Тест супружеских отношений кто автор данной методики. Основные стадии процесса консультирования. Номера группы вопросов

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие Посысоев Николай Николаевич

2. Методы диагностики семейных отношений

В рамках общего процесса консультирования семьи выделяется особый этап, когда консультант осуществляет диагностику семейных отношений. На практике проведение диагностики с использованием тех или иных методов и техник может осложняться определенными причинами. Ряд из них выделен Г. Навайтисом. Он отмечает следующие факторы, которые должны учитываться консультантом на данном этапе.

Ребенок узнает, что Любовь означает либо быть послушным, либо постоянно что-то покупать, либо стоять молча перед планшетом или телефоном дольше и дольше и дольше, пока невротичность родителей не испорчена ненадолго или конфликт закончился с хлопком дверей и обменом обвинений. Затем, молчите и смущайтесь, чтобы наблюдать поблизости после агрессии.

Любовь становится мнимым понятием, а партнерство как идея - полная катастрофа. Понятия не имею, что это такое. Он знает, что ему нужно что-то получить, искать его так, как он ему знаком, - быть приятным или требовательным, ожидающим или жертвой. Он играет свою собственную единицу, а другой как-то пропадает или мешает, или просто раздражается своей разницей. Есть недоразумения в связи с отсутствием конструктивного диалога. Переплетенные страхи невротически связаны в партнерстве, которое повторяет шаблоны.

? Отсутствие единого подхода к диагностике семейных отношений. Каждая модель консультирования содержит собственное толкование как методов диагностики, так и тех фактов, на которые следует обращать внимание.

? На оценку семейных отношений может влиять проекция опыта самого психолога, а также уровень развития способности к их рефлексии самих консультируемых.

Нет ничего плохого в повторении, если он эффективен и предрасполагает к обновлению. Когда этого условия нет, деградация становится все более и более творческой в ​​ее проявлении и все более трудной трансформации. На протяжении всей этой какофонии дети рождаются без границ, без правил и без моральных норм. Единственное условие: выжить, получить и использовать как можно больше.

Смущенная идентичность, запутанное восприятие сексуальности, запутанная идея процесса подачи и получения. С потерей границ и правил цели также теряются, приоритеты размыты, а смысл всего существования исчезает. Существует медленно, но верно развивающийся экзистенциальный кризис.

? Различное толкование динамики семейных отношений членами семьи, искаженное не полностью осознанными внутриличностными проблемами.

Автор подчеркивает необходимость профессиональной рефлексии собственной деятельности, в частности осознания того, почему он применяет тот или иной метод, как предвидит последствия его применения и учитывает специфические особенности клиентов. Однако можно выделить некоторые общие принципы, на которые обычно опираются семейные консультанты.

Он входит в раздел «любовники». Замечательная позиция партнерства с точки зрения потребительства. Проблема этих отношений заключается в том, что она создает одиночество. Независимо от того, какая позиция будет у человека, она не связана, а необщественность приводит к глубокому внутреннему неудовлетворенности. Нет более эмоционального голода, чем удовлетворение. И поэтому мы идем друг к другу, но никто ни с кем. Мы живем вместе, и мы самые дальние.

Как только дьявол решил разоблачить свои инструменты. Он устроил их так, чтобы они хорошо видели друг друга. Коллекция впечатлила своим разнообразием: кинжал зависти сиял гневом гнева, а затем лук жестов и кинжал похоти, а стрелы иллюзий и ревности были живописно рядом с ним. Вы также можете увидеть оружие страха, гордости и ненависти. Все ярлыки были помечены именем и ценой, чтобы показать их ценность.

Одной из первых задач, решаемых консультантом, является создание доверительных отношений с членами семьи. Для этих целей традиционно используются различные техники (от активного слушания до присоединения).

Выбор времени и места для проведения диагностической процедуры в рамках консультативного процесса определяется в зависимости от предварительно сформулированной гипотезы и общей схемы работы с семьей.

В отдельном окне, на красивом коврике и как-то далеко от остальных экспонатов, лежал небольшой, ненавязчивый вид и довольно ушибленный деревянный клин, на котором был помещен знак с надписью: «Скука». Удивительно, но цена этого инструмента была значительно выше, чем у всех остальных.

Посетитель спросил дьявола, почему этот странный клин настолько дорог. Потому что это самый важный инструмент в моем арсенале. Если у меня будет шанс вылить скуку человека, - добавил он, - он открывает двери для всех других инструментов. Из «Загадок с небес» Ивинелы Самуиловой.

Семейную диагностику целесообразно начинать со сбора демографическо-биографической информации, используя для этого метод генограммы.

Работа по систематизации и описанию специальных методов и техник диагностики внутрисемейных отношений была проведена американскими специалистами в области семейного консультирования Р. Шерманом и Н. Фредманом. С их точки зрения, под методом понимается комплекс приемов и предложений, осуществляемых непосредственно консультантом. Метод является орудием психологической помощи семье. При его использовании большое значение имеет временной аспект, процедура применения и опыт консультанта в интерпретации результатов.




