Традиции и способы приготовления каш на руси. Крупы. Живая каша из пророщенной пшеницы «Утренняя»

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

В Вознаграждение советского солдата за сбитый самолет

В Великую Отечественную войну советские воины получали зарплату, а подвиги поощрялись не только орденами и медалями, но и денежными премиями. Премии никак не умаляют героизма наших воинов, но это часть истории войны, о которой тоже неплохо бы знать.

Зарплата в армии называется денежным довольствием. Каким же было это довольствие в годы Великой Отечественной войны? Рядовой солдат получал 17 рублей, командир взвода — 620—800 рублей, командир роты — 950 рублей, командир батальона — 1100 рублей, командующий армией — 3200 рублей, командующий фронтом — 4000 рублей. В гвардейских частях офицерам полагался полуторный, а рядовым — двойной оклад содержания. Даже служившие в штрафбатах получали денежное довольствие, по минимальному тарифу — 8,5 рубля в месяц. Столько же получали солдаты, находившиеся в госпитале.

Много это было или мало?

До войны средняя месячная зарплата рабочего составляла 375 рублей. В военное время зарплата увеличилась до 573 рублей. Металлурги во время войны получали 697 рублей, а шахтеры — 729 рублей. Инженеры зарабатывали в военное время 1209 рублей. Колхозники, находившиеся на самом дне советской иерархии (если не считать узников ГУЛАГа), получали 150 рублей. Но зачастую вместо зарплаты им просто начислялись трудодни — так называемые «палочки».

При этом именно из колхозников в основном и состояла армия. Что фронтовик мог купить на свое денежное довольствие?

Продукты и товары в государственных магазинах продавались по карточкам по довоенным ценам. Но отовариться в магазинах было достаточно сложно, а на рынке все стоило в разы дороже. Так, пол-литровая бутылка водки — универсальная валюта — стоила от 300 до 800 рублей (при том что в государственном магазине ее цена составляла 30 рублей — правда, достать было практически нереально). Буханка хлеба в 2 кг стоила 300—400 рублей, килограмм картошки — 90 рублей, пачка папирос «Казбек» — 75 рублей, стакан махорки — 10 рублей. Килограмм соленого сала продавался за 1500 рублей.

Теперь о том, как вознаграждались боевые достижения советских солдат

Система денежного поощрения была введена в Красной армии уже летом 1941 года. Первыми начали премировать за эффективную боевую работу летчиков. А из них первыми получили вознаграждение участники знаменитой бомбардировки Берлина, совершенной в ночь с 7 на 8 августа 1941 года. Каждому члену экипажа, участвовавшему в налете, по указу Сталина выдали по 2000 рублей. Летчикам, бомбившим впоследствии столицы союзников Германии (Хельсинки, Бухарест, Будапешт) также выплачивали 2000 рублей.

19 августа 1941 года денежные награды распространились на все советские ВВС. Сначала за один сбитый самолет противника летчикам полагалась денежная премия в размере 1000 рублей. Позже появилась градация в сбитых самолетах: за сбитый бомбардировщик противника выплачивали 2000 рублей, за транспортный самолет — 1500 рублей, за истребитель — 1000 рублей.

Платили и просто за вылеты. 5 боевых вылетов — 1500 рублей, 15 боевых вылетов — правительственная награда и 2000 рублей, и так далее. «Прейскурант» был расписан весьма подробно, вплоть до уничтожения паровоза противника (750 рублей).

Именно летчикам принадлежит рекорд по самому «высокооплачиваемому» бою. 4 мая 1945 года самолеты Балтийского флота атаковали стоявший на рейде немецкий линкор «Шлезиен». Лётчику М. Борисову, удачно торпедировавшему линкор, выплатили 10 000 рублей. А сильно поврежденный «Шлезиен» был затоплен собственной командой.

Вслед за летчиками денежные премии ввели и в сухопутных войсках. Но здесь и для танкистов, и для артиллеристов, и для пехотинцев критерий был один: уничтоженный вражеский танк. Да и премия была скромнее, чем у летчиков.

Да и вообще, сначала стали платить за ремонт и эвакуацию собственных танков и только потом — за уничтожение танков вражеских.

Согласно приказу Сталина от 25 февраля 1942 года, за быстрый и качественный текущий ремонт тяжелого танка KB платили 350 рублей, за средний ремонт — 800 рублей. За ремонт среднего танка Т-34 — 250 и 500 рублей, за ремонт легких танков — 100 и 200 рублей. При этом не менее 70% общей суммы предназначались для награждения рабочего состава части.

Когда 1 июля 1942 года ввели премии за подбитые танки противника, то они оказались значительно меньше премий за эвакуацию своих танков: эвакуация тяжелого танка оценивалась как десять подбитых вражеских (5000 и 500 рублей). 24 июня 1943 года, накануне сражения на Курской дуге, были внесены некоторые дополнения: «Установить премию в размере 1000 руб. каждому бойцу и командиру за лично подбитый или подожженный танк противника при помощи индивидуальных средств борьбы.

Если в уничтожении вражеского танка участвовала группа бойцов-истребителей танков, то сумму премии поднять до 1500 руб. и выплачивать всем участникам группы равными долями». То есть получалось, что группа бойцов, проявившая чудеса героизма и уничтожившая вражеский танк, закидав его гранатами, получала 1500 рублей, а группа, эвакуировавшая тяжелый танк, премировалась 5000 рублей.

УДК 94(470.5)+27-9

Александр Викторович Г афуров МБОУ Сигаевская СОШ, с. Сигаево Сарапульского р-на УР, участник МПО «Новый Феникс» с 2001 г. по 2006 г.

БЫТ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ БОЙЦОВ КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Работа посвящена одному из самых неизученных аспектов истории Великой Отечественной войны - быту, повседневной жизни бойцов Красной Армии. Автор попытался рассмотреть основные направления данного вопроса - питание и одежда. Изучение проблемы строится на использовании широкого круга исторических источников - нормативных документов, монографий, мемуаров, устных воспоминаний и результатов поисковой работы в экспедициях.

Сегодня идет непрерывный процесс изучения основных вопросов истории Великой Отечественной войны - её основных кампаний, сражений, деятельность основных военачальников и их роль в разгроме немецко-фашистских захватчиков. В то же время отдельные темы и аспекты были сознательно сокрыты от широкого круга исследователей и простых граждан. Идеологические рамки намеренно сужали количество информации по таким «неудобным» темам, как коллаборационизм, человеческие и материальные потери, цена победы, использование репрессивных мер на фронте (система штрафбатов и штрафрот) и т.д.

Также в истории Великой Отечественной войны есть ряд тем, которые не подвергались тщательному изучению по причине своей малозначимости (с точки зрения многих исследователей). Одним из таких вопросов является тема быта солдат в годы войны. Однако хотелось бы заметить, что война в целом - это не только боевые действия, сражения и операции, стратегическое и тактическое мастерство военачальников, героическая самоотдача тружеников тыла, но и повседневная жизнь армии с её заботами о пище, одежде, жилище. Во многом именно от степени налаженности быта зависит боевой дух армии, её боеспособность.

Столь важная тема сегодня, к сожалению, так и не получила широкого освещения. Лишь небольшие группы людей, занимающиеся так называемой исторической реконструкцией, пытаются по крупицам собрать недостающую информацию о повседневной жизни бойцов воюющих армий. Получить такие данные из литературы довольно проблематично, так как отличительным недостатком большого количества появившихся книг, касающихся истории развития обмундирования и снаряжения является то, что они, в основном, посвящены военной форме одежды немецкой армии: войск Вермахта, СС, специальных подразделений, а также коллаборационистских войск и войск союзников (книги

Итак, обзор проблемы позволяет сделать вывод, что в отечественной военной исторической науке тема повседневной жизни солдат изучена не полностью, фрагментарно. Рассмотрению подвергались лишь отдельные составляющие быта (чаще всего питание и обмундирование).

