Основные приемы лепки из соленого теста. Лепка из соленого теста с дошкольниками. Необходимые для творчества инструменты

Подписаться
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:

Став массовым явлением сравнительно недавно, магазинное соленое тесто быстро заняло ту нишу, которая раньше не могла быть занята пластилином из-за его слишком высокой плотности, а именно лепку с самыми маленькими детьми.

Сегодня такой продукт считается едва ли не обязательным элементом развития любого ребенка, но хоть он и похож на обыкновенный пластилин, все же найдется целый ряд отличий, которые следует учитывать.


Что это?

Нужно заметить, что соленое тесто часто называют разновидностью пластилина, но это в корне неверно. Хотя предназначение приблизительно одинаково, и состав, и свойства у двух смесей очень различаются.

Начнем с состава. По сути, когда даже пластилин еще не был поистине массовым явлением, мамы иногда заменяли его обыкновенным тестом, которое, в принципе, тоже подходит для лепки, но при этом безопасно из-за своего естественного происхождения. Магазинное соленое тесто – это продукт, который полностью соответствует своему названию , то есть там действительно присутствуют компоненты, характерные для сырья будущей выпечки.

Безусловно, состав может отличаться от производителя к производителю – туда добавляют размягчители, пластификаторы, красители, однако все это должно быть безвредным, чтобы ребенок даже мог без вреда попробовать его.

Впрочем, смесь-то делается не для этого, поэтому производители нещадно солят ее, что вынуждает малышей не рассматривать массу как еду.



Поскольку материалы для производства теста и пластилина используются радикально разные, было бы странным ожидать от них одинаковых свойств. В первую очередь, стоит заметить, что тесто намного мягче: оно никогда не требует предварительной разминки, лепить из него можно буквально сразу и без особых усилий, что является дополнительным важным плюсом для детей в возрасте до 3-4 лет.

Это же качество весьма пригодится и в ситуации, когда ребенок по какой-то причине все равно тянет смесь в рот, к чему малыши очень склонны – пластилин, даже экологический, встанет комом в горле, а вот тесто вполне получится проглотить.



Хотя изделия из большинства видов пластилина не назовешь долговечными, тесто еще менее долговечно. Из-за того, что масса не застывает, как пластилин, она вообще не так уж хорошо держит сложную форму. Правда, она способна засыхать, но и тогда она не является образцом прочности и твердости, так как начинает понемногу крошиться. Кстати, в отличие от пластилина, окончательно засохшее тесто восстановить невозможно, а у дешевых образцов теста восстановление не представляется возможным даже тогда, когда оно подсохло хотя бы сверху.

Из-за этого тесто для лепки приходится хранить в герметичной таре, но при этом его вполне можно и не покупать, а сделать самостоятельно в любом количестве, необходимом ребенку, и совсем недорого.


Для чего нужно?

Лепка из теста в чем-то напоминают лепку из пластилина, но являются более упрощенным, эдаким подготовительным этапом к ней. Малышами смесь воспринимается как очередное приспособление для игры, но работа с таким материалом помогает выполнить важные цели и задачи – она очень полезна для развития мелкой моторики рук , поскольку в будущем позволит ребенку намного быстрее освоить любые сложные и точные манипуляции.

Занятие лепкой также способствует наработке мышц рук – получается, что ребенок, занимающийся лепкой из теста с возраста год-полтора, обладает куда более развитыми руками, нежели малыш, который начинал сразу с пластилина в 3-4 года.



Если в самом раннем возрасте малыш скорее абстрактно разминает тесто, то по мере его роста он начинает вкладывать в процесс определенную творческую составляющую. Во-первых, он учится придавать массе желаемую форму, что в будущем поможет ему при изготовлении любых вещей собственными руками. Во-вторых, подобные упражнения очень способствуют развитию фантазии – по мере усложнения задачи ребенок начинает продумывать разные возможные способы ее решения.

Изготавливая фигурку из нескольких кусочков, он начинает лучше понимать понятия частного и составного целого. Размышления такого рода с самого раннего возраста могут развить интеллект настолько, что в будущем выросший малыш сможет решать аналогичные задачи на совершенно ином уровне – например, проектировать сложные инженерные сооружения и механизмы.


В последние годы польза использования соленого теста для всестороннего развития ребенка была официально признана даже ведущими специалистами, занимающимися вопросами воспитания детей. Сегодня этот материал массово используется в детских учреждениях, а в книжных магазинах уже даже можно встретить специализированные пособия по работе с тестом. Одну из таких книг выпустила И. А. Лычагина. Издание вышло в 2017 году под названием «Лепка из соленого теста с детьми 3-4 лет».

Автор пытается показать способы по-настоящему заинтересовать ребенка, научив его делать действительно красивые фигурки своими руками, и рекомендует свою работу как для групповых занятий, так и для домашнего использования.



Виды и состав

Хотя тесто кажется совершенно простым материалом, не предусматривающим особого разнообразия ингредиентов, в наши дни его делают из довольно разных материалов. Помимо классических вариантов из муки (обычно ржаной) и соли, популярной также является разновидность с большим добавлением крахмала.

Использование разных ингредиентов в разных пропорциях позволяет варьировать густоту смеси и простоту работы с ней, создавая не держащие форму, зато очень мягкие виды теста для совсем крошечных детей и более упругие, но с большим творческим потенциалом – для тех, кто чуть постарше. Некоторые производители также называют тестом для лепки свою продукцию из глины, но это в корне неверно, поскольку потребитель уже привык, что подобную смесь можно есть, тогда как глина вряд ли пойдет на пользу малышу.



Продается тесто для лепки тоже в совершенно разных концепциях. Существуют разноцветные наборы, идея которых близка к той, что используется в наборах для пластилина. Для маленьких детей куда чаще выпускают цветное тесто, которое продается не наборами, а поштучно – родители просто выбирают желаемый цвет. Такой товар рассчитан не на сложные поделки, а скорее на то, чтобы просто заинтересовать малыша процессом.

Наконец, изредка встречаются бесцветные (условно белые) виды теста – оно рассчитано на то, что краситель подмешают сами родители или маленький творец, хотя допускается и возможность последующего окрашивания уже засохшего изделия. Тесто для лепки могут украшать не только красителями, но и другими ингредиентами, например, пайетками, блестками и так далее, но такой материал нельзя давать в руки детям, не достигшим трехлетнего возраста , поскольку подобные украшения не являются съедобными.



Кроме того, тесто для лепки различается по качеству и концепции. Например, в нашей стране большой популярностью пользуются смеси под брендом «Пластишка», но они хоть и неплохие, в основном, притягивают потребителя своей невысокой ценой.

На другом полюсе располагаются наборы Play Doh , известные по всему миру – стоят они дорого, но зато отличаются стопроцентной безопасностью для малыша, хорошим качеством, а также комплектацией наборов дополнительными инструментами для лепки и игры, подробными инструкциями по созданию фигурок и так далее.



Собственно, более подробно вникнуть в тему можно, изучив канал в Youtube, известный как Miss Katy (Мисс Кэти).

Канал уже собрал более пяти миллионов подписчиков – в снимаемых им видео маленькая девочка Катя вместе с папой пытается лепить различные фигурки из соленого теста. Конечно, шедевры (действительно мастерские) создаются, в основном, папой при очень небольшой помощи дочери, но зато ведущие очень наглядно показывают особенности лепки из огромного количества наборов разных производителей.