Мой друг однажды выпил чашечку кофе. Мы сели на кухню и начали разговор о жизни. Ошеломленный и восхищенный голосом, он сказал мне. Моя помощница не нужна, она нужна и является партнером. Но не просто похлопайте его или отметьте, но с чувством: О, моя дорогая, моя дорогая! Вы невероятны! Это абсурд? Разве это не странно, когда вы убираете свой шкаф однажды в своей жизни, ожидаете специального трофея? Разве ты не думал об этом другом?

Возможно, вы поразили меня в этой «мачо-культуре», которая считает, что домашнее задание не для Него. Возможно, что, когда вас научили делать это для себя, это вас напрягло. Но тогда хвалите свою жену, как вы хотели бы хвалить, такими словами и такими чувствами.

Для диагностики состояния семьи и ее психологического благополучия традиционно используются следующие методы:

? проективный тест « Скульптура семьи »;

? метод генограммы;

? метод « Семейное пространство »;

? проективный тест « Рисунок семьи ».

Генограмма

Генограмма представляет собой структурированную диаграмму системы внутрисемейных отношений в трех – четырех поколениях. Она предложена М. Боуэном в 1978 г. в рамках подхода семейной терапии, изучающего несколько поколений семьи. Цель ее – показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение и как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства, влияют на современные поведенческие образцы, а также на внутрисемейные диады и треугольники. Генограмма позволяет психотерапевту и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в некой интегральной, вертикально направленной перспективе. Иногда она высвечивает то, что являлось тайной для некоторых членов семьи, вытаскивая «скелет из шкафа». Этот подход имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но его главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи.

Встаньте рядом с ней, станьте ее партнером, а не гостем, который приходит поесть, поспать, принять душ и удовлетворить ее потребности. Нынешние изменения в обществе начинаются с культуры дома. Научите своих детей о партнерстве и приверженности членам семьи. Будьте их лучшим примером.



Подавляющая, компульсивная нежность тянет волосы головы и других частей тела. Это условие впервые было описано французским дерматологом. Первоначально они предполагали, что трихотомия является защитным ответом на некоторое раздражение в области головы - зуд, боль. В сегодняшних наблюдениях трихотомия рассматривается как расстройство привычек и поведения, включая патологические черты, такие как пиромания, клептомания и азартные игры.

Генограмма использует для иллюстрации специфики внутрисемейных взаимоотношений символы, которые, наряду с другими данными, применяются для изображения взаимоотношений членов семьи и их позиций в семейной системе. Когда собрана информация об именах, возрасте каждого члена семьи, времени женитьбы, смертей, разводов, рождений, приступают к сбору других важных сведений о функционировании семейной системы, таких, как частота и качество контактов, эмоциональные разрывы, факторы, приводящие к конфликтам и тревожности, уровень открытости-закрытости семейных субсистем и семьи в целом. Семейные сценарии, ценности, правила, мужские и женские стандарты поведения также могут быть выявлены в ходе интервью на основе этой техники.

Конкретные причины такого патологического поведения не установлены. Сегодня симптомы этого типа патологического поведения хорошо известны, редко - психологические проблемы или мотивация их возникновения. Следует отметить, что в некоторых случаях, даже в первый год жизни, у этих детей повышенный интерес к их волосам: коснитесь его, оберните его пальцем, потяните, а затем в молодом возрасте начните вытягивать волосы из определенного места на ваших головах.

Изучение поведения и особенностей характера этих детей показывает, что они особенно ответственны, серьезны для своего возраста, горды и упрямы, стремятся к анатомике и быть центром заботы, в основном из-за их успехов и достижений, Тем не менее, они не всегда удачливы и не очень счастливы, чаще всего из-за их отсутствия настойчивости и решимости. В результате высоких требований к себе они часто становятся неуверенными и неудовлетворенными. В результате вызванного недовольства и самокритики они могут перейти к какому-либо самонаказанию - ударить головой, проглотить волосы и т.д.

Процедура

Цель методики – получить диаграмму, отражающую историю расширенной семьи как минимум на протяжении трех поколений. Работа может быть проведена в любое время после начала регулярных встреч с семьей и представляет собой сбор информации о семье для лучшего понимания проблемы и поиска пути ее решения. Она, как правило, выполняется в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи данная информация интересна и им любопытно узнать подробности о своих близких родственниках.

Гарбусовым, по его мнению, это компульсивное действие. По мнению Гарбузова и других российских исследователей, это поведение более характерно для женского пола. В их наблюдениях доминировали мальчики. Первые признаки этого ненормального поведения наблюдаются в возрасте 3 лет, редко сочетаются с ногтем, большим пальцем и мастурбацией. В возрасте 5-6 лет дети безразличны к этому поведению, они могут тянуть свои волосы в присутствии других людей. Через 4-5 лет они начинают делать это в одиночестве. В школьный возраст, когда начинается интрига, повреждение этого поведения становится очень болезненным для них.

Беседа обычно начинается с оценки предъявляемого семьей симптома: у кого он наблюдается, когда впервые возник, каково было его клиническое течение. Причем физические, эмоциональные и социальные симптомы рассматриваются как проявление дисфункциональности эмоциональных взаимоотношений, а поведение симптомоносителя отражает то, как тревожность проявляется и преодолевается в данной семье. Временные рамки первичного проявления и последующих усилений симптомов могут быть связаны с другими событиями жизни семьи, такими, как, например, смерть ближайшего родственника.