Именно отсутствие историографического материала приводит к привлечению изучаемой темы других источников, например, военной археологии. Военная археология ещё не оформилась в виде полноценной науки, у неё есть свои методы, но нет до конца сформированной методологии. Выбор места предполагаемой работы происходит в архивах (чаще всего в Центральном Архиве Министерства Обороны, в г. Подольске), где исследуются определенные районы крупных сражений (Ленинградская, Волгоградская, Курская области и т.д.). Для уточнения данных архива на предполагаемом месте работы проводит разведку небольшой отряд опытных поисковиков. Если результаты оказались положительными, то на место выезжает весь отряд (иногда сводный из нескольких отрядов). Далее при помощи металлоискателей и щупов (длинных металлических стержней) проводится поиск непосредственно останков погибших солдат. Найденные останки и личные вещи бережно извлекаются на поверхность и протоколируются. Особое внимание уделяется смертным медальонам, документам и личным именным вещам, которые помогают пролить свет на имя погибшего бойца. Огнестрельное, холодное оружие и взрывчатые вещества сдаются в местные пункты полиции или ФСБ. Вещи, несущие историческую ценность могут быть привезены для создания музейного фонда. Впоследствии они подвергаются археологической реконструкции, заносятся в музейный каталог. После этого они могут участвовать в музейной экспозиции, и в исторической реконструкции, где артефакт, вплетается в канву произошедших событий, и дополнит архивные данные. В результате этих экспедиций отрядом «Новый Феникс» было собрано достаточное количество артефактов, позволяющих сделать довольно подробную реконструкцию повседневной жизни солдата Красной Армии. Таким образом, основная источниковая база дает возможности для серьезного изучения данной темы.

Само понятие быта включает довольно большой круг изучаемых вопросов . Осветить их в небольшой работе невозможно, именно поэтому автор умышленно сводит «быт» к таким понятиям, как «питание» и «одежда».

Из всех компонентов быта солдата ни один не оказывает такого влияния на его здоровье и боеспособность, как питание. Калорийная, разнообразная и регулярная пища необходима для полноценной жизни человека, на войне же роль питания возрастает вдвойне. Поэтому вопросам снабжения уделялось внимание на самом высоком уровне.

К началу Великой Отечественной войны ситуация с питанием в войсках

была благополучной. По воспоминаниям ветеранов, кормили хорошо, никто не жаловался, а многие, особенно приехавшие из деревень, даже были очень довольны: «Еще понравилась еда: много и кормили каждый день по три раза. Те, кто из города, еще кривились, а мы - деревенские едим и радуемся» .

Затем ситуация кардинально изменилась к худшему, и по показаниям ветеранов вплоть до 1942 г. рацион солдата был достаточно скудным. «Начал я служить в мае 1942 г., тогда паек у нас был маленьким, никак им не наешься», -рассказывает В.Е. Поздеев. Бывший ефрейтор разведроты Ф.Ш. Гафуров, начавший служить в самом начале войны, вспоминает: «Сидели за деревянным столом. Никому не дали ни тарелок, ни ложек, а выдали железные тазы на десять человек. Кормили некрошенной картошкой, затем жидкость, вроде бульона, разливали в тазы по пять человек».

О неналаженности питания в начальный период войны свидетельствуют и архивные материалы. Так, в докладе командира одной из частей Ленинградского фронта от 13 августа 1941 г. читаем: «Очень плохо организовано питание на передовой линии, по 2-3 суток люди бывают голодные, ... в виду плохой работы пищеблока люди не кушают своевременно, и у них совершенно меньше боевой силы» . В другом докладе от 1 сентября 1941 г. написано: «Зачастую доставка продовольствия в части настолько плохо организована, что бойцы сутками остаются без еды, или, как например, 311-я дивизия, по 10 дней питаются без хлеба» .

Голод породил среди солдат множество болезней, начиная дизентерией и заканчивая дистрофией. Естественно, такая армия не могла вести полноценные боевые действия, отсюда одна из причин поражения в первый период войны.

Еще одним фактором голода в войсках стало то, что с начала войны Красная Армия резко увеличила свою численность. У командования не было четких списков количества всех имеющихся частей. Как известно, уже в первые месяцы войны в немецкий плен попало несколько тысяч солдат, но на них, еще не вычеркнутых из списков действующей армии, продолжали начислять продовольствие. В то же время питания не хватало для вновь формирующихся подразделений. А.В. Беляев вспоминает, как к ним в подразделение прибыли интенданты с продовольствием: «Они спрашивают, где здесь у вас такой-то полк, а мы им отвечаем - мол, нету, разбили всех. А они - мы им еду привезли. Мы говорим - отдайте нам, а они - не положено».

Наладить систему снабжения войск было трудно ещё и потому, что в руках противника уже в июне 1941 г. оказались самые плодородные районы СССР. Продукты можно было доставлять только с неоккупированной территории, на что уходили недели .

Даже если все-таки еда доставлялась солдатам на передовую, она была не лучшего качества, недостаточна по количеству и однообразна. Ф.К. Медведев вспоминает: «.утром - каша, в обед - суп или каша. Давали хлеб. Эти слова подтверждает и Ираида Зимова: «Кормили, в основном кашей и концентратами.

Пшенную крупу у нас называли блондинкой, перловую - шрапнель. Хлеб давали редко, обычно кормили сухарями, картошка была только в сушеном виде. Так иногда хотелось картошечки, даже сильнее шоколада».

Проблемы, возникшие в войсках с продовольствием, нужно было решать незамедлительно. Поэтому уже в сентябре 1941 г. председатель комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной Армии А.И. Микоян и начальник тыла Красной Армии А.В. Хрулев обратились в ГКО с предложением установить строгие дифференцированные нормы снабжения войск продовольствием. С этого времени отпуск продовольствия и фуража производился не по штатной, а по списочной численности воинских частей.

Несмотря на все старания, бойцы почувствовали на себе результаты изменения только к середине 1942 г. Это подтверждают воспоминания многих ветеранов. В. Поздеев рассказывает, что «в ноябре вышел приказ Сталина о том, чтобы доводить солдатам весь паек до грамма. За этим следить стали строго, поэтому паек стал гораздо больше», Ф.Ш. Гафуров: «.уже потом [с 1943 г. - А.Г.] кормить стали хорошо и регулярно. Очень часто нам давали тушенку, колбасу».

Большое значение в организации питания имело место расположения части. Так, соединения, воевавшие в районе Ленинграда, вплоть до 1944 г. получали питание в гораздо меньшем объеме из-за трудностей транспортировки.

По замечанию Ф.Ш. Г афурова, доставка провианта и его количество зависело так же и от чисто субъективного фактора: «Каким человеком был на-чпрод (начальник продовольственного отдела, в основном старшина), так и поставлялась еда. Если человек хороший, не жадный, пробивной, то и рота накормлена. А если тихий, жадный, то и солдаты оставались голодными». А сообразительности и смекалки для того, чтобы разыскать продукты, приготовить еду и доставить ее солдатам, нужно немало.

Пищу обычно готовили в неглубоком тылу в походных кухнях. Затем при помощи лошадей ее перевозили на передовую, где повар раздавал пайки солдатам. Кроме походных кухонь для приготовления пищи использовались очажные кухни, установленные на санях. Для подвоза и подноса пищи были изготовлены легкие ручные санки, термосы, ведра с крышками и двойным дном, утепленные бачки. Нередко повара и их помощники приносили еду на саму передовую, рискуя своей жизнью. Именно по этому звание повара на фронте было очень почетным.

