форма является наиболее простой, если сравнивать её с двумя другими. Её суть заключается в том, что органы дознания после реализуют необходимые следственные действия, целью которых является фиксация следов общественно опасного деяния. Особенностью формы является тот факт, что после осуществления всей необходимой деятельности материалы передаются следователю. То есть такой тип проведения дознания существует для обеспечения расследования целиком, дабы не допустить потери каких-либо важных сведений и т. п.

Сокращенная форма

Достаточно интересным является дознание сокращенного типа. Такого рода процессуальная деятельность вполне возможна, если брать во внимание положения отечественного законодательства. Сокращенное дознание - это производство, применимое в случае неопровержимой и неоспоримой причастности конкретного лица к преступлению. Такая форма существует для ограничения нерациональной растраты средств и сил органов расследования, которая может возникнуть вследствие разбирательства. По сути, сокращенное дознание - это возможность сэкономить время. Но для производства такой формы необходимо наличие ряда обязательных моментов.

Специфика производства

Дознание в сокращенной форме осуществляется лишь в том случае, если для этого есть определенные основания. Ключевые особенности производства представлены в главе 32(1) Российской Федерации. Следует отметить, что условия, перечисленные в законе, должны быть соблюдены все без исключения, а именно:

  • возбуждается уголовное дело по факту преступления;
  • подозреваемый полностью признает совершенное им деяние, вред, нанесенный им, а также не оспаривает правовую квалификацию;
  • обстоятельства, препятствующие осуществлению дознания, отсутствуют.

Большое значение имеет последний пункт. Его элементы представлены в

Факты, исключающие сокращенное дознание

Представленная норма, то есть статья 226(2) УПК, содержит в себе ряд обстоятельств, наличие которых не позволяет реализовать сокращенную форму дознания. К таковым моментам относятся следующие:

  • подозреваемый - несовершеннолетнее лицо;
  • существуют основания для реализации мер медицинского характера;
  • лицо совершило несколько деяний, по одному из которых проводится предварительное следствие;
  • подозреваемый не владеет языком судопроизводства;
  • против сокращенного дознания возражает потерпевший.

Наличие хотя бы одной из этих особенностей исключает проведение сокращенного порядка дознания.

Процедура сокращенного производства

Существует несколько основных особенностей проведения дознания в сокращённой форме помимо ранее представленных:

  1. в сокращенной форме начинает исчисляться с момента вынесения постановления о реализации такого типа производства. При этом период расследования в данном случае составляет не более пятнадцати суток.
  2. Объем действий ограничивается наиболее неотложными и необходимыми, которые полностью доказывают вину преступника и размер нанесенного им вреда.
  3. В таком производстве в обязательном порядке участвует защитник.
  4. Наказание, назначаемое судом, не должно превышать половины размера или срока наиболее сурового вида, предусмотренного в санкции той или иной статьи.

Следует отметить тот факт, что дознание в сокращенной форме может быть прекращено и возобновлено в обычном порядке. Этот факт является основной гарантией обеспечения свобод и прав человека.

Органы предварительного дознания

Далеко не все органы и их должностные лица могут реализовать описанную в статье форму расследования. Перечень субъектов, которые имеют в своей структуре отдел дознания, представлен в статье 40 УПК Российской Федерации. Согласно её положениям, уполномоченными органами являются:

  • органы внутренних дел, а также иные правоохранительные ведомства, имеющие право реализовывать оперативно-розыскную деятельность;

  • Федеральная служба судебных приставов;
  • Военная полиция ВС РФ, командиры частей, начальники учреждений военного характера;
  • Государственный пожарный надзор;
  • капитаны судов дальнего плаванья;
  • начальники арктических станций, руководители зимовок;
  • главы консульских и дипломатических представительств.

Таким образом, исключительно представленные выше органы предварительного дознания могут реализовывать описанную форму расследования при определенных условиях.

Профессиональный праздник

Существование дознавателей в различных органах нашего государства обусловило необходимость создания особого праздника. Таковым можно назвать День дознания. Он отмечается ежегодно шестнадцатого октября. Стоит отметить, что в этот день празднует Дознание МВД и все иные органы, в структуре которых предусмотрены соответствующие отделы. Это для них особый праздник.

День дознания во многом доказывает необходимость такой деятельности и её значимую роль в процессе борьбы с преступностью на территории Российской Федерации.