Они начинают стремиться исправлять поведение, но это становится чрезвычайно сложным, и требуется большая воля. Существует непреодолимое желание вытащить волосы, когда возникает чувство дискомфорта и общего напряжения. Один из пациентов прошел через это патологическое состояние и избавился от него: «Он может страдать ненадолго, но сама рука идет в голову».

После того, как действие сделано, есть временное облегчение, но вскоре после этого все начинается с самого начала. В случаях волнения, волнения или когда «они не хотят ничего делать», склонность к трихотомии особенно сильна. Дети в школьном возрасте вытягивают волосы во время занятий в школе гораздо больше, чем в домашних условиях. Очевидно, потому что они пытаются скрыть свой недостаток как второстепенную причину.

Затем начинается описание семейной истории с того времени, когда встретились родители, и вплоть до настоящего момента. Особое внимание необходимо уделять следующим фактам: возрасту супругов, точной дате их первой встречи; тому, чем они занимались, когда были женихом и невестой; влиянию порядка рождения детей на их физические и психологические особенности. Важно выяснить то, где семья жила и когда именно переезжала на другое место (особенно важно, если переезды были на очень близкое или очень далекое расстояние от родительской семьи). На данном этапе беседы выясняются также данные о здоровье, образовании и профессиональной карьере каждого из родителей.

У 8-летних девушек с пышными волосами, густыми ресницами и брови, щипание начинается в то время, когда матери находятся в больницах, они живут со своими тетями. После разговора о матери и ее здоровье девушка начинает очень волнуюсь, если с ней все в порядке, а затем начинает импульсивно выщипывать ее волосы. Как пишет Гарбузов, он бессознательно решает жертвовать своим самым драгоценным во имя здоровья матери.

В таких ситуациях вытягивание волос - это своего рода протест против ситуации, ее неуважение, поскольку психологическое значение приближается к позднему падению фекалий, их недержанию. Вытягивание волос часто выполняется определенным образом и последовательно.

Далее обсуждается история расширенной семьи как со стороны матери, так и со стороны отца. Здесь как минимум необходимо узнать о братьях и сестрах матери и отца, об эмоциональной атмосфере в их родительских семьях, о том, чем занимаются все члены семьи в настоящее время. Точные даты событий, произошедших в родительской семье, важны потому, что они могут коррелировать с событиями в нуклеарной семье.

Мать ведет парня в возрасте 4, 5 лет, который сосет все комиксы на голове - волосы, брови, ресницы. Она начала делать это год назад, не стыдясь своих родителей или других людей. После первых нескольких месяцев волосы почти исчезли, и он начал свои ресницы и брови. Ребенок молча молчит в своих мыслях, не отвечает на вопросы или делает это с односторонними ответами. Никакая умственная отсталость, простые математические расчеты, не знает букв и может быть уволена. Во время разговора с матерью ребенок делает медленные движения правой рукой на голове и, по-видимому, рад, когда обнаруживает, что волосы вытаскивают его.

Консультант использует структуру генограммы для того, чтобы рассмотреть вопросы о физических и эмоциональных границах в данной семье, о закрытости и открытости субсистем, о многообразии или ограниченности образцов взаимоотношений между членами семьи и средств общения между ними.

По мере поступления информации в процессе беседы с семьей она фиксируется специальными символами. Каждый консультант может использовать удобную для него символику, однако общепринятыми обозначениями являются следующие символы:

Эта деятельность осуществляется определенным образом - волосы перехватываются 2-3 пальцами и большим пальцем, и он ускользает с резким движением. По словам матери, он вытащил все свои волосы таким образом. Во время разговора с матерью ребенок воспитывается в социально неблагополучной среде: отец злоупотребляет алкоголем и редко занимается семьей, мать работает в качестве гигиениста в нескольких местах и ​​не имеет времени тратить и уделять внимание своему ребенку, который большую часть времени это с собой и с родственниками, живущими поблизости.

Скульптура семьи

Суть данной техники, предложенной В. Сатир, состоит в том, что расположение людей и объектов должно физически символизировать внутрисемейные взаимоотношения в данное время, определяя то, как видится место каждого индивида в семейной системе. Каждый член семьи создает свой живой портрет семьи, расставляя ближайших родственников согласно собственному взгляду на дистанцию между ними, рассматривая каждого в роли, которую они играют по отношению к друг другу, и те чувства, которые при этом испытывают. Таким образом, опыт каждого воплощается в живой картинке и проецируется на нее. Одним из многих преимуществ метода «скульптура семьи» является его способность преодолеть чрезмерную «завербализованность» и «заинтеллектуализированность» (разнообразные защиты, проекции и обвинения), часто существующие в семейной системе. Членам семьи не дают взаимодействовать друг с другом обычными для них словесными намеками, а принуждают общаться на качественно ином, более спонтанном уровне. Когда треугольники, альянсы и конфликты наглядно и символически изображены, появляются различные возможности для взаимодействия на основе чувств в их тончайших оттенках. В этом отношении «скульптура семьи» – довольно хорошее диагностическое средство.