Однако положительные изменения коснулись не всех фронтов. Так, Ф. Медведев вспоминает, что из-за голода есть мертвых лошадей ему приходилось даже в 1944 г. Хотелось бы отметить еще несколько немаловажных путей поступления продуктов на фронт: во-первых - использование подножного корма. Так, А. Беляев, воевавший в свое время в Карелии, рассказывает: «Зимой с едой было худо, зато летом - раздолье. Карелия - край богатый. Тут тебе и ягоды, и грибы, иногда удавалось подстрелить какую-нибудь дичь. Часто ходили на ры-

балку. Возьмешь тола или гранату, кинешь в озеро, и собирай потом рыбу». Таким образом, солдат пытался несколько разнообразить свое довольно скудное и однообразное меню и набраться витаминов пред зимой.

Еще один путь - заготовление провианта своими силами, чаще всего путем закупки его у местного населения. В. Поздеев, освобождавший в 1944 г. Прибалтику, рассказывает, что «.по деревням и хуторам ходил наш старшина со списком необходимых продуктов и собирал их у местных жителей. Взамен он выдавал им расписки печатью и подписью командира. Уже после войны узнал, что все эти расписки в 1947 г. были оплачены в тройном размере».

Весьма спорным является и вопрос об использовании трофейных продуктов. Здесь вновь мнения расходятся диаметрально противоположно. В напечатанных мемуарах очень часто встречаются упоминания об этом, а все опрошенные ветераны этот факт опровергают.

Однако опрошенные ветераны рассказывают, что никогда не использовали в пищу трофейные продукты. Как рассказывает В. Поздеев: «Нам был зачитан приказ, запрещающий брать оставленные немцами продукты, так как они могут быть отравленными. Мы боялись и не трогали». Хотя вспоминает, как после освобождения от противника Новгорода в Кремле они обнаружили склад продовольствия. Особое впечатление произвел на него хлеб, произведенный в 1938 г. и упакованный в целлофан. Этот хлеб они держали над паром и ели разбухшим.

В советской историографии большому сомнению подвергался еще один источник поступления продовольствия - ленд-лиз. Официальная точка зрения говорила о том, что доля поставляемой продукции ничтожно мала и не сыграла значительной роли .

В настоящее время эта точка зрения пересматривается, появляются отечественные работы, основанные на новых источниках, а также работы зарубежных авторов. Так, историк Б. Соколов в статье «Роль ленд-лиза в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» приводит следующие цифры: в СССР из США поступило 610 тыс. тонн сахара (по сравнению, Советский Союз за годы войны выпустил 1460 тыс. тонн), мясных консервов - 664,6 тыс. тонн (в СССР изготовлено 4715 тыс. тонн) .

Американские продукты с теплотой вспоминают и ветераны. А. Беляев рассказывает: «Американская тушенка была очень хорошей. Присылали нам её в больших килограммовых банках. Еще нам доставляли шпик». Исследования на местах поисковых экспедиций показали, что пустые банки из-под такой тушенки очень часто встречаются на советских позициях в Карелии, а в Ленинграде их почти нет. Объяснить это можно тем, что Республика Карелия находится недалеко от Архангельска, куда шли морские конвои с американскими грузами, а Ленинград был расположен гораздо дальше, причем до 1944 г. находился в блокаде.

Фото 1. Личные вещи бойца РККА.

Особо хотелось бы отметить такой немаловажный путь поступления продуктов, как подарки из тыла. Посылки эти были как коллективные (от колхозов и совхозов), так и индивидуальные. Все они собирались на приемных пунктах или железнодорожных станциях. Личные посылки обычно содержали небольшое количество еды, чаще всего, того, что крестьяне выращивали на своих небольших наделах.

Коллективные подарки могли занимать целые вагоны или составы. Первые такие грузы начали поступать на фронт уже в начале осени 1941 г. Удмуртская Республика активно включилась в это движение. Так, к 23 февраля 1942 г. была отправлено 34 вагона, к Первому Мая - 21 вагон, к годовщине войны - 15 вагонов продовольствия .

Одной из специфических черт быта советского солдата являлось регулярное потребление алкоголя. Уже в самом начале войны это явление было узаконено свыше. В подписанном Сталиным постановлении ГКО СССР «О введении водки на снабжение в действующей Красной Армии» от 22 августа 1941 г. говорилось: «Установить, начиная с 1 сентября 1941 г. выдачу 40% водки в количестве 100 граммов в день на человека красноармейцам и начальствующему составу первой линии действующей армии» .

Знаменитые «сто наркомовских грамм» очень часто вспоминают участники войны с благодарностью. Именно спирт и водка спасали солдата от психологического напряжения, а зимой - от холода. При этом часто этические и

религиозные убеждения уступали место рациональной необходимости. Как вспоминает Ф.Ш. Гафуров: «Я хоть и мусульманин и пить мне нельзя, но зимой был такой мороз, что без водки уснуть невозможно».

Делая вывод, следует заключить, что Красная Армия вступила в Великую Отечественную войну с неразработанной системой доставки продовольствия в действующую армию. По этой причине в первые месяцы большое количество солдат испытывало нехватку табака, страдало от голода. В связи с тем, что налаженной системы солдатского быта не было, правительство начинает проводить ряд мер, которые оказались довольно удачными. Во главе реформы снабжения стоял Народный комиссар А.И. Микоян. Во многом благодаря его действиям и мероприятиям его ведомства уже к 1942 г. в области снабжения продовольствием наметилось улучшение. Оно проявлялось в том, что теперь солдат регулярно получал свой паек, который со временем увеличивался.

Фото 2. Ложка Семена Колядина. Боец погиб в 1943 г. в составе 951 стрелкового полка 265

стрелковой дивизии.

Одним из важнейших компонентов армейского быта является форменная одежда. В армии роль униформы возрастает, ибо она строго регламентирована, имеет фиксированные критерии, установленные командованием. В боевых условиях одежда выполняет ряд очень важных функций: во-первых, новобранец, получив военную форму переходит в качественно иную социальную группу,

меняется его социальный статус. Человек становится не гражданским, а военным. Единое обмундирование сплачивает коллектив, делает его крепче, повышает моральный уровень солдат. Отличным примером служат воспоминания М. Лямина: «Получили, наконец, полушубки, валенки, ушанки, варежки. Облик дивизии сразу изменился. Приосанились, подтянулись солдаты. Молодцами выглядят офицеры. И разговоры пошли другие. И настроение стало иным» .

Вторая важная функция униформы - ее удобство. Военная форма создается специально для ведения боевых действий. Покрой и материал выбираются намеренно, чтобы одежда меньше изнашивалась, подходила для любой погоды. Немаловажным фактом является и эстетическое значение обмундирования. Красивый внешний вид так же способствует повышению морального духа солдата.

История возникновения военной одежды Красной Армии берет свое начало в годы Гражданской войны, когда, изменив и модифицировав униформу солдат и офицеров Российской Империи, ее получили бойцы Революционной армии. Отличительной особенностью новой формы явилось отсутствие погон на гимнастерках. В целом более существенных различий не было.

Такая картина наблюдалась вплоть до 1935 г. С этого времени и до 1941 г. продолжалась унификация обмундирования. В 1938 г. был принят приказ НКО № 035 об утверждении норм теплого обмундирования на военное время. В нем указывалось количество выдаваемой одежды для военнослужащих Красной Армии в различных частях СССР, учитывая климатические особенности, рода войск, звания.

Данная форма одежды была впервые опробована в советско-финской войне 1939-40 гг. Несмотря на все старания, она показала себя с не лучшей стороны: была неудобной для ведения боевых действий и холодной. Что касается головных уборов, то ими до сих пор служили так называемые «буденовки», принятые еще во времена Гражданской войны. Именно после этой зимней кампании в Советской армии были введены шапки-ушанки, скопированные у противника .

Еще одним фактором, повлиявшим на качество обмундирования, было резкое увеличение численности армии. К началу Великой Отечественной войны Рабоче-Крестьянская Красная Армия насчитывала примерно5 млн. человек (в начале 1941 г. - около 4 млн.) . Увеличение количества военнослужащих привело к увеличению пошива военной формы, что не могло не сказаться на ее качестве. Так было введено использование эрзац - материалов (к примеру, кирза).