Одно из видео канала Miss Katy (Мисс Кэти) вы можете посмотреть далее.

Как пользоваться?

Какие-либо конкретные правила лепки из соленого теста отсутствуют, выработана лишь общая технология того, как научить ребенка создавать что-то похожее на его замысел. Обучение должно выполняться поэтапно. На самых ранних этапах достаточно давать ребенку разминать тесто – даже такое упражнение разовьет моторику рук. Далее необходимо показать ребенку простые приемы работы с массой – научить его катать шарики и колбаски.


Тут очень важно активно работать с ребенком, поскольку без помощи родителей он, скорее всего, на шариках и колбасках и остановится. Основную роботу поначалу делают родители, их задача – показать, что из теста можно творить шедевры.

При этом нельзя отстранять маленького от процесса – наоборот, его нужно вовлекать, попросив делать какие-то простые маленькие детали.

Если был куплен полноценный набор из теста и инструментов для работы с ним, внутри могут найтись шаблоны для сложных деталей – тогда таковые может сделать даже сам ребенок.



Следует отметить, что некоторые производители делают тесто несоленым, акцентируя внимание на том, что материал для лепки и еда – не всегда разные вещи. В конце концов, фигурка из теста не заменит полноценную игрушку, поскольку она недолговечная и слишком мягкая – так почему бы ее не съесть? Если масса сделана именно с таким расчетом, на упаковке должна быть описана технология доведения сделанной фигурки до состояния готовности к употреблению в пищу без потери внешнего вида.


Что можно слепить?

Хотя в целом, соленое тесто держит форму куда хуже пластилина, изделия из некоторых более плотных его видов вполне способны держать форму, не предполагающую слишком сложных и тонких деталей. Если изготовление пластилина из теста происходит в домашних условиях, то для достижения желаемого результата смесь должна получиться более сухой – содержать меньше воды и больше муки, соли и крахмала.

Однако многие родители теряются перед вопросом о том, что за фигуры можно сделать из этого материала, поэтому рассмотрим наиболее распространенные творческие идеи, которых не так уж мало.




Наверное, наиболее любимая детьми тема при создании изделий из теста и пластилина – это животные. Самыми популярными являются повсеместно распространенные друзья человека – собаки и коты, но возможны и другие варианты – в частности, в сельской местности дети любят делать фигурки цыпленка или теленка. Из других представителей животного мира востребованы бабочки, рыбки, дельфин.


Растительный мир, конечно, тоже имеет право быть представленным в детском творчестве, хотя к нему чаще обращаются девочки – они очень любят лепить своими руками цветы, а также фрукты и овощи. Здесь мы плавно переходим к теме пищи, поскольку лепка пирогов и плюшек девчонкам тоже интересна – для таких целей, кстати, очень практично использовать тесто, не содержащее соль.

Игрушки являются еще одним источником вдохновения для детей – они могут захотеть вылепить любимую машинку или мишку.


При правильном подходе ребенок может своими руками создать целую композицию, например, изобразить, как кошки играют с клубком ниток. Отличной, очень теплой поделкой станет лепная корзина с теми же фруктами и овощами. Впрочем, сложная составная поделка из множества деталей не обязательно создается трехмерной – маленькие таланты могут создавать картины из теста на плоской поверхности. Можно, например, изобразить осень, когда солнышко освещает деревья с желтыми и оранжевыми кронами.



При дальнейшем развитии собственного мастерства дети способны создавать и более сложные вещи – например, подсвечник. Кто сказал, что птица оригами должна делаться только из бумаги? Ее же можно слепить и из теста! Ну а брелоки, выполненные из такой массы, нельзя будет использовать по прямому назначению, зато ребенок поймет общий принцип, и затем сможет повторить свой шедевр уже из более долговечного материала.


Мастер-класс для начинающих

Чтобы заинтересовать ребенка, нельзя ставить ему задачи, выполнение которых у него точно не получится; в то же время очень важно, чтобы он сразу увидел, что у него получаются не абстрактные колбаски, а нечто более интересное. Обучать малыша лепить нужно пошагово , и если родители решили попробовать заняться этим самостоятельно, но не имеют достаточно информации о способах решения задачи, им поможет педкопилка – сборник идей готовых изделий из того же теста, к каждой из которых дано описание способов изготовления и техника.



Конечно, обучать девочку намного проще, потому что обучением обычно занимается мама и девочка во многом сама интересуется тем, что делает в повседневной жизни обычная женщина.

Для начала можно заинтересовать ее совместным созданием значимого блюда, в процессе которого малышке будет отведена исключительно творческая роль, пусть и под контролем мамы. Например, просим девочку скатать из обычного теста колбаски и украшаем ими каравай или даже позволяем сделать это самой малышке под присмотром.

Ребенок обязательно будет гордиться тем, что при его участии была сделана настоящая еда, которую едят все, и может заинтересоваться как лепкой, так и кулинарией, хотя в столь раннем возрасте стоит пока что ограничиться одной лепкой. Впрочем, «кухонные» наклонности девочки тоже можно использовать для развития творческих способностей – например, лепка игрушечных пирожков и булочек развивает ту же моторику . В дальнейшем можно использовать любые новые интересные идеи.














Если ребенку в силу определенных причин кухонная тематика совершенно неинтересна или он уже прошел этот этап, стоит взяться за более сложный проект – создание игрушки в виде человека. Лепка куклы из цветного теста на практике оказывается куда более простой, чем могло показаться на первый взгляд, но помощь взрослых малышу все равно необходима, хотя бы на первых порах.

Фактически кукла делается из кругов и овалов разного цвета – необходимо сделать конечности, туловище, голову, отдельными деталями будут также глаза и нос. Планирование будущей скульптуры и ее сборка в первый раз осуществляется исключительно взрослыми, а сам ребенок по заказу «руководителя» делает сами детали и параллельно наблюдает, как собирать из них единое целое.



О том, как сделать балерину своими руками из соленого теста, смотрите в следующем видео.

Методическая разработка

Подойти к решению задачи обучения детей лепке даже в домашних условиях можно со всей серьезностью. Для этого может быть использована образовательная программа, разработанная профессиональными педагогами для применения в детском саду или других детских учреждениях и выполненная согласно ФГОС . Таковые находятся в свободном доступе для родителей, желающих дополнительно заниматься с малышами самостоятельно, их возможно распечатать, а увидеть основные принципы обучающего взаимодействия с ребенком поможет открытый урок, который регулярно проводится в большинстве детских садов.

При этом родители в некоторых случаях могут и сами создавать подобные программы для собственного использования.

За основу стоит взять любую готовую программу – это будет своеобразная инструкция, план-конспект для родителей, позволяющий сделать конечный результат логичным и целенаправленным, а вот мелкие детали можно изменять по своему усмотрению.



В процессе самостоятельного продумывания программы необходимо сначала определиться, для какого возраста малыша она создается. Только так можно сформулировать адекватные задачи, доступные для выполнения ребенком. Чтобы лучше понимать, какие задачи дети способны выполнять в разном возрасте, можно воспользоваться все теми же готовыми программами, но в целом там ничего сложного нет.