Мать отмечает, что со времени своего третьего курса бойфренд также занимается своего рода онанизмом, который отец был груб, и заставил его покончить с этим. Отец заколол сына и пригрозил отрезать его гениталии, если он продолжит это. Никакой одержимости не наблюдалось, но, по словам матери, она может быть скрыта.

Существует ли связь между двумя - онанизм и обман? Некоторые авторы также устанавливают связь между трихотилломанией и мазохизмом. Извлечение волос, как на бровях и ресницах, сопровождается болью. Придание волосам вниз приводит к гнездию - голые участки. Может быть полное отсутствие волосков и других мест на теле. В редких случаях дети проглатывают волосы, что, по мнению исследователей, также является навязчивым эффектом. В результате волосяные шарики образуются в желудке и также могут вызывать хирургическое вмешательство.

Другим преимуществом «скульптуры семьи» является тот эффект, который она производит на членов семьи, заставляя их думать о себе как о неком единстве в разнообразии, где важны и целое, и каждый его элемент. Невозможно изолировать любую систему внутрисемейного взаимодействия без учета последствий, которые они будут иметь для всей семьи. Скульптура не только объединяет семью, она еще и подчеркивает индивидуальность каждого. Кроме того, она требует от члена семьи обобщить свой личный опыт, осмыслить его, а затем проинтерпретировать. Скульптура также дает терапевту возможность прямой интервенции в семейную систему. Структурный терапевт при этом помогает членам семьи перераспределить их позиции в семье, способствуя, таким образом, созданию более приемлемых границ внутрисемейных субсистем. В этом контексте можно утверждать, что скульптура используется для внесения позитивных изменений в семью для ее полноценного функционирования.

Процедура

Техника «Семейная скульптура» применяется на любом этапе диагностики и терапии. Для ее проведения достаточно хотя бы трех или четырех человек, некоторое количество легко передвигающейся мебели и предметов, которые используются в качестве замены отсутствующих на сессии членов семьи. Скульптура может изображать как настоящее, так и прошлое семьи и включать любое требуемое в терапевтических целях количество членов расширенной семьи.

Вводя клиентов в курс данной методики, психотерапевт объясняет, что она помогает прежде всего прочувствовать, что значит быть членом данной семьи. Иногда легче бывает это показать, чем рассказать. Каждый член семьи по очереди показывает свое видение внутрисемейных взаимоотношений, изображая их в живой скульптуре так, чтобы их позы и положения в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Консультант предлагает скульптору обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины. Скульптор ставит каждого в такую позицию, которая могла бы его охарактеризовать невербально. При этом психотерапевт занимает в семейной скульптуре место самого скульптора, как сам скульптор его видит. «Ваяние» продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен своим творением. Важно, чтобы другие члены семьи позволили скульптору свободно обращаться с собой как с «материалом», зная, что потом они поменяются с ним местами.

Когда каждый член семьи создает свою реальную «семейную скульптуру», отражающую эмоциональную ситуацию в семье в данный момент, можно попросить создать скульптуру «идеальной» семьи.

Консультант имеет возможность вмешиваться в этот процесс, предлагая свои варианты и непосредственно комментируя происходящее. Впоследствии можно обращаться к скульптуре «идеальной» семьи для того, чтобы проследить динамику консультативного процесса. При этом несоответствия между представлениями о структуре семьи различных ее членов очень существенны для понимания происходящего в семье, а их легче выявить с помощью «семейной скульптуры», чем на основе традиционных вербальных техник.

Существует много вариантов использования методики «Семейная скульптура». Некоторые психологи, применяющие эту методику, просят скульптора придумать для каждого члена семьи слово или фразу, которые лучше всего характеризовали бы поведение этого человека. Членам семьи предлагается последовательно произносить эти фразы, при этом достигается не только визуальный, но и слуховой эффект.

Обсуждается не только вся скульптура в целом, но и ее отдельные части. Консультант может также задавать вопросы. Например, такие:

1. (каждому члену семьи ) Как вы себя чувствуете на этом месте среди ваших родственников?

2. (всей семье ) Удивила ли вас данная скульптура?

3. (каждому члену семьи ) Знали ли вы раньше, что скульптор воспринимает вас именно так, как он это изобразил?

4. (всей семье ) Согласны ли вы с тем, что ваша семья функционирует именно так, как изображено в скульптуре?

5. (скульптору или семье ) Какие изменения в жизни семьи вы хотели бы видеть?

6. (скульптору раньше всех других вопросов ) Придумайте название вашему произведению.

Можно организовать прямо на сессии обсуждение семьей, скульптором и консультантом проделанной работы. Скульптура используется и при индивидуальной психотерапевтической работе. В этом случае роли членов семьи исполняют мебель и другие большие предметы, находящиеся в кабинете. Хотя при таком подходе порой ощущается дефицит живого присутствия членов семьи, он так же помогает внести позитивные изменения в семейную систему.

При этом скульптура не должна слишком жестко интерпретироваться, поскольку она отражает не объективную внутрисемейную ситуацию, а лишь субъективное мнение одного из членов семьи, субъективную реальность его внутреннего мира.