Таким образом, к началу войны Красная Армия так и не смогла создать униформу, оптимально подходящую для ведения боевых действий в различных климатических условиях.

В связи с необъявленным нападением противника на СССР, не были приняты соответствующие приказы об удалении вглубь страны вещевых и

продовольственных складов. Поэтому с первых дней начала вторжения германских войск подавляющее количество обмундирования перешло в руки противника. Отсутствие налаженной системы солдатского быта лишало возможности починить, заштопать униформу. Войска отступали на восток в довольно неприглядном виде: «Красноармейцы были оборванные, заросшие, израненные. Некоторые, видно, до крови разбив ноги, шли босиком, перекинув ботинки через плечо. А у других вовсе не было ни сапог, ни ботинок» . Однако из-за теплого времени года это сказывалось на здоровье бойцов не так сильно. Летний комплект одежды включал в себя нательное белье, гимнастерку, шаровары, пилотку (для офицеров еще и фуражку), шлем, ремень (для командного состава -портупею), ботинки с обмотками (реже сапоги), портянки. При порче обмундирования, его износе его необходимо было либо сдать в ремонт в войсковую портняжную или сапожную мастерскую, либо обменять на новое . Однако все это было возможно лишь в условиях мирного времени, или в условиях хорошо организованного солдатского быта. В первый год войны этого не было. Судя по воспоминаниям ветеранов и по кадрам документальной хроники, солдаты отступали в том, что было на них в первые дни войны.

Подавляющее большинство солдат было обуто в ботинки с обмотками, в этом сказывалась экономия государства. Этот факт доказывают и многочисленные находки поисковых экспедиций. Так, в Ленинградской области и Республике Карелия практически каждый погибший боец обут в ботинки. Данная обувь, используемая вместе с брезентовыми обмотками, была очень неудобна, особенно для новобранцев, не умеющих их как следует завязывать, приводя к многочисленным травмам .

Сапогами, по данным военной археологии, в основном был обеспечен командный состав, у рядовых бойцов они были редкостью. По этой причине не гнушались брать трофейные немецкие сапоги, изготовленные из кожи, подбитые прочными гвоздями, а поэтому очень популярные у красноармейцев. Нередко наши бойцы использовали только подошвы сапог противника, пришивая их к отечественным аналогам. Все это очень сильно затрудняет идентификацию найденного солдата, причисление его к той или иной армии.

Обычный летний головной убор представлял собой матерчатую пилотку, на лобовой части которой крепилась пятилучевая звезда. Практической пользы, по воспоминаниям ветеранов, она не несла: «Каждый боец имел пилотку, -вспоминает Ф.Ш. Гафуров, ефрейтор разведроты. - «Пользы от нее было немного: от холода не защищала. Разве только от солнца, да и каску на нее надевали». Младшие офицеры обычно носили фуражки, однако во время боев меняли их на пилотки.

Таково было летнее обмундирование рядового состава Рабоче-крестьянской Красной Армии до 1943 г. Униформа офицерского состава отличалась лучшим качеством материала. Так же были различны некоторые детали одежды. Например, представители командного состава предпочитали в

качестве головного убора носить фуражки, заменяя их, однако, во время боевых действий на пилотки; сапоги, которые они носили, были изготовлены, в большинстве своем, из кожи, а не из кирзы, вместо ремней использовались портупеи. Во всем остальном униформа офицеров и рядовых солдат была одинаковой.

Зимняя одежда солдат должна была отличаться более плотным, теплым материалом, что в некоторых частях часто не соблюдалось. Так, У.Т. Шакиров вспоминает, что зимой 1941 г. им оставили летнее обмундирование, т.к. зимнего на складе не было. Уже зимой 1942 г. подобное встречалось довольно редко, так как система материального довольствия стала в некоторой степени продуманнее, чем раньше. «Выдавалось нам обмундирование - высший класс: кальсоны, рубашка, теплое вязаное белье, гимнастерки суконные, ватники (на грудь и штаны

Ватники), валенки с теплыми портянками, шапка-ушанка, варежки на меху. На ватники одевали полушубки. Под ушанку надевали шерстяные подшлемники -только глаза были видны и для рта маленькое отверстие. Все имели белые маскхалаты», вспоминает боец В. Засухин . Такие же описания обмундирования дает ветеран Ф.Ш. Гафуров, воевавший зимой 1942 г.

Однако подавляющее число ветеранов и данные поисковых экспедиций говорят о том, что большинство солдат в зимнее время носили не ватники, а шинели. Отзывы об этом виде одежды самые положительные. Так, М.Г. Абдуллин в своих мемуарах пишет: «Полы у шинели длинные. В походе или атаке это, конечно, минус: путается в ногах, приходится засовывать под ремень, чтоб не мешали бежать. А вот во время сна минус превращается в плюс: полами шинели очень удобно укрывать стынущие ноги » .

Таким образом, делая вывод о начальном периоде Великой Отечественной войны с точки зрения системы снабжения войск обмундированием, следует констатировать, что примерно до середины 1942 г. она была практически не налаженной. Те ветераны, что воевали с самого начала войны, вспоминают, что ошибки, которые командование допустило летом и зимой 1941 года, на следующий год практически не повторились.

Большую роль в этом сыграл начальник снабжения Красной Армии А.В. Хрулев. Под его руководством по приказу Г осударственного Комитета Обороны уже в середине июля 1941 г. принимается постановление о подготовке теплых вещей. Все они были сосредоточены на центральных и окружных складах .

Очередная реформа в военной одежде произошла в 1943 г. Приказом Сталина от 23 февраля были введены погоны для рядового и командного состава армии и флота. Это было сделано для возвращения традиций Русской армии, для улучшения морального духа солдат. Как писали советские исследователи истории Великой Отечественной войны, погоны и новая форма - китель и мундир

Улучшили внешний вид бойца и офицера и сыграли большую роль в дальнейшем развитии культуры и воинской дисциплины . По воспоминаниям ветеранов, эту новость они встретили довольно радостно: «В 1943 г. были введены погоны, изменился покрой гимнастерок и шинелей. Они стали намного

красивее», вспоминает Ф.К. Медведев.

В то же время хотелось бы заметить, что до действующих частей эта модификация доходила порой с запозданием на несколько недель или даже месяцев. Так, А.В. Беляев вспоминает, что первые погоны появились у них в подразделении у новобранцев и солдат, вернувшихся из госпиталей. Остальным продолжали выдавать старые гимнастерки из старых запасов.

Если судить по воспоминаниям ветеранов, то уже после зимы 1941-1942 гг. советские солдаты начинают активно использовать в качестве зимнего обмундирования немецкую форму. Вермахт сумел подготовиться к зиме 1942-1943 гг. значительно лучше, а униформа изготавливалась с немецкой аккуратность и педантичностью, поэтому она была удобной и теплой. М.Г. Абдуллин вспоминает: «Ладно, что на днях фашистские транспортные самолеты, которые продолжали свои полеты, сбросили очень ценный груз. Сапоги утепленные. Или лучше назвать их «бурки», на кожаной подошве, с кожаными головками валенки. Удачно сшиты: теплые и сырости не боятся» . Те же советские солдаты, которые не имели трофейной обуви, обливали отечественные валенки водой. На морозе вода превращалась в лед и не пропускала влагу .

Во время войны боец довольно часто отходит от заданных уставом норм и правил. К примеру, он использует трофейную или гражданскую одежду. Этому может служить тот факт, что солдаты, воевавшие, предположим, в Карелии, использовали в качестве обмундирования элементы народной одежды. Эта одежда веками модифицировалась, «подгонялась» под определенный климат и была гораздо удобнее и практичнее, чем унифицированное обмундирование: «Необычным казалось обмундирование - на ногах меховые пьексы, сапоги с загнутыми носками, теплые и легкие брюки, короткие меховые куртки - все мобильно, практично» .