Младшая группа (1-2 года) преимущественно абстрактно разминает тесто и катает колбаски с шариками, средняя (3-4 года) может с помощью старших лепить составные фигурки, ну а старшая (5-6 лет) способна выполнять довольно сложные задачи – создавать картины и композиции.



При этом задача не должна формулироваться как «сделать такую-то фигурку», составитель программы должен отталкиваться только от тех полезных навыков, которые могут появиться у ребенка в процессе:

  • Для самых маленьких такие задачи – развитие моторики и мышц рук.
  • Перед детьми среднего возраста должны быть поставлены задачи, направленные на углубление интереса к лепке (достигается как ярким цветом материала, так и привлекательным конечным результатом), более тщательное ознакомление со свойствами, развитие понятия о творчестве и природе окружающих предметов, а также формирование основных навыков лепки – придание куску массы необходимой формы.
  • В старшем возрасте упор делается на творчество и фантазию – ребенок уже способен что-то сделать сам, и остается лишь подталкивать его к тому, чтобы его творения становились все более сложными.

" мы уже затрагивали лепку из солёного теста. Там был приведён один-единственный рецепт изготовления солёного теста и всего пара советов. Тогда как лепка из солёного теста — обширная область, в которую углубляться и углубляться. Поэтому тема Солёное тесто — рецепты и способы лепки — это тема, в которой действительно стоит разобраться. Особенно, если вы работаете с ней непосредственно, или же просто хотите с ней работать в будущем.

Солёное тесто — рецепты и способы лепки различны и многовариантны, так как лепить из соленого теста — большое удовольствие и радость! И поэтому практически каждый мастер создаёт свой собственный рецепт. А также и название своей технике — тестопластика, хлебосол, биокерамика, мукасолька.

Итак, рецепты солёного теста

В рецептах описаны обЪёмные пропорции ингридиентов. Наиболее часто используется такой простой рецепт, который используется для простых моделей — без тонких деталей и сложной проработки.

  • 200 г = (1 стакан) муки
  • 200 г = (0,5 стакана) соли (мелкой, НЕ каменной).
  • 125 мл воды

Обратите внимание, соль тяжелее муки, поэтому по весу они одинаковы, а по объёмы соль занимает примерно в два раза меньше.

Для тонких рельефных фигурок добавить на выбор:

  • 15- 20 г (столовую ложку) клея ПВА или
  • крахмала (столовую ложку)
  • клей для обоев (предварительно его размешать с небольшим кол-вом воды)

Крепкое тесто для крупных изделий:

  • 200 г муки
  • 400 г соли
  • 125 мл воды

Тесто для тонких работ:

  • 300 г муки
  • 200 г соли
  • 4 ст.л. глицерина (можно приобрести в аптеке)
  • 2 ст.л. клея для простых обоев + 125-150 мл воды предварительно смешать.

Для замеса лучше использовать миксер - это упростит задачу, да и тесто получится качественнее.

Универсальный рецепт солёного теста : 2 стакана муки; можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1,5 стаканов муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Смешать все компоненты. Вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной , если тесто получается жидковатым, то можно вымешивать его дальше, добавляя понемногу муки до тех пор, пока оно не станет упругим.

Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее. Кисель делают так:

Одну столовую ложку крахмала растворите в 1/2 стакана холодной воды. А еще 1 стакан воды нагрейте в маленькой кастрюльке до кипения. Влейте в кипящую воду раствор крахмала, помешивая. Когда содержимое кастрюли загустеет и станет прозрачным, выключите огонь. Дайте киселю остыть и влейте его в смесь муки с солью вместо воды.

Способы окраски солёного теста

Подкрашивать соленое тесто можно пищевыми красителями, акварелью или гуашью. Окрашивать можно и при приготовлении теста, вводя краситель при замесе, и уже собственно готовое изделие — по поверхности.

Отличный шоколадный цвет получается при добавлении какао. Можно экспериментировать и с другими природными красителями — сажей, соком свеклы, моркови, охрой и т.д. Можно изделие из солёного теста подрумянить в духовке, для естественного цвета.

При подкрашивании надо учитывать, что после высыхания цвет станет менее насыщенным, но если вы покроете поделку лаком — снова станет ярче. Какой лак можно использовать? Акриловый и художественный — это очень хорошо. Возможно применить и обычный строительный на водной основе для дышащих поверхностей т.е. для паркета или дерева.

Особенности и способы приготовления солёного теста:

Есть несколько вещей, которые с солёным тестом делать нельзя. Так, например, нельзя добавлять в солёное тесто блинную муку (или муку с любыми другими с добавками), так как фигурки при высыхание поднимутся как хорошее тесто для пирогов и потрескаются.

Также нельзя добавлять соль йодированную крупные вкрапления не растворяются, в последствии тесто не однородное — в крупинку. Точно так же нельзя добавлять каменную соль без предварительного растворения.

По поводу воды. Так, в тесте лучше всего использовать очень холодную воду; добавлять обязательно частями по 50 мл после каждого добавления вымешивать (связано с тем, что для разной муки, может понадобиться разное количество воды).

Соль сначала перемешивается с мукой, а только потом в готовую массу наливают воду.

Соленое тесто хранят в полиэтиленовом пакете или плотно закрывающемся контейнере. Соленое тесто из полиэтиленового пакета лучше доставать маленькими кусочками, так как комочки теста достаточно быстро покрываются корочкой и при раскатывании или лепке эти сухие корочки портят вид.

И ещё один момент если фигурки толстоваты (больше 7 мм) то после первого этапа, нужно с обратной стороны вынуть излишек теста (Рисунок есть в книжке у Ханановой, на страничке — в книжках)

Тесто может получиться слишком мягким. Тогда поступите следующим образом: смешайте на дне миски столовую ложку муки со столовой ложкой соли. Прижмите ком теста к этой смеси, а затем сомните его. Поступайте так до тех пор, пока тесто не станет более плотным.

Лепить или вырезать фигурки можно сразу на противне. Противень предварительно следует увлажнить водой, в таком случае между изделием и поверхностью противня не образуются пузыри, следовательно, поверхность изделия будет ровной и устойчивой.

Всё что отваливается — просто замечательно и главное не заметно приклеивается клеем ПВА.

Вспучивание или потрескивание поделки из соленого теста происходит в трёх случаях:

  1. Если неправильно подобрана мука. Для большей прочности можно добавить в тесто ржаной муки (цвет будет более теплый и потрескиваний быть не должно) (например, стакан обычной + стакан ржаной, 1 к 1), 50 гр. крахмала — тоже придают тесту эластичность и не дают потрескаться. Также можно добавить клей ПВА, поскольку он тоже придает пластичность и не дает подняться тесту.
  2. Если неправильно произведена сушка (см. следующий раздел)
  3. Если потрескивание произошло после покраски, это означает что изделие не до конца просохло (изделие продолжает сохнуть и воздуху надо куда то деваться) поэтому трескается поверхность краски или лака. Не торопитесь покрасить или покрыть изделие лаком, чтоб потом не жалеть и не переделывать.

Часто задаваемый вопрос: как сушить солёное тесто?