Из книги Экстремальные ситуации автора

2.8 МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПТСР В мировой психологической практике для диагностики ПТСР разработан и используется громадный комплекс специально сконструированных клинико-психологических и психометрических методик. Основным клинико-психологическим методом выступает

Из книги Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход автора Пылаева Наталия

Методы следящей диагностики В этой части представлен опыт работы нейропсихолога в Центре лечебной педагогики в группе детей с выраженной задержкой психомоторного и речевого развития, которые прослеживались с пятилетнего возраста в течение 4 лет. Сначала нейропсихолог

Из книги Медицинская психология. Полный курс автора Полин А. В.

Реконструкция семейных отношений Принято выделять следующие этапы реконструкции: присоединение психотерапевта к существующему в данной семье распределению ролей, формулирование итоговой цели, собственно реконструкцию семейных отношений. Присоединение заключается в

Из книги С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров автора Академия Международная Педагогическая

2. Динамика семейных отношений при наркомании Анализ результатов наших исследований и клинической практики, а также публикаций по проблемам наркомании и алкоголизма однозначно убеждает в том, что сколько-нибудь эффективная профилактика наркомании невозможна вне

Из книги Арт-терапия. Учебное пособие автора Никитин Владимир Николаевич

2. Проективные методы диагностики и терапии Проективные методы диагностикиНевербальные семантические шкалыВсякое искусство несет в себе символическую функцию. Искусство представляет собою проекцию внутреннего бытия человека вовне, удовлетворение его «внутренней

автора Макграт Хелен

22. Сохранение прочных семейных отношений Такие факторы, как общность интересов и ценностей, взаимная симпатия, совместимость характеров, уважение друг к другу, юмор, сексуальная удовлетворенность, проведенное вместе время, финансовая стабильность, умение дарить друг

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Девять принципов укрепления семейных отношений 1. Адреналин мешает решению проблем.2. Ограничьтесь текущим моментом и не копайтесь в мусорном ведре.3. Идеальных людей не бывает.4. Если человек не такой, как вы, это не значит, что он плохой или опасный.5. Поддерживайте

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Методики изучения семейных отношений Тест-опросник удовлетворенности браком Авторы В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. БутенкоТест предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности/неудовлетворенности браком. Опросник представляет собой одномерную шкалу,

Из книги Любовь и другие человеческие отношения автора Петрушин Сергей

ПОДСИСТЕМЫ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Из книги Виктимология [Психология поведения жертвы] автора Малкина-Пых Ирина Германовна

Методы диагностики ПТСР Согласно клинической типологии и классификации посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), в эту группу расстройств отнесены затяжные патологические состояния у военнослужащих, ветеранов войны, бывших депортированных и

Из книги Психотерапия. Учебное пособие автора Коллектив авторов

Структура семейных отношений При описании структуры семейных отношений используются следующие понятия:1) сплоченность;2) иерархия;3) граница.Сплоченность определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи (Боуэн М., 2008; Stierlin Н., 1992).

Из книги Терапия нарушений привязанности [От теории к практике] автора Бриш Карл Хайнц

Процедуры и методы диагностики привязанности Существуют различные диагностические возможности для измерения поведения привязанности, а также репрезентаций привязанности (Brisch,

автора

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Из книги Когнитивные стили. О природе индивидуального ума автора Холодная Марина Александровна

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Задачу создания компактной методики, предназначенной для выявления распределения супружеских ролей в семье, поставили перед собой Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская [Алешина Ю.Е. и др., 1987].

Ими были выделены семь основных внутрисемейных ролей, наиболее полно характеризующих современную семью.