Отдельным аспектом в вопросе снабжения войск одеждой стала помощь тыла в годы войны. Начало такой помощи было положено еще в июле 1941 г., когда по стране начался массовый сбор теплых вещей для фронта. Однако большая часть этой помощи ушла во вновь сформированные части Красной Армии, воевавшие под Москвой.

Как показывают данные поисковых экспедиций, эту помощь нельзя недооценивать. Большинство убитых зимой солдат, как на Ленинградском, так и на Карельском фронте имели при себе различные теплые вещи, присланные из тыла (подшлемники, варежки, носки и т.д.).

Широкий размах в тылу получила кампания по сбору теплых вещей. «Подарки Красной Армии, - указывал М.И. Калинин в 1942 г., - это огромное, буквально всенародное выражение любви к своей армии. В истории нигде и никогда не было столь огромного выражения любви народных масс к своим бойцам» . Это были не пустые слова. В самом начале войны было собрано несколько тысяч брюк и гимнастерок. Они изготавливались из собранных среди населения материалов и, как правило, шились в нерабочее время .

Свой вклад в сбор теплых вещей внесла и Удмуртская Республика. Всего за 1941-1944 гг. было собрано 21196 полушубков, 47836 валенок, 146060 овчин, 97236 носков, 143540 пар варежек и т.д. .

Такая система работала до конца войны, и не просто работала, а еще и наращивала темп - в 1944-1945 гг. промышленность Советского Союза смогла обеспечить обмундированием не только Красную Армию, но еще и польских союзников.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать ряд выводов: во-первых, к началу Великой Отечественной войны Красная Армия оказалась не готовой в плане снабжения частей достаточным количеством обмундирования, поэтому данную проблему пришлось решать в сжатые сроки.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что в истории Великой Отечественной войны много «белых пятен». Зачастую они прикрыты грифом секретности, а иногда просто не вызывают интереса вследствие своей «незначительности». Для многих людей война чаще всего ассоциируется с ведением непрерывных боев, и многие забывают о том, что она состояла и из суровых солдатских будней, наполненных мыслями о еде, одежде, здоровье.

На протяжении многих лет отечественная историография была посвящена изучению отдельных сражений, крупных операций, деятельности видных военачальников, при этом упуская из внимания самое главное - простого солдата -того, кто в течение долгих четырех лет ковал Победу.

Тема быта солдат становится актуальной лишь в последние годы, однако и на современном этапе этой проблеме уделяют незначительное внимание. Для ее изучения приходится использовать целый корпус источников: архивные материалы, мемуары участников Великой Отечественной войны, устные воспоминания ветеранов, данные военной археологии. Каждый из этих источников имеет свои сильные и слабые стороны, однако необходимость их использования не вызывает сомнений. При этом речь идет об их комплексном использовании.

По результатам исследовательской работы можно сделать следующие выводы.

К началу войны Рабоче-Крестьянская Красная Армия подошла без продуманной системы организации быта. Во время войны нормативные документы о быте красноармейца, существовавшие в мирное время, выполнялись не в полной мере в силу отсутствия нужной материальной базы.

Такая ситуация просматривается во всех аспектах, составляющих быт солдата. Так, в начале войны были либо уничтожены, либо захвачены продовольственные склады, размещенные непосредственно у границы СССР. В то же время создать за короткий срок налаженную систему доставки продовольствия в действующие части было практически невозможно из-за большой территории страны и плохо продуманной системы железнодорожного сообщения.

Именно по этой причине в первые месяцы войны в войсках резко возросла заболеваемость и смертность по причине отсутствия бесперебойного питания.

Лишь к концу 1942 г. благодаря умелым действиям руководителей тыла Красной Армии каждый солдат мог получать положенный ему паек, который был гораздо больше скудного тылового пайка.

Сходная ситуация наблюдается и в обеспечении обмундированием. Вещевые склады у государственной границы, оказавшиеся в первые дни войны в руках противника, лишили Красную Армию огромного количества военной формы. Швейные фабрики не успевали шить на тысячи новобранцев, поэтому многие солдаты оставались без сменного комплекта одежды или даже без формы вообще. В разрешении данного вопроса большую роль оказал тыл. Начиная с августа 1941 г. до конца войны, отдельные граждане, целые коллективы и регионы страны посылали на фронт составы с теплыми вещами. Данная практика принесла свои плоды - Красная Армия встретила суровую зиму 1941-1942 гг. подготовленной, в отличие от армии Германии. На продолжении всей войны происходило увеличение масштабов изготовления обмундирования, его улучшение (реформа 1943 г.), приспособление к военным условиям.

Итак, если в самом начале войны из-за неготовности командования к ведению боевых действий система продовольственного и материального обеспечения работала плохо, то к 1945 г. она была поставлена на твердую основу и работала практически без сбоев.

Источники и литература

1. Большой Энциклопедический словарь: в 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров.- М.: Советская Энциклопедия, 1991. Т.1.

2. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. Энциклопедия/ Под ред. М.М. Козлова. - М.: Советская Энциклопедия, 1985.

3. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. Сборник документов/ Под ред. Н.Л. Волковского. - М.: АСТ, 2004.

4. Приказы Народного Комиссара Обороны СССР. Сборник документов / Под ред. В.А. Золотарева - М.: ТЕРРА, 1994.

5. Удмуртия в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Сборник документов / Под ред. А.А. Тронина. - Ижевск, Удмуртия, 1995.

6. Удмуртия в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг./ Под. Ред. А.Л. Кузнецова, Н.К. Коробейниковой, К.И. Куликова. Ижевск, 2005.

7. Не щадя жизни, презирая смерть. (Страницы истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в воспоминаниях ветеранов Удмуртии.) / Сост. Е.М. Ушакова. - Ижевск, 2005.

8. Военно-медицинская подготовка / Под ред. Д.Д. Кувшинского - М.: Медицина, 1978.

9. Соколов Б.Н. Значение ленд-лиза / Соколов Б.Н. // Загадки ленд-лиза -М.: АСТ-ПРЕСС, 2004.

10. Правила ношения военной формы одежды / Под наблюдением полковника И.И. Прихно и капитана А.В. Некроха. - М.: Воениздат. 1988.

12. Дарман П. Униформа Второй Мировой. Энциклопедия / Пер. с англ. -М.: Эксмо, 2002.

13. Макдонели Л. Знаки различия и боевые награды Второй Мировой. Энциклопедия / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2003.

14. Абдулин М.Г. 160 страниц из солдатского дневника / М.Г. Абдуллин -М.: Молодая Гвардия, 1985.

15. Аверичева С.П. Дневник разведчицы / С.П. Аверичева. - М.: Военное издательство, 1986.

16. БурковБ.С. Строки, опаленные войной/ Б.С. Бурков - М.: Политиздат,

17. Васильев П.М. Вечная жизнь/ П.М. Васильев. - М.: Молодая Гвардия,

18. Грибачев Н.М. Когда становишься солдатом. / Н.М. Грибачев. - М.: Издательство ДОСААФ СССР. 1987.

19. Иконников Ю.М. Тревожные сны: записки комсорга стрелкового батальона / Ю.М. Иконников. - М.: Молодая Гвардия, 1986.

20. Липатов П.Б. Униформа Красной Армии и Вермахта / П.Б. Липатов. -М.: «Техника - молодежи», 1995.

21. Любомиров П.П. Кодовое название - «Тихий» / П.П. Любомиров. -Ижевск, Удмуртия, 1984.

22. Лямин М.А. Четыре года в шинелях / М.А. Лямин. - Ижевск, Удмуртия,

23. Малыхин Ф.М. Генерал армии Андрей Хрулев / Ф.М. Малыхин. - М.: Воениздат. 1971.