Сушить лучше всего на воздухе в естественных условиях, но это долго (полное высыхание может занять неделю и больше — особенно, если влажность при сушке высокая — так как соль натягивает влагу), поэтому сушить можно в духовке, соблюдая несколько правил.

  1. Духовка должна быть на минимальной температуре
  2. Хорошо если сушка идет с приоткрытой крышкой духовки
  3. Нельзя класть изделий в горячую духовку сразу, нагрев должен происходить постепенно. Так же как и вытаскивать изделие из духовки, лучше если оно остывает постепенно вместо с духовкой
  4. Идеально производить сушку в несколько этапов: час посохло с одной стороны, перевернули поделку, сохнет с изнанки. Я ещё делаю перерывы между сушками, час сохнет в духовке — сутки сохнет само — потом опять часа полтора в духовке с обратной стороны.

Время сушки изделия из солёного теста зависит от толщины самого изделия. А также от применённого рецепта изготовления. Так, тесто с содержанием масла, крема и т.д. сохнет намного дольше теста без маслосодержащих добавок.

Во избежания потрескивания изделия можно производить сушку в три — четыре этапа, в духовке на самом минимуме и обязательно с открытой крышкой примерно по часу- полтора, потом перерыв часа на два — на три, или на всю ночь, поделка сохнет сама, а потом опять включить духовку на минимум с открытой крышкой.

При естественной и духовковой сушке поделку необходимо поворачивать при каждом этапе сушки т.е. час сохнет лицевой стороной, отдыхает, на след этапе перевернули и сохнет уже обратной стороной.

Таким образом, мы осветили основные рецепты и способы лепки солёного теста.

Удачного творчества!

По материалам http://solo-nebo.narod.ru/recept-s ovet.html http://www.mama-pa pa.com.ua/page/170.html


ЛЕПКА ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА


Что нужно для работы
Для теста Общий рецепт:
Мука – 2 части,
соль «Экстра» – 2 части,
вода (обязательно холодная) – 1 часть,
полиэтиленовый пакет для хранения теста,

Есть разные рецепты соленого теста. Например, в одном из них в тесто добавляется растительное масло. Однако изделия в этом случае оставляют жирные отпечатки. В некоторых рецептах предлагается добавлять в тесто виниловый клей. С тестом, приготовленным по такому рецепту, нужно быть очень осторожным, особенно если вы работаете с маленькими детьми. Ведь клей токсичен, а малыши любят все пробовать «на зуб». Наш рецепт состоит из 100% экологичных и поэтому безопасных материалов.
<<>>
Сразу нужно отметить, что для работы с соленым тестом нужен определенный температурный режим в комнате. Оптимальной является температура воздуха 20°С. Если температура выше, тесто быстро пересыхает, его трудно обрабатывать и соединять детали.

Для работы с тестом вам понадобятся:
баночка с водой для смачивания пальцев и кисточки,
стеки,
пластмассовый нож,
доска для лепки,
скалка для раскатывания теста,
кисти,
краски,
зубочистки,
чесночница (для оформления «причесок»)
маникюрные ножницы с закругленными концами.

Еще может понадобиться множество других полезных вещиц, таких как трубочки для коктейля, фольга пищевая, прозрачные ячейки из-под таблеток, бисер, горошинки черного перца, колпачки от фломастерови другое.
Первый рецепт

Мука пшеничная - 2 стакана
Соль «Экстра» - 1 стакан
Вода -3/4 стакана
Второй рецепт

Мука пшеничная - 1 стакан
Соль - 2 стакана
Сухой обойный клей - 1 ложка
Вода - около 1 стакана

В широкую миску насыпьте соль, добавьте воду, затем - муку. Все хорошо перемешайте. Или хорошо перемешайте соль и муку, постепенно добавляя холодную воду до получения однородной массы. Приготовленное тесто не должно прилипать к рукам или крошиться. Тесто должно получиться эластичным и достаточно крутым. Положите его в какую-нибудь емкость или в полиэтиленовый пакет, чтобы оно не высыхало

Долго хранить готовое тесто нежелательно, потому что при этом теряется его первоначальный цвет: оно становится сероватым. Хотя такое несвежее тесто можно использовать для оформления деталей одежды или мелких украшений.
Советы

Если во время вымешивания тесто крошится - добавьте немного воды. Если прилипает к рукам - немного муки.

Соленое тесто, оставленное в открытом виде, на воздухе очень быстро сохнет, поэтому емкость с тестом держите закрытой. Остаток неиспользованного теста положите в холодильник, там его можно хранить день-два.
Совет

Не спешите приобретать все и сразу, для начала достаточно самого необходимого. Постепенно инструментов и различных приспособлений будет появляться все больше и больше. Самыми важными и главными инструментами будут ваши умелые руки!

КАК ВЫСУШИТЬ ПОДЕЛКУ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА



На открытом воздухе при комнатной температуре

Высушить поделку можно на открытом воздухе в сухом месте. Чем изделие толще, тем понадобится больше времени. Зато этот способ самый экономичный.

Сушить на воздухе удобно в летнее время, например на даче. Однако имейте в виду, что при воздушной сушке на поверхности изделия, которая контактирует со столом, образуются углубления.
В духовке (газовой или электрической плиты)

Чтобы высушить готовое изделие, аккуратно, с помощью широкого ножа или лопатки, перенесите его с рабочего стола на присыпанный мукой противень, стараясь не повредить при переносе.

Просушите дня два поделку сначала на открытом воздухе, затем в духовке при температуре 50°С, постепенно повышая температуру, но не выше 150°С. При слишком высокой температуре изделие может вздуться, иногда даже появляются трещины. Вздувшиеся поделки исправить не удастся, а трещинки легко замазать. Для этого разведите немного муки с водой, добавьте клея ПВА, хорошо перемешайте и нанесите эту массу на трещинку, затем стекой или пальцем вотрите в нее смесь.

Изделие не должно остаться сырым. Его готовность определяют по звуку. Постучав по готовому изделию пальцем, вы услышите звонкий звук. Если звук глухой, изделие нужно досушить.

Для крупных изделий можно использовать комбинированную сушку: вначале несколько дней на воздухе, затем - в духовом шкафу.
Время сушки в духовом шкафу электроплиты

1 час -при t 50°С
1-2 часа -при t 75°С
1 час - при t 100-125°С
0,5 часа -при t 150°С

Для просушивания объемных работ потребуется больше времени.

Время, которое понадобится для просушки поделок в духовке, рассчитать точно трудно. Все духовки немного отличаются друг от друга. Поэтому, чтобы было меньше огорчений от испорченной работы, сделайте несколько образцов, например, слепите лепешки разной толщины и просушите их в своей духовке, меняя температуру.

После того как фигурки из соленого теста высушите в духовке, охладите их. Пока изделия горячие, они очень хрупкие, поэтому обращайтесь с ними очень осторожно.
На отопительной батарее

Этим способом очень удобно пользоваться зимой, когда батареи центрального отопления хорошо нагреты. Поделку положите на фольгу или ткань и оставьте на батарее до полного просыхания.
Советы

1. Чтобы поделки хорошо сохранились, после того как они будут просушены и раскрашены, покройте их прозрачным жидким лаком. Это надежно защитит их от влаги. Если не нравится зеркальный блеск, то используйте матовый лак.