  1. Ответственный за материальное обеспечение семьи. Эта роль включает в себя прежде всего различные дела и обязанности, связанные с зарабатыванием денег, обеспечением семье адекватного для нее материального уровня благосостояния. В исследованиях различных отечественных авторов часто используется другое название этой роли - «кормилец». Многочисленные данные свидетельствуют, что эта роль воспринимается как мужская и ее реализация в большой степени лежит на плечах мужа.
  2. Распределение ролей «хозяин»-«хозяйка». Традиционно эта роль включает в себя покупку продуктов и приготовление пищи, уход за одеждой, обеспечение уюта, порядка и чистоты в доме. В большинстве культур эта роль закреплена за женой (матерью), хотя в современной семье в этом плане произошли значительные сдвиги. По опросам, до 70 % мужчин готовы признать, что эта роль должна быть поделена между женой и мужем поровну.
  3. Роль ответственного по уходу за младенцем заключается в деятельности по обеспечению ребенку физического и психического комфорта (чистоты, пищи, тепла, оберегания от опасности и т.д.). Традиционные нормы предписывают выполнение этой роли матери, хотя эгалитарные нормы, широко распространившиеся в последние десятилетия, несколько пошатнули это убеждение.
  4. Роль воспитателя заключается в реализации обязанностей, связанных с развитием ребенка в компетентную, моральную и социализированную личность. Родители учат ребенка, что хорошо, что плохо, прививают ответственность, аккуратность, умение вести себя правильно с другими людьми, помогают в учебе. Реализация этой роли в целом определяется некоторыми специфическими факторами. Прежде всего то, насколько родители вообще включены в эту роль, зависит от их уровня образования (чем он выше, тем меньше детей в семье и тем больше внимания уделяется воспитанию ребенка). На основании многочисленных данных можно говорить о том, что степень включенности мужа и жены в воспитание определяется кроме прочего и полом ребенка. Если ребенок - мальчик, то эта функция чаще распределяется между родителями поровну; если же в семье растет девочка, ее воспитанием занимается прежде всего мать.
  5. Роль сексуального партнера. Эта роль включает в себя проявление различного рода активности в плане сексуального поведения. Традиционно считается, что инициирует и определяет характер сексуальных отношений муж. При этом результаты опросов свидетельствуют о том, что мужчины заинтересованы в активности женщин как сексуальных партнеров. Нужно отметить, что в молодых семьях жены чаще выступают инициаторами интимных отношений, чем в более пожилых.
  6. Роль организатора развлечений. Выделение подобной роли само по себе отражает серьезные изменения в жизни общества, поскольку каких-нибудь 50 лет назад о культуре семейного досуга для широких слоев населения не могло быть речи. Эта роль включает в себя выдвижение различного рода инициатив в сфере досуга, а также активность, связанную с организацией выходов семьи в гости, в кино, с планированием и проведением отпуска и т.д.
  7. Организатор семейной субкультуры. Появление этой роли, как и роли организатора досуга, отражает коренные изменения, происходящие в обществе, и прежде всего рост культурного уровня широких слоев населения, когда люди больше начинают интересоваться наукой, искусством, ходить в кино, театры, музеи. Реализация этой роли включает в себя активность, направленную на формирование у членов семьи определенных культурных ценностей, достаточно разнообразных интересов и увлечений.
  8. Роль ответственного за поддержание родственных связей включает в себя участие в семейных ритуалах и церемониях, организацию общения с родственниками, содействие материальному обеспечению, социальному становлению членов семьи. Реализация этой роли традиционно возлагается на обоих супругов, хотя несколько большую активность традиционно проявляет при этом жена. Надо отметить, что в последнее время в мире наблюдается значительное снижение значимости родственных связей, причем если молодые супруги вполне удовлетворены качеством родственных отношений, то пожилые считают, что родственных отношений сейчас далеко не достаточно.
  9. Роль «психотерапевта» является одной из наиболее интересных и важных в современной семье. Нужно отметить, что само ее появление вызвано коренным изменением функций семьи, когда одной из основных черт становится удовлетворение потребностей членов семьи в поддержке, защите, личностном комфорте. Реа лизация этой роли связана с активностью, направленной на решение личностных проблем партнера, - выслушать, выразить принятие, симпатию, помочь разобраться в проблеме, эмоционально поддержать. Об огромном значении, которое имеет эта роль в современной семье, свидетельствует уже тот факт, что степень ее реализации членами семьи наиболее тесно связана с удовлетворенностью супругов своим браком. Данные некоторых исследований говорят о том, что женщины лучше выполняют эту роль, чем мужчины.

Поскольку роль ответственного за младенца для большинства семей является временной, в опроснике были операционализированы только семь основных семейных ролей. Каждой роли в опроснике соответствуют три вопроса (интерпретацию результатов см. ниже):

  1. Воспитание детей - вопросы 9, 13, 14.
  2. Эмоциональный климат в семье («психотерапевтическая» функция) - вопросы 2, 15, 18.
  3. Материальное обеспечение семьи - вопросы 19, 3, 16.
  4. Организация развлечений - вопросы 20, 8, 4.
  5. Роль «хозяина», «хозяйки» - вопросы 17, 5, 21.
  6. Сексуальный партнер - вопросы 10, 6, 11.
  7. Организация семейной субкультуры - вопросы 1, 7, 12.

Инструкция

Просим Вас ответить на предлагаемые ниже вопросы, касающиеся некоторых моментов организации Вашей семейной жизни. Все Ваши ответы сохраняются в тайне.

Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов; выберите, пожалуйста, тот ответ, который в большей мере соответствует Вашей точке зрения, и на ответном листе отметьте его крестиком против соответствующего вопроса.