24. Михайлов А.В. Мы - солдаты / А.В. Михайлов. - М.: Молодая гвардия,

25. Помогайбо А.А. Псевдоисторик Суворов и загадки Второй Мировой войны / А.А. Помогайбо. - М.: Вече, 2002.

26. РоттманГ. Боевое снаряжение Вермахта / Г. Роттман. - М.: Солдатъ.,

27. Синицын А.М. Всенародная помощь фронту / А.М. Синицын. - М.: Военное издательство. 1985.

2S. Томас H. Немецкая Армия на Восточном Фронте/ Н. Томас. - М.: Солдатъ, 2003.

29. Чернигов B.H. Солдатскими дорогами / В.Н. Чернигов. - Л. 1984.

30. Чернов И.Е. Саперы: записки солдата / И.Е. Чернов. - М.: Современник, 1988.

31. Шерстнев В.Д. Трагедия сорок первого / В.Д. Шерстнев. - Смоленск: Русич, 2005.

33. CD - ROM: «От Кремля до Рейхстага». Московское Городское Объединение Архивов.

А что у вас сегодня на обед? Овощной салат, борщ, суп, картошка, курица? Эти блюда и продукты стали для нас такими привычными, что некоторые из них мы уже считаем исконно русскими. Согласен, прошло уже несколько сотен лет, и они прочно вошли в наш рацион. И даже не верится, что когда-то люди обходились без привычного нам картофеля, томатов, подсолнечного масла, не говоря уже о сырах или макаронах.

Обеспечение продовольствием всегда было наиважнейшим вопросом в жизни людей. Исходя из климатических условий и и природных ресурсов у каждого народа в большей или меньшей степени развивались охота, скотоводство и растениеводство.
Киевская Русь как государство сформировалась в 9 веке нашей эры. К тому времени рацион славян составляли мучные изделия, каши,молочные продукты, мясо и рыба.

Из злаковых выращивали ячмень, овёс, пшеницу и гречиху, несколько позже появилась рожь. Конечно, основным продуктом питания был хлеб. В южных регионах его выпекали из пшеничной муки, в северных большее распространение получила ржаная. Помимо хлеба пекли также блины, оладьи, лепёшки, по праздникам - пироги (часто из гороховой муки). Пироги могли быть с различными начинками: мясом, рыбой, грибами и ягодами.
Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине - квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться - это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.

Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд считался кисель. В Древней Руси кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек. Кисели получались упругими, напоминающими студень, холодец. Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы.

В Древней Руси были очень популярны каши. Преимущественно это были пшеничная или овсяная, из цельного зерна, которые долго распаривали в печи, чтобы они было мягкими. Большим деликатесом был рис (сорочинское пшено) и гречка, которая появилась на Руси вместе с греческими монахами. Каши заправлялись сливочным, льняным или конопляным маслом.

Интересная ситуация на Руси была с овощными продуктами. То, что мы употребляем сейчас - не было и в помине. Самым распространённым овощем была редька. Она несколько отличалась от современной и была в разы больше. Также массово была распространена репа. Эти корнеплоды тушили,жарили и делали из них начинку для пирогов. Так же издревне на Руси известен горох. Его не только варили, но и делали из него муку из которой пекли блины и пироги. В 11 веке на столах начинается появляться репчатый лук, капуста, несклько позже - морковь. Огурцы появятся только в 15 веке. А привычные нам паслёновые: картофель, томаты и баклажаны пришли к нам лишь в начале 18 века.
Помимо этого на Руси из растительной пищи употребляли дикий щавель и лебеду. Дополняли растительный рацион многочисленные дикорастущие ягоды и грибы.

Из мясной пищи были известные нам говядина, свинина, куры,гуси и утки. Конину ели мало, в основном военные во время походов. Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь. Даже распространявшая своё влияние Христианская церковь, считавшая недопустимым употребление в пищу диких животных, не смогла искоренить эту традицию. Мясо жарили на углях, на вертеле (верчёное), либо, как большинство блюд, тушили крупными кусками в печи.
Достаточно часто на Руси ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили.

На Руси не было супов. Знаменитые русские уха, борщ и солянка появились только в 15-17 веках. Была "тюря" - предшественник современной окрошки, квас с нарубленным луком и заправленный хлебом.
В те времена, как и в наши, русские люди не избегали выпивки. Согласно "Повести временных лет" основной причиной отказа Владимира от ислама была трезвость, предписываемая той религией. "Питие ", - говорил он, - "это радость русов. Мы не можем без этого удовольствия ". Русская выпивка для современного читателя неизменно ассоциируется с водкой, но в эпоху Киевской Руси не гнали спирта. Употребляли три вида напитков. Квас, безалкогольный или слегка хмельной напиток, изготовляли из ржаного хлеба. Это было нечто напоминающее пиво. Вероятно, он был традиционным напитком славян, так как его упоминают в записях о путешествии византийского посланника к вождю гуннов Аттиле в начале пятого века наряду с медом. Мед был чрезвычайно популярен в Киевской Руси. Его варили и пили как миряне, так и монахи. Согласно летописи князь Владимир Красное Солнышко заказал триста котлов меда по случаю открытия церкви в Василеве. В 1146 г. князь Изяслав II обнаружил в погребах своего соперника Святослава пятьсот бочек меда и восемьдесят бочек вина. Было известно несколько сортов меда: сладкий, сухой, с перцем и так далее. Пили и вино: вина ввозились из Греции, и, кроме князей, церкви и монастыри регулярно импортировали вино для отправления литургии.

Таковой была Старославянская кухня.Что же такое Русская кухня и какова связь её со Старославянской? На протяжении нескольких веков менялись быт, нравы, расширялись торговые связи, рынок наполнялся новыми продуктами. Русская кухня впитывала в себя большое количество национальных блюд различных народов. Что-то было забыто, либо вытеснено другими продуктами. Однако, основные тенденции Старославянской кухни в том или ином виде дожили до наших дней. Это доминирующее положение хлеба на нашем столе, широкий ассортимент выпечки, каши, холодные закуски. Поэтому, на мой взгляд, Русская кухня является не чем-то обособленным, а логическим продолжением Старославянской кухни, несмотря на то, что претерпела за века значительные изменения.
А каково Ваше мнение?

Почему русская каша или каша русская? Разве другие народы не варили каши? Просто на Руси каша – это не только кушанье. Это целая философия жизни. Но, об этом я расскажу несколько позднее.

Есть такая легенда, что именно каша была предвестником хлебопечения. Когда-то давно один неопытный кашевар готовил кашу, и то ли по неопытности, то ли по невнимательности насыпал крупы больше, чем следовало и, в результате, получилась лепешка. Кашевара наказали, а поскольку очень хотелось кушать, то начали есть лепешку из каши. Так появилось новое блюдо. Потом кашу заменили на муку и появился первый хлеб. Однако, это только легенда, хотя ученые и не опровергают её возможную достоверность.

А на Руси каши с незапамятных времен занимали не только важное, но и почетное место в ежедневном рационе, являясь, по сути, одним из основных блюд на столе, как у людей бедных, так и у богатых. Отсюда первая пословица про кашу:

Каша – мать наша.

Что касается древности каши в русской кухне, то эту теорию подтверждают и находки археологов: в горшке, который нашли ученые в Любече, под слоем золы, оказалась каша. И этой каше было более тысячи лет.

Необходимо сказать, что на Руси кашей называлось всё, что готовилось из измельченных продуктов. Были у русичей каши хлебные, которые варили из измельченных сухарей. Популярны были и рыбные каши. Причем рыбные каши готовили из самой разной рыбы:

  • из сига;
  • из сельди;
  • каша из лосося;
  • каша семужья;
  • из стерляди;
  • из осетра;
  • белужья каша;
  • каша с головизной.

Можно предположить, что рыбу мелко-мелко резали, крошили и готовили с добавлением круп.