2. Использовать для сушки микроволновую печь не рекомендуется.
ЛЕПКА ИЗДЕЛИЙ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

Соединять детали удобно с помощью кисточки и воды. Вода в данном случае играет роль клея. Нанесите кисточкой небольшое количество воды на поверхности соединяемых деталей и аккуратно прижмите их друг к другу, стараясь не смять. Если воды окажется слишком много, тесто может расползтись.

Существует несколько основных приемов лепки. В основе изготовления практически всех элементов лежат шарик и колбаска.

Для украшения изделий из соленого теста используется множество различных мелких элементов: цветочки, ленточки, ягодки, листочки, косички и т. д.

Для изготовления листьев необходимо раскатать колбаску, разрезать ее на одинаковые части-цилиндры, которые затем следует скатать в шарик. Шарик нужно расплющить в лепешку и большим и указательным пальцами сформировать лист. Прожилки можно прорисовать с помощью зубочистки.

Розочки можно изготовить из тонко раскатанной ленты, аккуратно накрученной на зубочистку. При этом формируется нужный размер и форма цветка.

При изготовлении фигурок людей основой служит колбаска, которой нужно придать конусообразную форму. Для лепки головы используют шарик из теста необходимого размера. Более сложные плоскостные элементы или фигурки лучше вырезать из раскатанного теста по заранее изготовленному шаблону.

Идеи поделок из солёного теста




Методическая разработка по лепке из солёного теста для педагогов

Рыжевская Наталья Ивановна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория.
Методическая разработка раздела программы творческого объединения "Город мастеров" "Художественная лепка из солёного теста" . Материал рассчитан на четыре года обучения для детей старше 7 лет, для педагогов дополнительного образования и педагогов школ.

Пояснительная записка

Человек издавна научился готовить из муки и воды - лепить лепёшки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине, сами печём пироги. Украшаем их немыслимыми завитками, а на праздники своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок. А вот произведения прикладного искусства из этого материала - совсем другое дело. Более того – высокохудожественное.
Лепка из солёного теста в последнее время стала очень популярна. Данное искусство становится более распространённым и плодотворно развивается. Изделия из солёного теста – это самый лучший способ украсить свой дом, привнести в него индивидуальность, а также порадовать своих родных и друзей.
Современная педагогическая наука рекомендует детям с самого раннего возраста, в целях развития моторики пальчиков рук и речи как явлений взаимосвязанных друг с другом, заниматься лепкой из теста, пластилина. Они развивают воображение, оба вида мышления – логическое и абстрактное, а также художественные способности ребенка.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, при этом доступна очень маленьким детям.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно – пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой маленький, сделанный из соленого теста мир, но зато, как похожий на настоящий!
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и берет в руки и по мере необходимости изменяет. А если материала достаточно и рядом есть взрослый, который вовремя поможет и поддержит малыша, то лепка станет любимым занятием на долгие годы.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:
повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
развивают воображение, общую ручную умелость, мелкую моторику;
синхронизируют работу обеих рук;
Самое важное и ценное в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

2. Цель и задачи раздела

Цель: «Раскрыть и развить потенциальные способности в ребёнке»
Задачи:
1 год обучения
научить детей лепить из солёного теста яблочки, листочки, фигурки животных, раскатывать колбаски;
формировать умение правильно использовать различные технические приемы при лепке из соленого теста;
развивать аккуратность при окрашивании готовых изделий.
2 год обучения
учить детей самостоятельно замешивать тесто и лепить более сложные формы;
осваивать навыки организации и планирования работы;
воспитывать культуру общения и поведения в коллективе.
3год обучения
научить новым приёмам лепки из солёного теста;
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
учить самостоятельно смешивать краски, развивать чувство меры.
4 год обучения
продолжать закреплять навыки творчества в работе с солёным тестом, добавляя дополнительные материалы: бисер, шёлковые ленты, перья, цветные шнуры;
развивать творческие способности ребенка, его познавательную активность;
формировать художественный и эстетический вкус, гармонию между формой и содержанием художественного образа.

3. Психолого-педагогические аспекты

Программа творческого объединения «Умелые руки» разработана с учетом возрастных особенностей детей. В настоящее время в условиях нашей страны младший школьный возраст охватывает диапазон от 6-7 до 10-11 лет.
В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Развитие личности ребенка, его интеллекта предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, обучения. Для того чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе, научить их учиться, быть внимательными, усидчивыми. В этом возрасте закрепляются и развиваются далее основные человеческие характеристики познавательных процессов как внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь.
В этот период работы с детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных. Внимание детей к этому моменту должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Память у детей является довольно хорошей, но чем старше становится ребенок, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста: учение, общение, игра и труд. Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии играет труд и занятия творческой деятельностью, они должны быть достаточно разнообразными и интересными для детей.
Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для детей выступают в роли педагогов, служат образцами для подражания и основным источником знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в этом возрасте. Общение взрослых и детей улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.
Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности (как ведущей) и существенно влияет на развитие детей. Участие детей в играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые могут детям понадобиться в их взрослой жизни.
В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми.
Подростковый период развития охватывает возраст примерно с 10 – 11 до 15 лет. Развитие всех сторон личности, интеллекта подростка предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в процессе осуществления собственной деятельности, игры, обучения. Главное внимание в воспитании подростка следует сосредотачивать на развитии мотивационной сферы личности: определении им своего места в жизни, формировании его влияния на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Именно в этот период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит осознание человеком самого себя, своих возможностей, способностей, тяга к общению со сверстниками, формируется общие взгляды на жизнь.
У подростка 10-12 лет резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Педагогу легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, «изнутри» воздействовать на общественное мнение.
У подростков 13-15 лет складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами взрослого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

4. Ожидаемые результаты

1 год обучения
Должны знать:
основной рецепт замешивания теста.
Должны уметь:
самостоятельно лепить листочки, кружочки, фигуры животных (морж, крокодил, птичка), раскатывать колбаски и изготавливать из них простые веночки.
2 год обучения
Должны уметь:
лепить и раскрашивать готовые изделия (веночки, корзиночки, яблоньку, животных)
3 год обучения
Должны уметь:
лепить фигуры сказочных персонажей (ведьму, клоуна, мальчика с пальчик, принца Ахмеда)
самостоятельно подбирать краски, раскрашивать и покрывать лаком изделия.
4 год обучения
Должны уметь:
самостоятельно замешивать тесто, лепить более сложные фигуры, раскрашивать их, покрывать лаком и украшать дополнительными материалами (бисером, перьями, тесьмой, шёлковыми лентами, цветными шнурами)
окрашивать готовое вымешанное солёное тесто.