Текст опросника распределения ролей в семье

  1. От кого из вас зависят интересы и увлечения семьи?
  2. От кого из вас в большей степени зависит настроение в семье?
    • А. В основном настроение зависит от жены.
    • Б. В большей степени настроение зависит от жены, но и от мужа тоже.
    • В. В большей степени настроение зависит от мужа, но и от жены тоже. Г. В основном настроение зависит от мужа.
  3. Если возникнет необходимость, кто из вас в первую очередь найдет, где можно занять крупную сумму денег?
    • A. Это сделает жена.
    • Б. В первую очередь это сделает жена, но и муж тоже.
    • B. В первую очередь это сделает муж, но и жена тоже. Г. Это сделает муж.
  4. Кто в вашей семье чаще приглашает в дом гостей!
    • A. Чаще приглашает муж.
    • Б. Обычно приглашает муж, но и жена тоже.
    • B. Обычно приглашает жена, но и муж тоже. Г. Чаще приглашает жена.
  5. Кого в семье больше заботит уют и удобство вашей квартиры\’?
    • A. В основном мужа.
    • Б. В большей степени мужа, но и жену тоже.
    • B. В большей степени жену, но и мужа тоже. Г. В основном жену.
  6. Кто из вас чаще первым целует и обнимает другого!
    • A. Обычно это делает муж.
    • Б. Обычно это делает муж, но и жена тоже.
    • B. Обычно это делает жена, но и муж тоже. Г. Обычно это делает жена.
  7. Кто в вашей семье решает, какие газеты и журналы выписывать?
    • A. Обычно решает жена.
    • Б. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже.
    • B. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже. Г. Обычно решает муж.
  8. По чьей инициативе вы чаще ходите в кино, в театр?
    • A. По инициативе мужа.
    • Б. В основном по инициативе мужа, но бывает, что и жены.
    • B. В основном по инициативе жены, но бывает, что и мужа. Г. По инициативе жены.
  9. Кто в вашей семье играет с маленькими детьми?
    • A. В основном жена.
    • Б. Чаще жена, но и муж тоже.
    • B. Чаще муж, но и жена тоже. Г. В основном муж.
  10. От кого в вашей семье зависит взаимная удовлетворенность интимными отношениями?
    • A. В основном это зависит от мужа.
    • Б. В большей степени это зависит от мужа, но и от жены тоже.
    • B. В большей степени это зависит от жены, но и от мужа тоже. Г. В основном это зависит от жены.
  11. Почти все супружеские пары время от времени испытывают трудности в интимных отношениях; как вы считаете, от кого это может зависеть в вашей семье (вольно или невольно) в большей степени?
    • A. Чаще от мужа.
    • Б. Обычно от мужа, но и от жены тоже.
    • B. Обычно от жены, но и от мужа тоже. Г. Чаще от жены.
  12. Чьи жизненные принципы и правила (отношение ко лжи, обязательность выполнения обещаний, невозможность опозданий и др.) являются определяющими в вашей семье?
    • A. Жизненные принципы жены.
    • Б. Как правило, жены, но в некоторых случаях и мужа.
    • B. Как правило, мужа, но в некоторых случаях и жены. Г. Жизненные принципы мужа.
  13. Кто в вашей семье следит за поведением маленьких детей?
    • Б. Чаще это делает жена, а иногда и муж.
    • B. Чаще это делает муж, а иногда и жена. Г. В основном это делает муж.
  14. К то в вашей семье ходит с ребенком в кино, театр, на прогулки и дрР.
    • A. В основном это делает муж.
    • Б. Чаще это делает муж, но и жена тоже.
    • B. Чаще это делает жена, но и муж тоже. Г. В основном это делает жена.
  15. Кто в вашей семье в большей степени обращает внимание на самочувствие другого\’?
    • A. Муж.
    • B. В большей степени жена, но и муж тоже. Г. Жена.
  16. Представьте себе такую ситуацию: у обоих из вас появилась возможность сменить работу на более высоко оплачиваемую, но менее интересную. Кто это сделает в первую очередь?
    • A. Это сделает жена.
    • Б. Скорее жена, чем муж.
    • B. Скорее муж, чем жена. Г. Это сделает муж.
  17. Кто в вашей семье занимается повседневными покупками?
    • A. В основном муж.
    • Б. В большей степени муж, но и жена тоже.
    • B. В большей степени жена, но и муж тоже. Г. В основном жена.
  18. Кто в вашей семье имеет больше оснований обижаться на равнодушие, черствость, бестактность другого?
    • A. Муж.
    • Б. В большей степени муж, чем жена.
    • B. В большей степени жена, чем муж. Г. Жена.
  19. Если в вашей семье возникнут денежные трудности, то кто из супругов займется поисками дополнительного заработка?
    • А. Это сделает муж.
    • Б. В первую очередь это сделает муж, но и жена примет в этом участие.
    • В. В первую очередь это сделает жена, но и муж примет в этом участие.
    • Г. Это сделает жена.
  20. Кто в вашей семье планирует, как и где провести отпуск?
    • A. В основном жена.
    • Б. Чаще жена, но и муж принимает участие.
    • B. Чаще муж, но и жена принимает участие.
    • Г. В основном муж.
  21. Кто в вашей семье вызывает представителей различных ремонтных служб и ведет с ними переговоры?
    • A. В основном это делает жена.
    • Б. Чаще это делает жена, но иногда и муж.
    • B. Чаще это делает муж, но иногда и жена.
    • Г. Обычно это делает муж.

Интерпретация результатов методики

Обработка результатов сводится к подсчету, в какой степени та или иная роль реализуется мужем (или женой).

Ниже приводится «ключ» методики (т. е. распределение вопросов по конкретным семейным ролям).

Индексы по каждой сфере подсчитываются как среднее арифметическое трех вопросов. В вопросах 1, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 17, 18, 19 первому варианту ответа (А) приписывается 1 балл, второму (Б) - 2 балла, третьему (В) - 3 балла, четвертому (Г) - 4 балла. В остальных вопросах значения приписываются в обратном порядке, т.е. в вопросах 2, 3, 7, 9, 12, 13, 16, 20, 21 А = 4 балла, Б = 3 балла, В = 2 балла, Г = 1 балл.