С появлением на Руси картофеля (XVIII-XIX веках), начали варить каши с добавлением картофеля. Эту кашу заправляли постным маслом и луком. И называлась такая каша – кулеш. Но картофелем наши предки не ограничивались. Были каши морковные, из репы, гороховые, соковые (на конопляном масле) и ещё огромное количество рецептов каши из овощей.

А теперь вернемся к философии (о чем я говорил в начале). Каша на Руси была не только просто едой, но и обрядовым блюдом. Ни одна свадьба не обходилась без каши, и каша была обязательным блюдом для молодых. Каша, изначально, была символом плодородия, благополучия и достатка.

Так, согласно древним летописям (в XVI веке), князь Василий Иванович, после свадьбы, ходил с молодой женой в мыльню. И в мыльне, они не только мылись, но и ели, с молодой женой, кашу. В некоторых областях Руси каша вообще была единственной едой, которую молодые могли есть на свадебном пиру. А сам свадебный пир в Древней Руси назывался «кашей». Помните поговорку – Заварил кашу? Так вот, заварить кашу означало – начать готовиться к свадьбе.

Можно вспомнить и другую поговорку – С ним каши не сваришь. В давние времена существовал такой обычай: если два врага хотели помириться, то они варили кашу и вместе её ели. Это была своеобразная форма мирного договора: кашу сварили вместе, съели – значит, заключили мир. Сегодня мы так говорим о человеке, у которого руки растут из… А в те давние времена дело касалось не навыков и умений, а мира и войны.

Кроме того, в давние времена без каши не было праздника. Кашу варили на Рождество, на свадьбу, на похороны, на крестины и т.д. Обязательно варили кашу на Васильев день. И не просто варили – это был целый обряд, который нельзя было нарушить: кашу варили до восхода солнца. Крупу из амбара могла принести только самая старшая в семье женщина, а воду – самый старший мужчина. Все заготовки ставили на стол и никто не имел права к ним прикасаться, пока не истопится печь.

Только после этого старшая в доме женщина начинала готовить кашу. И каша была гречневая. Готовили с заговором. Вставали и садились. Каша вынималась из печи и ставилась на стол со словами «Милости просим к нам во двор со своим добром». Если каша получалась красная и рассыпчатая, то в новом году семья могла ожидать достатка и добра. А если каша получалась бледная или, не дай Бог, лопался горшок – ждали в новом году беды.

Существовало огромное количество гаданий на каше. Особенно на будущий урожай.

Такая известная каша, как кутья, готовилась из ячменя, пшеницы, а позднее из риса (хотя рис на Руси знают с очень давних времен). В кутью добавляли мед, мак, изюм, ягоды и т.д. Повсеместно кутья известна, как поминальное блюдо, но на Руси кутью ели не только на поминки, но и на Рождество.

Примерно в XIX веке кутья (как простонародное блюдо) получила название коливо, а вот кашу, которая готовилась исключительно из продуктов привозных (рис и изюм), стали называть кутьей. Со временем про коливо все забыли, как забыли и том, что русская кутья – это не только поминальное, но и праздничное блюдо, которое готовится не по единому рецепту. У традиционной русской кутьи рецептов множество. И американские овсяные хлопья с кусочками фруктов – это, по большому счету, один из старых русских рецептов кутьи.

Была ещё «обетная каша», которую готовили и ели в день Аграфены Купальницы по возвращении из бани. А «мирской кашей» кормили нищих.

Можно говорить о том, что ни одна кухня мира не имеет и не имела такого количества рецептов каш, сколько их имела традиционная русская кухня. И разнообразие выражается не только в изобилии круп, из которых эти блюда готовились: гречка, ячмень, просо, рис и т.д.

В русской кухне рецепт зависел не только от крупы, но и от того, как эта крупа была переработана. Например, гречка – это ядрица и продел, а ячмень – это перловая (крупное зерно), голландка (среднее зерно) и ячка (очень мелкое зерно). Просо идет на приготовления пшенной (не пшеница, а просо) каши. Из пшеничной крупы варят манную кашу. А ещё была распространена зеленая каша, которую готовили из молодой недозрелой ржи.

Или полбяная каша. Помните, полбой кормил работника Балду жадный поп в сказке Пушкина. А что такое полба? Так на Руси называли колосовое растение, которое представляло из себя что-то среднее между пшеницей и ячменем. Из полбы варили кашу, которая считалась «грубой», но обладала большой питательной ценностью.

На Руси кашу предпочитали варить из крупного зерна, а из круп самого мелкого помола было распространено толокно. Готовили толокно из овса следующим образом: мыли зерно, варили до полуготовности, высушивали и толкли в ступе практически до состояния муки.

Ну а самой любимой кашей на Руси была гречка, которая присутствовала в меню и бедных, и богатых. Всё дело в том, что каша из гречки очень полезна: в ней очень гармонично сочетаются белки и углеводы, много витаминов и, что очень важно, гречка прекрасно сочетается практически со всеми продуктами: мясом, рыбой, грибами, другими овощами и т.д.

И это не правда, что каша – это очень простая и не изысканная еда. Кашу нужно уметь готовить. Что вы можете сказать про ? Рецепт этой каши, в свое время, вошел в сборники рецептов почти всех стран Европы. Деликатес, однако.

А сколько рецептов незаслуженно забыто.
Предлагаю вам варить кашу – и мириться, и вкусно обедать.

Каша была известна с глубокой древности всем земледельческим народам. В русских письменных памятниках это слово встречается в документах конца ХII в., однако археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ - Х вв. Слово "каша" происходит, по мнению лингвистов, от санскритского "каш", что означает «дробить, тереть».

Почему же на Руси всегда с таким почтением относились к каше? Корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроется в нашем языческом начале. Известно из рукописей, что каша преподносилась Матери Земле, Святым угодникам в надежде на благополучие, Богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.

Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Причем к разным значимым событиям обязательно готовилась определенная обрядовая каша. Это отражается в пословицах:

"Каша - кормилица наша"
"Русского мужика без каши не накормишь"
"Без каши обед не в обед"
"Щи да каша - пища наша"
"Борщ без каши вдовец, каша без борща - вдова "

У некоторых народов нашей страны кашею, которую называли "бабкиной", встречали новорожденного. На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала - "Хозяйка красна - и каша вкусна ". Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь на похороны или поминки.

Без каши собственного оригинального приготовления нельзя было принять гостей. Причем каждая хозяйка имела свой собственный рецепт, который хранился в тайне.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без "победной" каши не обходилось. Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить "мирную" кашу.

В древних русских летописях сами застолья часто именовали "кашей": например, на свадьбе Александра Невского "кашу чинили" дважды - одну при венчании в Троице, другую во время всенародного гуляния в Новгороде.

Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу".

Каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь". Когда работали артелью, то готовили кашу на всю артель, поэтому долгое время слово "каша" было синонимом слова "артель". Говорили: "Мы в одной каше", что означало в одной артели, в одной бригаде. На Дону еще сегодня можно услышать слово "каша" в этом значении.

Каждый праздник обязательно отмечался своей кашей. Каша рождественская не была похожа на кашу, которую готовили по случаю сбора урожая; особые каши (из смеси круп) готовились девушками на день Аграфены Купальницы (23 июня). Ритуальную кашу варили в наиболее важные для людей дни: накануне Васильева дня (см. Васильев вечер), в канун вербного воскресенья, в Духов день, когда справлялись именины Земли, в купальскую ночь, во время дожинок, в первый день молотьбы нового урожая, в осенний девичий праздник кузьминки и т.д.

День св. Акулины-гречишницы считался даже днем каш.

На Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая еще в ХVIII веке выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода. Ей не страшны были ни вредители, ни сорняки. Полба сама уничтожала любой сорняк. Полбенная каша была хоть и грубой, но очень полезной и питательной. Постепенно "культурные" сорта пшеницы вытеснили полбу, т.к. она плохо обшелушивалась. Зерно полбы срастается с цветочной оболочкой, создавая с ней практически единое целое. К тому же, урожайность полбы была намного ниже, чем у культурных сортов пшеницы.

Полба, или двузернянка, — это древнейший вид культурной пшеницы (Triticum diciccon). Сейчас ее почти вытеснили более урожайные сорта мягкой и твердой пшеницы, но сейчас наблюдается возрождение производства полбы, потому что у полбы есть огромное преимущество перед другими сортами пшеницы — засухоустойчивость. В полбе много белка, от 27% до 37%, а глютена мало, поэтому люди, страдающие аллергией на клейковину, могут спокойно эту кашу есть. Полба богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус. Полба выращивается на Кавказе: возобновлены ее посевы в Дагестане и Карачаево-Черкесской республике. Здесь она называется "зандури". Продается сегодня в России и американская полба. Называется она "спельта". Иногда можно встретить полбу, выращенную в Европе. Все это вносит некоторую неразбериху, но и "полба", и "зандури", и "спельта", и "камут", названия одного и того же растения, старорусской полбы. Причем и в Америку, и в Европу она попала из России.

В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. Из каждой зерновой культуры делалось несколько видов круп - от целых до дробленных различным образом.

Самой любимой и популярной кашей у русских была гречневая (грешновая, гречишная, гречнёвая, грешна) и уже в ХVII в. считалась национальным русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно - в ХV в. О ней же и пословица: "Горе наше - гречневая каша: поел бы такой, да нет ни какой ". Помимо цельного зерна - ядрицы, идущей для крутых, рассыпчатых каш, делали и более мелкую крупу - «велигорку» и совсем мелкую - «смоленскую».

Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя, называлась: ячная, ячневая, житная, жито толченое, гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая - каша, приготовленная из мелкодробленого зерна. Словом гуща в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "гущеедами". Термин "глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины. Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл. Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною".

Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.

Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.

Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI в. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.

Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово "манна " - старославянское и восходит к греческому слову "manna " - пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.

Рисовая каша появилась в ХVIII в, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена. В богатых домах ее использовали в качестве начинки для пирогов. Кроме того из нее с течением времени стали готовить кутью.

Наряду с кашами из цельных или дробленых зерен традиционными для русских были "мучные каши", т.е. каши из муки. Они назывались обычно мукаваши, мукавешки, муковинки, муковки. Некоторые из этих каш имели и специальные названия, в которых нашли свое отражение способы изготовления каши, ее консистенция, вид муки, использованный для изготовления: толокняха, (толокнушка, толоконник), соломат (саламат, саламата, саламаха), кулага (солодуха, киселица), гороховка, завариха, загуста (густяха, густушка) и т.п.

Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV в. одним из самых употребительных народных кушаний.

Соломат - жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для русских давняя. Она упоминается уже в письменных источниках ХV в. Слово же "соломат " заимствовано русскими из тюркских языков. Гороховка - каша из гороховой муки. Кулага - кушанье, приготовленное из ржаного солода - пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша. Завариха - каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании. Густиха - густая каша из ржаной муки.

Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы. Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.

Растениям дарована природой способность аккумулировать в себе солнечный свет (энергию) и извлекать питательные вещества из земли. Только растения обладают способностью синтезировать и накапливать в себе необходимые человеку питательные и биологически активные вещества (витамины, минералы, аминокислоты и т.д.). Именно поэтому, человек с незапамятных времен занимается выращиванием растений для пропитания. Самыми ценными и биологически важными из них являются злаки. Без них наше существование немыслимо. Злаки - это спрессованный свет Солнца. Кушайте кашу и будьте здоровы!

www.zzz74.ru/stati/137-2011-02-27-19-06-23.htm

Кулага - почти забытое лакомство, некогда - одно из самых любимых на Руси. Впрочем, в Белоруссии и на Псковщине оно и поныне готовится, но несколько в ином варианте. В замечательной книге филолога И.С.Лутовиновой "Слово о пище русской" приводятся рассказ псковской старушки: Саладуха называлась кулага, срастят ржи, патом парют, ана саладеит тада, слаткай становится и ягат кладут. Принисёш ягат, фсыпиш ржаной мучицки, смесиш, павариш и иш кулагу.

КУЛАГА, рецепт: Свежую чернику перебрать, промыть и отварить. Добавить просеянную ржаную муку, разведенную в небольшом количестве воды, мед или сахар, перемешать и варить до готовности на небольшом огне, помешивая. Чернику можно заменить свежей малиной, клубникой, земляникой, голубикой и др. Отдельно подать блины, хлеб, свежее молоко или квас.

Но это - всё-таки - именно псковско-белорусская кулага. Исконно русская кулага готовилась только с калиной!

КУЛАГА ж. саламата; гуща, завара; сырое соложеное тесто, иногда с калиною; пареное соложеное тесто; замешивают в корчаге на кипятке поровну ржаной муки и солоду, до густоты квасной гущи, упаривают на вольном духу, и ставят на холод; это лакомое постное блюдо. Кулажка не бражка, не пьяна, ешь вволю.

Самое точное сравнение той и другой кулаги - у Похлебкина, здесь-то не убавишь и не прибавишь:

КУЛАГА. Русское национальное сладкое блюдо. Существует в двух вариантах: настоящая кулага с калиной и кулага ягодная по-белорусски.

Настоящая кулага приготавливается из ржаного солода, ржаной муки и калины, без всяких добавок сладких пищевых продуктов: сахара, меда. Солод разводят кипятком, дают настояться 1 час, затем закладывают вдвое большее количество ржаной муки, замешивают тесто и дают ему остыть до теплоты парного молока (28—25 °С), после чего заквашивают ржаной хлебной коркой и после закисания теста ставят в протопленную печь (русскую) на несколько часов — обычно с вечера до утра (то есть на 8—10 часов). При этом посуду плотно закрывают и замазывают тестом для полной герметизации. Кулага создается в процессе сдержанного брожения без доступа воздуха со слабым негреванием. В результате образуются особые ферменты, богатые витаминами группы Вг, Вв, В12 и Bi5f которые и создают в сумме с токоферлами, возникающими в процессе дрожжевого брожения, и с активными витаминами калины (С и Р) поразительный эффект «вселечащего» продукта. Недаром кулага применялась для пользования от любых болезней — простудных, нервных, сердечных, почечных, желчекаменных, печеночных, неизменно давая отличный эффект. Одновременно кулага обладала исключительным, сдержанно сладковато-кисловатым приятным вкусом. Но и вкус, и лечащий эффект были результатом совершенно особых условий приготовления, а не состава сырья.

Кулага белорусская приготавливается намного быстрее и проще, без солода, в результате смешания 100 г ржаной муки с лесными ягодами (любыми, причем в смеси — земляника, черника, брусника) и небольшим количеством сахара или меда (стакан сахара или 1—2 столовые ложки меда). Затем смесь выдерживается в печи или просто нагревается, после чего остужается. Кулага белорусская очень вкусна из-за своего ягодного состава, но не обладает действием настоящей кулаги и далека от ее вкуса.

Я приготовил оба вида кулаги. В ход пошли замороженные летом и осенью ягоды лесной малины и калины. Для белорусской кулаги малину в небольшом количестве воды довел до кипения, добавил заваренную ржаную муку и недолго попарил на водяной бане. А русскую заквасил ржаным хлебом, взяв для неё ржаного солода, муки, меда и отличной лесной калины. И держал всю ночь под тестяной крышкой при Т~ 35 С. В весенний авитаминоз такая кулага и в самом деле очень полезна.

А вот это - белорусская, из малины, очень ароматная и вкусная:

Максим Сырников
www.kare-l.livejournal.com/36699.html
www.perunica.ru/zdrava/7192-russkaya-kasha.html

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»