Действующее уголовно-процессуальное законодательст-во РФ предусматривает в две формы производства предвари-тельного расследования :

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

Подобная дифференциация обусловлена большим количест-вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо-сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, яв-ляясь формами одного и тоже же этапа процессуальной дея-тельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных за-дач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:

    • в общих условиях предварительного расследования,
    • в единых способах собирания и проверки доказательств,
    • в одинаковых требованиях по обес-печению и законных интересов участвующих лиц,
    • в иден-тичных средствах государственного принуждения и т.д.

И доз-наватель, и следователь наделены иными общими процессуаль-ными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного кон-троля, а также прокурорского надзора.

Доказательства, полу-ченные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Поэтому, в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК дознание про-водится по тем же правилам, что и предварительное следст-вие, но за исключением некоторых процессуальным особенно-стей.

Предварительное следствие считается основной формой расследования , так как в ней наиболее полно представлены все процессуальные возможности досудебного производства и га-рантии прав участвующих лиц. Поэтому расследование боль-шинства уголовных дел осуществляется именно в форме пред-варительного следствия и регулируется положениями отдельной гл. 22 УПК РФ. В свою очередь, дознание является уп-рощенной формой расследования. Его проведение возможно лишь по некоторым уголовным делам о преступлениях неболь-шой или средней тяжести, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК и не представляющих большой сложности в расследовании.

Отличия предварительного следст-вия от дознания:

1) В методе уголовно-процессуального регулирования . Так, со-гласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следст-вия является обязательным по всем уголовным делам, за ис-ключением тех, по которым может проводиться дознание. Это означает, что по остальным делам, перечисленным в ч. 3 ст. 150 УПК, возможно проведение дознания. Дознание при необходимости, в том числе по письменному указанию прокурора, может быть заменено предварительным следствием.

2) В субъектах. Предварительное следствие по уголовным делам осуществ-ляет следователь. В случае большого объема или сложности уголовного дела предварительное следствие согласно ст. 163 УПК может быть поручено сразу нескольким следователям (следственной группе). Лишь при необходимости быстрого обнаружения и закреп-ления следов преступления, незамедлительного собирания до-казательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно предварительное следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает так-же и орган дознания (ч. 1-3 ст. 157 УПК).

3) В сроках. Для предварительного следствия по сравнению с дознанием законодатель устанавливает более длительные , которые к тому же не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК).

4) В процессуальном статусе лица, подвергающегося уголовному преследованию. В ходе предварительного следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем — . В зависимости от характера совершенно-го преступления и от конкретных обстоятельств уголовного де-ла привлечение лица в качестве обвиняемого может иметь место на любом этапе предварительного следствия. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляет-ся уголовное преследование, получает статус обвиняемого лишь на самом последнем этапе — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя это лицо пребывает в статусе подозреваемого.

5) В способе формирования позиции стороны обвинения для по-следующего судебного разбирательства. Предварительное след-ствие характеризуется двухэтапным способом формирования позиции обвинения: вначале следователь привлекает лицо в качестве обвиняемого (в порядке, предусмотренном гл. 23 УПК), а затем в отношении его составляется обвинительное заключение. В случаях, требующих изменения или дополнения предъявленного обвинения в порядке ч. 1 ст. 175 УПК, проце-дура привлечения лица к уголовной ответственности должна быть повторена применительно к каждому новому обвинению. Позиция обвинения при рассмотрении в форме дознания выражается в вынесении в отношении подозреваемого обвини-тельного акта. Этот процессуальный документ (ст. 225 УПК) сочетает элементы и постановления о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительного заключения.

6) В соотношении прокурорского надзора и ведомственного контроля. Прокурорский надзор и ведомственный контроль представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предваритель-ного следствия. Наряду с судебным контролем эти формы дея-тельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые соблюде-ния порядка производства по уголовному делу, качества и эф-фективности предварительного расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства. Законодатель устанавливает различные полномочия проку-рора и правила прокурорского надзора за дознанием и предвари-тельным следствием. Так, полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Прокурорский надзор за ходом предварительного следствия сводится лишь к некоторым полномочиям. Так, прокурор име-ет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительно-го следствия устранения нарушений федерального законо-дательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полно-мочия.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»