5. Обоснование используемых в образовательно-воспитательном процессе по разделу программы технологий, методов, форм организации деятельности детей

Беседа – используется на занятиях, когда ребятам надо дать информацию, и узнать, что они знают по данной теме. Такая форма располагает к общению между взрослыми и детьми внутри коллектива.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний воспитанников в трудовой деятельности. Такие упражнения соответствуют трудовому воспитанию.
Сюжетно-ролевая игра – творческое воспроизведение детьми, самостоятельно или с помощью взрослых, социальных отношений или материальных объектов на основе жизненных или художественных впечатлений ребенка. Такая игра способствует нравственному воспитанию, развитию фантазии, воображения, общей культуры ребенка.
Игра-труд – деятельность, сопровождаемая игрой воображения, выполняемая с удовольствием, в которой закрепляются представления об окружающем мире, осваиваются самые общие приемы коллективных действий в процессе труда. Её назначение многократное раскрытие личностных качеств и способностей, организация работы малых групп на основе общих интересов.
Дидактические игры – формы, специально создаваемые педагогикой, в том числе и народной, семейной, в учебно-воспитательных целях. По характеру используемого материала делятся на предметные (дидактические игрушки и материалы); настольно- печатные и логические, словесные (игры- загадки, задачи, предложения, игры- путешествия). Используются для интеллектуального развития познавательных способностей

6. Система знаний

Сначала была лепёшка.
Когда то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Потом в Вавилоне появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли первые караваи. Древние египтяне приблизительно 5 тысяч лет назад знали много рецептов теста и выпекали уже 30 различных сортов хлеба. Древние инки лепили из теста фигурки людей и животных и затем приносили их в жертву богам. В Европе в древности фигурный хлеб из дрожжевого теста делали только руками, без вспомогательных материалов. Италия в средние века славилась поистине удивительными мастерами, настоящими художниками, которые пекли такие великолепные фигурные хлеба, что купцы со всей Европы покупали их, чтобы по возвращении в свои родные страны дорого их продать. В это же время появились и деревянные формы для выпечки фигурного хлеба. По сей день, такими формами пользуются для приготовления выпечки к Рождеству. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.
В Китае, начиная с XVII века, делали марионетки из теста. В Гималаях используют деревянные формы для изготовления жертвенных культовых фигур из ячменной муки. Эти фигуры из теста заменяли людей и животных, которых приносили в жертву в прежние времена.
Один из народных художественных промыслов Эквадора - поделки из ярко-окрашенного теста. И если раньше фигурки из теста имели символический или мистический смысл, то теперь для туристов умельцы пекут всё что угодно.
В Греции традиционно пекут великолепные хлебные венки, отделанные пышным орнаментом. В Польше, Чехии и Словакии очень популярны картины из теста.
Хотя поделки из солёного теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто в последние годы стало популярным материалом для лепки: оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие.
Мука:
-это природный продукт, и её качество может меняться и от степени размола, и даже от погодных условий, при которых зерно созревало. Поэтому на практике универсальный рецепт солёного теста приходится слегка корректировать, но это не вызовет затруднений в работе. Для солёного теста лучше всего подходят недорогие сорта муки, не подвергнутой специальной обработке и без добавок эмульгаторов и рыхлителей. Ведь для лепки не важно наличие в муке витаминов и микроэлементов.
Пшеничная мука больше всего подходит для приготовления солёного теста. А в тесте из ржаной муки образуется много пор, его труднее сушить, и в лепке оно более твёрдое. Различные сорта муки можно смешивать, например пшеничную и ржаную муку.
Если вы хотите поэкспериментировать с другими сортами муки, купите ее для начала немного и обязательно смешивайте с пшеничной или ржаной мукой.
Соль:
-добавляют в тесто исключительно как защиту от мышей и вредных насекомых. Поэтому большого её количества, в сущности, не требуется. Перебор соли может сделать тесто хрупким и ломким, что ведёт к образованию трещин на изделии. Соль можно использовать любую, даже самую дешёвую. Соль грубого помола лучше размельчить в кофемолке.
Рабочее место:
-желательно, чтобы помещение, в котором вы готовите тесто, было прохладным, а ваши руки - холодными. Если температура воздуха выше 20 С, тесто станет слишком мягким и его трудно будет обрабатывать.
Если с тестом будут работать дети, замесите его покруче, потому что в теплых детских ручках тесто размягчится.
Что потребуется для работы:
-кисть, стаканчик для воды, валик для раскатывания теста, зубочистка, деревянные палочки, наборы стек, маленькие ножички для обработки краёв, ситечко, чесноковыжималка, специальное колёсико для резки теста, пуговицы для оттиска и другой подручный материал.
Приготовление солёного теста:
-тесто может быть крутым или мягким в зависимости от количества воды и муки. Если во время вымешивания тесто крошится, добавьте немного воды, если же оно прилипает к рукам, нужно добавить муки.
Учтите, что один и тот же объём различных продуктов весит по разному:
1 чашка муки весит около 100 грамм;
1 чашка соли весит около 200 грамм.
Основной рецепт солёного теста из пшеничной муки:
2 чашки (около 200г.) муки
1 чашка (около 200г.) соли
¾ чашки (около 125 мл.) воды
Чтобы тесто не рвалось и не крошилось во время лепки, его нужно хорошо вымесить и размять, пока оно не станет эластичным. Эластичность теста и прочность изделий из него можно повысить, добавив при замешивании 1-2 чайные ложки сухого обойного клея, перемешав его с мукой и солью.
Обработка солёного теста.
Старайтесь лепить или вырезать изделия сразу на противне, при этом сторона изделия остаётся ровной и не возникает повреждений при переносе его к месту сушки и обжига.
Перед началом работы смочите противень водой с помощью кисти, для того чтобы между тестом и противнем не образовались воздушные пузырьки. Чем лучше тесто прилегает к противню, тем ровнее получится обратная сторона изделия после сушки или обжига.
Сушка и обжиг.
Сушка – очень важный этап в изготовлении изделий из солёного теста. Положим, вы задумали и сотворили нечто замечательное. И вдруг – в результате поспешного или неправильного обжига - изделие треснуло и все пошло насмарку! Вот действительно большое разочарование.
При сушке в духовом шкафу сначала включите верхний огонь и просушите изделие на нём до тех пор, пока его поверхность не начнёт подрумяниваться. После этого изделие уже не деформируется.
Затем установите противень на среднем уровне духовки. Если вы хотите придать изделию бежевый цвет, используйте верхний огонь чуть дольше. Если на изделии появляется лёгкая выпуклость или изделие слегка вздувается, значит, температура слишком высокая, и если вы её не убавите, то на обратной стороне могут образоваться трещины.
Как определить полностью ли высохло изделие? Постучите указательным пальцем по изделию. Если звук приглушённый, значит, внутри модель сыровата и её нужно ещё на некоторое время оставить в печи. Если же звук звонкий, значит изделие высушено.
Существует несколько способов сушки:
Воздушная сушка – занимает много времени; на обратной стороне изделия образуется углубление;
Сушка в духовом шкафу – 1 час на каждые ½ см. толщины теста;
Комбинированная сушка – сначала изделие сушат на воздухе несколько дней, а затем досушивают в духовом шкафу. Более подходит для больших объёмных изделий;
Сушка горячим воздухом в гриле.
Микроволновая печь не применима для сушки изделий из солёного теста.
Раскрашивание.
Чтобы краски были сочными и ложились ровно, изделия перед раскрашиванием грунтуют. Для этого можно использовать белую водорастворимую краску, которую наносят кистью. Далее использовать любую краску-акварель, масляную, гуашь. Предпочтение гуашевым краскам, так как изделия получаются ровно окрашенными и яркими.
Окрашивание.
Чтобы окрасить готовое вымешанное тесто, нужно по капельке добавить в него пищевые красители. Если изделие будет однотонным, краску можно добавить при замешивании теста, а если изделие должно быть разноцветным, то готовое вымешанное тесто делят на части по количеству цветов. Затем лепят шарики, в середине которых продавливают углубления. Далее в эти углубления капают краску, после чего тесто тщательно разминают до тех пор, пока оно не будет равномерно окрашено. Обычно достаточно 2-3 капель красителя на 100 гр. теста, чтобы получить нужный оттенок.