Подсчет по сферам (с первой по седьмую) ведется следующим образом (в скобках - номера вопросов, на их место надо вписать количество полученных по данному вопросу баллов):

  1. (9 + 13 + 14) : 3 =
  2. (2 + 15 + 18) : 3 =
  3. (19 + 3 + 16) : 3 =
  4. (20 + 8 + 4) : 3 =
  5. (17 + 5 + 21) : 3 =
  6. (10 + б + 11) : 3 =
  7. (1 + 7 + 12) : 3 =

Чем выше балл, тем в большей степени данная роль в опрашиваемой семье реализуется женой, чем ниже - тем больше реализуется мужем. Если величина близка к срединному значению, то данную роль оба супруга реализуют приблизительно в равной степени.

Наиболее полная информация может быть получена, если в опросе принимают участие оба супруга, тогда представляется возможность не только выяснить мнение каждого из них о распределении ролей в семье, но и сопоставить их ответы на предлагаемые вопросы.

Рассогласование же позиций супругов при оценке распределения ролей в семье может стать показателем конфликтных моментов (явных или скрытых) в отношениях между ними.

Авторы методики предлагают и второй вариант использования данной методики - в так называемом «расщепленном» виде. В этом случае методика предъявляется два раза: один раз все вопросы формулируются относительно мужа, второй - относительно жены.

Например, вопрос 1 основного варианта выглядит так:

1. От кого из вас зависят интересы и увлечения семьи?

A. В основном это зависит от мужа.

Б. Это в большей степени зависит от мужа, но и от жены тоже.

B. Это в большей степени зависит от жены, но и от мужа тоже.

Г. В основном это зависит от жены.

В «расщепленном» варианте вопрос задается дважды.

А. В какой степени интересы и увлечения семьи зависят от вашей жены?

В результате сопоставления результатов опроса, проведенного по двум вариантам методики на одних и тех же испытуемых, не было получено сколько-нибудь значимых различий. Это свидетельствует, что в зависимости от задач и целей исследования может быть использован тот или другой вариант методики. Преимуществом первого из них при этом является краткость, в то время как среди достоинств второго можно отметить снижение влияния социальной желательности, так как отвечая на вторую часть опросника, респондент, скорее всего, не помнит, что он отвечал на первую часть, и это затрудняет для него представление распределения ролей в своей семье как более равноправного (что выступает часто как социально одобряемый стереотип).

Предлагаемая методика позволяет за минимальное время выявить представления супругов о ролевой структуре их семьи. Она компактна, формализована и легко может быть использована как в исследовательской программе изучения психологии семьи, так и в коррекционной работе.

Приведем пример использования методики

В исследовании Н.Х. Сафиной [Сафина Н.Х., 2004] прослеживаются изменения ролевой структуры семьи в молодых семьях со стажем супружеской жизни в 3, 5 и 7 лет. При этом отдельно с помощью теста на удовлетворенность браком В. Столина выделены благополучные семьи (в которых у обоих супругов высокая удовлетворенность браком) и неблагополучные семье (здесь у обоих супругов низкая удовлетворенность браком).

Обнаружено, что с ростом брачного стажа у благополучных пар происходит нивелирование, согласование способов межличностного реагирования супругов, притом у мужчин и женщин этот процесс идет по-разному.

С ростом брачного стажа:

  • а) у обоих супругов снижаются авторитарность, независимость, недоверчивость, зависимость, альтруизм;
  • б) у женщин снижаются застенчивость и стремление к сотрудничеству, незначительно увеличивается агрессивность;
  • в) у мужчин агрессивность снижается значительно, увеличиваются покорность и сотрудничество.

Межличностные отношения супругов в благополучных парах с ростом брачного стажа становятся более ровными, гармоничными, спокойными, согласованными. У супругов неблагополучных пар больше различий в способах взаимодействия, т.е. у них наблюдаются серьезные различия именно по тем параметрам, где для семейного сотрудничества необходимо сходство показателей. С ростом брачного стажа эти семьи не отличаются согласованностью, гармонизацией межличностных отношений.

Автор констатирует, что на психологическом уровне супружеские отношения в процессе становления претерпевают довольно серьезные изменения, наибольшая трансформация социально-психологического уровня супружеских отношений происходит на 4-5-м году супружества. Становление супружеских отношений на этом уровне имеет следующие особенности. В начале супружества ролевая структура семьи еще не определена, так как многие семейные функции молодые супруги стараются выполнять вместе. Второй период супружества - время большей формализации в распределении ролей. Муж реализует функции материального обеспечения и сексуальных контактов, жена - воспитатель детей, хозяйка, эмоциональный психотерапевт семьи. Организацией развлечений и семейной субкультурой занимаются оба супруга. К 6 -7 годам супружества в основном закрепляется традиционное распределение ролей. Муж отвечает за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения, жена - за воспитание детей, эмоциональный климат семьи, организацию развлечений, ведение хозяйства и, по мнению самих жен, еще за семейную субкультуру, хотя мужчины считают, что эту функцию они выполняют поровну. В благополучных парах роли сог ласуются более чет

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»