Вырезание по шаблону.
Шаблоны лучше делать из тонкого картона с водонепроницаемым покрытием. Обычный картон может прилипнуть к тесту.
Раскатайте тесто до толщины ½ см. на рабочей доске или противне. Наложите подготовленный шаблон на тесто и тонкой острой стекой вырежьте фигурку по краю шаблона. Затем осторожно отделите шаблон, а края фигурки смочите водой при помощи кисточки и подровняйте деревянной палочкой.
Склеивание.
Чтобы соединить части изделия в одно целое, заранее смочите их мокрой кисточкой, и они склеятся, благодаря клейким свойствам муки. Если вам нужно наложить детали друг на друга, смажьте водой обратную сторону накладываемой части, иначе при сушке растёкшиеся водяные пятна изменят цвет. А чтобы вы не сомневались в хорошем результате, смажьте смоченной в воде кистью всё изделие целиком, прежде чем оно попадёт в духовой шкаф.
Обработка подручными средствами.
Обработка теста предметами домашнего обихода часто даёт впечатляющий эффект. Например, расческой можно нанести на тесто ажурный узор, а при помощи пуговиц поверхность изделия можно сделать рельефной. Тестом, пропущенным через чайное ситечко можно украсить веночки, ёлочку, а через чесноковыжималку, сделать кудряшки для барашка. Можно сделать специальный валик, на котором вы заранее вырежете декоративный узор, а потом напечатаете его на тесто. Для оттиска можно использовать засушенные травы.
Лакировка.
Лаковое покрытие защищает изделие от влаги. Прозрачные лаки могут быть жидкими и густыми. Жидкие лаки плохо защищают изделия из солёного теста, поскольку они проникают внутрь, и поэтому изделие приходится лакировать много раз. И всё же используйте именно жидкий лак, если хотите, чтобы изделие выглядело более румяным и менее блестящим.
Густые лаки, напротив, надёжно защищают изделия от влаги, и ими тщательно покрывают изделия со всех сторон. Получается красивый ровный блеск.
Процесс лепки
1. Цилиндрическая форма (колбаска, валик), получается при движении ладошками рук вверх- вниз, можно раскатать кусочек теста по твердой поверхности прямыми движениями. Можно раскатать длинные и короткие валики, толстые и тонкие. Преобразовывая их получить бублик, баранку, улитку, змею, цветок, листок, морковку, косу, стебелек растения, сплющить в ленту.
2. Шарообразная форма (шар, колобок) получается, если раскатать кусочек теста круговыми движениями между ладошек или одной ладонью на твердой поверхности. При преобразовании можно получить яичко, воздушный шарик, грушу, матрешку, банан, огурец, колесо, лепешку, пирамидку, мороженое, шляпка гриба и т.д.
3.Вспомогательный способ:
вытягивание от основной формы мелких деталей (клювик, ушки, хвостик и т.д.) и придание им необходимой формы и положения (заостряя или сплющивая);
загибание края формы заготовки – горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - усиливающие сходство образов с реальными предметами и передающие их функциональность;
использование стеки и других приспособлений: колпачков фломастеров, крышек, палочек, пластмассовых вилок и т.д.
Можно дополнять вылепленный образ различными элементами из других материалов (бисер, ракушки, бижутерия, пуговицы, перышки и стружки и т.д.)
1 год обучения.
Веночки и сердечки.
Для веночка или сердечка раскатываем колбаски и вьём или заплетаем в косы изделие. Украсить можно засушенными цветами, гвоздикой.
Медальоны.
Раскатываем тесто, различными формами для печенья вырезаем нужный медальончик. Для узора используйте перчинки, зёрнышки, трубочки для оттиска, пуговицы. Украшаем тестом, блёстками. Шнур для подвески должен сочетаться с самим изделием по цвету и фактуре.
Розы.
Делаем колбаску длиной 2 – 2,5 см, сплющиваем ее в лепешку большим и указательным пальцами, чтобы серединка была толстая, а края тонкие. Накручиваем лепешку на спичку или на палочку. Это сердцевина розочки. Сердцевину обкрутить лепешками разных размеров – лепестками – до получения цветка нужной величины.
Гусеница.
Приготовить тесто по классическому рецепту. Слепить колбаску – туловище, изогнув его волной. Нанести на туловище гусеницы рисунки: с помощью ножичка – на задней части, иголки на средней, зубочистки – на передней. Придать мохнатость, выдавив из ситечка тесто и прилепив его к туловищу перед головкой. Прикрепить головку – шарик, на котором обозначить с помощью ножичка глаза, носик, ротик. Тоненькой поперечной колбаской отделить хвостовую часть. Приклеить маленькие шарики для украшения и прикрепить маленький бантик из теста. Приклеить лепешечки щечки, сделать челку из тонких полосок. Сделать ножки. Готовую гусеницу просушить и наклеить в рамку на светлый фон. После высыхания раскрасить разными цветами.
Зайка с морковкой.
Чтобы слепить туловище, голову и лапки зайчика, разомните тесто и скатайте шарики, разного размера, затем слегка сплющите их ладонями. Влажной кисточкой смочите места стыков и соедините части изделия друг с другом. Затем слепите или вырежьте уши и прикрепите их к голове. Нанесите стекой рисунок чтобы отметить части лица. К лапке приклейте морковку, вылепленную из комочка теста
2 год обучения.
Яблонька
Приготовить по рецепту тесто, раскатать при помощи скалки пласт теста толщиной 7 мм, по шаблону вырезать ствол дерева, нанести стекой полоски – кору. Из небольшого кусочка теста сделать колбаску, нарезать из колбаски кружочки. Скатать их в шарики, расплющить в лепешку, сдавить тесто большим и указательным пальцами, чтобы получилась острая верхушка, нанести стекой прожилки и у нас получились листочки. Листочки с нижней стороны намочить слегка водой и приклеить на ствол дерева. Чтобы получить яблоки нужно: скатать колбаску, отрезать от нее маленькие кусочки, скатать их в шарики, из семян гвоздики сделать плодоножку. Когда яблоки готовы с нижней стороны смочить их и наложить на листья яблони. После высыхания раскрашиваем гуашью.
Ёжик
Слепить из теста шар, вытянуть его с одного конца и приподнять, чтобы получилась мордочка, придать тельцу нужную форму, слепить ушки из лепешки и прикрепит их к тельцу, с помощью ножика сделать углубления – глаза, а с помощью ножниц иголки. Высушить, можно поместить его на зеленую лужайку, после высыхания раскрасить

Птичка.
Раскатать тесто толщиной 1 см. фигурку вырезать по шаблону. Для глаз взять перчинку. Из теста скатать шарики величиной с лесной орех, из них составить первый ряд узора хвоста. В этих шариках соломинкой или палочкой проколоть маленькие дырочки. Второй ряд – шарики поменьше. Дальше можно пофантазировать - выложить узор из зёрнышек.
Корзиночка малая.
Ручку делаем из колбасок, переплетая их. Короб корзины – круг из теста толщиной 1 см. Чтобы сделать узор корзиночного плетения, на коробе корзины линейкой проведём вертикальные линии. По этим линиям тесто с двух сторон сплющиваем двумя вилками. Украшаем розами, яблоками, листочками.
Морж, крокодил делаются самостоятельно детьми, по одной форме, из колбасок, шариков, овалов.

3 год обучения.

Принц Ахмед.
По принципу лепки принца лепятся все фигуры человека. Туловище: берут форму конуса, нижнюю часть его разрезают пополам, чтобы сделать ножки. Там, где туловище будет соединяться с головой, воткните зубочистку и по половине зубочистки - в места стыков ножек и ступней. Руки: лепить с расширением от плеча к запястью, чтобы получились рукава одежды. Шаровары: из тонко раскатанного теста сделать пышные шаровары, заложив складки сверху, и у ступней, закрыв места стыка полосками теста на ногах и отворотом жакета сверху. Ступни: слепить из двух одинаковых шариков. В нижней трети ступни сделайте засечку, затем переднюю часть слегка загните к верху, а заднюю насадите на зубочистку. Ладошки: слепить из маленьких шариков, придав им форму рукавички. В утолщение нижний части руки острой палочкой или стекой проткните дырочку и вставьте в нее ладошку. Голова и тюрбан: делается шар в соответствии с размером туловища и прикрепляется. Чтобы получить тюрбан, отдельные колбаски из теста наматывают вокруг головы, верх украсить небольшим наконечником. Пояс: делается колбаска, затем раскатывается скалкой, вырезаем полоску и приклеиваем к талии, завязываем узел. Украшаем после обжига бисером, перьями, лентами. Раскрашиваем, лакируем.
Корзина «Рог изобилия»
Лепится как и малая корзиночка, только украшается большим количеством цветов и фруктов. Можно раскрашивать, а можно оставить натуральный цвет теста, только покрыть лаком.
Панно «Золотые талеры».
Фон тёмно-синий бархат. Девушка в одежде украшенной настоящими кружевами, стоит на полянке из засушенного мха. Вокруг разбросаны талеры покрашенные в золотой цвет.

4 год обучения.

Более сложные работы. Лепка сказочных персонаже по той же технологии, как и принц «Ахмед». Украшения из бисера, перьев, бусин, тесьмы.

Кулон «Рыбка»
Окрашиваем готовое тесто в любой понравившийся цвет. Лепим форму сами или вырезаем по шаблону. Глаза бусинки. Делаем оттиск чешуи из подручного материала. Шнур цветной. Сушим, лакируем.

Кулон «Змейка с камнем»
Окрашенное тесто раскатываем в виде змейки. Глаз – бусинка. Берём любой декоративный камень, обвиваем змейкой вокруг камня, предварительно смочив его водой для прочности приклеивания. Делаем насечки на змейке. Сушим, лакируем.
Шкатулка для драгоценностей.
Можно использовать любую баночку из под крема. Обмазываем её тестом. Украшаем по желанию. На крышке лепим красивые цветы: розы, лилии, ромашки. Сушим на воздухе несколько дней. Раскрашиваем. Лакируем.

Ольга Пахомова

Мастер – класс по тестопластике . Пошаговое описание работы с соленым тестом . Из опыта работы.

Цель :Развитие мелкой моторики и интеллекта; творческих способностей и воображения. Воспитывать терпение и усидчивость. Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему.

Предметы, выполненные из теста , часто называют «скульптурой из хлеба» , имея в виду используемые ингредиенты – муку,соль и воду то есть те самые, из которых пекут хлеб. Соленое тесто - превосходный материал для претворения в жизнь мечтаний и идей, а еще это отличное «лекарство для души» спасающее от стресса и депрессии.

Ингредиенты и пропорции : Мука,мелкая соль,обойный клей в порошке,вода. Мука и соль 2 :1 обойный клей 1 столовая ложка

Все основательно вымешать . Вы должны «почувствовать» тесто руками . Это очень важно,ведь от консистенции теста зависит вся дальнейшая работа. Оно не должно быть не слишком мягким,не слишком жестким. Плотность теста всегда можно подкорректировать : для этого иногда достаточно добавить несколько капель воды или наоборот, ст. л смеси из муки,соли и клея.

Как окрасить тесто .

Здесь существуют практически неограниченные возможности. Можно добавить непосредственно в тесто краситель ,как делаю я (акриловую краску,темперу,также какао,сухой сок юппи, молотую куркуму) ,а можно раскрасить уже готовое изделие. Лучше всего развести выбранную краску (у меня пищевые красители) в небольшом количестве воды и добавить ее в смесь муки и соли.

Инструменты.


Инструменты, необходимые на начальном этапе работы,вы легко найдете у себя дома : это миска из стекла или пластика,стакан, скалка,нож, фольга,зубочистки,колесико для разрезания пиццы,колпачки от фломастеров ,крышки от бутылок,формочки для печенья,практически любой предмет может быть использован для того,чтобы придать будущему изделию необходимую форму


И так,соленое тесто предоставляет свободу фантазии, изобретательности, творчеству.

Хранение теста и сушка изделий .

Соленое тесто можно хранить 4-5 дней. Такое ограничение времени хранения зависит от свойства соли,которая делает тесто слишком рыхлым . Соленое тесто нужно хранить в плотно завязанном пакете в прохладном месте


Чтобы изделие из соленого теста стало твердым ,нужно его просушить, то есть вывести из нее как можно больше воды. Наилучший способ- поместить в духовку,лучше в электрическую. Изделие нужно высушить, но не запечь. Температура духовки должна быть минимальной : 50 С. Времени этот процесс занимает достаточно много : нужен примерно 1 час, для слоя теста толщиной 50 мм . Чтобы ваши композиции долго вас радовали,старайтесь уберечь их от сырости. Для прочности готовое изделие можно покрыть бесцветным лаком. Дети очень любят лепить из соленого теста




Я абсолютно убеждена,что соленое тесто создано для того ,чтобы приносить огромное удовольствие и ни с чем не сравнимую радость творчества тому,кто моделирует из него изделия.







Публикации по теме:

Твой Ангел. Я посмотрю душою сквозь пространство… Смешно, но вижу Ангела с тобой… Порой парящий, а порой уставший, Но неразлучен он с.

Лепка – очень полезное занятие. Благодаря ей дети тренируют свои пальцы, развивая мелкую моторику. Кроме того, лепка позволяет развить фантазию.

Дружно елочки лепили, Украшали их потом. Мамам, папам подарили- Удивили мастерством! Каждый ребенок любит получать подарки в новогодние.

В 2016 году юбилейный год и мы решили с детками сделать магниты на "Космическую" тему. Нам понадобилось: 1. Соленое тесто. Рецептов очень.

Мастер-класс «Корзинка с розами» из соленого теста воспитатель МАДОУ "Детский сад №6" г. Перми Дроздова Надежда Ивановна Уважаемые коллеги.

В начале своей работе,когда дети были еще маленькие я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «vedunica.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «vedunica.ru»